Научная статья на тему 'Эмоции в структуре криминальной мотивации'

Эмоции в структуре криминальной мотивации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
322
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЭМОЦИИ / ПРЕСТУПНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСУЖДЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ / MOTIVATION / EMOTIONS / THE CRIMINAL ACTIVITY / FEMALE PRISONERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кирсанова О. С., Ковалев О. Г.

Рассматриваются эмоции в качестве психологических образующих мотивации личности, факторов, мотивирующих преступную деятельность. Анализируются точки зрения ученых на природу эмоций и их взаимосвязь с криминальной мотивацией. Автор считает необходимым рекомендовать сотрудникам исправительных учреждений учитывать характеристики эмоциональной сферы осужденных женщин, так как без этого невозможен эффективный процесс их исправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONS IN STRUCTURE OF CRIMINAL MOTIVATION

This article examines emotions as psychological part of individual motivation as factors motivating criminal activity. The author analyzes arguments of scientists on the nature of emotions and interrelation between emotions and criminal motivation. The author recommends the prison officers to take into account characteristics of emotional side of female prisoners to make correction effective.

Текст научной работы на тему «Эмоции в структуре криминальной мотивации»

Компьютерная поддержка процесса обучения даст возможность самостоятельно добывать знания, создаст условия для самоконтроля, усилит мотивацию и повысит интерес к занятиям физическими упражнениями, закрепит полученные на практике знания. Внедрение в процесс вузовского обучения физической культуре информационно-компьютерной поддержки даст возможность дистанционного обучения студентам специальных медицинских групп и не посещающих занятия по состоянию здоровья. Достоинства дистанционного обучения в этом случае неоспоримы.

Получение знаний в любое удобное время позволит студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выбирать индивидуальный график обучения. Появится возможность выбора наиболее подходящих спортивно-оздоровительных программ. Такая система обучения откроет новые возможности для самообразования и творческого самовыражения, снимет нервозность и неуверенность в себе, обусловленные субъективными факторами.

Среди эффективных форм компьютерной поддержки процесса обучения физической культуре можно предложит: обучающие электронные учебно-методические пособия, мультимедийные инноваци-

онные программы совершенствования физических качеств, методики самооценки уровня физического развития, психосоматического и функционального состояния организма, методики самоконтроля основных показателей здоровья. Эта система обучения усилит гуманитарную составляющую процесса физического образования, позволит задействовать потенциал кафедры физического воспитания, будет соответствовать потребностям и интересам студентов, повысит мотивацию к занятиям физическим воспитанием.

1 Васенков Н.В. Динамика состояния физического здоровья и физической подготовленности студентов // Теория и практика физической культуры. 2008. № 5. С. 91—92; Железняк Ю.Д. Физическая активность и здоровье студентов вузов не физкультурного профиля // Теория и практика физической культуры. 2006. № 12. С. 46—48.

2 Агаджанян Н.А., Батоцыренова Т.Е., Сушкова Л.Т. Здоровье студентов: стресс, адаптация, спорт. Владимир, 2004; Васенков Н.В. Указ. соч.; Железняк Ю.Д. Указ. соч.

3 Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. 2002. № 3. С. 2—4.

ЭМОЦИИ В СТРУКТУРЕ КРИМИНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

О. С. КИРСАНОВА,

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний

Научный руководитель доктор юридических наук, кандидат психологических наук, профессор, заместитель начальника Управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры РФ (Москва)

О.Г. КОВАЛЕВ

Аннотация. Рассматриваются эмоции в качестве психологических образующих мотивации личности, факторов, мотивирующих преступную деятельность. Анализируются точки зрения ученых на природу эмоций и их взаимосвязь с криминальной мотивацией. Автор считает необходимым рекомендовать сотрудникам исправительных учреждений учитывать характеристики эмоциональной сферы осужденных женщин, так как без этого невозможен эффективный процесс их исправления.

Ключевые слова: мотивация, эмоции, преступная деятельность, осужденные женщины.

EMOTIONS IN STRUCTURE OF CRIMINAL MOTIVATION

O.S. KIRSANOVA,

the Academy of the Federal Penal Service of Russia

The summary. This article examines emotions as psychological part of individual motivation as factors motivating criminal activity. The author analyzes arguments of scientists on the nature of emotions and interrelation between emotions and criminal motivation. The author recommends the prison officers to take into account characteristics of emotional side of female prisoners to make correction effective.

