V7TK" Xll 881 1 l/^i (TliON l©2023 Контент доступен по лпцешш! CC В Y-NC 4.0
y A14 J / Z.oo I. I |(cc) CaJ This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license
DOJ. | (j 57145/27129780 2023 12 03 05 lfcae3MI^Mhttps://cTeativecommons.otg/licenses/by-nc/4.0/)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА
© Автор(ы) 2023
ГАДЖИЕВА Лала Абдулсалам кызы, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры английского языка № 2
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства
иностранных дел Российской Федерации 119454, Россия, Москва, [email protected]
SPIN: 9196-1210
AuthorID: 836164
ORCID: 0000-0001-6943-2272
Аннотация. Сегодня ресурсы для изучения иностранного (английского) языка практически не ограничены и включают университетское образование, традиционные и онлайн-школы, разнообразные курсы, видеохостинги, аудиокниги, учебные и учебно-методические пособия с мультимедиа возможностями и т.д. Современное образование предполагает использование различных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и устройств. В настоящее время активно набирает популярность такой высокотехнологичный инновационный ресурс, как искусственный интеллект (ИИ). Обучение студентов бакалавриата иностранному (английскому) языку сегодня все больше проходит с использованием систем ИИ, что требует подробного изучения, в частности, того, какие из программных средств и сервисов заслуживают внимания со стороны преподавателей и студентов. Целью исследования является представление комплексного подхода к использованию систем ИИ на занятиях по иностранному (английскому) языку со студентами бакалавриата. В рамках работы детально описываются конкретные программы, приложения и сервисы, основанные на системах ИИ, которые могут быть использованы в учебном процессе в вузе. Среди сфер использования систем ИИ называются взаимодействие с естественным языком, применение личностно-ориентированного подхода, виртуальное (онлайн) обучение, адаптивное обучение. Выделяются самообучающиеся системы ИИ высокоинтеллектуального профиля, системы машинного обучения, аватары и чат-боты, системы больших данных, с блокчейном и облачными вычислениями, виртуальная и дополненная реальность, электронная лексикография и др. В ходе исследования рассматриваются системы ИИ, которые могут быть использованы в образовательном процессе преподавателем в вузе и базирующиеся на комплексном подходе к обучению, а также задействующие конкретный аспект изучения иностранного (английского) языка (лексика, грамматика, письмо, распознавание аудио- и видеоматериалов в текст, чат-коммуникация, создание онлайн-курсов, интерактивных учебников и др.). Подчеркивается тот факт, что системы ИИ нужно рассматривать как помощника преподавателя вуза, а не его заместителя, при этом качество работы ИИ необходимо контролировать специалисту. Использование инновационных систем ИИ в комплексе значительно повышает эффективность учебного процесса, делает его более удобным как для студента, так и для преподавателя и способствует лучшему усвоению предлагаемого материала. В перспективе предполагается разработка методики обучения студентов вуза результативной работе c системами ИИ, правильному и плодотворному взаимодействию с подобными сервисами и программными средствами.
Ключевые слова: искусственный интеллект, чат-бот, личностно-ориентированный подход, английский язык, система ИИ, высшее образование, бакалавриат, машинное обучение, программное обеспечение, онлайн-сервис.
THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE SYSTEMS IN THE PROCESS OF THE ENGLISH LANGUAGE TEACHING OF BACHELOR'S DEGREE STUDENTS
© The Author(s) 2023
GADZHIEVA Lala Abdulsalam kyzy, PhD in philology, senior lecturer of the English Language Department № 2
Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian
Federation
119454, Russia, Moscow, [email protected]
Abstract. Today, resources for learning a foreign language (the English language) are practically unlimited and include university education, traditional and online schools, various educational courses, video hosting, audiobooks, educational and multimedia teaching aids, etc. Modern education involves the use of various information and communication technologies (ICT) and devices. Currently, such a high-tech innovative resource as artificial intelligence (AI) is gaining more and more popularity. Foreign (English) language teaching of Bachelor's degree students today is increasingly being based on AI systems, which requires a detailed study of which of the software tools and services deserve special attention from teachers and students. The purpose of the study is to present an integrated approach to the use of AI systems in foreign (English) language classes with Bachelor's degree students. Within the framework of the study, specific programs, applications and services based on AI systems that can be used in the educational process at the university are described in detail. The areas of use of AI systems include natural language processing, the use of a personalized approach, virtual (online) learning, adaptive learning. There are highly intelligent self-learning AI systems, machine learning systems, avatars and chatbots, blockchain-based big data systems and cloud computing, virtual and augmented reality, electronic lexicography, etc. The study examines some AI systems that can be used in the educational process by an instructor at a university and offering an integrated approach to learning. and also involving a specific aspect of learning a foreign (English) language (vocabulary, grammar, writing, recognition of audio and video materials into text, chat communication, creation of online courses, interactive textbooks, etc.). The fact is emphasized that AI systems should be considered as an assistant to a university instructor, and not his/her substitute, while the quality of AI work should be controlled by a specialist. The use of innovative AI systems in a comprehensive manner significantly increases the efficiency of the educational process, makes it more convenient for both the student and the instructor and contributes to better assimilation of the studied material. In the future, it is planned to develop a methodology for teaching university students to work effectively with AI systems, interact correctly and fruitfully with similar services and software.
Keywords: artificial intelligence, chat-bot, personalized approach, the English language, AI system, higher education, Bachelor's degree education, machine learning, software, online service.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня мы практически не ограничены в ресурсах для изучения иностранного (английского) языка, так как существуют университетское образование, традиционные и онлайн-школы, разнообразные курсы, ви-деохостинги, аудиокниги, учебные и учебно-методические пособия с мультимедиа возможностями и т.д. В обучении языкам преподавателем могут использоваться различные информационно-коммуникационные технологии и устройства, включая компьютеры (компьютерные программы), мобильные телефоны (приложения) и прочие гаджеты. В настоящее время все большую популярность набирает такой высокотехнологичный инновационный ресурс, как искусственный интеллект (ИИ, англ. AI - Artificial Intelligence) [1], который может помочь преподавателю в развитии у студентов некоторых общих (универсальных) и, главное, предметно-специализированных (профессиональных) компетенций, в том числе в рамках самостоятельной работы обучающихся. Особенно актуальны и эффективны системы ИИ при онлайн-обучении иностранному (английскому) языку, а также в качестве дополнения к традиционному университетскому образованию. Многие исследователи отмечают возможность и перспективы применения современных систем ИИ в образовании (Р. А. Амиров, У. М. Билалова, Д. А. Ендовицкий, Р. С. Исламов, Н. А. Коровникова, Е. Ю. Костюкович, А. А. Паскова, В. А. Чулюков, В. М. Дубов, К. М. Гайдар и др.). Эффективность обучения все больше начинает зависеть от применения именно систем ИИ, так как использование подобных инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании иностранного (английского) языка, выработке новых подходов к профессиональным коммуникативным ситуациям, а также развитию творческих, креативных способностей студентов.
