помощью 20826 человек (66% от общего числа льготников), что на 5484 человека больше (+ 36%), чем в 2008 году (15342 человека - 77% от общего числа льготников), (рис. 3).
2009 2010 2011
год
S Общее количество льгоников
□ Количество льготников, получивших лекарственную помощь
Рис. 3. Количество льготников, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета по Тамбовской области за 2008-2011 гг
Таким образом, общее количество льготников и льготников, получающих лекарственную помощь за счет средств областного бюджета ежегодно увеличивается, в то время как процент льготополучателей лекарственной помощи относительно общего количества льготополучателей уменьшается.
В 2011 году за счет средств областного бюджета обслужено 124398 рецептов, что на 30144 рецептов больше (+ 32%), чем в 2008 году (94254 рецепта). На 1 льготополучателя в 2011 году, так же как и в 2008 году было выписано 6 рецептов. Средняя стоимость 1 рецепта в 2011 году составила 665,12 руб., что на 132,52 руб. больше (+ 25%), чем в 2008 году (532,6 руб.). По итогам реализации территориальных подпрограмм в 2011 году отпущено лекарственных средств на общую сумму 82,7 млн. руб., что на 32,5 млн. руб. больше (+ 65%), чем в 2008 году (50,2 млн. руб.), (таблица 3).
Таблица 3
Показатели реализации территориальных подпрограмм в Тамбовской области
Показатели 2009 2010 2011
Кол-во льготников 19954 26846 31348
Кол-во льготников, получивших лек.помощь 15342 24734 20826
Кол-во рецептов (шт.) 94254 114987 124398
Сумма отпущенных ЛС (млн.руб) 50,2 64,7 82,7
Средняяя стоимость 1 рецепта (руб) 532,6 562,95 665,12
Выводы:
1. В ходе исследования установлено, что, несмотря на рост общего количества больных по 7 ВЗН, количество пациентов, получивших лекарственную, помощь уменьшается; при росте количества выписанных рецептов и увеличении суммы затрат на отпуск лекарственных препаратов, произошло снижение стоимости одного рецепта.
2. Установлено, что ежегодно в Тамбовской области происходит уменьшение количества льготников, числящихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг, кроме того, сокращается численность льгото-получателей, воспользовавшихся НСУ и обратившихся за лекарственной помощью, однако, количество пациентов, обратившихся за лекарственной помощью от числа льготников, получающих НСУ, увеличилось.
3. Изучение и анализ территориальных социальных программам Тамбовской области показало, что происходит увеличение количества льготников, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, в то время как больных, обратившихся за лекарственной помощью становится меньше. Наблюдается тенденция к увеличению количества выписанных рецептов, увеличению стоимости 1 рецепта, увеличению затрат на отпущенные лекарственные средства.
Литература
1. Барышникова, Г. Перспективы реализации программы ДЛО зависят и от заявки на потребности в лекарствах / Г. Барышникова // Фармацевтический вестник.- 2006.- № 2.- С. 8-10.
2. Гурьева, Т. ДЛО: взгляд сверху / Т. Гурьева // Новая аптека.- 2007.- №1.- С. 19-20.
3. Даутов, С.Б. Обеспечение необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в Республике Башкортостан / С.Б. Даутов, Р.А. Ганиева, А.Ф. Загирова //Вестник Росздравнадзора.- 2010.- № 4.- С. 72-74.
4. Стрекалова, Н.С. Состояние льготного лекарственного обеспечения на территории Тамбовской области / Н.С. Стрекало-ва, Д.А. Кузнецов // Сб. материалов XIX Рос. Нац. конгресса «Человек и лекарство».- М., 2012.- 575 с.
5. Тельнова, Е.А. ДЛО: результаты и проблемы / Е.А. Тель-нова // Новая аптека. Эффективность управления.- 2006.- №2.-С. 9-18.
6. Шубина, Л.Б. Экономические аспекты лекарственного обеспечения медицинской помощи / Л.Б. Шубина //Социальные аспекты здоровья населения [Электронный научный журнал].-2008.- Том 7.- № 3.7. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.- Электрон. дан.- Режим доступа: http://mon. gov.ru/dok/ukaz/vosp/4202.