Key words: motivation, emotions, the criminal activity, female prisoners.

Мотивацию многие психологи определяют как «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность»1. В ее структуру могут входить следующие мотивационные образующие: мотивы, потребности, цели, намерения, стремления, интересы, желания, эмоции, идеалы, установки, нормы, убеждения, отношения, задачи, ценности, смыслы, склонности, влечения, т.е. все то, что способно побуждать человека к реально совершаемым действиям.

Эмоция — отражение какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения2. По мнению В.К. Вилюнаса, положительная эмоция, завершающая удавшееся действие, его закрепляет, а отрицательная, задерживая не оправдавший себя способ достижения цели, усиливает поиск новых проб3. В.Г. Асеев считает, что «эмоции ориентируют человека, указывая на значимость окружающих человека явлений, на степень их важности, на их модальность (положительность или отрицательность)... Они говорят о том, что важнее, что является первоочередным, актуальным в текущей деятельности и что личностно значимо в широком плане жизнедеятельности вообще»4.

По мнению многих ученых, эмоции имеют прямое отношение к формированию мотивации личности и являются существенным регулятором поведения. Эмоции и чувства выступают побудителями активности людей, движут их поступками, направляют поведение. Играя роль мотива, они могут побуждать к определенному действию или служить сдерживающим фактором. Как считают А.Д. Глоточкин и В.Ф. Пирожков, они как бы разрешают совершать одни действия и запрещают совершать другие5.

И.И. Машковский убежден в том, что необходимое условие любого поступка — эмоциональное взаимодействие двух или нескольких индивидов или проявление эмоционально-чувственных связей личности с коллективом, обществом. Ведь не случайно слова «эмоция» (emotion) и «мотивация» (motivation) филологически имеют общий корень «mot» (в переводе означает двигаться), что также доказывает общность этих понятий6.

Б.И. Додонов утверждает, что эмоция может выступать в качестве не только оценки, но и самодовлеющей ценности, мотива поведения, самоцели. «Размышляя над мотивами собственной деятельности, мы обнаружили, что, помимо всего прочего, часто ищем в ней и определенные переживания. эмоции, почему-то имеющие для нас особую ценность»7.

Эмоции считаются психологической надстройкой над потребностями человека, они сигнализируют об отношении тех или иных элементов реальности к наличным потребностям. Чрезмерная возбужденность, аффективные и неадекватные эмоциональные реакции владеют индивидом, а не он ими. Рациональное начало в ограниченных пределах может осуществлять психологический контроль над эмоциями8.

Эмоции сопровождают процесс осознания возможности достижения человеком поставленной цели на пути удовлетворения возникшей потребности. При невозможности удовлетворить субъективно значимые потребности эмоции могут приобретать форму устойчивых эмоциональных состояний, аффективных реакций, подсознательно влияющих на поведение лица, становясь мощным побудительным фактором в структуре мотивационной сферы личности9.

Многие ученые полагают, что эмоции могут мотивировать преступление. В.В. Лунеев считает, что объяснить генезис многих, нередко тяжких, преступлений, совершаемых по мотивам мести, недовольства, озлобленности, ревности, обиды, страха, трусости и т.д., путем прямого и непосредственного продолжения тех или иных потребностей субъекта очень трудно вследствие того, что эта мотивация носит яркий отрицательно эмоциональный характер. Эмоция является отражением актуальной потребности и возможности ее удовлетворения в конкретной ситуации. Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательной эмоции. «Непосредственным мотивом преступного поведения в таких случаях выступает не сама потребность, а та отрицательная эмоция, которая возникла на ее основе в неблагоприятных условиях ее удовлетворения. Поэтому целью таких преступлений, как правило, является не удовлетворение исходной потребности, а эмоциональная и физическая разрядка сама по себе»10.

Человек не безразличен к эмоциональной реакции окружающих на его поведение, его всегда интересуют отношение к нему в коллективе, те нравственные чувства (дружбы, симпатии и т.п.), которые к нему питают другие, поэтому часто преступление совершается ради того, чтобы заслужить одобрение значимых людей, утвердиться в коллективе, референтной группе. Несовпадение эмоциональных реакций разных индивидуальностей нередко приводит к нравственному конфликту, и логика доказательства часто оказывается бессильна там, где нет «созвучия» чувств, эмоционально-нравственных переживаний11. Эмоциональный конфликт и возникшая на его почве неприязнь при наличии других благоприятствующих совершению преступления факторов также могут его провоцировать.

