Научная статья на тему 'Эффективность занятий физической культурой студентов вуза'

Эффективность занятий физической культурой студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цакоев А.А.

совершенствование системы обучения предъявляет современные требования, которые подразумевают качественную направленность в подготовке специалиста новой формации, обладающего профессиональной компетентностью, способного усваивать большой поток информации, успешного в различных областях жизнедеятельности и обладающего высокой культурой. Стимулом для осознания роли системы физического воспитания в высших учебных заведениях как элемента компенсации недостатка двигательной активности и средства формирования здорового образа жизни может стать внедрение инновационных методик, оказывающих целостное гуманистическое воздействие на личность, способствующих улучшению состояния здоровья, усилению ориентации на здоровый образ жизни, повышению уровня физкультурной образованности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность занятий физической культурой студентов вуза»

работы в компании, какова относительная важность каждого «пункта» психологического контракта для отдельного работника и удовлетворяются ли его ожидания. Преобразовав вышеуказанное положение в математическую формулу и выразив качественные параметры с помощью единиц измерения, можно получить следующее выражение:

n

Состояние _ психологического _ контракта = ^ (О; * Bi - ИО;),

i=i

где О; - ожидание сотрудника от i-го пункта психологического контракта; В; - относительная важность для сотрудника i-го пункта

психологического контракта; ИО; - степень исполнения i-го пункта психологического контракта

работодателем по мнению сотрудника; n - число пунктов психологического контракта.

Таким образом, важнейшей задачей службы управления персоналом транспортно-экспедиционной компании становится выявление наиболее значимых для конкретного сотрудника положений психологического контракта. Следует уделять основное внимание удовлетворению тех ожиданий, которые представляют особую ценность для сотрудника. Эффективность стратегии управления человеческими ресурсами организации во многом зависит от понимания установок работников относительно гарантий, предоставляемых организацией.

Литература

1. Мартин Г., Хетрик С. Корпоративные репутации, брендинг и управление персоналом. Стратегический подход к управлению человеческими ресурсами / Грэм Мартин и Сьюзан Хетрик ; [пер. с англ. Е.И. Титова ; науч. ред. М.А. Беликова]. - М., 2008. С.115-125.

2. Менеджмент и маркетинг. Том 2. Учебник // Под ред А. Жичкина. - М., 2002. С.162-172.

3. Тетцоева О. А. Совершенствование управления персоналом на автомобильном транспорте // Актуальные проблемы управления - 2005: Материалы международной научно-практической конференции: Вып.6. С.298-299.

4. Conway N., Briner R.B. A daily diary study of affective responses to psychological contract breach and exceeded promises // Journal of Organizational Behavior -2002. №21. P.25-42.

А.А. Цакоев

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

THE EFFECTIVENESS OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Аннотация: совершенствование системы обучения предъявляет современные требования, которые подразумевают качественную направленность в подготовке специалиста новой формации, обладающего профессиональной компетентностью, способного усваивать большой поток информации, успешного в различных областях

© А.А. Цакоев, 2012

жизнедеятельности и обладающего высокой культурой. Стимулом для осознания роли системы физического воспитания в высших учебных заведениях как элемента компенсации недостатка двигательной активности и средства формирования здорового образа жизни может стать внедрение инновационных методик, оказывающих целостное гуманистическое воздействие на личность, способствующих улучшению состояния здоровья, усилению ориентации на здоровый образ жизни, повышению уровня физкультурной образованности.

Ключевые слова: обучение, высшее образование, студент, физическое воспитание.

Abstract: the Improvement of the system of training places, the modern requirements, which implies high quality of training specialists of a new formation, which possesses professional competence, capable of assimilating a large flow of information and successful in various fields of activity and having a high culture. The stimulus for the awareness of the role of the system of physical education in higher educational institutions as an element of compensation for the lack of motion activity and means of formation of a healthy way of life can become introduction of innovative methods, providing a holistic humanistic impact on individuals, contributing to the improvement of health, strengthening of orientation of a healthy way of life, raising the level of improvement and physical education.

Keywords: education, higher education, a student, physical education.

Социально-экономические и политические изменения и глубокие обновления различных сторон общественной жизни, происходящие в настоящее время, выдвигают принципиально новые требования к образованию. Совершенствование системы обучения предъявляет современные требования, которые подразумевают качественную направленность в подготовке специалиста новой формации, обладающего профессиональной компетентностью, способного усваивать большой поток информации, успешного в различных областях жизнедеятельности и обладающего высокой культурой. Современная профессиональная деятельность сложна, многогранна и требует от будущих специалистов максимума работоспособности. Залогом успешной работы - и конкурентоспособности является здоровье.

