Научная статья на тему 'Инновационные технологии формирования здорового образа жизни студентов вузов'

Инновационные технологии формирования здорового образа жизни студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1242
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / МОЛОДЕЖЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / HEALTH / YOUTH / HEALTHY LIFE-STYLE / INNOVATIVE HEALTH-IMPROVING TECHNOLOGIES / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кириллова Н. Е.

Проанализированы основные направления и средства, используемые в современной системе высшего образования, указывается на внедрение в практику обучения инновационных технологий. В этих условиях формированию здорового образа жизни могут способствовать новые оздоровительные формы и методы физической активности студенческой молодежи на занятиях по физической культуре в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES FORMATION OF HEALTHY WAY OF LIFE OF HIGHER SCHOOLS STUDENTS

In this article I have made an analysis of the main tendencies and means, which are usable in the modern system of higher education. I also have pointed out the adoption of new technologies into the practical training. Under existing conditions new health-improving forms and methods of physical activity of students' youth at University can promote forming healthy life-style.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии формирования здорового образа жизни студентов вузов»

утверждение вытекает из понимания природы этого феномена как способа социально значимой регулятивной деятельности, обусловленной конкретно-историческими общественными отношениями.

Исследование процесса принятия решения связано не с формулировкой однозначных и компактных дефиниций, представляющих собой завершенные, всеобъемлющие и универсальные определения, а с системным выявлением и раскрытием тех его структурных и функциональных характеристик, которые в своей целостности способны очертить качественную определенность этой функции, дать истинное представление о ее природе, характере проявлений и взаимосвязей с другими функциями процесса управления.

Структурная определенность процесса принятия решения раскрывается через единство трех общетеоретических посылок, а именно рассмотрение исследуемого процесса, во-первых, с точки зрения социально обусловленного способа отражения и освоения социальной действительности, во-вторых, в ракурсе социально значимой деятельности людей, в-третьих, в плане исторически конкретного типа социальной деятельности.

Функциональная определенность процесса принятия решения раскрывается с двух сторон: 1) с формальной, отражающей ее гносеологический и регулятивный элементы; 2) с содержательной, обусловливаемой прежде всего социально-политическим и идеологическим контекстом, кристаллизующимся в политической и идеологической функциях решения.

Сущность процесса принятия решения как исходной и всеобщей функции управления обусловлена самой природой управления.

Процесс принятия решения аккумулирует богатое социальное содержание, что делает его общим, объемным, способным отражать разнокачественные явления как общественной жизни, так и управленческой сферы.

Процесс принятия решения кристаллизует свойственную социальному управлению ту или иную конкретно-историческую форму.

Таким образом, процесс принятия решения, фиксируя существенные свойства общественной деятельности людей, есть исторически конкретный тип социальной деятельности, содержание которого обусловливается экономическими, социально-политическими и управленческими отношениями общества.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Н.Е. КИРИЛЛОВА,

кандидат биологических наук, доцент, Владимирский государственный университет

Аннотация. Проанализированы основные направления и средства, используемые в современной системе высшего образования, указывается на внедрение в практику обучения инновационных технологий. В этих условиях формированию здорового образа жизни могут способствовать новые оздоровительные формы и методы физической активности студенческой молодежи на занятиях по физической культуре в вузе.

Ключевые слова: здоровье, молодежь, здоровый образ жизни, инновационные оздоровительные технологии, физическая культура.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES FORMATION OF HEALTHY WAY OF LIFE OF HIGHER SCHOOLS STUDENTS

N.E. KIRILLOVA,

associate professor, Ph.D. Vladimir state university, Vladimir, Russia

The summary. In this article I have made an analysis of the main tendencies and means, which are usable in the modern system of higher education. I also have pointed out the adoption of new technologies into the practical training. Under existing conditions new health-improving forms and methods of physical activity of students' youth at University can promote forming healthy life-style.

Key words: health, youth, healthy life-style, innovative health-improving technologies, physical education.