Замечено, что наибольший удельный вес эмоции имеют в мотивационной сфере несовершеннолетних и лиц молодого возраста, совершивших преступление. Это и понятно, ведь для этого возраста характерны высокая эмоциональность, яркий накал страстей, бурные переживания12. «Чувства раньше, чем разум, вступают в действие»13.

В основе многих преступлений можно наблюдать ярко выраженные кратковременные эмоции, носящие характер аффективных (эмоциональных взрывов): ярость, гнев, возмущение и т.п. Часто преступление порождается длительными и сильными

эмоциями — страстями, которые наиболее значимы для субъекта преступления14. Мотивационная роль эмоций и чувств зависит от силы переживания: чем сильнее чувство и эмоция человека, тем больше побудительное их значение для деятельности15.

В.Н. Кудрявцев справедливо отмечает, что аффективное поведение имеет большое значение для выживания организма в особых, критических условиях (неожиданная опасность, большое физическое напряжение и т.д.), но в стабильном обществе оно чревато негативными последствиями. «Когда вместо того, чтобы спокойно и разумно решить возникшую проблему, человек раздражается, негодует, впадает в гнев, — это отрицательно сказывается не только на нем, но и на окружающих. От сильного душевного волнения один шаг до оскорбления личности, хулиганской выходки или другого правонарушения»16.

Заметна роль эмоций в насильственном преступном поведении. Эмоции отражают в мотивации острые противоречия между личностью и средой, конкретной жизненной ситуацией. Состояние гнева, возмущения и тому подобных эмоций, отличающихся интенсивностью, яркостью, длительностью, можно расценивать как свидетельство слабой приспособленности личности к среде, ее недостаточной адаптированности17.

Изучая мотивацию супружеских убийств, Д.А. Ше-стаков отмечает, что эмоции оказывают двоякое влияние на мотивацию: состояние эмоционального возбуждения ведет к неадекватному реагированию, переоценке или недооценке тех или иных поступков и качеств супруга. Так, некоторые частные расхождения воспринимаются как антагонизм, сомнительные или подозрительные факты выглядят реальностью18.

С точки зрения гендерного подхода, многие современные исследователи отмечают, что женщины отличаются от мужчин повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, лабильностью нервной системы, которые оказывают влияние на формирование криминальной мотивации. Она носит ярко выраженную эмоциональную окрашенность, а преступное поведение характеризуется взрывчатостью, агрессивностью, импульсивностью.

Ю.М. Антоняном установлено, что женщинам, которые совершили убийство своих мужей либо сожителей или нанесли им тяжкие телесные повреждения, присущи высокий уровень эмоциональности, упрямство, отсутствие чувства вины или раскаяния в совершенном преступлении19.

Полученные Е.В. Середой данные показали, что женщинам, осужденным за насильственные преступления, свойственна аффективная напряженность, которая обусловливается присущей им социально-психологической дезадаптацией, что затем часто приводит их к импульсивному поведению. Женщины этой категории склонны действовать под влиянием преобладающих на данный момент эмоций без до-

статочного осмысления ситуации, что приводит их к вспыльчивости, несдержанности, необдуманным поступкам, а нередко к агрессивным действиям по отношению к другим осужденным20.

В.Н. Кудрявцев отмечает, что женщины более импульсивны и эмоциональны по сравнению с мужчинами. Психологические травмы, связанные с профессиональными или семейными конфликтами, могут носить у них затяжной и глубокий характер21.

По мнению А.И. Ушатикова и Б.Б. Казака, женщин, совершивших насильственное преступление, отличает чрезмерная эмоциональность реакций на конкретные ситуации, отсутствие конвенциональных взглядов и установок, высокая самооценка и эгоизм22.

Преступно-насильственное поведение женщин, по мнению Л.М. Щербаковой, специфично. Это связано с тем, что женщины обладают более острым восприятием отдельных явлений действительности, повышенным эмоциональным реагированием на них, приданием большей значимости отдельным фактам межличностных отношений. Они более подвержены психической травматизации в острых конфликтных ситуациях, более остро переживают семейные неурядицы. Имея повышенный уровень тревожности, женщины к тому же склонны к переоценке грозящей им опасности. Повышенная сенситивность создает у них устойчивый фон повышенной психической напряженности23.

