Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАДРЫ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комаров Георгий Алексеевич, Комаров Сергей Георгиевич, Рева Владимир Дмитриевич, Гизатулина Л.А., Архангельская Е.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ»

РАЗДЕЛ 1. МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Б0ЛYМ 1. МЕДИЦИНА ИЛИМИНИН ЖАНА БИЛИМИНИН СУРОЛОРУ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Г.А. Комаров, С.Г. Комаров, В. Д. Рева, Л.А. Гизатулина, Е.Ф. Архангельская

институт повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства (москва)

Саламаттык сактоодогу дистанциялык кошумча профессионалдык билим 6epYY жана профес-сионалдык кадрларды башкарууну кайра даярдоодогу инновациялык технологиялар.

ГА. Комаров, С.Г. Комаров, В.Д. Рева, Л.А. Гизатулина, Е.Ф. Архангельская

Innovative technology remote additional vocational training and retraining of managerial personnel

in health care

G.A. Komarov, S.G. Komarov , V.D. Reva, L.A. Gizatulina, E.F. Arkhangelskaia

Реформирование, модернизация и оптимизация системы здравоохранения Российской Федерации предусматривает совершенствование и повышение квалификации кадров, и прежде всего управленческих кадров. Без внедрения современных инновационных технологий непрерывного последипломного образования, эффективного использования интеллектуального и профессионального потенциала руководителей медицинских организаций, врачей и медицинских сестер, рационального использования ресурсов, невозможно повышение качества медицинской помощи, снижение заболеваемости и смертности населения,увеличение продолжительности жизни и трудоспособности, а также удовлетворенности граждан.

Стратегической задачей здравоохранения является обеспечение образовательного континуума, модернизация образовательных программ, применение современных образовательных технологий, в том числе электронного и широко используемого в настоящее время в мире дистанционного обучения.

Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации создана необходимая база для совершенствования последипломного

образования, основой которой является новое законодательство, и прежде всего Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

В соответствии с указанным законом издан ряд подзаконных актов, открывающих новые возможности для применения в последипломном образовании современных технологий, в частности электронного и, что особенно важно, дистанционного обучения (приказ Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (п.14), приказ Минобрнауки РФ от 9 января 2014 года № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»).

По сути дистанционное образование является отражением нового этапа цивилизационного развития, приходящего на смену информационному периоду развития человечества. Наступает период, получивший название за рубежом «smart-развитие», но который столетие тому назад был гениально предсказан великим русским ученым

академиком В.И. Вернадским и названный им «ноосферным». Безусловно, суть не в названии. Важно другое - в мире и в России уже существуют smart-университеты, осуществляющие обучение миллионов людей дистанционно. Это стало возможным благодаря тому, что за последнее столетие в миллионы раз возросли скорости передачи информации, создана глобальная сеть Интернет, разработаны компьютеры, позволяющие осуществлять миллиарды операций в секунду, компактная компьютерная техника (персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты) стали доступными практически всем людям. Кроме того, создано множество электронных платформ для осуществления дистанционного обучения и еще большее число различных учебных программ.

С учетом всего приведенного выше становится реальным переход на дистанционные формы и технологии обучения в сфере здравоохранения, особенно в области последипломного дополнительного профессионального образования врачей и профессиональной переподготовки руководителей органов управления здравоохранением и медицинских организаций.

Прогнозируя возрастающую потребность в дистанционном образовании и возможность его осуществления, в Институте повышения квалификации ФМБА России, начиная с 2010 г., осуществлялась разработка технологий и программ дистанционного последипломного образования, разработан электронный учебный продукт, созданы программы дистанционного образования, утвержденные Ученым советом Института, и в 2013 - 2014 гг., проведено обучение более 1600 врачей.

