Научная статья на тему 'Дистанционное последипломное образование: модель подготовки врачей-экспертов, работающих в сфере ОМС'

Дистанционное последипломное образование: модель подготовки врачей-экспертов, работающих в сфере ОМС Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
639
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЛОК-МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / REMOTE EDUCATION / BLOCK-MODULE PROGRAM / SATISFACTION / PHYSICIAN / PEDAGOGIC COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Комаров Георгий Алексеевич, Комаров Сергей Георгиевич, Архангельская Елена Федоровна, Писарчук Анастасия Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы организации и преимущества электронного дистанционного последипломного усовершенствования врачей, принципы и модель блок-модульной программы обучения, компетенции в педагогической команде и результаты оценки удовлетворенности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Комаров Георгий Алексеевич, Комаров Сергей Георгиевич, Архангельская Елена Федоровна, Писарчук Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The remote post-graduate education: the model of training of physicians-experts working in sphere of mandatory medical insurance

The article deals with issues of organization and advantages of electronic remote post-graduate training ofphysicians. The principles and model of block-module program of education, competences ofpedagogic team and results of evaluation of satisfaction of the trained is considered.

Текст научной работы на тему «Дистанционное последипломное образование: модель подготовки врачей-экспертов, работающих в сфере ОМС»

12. Global Initiative for Chronic Obstructive Lung Disease. Global strategy for the diagnosis, management, and prevention of chronic obstructive pulmonary disease (Revised 2011). Available at: http://www.lungclinic-banjaluka.com/GOLD_Report_2011_ Feb21.pdf

13. Minakata Y., Sugiura H., Yamagata T., Yanagisawa S., Ichikawa T., Koarai A. et al. Prevalence of COPD in primary care clinics: correlation with non-respiratory diseases. Ann. Intern. Med. 2008; 47 (2): 77—82.

14. Rudski L.G., Lai W. W., Afilalo J., Hua L., Handschumacher M., Chandrasekaran K. et al. Guidelines for the echocardiography assessment of the right heart in adults: a report from the American Society of Echocardiography endorsed by the European Association of Echoca Hart radiography, a registered branch of the European Society of Cardiology, and the Canadian Society of Echocardiography. J. Am. Soc. Echocardiogr. 2010; 23: 685—713.

REFERENCES

1. Zhong N. Nipping it in the bud: An inspiring mission for prevention and management of COPD. J. Thorac. Dis. 2012; 4 (2): 102—5.

2. Fromer L. Diagnosing and treating COPD: understanding the challenges and finding solutions. Int. J. Gen. Med. 2011; 4: 729—39.

3. Ermakov G.I. Chronic obstructive pulmonary disease: some aspects of the pathogenesis, therapy and prevention: Diss. Izhevsk; 2012 (in Russian).

4. Innelli P., Esposito R., Olibet M., Nistri S., Galderisi M. The impact of ageing on right ventricular longitudinal function in healthy subjects: a pulsed tissue Doppler study. Eur. J. Echocardiogr. 2009; 10 (4): 491—8.

5. Reilly K.H., Gu D., Duan X., Wu X., Chen C., Huang J. et al. Risk factors for chronic obstructive pulmonary disease mortality in Chinese adults. Am. J. Epidemiol. 2008; 167 (8): 998—1004.

6. Grinkhal'kh T. Basics of evidence-based medicine. Denisova I.N., Saytkulova K.I., eds. Moscow: GEOTAR-Media; 2008 (in Russian).

7. Chuchalin A.G. Chronic obstructive pulmonary disease and related conditions. Pul'monologiya. 2008; 2: 5—14 (in Russian).

8. Karoli N.A., Rebrov A.P. Mortality in chronic obstructive pulmonary disease: the role of comorbidity. Klinicheskaya meditsina. 2008; 3: 18—20 (in Russian).

9. Mentz R.J., Fiuzat M., Wojdyla D.M., Chiswel K., Gheoghade M., Fonarow G.C. et al. Clinical characteristics and outcomes of hospitalized heart failure patients with systolic dysfunction and chronic obstructive pulmonary disease: findings from OPTI-MIZE-HF. Eur. J. Heart Failure. 2012; 14 (4): 395—403.

