Научная статья на тему 'Взаимосвязь базового доверия/недоверия и медиадоверия при различных видах информации'

Взаимосвязь базового доверия/недоверия и медиадоверия при различных видах информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
628
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАДОВЕРИЕ / ДОВЕРИЕ К ИНФОРМАЦИИ / ДОВЕРИЕ К ИНТЕРНЕТЖУРНАЛУ / ДОВЕРИЕ К ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТУ / БАЗОВОЕ ДОВЕРИЕ/НЕДОВЕРИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шляховая Е.В.

в статье рассматривается взаимосвязь доверия/недоверия миру, другим людям и себе с медиадоверем (в частности, доверием к информации, доверием к Интернет-журналу и доверием к Интернет-журналисту) при различных видах информации. Принцип установления данной взаимосвязи процесс получения информации без конкретизации ее вида. При этом недоверие к миру и другим людям сильнее взаимосвязано с доверием к информации и слабее с доверием к Интернетжурналу и доверием к Интернет-журналисту, которые объединяются в один феномен доверие к источнику информации. Полученное новообразование является посредником между доверием к информации и доверием к миру, другим людям и себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь базового доверия/недоверия и медиадоверия при различных видах информации»

населения: матер. первой Всерос. науч.- практ. конф. - Нальчик: Кааб.- Балк. ун-т, 2003.

4. Щербина В. А. Применение инновационных технологий физического воспитания для формирования здорового образа и стиля жизни студентов технического вуза / В. А. Щербина. М.: - Изд-во «МПА - ПРЕСС», 2007.

Е.В. Шляховая

ВЗАИМОСВЯЗЬ БАЗОВОГО ДОВЕРИЯ/НЕДОВЕРИЯ И МЕДИАДОВЕРИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИНФОРМАЦИИ

THE RELATIONSHIP OF BASE TRUST/DISTRUST AND MEDIA TRUST FOR DIFFERENT TYPES OF INFORMATION

Аннотация: в статье рассматривается взаимосвязь доверия/недоверия миру, другим людям и себе с медиадоверем (в частности, доверием к информации, доверием к Интернет-журналу и доверием к Интернет-журналисту) при различных видах информации. Принцип установления данной взаимосвязи - процесс получения информации без конкретизации ее вида. При этом недоверие к миру и другим людям сильнее взаимосвязано с доверием к информации и слабее с доверием к Интернет-журналу и доверием к Интернет-журналисту, которые объединяются в один феномен - доверие к источнику информации. Полученное новообразование является посредником между доверием к информации и доверием к миру, другим людям и себе.

Ключевые слова: медиадоверие, доверие к информации, доверие к Интернет-журналу, доверие к Интернет-журналисту, базовое доверие/недоверие.

Abstract: this article is about relationship of trust/distrust of the world, other people and yourself with media trust (in particular the trust in information, trust in Internet magazine and trust in Internet journalist) for different types of information. The principle of establishing this relationship is process of obtaining information regardless of the type of information. The distrust in the world and other people most strongly correlated with trust in information and less with trust in Internet magazine and Internet journalist, that combined into one phenomenon - the trust in source of information. The new phenomenon is intermediary between trust in information and trust of the world, other people and yourself.

Keywords: media trust, trust in information, trust Internet magazine, trust in Internet journalist, base trust/distrust.

Постановка проблемы. Феномен доверия «вошел» в предметное поле многих социогуманитарных наук фактически молниеносно. Однако в настоящее время имеется очень мало эмпирических данных о соотношении различных видов доверия/недоверия личности. Именно поэтому чрезвычайно актуальным является анализ взаимосвязей доверия/недоверия миру, другим людям и себе с различными видами доверия [1].

Цель нашей публикации - рассмотреть особенности взаимосвязей медиадоверия (в частности, доверия к информации, доверия к Интернет-журналу и доверия к Интернет-журналисту) с базовым доверием/недоверием личности. Выбор медиадоверия, возникающего в электронной массовой коммуникации, в качестве основного изучаемого феномена объясняется его высокой актуальностью - глобальной информатизацией общества.

