Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / СРЕДСТВА МУЛЬТИМЕДИА / ИНФОГРАФИКА / КОМИКСЫ / МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базванова Татьяна Николаевна, Никишина Юлия Валерьевна, Мошкова Светлана Евгеньевна

Целью исследования является определение эффективности применения интерактивных технологий и графических средств в обучении русскому языку иностранных студентов. Ожидаемый научный результат заключается в выявлении особенностей использования данных методов обучения и практической ценности их применения для повышения уровня языковых навыков обучающихся. Статья описывает современные интерактивные технологии и графические средства в обучении русскому языку как иностранному и их эффективность. В данной работе был проведен анализ литературных источников, посвященных изучению применяемых интерактивных технологий и графических средств обучения на занятиях иностранным языком. Кроме того, опираясь на собственный опыт преподавания русского языка как иностранного, авторы предложили и описали собственные подходы, оптимизированные для использования инновационных средств обучения, что и является научной новизной нашего исследования. В результате были выявлены наиболее эффективные методы применения интерактивных технологий и графических средств обучения в учебном процессе и описаны особенности их использования при обучении русскому языку как иностранному (РКИ). Результаты исследования могут быть полезны для педагогов, занимающихся преподаванием иностранных языков, а также для разработчиков образовательных программ. В заключении приводятся практические рекомендации для преподавателей как иностранных языков, так и РКИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Базванова Татьяна Николаевна, Никишина Юлия Валерьевна, Мошкова Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES AND GRAPHIC TOOLS IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE CLASSES

The purpose of our research is to determine the effectiveness of using interactive technologies and graphics in teaching Russian as a foreign language to students. The expected scientific result is to identify the peculiarities of using these teaching methods and their practical value in improving the language skills of learners. This article describes modern interactive technologies and graphics in teaching Russian as a foreign language and their effectiveness. In this study, an analysis of literary sources devoted to the study of interactive technologies and graphics used in foreign language classes was conducted. Additionally, based on our own experience in teaching Russian as a foreign language, the authors proposed and described their own approaches optimized for the use of innovative teaching tools, which is the scientific novelty of our research. As a result, the most effective methods of using interactive technologies and graphics in the educational process were identified, and the peculiarities of their use in teaching Russian as a foreign language (RFL) were described. The research findings can be useful for educators involved in teaching foreign languages, as well as for educational program developers. The conclusion of the article provides practical recommendations for both foreign language teachers and RFL teachers.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ»

Применение интерактивных технологий и графических средств на занятиях по русскому языку как иностранному

Базванова Татьяна Николаевна,

кандидат педагогических наук, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

E-mail: listanik@gmail.com Никишина Юлия Валерьевна,

кандидат педагогических наук, Московский автомобильно-

дорожный институт

E-mail: julia-nikishina@yandex.ru

Мошкова Светлана Евгеньевна,

переводчик, Акционерное общество «Московское научно-производственное объединение «СПЕКТР» E-mail: svetlana5us@gmail.com

Целью исследования является определение эффективности применения интерактивных технологий и графических средств в обучении русскому языку иностранных студентов. Ожидаемый научный результат заключается в выявлении особенностей использования данных методов обучения и практической ценности их применения для повышения уровня языковых навыков обучающихся.

Статья описывает современные интерактивные технологии и графические средства в обучении русскому языку как иностранному и их эффективность. В данной работе был проведен анализ литературных источников, посвященных изучению применяемых интерактивных технологий и графических средств обучения на занятиях иностранным языком. Кроме того, опираясь на собственный опыт преподавания русского языка как иностранного, авторы предложили и описали собственные подходы, оптимизированные для использования инновационных средств обучения, что и является научной новизной нашего исследования.

В результате были выявлены наиболее эффективные методы применения интерактивных технологий и графических средств обучения в учебном процессе и описаны особенности их использования при обучении русскому языку как иностранному (РКИ). Результаты исследования могут быть полезны для педагогов, занимающихся преподаванием иностранных языков, а также для разработчиков образовательных программ. В заключении приводятся практические рекомендации для преподавателей как иностранных языков, так и РКИ.

