Педагогика
УДК 378
старший преподаватель Шафигулина Ильмира Фаритовна
Набережночелнинский филиал Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Набережные Челны)
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В данной научной статье рассматривается проблема обучения иностранных студентов русскому языку. Актуальность проблемы заключается в том, что многие иностранные студенты по приезде в Российскую Федерацию не знают русского языка, а, следовательно, не могут приобщиться к традиционной культуре. Иностранные студенты также не могут получать качественное образование, поскольку не имеют знаний русского языка. В рамках исследования рассматривалась возможность использования цифровых технологий для обучения русскому языку. Проанализированы различные способы интерактивного обучения, отмечены преимущества и недостатки. К ним отнесли: интерактивные онлайн-уроки мобильные приложения, виртуальные классы. Однако использование технологий, прежде всего, носит характер самостоятельных занятий. Это снижает эффективность обучения. Необходимо придать им характер обязательных и замотивировать студентов самостоятельно заниматься изучением русского языка. В целом, исследования в данной области продолжаются и разрабатывается новые концепции обучения русскому языку.
Ключевые слова: интерактивное обучение, иностранные студенты, инновационные технологии, комнаты виртуальной реальности, онлайн-курсы.
Annotation. This scientific article considers the problem of teaching Russian language to foreign students. The relevance of the problem lies in the fact that many foreign students upon arrival in the Russian Federation do not know the Russian language, and, therefore, cannot join the traditional culture. Foreign students also cannot receive quality education because they do not have knowledge of the Russian language. The study considered the possibility of using digital technologies for teaching Russian language. Various ways of interactive learning were analysed, advantages and disadvantages were noted. These included: interactive online lessons, mobile applications, virtual classrooms. However, the use of technologies, first of all, has the character of independent classes. This reduces the effectiveness of learning. It is necessary to make them compulsory and motivate students to study Russian on their own. In general, research in this area continues and new concepts of Russian language teaching are being developed.
Key words: interactive learning, international students, innovative technologies, virtual reality rooms, online courses.
Введение. В настоящее время цифровые технологии становятся все более значимыми и широко применяемыми в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и в образовании. Их внедрение позволяет создавать уникальные и высокоэффективные подходы к обучению, например, изучение русского языка как неродного (иностранного). Быстрое развитие цифровых и интерактивных средств обучения позволяет сделать процесс изучения более интересным, эффективным, динамичным и открытым для широкого круга лиц [1].
Целью данной научной статьи является изучение и анализ эффективности применения инновационных технологий при обучении русскому языку иностранных студентов. Для выполнения поставленной цели необходимо рассмотреть особенности обучения русскому языку, определить роль и возможности цифровых технологий, а также провести анализ их применения на практике.
Для реализации поставленных задач в рамках данного научного исследования необходимо рассмотреть различные теоретические аспекты и практические примеры инновационных методов обучения, а также определить их эффективность. Для более широкого обзора исследования будут проведены анализ существующих данных и опыта работы с инновационными методами обучения русскому языку, что позволит представить более полную картину применения современных технологий в данной области [2].
Изложение основного материала статьи. Инновационные технологии обучения включают в себя современные методы, приемы и средства, направленные на улучшение процесса обучения, повышение его эффективности и интерактивности. Они включают в себя следующие компоненты цифрового образования [3, 4]:
• Онлайн-платформы.
• Многофункциональные приложения.
• Комнаты виртуальной реальности.
• Мультимедийные материалы.
Это способствует более глубокому и динамичному изучению и освоению программы русского языка.
Обучение русскому языку имеет свои особенности. Например, определенные различия в грамматике, лексики, фонетики, а также дифференциация культурного кода. Студенты, не владеющие русским языком, сталкиваются с проблемами понимания уникальных и неповторимых для русского языка форм, конструкций слов и выражений. Именно эти особенности необходимо учитывать при создании образовательной траектории при обучении русскому языку с использованием цифровых технологий [5].
Определим роль инновационных технологий. В первую очередь они предлагают новые подходы в обучении, взаимодействии и анализа эффективности; способствуют активизации обучающегося процесса; улучшают понимание изучаемого материала; стимулируют самостоятельное изучение русского языка, а также подобрать индивидуальную траекторию обучения.
Рассмотрим практические примеры использования инновационных технологий в обучении русскому языку и выделим основные типы [6, 7].