Говоря о последних исследованиях и публикациях, в которых рассматривались отдельные аспекты внедрения систем ИИ в образовательный процесс, следует отметить работы А. А. Пасковой, в которых анализировались технологии ИИ в рамках персонализации электронного обучения (e-learning) с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в условиях которого учащиеся могут управлять своим собственным учебным опытом. Интересен вывод о том, что технологии ИИ позволяют облегчить персонализированное электронное обучение без необходимости повышения требований к преподавателям [2: 120; см. также: 3]. Проблемам и перспективам применения ИИ в современном зарубежном и отечественном образовательном пространстве посвящены работы Н. А. Коровниковой [4], В. А. Чулюкова и В. М. Дубова [5]. В последней статье рассматриваются современные технологические достижения в анализируемой сфере, а также характеристики и возможности некоторых образовательных приложений на основе ИИ для школьного обучения. Е. Ю. Костюкович, Э. Ш. Шефиева и Т. Е. Исаева дают определение ИИ как образовательной технологии, утверждая, что системы ИИ постепенно становятся частью структуры не только образования, но и общества в целом. Авторы уделяют внимание перспективам использования ИИ при изучении иностранных языков в вузе, выработке конкретных «навыков» (skills) в области знаний английского языка [6; 7]. Р. С. Исламов выделяет некоторые виды ИКТ как системы ИИ, анализирует специфику их внедрения в образовательный процесс, изучает воздействие ИКТ сквозь призму ИИ на когнитивные способности студента, изучающего иностранный язык [8]. Д. А. Ендовицкий и К. М. Гайдар подчеркивают необходимость разностороннего ознакомления студентов с данной инновационной областью современной науки, при этом не обходя стороной имеющиеся ограничения технологических решений, основанных на ИИ
[9]. Р. А. Амиров и У. М. Билалова обозначают вспомогательный характер и ценность систем ИИ в рамках организации эффективного учебного процесса в сфере высшего образования. Вместе с тем, ученые изучают возможные угрозы, которые могут возникнуть при применении данных систем, определяют предельные границы их использования на практике. Интересен вывод авторов о том, что ИИ не выступает конкурентом профессорско-преподавательскому составу, причем ни в обучении, ни в оценивании знаний студентов, а лишь дополнительным инструментом, позволяющим ускорить процесс обучения и повысить его эффективность [10]. Иностранные ученые также отмечают важность применения ИИ в рамках высшего образования [11-18].
Вместе с тем, в обозначенных выше научных публикациях отсутствует как таковой комплексный подход к использованию систем ИИ в учебном процессе в вузе при изучении иностранного (английского) языка, обозначаются лишь отдельные аспекты инновационного обучения через применении ИИ, только вскользь упоминаются некоторые программы и приложения с элементами ИИ без детального разбора их конкретного применения на занятиях по иностранному языку. Все это свидетельствует об актуальности данной работы.
МЕТОДОЛОГИЯ
Целью исследования является представление комплексного подхода к использованию систем ИИ на занятиях по иностранному (английскому) языку со студентами бакалавриата. Предполагается предоставление детального описания конкретных программ и приложений, основанных на системах ИИ, которые могут быть использованы в учебном процессе в вузе.
В рамках исследования ключевыми являются антропоцентрический, системный и деятельностный подходы. Методами исследования выступили метод сплошной выборки, метод сравнительного и системного анализа, метод классификации и некоторые другие.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Сегодня системы ИИ стали неотъемлемой частью не только нашей повседневной жизни, но и системы образования. В СМИ часто упоминается идея о возможности в перспективе замены преподавателя вуза ИИ с целью экономии времени и бюджета. Как создание и адаптация систем ИИ к конкретным образовательным задачам, так и подготовка высококвалифицированных педагогических кадров требует значительных финансовых затрат, однако в дальнейшем в долгосрочной перспективе расходы образовательной организации будут сильно разниться в сторону уменьшения в рамках использования систем ИИ, так как они нуждаются только в поддержании и минимальной модернизации (особенно в том, что касается самообучающихся систем), в то время как преподавателю нужно платить заработную плату, премии, различные социальные выплаты и т.д. Однако если детально рассмотреть вопрос замены преподавателя системами ИИ, то это представляется в значительной степени ошибочным, так как особую важность имеет личность педагога, наставника, а также социальное взаимодействие «преподаватель - студент», которое по крайней мере пока не может выполнить ИИ. Кроме того, человеку необходимо контролировать качество работы ИИ, нужно проверять и верифицировать полученные данные, закладывать на это время и ресурсы. В связи с этим ИИ нужно рассматривать как помощника преподавателя вуза, а не его заместителя. Системы ИИ могут заполнить то пространство, которое недоступно преподавателю (например, некоторые аспекты самостоятельной работы студентов), освободить ему время для повышения квалификации и корректировки стратегии и методологии обучения, а также повысить доступность и качество образования там, где отсутствует доступ к хорошим педагогам [19], в том числе через онлайн-каналы.