Ключевые слова: современные интерактивные технологии, графические средства, русский язык как иностранный, средства мультимедиа, инфографика, комиксы, ментальные карты.

о с

CJ

со см о см I—

Введение

В настоящее время многие преподаватели русского языка как иностранного (РКИ) сталкиваются с задачей повышения уровня эффективности обучения, что вызвано необходимостью учитывать современные требования к процессу обучения и использовать новые методы, позволяющие более эффективно усваивать языковой материал. Практика преподавания языков показывает, что для более успешного усвоения материала необходимо задействовать все каналы восприятия информации обучающихся. В связи с этим на смену традиционным методам приходят новые, современные методы, основанные на использовании аудиовизуальных и технических средств нового поколения. В данной статье мы рассмотрим новые интерактивные технологии и графические средства и проведем оценку их эффективности в обучении РКИ.

Изучение проблемы применения различных инновационных методов обучения в русском языке как иностранном (РКИ) всегда являлось актуальным, так как обусловлено необходимостью эффективного и качественного обучения студентов-иностранцев. Существует значительное количество исследований, посвященных этому вопросу, в процессе обучения иностранным языкам, включая русский язык. Опытом работы с современными технологиями и графическими средствами на занятиях РКИ, их преимуществах и эффективности использования видео, аудио и т.д., средств мультимедиа (презентации, видеоуроки, интерактивные задания, инфографика, интерактивная доска), внедрении дистанционных модульных программ, ментальных карт, электронных учебников, компьютерных обучающе-контролирующих программ, онлайн-ресурсов и т.п. в своих статьях делятся Азимов Э.Г. [1], Айсакова Е.А, Никишина Ю.В. [2], Карпеченкова Ю.Г., Олейник М.А. [11], Гузева Н.Ю. [6], Новикова А.К. [13], Пылкова А.А. [17], Вязовская В.В., Данилевская Т.А., Трубчани-нова М.Е. [5], Даниелян М.Г., Никитина Е.А. [7], Жамгарян Н.Т. [10], Базванова Т.Н. [3], Дмитриева Д.Д. [9], Позднякова А.А., Кузнецова Г.В. [14], Трушина Н.П. [18], Чиркова В.М. [19], Дармило-ва С.В. [8], Басырова А.Е. [4].

Несмотря на обширность этих данных, оценка эффективности конкретных методов в обучении русскому языку как иностранному может быть дополнена и уточнена нашим исследованием.

Цель данной статьи заключается в изучении опыта использования различных современных методов в обучении РКИ, что позволит выявить ос-

новные факторы, влияющие на эффективность процесса обучения, кроме того это поможет разработать оптимальные стратегии и подходы к использованию интерактивных технологий и графических средств обучения в образовательном процессе.

Задачами нашего исследования являются:

- анализ существующего опыта применения интерактивных технологий и графических средств в обучении русскому языку иностранных студентов;

- оценка перспектив и возможных возникающих сложностей в обучении РКИ и пути их преодоления;

- разработка рекомендаций по использованию интерактивных технологий и графических средств в обучении РКИ на основе результатов исследования.

Теоретической базой нашей работы послужили концепции в области конструктивизма, которые утверждают, что знания формируются через активную деятельность индивида и социальное взаимодействие; когнитивной психологии; коммуникативного метода; мультимодальности, рассматривающей коммуникацию как использование различных типов знаковых систем, включая язык, изображение, звуки и т.д.; интерактивного обучения как взаимодействия между учеником и учителем, а также между учеником и другими учениками, что может быть реализовано с помощью интерактивных технологий, благодаря которым мы смогли определить цель и задачи исследования, разработать методику сбора и анализа данных и сделать выводы о применении интерактивных технологий и графических средств для обучения русскому языку иностранных студентов.

В ходе проведения данного исследования авторами были проведены:

- анализ образовательных потребностей студентов-иностранцев;

- разработка учебных материалов и заданий, которые включали в себя использование интерактивных технологий и графических средств (как преподавателем, так и студентом). Кроме того, в статье было использовано обзорное исследование литературы о применении интерактивных технологий и графических средств в обучении языкам для определения наиболее эффективных подходов и методов.