обоснования необходимости и преимуществ дистанционного дополнительного профессионального образования управленческих кадров в здравоохранении

В отличие от многих стран Европы, небольших по площади, чаще всего расположенных в 1 - 2 часовых поясах, Российская Федерация имеет территорию, расположенную в 10 часовых поясах. Расстояния до крупнейших образовательных центров нередко измеряются тысячами километров. Транспортные расходы на очное обучение одного специалиста составляют десятки тысяч рублей, а в масштабах государства выливаются в многомиллионные мало эффективные экономические затраты. Также велики другие сопряженные с обучением расходы (проживание в гостинице, питание, внутригородской проезд). В условиях сложного экономического положения медицинских организаций такие большие, сопряженные с последипломным обучением, финансовые издержки отражаются на подготовке специалистов. Медицинские организации вынуждены предлагать своим специалистам все чаще обучение за счет личных средств, что им в большей части случаев недоступно, или же

направляют их в близлежащие образовательные организации, в которых квалификация преподавателей зачастую значительно ниже требуемого уровня, а качество подготовки далеко не всегда отвечает современным требованиям.

Еще сложнее обстоит вопрос с дополнительным профессиональным образованием и профессиональной переподготовкой руководителей медицинских организаций, которые по вполне понятным и объективным причинам не могут на весьма длительный срок оставить учреждение для того, чтобы пройти необходимое обучение. Дробление образовательного цикла на этапы приводит кдвух- и более кратному увеличению сопряженных расходов. Руководителю медицинской организации также весьма сложно прогнозировать, заранее определить наиболее удобное время для своего обучения.

Кроме того, основная часть программ дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки кадров носит преимущественно теоретический характер в отличие от клинических дисциплин, что также следует рассматривать как аргумент в пользу дистанционного образования медицинского менеджмента.

Дистанционное образование имеет ряд других преимуществ, которые следует учитывать для повышения качества обучения специалистов.

Преимущества дистанционного образования

1. Обучение осуществляется без отрыва специалиста от основной работы и семьи.

2. Многократное сокращение сопряженных расходов.

3. Возможность обучения в наиболее удобное время и в комфортных условиях, что существенно влияет на восприятие и запоминание.

4. Выбор последовательности и приоритетности освоения модулей образовательной программы.

5. Использование для обучения любого устройства (гаджета) - РС, ноутбук, планшет, смартфон.

6. Независимость от места нахождения не только в городе, но и на Планете.

7. Возможность селективного сохранения образовательного контента для последующего использования, как с целью пополнения знаний, так и для практической работы.

8. Пополнение имеющейся собственной электронной библиотеки книгами, текстами законов, подзаконных актов, нормативных документов, стандартов, статистических материалов и др.

9. Полноценный дистанционный контакт с тьютором и с преподавателями в период обучения, а также в последующем.

10. Объективная оценка уровня знаний электронной образовательной системой.

Единственным недостатком дистанционного обучения является отсутствие прямого физичес-

кого контакта с преподавателями, компенсирующимся при необходимости видеофайлами, а также обсуждением вопросов в форуме и чате, что предусмотрено на современной образовательной платформе.

Краткое описание инновационных технологий дистанционного обучения управленческих кадров

В настоящем проекте дистанционного дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки управленческих кадров в здравоохранении использован ряд технологий, наиболее полно учитывающих особенности обучаемых контингентов.

Первая, и возможно наиболее значимая особенность состоит в том, что, несмотря на стремление к «омоложению» медицинского менеджмента, большинство руководителей среднего и высшего управленческого звена в здравоохранении представлено людьми среднего и выше среднего возраста. Главным образом потому, что для управления сложнейшей системой, будь то орган управления здравоохранением или медицинская организация, практический и жизненный опыт имеют исключительно важное значение.

Однако возрастной фактор имеет и вторую сторону: известно, что, начиная с 30 лет, человек прогрессивно утрачивает способность к обучению. Только у небольшого числа людей такая способность сохраняется до глубокой старости. Следовательно, многие принципы и технологии педагогики (науки и практики обучения детей и лиц молодого возраста) не вполне применимы или менее эффективны в андрагогике (науке и практике обучения лиц среднего и старшего возраста).

Вторая особенность состоит в том, что у человека в процессе развития и становления как личности и профессионала создаются достаточно прочные перцепции, психологические установки, внутренние образы, эталоны (стандарты), стереотипы, на которых формируются наиболее приемлемые и традиционно привычные способы и методы действий. Не последнюю роль в этом играют действующие нормативно-директивные акты и установки вышестоящих управленческих органов и организаций. И, чем больше возраст и длительнее предшествующий опыт, тем сложнее и с тем большим внутренним сопротивлением воспринимается все новое. Тем больше требуется времени на его восприятие, тем сложнее становится процесс обновления знаний, тем более значимыми и убедительными должны быть аргументации в образовательном процессе.