Среди сфер использования систем ИИ учеными [20] выделяются следующие:_
1) в том, что касается взаимодействия с естественным языком (natural language processing), то здесь следует отметить распознавание речи и анализ языка посредством данных систем, однако трудности могут возникнуть с детьми, неносителями конкретного языка, би- и полилингвами;
2) в рамках личностно-ориентированного подхода -персонализация онлайн-обучения (personalized learning) (которое стало особенно актуальным во время пандемии COVID-19), корректировка и адаптация материалов учебного курса в зависимости от частоты использования и предпочтений обучающегося;
3) виртуальное (онлайн) обучение (virtual online learning), в рамках которого системы ИИ помогают преподавателю обнаруживать и исправлять ошибки обучающихся, а также выставлять им оценки;
4) адаптивное обучение (adaptive learning), предполагающее построение индивидуальной учебной траектории для обучающегося с учетом его текущих знаний, умений, мотивации и прочих характеристик, направленное на выявление и устранение пробелов в его знаниях.
В глобальном масштабе существуют самообучающиеся системы ИИ высокоинтеллектуального профиля, способные получать, перерабатывать и выдавать информацию различного уровня сложности (когнитивная система Watson от компании IBM; база знаний и набор вычислительных алгоритмов, вопросно-ответная система Wolfram Alpha от компании Wolfram Research и др.). Системы ИИ в сфере образования могут быть применены при машинном обучении (machine learning), задей-ствующем в образовательном процессе «умных виртуальных ассистентов» (например, виртуальный голосовой помощник Алиса от компании Яндекс; голосовой помощник Маруся, разработанный компанией VK; облачный персональный помощник и вопросно-ответная система Siri от компании Apple, виртуальный голосовой помощник Alexa от компании Amazon и др., причем первые два могут быть использованы скорее для справки о какой-либо информации, так как они практически не распознают английскую речь), аватаров и чат-ботов, способных одновременно выполнять несколько интеллектуальных функций (голосовой помощник Cortana от компании Microsoft; персонализированный сервис поиска GoogleNow от компании Google; смарт-динамик Echo, ранее известный как Doppler, от компании Amazon и др.). Помимо этого, это могут быть системы больших данных (Big Data Systems), с блокчейном и облачными вычислениями для формирования и обработки защищенных системами шифрования портфолио учащихся и педагогов, построение рейтинга на основе достижений и эффективного контракта, фиксация сформированности общих и профессиональных компетенций; средства дистанционной оценки, контроля и валидации экзаменаци-онно-аттестационных мероприятий (ресурс для изучения иностранного языка Duolingo, система прокторин-га (контроля и верификации тестов) ProctorEdu и др.); виртуальная и дополненная реальность, используемая в рамках образовательного процесса; собственно образовательные системы на основе ИИ (AIEd) [4; 10, с. 84; 21] и др. Набирают популярность системы с ИИ в рамках электронной лексикографии (e-lexicography), ориентированной на составление «умных» словарей (smart dictionary) по принципам корпусной лингвистики, которые могут распознавать естественный язык, анализировать аутентичные тексты и выбирать соответствующую лексику, в том числе терминологическую, для формирования лексико-грамматической компетенции обучающихся и пр. [6]. Примерами подобных программных средств могут послужить программа для анализа текста TextSTAT, корпусный менеджер AntConc и др.
В том, что касается работы преподавателя в вузе, то системы с элементами ИИ могут помочь в составлении нагрузки и расписания, в том числе личного, с учетом предпочтений и различных условий (определенные
часы и/или дни работы, распределение предметов по сложности и т.д.). Следует отметить тот факт, что многие системы ИИ и соответствующие программные средства могут учитывать как отдельные аспекты обучения иностранному (английскому) языку, так и подходить к учебному процессу комплексно. Рассмотрим подробнее те программы и сервисы, которые мы, как рядовые преподаватели, можем использовать в учебном процессе.
