Научная статья на тему 'Инновационные технологии обучения в системе музыкального образования: перспективы развития'

Инновационные технологии обучения в системе музыкального образования: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4379
552
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стражникова Татьяна Ивановна

В статье рассматриваются перспективные инновационные (этнопедагогические, креативные, мультимедийные) технологии обучения в системе музыкального образования школа-училище-вуз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии обучения в системе музыкального образования: перспективы развития»

Как полная тишина может осуществлять коммуникативную функцию, передавая бег времени, так и пьеса Дж. Кейджа «4*33», не заключающая в себе ни единого звука, обостряет восприятие текущего времени. В музыке последних десятилетий (Klavierstuck XI К. Штокхаузена, Секвенции для одинокой флейты Л. Берио и т. д.) исполнителю предоставлена необычайная свобода исполнения: музыкант может из определенных «кирпичиков» сам создавать произведение, определяя длительность и последовательность звуков, «перекраивая» форму. Это как бы подчеркивает, что современные сочинения не являются «законченными сообщениями», требуют самостоятельного исполнительского прочтения, что накладывает немалую ответственность на музыканта-интерпретатора.

Создаваемая ныне масс-медийная сфера музыкальной коммуникации не исключает возможность сделать не только исполнителя, но и слушателя непосредственным участником общения. Перед вузами, готовящими работников музыкальной сцены, музыкальных педагогов и организаторов досуга стоит серьезная задача: формировать в новых условиях коммуникативную компетентность студентов, воспитывать активную жизненную позицию и устойчивое позитивное мировоззрение. Междисциплинарные связи вузовской науки должны способствовать этому.

Означенная проблема требует правильной постановки, глубокого изучения, выработки гибкого подхода, направленного на создание единой

и вполне определенной концепции. На важность мер, способствующих развитию коммуникативной компетентности студентов, указывают положения Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, где говорится о «расширении сотрудничества с европейскими странами в области образования в сфере культуры и искусства с целью взаимного обмена передовым опытом» [8].

Литература

1. Цит. по: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб., 2003. С. 27.

2. БонфельдМ. Ш. Музыка: язык или речь? // Музыкальная коммуникация: сб. науч. тр. (Сер. «Проблемы музыкознания»). Вып. 8. СПб., 1996. С. 15.

3. Там же.

4. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. C. 115.

5. Арановский М. Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М., 1974.

6. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах ... С. 5.

7. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003. С. 96.

8. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг. URL: http://www.culart.ru/kaliningrad/ base/dokyment_r_f/ykaz_prezedenta/koncepciia.php

G. A. BOSHUK. MUSICAL SPEECH AS THE INTEGRAL COMPONENT OF STUDENT-MUSICIAN'S COMMUNICATIVE COMPETENCE

This article is devoted to the questions of student's dominative motivations in development of his communicative skills. The author studies the meaning of musical speech via formation of student-musician's communicative competence through the correlation of the verbal and musical communications.

Key words: communicative competence, competency, motivation, musical speech.

Т. и. СТРАЖНИК0ВА

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются перспективные этнопедагогические, мультимедийные, креативные технологии обучения в системе музыкального образования «школа - училище - вуз».

Ключевые слова: многоуровневая система музыкального образования, инновационные технологии обучения.

Многоуровневая система музыкального образования повышает роль личностно-ориентиро-ванного подхода к процессу обучения, значимость творческой и исследовательской деятельности учащихся и студентов. Так, в последние годы особое место в современной музыкальной педагогике отводится научному осмыслению инновационных процессов в сфере музыкально-педагогического образования, а также педагогических

технологий, сочетающих проверенные временем, наиболее эффективные отечественные наработки и зарубежный опыт. Этот процесс требует многостороннего специального и целостного научного освещения.

Недостаточное внимание к комплексному исследованию современных педагогических технологий обучения, инновационных проектов в многоуровневой системе музыкального образо-

вания приводит к снижению качества обучения. Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью разработки концепции развития музыкального образования в регионе на современном этапе, гибкого и оперативного реагирования на изменение потребностей и интересов детей и молодежи.

Основные направления музыкальной педагогики конца ХХ века и перспективы ее дальнейшего развития обозначились еще в 80-90-е годы в публикациях известных исследователей и музыкантов-педагогов: Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, Л. Г. Арчажниковой, Т. И. Баклановой, Л. А. Безбородовой, Е. А. Бодиной, В. Г. Мозгота, О. П. Радыновой, В. Г. Ражникова, Н. Р. Туравец, Б. М. Целковникова, Г. М. Цыпина и др.