Методами исследования в нашей работе являются следующие: теоретический (анализ научно-методической литературы), диагностический (беседа), аналитический (анализ применяемых интерактивных технологий и графических средств).

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что мы расширяем понимание того, какие интерактивные технологии и графические средства наиболее эффективны при обучении РКИ, что может помочь уточнить существующие теоретические модели и методы обучения языку, а также способствовать разработке новых методов и подходов к обучению. Кроме

того, результаты нашего исследования могут быть полезны преподавателям, обучающим иностранных студентов русскому языку.

Практическая значимость исследования определяется тем, что авторы предлагают конкретные виды работ с различными интерактивными технологиями и графическими средствами при обучении РКИ, которые могут быть полезны преподавателям, стремящимся улучшить свою методику обучения.

Обсуждение и результаты

Идея наглядности является важным принципом дидактики, который был одним из первых научно оформленных принципов обучения. Современные российские ученые и педагоги продолжают проявлять научный интерес к проблеме исследования средств наглядности и в обучении русскому языку как иностранному. О различных средствах наглядности изложено в работах Л.С. Выготского и Е.И. Пассова [17], при этом Л.С. Выготский подчеркивал важность «живой» наглядности, связанной с использованием предметов, живых примеров и образов: картины, фотографии, рисунки, карты, графики, макеты и т.п. [12, с. 347]. Таким образом, все способы, схемы, карты, предметы (живые и неживые) могут быть задействованы для достижения максимально быстрого и прочного запоминания лексики, фонетики, грамматики иностранцами. Например, уже на начальном этапе, практически с первых уроков мы предлагаем следующий метод схематического представления для обучения правилам чтения русских гласных «О», «Е», «Я» в ударном и безударном положении на примере числительного «девяносто». Схема включает в себя следующие элементы: под ударением на третьем слоге гласная «О» звучит как [O], а при отсутствии ударения - как [А]; гласная «Е» без ударения звучит как [И] и гласная «Я» без ударения также звучит как [И]. Применение данного метода позволяет студентам запоминать все три правила чтения русских гласных в одном слове, что опирается на методические принципы системности, доступности и наглядности и способствует более эффективному усвоению материала.

Для успешного запоминания слов женского рода, оканчивающихся на Ь, нами предлагается сопоставление этих слов в испанском языке (для учащихся в той или иной мере владеющих испанским языком). Большинство наиболее употребительных русских слов женского рода, оканчивающихся на Ь, в испанском языке также женского рода. Например, дверь (puerta), тетрадь, записная книжка (libreta), кровать (cama), вещь (cosa), площадь (plaza) и т.д. Таким образом, для испаногово-рящих учащихся не составляет большого труда запомнить род данных существительных в русском языке.

Использование географических карт и схем метро на уроках русского языка также помогает быстрому запоминанию новой лексики. Так, на-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

пример, чтобы запомнить слова: север, юг, запад, восток, нами показываются на картах города, названия которых содержат эти слова: восток - Владивосток, юг - Южноуральск, Южно-Сахалинск, станция метро Южная, север - Североморск, Северодвинск, Запад - Западная Двина, станция метро Юго-Западная.

Одним из эффективных и востребованных методов обучения на уроках РКИ является использование видеоматериалов: фрагментов художественных и документальных, короткометражных и учебных фильмов. Например, короткометражные фильмы из юмористического киножурнала «Ералаш»: «Урок русского языка» (№ 288); «Спорт. Спорт. Спорт» (№ 19), «Домик в деревне» (269), «Праздничный салат» (№ 163), «День рождения» (№ 141), «Новогоднее чудо» (№ 332) и др., которые отражают культурные особенности России, помогают лучше понимать русский язык в контексте и запоминать новые слова и выражения, создавая эмоциональный контекст, что является эффективным мнемотехническим приёмом.

В качестве примера рассмотрим использование фрагментов фильма «Питер-РМ». Выбор фильма был обусловлен тем, что, во-первых, в нём отражена современная российская культура и повседневная жизнь города Санкт-Петербург, что позволит обучающимся не только улучшить свои языковые навыки, но и способствует формированию их лингвострановедческой компетенции. Во-вторых, в фильме содержатся разговорные выражения и фразы, которые могут быть полезными для иностранцев при повседневном общении. В-третьих, фильм «Питер-РМ» имеет интересный и захватывающий сюжет о молодых людях и их отношениях, что может дополнительно заинтересовать студентов.