Начнем с создания текстовых онлайн-курсов, которые самостоятельно в различных форматах могут создавать системы ИИ. Здесь на помощь приходит большая языковая модель GPT (Generative pre-trained transformer), при использовании которой необходимо обозначить тему, ступень образования и некоторые другие параметры, чтобы создать учебный текстовый курс. Естественно, слепо доверять сгенерированной информации нельзя, требуется контроль со стороны специалиста-преподавателя. Для создания образовательных мини-курсов в виде карточек, в том числе с возможностью заполнения по шаблонам с использованием собственного материала, можно воспользоваться сервисом Mini Course Generator. Данный ресурс позволяет редактировать автоматически сгенерированный курс, наполнить его мультимедиа (изображениями, аудио- и видеоматериалами), а также поделиться со студентами ссылкой. Автоматически сгенерировать за несколько минут четко структурированный, состоящий из нескольких модулей, с теоретической и практической частями (вопросы по теме, упражнения, написание эссе, составление диалогов, описание картинок, итоговый тест и т.д.), а также красиво оформленный учебный курс можно также в системе LearningStudioAI (ранее - CourseAI). Текстовую часть учебного курса можно редактировать, однако возможность добавить мультимедиа не предоставлена. Ссылкой на созданный курс можно поделиться со студентами в различных социальных сетях, а сам курс целиком скачивается в форматах pdf или SCORM. Нельзя не упомянуть также проект в сфере массового онлайн-образования Coursera, бесплатную интернет-платформу онлайн-курсов со свободным кодом Open Edx, российскую образовательную платформу и конструктор бесплатных и платных открытых онлайн-курсов и интерактивных обучающих уроков Stepic, отечественные системы мультимедийных интерактивных образовательных курсов TeachPro и 3D TeachPro и др.
Весьма популярной бесплатной платформой для изучения иностранного (в частности, английского) языка (до недавнего времени также для краудсорсинговых переводов) выступает система ИИ Duolingo, которая базируется на комплексном подходе к обучению иностранным языкам, содержит задания на лексику (вокабуляр), грамматику (грамматические конструкции), память, подстраивается под свободное время и предпочтения каждого пользователя, адаптирует и персонализирует учебные курсы. В программе присутствует возможность взаимодействия с чат-ботами, что улучшает коммуникативные навыки обучающихся. Еще более сложными и функциональными онлайн-платформами для изучения языков выступают Babbel и Rosetta Stone от одноименных компаний, причем первая из обучающих систем содержит разговорные примеры и имеет функцию распознавания речи, однако данные системы платные. Относительно новым приложением выступает Lingodeer, которое изначально ориентировалось на обучение азиатским языкам, однако сегодня содержит материалы по другим языкам, также может быть использовано студентами бакалавриата в качестве дополнительного средства обучения. Создана учебная платформа Memrise, которая использует карточки с аудио и видеоматериалами в качестве инструмента обучения. Пополнить активный словарь можно с помощью программы ED Words от компании EnglishDom, причем система сама высчитает время, когда необходимо повторить то или иное слово для долгосрочного запоминания.
В рамках учебной деятельности в вузе можно использовать инструменты с ИИ для корректировки текстов, исправления грамматических ошибок и формирования навыка правильно писать различного рода тексты. Среди наиболее популярных систем можно назвать следующие: Quillbot от одноименной компании с двумя бесплатными режимами перефразирования, проверкой грамматики, возможностью создания краткого содержания текста и т.д.; онлайн-платформа на основе искусственного интеллекта Grammarly, которая имеет простой пользовательский интерфейс и обнаруживает большинство грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок, а также дает предложения по улучшению структуры предложения, выбора слов и удобночитаемости; помощник по написанию текстов на основе ИИ Ginger от компании Ginger Software предлагает проверку грамматики и орфографии, приводит синонимы и улучшает стиль текста посредством перефразирования предложений, однако не проверяет на наличие плагиата; приложение Hemingway имеет два режима работы (написание текста и его редактирование), улучшает стиль письма, его тон, структуру и форматирование, при этом выделяет длинные и сложные предложения, пассивный залог и чрезмерные наречия, которые свойственны русскоязычному пользователю; сервис ProWritingAid предлагает предложения по улучшению стиля и удобочитаемости текста, исправлению грамматики, он более универсален в плане интеграции с другими платформами и инструментами, однако может удивить неподготовленного пользователя наличием одновременно большого количества вариантов; в отличие от других программ и сервисов средство проверки грамматики с открытым исходным кодом на основе ИИ LanguageTool имеет личный настраиваемый словарь [22] и др. Нельзя не отметить недавно появившийся сервис с элементами ИИ Skygrammar от компании Skyeng, который определяет типичные для русскоязычных учащихся ошибки в сочинениях на английском языке, а также помогает преподавателю с выставлением оценок. В разработке находится предложение вариантов формулировок для выражения мыслей автора, выявление некорректных заимствований, а также предоставление комментариев по ошибкам в переводе.