Новые реалии педагогики XXI века выдвигают перед музыкантами-исследователями и новые задачи:

- выявление основных закономерностей и тенденций развития современного музыкального образования;

- обобщение практического и теоретического опыта ведущих музыкантов-педагогов, упрочение традиционных методов музыкальной педагогики, не утративших своей актуальности;

- научное осмысление инновационных процессов, анализ современных исследований в области музыкально-педагогического образования;

- выработка рекомендаций для педагогов-практиков в различных сферах музыкального образования;

- создание учебных пособий на основе разработанных рекомендаций.

Научное осмысление инновационных процессов ведет свое начало от первых десятилетий ХХ века, когда термины «инновация», «инновати-ка» стали появляться в различных областях науки. Надо отметить, что инновации в разных источниках трактовали весьма широко: как новообразования, новшества, порождающие изменения в какой-либо общественно значимой сфере. Соответственно, науку, изучающую общие закономерности нововведений в различных областях знания на стыке философии, культурологии, социологии, теории управления, экономики, психологии, педагогики, стали называть инноватикой.

В педагогике термин «инновация» нашел применение в исследованиях принципов, методов и педагогических технологий, обладающих существенными элементами новизны. Изучение инновационных процессов ведется как установление последовательности в смене явлений музыкально-педагогической практики и науки, анализ совокупности целенаправленных действий педагога-исследователя для достижения оптимальных результатов в учебном процессе.

Контент-анализ анкет учителей музыки, преподавателей ДШИ, средних специальных учебных заведений г. Краснодара и преподавателей Краснодарского государственного университета культуры и искусств, проведенный в 2007 и 2008 годах (соответственно 46 и 49 чел.), показал, что наиболее популярны развивающие, эвристичес-

кие и творческие технологии обучения; большое место занимают также эмоционально-художественные, эмоционально-нравственные, игровые, этнопедагогические технологии. Отрадно отметить возросший интерес педагогов-музыкантов к мультимедийным технологиям (34% в 2008-м по сравнению с 4,3% в 2007 г.), программированному и автоматизированному обучению (8% и 16% в 2008 г., в то время как в 2007 году ни один из респондентов не назвал эти технологии в числе используемых). В анкетах педагогов-музыкантов было отмечено, что очень важно начинать процесс музыкального воспитания с раннего детского возраста и далее продолжать в рамках многоуровневой системы музыкального образования.

В региональной системе музыкального воспитания вышеперечисленные технологии применяются комплексно на всех уровнях системы музыкального образования. Мы рассматриваем наиболее перспективную часть из них. Это эт-нопедагогические технологии (уроки музыки в общеобразовательной школе), мультимедийные (среднее и высшее звено профессионального музыкального образования), креативные (высшее профессиональное музыкальное образование).

Структурными компонентами педагогической технологии, как известно, являются: ведущая концепция (философское, психолого-педагогическое обоснование); содержание обучения; собственно технология обучения (организация учебного процесса, формы и методы работы педагога и учащихся, организация учебной деятельности, диагностика эффективности технологии).

С целью выявления эффективности современных инновационных технологий в многоуровневой системе музыкального образования «школа -училище - вуз» проделана опытно-экспериментальная работа, результаты констатирующего, формирующего и контрольного этапов которой мы изложим.

Констатирующий этап составила проведенная среди учащихся средних общеобразовательных школ № 16, 33, 91 г. Краснодара диагностика ценностных ориентаций школьников, исходного уровня знаний о музыке, о культурных и художественных традициях народов, проживающих на территории Краснодарского края. В Краснодарском музыкально-педагогическом колледже была проведена проверка знаний музыкальной литературы, компьютерных технологий. На факультете музыкального и гуманитарного образования и в Академии народной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств осуществлялась проверка уровня развития творческих способностей студентов. В ходе опытно-экспериментальной работы применялись различные методы исследования: анализ и синтез педагогических концепций и теорий, педагогическое наблюдение, контент-анализ анкет и результатов тестирования, беседа, сравнительно-сопоставительный, художественно-творческий анализ исследуемых явлений, педагогический эксперимент. Были разработаны критерии оценки знаний, умений, навыков на каждом уров-

не (высоком, среднем, низком), по всем структурным компонентам исследуемых качеств личности. Выявлены наиболее эффективные формы и методы обучения в рамках этнопедагогических, мультимедийных, креативных технологий.