Анализ тенденций современного высшего образования показывает, что научно-техническая революция, стремительное развитие высоких технологий, информационный бум дали студенчеству не только огромные возможности, но и создали немало проблем. Сегодня врачи могут сказать, что практически невозможно найти абсолютно здоровых людей. Отклонения в здоровье, психические нарушения стали носить настолько массовый характер, что медицина уже сейчас с большим трудом справляется с возросшим потоком пациентов. На первый план выходят проблемы профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, необходимости формирования соответствующих установок в процессе воспитания подрастающего поколения. Однако, как свидетельствует анализ исследований в данной области, большинство представителей студенчества не ориентировано на ценностное отношение к своему здоровью. В этой связи разработка системы формирования здорового образа жизни подрастающего поколения является основополагающим принципом государственной политики России и находит свое отражение в национальном проекте «Здоровье», в котором наиболее приоритетным направлением деятельности называется формирование установки на здоровый образ жизни, формирование культуры здоровья, повышение престижности здоровья.

Вопросы включения высшей школы в решение проблем формирования здорового образа жизни студентов в настоящее время являются актуальными. Решение этих вопросов требует переосмысления роли и сущности образования в высших учебных заведениях. Актуальным является повышение эффективности физической культуры и спорта в студенческой среде посредствам обновления соответствующих

педагогических форм и методов. В трудах, посвященных различным аспектам названной проблемы, намечается тенденция, отражающая смещение акцента из сферы медицины в педагогику [3]. В связи с этим ведутся исследования способов сохранения, сбережения здоровья подрастающего поколения в условиях педагогического процесса и педагогическими способами. В педагогических и психологических исследованиях обсуждаются вопросы здоровья студенческой молодежи, ее образа жизни, изучаются различные аспекты поведения студенчества в отношении своего здоровья и физических кондиций, исследуется влияние различных факторов на формирование здорового образа жизни, анализируется уровень знаний студентов по данной тематике [1]. Однако существующая в вузах профессионально-педагогическая система организации и проведения занятий по физической культуре слабо учитывает изменения, происходящие в социокультурной сфере общества. Современные исследователи отмечают, что попытки реанимировать физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность в вузе старыми организационными формами не дают желаемых результатов.

На сегодняшний день педагогами обсуждаются наиболее перспективные инновационные пути и условия формирования здорового образа жизни студенческой молодежи, которые существенно изменили бы их отношение к своему образу жизни. В этой связи необходимо внедрять опыт новых педагогических технологий, использовать различные алгоритмы позволяющие переосмыслить роль и сущность неспециального физкультурного образования в высших учебных заведениях. Наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания должно стать повышение роли образовательной направленности инновационными средствами физической культуры с целью формирования осознанной потребности в физкультурных занятиях. Решить проблему формирования здорового образа жизни студента мы предлагаем посредством реализации личностно-ориентированной педагогической стратегии. Данная стратегия предусматривает наличие цели, педагогических условий и действий, предполагает внедрение определенных методов, приемов и средств, способствующих пониманию студентом необходимости деятельности, направленной на сохранение здоровья, осознание ценности здорового образа жизни. Посредством данной стратегии должны осуществляться педагогические способы: направлять, поддерживать, активизировать, ценностную ориентацию. Основой педагогической стратегии личностного ориентирования студента на здоровый образ жизни в современных условиях, на наш взгляд, должно стать внедрение в учебный процесс вузов инновационных средства и методов, способствующих получению знаний организации и ведения здорового образа жизни, овладению определенными способами здоровьесберегающей деятельности.

Практическое решение задач данной стратегии может полноценно осуществляться инновационными изменениями в рамках учебной дисциплины «физическая культура». Применительно к педагогическому процессу это может означать введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности студента и преподавателя. Мы согласны с утверждением Рапцевич Е.С. о том, что педагогическая инновация - это, прежде всего, нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности [2,4]. Инновационный процесс формирования и развития содержания системы физического воспитания в вузе нами видится в нескольких направлениях. Прежде всего, в повышении информационного ориентирования студента на здоровый образ жизни за счет сочетания двух содержательных компонентов - обязательного и вариативного. Активное использование вариативного компонента может быть выражено в усилении теоретико-образовательной направленности физического воспитания с целью информирования студента о здоровом образе жизни, формирования осознанного

выбора ценностных ориентаций и самореализации личности в любой сфере жизнедеятельности. Информатизация образования позволит решать задачи развития личности, формирования новой информационной культуры и информационного мировоззрения, увеличит информационную ориентацию образовательного процесса, приведет к преодолению возрастных, временных и пространственных барьеров, предоставит возможности и перспективы. Внедрение информационных компьютерных технологий является инновацией современного общества. Компьютерная поддержка системы физического воспитания даст возможность получения объективной информации и эффективной ее переработки, позволит самостоятельно добывать знания, создаст условия для самоконтроля, усилит мотивацию и повысит интерес к занятиям физическими упражнениями, поможет закрепить полученные на практике знания. Одними из перспективных направлений компьютерной поддержки формирования здорового образа жизни студентов можно назвать использование интернет и мультимедиа-технологий. Использование тематических порталов, электронных библиотек и медиатек, специализированного прикладного программного обеспечения интернет-технологий, по нашему мнению, даст возможность дистанционного освоения основ здорового образа жизни. Достоинством дистанционных технологий является получение знаний в любое удобное время, что позволяет не только оставаться в привычной обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выбирать индивидуальный график. Появляется возможность выбора наиболее подходящих спортивно-оздоровительных программ. Одним из инновационных направлений в системе информатизации в формировании здорового образа жизни студентов является применение комплекса веб-камера-компьютер-проектор. Основными достоинствами его является изменение масштаба в режиме online, то есть демонстрация на большую аудиторию и возможность на практике проверить теоретические предположения в ситуациях, когда проведение эксперимента невозможно. Поэтому Национальный комитет «Интеллектуальные ресурсы России» поддержал разработку Национальной программы развития всеобщего и непрерывного образования на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Главная цель программы - создать в каждом месте проживания российских граждан свой центр ИКТ (дистанционного) получения информации.