Научиться писать тексты самостоятельно и академично можно с помощью сервиса Writefull, который представлен в виде веб-сайта и встраиваемой системы в Microsoft Word. Программа помогает структурировать текст, проверяет текст на наличие ошибок, опечаток и повторов, предлагает формулировки по перефразированию отдельных предложений, чтобы они звучали точно и правильно с точки зрения носителя английского языка. Присутствует функция просмотра контекстного употребления лексической единицы (термина) по базе научных работ. Сходными функциями обладает программное средство Packback Deep Dives, которое проверяет текст на грамотность и правильную стилистику. Система оценивает достоверность использованных источников, учитывает обозначенные критерии оценки письменных работ и, что становится весьма актуальным сегодня, распознает текст, сгенерированный системами ИИ.
Развлечь студентов на занятии помогут тесты и викторины, созданные, например, в системе Boom на основе ChatGPT, однако в программе отсутствует возможность редактировать получившийся тест и собрать статистику. В отличие от предыдущей программы, Kwizie обладает расширенными функциями, позволяет организовать тест в двух режимах - открытом (с предварительной подготовкой обучающихся) и закрытом (без подготовки), а также предоставить аналитику по каждому студенту и по группе в целом. Пока нерешенным остается вопрос с проверкой ИИ тестов и анкет со свободными ответами, однако активная работа над этим ведется.
Весьма полезным программным инструментом для распознавания речи, основанным на нейросетях и ИИ,
выступает Google'sSpeech-to-TextAPI, с помощью которого можно автоматически расшифровать аудио (видео) материалы и получить скрипт звучащего текста, например, онлайн-лекции или другого занятия, вебинара и т.д. Среди подобных сервисов по расшифровке аудио в текст можно назвать, например, Otter.ai, Fireflies.ai, tl;dv и др. Причем последнее программное средство tl;dv является бесплатным, позволяет вести неограниченную запись и расшифровку аудио- и видеоматериалов, создание тайм-кодов с важными моментами и краткого содержания, которое генерируется нейросетью.
Улучшению коммуникативных навыков обучающихся и преодолению языкового барьера способствуют языковые чат-боты с ИИ, например, упомянутый выше Chat GPT, а также A.L.I.C.E., AndyRobot, Cleverbot, Edwin, Existor, Elbot, iGod, Learnenglish, Mitsuku, Mondly, Replika, Splotchy и др. Создан игровой диалоговый си-мулятор Skillgym, который обладает максимальной реалистичностью. Сегодня подобные чат-боты - это практически полноценные собеседники, с которыми можно практиковать разговорную речь на английском языке, которые предоставляют индивидуализированные реакции на запросы собеседника, могут оценить его языковые навыки и давать советы по их улучшению. Функции чат-ботов с ИИ не сводятся только к диалогу (например, ролевые функции друга по переписке или рекрутера на собеседовании), при наличии четкого запроса они могут подобрать материалы под соответствующий уровень знания английского языка, составить программу или план занятия, подобрать и составить тексты по теме, вопросы для обсуждения, темы для сочинений и докладов. Таким образом, благодаря использованию чат-ботов развиваются все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции студентов вуза [23].
В плане домашнего чтения и работы с учебниками системы ИИ способны превратить обычный электронный учебник в интерактивный. В частности, это сервис Bookshelf от компании VitalSource - электронная библиотека с приложением для чтения, предназначенным специально для студентов, озвучивающим текст и позволяющим писать заметки, вплоть до конспектов. Инновационность заключается в функции CoachMe, которая добавляет на полях и в завершении глав вопросы, генерируемые ИИ, с автоматической проверкой ответов для закрепления понимания художественного текста или учебного материала.