Третьим фактором, свойственным всем людям, является психология восприятия. Мир - это совсем не то, что мы видим и слышим, а то, как увиденное и услышанное отображается в нашем сознании. В разном возрасте и у разных людей это отображение различное. К тому же человек познает мир и все в нем происходящее, в том числе

и в профессиональной сфере, преимущественно двухканально: через зрительный и слуховой анализаторы. Известно, что зрительная информация при этом составляет в среднем 70%, а слуховая - 30%. В такой же пропорции происходит и запоминание информации. Однако также известно, что слуховые образы хранятся в памяти непродолжительное время, тогда как зрительные образы значительно дольше, а иногда и всю жизнь. Но, что наиболее важно, и что учитывалось нами при разработке инновационной технологии обучения медицинского менеджмента - руководителей медицинских организаций, это наиболее прогрессивное снижение с возрастом слуховой памяти.

Четвертым наиболее существенным фактором, имеющим не биологическое и психологическое значение, а в большей степени социальное, является закрепленное на протяжении многих десятилетий в общественном и профессиональном (врачебном)сознании отнесение здравоохранения к непроизводительной сфере, к сфере услуг, что с позиций современного мышления является неправильным. На самом деле здравоохранение относится к производительной сфере, а производимым системой в целом, медицинской организацией, каждым врачом продукт - «сохраненное и восстановленное здоровье производителей» является самым ценным для общества и государства. Его ценность несоизмерима со всем остальным, что создается человечеством.

И потому в задачу инновационной технологии дистанционного обучения руководителей были заложены элементы перцептуального рефрейминга (изменения рамки, формата видения и позиционирования) и реимпринтинга (перепечатывания в профессиональном сознании устаревших установок). Последнее отвечает новейшему международному стандарту ISO 26000 по социальной ответственности организации, а вместе взятое является технологией, основанной на нейро-лингвистическом программировании в его прикладном применении к учебному процессу при дистанционном последипломном образовании.

Принципиальная схема визуально-вербального восприятия, сохранения информации в памяти и репрезентации (теоретическая основа построения блок-модульных программ для дистанционного образования) представлена на рис-1.

Как следует из приведенной схемы, существо технологии состоит в двухканальной передаче информации и в двухканальном ее восприятии и запоминании обучающимися, т.е. в создании визуально-вербальных комплексов. Создающиеся в коре головного мозга комплексы анализируются и «отправляются» в оперативную память. Часть из них, представляющих для обучающегося наибольшую важность, в разное по продолжительности время - от долей секунды до нескольких дней подвергается повторному анализу и после этого селективно «загружается» в долговременную память, из

рис 1.

которой по возникающему запросу (внешнему или внутреннему) в доли секунды поступает в корковый анализатор и осуществляется репрезентация, информация вспоминается и применяется.

При этом не имеет принципиального значения, на какой «полюс» вербально-визуального комплекса, хранящегося в долговременной подсознательной памяти, воздействует внешний или внутренний запрос - на вербальный или визуальный. Каждый человек может подтвердить, что слово может вызвать образные визуальные воспоминания, и, напротив, - зрительный образ может столь же закономерно и часто вызывать вербальные ассоциации и информацию.

Возвращаясь к схеме, приведенной на рис-1, следует остановиться на технологии трехэтапного перехода в передаче и восприятии знаний, что также является одним из важных прикладных элементов нейро-лингвистического программирования.

Первый переход - это преобразование неосознаваемого незнания в осознаваемое незнание. Способов достижения этого множество. Приступая к передаче информации, имеющей важное значение, являющейся одним из ключевых положений, которое требуется погрузить в долговременную память, необходимо убедить обучающегося, что он над своим незнанием ранее не задумывался, а теперь осознает свое незнание.

Этим создается мотивация к восприятию следующего перехода - от осознаваемого незнания к осознаваемому знанию. Далее осуществляется передача важной содержательной информации вербально-визуально, раскрывается существо вопроса. Но, на этом же этапе обучения важное значение имеет применение следующего элемента нейро-лингвистического программирования - т.н. «якорения». Необходимо переданное новое знание, новую информацию связать с каким-то другим важным для респондента элементом, явлением, функцией, обязанностью, символом, знаком и т.п.

