Научная статья на тему 'Проблемы интеграции дисциплин в региональной системе музыкального образования'

Проблемы интеграции дисциплин в региональной системе музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / INTEGRATION / MUSICAL EDUCATION / LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стражникова Татьяна Ивановна

В статье рассматриваются интеграционные тенденции в региональной системе музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стражникова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF DISCIPLINES INTEGRATION IN THE REGIONAL SYSTEM OF MUSICAL EDUCATION

The article deals with the integration tendencies in the regional system of musical education.

Текст научной работы на тему «Проблемы интеграции дисциплин в региональной системе музыкального образования»

УДК 378

Стражникова Татьяна Ивановна

Strazhnikova Tatyana Ivanovna

доктор философских наук, профессор кафедры

музыковедения, композиции и методики

музыкального образования

Краснодарского государственного университета

культуры и искусств

[email protected]

D.Phil., Professor of the Music Studies, Composition and Methodology of Musical Education Department, Krasnodar State University of Culture and Arts [email protected]

ПРОБЛЕМЫ

ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ISSUES OF DISCIPLINES INTEGRATION IN THE REGIONAL SYSTEM OF MUSICAL EDUCATION

Аннотация:

В статье рассматриваются интеграционные тенденции в региональной системе музыкального образования.

Summary:

The article deals with the integration tendencies in the regional system of musical education.

Ключевые слова:

интеграция, музыкальное образование, процесс обучения.

Keywords:

integration, musical education, learning.

Исследование интеграционных процессов в педагогике требует комплексного подхода, серьезной методологической базы, позволяющей осмыслить их специфику, структуру, сущность, принципы подхода в совокупности с существующим опытом. Такой подход позволит разработать программы, современные методики музыкального воспитания и обучения на основе взаимодополняющих видов методологии: дескриптивного (описательного) и прескрип-тивного (нормативного).

В общей педагогике среди интегративно-педагогических концепций чаще всего рассматриваются две группы. В первой из них выделяются концепции, которые непосредственно своим предметом имеют интеграционные процессы, что находит отражение в их названиях. Таких концепций не один десяток. Во вторую группу входят образовательные концепции, в которых интегративный элемент внешне не проявляется, но имплицитно задается их характеристиками и выступает в качестве результата их реализации.

Интегративно-педагогические концепции, рассматриваемые в музыкально-педагогических исследованиях, как и в общей педагогике, подразделяются на две группы. В первой из них непосредственно исследуются вопросы интеграции музыкального образования и фундаментальной науки, внутрипредметной интеграции в системе музыкального образования, интеграции основных компонентов общей педагогики, музыкознания, искусства, философии, эстетики и других наук. Во второй группе - исследования посвящены актуальным проблемам музыкального образования, тесно связанным с интеграционными процессами.

Педагоги и аспиранты Краснодарского государственного университета культуры и искусств опираются на указанные концепции и в своих исследованиях акцентируют внимание на отдельных вопросах. Например, вопросы интеграции и дифференциации в системе профессионального музыкального образования исследуются в статье Н.Р. Туравец. Выстраивая интеграционную систему в вузе культуры и искусств, автор особое внимание уделяет проблемам преемственности, непрерывности, целостности и вариативности образовательного пространства, а также определению приоритетных направлений подготовки кадров, исходя из реальных потребностей и тенденций общественного развития в регионе. Практика реализации интегрированного музыкального образования показывает, что наиболее убедительных результатов можно добиться только при наличии трех основных ступеней в данной системе (школа - училище - вуз) - «своеобразной педагогической лаборатории», где можно на протяжении 15-16 лет проследить процесс «созревания», становления музыканта, принимая непосредственное и активное участие в этой работе. Такая «вертикальная» интеграция образования обеспечивает последовательный переход с одной ступени на другую в непрерывной системе музыкального образования [1].

Основным направлениям интеграционных процессов в области музыкальнопедагогического образования посвящено диссертационное исследование И.О. Парий, в котором разработана модель интегрированной инструментальной подготовки будущего учителя музыки,

включающая три основных блока: методологический, организационно-процессуальный и структурно-содержательный. Выявлены функции интеграции в инструментальной подготовке будущего учителя в вузе: системообразующая, конструктивная, динамическая, трансляционная, гуманистическая. Разработанная автором исследования программа «Интегрированная инструментальная подготовка (фортепиано)» позволила выявить неиспользованные резервы как внешнего, так и внутреннего порядка для повышения уровня профессионализма будущих учителей музыки [2].

Ко второй группе исследований, в которых проблемы интеграции внешне не проявляются, но выступают в качестве результата их реализации, следует отнести кандидатские диссертации

0.Н. Пикаловой, М.Р. Святецкой, Т.С. Ковалевой, Г.А. Бошук, А.Ф. Григорьева и др. В диссертации О.Н. Пикаловой исследуемая ею готовность рассматривается как интегративное образование профессиональных и личностных качеств будущего учителя музыки, позволяющее более эффективно решать профессионально-педагогические задачи [3].

Процессы интегрированного применения различных видов искусства в региональной системе полихудожественного образования прослеживаются в диссертационном исследовании Т.С. Ковалевой, в котором музыкальное развитие школьников выступает особым показателем полихудожественного образования, которое предполагает органическую связь между его многочисленными компонентами [4].