Таким образом, стимулом для осознания роли системы физического воспитания в высших учебных заведениях как элемента компенсации недостатка двигательной активности и средства формировании здорового образа жизни может стать внедрение инновационных методик, оказывающих целостное гуманистическое воздействие на личность, способствующих улучшению состояния здоровья, усилению ориентации на здоровый образ жизни, повышению уровня физкультурной образованности, приобщению к другой национальной культуре, получению положительных эмоций.

Литература

1. Васенков Н.В. Динамика физического состояния и физической подготовленности студентов / Н.В. Васенков // Теория и практика физ. культуры. 2008. №5.

2. Капилевич Л.В. Мониторинг функционального состояния студентов при использовании спортивно ориентированных форм физического воспитания / Капилевич, В.Г. Шпилько, Е. Ю. Дьякова, А.В. Кабачкова, В.С. Смирнов, Р.А. Рыжков // Теория и практика физической культуры. 2008. № 10.

3. Лубышева Л.И. Конкретно-социологические исследования стиля жизни как часть общероссийской системы мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, и молодежи / Л.И. Лубышева // Мониторинг физического развития, физической подготовленности различных возрастных групп

населения: матер. первой Всерос. науч.- практ. конф. - Нальчик: Кааб.- Балк. ун-т, 2003.

4. Щербина В. А. Применение инновационных технологий физического воспитания для формирования здорового образа и стиля жизни студентов технического вуза / В. А. Щербина. М.: - Изд-во «МПА - ПРЕСС», 2007.

Е.В. Шляховая

ВЗАИМОСВЯЗЬ БАЗОВОГО ДОВЕРИЯ/НЕДОВЕРИЯ И МЕДИАДОВЕРИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИНФОРМАЦИИ

THE RELATIONSHIP OF BASE TRUST/DISTRUST AND MEDIA TRUST FOR DIFFERENT TYPES OF INFORMATION

Аннотация: в статье рассматривается взаимосвязь доверия/недоверия миру, другим людям и себе с медиадоверем (в частности, доверием к информации, доверием к Интернет-журналу и доверием к Интернет-журналисту) при различных видах информации. Принцип установления данной взаимосвязи - процесс получения информации без конкретизации ее вида. При этом недоверие к миру и другим людям сильнее взаимосвязано с доверием к информации и слабее с доверием к Интернет-журналу и доверием к Интернет-журналисту, которые объединяются в один феномен - доверие к источнику информации. Полученное новообразование является посредником между доверием к информации и доверием к миру, другим людям и себе.

Ключевые слова: медиадоверие, доверие к информации, доверие к Интернет-журналу, доверие к Интернет-журналисту, базовое доверие/недоверие.

Abstract: this article is about relationship of trust/distrust of the world, other people and yourself with media trust (in particular the trust in information, trust in Internet magazine and trust in Internet journalist) for different types of information. The principle of establishing this relationship is process of obtaining information regardless of the type of information. The distrust in the world and other people most strongly correlated with trust in information and less with trust in Internet magazine and Internet journalist, that combined into one phenomenon - the trust in source of information. The new phenomenon is intermediary between trust in information and trust of the world, other people and yourself.

Keywords: media trust, trust in information, trust Internet magazine, trust in Internet journalist, base trust/distrust.

Постановка проблемы. Феномен доверия «вошел» в предметное поле многих социогуманитарных наук фактически молниеносно. Однако в настоящее время имеется очень мало эмпирических данных о соотношении различных видов доверия/недоверия личности. Именно поэтому чрезвычайно актуальным является анализ взаимосвязей доверия/недоверия миру, другим людям и себе с различными видами доверия [1].

Цель нашей публикации - рассмотреть особенности взаимосвязей медиадоверия (в частности, доверия к информации, доверия к Интернет-журналу и доверия к Интернет-журналисту) с базовым доверием/недоверием личности. Выбор медиадоверия, возникающего в электронной массовой коммуникации, в качестве основного изучаемого феномена объясняется его высокой актуальностью - глобальной информатизацией общества.

Теоретические основания исследования. В отечественной и зарубежной науке накоплено достаточно исследований проблематики доверия и недоверия: В.С. Сафонов,

© Е.В. Шляховая, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.