Далее нами были выбраны фрагменты фильма для просмотра на занятии с учётом уровня языковых навыков обучающихся, создан словарь новых слов и выражений, а также разработаны предтек-стовые задания и вопросы для обсуждения контекста и культурных особенностей, связанных с фильмом.

В процессе занятия были использованы различные методы работы с фильмами на уроках иностранного языка: просмотр фрагментов с субтитрами, обсуждение содержания и языковых особенностей фрагмента и т.п. В качестве контрольной работы предложено написать эссе или реферат на основе просмотренных фрагментов.

С целью повышения эффективности обучения и для лучшего запоминания информации обучающимися на занятии используются презентации как ещё один вид наглядности, помогающий в изучении нового материала, развитии навыков организации информации с помощью визуаль-5 ных средств. На начальном уровне обучения ино-§ странные студенты готовят презентации по таким й темам, как «Мой город», «Моя страна», «Моя се-еЗ мья», «Мой лучший друг», «Климат и погода» ав и так далее. На продвинутом этапе обучения язы-

ку нами предлагается подготовка работ на следующие темы: «Мой самый счастливый день», «Человек, на которого я хочу быть похожим», «Город моей мечты» и т.д.

В ряду эффективных интерактивных технологий и графических средств, применяемых на занятиях по РКИ преподавателями, следует отметить ментальные карты, основанные на принципах ассоциативного мышления и мнемотехники, которые представляют собой графические схемы, помогающие организовать и структурировать информацию, что позволяет улучшить как запоминание материала, так и его восприятие. По мнению Н.Ю. Гузевой, ментальные карты - «это эффективный инструмент структурирования, анализа и эффективного запоминания информации. Они позволяют ускорить процесс изучения учебных материалов, повысить степень запоминания информации... Человек легче запоминает информацию, поданную посредством ментальной карты, так как она соответствует свойствам человеческого восприятия: целостность, законченность образа, эмоциональная выразительность образа, ассоциативность» [6, с. 118]. Мы предлагаем составление ментальных карт на уроках русского языка совместно со студентами. Преимуществом данного вида работы является то, что он может быть использован уже с самых первых уроков изучения языка. Здесь важен принцип подачи материала «от простого к сложному». В связи с этим для работы используются только существительные и студенты могут пользоваться словарем, что облегчает им задачу. Например: посуда - чашка, стакан, кружка, ложка, тарелка, вилка, нож и т.д.; город - дом, школа, институт, университет, аптека, магазин, супермаркет, площадь, общежитие и т.д. В русском языке большое количество заимствованных слов, которые созвучны с английским, французским, испанским и другими родными языками студентов-иностранцев. Составление ментальных карт с использованием заимствованных слов не представляет большой сложности обучающимся, но приносит осознание, что русский язык не так труден, и они способны выучить его. Например, спорт - футбол, баскетбол, волейбол, теннис, хоккей и т.д. Далее составляются ментальные карты с использованием глаголов и переносных значений, например, дождь - идет, начинается, заканчивается, стучит, льет как из ведра, капает, гремит, шумит, моросит, накрапывает и т.д. Студенты активно вовлекаются в такой вид работы, сопоставляя переносные значения со значениями в своих родных языках. Далее, для усложнения задачи, нами предлагается составление ментальных карт без использования словаря, что развивает память учащихся.

На занятиях также применяется инфографика, способствующая развитию критического мышления и умения анализировать информацию. Как отмечает в своей работе С.В. Дармилова, «она сочетает в себе важнейшие свойства многих видов наглядности: рациональную часть графиков и ди-

аграмм, эмоциональную силу воздействия плакатов, рекламы и кино, символику гербов и флагов. Инфографика способна передавать информацию, воздействовать на эмоции, мотивировать к прочтению с помощью комбинации вербального и иллюстративного компонентов, предназначенных для быстрой и лаконичной презентации темы» (Дармилова, 2008). Например:

1. «История России в сокращении» - инфогра-фика, которая представляет основные события и периоды истории России в виде краткого списка с датами и иллюстрациями.