10. Wedzicha J.A., Donaldson G.C. Exacerbations of chronic obstructive pulmonary disease. Am. J. Respir. Crit. Care Med. 2003; 48 (12): 1204—13.

11. Rizkallah J., Man S.F., Sin D.D. Prevalence of pulmonary embolism in acute exacerbations of COPD: a systematic review and metaanalysis. Chest. 2009; 135 (3): 786—93.

12. Global Initiative for Chronic Obstructive Lung Disease. Global strategy for the diagnosis, management, and prevention of chronic obstructive pulmonary disease (Revised 2011). Available at: http://www.lungclinic-banjaluka.com/GOLD_Report_2011_ Feb21.pdf

13. Minakata Y., Sugiura H., Yamagata T., Yanagisawa S., Ichikawa T., Koarai A. et al. Prevalence of COPD in primary care clinics: correlation with non-respiratory diseases. Ann. Intern. Med. 2008; 47 (2): 77—82.

14. Rudski L.G., Lai W.W., Afilalo J., Hua L., Handschumacher M., Chandrasekaran K. et al. Guidelines for the echocardiography assessment of the right heart in adults: a report from the American Society of Echocardiography endorsed by the European Association of Echoca Hart radiography, a registered branch of the European Society of Cardiology, and the Canadian Society of Echocardiography. J. Am. Soc. Echocardiogr. 2010; 23: 685—713.

Поступила 28.11.13 Received 28.11.13

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 614.252.2:331.108.45]:681.31

КОМАРОВ Г.А., КОМАРОВ С.Г., АРХАНГЕЛЬСКАЯЕ.Ф., ПИСАРЧУКА.С.

Дистанционное последипломное образование: модель подготовки врачей-экспертов, работающих в сфере ОМС

ФГБОУ ДПО "Институт повышения квалификации ФМБА России", 125371, Москва

В статье рассматриваются вопросы организации и преимущества электронного дистанционного последипломного усовершенствования врачей, принципы и модель блок-модульной программы обучения, компетенции в педагогической команде и результаты оценки удовлетворенности обучающихся.

Ключевые слова: врачи; дистанционное образование; блок-модульная программа; педагогические компетенции; удовлетворенность.

THE REMOTE POST-GRADUATE EDUCATION: THE MODEL OF TRAINING OF PHYSICIANS-EXPERTS WORKING IN SPHERE OF MANDATORY MEDICAL INSURANCE

Komarov G.A., Komarov S.G., Arkhangelskaya E.F., PisarchukA.S. The institute of advanced training of the Federal medical biological agency of Russia, 125371, Moscow,

Russia

The article deals with issues of organization and advantages of electronic remote post-graduate training ofphysicians. The principles and model of block-module program of education, competences ofpedagogic team and results of evaluation of satisfaction of the trained is considered.

Key words: physician; remote education; block-module program; pedagogic competences; satisfaction.

Дистанционное обучение становится все более распространенным в мире и в последнее десятилетие стало интенсивно развиваться в РФ, чему способствовали

издание приказа Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», принятие нового

Для корреспонденции: Комаров Георгий Алексеевич, komarovga@yandex.ru

федерального законодательства «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, издание в соответствии с ним приказа Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Появление законодательно-правовой базы в России легитимизировало и дало мощный импульс для развития дистанционного последипломного образования и усовершенствования, чем открываются новые возможности обеспечения образовательного континуума в здравоохранении, во много раз сокращаются затраты на обучение за счет стоимости проезда к образовательной организации, стоимости гостиничного проживания и других сопряженных расходов.

Еще более важным и с организационной, и с экономической точки зрения является повышение квалификации без отрыва от основной работы специалистов. И это при том, что уже не требует доказательств множество других преимуществ дистанционного обучения, в том числе и таких, как пополнение знаний в удобное для обучаемых время и наиболее комфортных для обучающихся условиях, что, безусловно, повышает его эффективность.

Кроме того, не менее важным преимуществом дистанционного образования являются эффективное использование интеллектуального и творческого потенциалов педагогических кадров, возможность создания профессорами и преподавателями постоянно обновляющихся, дополняющихся и актуализирующихся принципиально новых образовательных программ, наиболее полно отвечающих вызовам времени и запросам практического здравоохранения. Появляются возможности на основе краудсорсинга и ноосорсинга, проводимых в профессиональной среде, устранять в программах устаревшее и рутинное и, что, пожалуй, самое важное, обеспечивать нацеливание последипломного образования на приоритетные для здравоохранения проблемы и создание среды, в которой стремление к непрерывному пополнению знаний становится потребностью у специалистов.

