Научная статья на тему 'Современные технологии обучения в музыкальном образовании'

Современные технологии обучения в музыкальном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10345
1113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / MUSIC EDUCATION / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стражникова Татьяна Ивановна

В статье рассматриваются основные технологии обучения, используемые на современном этапе развития музыкального образования: мультимедийные, этнопедагогические технологии, а также технологии модульного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стражникова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRAINING IN MUSIC EDUCATION

In this article the basic training technology used at the present stage of development of music education: multimedia, etnopedagogicheskie technology and technology training modules

Текст научной работы на тему «Современные технологии обучения в музыкальном образовании»

УДК 37:001. 12/. 18

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Стражникова Т атьяна Ивановна, к. п. н., доцент

Краснодарский государственный университет культуры и искусств, Краснодар, Россия

В статье рассматриваются основные технологии обучения, используемые на современном этапе развития музыкального образования: мультимедийные, этнопедагогические технологии, а также технологии модульного обучения

Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ.

UDK37:001.12/.18

MODERN TRAINING IN MUSIC EDUCATION

T.I. Strazhnikova PhD, Associate Professor

Krasnodar State University of Culture and Arts, Krasnodar, Russia

In this article the basic training technology used at the present stage of development of music education: multimedia, etnopedagogicheskie technology and technology training modules

Keywords: EDUCATIONAL TECHNOLOGY, MUSIC EDUCATION, INNOVATION.

С изменением основной парадигмы современного образования, направленной на обучение и воспитание креативной, толерантной, коммуникабельной личности, овладевающей ценностями мировой и отечественной культуры, имеющей свою активную жизненную позицию, происходит переход с обучающей деятельности учителя, преподавателя на познавательную деятельность учащегося, студента. В настоящее время перед системой музыкального образования стоит задача не только сохранения лучших традиций музыкальной педагогики, но и обобщения, внедрения в практику наиболее эффективных современных технологий.

Термин «педагогические технологии» появился около сорока лет назад в США и трактуется по-разному, так например, А. К. Колеченко под педагогической технологией понимает «набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями» [1, с. 150.]. При этом цели должны быть конкретны и измеримы, операции воспроизводимы,

чтобы другие педагоги могли воспользоваться этими технологиями. Хотя творчество педагога приветствуется, субъективизм педагога должен быть сведен к минимуму. В новом и более широком смысле педагогическая технология рассматривается «как систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знания путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наибольшей эффективности образования» [2, с. 205].

Основные признаки педагогических технологий: концептуальность, системность, дидактическое целеобразование (дидактические процедуры, содержащие инструменты мониторинга эффективности учебного процесса), инновационность, оптимальность, корректируемость, воспроизводимость, управляемость, эффективность. В задачу педагога входит серьезная подготовительная работа, направленная на выявление целей и задач, принципов и методов обучения, содержания занятий, проектирование конкретных перспектив, выбор тематики проектов, расширяющих кругозор обучаемых, конструирование и структурирование конкретных операций на занятии. В этих условиях на первое место выходит сотрудничество педагога нового типа и ученика, своеобразный образовательный диалог участников педагогического взаимодействия, формирование единого эстетического пространства, образовательной социокультурной среды, координация аудиторной и внеаудиторной работы, учебной и внеучебной деятельности.

В последние годы поток технологий настолько возрос, что возникла необходимость в их классификации, анализе направлений. Этими проблемами занимались В. Г. Гульчевская, В. П. Беспалько, Г. К. Селевко, В. Т. Фоменко. Классифицируются технологии в зависимости от

направленности на обучение, воспитание, развитие, диагностику. Анализируя технологии в системе музыкального образования, мы опирались на работу Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии», обобщающую известные технологии [3]. Наиболее соответствует реалиям современного музыкального образования классификация по следующим основаниям:

- по уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии;

- по философской основе: гуманистические, антропософские;

- по ведущему фактору психического развития: социогенные,

психогенные;

- по научной концепции: интериоризаторские, развивающие;

- по ориентации на личностные структуры: информационные,

операционные, эмоционально-художественные и эмоционально-

нравственные, технологии саморазвития, эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действеннопрактической сферы);

- по характеру содержания и структуры: обучающие и

воспитывающие, общеобразовательные и профессиональноориентированные, частнопредметные, а также монотехнологии

(базирующиеся на доминирующей концепции), политехнологии

(содержащие элементы различных монотехнологий), проникающие (технологии, элементы которых включаются в другие технологии в качестве своеобразных катализаторов);

- по типу организации и управления познавательной деятельностью: цикличное взаимодействие педагога с обучающимся (с контролем,

самоконтролем и взаимоконтролем), направленное взаимодействие (индивидуальное), автоматизированное (с помощью учебных средств);

- по способам, методам, средствам обучения: программированного

обучения, проблемного обучения, развивающего обучения,

саморазвивающего обучения; диалогические, коммуникативные, игровые, творческие;

- по категории обучающихся: массовые (традиционные) школьные, технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания), технологии продвинутого уровня (углубленного изучения музыкальных предметов, профессионального музыкального образования).