В этом случае нередко используется визуализация, графика, символ, пиктограмма и др. Эту же задачу можно выполнить вербально, причем не обязательно словом, но можно и тональной акцентуацией, повтором, ярким примером из практики.

В том случае, если на втором переходе удачно осуществлен рефрейминг и реимпринтинг, применен не менее удачно «якорь», то становится возможным третий переход - от осознаваемого знания к подсознательному знанию. В задачу входит не только погружение информации в долговременную память, но и перцептуальная трансформация образа из осознаваемого в подсознательное знание. Это когда человек будет оценивать явления и осуществлять действия, основанные на знаниях, но не задумываясь и не вспоминая, т.е. подсознательно.

Технология применения приведенных элементов нейро-лингвистического программирования в адаптированном для обучения виде на самом деле может рассматриваться как педагогическое мастерство, лекторское искусство. И чем более незаметны для обучаемых приведенные выше переходы и приемы, чем выше у преподавателя художественный вкус и мера при выборе проводниковой иллюстративной графики (визуализации), чем ярче элоквенция в вербальной компоненте, тем больше эффективность применяемой технологии, особенно при дистанционном обучении. Выше удовлетворенность обучающихся, прочнее полученные ими знания, но, что еще более значимо - осуществляется возбуждение и закрепление мотивации к дальнейшему самостоятельному повышению своего образовательного уровня, к накоплению новых знаний.

Основой учебно-методического комплекса (УМК) при дистанционном образовании, как и при традиционном очном обучении, являются лекции. Однако, в образовательной программе дистанционного обучения, в технологии осуществления

учебного процесса дистанционно, лекции, а вернее аудио-слайд-фильмы и презентации лекций несут иную функциональную нагрузку. Они не являются простой передачей и закреплением конкретных знаний, а имеют в большей степени функциональное значение навигатора, компаса, поскольку дистанционно обучающиеся, получая новые знания, работают самостоятельно. Но в заданном направлении...

В соответствии с этим технология предусматривает иное, чем при очном обучении, позиционирование и задачи преподавателей, труд которых становится более творческим, и трудно поддающимся почасовой регламентации и измерению. Создание полноценного аудио-слайд-фильма и основанного на нем образовательного модуля, пригодного для размещения на сервере в образовательной среде, - это процесс, занимающий несколько месяцев напряженного интеллектуального труда, большого искусства, таланта и, естественно, глубоких и современных знаний предмета. При этом методическая и творческая работа являются основными и составляют наибольшую часть (нередко до 90%). И осуществляется эта работа не только за столом и компьютером, но и в нерабочее время. Создатель аудио-слайд-фильма или визуально-вербальной презентации становится творцом специфического и очень сложного научно-художественно-учебного произведения.

Формат электронного учебного модуля, его содержание и технология дистанционного обучения

Ядром, квинтэссенцией учебного модуля программы дистанционного обучения является, безусловно, лекция. Одна или несколько. Технологически возможны три варианта:

а) видеофильм лекции,

б) слайд-презентация лекции,

в) аудио-слайд-фильм лекции.

В дистанционном образовании, как приведено выше, роль лекции иная, нежели при очном обучении, поскольку она является в основном навигатором для обучающихся, а также мотиватором к последующему самостоятельному глубокому изучению вопроса, проблемы, раздела. В задачу

лекции входит также рефрейминг и реимпринтинг. Для мотивации дальнейшего самостоятельного изучения у обучающихся должно измениться видение важности информации как для познания, так и последующего практического применения знаний. Но это возможно только в том случае, когда новое знание вытесняет закрепившееся в памяти прежнее, устаревшее, потерявшее свою значимость - реимпринтинг.