Как нам представляется, условия такого многонационального региона, как Краснодарский край, позволяют уделять особое внимание этнопедаго-гическим технологиям - обучению в опоре на исконные традиции народов с учетом их поликультурного и межнационального взаимодействия. Эффективность разработанных этнопедагогических технологий доказало опытно-экспериментальное исследование (2007-2008 гг.) на базе трех средних общеобразовательных школ среди учащихся 6-8-х классов (74 чел.). Диагностическое тестирование и анкетирование, проведенное в средних общеобразовательных школах № 16, 33, 91 г. Краснодара Н. А. Ушаковой, выявило уровень знаний учащихся в области региональной музыкальной культуры, их интересы, ценностные предпочтения, мотивации к эстетическому, творческому саморазвитию личности. На констатирующем этапе выяснилось, что многие школьники (41%) имеют нечеткие ценностные ориентиры, неустойчивый интерес к региональной культуре Кубани и музыкальной культуре в целом.

Апробировать за рамками учебного процесса разработанные коллективом исследователей программы по дисциплине «Региональная музыкальная культура» помогло созданное на базе 6-х классов творческое объединение по изучению музыкальной культуры Кубани. Вопросы региональной музыкальной культуры были также внедрены в ряд дисциплин («Музыка», «Мировая художественная культура», «Кубановедение»). Опытно-экспериментальная работа, проведенная в школах г. Краснодара, подтвердила эффективность педагогических технологий, направленных на совместное обсуждение на уроках музыки различных явлений современного мира, региональной культуры, осмысление мировоззренческих ценностей и нравственных норм, упрочивающих социально-значимую художественно-творческую деятельность.

Результаты тестирования и анкетирования на заключительном этапе подтвердили положительную динамику в области поликультурного воспитания школьников при использовании этнопе-дагогических технологий, способствующих диалогу культур, изучению культурных и художественных традиций разных национальностей, в том числе и этнических меньшинств. После проведенной работы количество учащихся с высоким уровнем знаний о региональной культуре изменилось (в начале 21%, в конце эксперимента - 60%). С низким уровнем знаний - соответственно: 41%, 21%. Выработка совместных представлений и взглядов на уроках музыки позволила дать учащимся ориентиры для самостоятельных дальнейших действий, изменила их ценностные ориентации в области региональной и мировой музыкальной культуры.

Наиболее перспективное, на наш взгляд, направление инноваций ныне строится с исполь-

зованием в интерактивном режиме музыкального материала, текста, видеозаписи, мультипликации (мультимедиа) [1]. Эффективность подобных технологий в процессе изучения музыкальной литературы в Краснодарском музыкально-педагогическом колледже (КМПК) исследовала В. П. Синихина.

На данном этапе в работе приняли участие около 150 студентов, изучающих дисциплины «Компьютерные технологии в музыке», «Звукорежиссура», «Аналоговые технические средства обработки и передачи звуковой информации». Опытно-экспериментальная разработка для оптимизации контроля знаний в области музыкальной литературы представляла собой интерактивный сборник тестов по курсу русской музыкальной литературы (10 вариантов тестовых заданий, в каждом по 10 вопросов разного уровня сложности). Апробация тестов показала положительную динамику: повышение интереса студентов к изучению музыкальной литературы, развитие музыкального мышления, совершенствование качества контроля и самоконтроля знаний. Помимо этой разработки в звукозаписывающей студии КМПК был создан комплекс викторин по отечественной музыкальной литературе. На трех обучающих дисках каждый музыкальный трек включает в себя фрагменты изучаемого музыкального произведения и комментарии к нему, в других трех дисках - отрывки музыкальных сочинений для контроля знаний студентов.

Исследование показало, что студенты проявляют высокую заинтересованность в овладении современными мультимедийными технологиями. Процент выбора специализации «Компьютерные технологии в музыке» выпускниками колледжа вырос с 71 (в 2007 г.) до 86 (в 2008-м). Дальнейшая перспектива использования технологий мультимедиа видится нам в освоении возможностей Интернета, аудио- и видеокниг на лазерных дисках, в электронных записях лекций.

Большая работа по внедрению в учебный процесс медиатехнологий ведется также в Краснодарском музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова, где функционирует Лаборатория информатики, руководимая А. С. Приселковым. Учителя-музыканты проходят переподготовку в Краснодарском краевом институте дополнительного профессионального педагогического образования в рамках предмета «Компьютерная грамотность».