Теоретические основания исследования. В отечественной и зарубежной науке накоплено достаточно исследований проблематики доверия и недоверия: В.С. Сафонов,

© Е.В. Шляховая, 2012

Т.П. Скрипкина, И.В. Антоненко, А.Б. Купрейченко, С.П. Табхарова, И.В. Изюмова, Б.З. Мильнер, Ф. Фукуяма, Ф. Теннис, Б.Ф. Поршнев, В.Н. Минина, М. Дойч, Р. Левицки и другие.

В нашем исследовании мы понимаем доверие как психологическое отношение, которое может проявляться лишь в активности человека, где оно корректируется и осознается (И.В. Антоненко, А.Б. Купрейченко, Т.П. Скрипкина, С.П. Табхарова и другие).

Доверие - это психологическое отношение, включающее интерес и уважение объекту или партнеру; представление о потребностях, которые могут быть удовлетворены в результате взаимодействия с ним; эмоции от предвкушения их удовлетворения и позитивные эмоциональные оценки партнера; расслабленность и безусловную готовность проявлять по отношению к нему добрую волю, а также совершать определенные действия, способствующие успешному взаимодействию [1, с. 59]. В свою очередь, недоверие включает следующие основные элементы: осознание рисков; чувство опасности, страха в сочетании с негативными эмоциональными оценками партнера и возможных результатов взаимодействия; настороженность и напряженность, а также готовность прекратить контакт, ответить на агрессию или проявить опережающую враждебность [1, с. 60].

Основой для формирования доверия миру, другим людям и себе выступает базисное доверие, возникающее на ранних стадиях онтогенеза [5]. При этом базисное недоверие - ощущение небезопасности окружающего мира и стремление к избеганию неприятных факторов среды возникает на ранних стадиях онтогенеза как закономерное следствие базисного доверия, с которым ребенок входит в мир [1, с. 97].

Доверие к миру рассматривается как специфический субъектный феномен, сущность которого состоит в специфическом отношении субъекта к различным объектам или фрагментам мира, заключающимся в переживании актуальной значимости и априорной безопасности этих объектов или фрагментов мира для человека [2].

Доверие к себе определяется как рефлексивный, субъектный феномен личности, позволяющий человеку занять определенную ценностную позицию по отношению к самому себе, к миру и, исходя из этой позиции, строить собственную жизненную стратегию [2, с. 139]. Доверие к себе невозможно без доверия к миру (и другим людям как части мира), иначе распадается вся система «человек и мир», которая может существовать лишь как целостная система [2, с. 87].

Другими возможными объектами доверия могут выступать различные феномены и явления материального и нематериального мира [1, с. 65]. В нашем исследовании в качестве подобного вида доверия выступает медиадоверие - доверие, возникающее в процессе массовой коммуникации с использованием материальных, в том числе электронных носителей и средств. Конкретно мы рассматриваем доверие электронным журналам как частный случай медиадоверия, в котором интегрированы три основных элемента: доверие к информации, доверие к Интернет-журналу и доверие к Интернет-журналисту.

Доверие к информации мы понимаем как психологическое отношение, включающее интерес к информации, представление о потребностях, которые могут быть удовлетворены в результате использования данной информации, эмоции от предвкушения их удовлетворения, что сопровождается ее положительными эмоциональными оценками и готовностью использовать данную информацию в своей деятельности. Доверие к Интернет-журналу и доверие к Интернет-журналисту - это психологическое отношение, включающее интерес и уважение к Интернет-журналу и Интернет-журналисту, представление о потребностях, которые могут быть удовлетворены в результате взаимодействия с ними, эмоции от предвкушения их удовлетворения и позитивные эмоциональные оценки Интернет-журнала и Интернет-

журналиста, что сопровождается их положительными эмоциональными оценками и готовностью и в дальнейшем использовать данный Интернет-журнал и «взаимодействовать» с данным Интернет-журналистом.

Результаты исследования. Для изучения частного случая медиадоверия -доверия электронным журналам - нами были разработаны опросники «Доверие к информации» и «Взаимосвязь доверия к информации с доверием к журналу/журналисту». Каждый из этих опросников предполагал сравнение четырех видов информации: деловой, практически полезной; деловой, практически бесполезной; развлекательной, практически полезной; развлекательной, практически бесполезной. Особенности базисного доверия/недоверия изучались с помощью методики А. Б. Купрейченко «Взаимосвязь доверия/недоверия миру, себе и другим людям».