8. 2007-2011: Формирование лекарственной политики, направленной на ограничение роста цен и создание условий для перехода на лекарственное страхование. Электрон. дан.- Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/health/remedy/151.
THE STUDYING OF MEDICINAL MAINTENANCE OF THE CITIZENS HAVING THE RIGHT TO THE STATE SOCIAL HELP IN TERRITORY OF TAMBOV AREA
N.S. STREKALOVA, D.A.KUZNETSOV
Ryazan State Medical University named after Pavlov
The problem of free maintenance with medical products in the Russian Federation remains to one of priority. New legislative documents are annually developed for decisions of an existing problem. During research it is established, that, despite growth of total of patients on 7 VZN, the quantity of the patients who have received medicinal, the help decreases. It is established, that annually in the Tambov area there is a reduction of quantity of the exempts who are in the Federal register of persons, having the right to reception of a set of social services, number of the patients who have taken advantage NSU is besides, reduced. However, the quantity of the patients who have addressed behind the medicinal help from number of exempts, receiving NSU, was enlarged. Studying and the analysis territorial social has shown to programs of the Tambov area, that the tendency to augmentation of quantity of the made out prescriptions, addition of value of 1 prescription, augmentation of expenses for the released medical products is observed.
Key words: pharmaceutical organizations, preferential medicinal maintenance of the population.
УДК 615.15
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.А. ЛЫСОВ*
Сложившиеся на сегодняшний день проблемы и противоречия в система высшего профессионального образования, связанные с вхождением России в Болонский процесс, внедрением новых ФГОС, требуют принципиально нового подхода к управлению системой образования. Главной особенностью негосударственного образования является, прежде всего, возможность гибкого индивидуального подхода к реализации учебных планов, кадровой политике, планированию собственного бюджета. Учитывая все преимущества негосударственного медицинского образования, с целью развития региональной системы высшего медицинского образования в новых политико-экономических условиях, в 1993 г. был открыт Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ» - единственный на сегодняшний день лицензированный аккредитованный негосударственный медицинский вуз в России.
Ключевые слова: высшее медицинское и фармацевтическое образование, медицинский институт, Реавиз.
Система высшего профессионального образования на сегодняшний день как никогда остро нуждается в реорганизации.
* НОУ ВПО «Медицинский институт «РЕАВИЗ», ул. Чапаевская, 227, г. Самара, e-mail: [email protected]
Существует достаточно большое количество проблем и противоречий.
Вхождение России в Болонский процесс, внедрение новых ФГОС требуют принципиально нового подхода к управлению системой образования. Закон «Об образовании» 1992 г. потерял актуальность. Новая институциональная модель в настоящее время находится в состоянии Законопроекта, таким образом, мы задерживаемся в «переходном периоде».
Нарастают противоречия между качеством и расширением доступности профессионального образования - в вузы поступают десятки тысяч выпускников школ с низкими баллами ЕГЭ. У школьников отсутствует мотивация к обучению. ЕГЭ, безусловно, открывает возможности поступления в вуз на бюджетные формы обучения тем, кто имеет хорошую базу подготовки в средней школе, но в доработке нуждается как сама база контрольноизмерительных материалов, так и система подготовки школьников к единому экзамену. Несовершенство ЕГЭ касается и вопросов непосредственной организации контроля проведения экзамена. В одних пунктах сдачи строго придерживаются правил и принципов, в других допускают нарушения, зачастую очень грубые. Поэтому не всегда балл ЕГЭ отражает истинный результат.
Новые условия образовательной деятельности требуют и новой кадровой политики. Особенно остро сегодня стоит проблема профессорско-преподавательского состава высшей школы. Заработная плата преподавателей вузов на настоящий момент составляет 85% к средней по экономике страны, в то время как в развитых странах эта цифра - 200-220% к средней по экономике государства. В системе профессионального образования недостаточно развиты механизмы обновления и повышения квалификации управленческих и преподавательских кадров. Происходит увеличение численности преподавателей в возрасте до 30 лет и старше 60 лет и снижение данного показателя для возрастных категорий 40-59 лет. Таким образом, возрастная структура кадров высшей школы по-прежнему остается далекой от оптимальной.