Известно, что реимпринтинг (перепечатывание информации) зависит от способности людей к восприятию нового. По реимпринтинговому потенциалу люди (без учета возраста, пола, интеллекта, образовательного уровня) делятся на следующие группы:

• новаторы.....................................2 - 3%

• ранние последователи.................10 - 15%

• раннее большинство......................до 35%

• позднее большинство........................35%

• консерваторы...................................13%

Из приведенного следует, что выбор формата

имеет большое значение, а при выборе его в технологии видеофильма непосредственный реф-рейминг происходит только у 2 - 15% обучаемых в среднем. Для немногим более трети обучающихся требуется какое-то определенное время, чтобы новая информация заменила прежнюю. И почти у половины обучающихся требуется значительное время, в течение которого большая часть информации из просмотренного видеофильма, как правило, не сохраняется в памяти. Но с другой стороны, видеофильм можно остановить для размышлений, однако при этом остановленный кадр не будет отражать вопроса целостно.

В формате слайд-презентации вербальная часть выносится на компьютерный монитор в очень сжатой форме, в вербально-графическом представлении, нередко с сопроводительной (проводниковой) графикой, но без лекторского расширительного комментария может быть не понята или неправильно понята и воспринята обучающимися.

Аудио-слайд-фильм позволяет осуществлять лекторское сопровождение визуальной информации, давать расширительный комментарий, осуществлять рефрейминг, реимпринтинг и «якоре-ние» в наиболее полной мере. Но, что еще более важно, позволяет осуществлять отсроченный, пос-треимпринтинг, т.е., вытеснение прежней информации новой спустя какое-то время, поскольку обучающиеся по технологии могут сохранять (скачивать) лекцию и повторно ее в целом или избирательно фрагментарно просматривать и прослушивать.

Дистанционное обучение может организационно-технологически осуществляться в оп-Ипе и в оНЧте режиме. Онлайн формат наиболее применим тогда, когда имеется возможность отвлечения специалистов от работы в заранее определенное и назначенное образовательной организацией время. При этом преподаватели в это же время долж-

Рис 2.

ны быть в студии или выйти через свое устройство (компьютер, ноутбук, планшет) в образовательное «облако» в Интернете самостоятельно.

В том случае, когда осуществляется групповое обучение, то это возможно с учетом часовой разницы между расположением образовательной организации и местом нахождения группы обучающихся (в одном городе, области, регионе). При обучении медицинского менеджмента (руководителей органов управления здравоохранением и медицинских организаций) такое практически невозможно по нескольким причинам:

• Руководитель не может заранее предвидеть возможность отвлечения от выполняемой основной и ответственной работы для своего обучения.

• Число руководителей в одном часовом поясе, в одном регионе, области, а тем более в городе - невелико.

• Потребность или необходимость в последипломном образовании у руководителей медицинских организаций возникает в разное время.

Теоретически это не является непреодолимым препятствием, поскольку

обучение, вхождение по паролю в образовательную систему может быть индивидуальным. Но при этом теряется ряд преимуществ группового обучения. Виртуальный «класс» приближает дистанционное обучение к очному: возможность коммуникаций путем участия в форуме, участие в круглых столах, конференциях, Ьгат^огттд'ах, в тренингах, в совместном обсуждении проблем, во взаимной информации о новациях коллег и др.

Офлайн формат в последипломном дополнительном профессиональном образовании и профессиональной переподготовке руководителей оказался предпочтительнее, поскольку позволяет наиболее полно использовать все преимущества дистанционного образования, в том числе и главным образом:

• Обучение в удобное и наиболее подходящее для получения новых знаний время.

• Без отрыва от основной работы и без больших

экономических затрат.

• Свобода выбора образовательного контента, последовательности и приоритетности изучаемых разделов программы.

• Возможность сохранения образовательного контента для отсроченного и повторного изучения, а также для практического использования новых знаний в работе.

И для образовательной организации off-line (офлайн) формат также имеет определенные преимущества, поскольку позволяет создавать учебные группы («виртуальные классы») практически неограниченные по численности специалистов из разных по удаленности регионов. При этом участие преподавателей в педагогическом процессе в основном состоит в консультировании, дистанционных ответах на возникающие вопросы, а главное

- в методической работе, в совершенствовании, перманентном обновлении образовательного контента, в разработке нового электронного образовательного продукта.

Образовательный модуль программы дистанционного дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки, рассчитанный на размещение в образовательной среде, имея в своем составе навигационное ядро

- аудио-слайд-фильм лекции, содержит также следующее:

• Учебно-методическое пособие, объемом 1 - 2 усл.печ.л. в цифровом формате - своеобразный расширенный конспект лекции.