В основном исследовании, проведенном в феврале-апреле 2010 года, участвовало 190 респондентов: 57% - девушки, 43% - юноши; возраст респондентов по всей выборке преимущественно от 19 до 21 года. С помощью корреляционного анализа показателей методики А.Б. Купрейченко с доверием к информации и показателями доверия к Интернет-журналу и доверия к Интернет-журналисту, а также кластерного анализа по методу К-средних методики А. Б. Купрейченко, позволившего выделить типы доверия/недоверия миру, другим людям и себе, мы смогли оценить взаимосвязи медиадоверия и базисного доверия/недоверия. Графическое изображение полученных результатов представлено на рисунке.

Обозначения: Обратные стрелки - взаимосвязь феноменов. Обратные стрелки, выделенные жирностью - более сильная взаимосвязь.

Рис. Взаимосвязь медиадоверия (доверие к информации, доверие к Интернет-журналу и доверие к Интернет-журналисту) с доверием/недоверием миру, другим людям и себе

Таким образом, принцип установления взаимосвязи между медиадоверием (в частности, доверием к информации, доверием к Интернет-журналу и доверием к Интернет-журналисту) с доверием/недоверием миру, другим людям и себе - получение информации без конкретизации ее вида. Получение информации, а главное, доверие к информации - включение ее в собственное сознание - по своей сути является «влиянием слова на психику», индуцирующим ограждение (согласно теоретическим воззрениям Б.Ф. Поршнева) [3, 4]. Данным ограждением является недоверие миру и другим людям, обозначаемое А.Б. Купрейченко как базисное недоверие [1]. Поэтому нами была выявлена сильная взаимосвязь доверия к информации с недоверием к миру и другим людям и более слабая взаимосвязь недоверия к миру и другим людям с доверием к Интернет-журналу и Интернет-журналисту. Доверие к Интернет-журналу и доверие к Интернет-журналисту с появлением доверия/недоверия миру, другим людям

и себе объединяются в единый феномен - доверие к источнику информации. Доверие к информации имеет сильную взаимосвязь с полученным новообразованием, которое является посредником между доверием к информации и базовым доверием (доверием к миру, другим людям и себе).

Литература

1. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. - М., 2008.

2. Скрипкина Т.П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). -Ростов н/Д., 1997.

3. Поршнев Б.Ф. Элементы социальной психологии // Проблемы общественной психологии. - М., 1965.

4. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история (Элементарное социально-психологическое явление и его трансформации в развитии человечества) // История психологии. - М., 1972.

5. Эриксон Э. Детство и общество. - М., 1996.

А.В. Новоселов

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ESTIMATION OF DEVELOPMENT OF LINES OF ACTIVITY OF ТНЕ ENTERPRISE

Аннотация: в статье содержится подробное описание методики оценки развития направлений деятельности предприятия. Методика основывается на методологии факторного анализа рентабельности и четырех типов развития направлений, которые можно оценить математическими методами. Методика определяет тенденцию и динамику развития направлений предприятия как в отдельных направлениях, так и его развития в целом. Разработанная методика позволяет скорректировать развитие направлений в целом по всему предприятию.

Ключевые слова: методика, развитие, рентабельность, направление, тенденция, динамика.

Abstract: the article provides detailed descriprition of line of activity development assessment methodology. This methodology is based on profitability factor analysis methodology and four types of line of activity development which can be mathematically estimated. Methodology allows to determine trend and dynamics of line of activity development in specific directions as well as general development. Designed methodology allows to control and adjust evolution of lines of activity in context of the whole business.

Keywords: technique, development, profitability, direction, tendency, dynamics.

В настоящее время общее внимание к направлениям собственного развития предприятий сферы услуг стремительно возрастает. Формирование направлений развития является эффективной деловой концепцией, дополненной набором действий, которые способны привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества.

Единую оценку развития направлений деятельности предприятия, следует давать в стратегическом и тактическом плане. Стратегические оценки описаны в различных трудах, что позволяет определять направления развития предприятия на долгосрочном периоде. Тактический анализ позволяет не допустить неравномерности

© А.В. Новоселов, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.