Процедуры лицензирования и аккредитации, стартовавшие в 90 годы, также нуждаются в значительной коррекции. Некоторые нормативы существуют еще с советских времен. До сих пор не приняты новые нормы расчета площади на 1 студента, проект находится в стадии подписания более двух лет. Выдвигаемые новые требования, зачастую, не могут быть выполнены по объективным причинам. Так, есть приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки о необходимости выполнения нормативов библиотечного обслуживания электронными изданиями. Большинство ЭБС не удовлетворяют требованиям как по количеству электронных источников, так и по выполнению нормативной базы (авторские права, регистрация как средство массовой информации и пр.).
С 2011 г. Россия перешла на новые государственные образовательные стандарты. Однако, ФГОСы нуждаются в доработке как в части учебных планов, так и условий реализации образовательной деятельности. Требования по лабораторному обеспечению учебного процесса не наполнены материально-техническим содержанием. Курсы симуляционного обучения в рамках послевузовского образования не имеют критериев учебнометодического и материально-технического обеспечения.
Отсутствует государственное регулирование научной деятельности вуза. Утверждаются лишь цифры, которые образовательная организация должна потратить на научные исследования в год. Большое количество защищаемых диссертационных работ не соответствует истинному развитию научного направления. Наука внутри вуза не способствует росту научного потенциала государства.
Утеряна воспитательная составляющая высшего профессионального образования. Происходит деформация духовнонравственных ценностей, в новом законопроекте «Об образовании» не предусмотрена воспитательная работа в высшей школе.
Еще больше проблем в системе высшего медицинского образования. Медицинские вузы не имеют собственных клинических баз. Каждый институт должен самостоятельно решать вопросы договорных отношений с медицинскими учреждениями города и области, ориентируясь, зачастую, не только на личностные особенности главных врачей, но и на их взаимоотношения с органами управления здравоохранения. Регламентирующий приказ ФЗ№ 323 от 27.11.2011 ограничивает использование клинических баз в учебном процессе, а сегодняшнее состояние системы
здравоохранения усугубляет проблемы высшего медицинского образования.
Остро нуждается в реорганизации система последипломного образования. Лозунг «непрерывное медицинское образование» не подкреплен реальной законодательной базой. Руководители медицинских учреждений по своему усмотрению определяют объемы повышение квалификации своих сотрудников. И в основной массе, данная проблема, имеющая в том числе и материальную составляющую, ложится на плечи самого медицинского работника. Система «кредитов» в сфере дополнительного последипломного образования, призванная повысить уровень квалификации специалистов, не выполняет своей функции. Врачи, чтобы набрать необходимое количество баллов, вынуждены прибегать к имитации присутствия на семинарах и конференциях, что не имеет ничего общего с реальным повышением квалификации и профессиональной компетенции.
Обязательное пятилетнее сертификационное усовершенствование полностью превратилось в формальную процедуру, отсутствует дифференцированный подход к присвоению и подтверждению профессиональных категорий. Аттестация на соответствие занимаемой должности проходит без участия специализированных медицинских сообществ.
Обозначенные проблемы в системе высшего образования частично могут решаться системой негосударственного высшего образования.
Главной особенностью негосударственного медицинского образования является, прежде всего, возможность гибкого подхода к реализации учебных планов - внедрение индивидуальных форм обучения, широкого применения дистанционных технологий, обеспечение непосредственного участия в учебном процессе докторов наук, профессоров, максимально сокращая дистанцию между профессором и студентом. Гибкая кадровая политика дает возможность привлечения к образовательному процессу практических врачей, ведущих специалистов России и зарубежья.
Негосударственный вуз самостоятельно планирует цифры приема как в целом, так и по специальностям.
Отсутствие бюджетного финансирования позволяет самостоятельно планировать бюджет доходов и расходов, исходя из реальных потребностей конкретного вуза на сегодняшний день, в т.ч. приобретать дорогостоящее и эксклюзивное оборудование, осуществлять материально-техническое оснащение учебного процесса без длительных конкурсных процедур, финансировать деятельность филиалов на начальном этапе их организации.
Привлекая средства фондов, частных инвесторов, негосударственный вуз самостоятельно решает вопросы развития филиальной сети, организации собственных клинических баз, заключения договоров как с муниципальными, так и с частными медицинскими учреждениями.