Таким образом, дистанционное последипломное образование становится мощным ресурсом для повышения квалификации врачей и совершенствования качества медицинской помощи населению страны, что является одной из важнейших и приоритетных задач для системы здравоохранения России.

В отличие от многих других стран Россия имеет огромную территорию, расположенную в восьми часовых поясах, что предопределяет особенности в организации и осуществлении дистанционного последипломного образования и усовершенствования врачей.

Созданная и с высоким эффектом используемая нами модель и технология электронного дистанционного последипломного обучения врачей-экспертов, работающих в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС), на наш взгляд, может успешно использоваться и в других областях последипломного повышения квалификации врачей в целом или применительно к теоретическим разделам профессиональной переподготовки, общего и тематического усовершенствования.

На кафедре инновационного медицинского менеджмента ФГБОУ ДПО Институт повышения квалификации ФМБА России нами в 2012—2013 гг. накоплен определенный опыт по разработке и применению согласованной с рекомендациями федерального фонда ОМС 144-часовой программы дистанционного те-

матического усовершенствования врачей-экспертов, работающих в сфере ОМС и осуществляющих медико-экономическую экспертизу и экспертизу качества медицинской помощи. За указанный период времени проведено дистанционное обучение 712 врачей-экспертов из большинства регионов РФ. Обучение осуществлялось в электронной образовательной среде на платформе МовсИе, не требующей предварительной специальной компьютерной подготовки слушателей, имеющей простой и понятный пользователям интерфейс, позволяющей отслеживать образовательные траектории обучающихся, обеспечивать интерактивное взаимодействие их с тьютором циклов и преподавателями (профессорами и доцентами) кафедры, осуществлять этапное (аутотренинговое) и заключительное (экзаменационное) тестирование для объективного определения уровня полученных знаний.

Структурно-функциональная схема созданной, апробированной, поэтапно скорректированной и успешно применяемой программы дистанционного усовершенствования представлена на схеме.

Как следует из схемы, отправной точкой являются соответствующие существующим современным императивам и потребностям практического здравоохранения идеология и концепт программы, которые разрабатываются и формулируются лидером, генератором идей, конструктором программы, необязательно являющимся руководителем кафедры, но обязательно — креативным научно-педагогическим менеджером и авторитетным, профессионально подготовленным специалистом в той области, для которой разрабатывается программа.

Вторым этапом является разработка структуры блок-модульной программы, в которой недельные блоки модулей состоят из тематических модулей. Количество таких модулей в блоке может быть различным, но чаще от 2 до 5. Важно другое: каждый модуль является целостным и самодостаточным. Модули разрабатываются, обсуждаются на кафедральной конференции, а блок-модульная программа в целом рецензируется и утверждается на ученом совете института. В разработанной и используемой нами программе дистанционного обучения в состав модулей входят:

1) аудиослайд-фильм или видеофильм лекции (2—4 академических часа);

2) учебно-методические рекомендации — 1—2,5 усл. печ. л. в электронном формате;

3) федеральные законы и другие законодательно-правовые и подзаконные акты (тексты в электронном формате);

4) международные и национальные стандарты (тексты в электронном формате);

5) сборники статистических материалов ВОЗ и Рос-стата (в электронном формате);

6) рекомендуемая литература по теме, 10—15 источников (электронные книги, аудиокниги, статьи, аналитические обзоры);

7) блок тестов для самоконтроля и аутотренинга — 30 с 3—5 закрытыми ответами, один из которых правильный (включаются в тест-систему заключительного экзаменационного испытания по программе в целом).

В зависимости от темы архитектура и состав модуля, безусловно, могут быть и иными.

В аксессуарную часть программы дистанционного образования в целом входят также:

— инструкция по работе в электронной образовательной среде;

Кафедра инновационного медицинского менеджмента Института повышения квалификации ФМБА России

Структурно-функциональная схема блок-модульной программы

Идеология, концепт

Учебно-методический комплекс

Конструкция, адаптация

X

Блок I

Модуль 1.1.