1. Интерактивные онлайн-уроки. Это специализированные сайты, где проходят онлайн занятия по обучению русскому языку. Преимущество таких платформ - возможность в режиме реального времени взаимодействовать с преподавателями. Приведем несколько примеров:
• Сайт SkyFord. Обучение происходит по видеосвязи. Предлагается несколько вариантов обучения. В первом случае обучающиеся проходят краткий курс (6 месяцев), направленный на базисное понимание русского языка и тренировки разговорной речи. Во втором случае курс составляет более 6 месяцев и направлен на более глубокое изучение русского языка (по окончании студент имеет продвинутый уровень русского языка). Если же студент знает русский язык, но хочет улучшить разговорный русский язык, то существует специальный курс «Разговорный русский язык для иностранцев по скайпу».
• roLang. Проект содержит учебные материалы по русскому языку как иностранному. Предлагается самостоятельное изучение с использованием готовых конспектных материалов (их более 350), имеющих разные уровни владения языком: от А1 до С2. Кроме этого, на сайте представлены видеоматериалы.
• Интерактивные авторские курсы Института Пушкина. Представлены для изучения различные разделы русского языка: фонетика, лексика, грамматика, аудирование. Позволяет повысить владение языком с AI до С1.
• Международная онлайн-школа русского языка как иностранного «Russificate». Одна из крупнейших образовательных платформ, предлагающая онлайн-курсы по обучению русскому языку как иностранному. Основные преимущества: высокий уровень подготовки специалистов, индивидуальный подход к каждому студенту, вебинары на русском языке по каждому разделу русского языка, групповые занятия по 3-5 человек, формируемые в зависимости от уровня, широкий спектр курсов в зависимости от целей обучения, также после обучения выдается верифицированный диплом.
• Everyday Russian. В коллекции сайта собрано более 300 уроков. Представлены для изучения различные разделы русского языка: фонетика, лексика, грамматика, аудирование. Позволяет повысить владение языком с AI до С1.
2. Мобильные приложения для изучения русского языка. В первую очередь направлены на самостоятельное изучение. Основное преимущество - использование в любое время, вне зависимости от обстоятельств. Выделим несколько категорий данных приложений [8, 9].
Приложения для тренировки русской грамматики и лексики:
• Duolingo. Приложение в первую очередь рассчитано на ознакомление с грамматикой русского языка и для пополнения лексического запаса. Форма обучения - с помощью карточек и виртуальных игр. Приложение рассчитано для тех, кто только начинает изучать русский язык.
• Lingodeer. В данном приложении уроки разбиты по темам. Каждый урок сопряжен подробными объяснениями. Рассчитано приложение на начинающих изучать русский язык студентов, а также для среднего уровня. Особенность Lingodeer заключается в акцентировании внимания русской грамматики.
Приложения для тренировки навыков чтения и аудирования.
• RussianPodlOl. Приложение развивает навыки понимания русской речи. Программа состоит из видеозаписей и подкастов, имеющих разный уровень - начальный, средний, продвинутый. Аудирование помогает не только научиться воспринимать русскую речь, но и параллельно изучить грамматику, лексику.
• Beelinguapp. Приложение развивает навыки чтения на русском языке. Текст имеет параллельное сопровождение на родном языке. Для проверки своих знаний можно убрать все подсказки.
Приложения общей направленности.
• Babbel. Очень похоже на другие приложения. Обучение начинается с изучения алфавита и базовых знаний о русском языке. Подойдет для тех, кто только начал изучать русский язык.
• Rocket Russian. В приложении присутствует комплекс для изучения различных тем, а также элементы аудирования и практики разговора. Важной особенностью приложения является тот факт, что параллельно изучению языка проходит процесс приобщения к русской культуре.
Рассмотрим следующий вид обучения русскому языку. Виртуальные классы и симуляторы общения на русском языке -это инновационные технологии, которые предоставляют студентам возможность погрузиться в аутентичную среду на русском языке, где они могут общаться с виртуальными персонажами, учиться в интерактивной форме и практиковать навыки общения на русском языке [10].