Учитывая все преимущества негосударственного медицинского образования, с целью развития региональной системы высшего медицинского образования в новых политикоэкономических условиях, а также осуществления финансовой поддержки государственного вуза-учредителя и поддержки кадрового состава последнего в 1993 г. был открыт Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ». «РЕАВИЗ» обозначает - реабилитация, врач и здоровье. В том же году институт получил Лицензию на право ведения образовательной деятельности по 5 специальностям. Процедуру лицензирования вуз успешно проходил 4 раза, трижды государственную аттестацию.
С октября 2002 г. комиссия по аттестационным вопросам Министерства образования РФ постановила, что институт «РЕАВИЗ» вправе представлять в Министерство образования РФ преподавателей института к ученым званиям профессора и доцента по кафедре.
Первые шесть лет институт был, по существу, сателлитом государственного медицинского вуза и решал многие общие задачи развития региональной системы медицинского образования.
По мере становления концепция Самарского медицинского института «РЕАВИЗ» существенно поменялась, накопился опыт автономной деятельности, появились интересные инновации в сфере методологии и методической основы преподавания в медвузе на фоне интенсивного развития сферы платных медицинских услуг. В связи с этим в настоящее время основная концепция ин-статута сформулирована следующим образом: максимальная адаптация образовательного процесса в медицинском вузе к перспективам становления и развития частной медицины в стране.
Институт сегодня - это современная многоуровневая система непрерывной подготовки гражданских специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием.
В вузе создана последовательная, поэтапная, четко разграниченная система подготовки врачебных кадров: довузовская подготовка, базовое дипломное образование, последипломная и дополнительная подготовка.
Институт имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по следующим образовательным программам: довузовская подготовка, 6 программ среднего профессионального образования (Лечебное дело, Акушерское дело, Стоматология, Фармация, Сестринское дело, Лабораторная диагностика), 5 программ высшего профессионального образования (Лечебное дело, Медико-профилактическое дело, Стоматология, Фармация, Сестринское дело), 12 специальностей аспирантуры (14.01.01 Акушерство и гинекология, 14.01.03 Болезни уха, горла и носа, 14.01.04 Внутренние болезни, 14.01.05 Кардиология, 14.01.07 Глазные болезни, 14.01.14 Стоматология, 14.01.17 Хирургия, 14.01.23 Урология, 14.01.25 Пульмонология, 14.02.03 Общественное здоровье и здравоохранение, 14.03.01 Анатомия человека, 14.03.09 Клиническая иммунология, аллергология), 12 - интернатуры (Управление сестринской деятельностью, Стоматология общей практики, Рентгенология, Онкология, Дерматовенерология, Фармацевтическая технология, Фармацевтическая химия и фармакогнозия, Управление и экономика фармации, Хирургия, Терапия, Оториноларингология, Акушерство и гинекология), 20 программ ординатуры (Хирургия, Терапия, Оториноларингология, Акушерство и гинекология, Стоматология общей практики, Челюстно-лицевая хирургия, Сердечно-сосудистая хирургия, Дерматовенерология, Неврология, Онкология, Офтальмология, Рентгенология, Травматология и ортопедия, Эндокринология, Косметология, Ортодонтия, Пластическая хирургия, Рефлексотерапия, Урология), профессиональная переподготовка и повышение квалификации по профилю основных образовательных программ.
В структуре института 5 факультетов: лечебный, стоматологический, фармацевтический, медико-социальный, факультет последипломного и дополнительного образования, 14 кафедр.
С сентября 2011 года функционируют три филиала: в г. Саратове, в г. Москве, в г. Санкт-Петербурге. Организация филиалов стала возможна в связи с закрытием некоторых государственных высших учебных заведений (Саратовский военно-медицинский институт Министерства обороны РФ) и негосударственных (Санкт-Петербургский Медико-технический институт). В г. Москве филиал был организован при активной поддержке Российской академии медико-технических наук, при использовании ее кадрового потенциала и материально-технической помощи.