Блок II

I

Модуль П.1.

Блок Ш

Модуль Ш.1.

1_

Блок IV

I

Модуль IV. 1.

Модуль 1.2.

Модуль П.2.

Модуль Ш.2.

Модуль IV.2.

Модуль 1.3.

Модуль П.З.

Модуль Ш.З.

Модуль IV.3.

Модуль 1.4.

Модуль П.4.

Модуль Ш.4.

Модуль IV.4.

Модуль 1.5.

Модуль П.5.

Модуль Ш.5.

Модуль IV.5.

Мониторинг траекторий слушателей Тьютор Форум, чат, ответы, консультации

1 к А 1 Г U 11 > > м м 1 Г 1 г

Организация образовательной среды Провайдер Взаимодействие, технологии, контроль

1 • у

Обучение, самоконтроль Слушатели Тестовые испытания

Структурно-функциональная схема блок-модульной программы.

— информация о компетенции руководителя цикла, тьютора, преподавателей, ассистента-провайдера;

— факультативы (для углубленного изучения - аудио-слайд-фильмы, видеофильмы, законодательно-правовые и нормативные документы, учебно-методические рекомендации, литература по сопряженным дисциплинам и разделам, расширяющие профессиональный и общий кругозор материалы);

— библиотека (книги, обзоры, статьи), имеющие отношение к нескольким модулям программы, в электронном формате или в виде аннотированного библиографического указателя;

— рекомендуемая тематика курсовых работ и учебно-методические рекомендации по их написанию в соответствии с современными требованиями «Матрица»;

— система тестов для заключительного (экзаменационного) контроля знаний с закрытыми паролем и ограниченным доступом вариантами правильных ответов;

— CD или DVD с электронной версией всего учебно-методического комплекса по программе (для переноса в электронную образовательную среду и архивного хранения с актуализацией не реже 1 раза в полугодие). Для обеспечения полного взаимодействия в педагогической команде, осуществляющей дистанционное образование, для организации процесса обучения и наиболее эффективного взаимодействия со слушателями мы разработали перечень функций и компетенций.

Функции и компетенции руководителя проекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Создание концепта, идеологии и структурной модели программы.

— Поиск, привлечение и тематическое нацеливание креативных разработчиков модулей программы.

— Руководство командой разработчиков, педагогического и технологического персонала.

— Анализ результатов краудсорсинга и ноосорсинга по определению соответствия программы запросам здравоохранения и слушателей.

— Этапное реконструирование и модернизация программы.

— Взаимодействие с руководством образовательного учреждения.

— Взаимодействие с тьютором и ассистентом-провайдером программы.

Функции и компетенции тьютора

— Взаимодействие с руководителем проекта.

— Взаимодействие с руководством института, учебной частью и бухгалтерией (при внебюджетных циклах).

— Взаимодействие с ассистентом-провайдером.

— Создание образовательной траектории цикла (учебного расписания).

— Формирование группы слушателей и подготовка приказа ректора на зачисление слушателей и проведение цикла.

— Взаимодействие со слушателями цикла (сотовая связь, SMS, форум, чат — ответы на вопросы, дискуссии, круглые столы и др.).

— Рецензирование и оценка курсовых работ слушателей.

— Мониторинг образовательных траекторий слушателей.

— Проведение заключительного тестового контроля знаний (экзамен).

Функции и компетенции ассистента-провайдера

— Взаимодействие с руководителем проекта и тьютором.

— Взаимодействие с поставщиком сервисных Internet-ресурсов.

— Организация образовательной среды в Moodle.

— Генерирование паролей входа в образовательную систему и направление их по электронной почте слушателям цикла.

— Получение пакета документов от слушателей.

— Открытие доступа слушателям к недельным учебным заданиям.

— Динамический мониторинг образовательной траектории слушателей.

— Взаимодействие со слушателями (все виды связи).

— Проведение заключительного тестового контроля знаний (экзамен).

— Взаимодействие с учебной частью и канцелярией института по оформлению и отправке документов слушателям о полученном дистанционном последипломном образовании.

— Архивирование всех материалов цикла и запись их на электронные носители.