1. Виртуальные классы: С помощью виртуальной реальности или специализированных онлайн-платформ студенты могут попасть в виртуальный класс, где они могут видеть и взаимодействовать с учителем и другими учениками на русском языке. Это создает аутентичную образовательную среду и помогает студентам углубить свои знания и навыки в русском
2. Симуляторы общения: Это программы, которые позволяют студентам общаться с виртуальными персонажами на русском языке. Студенты могут участвовать в разговорах, задавать вопросы, решать задачи и практиковать реальные ситуации общения на русском языке. Это помогает развить навыки общения, понимания устной и письменной речи на русском языке и повысить уверенность в своих знаниях.
Результаты исследований указывают на следующие преимущества использования инновационных технологий в обучении на русском языке:
1. Увеличение уровня мотивации студентов: Интерактивные методы обучения, такие как виртуальные классы и симуляторы общения, делают процесс обучения более увлекательным и захватывающим для студентов, что способствует повышению их мотивации к изучению русского языка.
2. Улучшение результативности: Использование инновационных технологий помогает студентам лучше усваивать материал за счет интерактивности, аутентичности и индивидуализации обучающего процесса.
3. Развитие коммуникативных навыков: Виртуальные симуляторы общения на русском языке позволяют студентам практиковать устную и письменную речь, а также развивать навыки взаимодействия с другими на русском языке.
Выводы. Несмотря на многочисленные преимущества, некоторые недостатки использования инновационных технологий могут включать в себя возможные технические проблемы, ограничения доступа к технологическим средствам, а также несовершенства в программном обеспечении и контенте.
Для улучшения эффективности обучения с использованием инновационных технологий рекомендуется:
1. Проведение дополнительных исследований и адаптации технологий под нужды конкретной аудитории.
2. Обеспечение доступности и качества образовательного контента.
3. Проведение регулярной оценки эффективности и адаптация методов обучения в соответствии с обратной связью от студентов.
В целом, инновационные технологии обучения на русском языке имеют большой потенциал для улучшения качества образования и эффективности изучения русского языка студентами.
Литература:
1. Андрианова, М.Г. Навыки XXI в. и проектное обучение на уроках РКИ / М.Г. Андрианова // Русский язык за рубежом. -2018. - № 4 (269). - С. 83-85
2. Афанасьева, Н.Д. Дистанционное обучение русскому языку как иностранному - составляющая часть образовательного пространства / Н.Д Афанасьева, С.С. Захарченко, И.Б. Могилев // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: материалы V Конгресса РОПРЯЛ. - СПб.: МИРС, 2016. - № 5,- С. 1616-1620
3. Балаболова, Г.Г. Инновационные технологии обучения русскому языку / Г.Г. Балаболова // Экономика и социум. -2022. - №. 5-2 (92). - С. 378-381
4. Васильева, A.B. Характеристики интерактивных учебных пособий по русскому языку как иностранному / A.B. Васильева, Н.Л. Федотова // Русское слово в многоязычном мире: материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ. - 2019. -С. 935-939
5. Пименова, Г.А. Условия и методы их семаитизации на занятиях по русскому языку как иностранному / Г.А. Пименова, Н.Н Сперанская // Язык специальности на занятиях по русскому языку как иностранному. - Л.: Ленинградский университет. - С. 26.
6. Сенченкова, Е.В. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении РКИ / Е.В. Сенченкова, O.A. Некоз // Русский язык за рубежом. - 2017. - № 4 (263). - С. 57-63
7. Специан, Л.М. инновационные технологии в обучении русскому языку иностранных студентов - перспективное направление / Л.М. Специан // Актуальные вопросы современной науки и образования. - 2022. - С. 189-191
8. Таранова, Т.Н. Современные информационные и коммуникативные технологии в обучении иностранных студентов русскому языку / Т.Н. Таранова. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/sovremennye-informatsionnye-i-kommunikatsionnye-tehnologii-v-obuchenii-inostrannyhstudentov-russkomu-yazyku (дата обращения: 10.05.2024)
9. Шафирова, Л.В. Самостоятельное изучение русского языка с новыми технологиями: перспектива испанских студентов / Л.В. Шафирова, Д. Кассини // Русский язык за рубежом. - 2017. - № 2 (261). - С. 104-109
10. Шипелевич, Л. Портал «Образование на русском» как обучающее и интеллектуально развивающее пространство Интернета / Л. Шипелевич // Русский язык за рубежом. - 2018. - № 1 (266). - С. 26-29
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук Шахмаева Ксения Евгеньевна
Федеральное государственного бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация. В данной статье описана актуальность применения метода проектов в образовательном процессе высшего учебного заведения. Обозначены причины, по которым проектное обучение не дает ожидаемых результатов, и в полной мере не способствует улучшению качества образования по тем требования, которые выдвигаются в обществе. Описано, каким образом следует изменить концепцию проектного обучения для эффективной работы. Приведены требования к субъектам проектного обучения и правила для успешной его реализации.