2. «Русские праздники и традиции» - инфогра-фика, в которой студенты знакомятся с наиболее популярными русскими праздниками и традициями, включая День Победы, Новый год, Масленицу и др. (с описанием обычаев и символов).

3. «Русский алфавит» - инфографика, в которой все буквы русского алфавита демонстрируются с изображениями, примерами слов и звуковым произношением.

4. «Русский язык: основные грамматические правила» - инфографика, с объяснением основных грамматических правил русского языка (склонение, спряжение, падежи и т.д.).

5. «Русская культура и искусство» - инфографика, демонстрирующая различные аспекты русской культуры и искусства, включая литературу, музыку, театр, живопись и другие виды искусства.

Студенты могут также самостоятельно создавать инфографические тексты, чтобы визуализировать информацию, оформить её более наглядно, что может быть полезным навыком для будущей профессиональной деятельности, особенно, если они планируют работать в области маркетинга, рекламы или дизайна. Использование инфографики может быть расширено обучающимися за пределы учебных занятий: для создания презентаций, проектов, научных работ, публикаций в социальных сетях и других целей, позволяя развивать навыки визуализации информации и умения эффективно передавать сложные данные и концепции в доступной форме для аудитории.

Достаточно новым из применяемых некоторыми преподавателями средством наглядности (чаще используемым зарубежными методистами), являются комиксы. Нам представляется, что комиксы - удобный и эффективный метод обучения иностранным языкам, так как они дают возможность контролировать понимание текста, благодаря «системе взаимосвязи рисунка и текста, в которой серия рисунков объединяется какой-то одной ситуацией» [8], композиция характеризуется завязкой, кульминацией и развязкой. Согласно работе С.В. Дармиловой, комиксы обеспечивают «контроль понимания текста, самоконтроль высказывания и наличие предметного плана высказывания» [8], способствуют развитию диалогической речи. В своей работе авторы К.А. Полозова и С.Б. Королёва определяют, что комиксы «сочетают в себе особенности художественной литературы и изобразительного искусства» [15, с. 4].

Работа с комиксами аналогична работе с текстом на уроке, так как они представляют собой историю, переданную в виде текста с визуальной поддержкой. Кроме того, комиксы имеют чёткую структуру, предметный план высказывания, знакомят с лексикой и грамматикой в окружении контекста, что делает их особенно полезными для начинающих студентов. Примеры заданий в виде комиксов для студентов начального (элементарного уровня) этапа обучения предложены на сайте Comics in Russian - Learn Russian for free [20].

Однако, наряду с несомненным положительным эффектом от применения интерактивных технологий и графических средств на занятиях, следует отметить и учитывать некоторые потенциальные сложности, которые могут возникать в аудитории в учебных заведениях. Во-первых, некоторые студенты могут испытывать трудности с использованием новых технологий или не иметь доступа к ним. Во-вторых, как для преподавателя, так и для студента, трудности могут включать в себя дополнительные затраты времени и ресурсов на подготовку материалов, некоторые преподаватели могут не иметь достаточного опыта работы с ними и не знать, как правильно их применять. В-третьих, может оказаться определенное количество студентов, предпочитающих традиционные методы обучения.

Для преодоления вышеобозначенных сложностей необходимо провести дополнительную подготовку для преподавателей, направленную на повышение их квалификации в этой области, а также обеспечить доступность новых технологий, кроме того, регулярно проводить дополнительную работу по мотивации студентов и убеждению их в эффективности новых методов обучения. Таким образом, несмотря на возможные затруднения, применение перечисленных выше методов работы на занятиях является перспективным направлением развития образования и может привести к существенному улучшению уровня знаний студентов.

В данной статье нами были рассмотрены некоторые инновационные интерактивные технологии и графические средства обучения. Традиционные средства наглядности, такие как доски, карты, модели и т.д., были широко используемы в прошлом, но они имеют свои ограничения: необходимость ручного обновления и работа с достаточно небольшим объемом информации на доске, наличие актуальных наборов карт, постеров и т.п. на бумажных носителях.