Основные направления стратегии образовательной деятельности в условиях многопрофильного вуза культуры и искусств разработаны в Краснодарском государственном университете культуры и искусств. В частности, профессор КГУКИ Н. Б. Зиновьева указывает, что внедрение инноваций в образовательный процесс вуза невозможно без научного осмысления новых концептуальных подходов в теоретико-методологическом обосновании процессов профессионального развития педагога, его переподготовки и адаптации к меняющимся условиям трудовой деятельности. Наиболее рациональные варианты конкретного

32 ""Культурная=ЮгаРасии= №2 =

решения задач могут предложить локальные разработки по отдельным предметам и темам. Они послужат предпосылкой для дальнейшего системного обобщения инновационных педагогических технологий [2].

Проблемами информатизации в системе музыкального образования занимаются И. В. Камыш-никова, Е. В. Покладова, Ю. Ю. Терентьев, Т. Ф. Шак, Н. Б. Щетинская и другие преподаватели КГУКИ. Они убеждены, что владение новейшими музыкально-информационными технологиями, навыками аранжировки на синтезаторе и компьютере позволит будущему специалисту-музыканту легче адаптироваться к жизненным реалиям, активнее включиться в формирование современной информационной культуры. С этой целью в Краснодарском государственном университете культуры и искусств создана кафедра музыкальных медиатехнологий, которой руководит кандидат искусствоведения, доцент Т. Ф. Шак. На кафедре ведется подготовка специалистов в области музыкальной звукорежиссуры, действуют курсы и программы профессиональной переподготовки по специальностям «Аранжировка музыки на базе информационных технологий», «Музыкальный редактор телерадиопрограмм» [3]. Созданный при консерватории КГУКИ Центр музыкально-информационных технологий интенсивно разрабатывает современные мультимедийные обучающие пособия.

Внедрение новейших информационных технологий в систему музыкального образования способствует формированию творчески активной личности. О. В. Пенкиной и Т. И. Стражниковой проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению оптимальных путей формирования творческой активности будущих учителей музыки в процессе изучения музыкально-теоретических дисциплин. Программа исследований охватила студентов факультета музыкального и гуманитарного образования и студентов-хормейстеров в Академии народной культуры КГУКИ. В ее задачи входило комплексно выверить дидактические принципы и методы креативного обучения, ор-ганизационно-мотивационные, операционально-креативные, когнитивные компоненты творческого развития обучаемых.

Изучались мотивационная, креативная, операциональная структурные составляющие творческой активности студентов. Выявлялись уровни и критерии сформированности каждого отдельного компонента (репродуктивно-поискового, креативно-эвристического и творческого, направленного на самостоятельное решение творческих проблем в процессе профессиональной деятельности). На констатирующем этапе педагогического эксперимента в обследуемых группах были апробированы и проанализированы различные творческие задания: сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность, сочинение подголосков к одноголосной мелодии, выполнение аранжиро-

вок на основе аутентичных образцов народного творчества; авторские сочинения по изучаемым разделам курса, примеры вариантов аккомпанемента и др. Далее, на формирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента, обобщалась динамика формирования творческой активности студентов.

Таким образом, освещенные в нашей статье этапы эмпирической работы на базе факультета музыкального и гуманитарного образования и в Академии народной культуры КГУКИ позволили подтвердить эффективность разработанных педагогических параметров инновационной деятельности при изучении цикла музыкально-теоретических дисциплин. Результаты проведенного исследования выявили заметное преимущество студентов экспериментальной группы по мотива-ционному, креативному и операционально-интеллектуальному компонентам творческой активности. В среднем по сравнению с контрольной группой их показатели были выше на 14-22%. Авторы исследования пришли к выводу, что занятия активной творческой деятельностью способствовали личностно-профессиональному развитию и саморазвитию студентов.

Изучение и обобщение теоретического материала и практического опыта педагогов-новаторов и общего хода современных инновационных процессов в Северо-Кавказском регионе позволяет разработать рекомендации для педагогов-практиков в области музыкального образования, внедрить наиболее перспективные проекты в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах культуры и искусств. Т. е. способствовать повышению качества музыкального образования и воспитания в регионе.

Изучение инновационных процессов в региональной многоуровневой системе музыкального образования пока что проходит начальную стадию. Требуются совместные усилия педагогов-практиков и педагогов-исследователей, чтобы гибко и оперативно реагировать на изменение парадигмы, выявлять закономерности и направления, оптимизирующие качество образовательного и воспитательного процесса.