Проблемы формирования и ведения здорового об- тающего поколения и профилактика заболеваний раза жизни молодежи в последнее время приобрели считаются одними из приоритетных задач здраво-особую актуальность. Укрепление здоровья подрас- охранения и образования. Результаты медицинских

осмотров студенческой молодежи свидетельствуют о том, что система высшего образования не в полной мере обеспечивает здоровье учащихся. Большинство исследователей отмечают, что в последнее десятилетие уровень здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи ухудшился.

На первый курс вузов ежегодно поступают до 88% молодежи с отклонениями в состоянии здоровья; почти 20% студентов разных вузов имеют избыточный вес, около 50% — отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. Изучение заболеваемости студентов нефизкультурных вузов показало, что среди хронических заболеваний лидируют патологии органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной системы и органов чувств.

Количество студентов с отклонениями здоровья к старшим курсам возрастает от 19 до 24,5%. За годы учебы в высшей школе заболеваемость будущих специалистов увеличивается в 3—8 раз. По сравнению с первым годом обучения на диспансерном учете находится пятая часть из каждой тысячи студентов. 25— 30% студентов обнаруживают ослабленное здоровье и слабую физическую подготовку. Не в состоянии сдать контрольные нормативы 50—60% студентов1.

В научной литературе имеются данные, что эффект нарушения функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем в связи с психо-эмоциональным напряжением сохраняется до выпускного курса. Отмечено отрицательное влияние больших учебных нагрузок на состояние здоровья студентов, связь отдельных заболеваний с профилем вуза2.

На первый план должны выйти проблемы профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, необходимости формирования соответствующих установок в процессе воспитания подрастающего поколения. Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в настоящее время осознается как педагогическая. В связи с этим ведутся исследования способов сохранения, сбережения здоровья подрастающего поколения в условиях педагогического процесса и педагогическими способами. Многолетние научные исследования в области формирования навыка здорового образа жизни студенческой молодежи основываются на использовании разных алгоритмов в системе физического воспитания в вузах. Ведущими специалистами по физической культуре и спорту разработаны концептуальные основы теории и методики физического воспитания, ориентированного на приоритет здоровья человека3.

Однако разнообразие вузовских учебных программ по физической культуре не акцентируются на воспитание у студентов приоритета здоровья как одной из важнейших человеческих ценностей. Учебные программы и планы не включают в себя разделы обучения здоровой жизнедеятельности во всем многообразии ее проявлений: оптимальной двигательной активности и тренировке иммунитета, рационально-

му питанию и психофизической саморегуляции, закаливанию и правильной организации режима труда и отдыха.

Кроме того, в современной системе физического воспитания в вузе в основном практикуется преподавание в режиме готового знания, т.е. преподнесение знаний в готовом виде. При таком способе преподаватель физической культуры предлагает определенный набор заданий, выдает стандартную информацию для восприятия и воспроизведения. При таком подходе практически не учтены личные особенности и мотивации студентов, до минимума сводиться творческая деятельность. В результате теряется интерес к занятиям физической культурой, снижается активность и появляется потребительское, неуважительное отношение к предмету и преподавателю.

Оценка двигательных умений и навыков зачастую осуществляется на основе нескольких показателей стандартных нормативов, в которых не учтены личные достижения студента, нет ссылок на возрастные характеристики, отсутствуют промежуточные баллы.

Характерной чертой современной концепции физического воспитания должно быть повышение роли образовательной направленности не специального физкультурного образования личности студента инновационно-информационными средствами физической культуры, направленными на повышение общего уровня образованности и обеспечивающих необходимый уровень психофизической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. Ориентация студента на здоровый образ жизни в рамках дисциплины «Физическая культура» может осуществляться за счет активного использования ее теоретического раздела.

Однако в практике вуза полноценно реализовать цели теоретического раздела дисциплины «Физическая культура» трудно. С одной стороны, требуется немало времени на освоение этого раздела, а другой — расходовать время учебных занятий не на физические упражнения не рационально.