• Список рекомендуемой литературы и электронную библиотеку по теме (оцифрованные тексты книг, научных публикаций, законов, подзаконных актов, нормативно-директивных документов, стандартов, регламентов, сборников статистических материалов и др.).

• Тесты для исходной, этапной и заключительной самооценки обучающимися уровня своих знаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В электронном модуле для кафедры и преподавателей, осуществляющих дистанционное образо-

вание, кроме перечисленного выше содержится:

• соответствующий раздел из общей блок-модульной учебной программы (текст),

• учебно-тематический план (текст),

• учебный план (текст),

• блок тестов для заключительного экзаменационного испытания в двух вариантах: а) для экзаменуемых обучающихся с четырьмя ответами на каждый вопрос, один из которых правильный, и б) для образовательной системы, где правильный ответ обозначен, чтобы при компьютерном тестировании без участия преподавателей могла быть осуществлена объективная оценка знаний.

Блок-модульная учебная программа

дистанционного дополнительного профессионального образования управленческих кадров в здравоохранении

Созданные по описанной технологии модули являются составными частями блок-модульной программы дистанционного дополнительного профессионального образования управленческих кадров.

Как следует из приведенного рисунка 2, учебно-методический комплекс (УМК) программы разделен на ряд блоков-модулей. Число модулей, входящих в каждый блок, может быть различным - от 1 до 5.

В зависимости от содержания модулей и достаточности их числа рекомбинантно могут быть составлены различные по объему и продолжительности программы дополнительного профессионального образования от 16 до 250 часов и профессиональной переподготовки - более 500 часов. Рекомбинация модулей при этом учитывает различия в доле учебного времени, отводимого на самоподготовку, а также на написание курсовой работы (для циклов дополнительного профессионального образования) или дипломного проекта (для профессиональной переподготовки).

При создании из самостоятельных модулей блок-модульной дистанционной программы (УМК) дополнительного профессионального образования блоки рекомендуемой литературы и библиотека оцифрованной литературы объединяются, также, как и блоки тестов для включения их в электронную систему заключительного (итогового) компьютерного тестирования по курсу в целом.

Технология организации дистанционного дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки управленческих кадров

Для дистанционного обучения Институтом осуществляется аутсорсинг ресурсов Internets у надежного поставщика с размещением на образовательном сервере УМК на платформе Moodle:

MOODLE — Modular Object-Oriented Dynam ic Learning Environment — модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения. Свободно распространяемая система управления

обучением с открытым исходным кодом, используемая для создания веб-сайтов дистанционного обучения.

Система была создана в 2002 году и за время применения многократно усовершенствовалась.

После получения по электронной почте от ассистента-провайдера индивидуального пароля входа в образовательную систему, зачисленный в группу обучающихся (в «виртуальный класс») осуществляет свою регистрацию на вэб-сайте, знакомится с «дружественным» и понятным даже начинающему пользователю интерфейсом образовательной среды Moodle, создает свой рабочий кабинет на сайте, изучает инструкцию по работе в системе, свою предстоящую образовательную траекторию.

Обучающимся рекомендуется на своем компьютере создавать специальную папку «Мое дистанционное образование» и в нее скачивать весь открывающийся блок-модулей - недельное задание кафедры. Это позволяет в последующем входить в Интернет не каждый раз, а при появлении такой необходимости, с одной стороны, а при завершении обучения - возвращаться к образовательному контенту для повторного или более детального изучения, а также для использования материалов в своей практической работе.

Работа по недельному заданию (по блоку модулей) обучающимися программируется самостоятельно, индивидуально и избирательно: в наиболее удобное время, в наиболее комфортных условиях, в любой последовательности. Блок тестов для самоконтроля знаний связан с содержанием модулей и с предлагаемыми источниками литературы. В том случае, если обучающийся испытывает затруднения при выборе правильного ответа на поставленный в тесте вопрос, у него имеется возможность, вернувшись, найти его в обзорном аудио-слайд-фильме лекции, в учебно-методическом пособии к ней, в прилагаемой литературе. Таким образом, этапное самотестирование выполняет функцию не только самоконтроля, но и закрепления знаний.