Литература

1. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие. М., 2001. С. 120.

2. Зиновьева Н. Б. О задачах внедрения информационных педагогических технологий в практику вузов культуры и искусства // Основные направления стратегии образовательной деятельности в условиях многопрофильного вуза культуры и искусств: м-лы науч.-метод. конф. Краснодар, 2007. С. 3-6.

3. Шак Т. Ф. Медиаграмотность как компонент профессиональной подготовки музыканта // Многоуровневая система профессионального художественного образования: проблемы интеграции и дифференциации: м-лы регион. науч.-практ. конф. Краснодар, 2002. С. 70-74.

T. I. STRAZHNIKOVA. INNOVATION TECHNOLOGIES OF TEACHING IN THE SYSTEM OF MUSICAL EDUCATION: OUTLOOK OF DEVELOPMENT

The article deals with the perspective ethnopedagogical, multimedia, creative technologies of training in the system of musical education school - college - higher educational institution.

Key words: multilevel system of musical training, innovation technologies of education.

А. В. СКРИПКИНА

МОБИЛЬНОСТЬ РЕАГИРОВАНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ЗАПРОСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА

Автор рассматривает реагирование на изменения потребностей в образовательных услугах и другие факторы формирования конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: мобильность, образовательные услуги, конкурентоспособность, статус, образовательные программы, имидж.

Краснодарский государственный университет культуры и искусств (КГУКИ) на протяжении четырех десятилетий формировался как вуз, имеющий структуру, достаточно гибкую для того, чтобы чутко реагировать на запросы рынка труда и при этом сохранять свою индивидуальность, неповторимость в ряду других высших учебных заведений Юга России.

Он был основан во второй половине прошлого столетия, в период, когда в стране был взят курс на целенаправленную подготовку кадров для всех сфер самодеятельной культуры. Со временем роль вузов культуры в стране росла и изменялась. Спектр их социальных функций обогащался и преобразовывался в соответствии с требованием адекватно реагировать на изменение запросов общества и потребности в специалистах определенного профиля. Сфера образовательных услуг расширялась. В последнее десятилетие двадцатого века в вузах культуры начали открываться отделения, обучающие студентов по консерваторским программам. С этого периода в названии учебных заведений такого профиля появилось новое слово: их стали именовать вузами культуры и искусств. Такое изменение статуса было связано с усложнением структуры, появлением новой отрасли образовательной деятельности, приблизившей учреждения культуры к охвату всех уровней современной художественной жизни при становлении личности, свободной от идеологических рамок.

Сегодня мобильность вузов культуры и искусств связана с качественным и эффективным функционированием образовательной системы, совершенствующейся в соответствии с потребностями рынка труда. Этого невозможно достичь без тесной связи с органами управления культуры и с отраслями, для которых вуз готовит специалистов. Немаловажным аспектом планирования деятельности вуза является возможность получить необходимую информацию, проанализиро-

вать кадровое обеспечение всех сфер и отраслей культуры, определить ориентированность и мотивации молодежи на получение высшего образования в учебных заведениях. Без четкой проработки этого аспекта невозможно говорить о структурированном рынке труда, об успешной кадровой и образовательной политике в сфере культуры.

Выходя на рынок образовательных продуктов и услуг со своими программными предложениями, отраслевые вузы готовят специалистов разного уровня и профиля. В этой связи существен вопрос: являются ли выпускники «продукцией» вуза?

Можно согласиться с мнением о выпускниках как о специфическом «товаре», когда предприятия берут на работу выпускников с целью удовлетворения своей потребности в кадрах нужной квалификации. Однако нельзя принять однозначное утверждение о вузе как производителе товара в виде молодых специалистов [1], ведь с тем же основанием производителем этого специфического товара можно назвать родителей, школу, среду и окружение, а также самостоятельную работу выпускника над самим собой. Конечно, в формировании профессионально значимых знаний, умений и навыков, которые используются работодателями на рынке труда, участвует не только вуз. Самообразование в период пребывания в вузе, параллельное обучение на различных курсах, влияние семьи, окружающей среды тоже приносят выпускникам знания, умения и навыки, востребованные на рынке труда.

Вряд ли целесообразно рассматривать профессиональные качества в отрыве от других характеристик личности, также немало значимых при трудоустройстве и во время профессиональной деятельности. Предлагая всем студентам конкретного курса на конкретном факультете одну и ту же образовательную программу, вуз в итоге выпускает разных специалистов. Они отличаются друг от друга как по степени усвоения прой-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.