Современные средства, такие как презентации, интерактивные задания, инфографика, ментальные карты и т.п., позволяют представлять информацию более динамично, интерактивно и детально. Изучение современных средств позволяет выявить их потенциал, что особенно полезно в учебном процессе при условии их доступности в образовательном учреждении.

В целом мы можем сделать вывод, что современные интерактивные технологии и графические

сэ о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

средства улучшают качество обучения РКИ и помогают студентам достигать лучших результатов, существенно повышая их мотивацию и уровень участия в учебном процессе, следовательно, их применение достаточно эффективно. Интерактивные технологии, различные средства мультимедиа и т.п. дают возможность студентам участвовать в процессе обучения, активно взаимодействовать с преподавателем и между собой, что способствует более глубокому пониманию и запоминанию материала. Презентации, видеоуроки и интерактивные задания визуализируют информацию, что делает обучение более наглядным и понятным для студентов, а инфографика, в свою очередь, позволяет представить сложную информацию в удобном и легко усваиваемом виде. Следует отметить, что работа с комиксами особенно полезна для студентов элементарного и базового уровня обучения, так как помогает визуализации различных ситуаций, диалогов и эмоций, необходимой на начальном этапе обучения, а дистантные модульные программы, онлайн-ресурсы и электронные учебники могут быть использоваться для самостоятельной работы студентов, предоставляя дополнительную информацию в зависимости от конкретной задачи.

В данной статье мы провели анализ применения различных интерактивных технологий и графических средств в обучении РКИ и представляем рекомендации, основанные на полученных результатах. Для повышения эффективности работы в группе студентов-иностранцев необходимо:

1. Использовать современные интерактивные технологии и графические средства на всех этапах обучения - от начального до продвинутого уровня с целью сделать занятия более интересными и результативными.

2. Сочетать современные средства наглядности с традиционными.

3. Подбирать наглядные материалы в соответствии с интересами и потребностями студентов.

5. Организовывать обучение в интерактивном формате - дискуссии, игры, групповые задания и т.д.

6. Организовывать виртуальные экскурсии по музеям, улицам города.

7. Стимулировать студентов к самостоятельному изучению языка, предоставляя им доступ к различным ресурсам и материалам в Интернете.

8. Создавать персонализированные программы обучения студентам с обратной связью, учитывая их индивидуальные потребности.

9. Регулярно оценивать прогресс студентов и использовать эту информацию для корректировки учебных программ и методов обучения.

10. Стремиться к постоянному профессиональному развитию, участвуя в семинарах и конфе-

о ренциях, чтении специализированной литературы £ и общению с коллегами.

еЗ Таким образом, использование современных ~ интерактивных технологий и графических средств ^ может значительно повысить эффективность обу-

чения и помочь студентам лучше усваивать учебный материал.

Выводы и заключение

В статье был проведен анализ опыта применения интерактивных технологий и графических средств в обучении русскому языку, который позволил выявить факторы, оказывающие влияние на эффективность процесса обучения, а также оптимальные стратегии и подходы к использованию этих методов.

На основании результатов исследования были разработаны рекомендации по использованию интерактивных технологий и графических средств в обучении РКИ, которые будут полезны для преподавателей и методистов, занимающихся разработкой учебных материалов.

Таким образом, цели и задачи исследования были успешно выполнены, а результаты могут быть использованы для улучшения процесса обучения русскому языку иностранных студентов.

Литература

1. Азимов Э.Г. Электронные учебники по русскому языку как иностранному: современное состояние и перспективы развития // Русистика. 2020. № 1. - С. 39-53.

2. Айсакова Е.А., Никишина Ю.В., Филип-ская Т.А. Из опыта использования аудиовизуальных средств на занятии по русскому языку как иностранному // Международное образование и сотрудничество. 2020. Вып. 14. - С. 1519.

3. Базванова Т.Н. Применение средств мультимедиа на онлайн-уроках (РКИ) с целью формирования лингвострановедческой компетенции / Т.Н. Базванова // Обучение иностранным языкам в условиях ограниченной языковой среды: Сборник статей научно-практического семинара с международным участием. - Москва, 2022. - С. 52-56.

4. Басырова А.Е. Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках РКИ // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: материалы IV-ой Международной методической конференции. Воронеж: «Научная книга», 2016. - С. 2226.

