Общественное здоровье и здравоохранение
УДК 616.4
© 2015 О Н. Решетова
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭНДОКРИНОЛОГИИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОМ ИНСТИТУТЕ «РЕАВИЗ»
Статья посвящена современным методам преподавания эндокринологии врачам на факультете непрерывного образования негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Медицинского института «РЕАВИЗ» (НОУ ВПО МИ «РЕАВИЗ») в рамках программы повышения квалификации.
Ключевые слова: преподавание, эндокринология, повышение квалификации, электронное обучение.
Необходимость непрерывного медицинского образования, внедрение в эндокринологию новейших достижений мировой науки, усиление профилактической направленности работы эндокринолога требует существенной модернизации системы подготовки медицинских кадров в стране [1, 2, 6].
Дополнительное профессиональное образование врачей эндокринологов НОУ ВПО МИ «РЕАВИЗ» реализуется в рамках программы повышения квалификации соответствии с современными требованиями подготовки врача специалиста. Данная программа является нормативно-методическим документом, составленным в соответствии с модернизацией системы подготовки медицинских кадров, а также регламентирующим содержание, организационно-методические формы и современные методы обучения врачей по специальности «Эндокринология».
Целью последипломного повышения квалификации врачей эндокринологов в НОУ ВПО МИ «РЕАВИЗ» является приобретение новых теоретических знаний и совершенствование профессиональных умений и навыков, необходимых врачу для оказания квалифицированной медицинской помощи пациентам с эндокринными заболеваниями, в соответствии с программой повышения квалификации по специальности «Эндокринология».
Современная учебная программа повышения квалификации по специальности «Эндокринология» НОУ ВПО МИ «РЕАВИЗ» построена по кредитно-модульной системе и состоит из 5 модулей, где модуль является законченной, самостоятельной частью программы обуче-
ния. Каждый модуль разбит на темы и элементы. В каждом модуле представлены вопросы теории и практики. В рабочих программах модулей выделяют:
1. Обязательные дисциплины:
• модули специальной дисциплины;
• модули смежных дисциплин;
• модули фундаментальных дисциплин;
• модули дисциплин по выбору.
2. Модули факультативных дисциплин.
3. Обучающий симуляционный модуль.
4. Стажировка.
5. Итоговая аттестация.
Учебный план составлен в соответствии с изучаемыми модулями (дисциплинами) с указанием их трудоемкости в зачетных единицах, объема, последовательности и сроков изучения, определяет формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), оптимизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.
Программа повышения квалификации в НОУ ВПО МИ «РЕАВИЗ» по специальности эндокринология состоит:
1) из учебной работы, проводимой в виде лекций, семинарских занятий, тренингов, клинических разборов, самостоятельной работой с литературой по специальности, поиска информации по Интернету;
2) лечебно-диагностической работы у постели больного, участии в обходах профессоров, доцентов [7].
В процессе обучения на лекциях разбираются основы физиологии эндокринной системы и современные знания об этиопатогенезе, диагностике и лечении основных эндокринных заболеваний.
Практический курс обучения строится на разборе заболеваний эндокринной системы непосредственно у конкретных больных в различные возрастные периоды, проведении дифференциальной диагностики, назначения лечения, а также контроле над эффективностью лечения.
Весьма актуальным и перспективным направлением в современном обучении врачей в рамках повышения квалификации по специальности «Эндокринология» в НОУ ВПО МИ «РЕАВИЗ» является дистанционная форма обучения, так называемое электронное обучение «е-Ьеагш炙, с использованием дистанционных образовательных технологий [8]. Данное направление обучения в НОУ ВПО МИ «РЕАВИЗ» реализуется путем применения компьютерных и телекоммуникационных технологий, в том числе сети Интернет [3, 4].
Использование дистанционных образовательных технологий в рамках обучения программы повышения квалификации НОУ ВПО МИ «РЕАВИЗ» повышает качество подготовки обучаемых за счет внедрения новых, современных компьютерных технологий и средств обучения, расширяет доступ врачей к качественным образовательным услугам, повышает эффективность самостоятельной работы обучающихся.
Электронное обучение увеличивает контингент обучаемых за счет предоставления возможности освоения образовательных программ в максимально удобной форме - непосредст-
венно по месту его пребывания; способствует совместной работе с коллегами на расстоянии и удаленному обмену знаниями между специалистами [4].
Порядок обучения с использованием дистанционного обучения в НОУ ВПО МИ «РЕАВИЗ» по специальности «Эндокринология» формируется следующим образом:
1. Дистанционное обучение может применяться в образовательном процессе как в форме электронного обучения (в режиме on-line), так и с использованием дистанционных образовательных технологий (в режиме off-line), при проведении различных видов учебных занятий, текущего и рубежного контроля, промежуточной аттестации обучающихся.
2. Учебный процесс с использованием дистанционного обучения осуществляется в соответствии с учебными планами дополнительных профессиональных программ.
3. Итоговая аттестация проходит в очной форме и регламентируется действующими нормативно-правовыми документами [5].