Межпредметная блочно-модульная интеграция как фактор формирования системных знаний, умений и навыков лежит в основе авторской программы «Фортепианно-педагогическая подготовка», разработанной М.Р. Святецкой. В ее исследовании структура и содержание подготовки студентов-пианистов в среднем учебном заведении базируются на профессиональноориентированной взаимосвязи фортепианного и педагогического обучения. Определяющее место в системе целостного подхода к проблеме подготовки специалистов принадлежит интеграционным связям общегуманитарных, общепрофессиональных и специальных предметов [5].

Расширению межпредметных связей, интеграции учебных дисциплин (музыкальнотеоретических, инструментоведения, музыкальной психологии и т.д.) посвящены исследования Г.А. Бошук и А.Ф. Григорьева. В этих работах межпредметная интеграция реализуется в содержании и технологии формирования концертмейстерского мастерства. Специфика профессии концертмейстера, связанная с ее полифункциональностью, требует коренного преобразования всех компонентов образовательного процесса вуза, появления нового качества синтеза знаний, умений и навыков, составляющих содержательную основу данного мастерства [6; 7].

С бурным развитием компьютерной техники, цифровой записи в последние годы музыкальная деятельность приобретает интегративный комплексный характер, в ее процессе осваиваются все элементы музыкально-звуковой системы. Проблема связи музыкознания, музыкальной педагогики с музыкальной информатикой раскрывает безграничные возможности музыкально-информационных технологий обучения, о чем свидетельствуют исследования музыкантов-педагогов. Так, в диссертационном исследовании Ю.Ю. Терентьева анализируются новые музыкально-информационные технологии, используемые в процессе подготовки специалистов-музыкантов. Автором разработаны теоретические и методические основы обучения студентов музыкальных специальностей музыкальной информатике, которые включают пять основных блоков: теоретико-методологические основы, средства программного обеспечения, аппаратно-технические средства, работа с мультимедийными приложениями, музыкальное программирование [8].

В заключение следует отметить, что современные задачи музыкального образования следует решать путем переориентации учебного процесса на более эффективные современные технологии обучения, основанные на интеграции отдельных тем, уроков, интегрированном взаимодействии и взаимовлиянии различных дисциплин и образовательных областей.

Ссылки:

1. Туравец Н.Р. Интеграция и дифференциация в системе профессионального музыкального образования // Многоуровневая система профессионального художественного образования: проблемы интеграции и дифференциации: сб. материалов регион. науч.-практ. конф. Краснодар, 2002. С. 3-19

2. Парий И.О. Интеграция в инструментальной подготовке будущего учителя музыки в вузе»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2004.

3. Пикалова О.Н. Формирование готовности будущего учителя музыки к созданию единого музыкально-эстетического пространства общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2006.

4. Ковалева Т.С. Музыкальное развитие школьников в региональной системе полихудожественного образования: автореф. дис. . канд. пед. наук. Краснодар, 2004.

5. Святецкая М.Р. Профессионально-ориентированная взаимосвязь фортепианного и педагогического обучения студентов в среднем учебном заведении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2005.

6. Бошук Г.А. Педагогические основы творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике в вузе: автореф. дис. . канд. пед. наук. Краснодар, 2004.

7. Григорьев Д.Ф. Формирование концертмейстерского мастерства учителя музыки в системе непрерывного педаго-

гического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2004.

5. Терентьев Ю. Ю. Структура и содержание музыкальной информатики в системе профессионального музыкального образования: автореф. дис. . канд. пед. наук. Краснодар, 200З.

References (transliterated):

1. Turavets N.R. Integratsiya i differentsiatsiya v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya // Mnogourovnevaya sistema professional'nogo khudozhestvennogo obrazovaniya: problemy integratsii i differentsiatsii: sb. materialov region. nauch.-prakt. konf. Krasnodar, 2002. P. 3-19

2. Pariy I.O. Integratsiya v instrumental'noy podgotovke budushchego uchitelya muzyki v vuze»: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Krasnodar, 2004.

3. Pikalova O.N. Formirovanie gotovnosti budushchego uchitelya muzyki k sozdaniyu edinogo muzykal'no-esteticheskogo prostranstva obshcheobrazovatel'noy shkoly: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Krasnodar, 2006.

4. Kovaleva T.S. Muzykal'noe razvitie shkol'nikov v regional'noy sisteme polikhudozhestvennogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Krasnodar, 2004.

6. Svyatetskaya M.R. Professional'no-orientirovannaya vzaimosvyaz' fortepiannogo i pedagogicheskogo obucheniya studen-tov v srednem uchebnom zavedenii: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. Krasnodar, 2005.

6. Boshuk G.A. Pedagogicheskie osnovy tvorcheskoy samorealizatsii lichnosti studenta v kontsertmeysterskoy praktike v vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Krasnodar, 2004.

7. Grigor'ev A.F. Formirovanie kontsertmeysterskogo masterstva uchitelya muzyki v sisteme nepreryvnogo pedagog-icheskogo obrazovaniya: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. Krasnodar, 2004.

5. Terent'ev Y. Y. Struktura i soderzhanie muzykal'noy informatiki v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. Krasnodar, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.