В период освоения недельного блока модулей программы обучающийся имеет возможность задавать вопросы и получать на них ответы тьютора и преподавателей, выражать свои мнения в специальном окне «форум», участвовать в групповых дискуссиях, круглых столах, Ьгат^огттд'ах, а также в чате, проявляя тем самым свою образовательную активность.

В последующем поэтапно еженедельно в образовательной среде обучающимся становятся доступными следующие недельные блоки модулей курса (программы).

В задачу разработчиков модулей и преподавателей входит постоянное обновление их, актуализация, устранение замеченных обучающимися трудно воспринимаемых положений, т.е. перманентное со-

Таблица 1 - Результаты оценки удовлетворенностидистанционно обучающихся специалистов

удовлетворенность обучавшихся результаты анкетирования

число %%

полная удовлетворенность 1 405 94,5

в основном удовлетворены 69 4,6

не удовлетворены 13 0,9

всего: 1 487 100,0

вершенствование образовательного контента.

По завершению дистанционного обучения проводится заключительное (экзаменационное) тестовое испытание по всему курсу (по всей программе). Весьма важным является доступность результатов тестирования для самого обучающегося, тьютора и ассистента-провайдера, но недоступность для других обучающихся в «виртуальном классе».

Вся документация и результаты обучения каждого слушателя сохраняются в защищенном электронном архиве образовательной организации на протяжении 5 (пяти) лет.

При успешном завершении цикла дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки обучавшимся выдаются документы установленного образца (Удостоверение о повышении квалификации или Диплом о профессиональной переподготовке), которые заказными письмами «Почтой России» направляется по указанным в документах адресам.

Важнейшим критерием эффективности последипломного дополнительного профессионального образования является оценка степени удовлетворенности обучающихся полученными знаниями и условиями обучения. С этой целью разработанная и применяемая технология предусматривает анонимное дистанционное анкетирование и мониторинг его результатов, что позволяет осуществлять усовершенствование и актуализацию модулей и программы в целом. За период 2013 - 2014 гг. проведено анонимное анкетирование, получено 1 487 заполненных

электронных анонимных анкет, сводные результаты которых представлены в таблице - 1.

Как следует из приведенной таблицы 1, данные, основанные на достаточно большой выборке репрезентативны, свидетельствуют о высоком уровне удовлетворенности дистанционно обучающихся, что близко к опубликованным как в отечественных исследованиях, так и за рубежом данным - 81 - 97%.

Электронная версия образовательной программы размещена на 2 основных носителях (DVD): а) загрузочном диске для образовательной системы Moodle и б) для обучающихся (рабочий диск слушателя), а также на 12 дисках (CD-RW), содержащих основные модули (для преподавателей), предусматривающих возможность актуализации, внесения изменений и дополнений без переработки курса (программы) в целом.

Таким образом, созданная, успешно апробированная, утвержденная ученым советом ФГБОУ ДПО ИПК ФМБА России, применяемая в течение 2013 - 2014 гг. технология дистанционного дополнительного профессионального образования медицинского менеджмента - руководителей медицинских организаций и врачей-экспертов является перспективной инновационной разработкой, внедрение которой дает хорошие педагогические результаты, обеспечивает достаточно высокий уровень знаний, не меньшую удовлетворенность обучающихся, позволяет эффективно использовать интеллектуальный и профессиональный потенциал научно-педагогических кадров, а также имеет большую экономическую эффективность.

Сведения об авторах:

Комаров Георгий Алексеевич - д.м.н., проф., Кафедра инновационного медицинского менеджмента ИПК ФМБА Россия, г. Москва, 123182, Россия, Москва, ул. Авиационная 13 кв. 14, e-mail: komarovga@yandex.rm^. +7 (917) 507-49-40

Комаров Сергей Георгиевич - канд.мед.наук, доцент, начальник Бюро медицинской статистики Минздрава Правительства г. Москвы.

Рева Владимир Дмитревич - проф., ректор ИПК ФМБА Россия, г. Москва.

Гизатулина Л.А. - профессор, проректор ИПК ФМБА, Россия, г. Москва.

Архангельская Е.Ф. - профессор, Кафедра инновационного медицинского менеджмента ИПК ФМБА, Россия, г. Москва,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.