Учебный процесс реализуется в следующих формах взаимодействия обучающихся и преподавателей:
1. Асинхронной организации учебного процесса (режиме off-line), которая обеспечивает обучающемуся возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время и общение с преподавателями с использованием средств телекоммуникаций в режиме отложенного времени:
• веб-занятия - слайд-лекции (видео-; ауди-лекции и т.д.), семинары, конференции, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы обучающих занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет;
• просмотр записи веб-занятий и телеконференций;
• контроль образовательных достижений обучающихся (тестирование, викторины, решения ситуационных задач и т. д.).
2. Синхронной организации учебного процесса (режим on-line), которая предусматривает проведение учебных мероприятий и общение обучающихся с преподавателями в режиме реального времени средствами компьютерных и телекоммуникационных технологий и электронного обучения:
• веб-семинары;
• телеконференции.
НОУ ВПО МИ «РЕАВИЗ» предоставляет для обучения по специальности «Эндокринология» электронные учебно-методические ресурсы - учебно-методические материалы на электронных носителях и их сетевые версии, которые содержат систему обязательных базовых знаний, умений и навыков по специальности «Эндокринология» в соответствии с квалификационными требованиями; а также базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - Интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины.
Пользователям библиотеки НОУ ВПО МИ «РЕАВИЗ» открыт доступ к сводной базе данных Е-library.
В соответствии с современными требованиями в учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 10 % от аудиторных занятий.
После успешного освоения рабочих программ модулей дисциплин обучающего, симу-ляционного модуля и выполнения программы стажировки в объеме, предусмотренном учебным планом, слушатель допускается к итоговой аттестации.
Итоговая аттестация включает в себя тестовый экзамен по специальности, собеседование по вопросам билетов и практическим навыкам. Экзамен выявляет теоретическую подготовку врача специалиста по эндокринологии. Практическую составляющую этого вопроса ранее определял разбор ситуационных задач по специальности. В настоящее время с целью улучшения качества обучения специалистов в раздел итоговой аттестации НОУ ВПО МИ «РЕАВИЗ» по специальности «Эндокринология» внедрен разбор конкретного клинического случая. Итоговая аттестация проводится на базе Самарского областного клинического госпиталя Ветеранов Войн, оснащенного современным диагностическим оборудованием и гормонально-биохимической лабораторией. Все практические навыки обучающего оцениваются у постели больного с эндокринной патологией. После клинического осмотра экзаменуемый проводит постановку заключительного диагноза с учетом имеющегося обследования и определяет дальнейшую диагностическую и лечебную тактику данного пациента. На итоговой аттестации присутствуют заведующие отделений осмотренных больных. Совместно обсуждаются вопросы коррекции лечения.
Лица, освоившие основную образовательную программу дополнительного профессионального образования программы повышения квалификации по специальности «Эндокринология» и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ государственного образца.
Бурное развитие современной эндокринологии, необходимость внедрения ее в практическое здравоохранение, требуют от врача эндокринолога постоянного совершенствования своих знаний и практических навыков, а значит и непрерывного повышения квалификации на всех этапах последипломного образования [7, 9].
Заключение. Составленная в НОУ ВПО МИ «РЕАВИЗ» программа повышения квалификации по специальности «Эндокринология» призвана обеспечить знание новых теоретических представлений об этиологии, патогенезе заболеваний, развитие клинического мышления, умение широко использовать современные методы диагностики, дифференциальной диагностики и терапии заболеваний эндокринной системы, их профилактики. Таким образом, в соответствии с современными требованиями и законодательными актами о дополнительном профессиональном образовании программа направлена на совершенствование и получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности врача эндокринолога.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Гармонизация высшего медицинского образования в России. Настоящее и будущее : монография / под ред. академика М.А. Пальцева. - М. : Русский врач, 2007. - 392 с.
2 Гельман В.Я., Белов Д.Ю., Ланько С.В., Сердюков Ю.П., Тихомирова А.А. Проблемы преподавания информационных-коммуникационных технологий в медицинском последипломном образовании // Профилактическая и клиническая медицина. - 2014. - № 1 (50). - С. 18-25.
3 Гельман В.Я. Использование пакета PowerPoint для подготовки презентаций : учебное пособие / В.Я. Гельман. - СПб. : СПбМАПО, 2009. - 31 с.
4 ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения».
5 Оценочные средства в медицинском образовании / Т.М. Литвинова, В.Г. Лим, Л.Ю. Юдина // Медицинское образование - 2013 : материалы IV Общероссийской конференции с международным участием, Москва. -М. : Изд-во ПМГМУ им. И.М. Сеченова, 2013. - С. 307-309.
6 О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы и внесении изменений в федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы : постановление Правительства РФ от 21.05.2013 № 424 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 22. - Ст. 2808. - С. 5491-5533.
7 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам : приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 // Российская газета. -2013. - 28 авг. (№ 190).
8 Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ : приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 // Российская газета. - 2014. - 16 апр. (№ 86).
9 Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53, ч. 1. - Ст. 7598. - С. 17807-17934.
Статья принята в печать 3 марта 2015 г.
Рецензент Зарубина Е.Г., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медико-биологических дисциплин НОУ ВПО «Медицинский институт «РЕАВИЗ».