Научная статья на тему 'Инновационные технологии физического воспитания'

Инновационные технологии физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА / УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ / ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халикова Джени Андреевна

Выделены приоритетные задачи, направленные на развитие физической культуры и спорта в России. Представлены инновационные технологии физического воспитания. Рассмотрена перспектива инновационных технологий совершенствования физического воспитания на основе предложенной В.К. Бальсевичем концепции конверсии избранных элементов и технологий спортивной тренировки в интересах совершенствования содержания и форм организации физического воспитания в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии физического воспитания»

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

Халикова Джени Андреевна, магистрант Института педагогики, психологии и социальной работы, кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

Аннотация: Выделены приоритетные задачи, направленные на развитие физической культуры и спорта в России. Представлены инновационные технологии физического воспитания. Рассмотрена перспектива инновационных технологий совершенствования физического воспитания на основе предложенной В.К. Бальсевичем концепции конверсии избранных элементов и технологий спортивной тренировки в интересах совершенствования содержания и форм организации физического воспитания в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: инновационные технологии, педагогические инновации, оздоровительная тренировка, утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки, подвижные и спортивные игры.

На сегодняшний день развитие физической культуры и спорта стали одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Это связано не только с минувшей Олимпиадой в Сочи 2014 г., но и с прошедшими XVIII Сурдлимпийскими зимними играми в марте-апреле 2015 г., а также ныне идущий Чемпионат мира по тхэквондо 2015 в Челябинске. Всё это привело к популяризации физической культуры и активному вовлечению общества в разные виды спорта.

Именно поэтому существует необходимость в развитии инновационных направлений исследования в области кинезиологии физического воспитания и спорта, возрастной кинезиологии, психологии и педагогики. Разработать системную классификацию педагогических ошибок и их последствий для результативности физического воспитания и спорта, внетренировочные технологии и др. При этом особое внимание следует обратить на разработку наиболее перспективных инновационных технологий в области массового физического воспитания и спорта.

Опрос ведущих специалистов в нашей стране и за рубежом, а также теоретико-методологические исследования проблемы стратегии развития физического воспитания и спорта позволили выявить ряд приоритетных задач современной спортивной науки:

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

1) активизация деятельности Российского государства и общества в освоении ценностей физической и спортивной культуры;

2) научно-методическое обеспечение процессов модернизации содержания и организации массового физического воспитания детей различного возраста в общеобразовательных учреждениях;

3) научно-технологическое инновационное преобразование в системе подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва.

4) научное совершенствование механизмов организационного, правового, ресурсного и информационного обеспечения сферы физической культуры и спорта, а также правовой, финансовой и организационной поддержки инновационных преобразований в пространствах массового физического воспитания и спортивной культуры населения страны;

5) теоретико-технологическое обоснование задач и целей в модернизации инфраструктуры физического воспитания, массовой физической культуры и спорта высших достижений;

6) разработка высоких технологий медико-биологического и психологического обеспечения учебно-тренировочного процесса в системах спортивной подготовки и физического воспитания;

7) теоретические и методические основы модернизации системы специального образования, повышения квалификации кадров с учётом перспективных тенденций развития наукоемких технологий физического воспитания и спортивной подготовки.

Каждая из приведенных задач развития спортивной науки может осуществляться комплексно, но, и структурировано по наиболее актуальным направлениям развития физической культуры и спорта. Конечно же, перечень вышеприведённых задач нуждается во всестороннем обсуждении, творческом осмыслении и дальнейшем развитии.

Однако, систему планирования и финансирования науки в сфере физической культуры и спорта должна определяться уровнем инновационности и перспективности проводимых научных исследований. В то же время инновационные процессы являются закономерностью в развитии образования и относятся к таким изменениям в работе учреждений, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления сотрудников, вносит в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему образования, как начальную ступень

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

раскрытия потенциальных способностей личности человека. Развитие образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей [1, с. 23].

Также инновационная деятельность в образовании имеет свои особенности. Первая особенность заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги. Если этого не учитывать, то из педагогической инновации выпадает все собственно образовательное, вся гуманистическая составляющая инновационной деятельности. Второй отличительной особенностью педагогической инновации является необходимость комплексного охвата возможно большего числа педагогических проблем. Применительно к сфере образования инновацией можно считать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового содержания, метода, формы организации образовательного процесса либо в новом подходе к оказанию социальных услуг в области образования на основе реальных запросов родителей, т.е. новых форм образования [1, с. 24].