Сотрудникам исправительных учреждений необходимо учитывать характеристики эмоциональной сферы осужденных женщин. Выработка определенных путей и способов управления их эмоциональными состояниями открывает дополнительные возможности для эффективного процесса их исправления.

1 Немов Р.С. Психология. М., 1994. Кн. 1. С. 390.

2 Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984. С. 149.

3 Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. С. 102.

4 Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. С. 9—10.

5 Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Эмоции и чувства человека, лишенного свободы. М., 1970. С. 3—9.

6 Машковский И.И. Рациональное и эмоциональное в нравственном развитии личности. М., 1976. С. 49—55.

7 Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978. С. 49—55.

8 Рациональное и эмоциональное в морали / под ред. А.И. Титаренко, Е.Л. Дубко. М., 1983. С. 39.

9 Криминальная мотивация / под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1986. С. 120.

10 Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. М., 1991. С. 132.

11 Машковский И.И. Указ. соч. С. 33.

12 Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1974. С. 73—75.

13 Рациональное и эмоциональное в морали / под ред.

А.И. Титаренко, Е.Л. Дубко. С. 65.

14 Игошев К.Е. Указ. соч. С. 73—75.

15 Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Указ. соч. С. 25.

16 Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: учеб. пособие. М., 1998. С. 57.

17 Антонян Ю.М. Почему люди совершают преступления. Причины преступности. М., 2005. С. 136.

18 Шестаков Д.А. Супружеское убийство как общественная проблема. СПб., 1992. С. 38—39.

19 Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М., 1992. С. 82.

20 Середа Е.В. Применение наказания в виде лишения свободы в отношении женщин: история и современность: моногр. М., 1999. С. 49—51.

21 Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М., 2002. С. 110.

22 Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии : учебник / под ред. С.Н. Пономарева. Рязань, 2002. С. 153.

23 Щербакова Л.М. Некоторые аспекты криминальной агрессии женщин // Российский криминологический взгляд. 2005. № 1. С. 85.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОГРАММЫ ДЛЯ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА БАНКА

Т.С. КЛИМЕНКО

Научный руководитель доктор психологических наук, профессор

В.Л. ЦВЕТКОВ

Аннотация. На основе проведения экспертных оценок успешных сотрудников банка разработана психограмма, которая позволила составить модель проведения первичной беседы с кандидатами на различные должности в помощь HR-менеджерам и начинающим психологам банка при подборе персонала.

Ключевые слова: психограмма, психологические профессионально важные качества (ПВК), коммуникабельность, мотивация, способности.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF DRAWING UP PSYCHOGRAMS FOR SELECTION OF THE PERSONNEL OF BANK

T.S. KLIMENKO

The summary. On the basis of carrying out of expert estimations of successful employees of bank it is developed psychogram which has allowed to make model of carrying out of primary conversation with candidates on various in the help HR-managers and beginning psychologists of bank at personnel selection.

Key words: psychogram, psychological professionally important qualities (PIQ), skill to communicate, motivation, abilities.

В начале деятельности банка у нас были трудности при подборе персонала: несогласованность действий разных подразделений компании, заинтересованных в подборе кадров; повышение временных затрат на подбор; адаптация нового сотрудника к бизнес-процессам банка.

В настоящее время существует текучесть кадров при подборе специалистов на массовые вакансии в сбытовые подразделения. Сначала подбор специалистов на эти должности проходил в два этапа: первый — собеседование в HR-отделе, второй — с непосредственным начальником — менеджером группы либо руководителем отдела.

Участники процесса подбора действуют несогласованно, предъявляют разные требования к кандидатам на должность. В связи с этим у нас возникла потребность создать единую стандартизированную систему подбора, научно обоснованную для нашего банка1. При проведении анализа кадровой работы была поставлена

задача согласованного взаимодействия отделов при подборе персонала. В период организации банка наиболее важное значение имел подбор компетентного персонала, поэтому он проводился постоянно.

Проблема состояла в том, что отделы рассматривали подбор в контексте решения узко профессиональных задач. Если кадровый отдел ориентировался на психологические аспекты подбора кандидатов, то руководители других отделов, проводившие первичную беседу, в большей степени были заинтересованы в быстром решении бизнес-задач и получении прибыли от работы нового сотрудника. Проблемы расхождения подходов возникли из-за отсутствия в банке утвержденной сверху научно обоснованной единой психологической модели подбора кадров, основанной на психологических профессионально важных качествах (ПВК), отвечающих требованиям профессии к кандидату на должность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.