Несмотря на значительный перечень оснований, по которым классифицируются технологии, он не отражает всего многообразия современных инноваций в многоуровневой системе музыкального образования, представляющей собой целостную, преемственную по возрастным критериям и уровню подготовки систему, интегрированную в общую систему образования и профессиональной подготовки. В рамках настоящей статьи рассмотрим технологии, наиболее активно используемые в музыкальном образовании: мультимедийные, технологии модульного обучения, этнопедагогические технологии, в которых используются методы народной педагогики.

Мультимедиа-технологии по сравнению с другими имеют преимущество - интерактивность, предполагающую возможность учащимся вмешиваться в процесс обучении в виде вопросов и ответов. «Под мультимедиа-технологией понимают совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств. При этом

информация предстает в наиболее привычных для современного человека формах: аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации

(мультипликации, оживления)» [4, с. 160]. Отличительной особенностью таких технологий является многофункциональность, гибкость и универсальность, возможность индивидуального подхода,

интенсификации учебного процесса, обогащения информационной среды.

Особое значение в разработке педагогических технологий в системе музыкального образования приобретают аудио- и видеоучебные материалы, которые связаны с уровнем технической оснащенности учебного заведения, наличием не только магнитофона, видеомагнитофона, но и лазерных компакт-дисков, компьютерных обучающих программ, позволяющих осуществлять дифференцированный подход к каждому учащемуся, дать ему возможность самостоятельно совершенствоваться. Нет необходимости доказывать, насколько более эффективным становится процесс усвоения нового музыкального материала в сочетании с видеоинформацией, анимацией, насколько активизируется внимание учащихся к содержанию излагаемого преподавателем учебного материала, повышается интерес к новым знаниям. Процесс обучения приобретает более эмоциональный характер, больше органов чувств принимают в нем участие, что повышает качество запоминания музыкального материала.

Сложность применения современных мультимедиа-технологий заключается в том, что далеко не каждый преподаватель владеет в достаточной степени компьютерными технологиями, программным обеспечением. Нужны специалисты в области музыкального образования, способные использовать такие технологии. Важной особенностью применения компьютерных технологий также является перестройка перцептивного и психологического аппарата обучающегося в

специфически виртуальный режим. Подготовительной стадией

практического применения компьютерных технологий может стать дидактическая игра.

Перспектива применения мультимедиатехнологий видится в дальнейшем освоении следующих музыкальных компьютерных средств: музыкальных редакторов, энциклопедий, игровых программ, программ-тестов и викторин, комбинированных программ. Для студентов музыкальных училищ и колледжей перспективным является метод моделирования музыкальной действительности, который интегрирует в себе широкое разнообразие различных форм и методов, позволяет создавать собственные оригинальные обработки, оркестровые трактовки своих сочинений, импровизационные разработки, новые звуковые композиции в компьютерных интерпретациях.

К современным технологиям, используемым в музыкальном образовании, можно отнести модульное обучение, впервые появившееся в Англии и Америке в 60-е годы ХХ столетия. Такой вид обучения наиболее приемлем в системе высшего образования. Его особенностью является систематизирование и структурирование учебного материала таким образом, чтобы он содержал относительно самостоятельную часть содержания учебной дисциплины. При наличии соответствующих методических пособий функции преподавателя становятся консультативно-контролирующими.

В идеале каждый элемент модуля должен иметь соответствующее программное обеспечение. Особое значение приобретают модульные программы разного уровня сложности, связанные с компьютеризацией музыкального образования. Здесь важно сочетание традиционных форм и методов обучения музыканта с новыми принципами

компьютеризированного обучения. Переход на такую образовательную модель, как уже отмечалось выше, сопряжен с трудностями технического характера и подготовкой соответствующих специалистов.

Среди технологий, заслуживающих особого внимания -этнопедагогические. Это связано с возрастанием национального самосознания в России, необходимостью приобщения учащихся к общемировым ценностям через свою национальную культуру. «Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа» [5, с. 5].

Близкое по смыслу понятие народная педагогика предполагает использование воспитательных традиций конкретной этнической группы, в то время как этнопедагогика рассматривает систему воспитания и образования разных народов. Ценность народной педагогики заключается в ее связи с духовной культурой конкретного народа, его обычаями, традициями, ментальностью. Знакомство с духовной культурой разных народов способствует воспитанию своеобразного этнокультурного плюрализма, формированию толерантности, интеграции с мировой, общечеловеческой культурой.