Ключевые слова: Проект, метод проектов, проектное обучение, проектная деятельность, образовательный процесс в
Annotation. This article describes the relevance of the application of the project method in the educational process of a higher educational institution. The reasons why project-based learning does not give the expected results today and does not fully contribute to improving the quality of education according to the requirements that are put forward in society are outlined. It describes how the concept of project-based learning should be changed for effective work. The requirements for the subjects of project training and the rules for its successful implementation are given.
Key words: Project, project method, project training, project activity, educational process at the university.
Введение. Современные тенденции в системе высшего образования говорят нам о том, что научиться профессии раз и на всю жизнь теперь невозможно. Быстрая модернизация существующих производств, появление новых современных технологий приводит к тому, что человек должен обучаться своей профессии в течение жизни, постоянно обновляя и усовершенствуя свои знания в той или иной области.
Современные бизнес-сообщества говорят о потребности в молодых специалистах не только обладающих специальными профессиональными компетенциями, которые были получены за период обучения в учебном заведении, и освоены в процессе трудовой деятельности, но и владеющими надпрофессиональными, гибкими навыками, которые будут способствовать их успешному участию в рабочем процессе, продвижению по карьерной лестнице и высокой производительности труда [1, С. 153]. Умение общаться с коллегами, планировать свою деятельность, сотрудничать, умение выделить главное, аналитически, стратегически и креативно мыслить, брать ответственность, быть эрудированным и изобретательным, умение работать в команде единомышленников - это малая часть навыков, без которых не может обойтись современный высококвалифицированный специалист и успешно развивающиеся на рынке компании. Стоит заметить, что данные навыки неспецифичны для какой-либо профессии, поэтому до недавнего времени им мало уделялось внимания в процессе обучения в вузе, но данные тенденции привели к пересмотру учебных планов и рабочих программ дисциплин в высших учебных заведениях страны [3, С. 75].
В нашей статье рассмотрим, как в учебном процессе вуза ведется работа над формированием надпрофессиональных навыков у обучающихся, и что нужно улучшить для большей эффективности результатов, на примере работы с обучающимися направления подготовки 08.03.01 «Строительство» института Строительства, архитектуры и искусства ФГБОУ ВО «МГТУ им. Носова».
Изложение основного материала статьи. В учебных планах направления подготовки «Строительство» существуют дисциплины, которые формируют общекультурные компетенции обучающихся и выше названые надпрофессиональные навыки - Личностное и профессиональное саморазвитие, Социальное партнерство и т.д., но до сих пор слабо учтено главное - данные умения и навыки не отрабатываются в процессе изучения профессиональных дисциплин, в методике преподавания которых до сих пор главную роль занимает индивидуальный подход к решению учебных задач (индивидуальные задания для обучающихся, выполнение индивидуальных курсовых проектов и т.д.). В связи с чем, студенты получившие представление о надпрофессиональных навыках, не готовы применить эти знания при изучении профессиональных дисциплин и решении профессиональных задач.
Необходимо менять подходы к учебному процессу в высшей школе, внедрять в образовательный процесс такие методы обучения, которые будут способствовать не только научению профессии, но и развитию надпрофессиональных навыков, соответствующих запросу работодателей.
Одним из таких методов, который очевидно должен способствовать развитию надпрофессиональных навыков является метод проектов. Метод проектов (проектное обучение) - это система обучения, при которой обучающие формируют профессиональные и общекультурные компетенции путем планирования и выполнения в определенной последовательности действий, для достижения поставленной цели и получения реального результата, лично значимого для них и оформленного в качестве готового продукта [4, С. 108].
Само проектное обучение, как метод, не новый и широко применяются в системе высшего профессионального образования (в учебных планах бакалавров направления подготовки «Строительство» предусмотрена дисциплина