Контингент обучающихся сегодня - это около 3000 студентов, более 2000 слушателей в год, причем ежегодный прирост контингента составляет около 20%, а в 2012 году - 65% как на додипломном, так и на последипломном уровнях. Цифры приема выросли со 139 человек в 2004 году до 1039 в текущем. Учебный процесс обеспечивают 250 преподавателей, 76% из которых имеют ученые степени и звания, 28% - доктора наук, профессора.
Институт регулярно анализирует потребность в различных формах последипломного, дополнительного образования и старается гибко реагировать на запросы практического здравоохранения. В результате, за последние 5 лет число врачей и медицинских сестер, которые прошли профессиональную переподготовку в медицинском институте «РЕАВИЗ» выросло в 2,5 раза, повышение квалификации - более чем в 3 раза. В соответствии с запросами рынка труда трансформируется внутренняя структура института (более десяти кафедр задействованы в процессе последипломного и дополнительного образования, три из них - специализированные). В качестве самостоятельного подразделения работает факультет последипломного и дополнительного образования. Такой рост контингента специалистов медицинского профиля, проходящих профессиональную переподготовку и повышение квалификации, является ярким показателем роста авторитета института на рынке дополнительного образования. Отмечается рост количества слушателей в интернатуре и ординатуре.
Ориентация на практические навыки и индивидуальный подход к потребностям слушателей - принципы, которым следует институт при разработке программ последипломного образования.
Клиническими базами института являются более 20 лечебных и аптечных учреждений, 8 частных клиник города и области. В структуре основной клинической базы института лечебно-
диагностического комплекса «МедГард» - многопрофильная поликлиника на 350 посещений в день, стационар на 50 коек, роддом на 20 коек, операционный блок на 4 хирургических стола, отделение реанимации, гемодиализа, лаборатория, диагностическая служба (рентгенология, эндоскопия, функциональная диагностика, кардиография). В течение последних двух лет появились собственные клинические подразделения института: Поликлиника, Стоматологический центр, Аптека.
Институт имеет собственный научный журнал Вестник медицинского института «РЕАВИЗ», в котором представлены разделы: Физиология, Морфология и патология, Клиническая медицина и публикуются печатные работы сотрудников института. Ежегодно сотрудниками института защищается от 4 до 10 диссертаций, оформляются патенты на изобретения, растет число публикаций в центральной печати. Институт издает более 30 учебно-методических пособий и монографий в год.
Большое внимание уделяется воспитательной работе. Это, в первую очередь, патриотическое воспитание: ежегодные «Уроки мужества» проводит ветеран боевых действий в Афганистане полковник медицинской службы доктор медицинских наук профессор В.С.Попов. Наши студенты принимают участие в областных и всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях. В институте работает музыкальная студия, создана команда КВН «Вскрытие покажет», активно ведется волонтерская деятельность, уже более 10 лет вуз оказывает шефскую помощь детскому приюту «Надежда». Созданы все условия для занятий спортом. Занятия по физической культуре проходят в спортивном комплексе «Локомотив», еженедельно проводятся занятия в бассейне. Студенты института - победители и призеры как Всероссийских, так и европейских соревнований. Ежемесячно выпускается внутриинститутская газета «Totumverum».
Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ» постоянно развивается в следующих направлениях: инновации в образовательных технологиях, открытие собственных медицинских и фармацевтических баз, наращивание материально-технической базы, в том числе организация лабораторий, клинических баз, совершенствование научной деятельности совместно с ведущими научно-исследовательскими учреждениями России, в первую очередь, Академией медико-технических наук.
UP-TO-DATE PROBLEMS OF HIGHER MEDICAL EDUCATION N.A. LYSOV
Samara Medical Institute “REAVIZ". E-mail: regviz@mail ru
Currently existing problems and contradictions in a system of higher professional education, coupled with inclusion of Russia into Bologna process and introduction of new Federal state educational standards, demand a completely new approach to the management of educational system. The main characteristic of non-state education is the possibility of flexible individual approach to curriculum and personnel policy realization, as well as ability of own budget planning. Considering all advantages of non-state medical education, in 1993 there was founded Samara Medical Institute “REAVIZ” with the purpose of regional higher medical education system development in new politico-economical conditions. It is the only licensed accredited non-state medical institution of higher education in Russia at the moment.
Key words: higher medical and pharmaceutical education, medical university, REAVIZ.