5. Вязовская В. В., Данилевская Т.А., Трубчани-нова М.Е. Интернет-ресурсы в обучении русскому языку как иностранному: ожидания vs реальность // Русистика. 2020. № 1. - С. 69-84.

6. Гузева Н.Ю. Ментальные карты в практике обучения русскому языку // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы научно-практической конференции (йончоаз) с международным участием, 2015, с. 117-121.

7. Даниелян М.Г., Никитина Е.А. Интерактивные технологии в обучении РКИ // Современ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ное педагогическое образование. 2022. № 4. -С.129-132.

8. Дармилова, С. В. К вопросу об оптимизации процесса обучения иностранным языкам и культуре посредством наглядности / С.В. Дармилова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. - № 5. - С. 188190. - EDN KDNARB.

9. Дмитриева Д.Д. // Использование электронных презентация лингвострановедческого характера на занятиях по русскому языку как иностранному // КНЖ. 2020. № 4 (33). - С. 28-30

10. Жамгарян Н.Т. Роль современных технологий (электронных пособий) в преподавании русского как иностранного (РКИ) // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2018. № 3 (30). - С. 25-29.

11. Карпеченкова Ю.Г., Олейник М.А. Возможности программы My Test x при обучении иностранных студентов русским афоризмам // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. - С. 156-161.

12. Макарова А.И. Принципы воспитательной системы Л.С. Выготского в организации учебно-воспитательного процесса // Молодой ученый.

2012. № 8. - С. 347-349.

13. Новикова А.К. К вопросу о видеоматериалах на уроке РКИ в китайской аудитории // Поли-лингвиальность и транскультурные практики.

2013. № 4. - С. 159-164.

14. Позднякова А. А., Кузнецова Г.В., Базвано-ва Т.Н., Колядина Т.Е. Проблемы разработки и внедрения дистанционных модульных программ дополнительного профессионального образования преподавателей русского языка как иностранного. Наука и школа. 2022. № 1. -С.187-196.

15. Королева С. Б., Полозова К.А. Комиксы в обучении РКИ: источники и приемы работы. Национальная ассоциация ученых. 2020. № 59-1 (59). С. 8-11.

16. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Русский язык, 1989, с. 276.

17. Пылкова А.А. Интерактивные формы занятий на довузовском этапе обучения РКИ. Эпоха науки. 2018. № 13. - С. 120-126.

18. Трушина Н.П., Гайнанова Л.М. Электронное учебное пособие как средство формирования коммуникативной компетенции на занятиях РКИ. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. № 11. - С. 3606-3613.

19. Чиркова В.М. Возможности мультимедийной презентации для осуществления проектной деятельности иностранных студентов, изучающих русский язык. АНИ: педагогика и психология. 2020. № 2 (31). - С. 288-290.

20. Комиксы на русском языке. [Онлайн]. Доступно по: [https://www.russianforfree.com/com-ics-in-russian.php]. [Дата доступа: 17.07.2023].

APPLICATION OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES AND GRAPHIC TOOLS IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE CLASSES

Bazvanova T.N., Nikishina Ju.V., Moshkova S.E.

Russian State University named after I.I. A.N. Kosygin (Technology. Design. Art); Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI); Moscow Scientific and Production Association "SPECTR"

The purpose of our research is to determine the effectiveness of using interactive technologies and graphics in teaching Russian as a foreign language to students. The expected scientific result is to identify the peculiarities of using these teaching methods and their practical value in improving the language skills of learners. This article describes modern interactive technologies and graphics in teaching Russian as a foreign language and their effectiveness. In this study, an analysis of literary sources devoted to the study of interactive technologies and graphics used in foreign language classes was conducted. Additionally, based on our own experience in teaching Russian as a foreign language, the authors proposed and described their own approaches optimized for the use of innovative teaching tools, which is the scientific novelty of our research. As a result, the most effective methods of using interactive technologies and graphics in the educational process were identified, and the peculiarities of their use in teaching Russian as a foreign language (RFL) were described. The research findings can be useful for educators involved in teaching foreign languages, as well as for educational program developers.