Необходимость повышения теоретических знаний основ здорового образа жизни студентов и необходимость развития двигательных качеств вступают в противоречие. Разрешить его можно с помощью внедрения инновационных информационно-коммуникационных программ для самостоятельного освоения теоретического раздела. Применение современных информационных технологий — главный способ качественного доведения информации. Информатизация учебной дисциплины «Физическая культура» позволит решать задачи развития личности (мышление и эстетическое восприятие), формирования новой информационной культуры и информационного мировоззрения, увеличит информационную ориентацию образовательного процесса.

Компьютерная поддержка процесса обучения даст возможность самостоятельно добывать знания, создаст условия для самоконтроля, усилит мотивацию и повысит интерес к занятиям физическими упражнениями, закрепит полученные на практике знания. Внедрение в процесс вузовского обучения физической культуре информационно-компьютерной поддержки даст возможность дистанционного обучения студентам специальных медицинских групп и не посещающих занятия по состоянию здоровья. Достоинства дистанционного обучения в этом случае неоспоримы.

Получение знаний в любое удобное время позволит студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выбирать индивидуальный график обучения. Появится возможность выбора наиболее подходящих спортивно-оздоровительных программ. Такая система обучения откроет новые возможности для самообразования и творческого самовыражения, снимет нервозность и неуверенность в себе, обусловленные субъективными факторами.

Среди эффективных форм компьютерной поддержки процесса обучения физической культуре можно предложит: обучающие электронные учебно-методические пособия, мультимедийные инноваци-

онные программы совершенствования физических качеств, методики самооценки уровня физического развития, психосоматического и функционального состояния организма, методики самоконтроля основных показателей здоровья. Эта система обучения усилит гуманитарную составляющую процесса физического образования, позволит задействовать потенциал кафедры физического воспитания, будет соответствовать потребностям и интересам студентов, повысит мотивацию к занятиям физическим воспитанием.

1 Васенков Н.В. Динамика состояния физического здоровья и физической подготовленности студентов // Теория и практика физической культуры. 2008. № 5. С. 91—92; Железняк Ю.Д. Физическая активность и здоровье студентов вузов не физкультурного профиля // Теория и практика физической культуры. 2006. № 12. С. 46—48.

2 Агаджанян Н.А., Батоцыренова Т.Е., Сушкова Л.Т. Здоровье студентов: стресс, адаптация, спорт. Владимир, 2004; Васенков Н.В. Указ. соч.; Железняк Ю.Д. Указ. соч.

3 Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. 2002. № 3. С. 2—4.

ЭМОЦИИ В СТРУКТУРЕ КРИМИНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

О. С. КИРСАНОВА,

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний

Научный руководитель доктор юридических наук, кандидат психологических наук, профессор, заместитель начальника Управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры РФ (Москва)

О.Г. КОВАЛЕВ

Аннотация. Рассматриваются эмоции в качестве психологических образующих мотивации личности, факторов, мотивирующих преступную деятельность. Анализируются точки зрения ученых на природу эмоций и их взаимосвязь с криминальной мотивацией. Автор считает необходимым рекомендовать сотрудникам исправительных учреждений учитывать характеристики эмоциональной сферы осужденных женщин, так как без этого невозможен эффективный процесс их исправления.

Ключевые слова: мотивация, эмоции, преступная деятельность, осужденные женщины.

EMOTIONS IN STRUCTURE OF CRIMINAL MOTIVATION

O.S. KIRSANOVA,

the Academy of the Federal Penal Service of Russia

The summary. This article examines emotions as psychological part of individual motivation as factors motivating criminal activity. The author analyzes arguments of scientists on the nature of emotions and interrelation between emotions and criminal motivation. The author recommends the prison officers to take into account characteristics of emotional side of female prisoners to make correction effective.

Key words: motivation, emotions, the criminal activity, female prisoners.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.