Будущее образования также видится в создании персонализированных учебников, которые с помощью систем ИИ способны оценить уровень подготовленности обучающегося в вузе и скорость его академического прогресса, могут адаптироваться к конкретным потребностям студента, предлагая ему необходимые учебные материалы. С точки зрения преподавателя, системы ИИ при должной подготовке способны генерировать учебники, настроенные для конкретного вуза, курса или определенной группы студентов.
Системы машинного перевода (МП) также в некоторой степени могут быть причислены к системам ИИ, так как обладают характеристиками систем ИИ, особенно в том, что касается Neural Machine Translation (NMT), основанной на нейронных сетях, в отличие от систем Statistical Machine Translation (SMT), Rule-Based Machine Translation (RBMT) и их гибридов - Hybrid Machine Translation (HMT).
ОБСУЖДЕНИЕ
В целом, полученные данные свидетельствуют о значительном разнообразии систем ИИ, которые могут быть использованы при обучении иностранному (английскому) языку, и очевидных перспективах их использования. Практически невозможно упомянуть все имеющиеся на настоящий момент ресурсы ИИ. Не все системы являются совершенными и лишенными недостатков, пока они не в состоянии заменить вузовское образование, заместить преподавателя. Однако использование систем
ИИ в комплексе значительно повышает эффективность учебного процесса, особенно при использовании не одного, а нескольких программных и онлайн-средств. В ходе работы нами были определены как более универсальные обучающие ресурсы, так и специфические, занимающиеся определенной проблемой или задачей, например, проверкой орфографии и грамматики, составлением тестов и т.д. Привлекательный, удобный интерфейс и игровая форма подачи материала способствует лучшему усвоению предлагаемого материала. Наряду с другими учеными, мы выступаем за развитие плодотворного сотрудничества между лингвистами, когнити-вистами, разработчиками систем ИИ и педагогами, без которого развитие данных смежных и активно взаимодействующих областей невозможно.
ВЫВОДЫ
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и выводы могут быть использованы в педагогической деятельности для усовершенствования образовательного процесса в вузе на ступени бакалавриата. Мы подчеркиваем инновационность и перспективы использования систем ИИ в рамках современного вузовского образования, поскольку данные системы могут удовлетворить значительный спектр потребностей, возникающих у преподавателей и обучающихся в образовательном процессе. Использование систем ИИ помогает сделать процесс обучения удобным и более эффективным, причем как для студента, так и для преподавателя вуза. Адаптивное и персонализированное обучение, проверка текстов, заданий и тестов в режиме реального времени, анализ каждого проведенного занятия, отслеживание прогресса каждого отдельного ученика и работы преподавателя, изменение или корректировка траекторий обучения в зависимости от полученных результатов, автоматизация прочих процессов - все это возможно при применении систем ИИ. С каждым годом неизбежно усиливается роль программных средств и сервисов, построенных на системах ИИ, все большее распространение получает машинное обучение, что нельзя оставить без внимания и не учитывать преподавателю в рамках его профессиональной деятельности.
В рамках дальнейших исследований предполагается разработка методики обучения студентов вуза результативной работе с системами ИИ, правильному и плодотворному взаимодействию с подобными сервисами и программными средствами без ущерба собственному интеллектуальному труду, пояснению положительных и отрицательных характеристик анализируемых систем, а также возможностей их применения на практике после окончания вуза в научно-профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. AI для людей: простыми словами о технологиях. Хабр. URL: https://habr.com/ru/companies/jetinfosystems/articles/471626/ (дата обращения: 01.08.2023).
2. Паскова А.А. Технологии искусственного интеллекта в персо-нализации электронного обучения // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 3(42). С. 113-122. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-13010.
3. Saravana Kumar N.M. Implementation of artificial intelligence in imparting education and evaluating student performance // Journal of Artificial Intelligence and Capsule Networks. 2019. Vol. 1. № 1. P. 1-9. DOI: 10.36548/jaicn.2019.1.001.
4. Коровникова Н.А. Искусственный интеллект в образовательном пространстве: проблемы и перспективы // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 2. С. 98-113. DOI: 10.31249snsn/2021.02.07.