Педагогические инновации - относительно новое понятие для сферы образования, включая систему образования. Анализ литературы свидетельствует нам о том, что одним из перспективных инновационных технологий совершенствования физического воспитания является его спортизация на основе предложенной В.К. Бальсевичем концепции конверсии избранных элементов и технологий спортивной тренировки в интересах совершенствования содержания и форм организации физического воспитания в образовательных учреждениях. По мнению В.К. Бальсевича, концепция оздоровительной тренировки - пока единственная научно обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека [2, с. 34]. Далее боле подробно рассмотрим какие инновационные технологии физического воспитания можно применить в обществе.

С биологической точки зрения оздоровительную тренировку следует рассматривать как процесс направленной адаптации организма к воздействию физических нагрузок. Анализируя цели такой тренировки, В.К. Бальсевич отмечает, что они определяются общими социальными и личностными установками человека на достижение им физического совершенства. Вместе с тем в каждом возрасте цели тренировки специфичны. Цель оздоровительной тренировки ребёнка определяется необходимостью

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

создания фундамента его физического здоровья, основы его кинезиологического потенциала, а специфика её содержания связана с возрастными особенностями растущего организма и обусловленными этим известными ограничениями видов физических нагрузок, их интенсивности и форм реализации в тренировке. Таким образом, применительно к решению задач физического воспитания детей под оздоровительной тренировкой следует понимать педагогический процесс адаптации организма к физическим нагрузкам с целью укрепления здоровья и совершенствования физического и психического потенциала ребёнка.

Также применение утренней гигиенической гимнастики имеет не только оздоровительное, организационное значение, влияет на воспитание правильной осанки, а также, по мнению учёных и практиков, способствует активизации умственной деятельности, подъёму эмоционального состояния человека. Как правило, при проведении утренней гигиенической гимнастики используются только знакомые нам виды движений: общеразвивающие упражнений, бег, ходьба, некоторые подвижные игры. Выбор вида двигательных действий также регламентируется программами обучения и воспитания конкретно для каждой возрастной группы.

Использование физкультурных минуток до и во время учебных занятий по изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений положительно влияет на весь процесс обучения для любых возрастных групп. Упражнения, применяемые в проведении физкультурных минуток, должны быть достаточно интенсивными и эмоциональными, включать в активную работу большие группы мышц, что позволяет сохранять положительное состояние психики, высокий уровень умственной работоспособности и общего физического состояния.

Далее подвижные и спортивные игры проводятся в различное время в соответствии с режимом дня каждой возрастной группы с целью расширения двигательного опыта детей, совершенствования приобретенных навыков и умений, а также развития физических качеств. Физкультурные праздники проводятся не только с целью демонстрации достижений детей в физическом воспитании, но и для формирования у ребёнка, родителей и педагогов интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности и потребности в собственном физическом совершенствовании. Основу содержания физкультурных праздников составляют веселые подвижные игры, выступления спортсменов, эстафеты и праздничные шествия.

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

Таким образом, следует подчеркнуть, что применение данных инновационных технологий в целом оздоровительная эффективность данных физических упражнений определяется степенью индивидуализации и дифференциации программ тренировки в зависимости от состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности занимающихся. Это обусловливает необходимость комплексной оценки и мониторинга физического состояния человека в процессе физического воспитания. Развитие и совершенствование системы физического воспитания является объективизация действий развития физических свойств и формирования движений человека на базе конкретных данных, количественно характеризующих возрастные особенности их конфигураций с внедрением комплексной методики педагогического контроля. Также необходимо отметить, что одним из наиболее инновационных технологий совершенствования физического воспитания, требующим серьезных дополнительных исследований, является учёт индивидуальных и личностных особенностей при разработке программно-нормативных документов.

Библиографический список

1. Бальсевич, В.К. Конверсия главных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания / В.К. Бальсевич. - 4-е изд. - 2009. 56 с., с. 22-25.

2. Бальсевич, В.К., Л.И. Лубышева. Сущность новой парадигмы здорового образа жизни и перспективы ее реализации / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева. Казань, 2011. 128 с., с. 24-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.