The conclusion of the article provides practical recommendations for both foreign language teachers and RFL teachers.

Keywords: modern interactive technologies, graphic tools, Russian as a foreign language, multimedia tools, infographics, comics, mental maps, mind maps.

References

1. Azimov E.G. Electronic textbooks for Russian as a foreign language: current state and development prospects // Russistics. 2020. No.1. - P. 39-53.

2. Aisakova E.A., Nikishina Yu.V., Filipiskaya T.A. From the experience of using audiovisual aids in teaching Russian as a foreign language // International Education and Cooperation. 2020. Issue 14. - P. 15-19.

3. Bazvanova T.N. The use of multimedia tools in online lessons (Russian as a foreign language) for the formation of linguistic and cultural competence / T.N. Bazvanova // Teaching foreign languages in conditions of limited language environment: Collection of articles of a scientific and practical seminar with international participation. - Moscow, 2022. - P. 52-56.

4. Basyrova A. E. Infographic text as a new means of visualization in Russian as a foreign language lessons // Issues of teaching philological disciplines to foreign students: Proceedings of the IV International Methodological Conference. Voronezh: "Scientific Book", 2016. - P. 22-26.

5. Viazovskaia V.V., Danilevskaia T.A., Trubchaninova M.E. Internet resources in teaching Russian as a foreign language: expectations vs reality // Russistics. 2020. No.1. - P. 69-84.

6. Guzeva N. Yu. Mental maps in Russian language teaching practice // Current problems of modern education: experience and innovations. Proceedings of the scientific and practical conference (yontchoaz) with international participation, 2015, p. 117121.

7. Danielyan M.G., Nikitina E.A. Interactive technologies in RFL teaching // Modern Pedagogical Education. 2022. No.4. -P. 129-132.

8. Darmilova S.V. On the optimization of the process of teaching foreign languages and culture through visualization // Bulletin of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology. 2008. No.5. p. 188-190. - EDN KDNARB.

9. Dmitrieva D.D. The use of electronic presentations of a linguo-cultural nature in Russian as a foreign language lessons // KN-ZH. 2020. No.4 (33). - P. 28-30.

10. 10. Zhamgaryan N.T. The role of modern technologies (electronic aids) in teaching Russian as a foreign language (RFL) // Current issues in modern philology and journalism. 2018. No.3 (30). - P. 25-29.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

11. Karpechenkova Yu.G., Oleinik M.A. Possibilities of the My Test x program in teaching Russian aphorisms to foreign students // Problems of modern pedagogical education. 2018. No.60-3. -P. 156-161.

12. Makarova A.I. The principles of L.S. Vygotsky's educational system in organizing the educational process // Young Scientist. 2012. No.8. - P. 347-349.

13. Novikova A.K. On video materials in Russian as a foreign language lessons in a Chinese classroom // Multilingualism and transcultural practices. 2013. No.4. - P. 159-164.

14. Pozdnyakova A. A., Kuznetsova G.V., Bazvanova T.N., Kolyad-ina T.E. Problems in the development and implementation of distance modular programs for additional professional education of Russian as a foreign language teachers. Science and School. 2022. No. 1. - P. 187-196.

15. Korelova S. B., Polozova K.A. Comics in teaching RFL: sources and techniques. National Association of Scientists. 2020. No. 59-1 (59). P. 8-11.

16. Passov E.I. Fundamentals of communicative methodology for teaching foreign language communication. - Moscow: Russkiy Yazyk, 1989, p. 276.

17. Pylkova A.A. Interactive forms of classes at the pre-universi-ty stage of RFL teaching. Epoch of Science. 2018. No.13. -P. 120-126.

18. Trushina N.P., Gainanova L.M. Electronic textbook as a means of developing communicative competence in RFL classes. Philological Sciences. Theory and Practice. 2021. No.11. -P. 3606-3613.

19. Chirkova V.M. Possibilities of multimedia presentation for project activities of foreign students studying the Russian language. ANI: pedagogy and psychology. 2020. No.2 (31). - P. 288-290.

20. Comics in Russian. [Online]. Available at: [https://www.russian-forfree.com/comics-in-russian.php]. Accessed on: 17.07.2023.

o d

u

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.