5. Чулюков В.А., Дубов В.М. Искусственный интеллект и будущее образования // Современное педагогическое образование. 2020. №3. С. 27-31.
6. Костюкович Е.Ю. Применение искусственного интеллекта в обучении английскому языку в вузе // Современное педагогическое образование. 2023. № 1. С. 492-496.
7. Шефиева Э.Ш., Исаева Т.Е. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 10 (78). С. 84-89.
8. Исламов Р.С. Искусственный интеллект в информационно-коммуникационных технологиях и его влияние на обучение иностранному языку в высшей школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 12. C. 300-305.
9. Ендовицкий Д.А., Гайдар К.М. Университетская наука и обра-
зование в контексте искусственного интеллекта // Вып. 30. № 6. С. 121-131. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-121-131.
10. Амиров Р.А., Билалова У.М. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования // Управленческое консультирование. 2020. № 3. С. 80-88.D0I 10.22394/1726-1139-2020-3-80-88.
11. Aldosari Share Aiyed M. The Future of Higher Education in the Light of Artificial Intelligence Transformations. International Journal of Higher Education. 2020. Vol. 9. № 3. P. 145-151. DOI: 10.5430/ijhe. v9n3p145.
12. Boulay Ben Du, Mizoguchi R. Artificial Intelligence in Education: Knowledge and Media in Learning Systems. Amsterdam: IOS Press, 1997. 685 p.
13. Holmes W., BialikM., Fadel Ch. Artificial Intelligence in Education. Promises and Implications for Teaching and Learning. Boston: Center for Curriculum Redesign, 2019. 39 p.
14. Jain S., Jain R. Role of artificial intelligence in higher education — an empirical investigation // International Journal of Research and Analytical Reviews. 2019. Vol. 6. Iss. 2. P. 144-150.
15. Popenici S.A., Kerr S. Exploring the impact of artificial intelligence on teaching and learning in higher education // Research and Practice in Technology Enhanced Learning. 2017. № 12(1). P. 1-13. DOI: 10.1186/ s41039-017-0062-8.
16. Shabbir J., Anwer T. Artificial Intelligence and its Role in Near Future // Journal of Latex Class Files. 2015. Vol. 14. № 8. P. 1-11. DOI: 10.48550/arXiv.1804.01396.
17. Sotala K. Advantages of Artificial Intelligences, Uploads, and Digital Minds // International Journal of Machine Consciousness 2012. № 4 (1). P. 275-291. DOI:10.1142/S1793843012400161.
18. Swargiary K. Artificial Intelligence in Education: Transforming Learning for the Future. L.: Scholars' Press, 2023. 157 p. DOI:10.5281/ zenodo.8191257.
19. Искусственный интеллект в образовании: изучаем реальную практику. URL: https://skillbox. ru/media/education/iskusstvennyy-in-tellekt-v-obrazovanii-izuchaem-realnuyu-praktiku/ (дата обращения: 01.08.2023).
20. Четыре примера использования искусственного интеллекта в онлайн-обучении. URL: https://vc.ru/hr/159505-4-primera-ispolzo-vaniya-iskusstvennogo-intellekta-v-onlayn-obuchenii (дата обращения: 01.08.2023).
21. Катханова Ю., Аветисян Д., Левашова Е. Искусственный интеллект в образовательном пространстве // Facebook. 2019. 15.12. URL: https://www.facebook.com/notes/russkimir/искусственный-интеллект-в-образовательном-пространстве/2510234482577767/ (дата обращения: 01.08.2023).
22. 8 лучших средств проверки грамматики с искусственным интеллектом на 2023 год. URL: https://mpost.io/ru/8-лучших-средств-проверки-грамматики-ИИ-на-2023-год/(дата обращения: 01.08.2023).
23. Ruan S., Willis A., Xu Q. et al. BookBuddy // Proceedings of the Sixth ACM Conference on Learning @ Scale - L@S'19. N.Y., 2019. Vol. 1-4.
Received date: 17.08.2023 Approved date: 31.08.2023 Accepted date: 10.10.2023