Этнокультурное своеобразие региона, его самобытность особенно ярко проявляются в региональной музыкальной культуре. Отличительной чертой музыкальной культуры Кубани является ее полиэтничность, полифункциональность. Из поколения в поколения передаются духовные ценности, становясь фактором социально-культурного развития региона, интеграции в мировое культурное пространство. Традиционная музыкальная культура Кубани имеет богатые песенные традиции, в

которых тесно переплетаются интонации не только народов Северного Кавказа, но и других народов, проживающих на территории края. Профессиональное музыкальное искусство региона вобрало в себя все своеобразие культуры европейского, отечественного и северокавказского искусства. На Кубани изучение этой проблемы связано с именами Н. Р. Туравец, В. Г. Захарченко, Н. И. Бондаря, В. И. Лях и других исследователей, авторов монографий, учебных пособий, статей.

С введением в общеобразовательных школах Краснодарского края дисциплины «Кубановедение» в 2006 году в помощь учителю музыки в Краснодаре было издано учебное пособие, составленное доцентом Е. В. Покладовой и профессором В. А. Фролкиным [6]. К пособию прилагается фонохрестоматия, включающая необходимый музыкальный материал, специальный раздел пособия содержит материал о музыкальной культуре Кубани. Тематика этого раздела посвящена музыке для детей, изучению народной культуры, песенному и хоровому творчеству кубанских композиторов, музыкальному театру. Важно, что все вышеперечисленные технологии обучения интенсивно используются при изучении истории и культуры Кубани в общеобразовательных школах региона, в системе дополнительного образования, в ДМШ и ДШИ, в высших и средних учебных заведениях. Отбор произведений, включенных в пособие, проходил на ценностно-ориентированной основе, позволяющей оказывать воспитательное воздействие на детей школьного возраста. Отдельные темы учебного пособия посвящены творчеству известных композиторов -Г. Ф. Пономаренко, Г. М. Плотниченко, деятельности Кубанского казачьего хора и его руководителя В. Г. Захарченко и др. [7].

Большая работа по изучению музыкальной культуры Кубани проводится и в сфере профессионального музыкального образования. В

2010 г. появляется учебно-методическое пособие «Культурное наследие Кубани» Э. Г. Отяковской, адресованное студентам высших и средних музыкально-педагогических учебных заведений, а также учителям музыки и преподавателям ДШИ, ДМШ. Следует отметить, что данное пособие является текстовым сопровождением электронной версии мультимедийнометодического комплекта [8]. В Краснодарском государственном университете культуры и искусств читается курс «Музыкальная культура Кубани», в котором изучаются особенности кубанского фольклора, произведения профессиональных композиторов, творчество известных художественных коллективов и исполнителей.

Анализ современных технологий обучения в образовательном пространстве школа - училище - вуз позволил определить приоритетные направления в многоуровневой системе музыкального образования, ответить на вопросы, как наилучшим образом организовать учебную деятельность в сфере музыкального образования для достижения поставленных целей с учетом реальных потребностей конкретного региона. Вместе с тем, следует отметить, что настоящая статья не содержит исчерпывающей информации и лишь позволяет наметить основные тенденции современного музыкального образования: ценностноориентированный подход к получаемым знаниям в области музыкальной культуры; дифференциация и интеграция процесса образования и воспитания личности, творческий синтез образовательных проектов, вариативность образовательных программ и технологий обучения.

Список литературы

1. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.: КАРО, 2002.

368 с.

2. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие / Е.И. Серкова,

В. Д. Симоненко, М.В. Ретивых и др. М.: Вентана-Граф, 2006. 368 с.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 421 с.

4. Педагогические технологии: Учеб. пособие / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин и др. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ»,

2004. 336 с.

5. Кукушин В. С. Этнопедагогика: Учеб. пособие. М.: Изд-во Московского психологосоциального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 304 с.

6. Кубановедение: Музыка Кубани. Книга для учителя. В помощь учителю музыки в курсе Кубановедения. - Краснодар: Эоловы струны, 2006. 237 с.

7. Покладова Е. В. Преподавание музыкального искусства в школах Кубани в условиях модернизации образования // Многоуровневая система художественного образования и воспитания: традиции и инновации: Сборник материалов регион. науч.-практ. конф.; Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств. Краснодар, 2011. С. 256-260.

8. Отяковская Э. Г. Культурное наследие Кубани: учеб.-метод. пособие. Краснодар: КГУКИ, 2010. 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.