— Обеспечение защиты персональных данных слушателей и электронного архива цикла.

Функции и обязанности авторов — разработчиков модулей

1. Создание образовательного контента модуля, включающего:

— аудиослайд фильм, видеофильм или презентацию лекции на 2—4 ч в зависимости от темы;

— учебно-методические рекомендации объемом от 1 до 2,5 усл. печ. л. (в электронном формате) по теме лекции;

— электронная библиотека к модулю (книги, обзоры, научно-практические статьи — от 15 до 50);

— пакет законов, указов, постановлений, приказов, регламентов (полный текст в электронном формате);

— международные и национальные стандарты (по теме, полный текст в электронном формате);

— тесты по оценке знаний — не менее 30 вопросов с 3—5 ответами, один из которых правильный, но с меняющимся местоположением.

2. Взаимодействие со слушателями в период обучения их по модулю (консультации, ответы на вопросы, дискуссии в форуме и чате в образовательной электронной среде Moodle).

3. Взаимодействие с руководителем проекта, тьютором и ассистентом-провайдером.

4. Непрерывная актуализация и обновление контента модуля.

5. Мониторинг удовлетворенности слушателей.

6. Разработка новых модулей для программы по согласованию с руководителем проекта.

Первоначально мы предполагали и пытались осуществить обучение в формате on-line, однако вскоре выяснилось, что в связи с географическими особенностями нашей страны (восемь часовых поясов) и большим разбросом желающих обучаться слушателей невозможно «навесить» по времени образовательное облако где-то посередине. Плюс—минус 4 ч, если образовательное облако будет, допустим, над Уралом, крайне неудобно для врачей Камчатки и Калининграда.

К тому же, как уже упоминалось выше, преимуществом дистанционного образования является обучение по недельным заданиям кафедры в удобное время и комфортных условиях. Особенностью здравоохранения, отличающим систему от других сфер, является постоянная повышенная мобилизационная готовность, создающая у врачей трудно поддающуюся рефреймингу и реимприн-тингу доминанту, мешающую полноценному восприятию, анализу и запоминанию образовательного контента.

Другим фактором является сложность заблаговременного планирования времени обучения для врачей: поступление больного, требующего безотлагательного оказания медицинской помощи, невозможность прогнозировать длительность операции, участие в срочных

консилиумах, непредвиденные вызовы к вышестоящему руководству и другие.

С учетом всех перечисленных причин возникла убежденность в том, что для врачей нашей страны, работающих в практическом здравоохранении, наилучшим является формат off-line дистанционного образования, когда в электронной образовательной среде на платформе Moodle поочередно открываются недельные блоки модулей программы, и слушатели по индивидуальным паролям получают доступ к образовательному контенту. При этом индивидуальная образовательная траектория позволяет слушать и смотреть аудиослайд-фильмы — презентации лекций, знакомиться с документами, учебно-методическими материалами, читать книги и статьи в любой, наиболее предпочтительной последовательности, в любое время, в самых комфортных условиях. Этим достигаются наилучшие результаты обучения, а предоставляемая свобода выбора дает высокую удовлетворенность и создает мотивацию к последующей самостоятельной работе, поскольку система позволяет санкционировано скачивать, сохранять и использовать в работе образовательный контент целиком или выборочно.

Специально проведенное анонимное анкетирование слушателей, прошедших обучение, убеждает в том, что технология off-line, как правило, отвечает их ожиданиям и полностью удовлетворяет (см. таблицу).

Как следует из приведенных данных анонимного анкетирования на высокорепрезентативной выборке (642 заполнивших анкеты слушателя из 712 прошедших обучение), имеются весьма веские основания считать, что формат off-line дистанционного образования полностью удовлетворяет врачей, причем женщин (пусть и недостоверно) несколько больше, чем мужчин.

При этом большинство слушателей (n = 613, или 95,5%) основным фактором удовлетворенности считают возможность обучаться в удобное время. Второй по значимости фактор удовлетворенности (n = 603, или 93,9%) — возможность использования образовательного контента (законодательные, нормативно-правовые акты, документы, стандарты и литература) в последующей работе после завершения обучения.

Недостатком технологии off-line дистанционного образования является, безусловно, отсутствие привычного непосредственного (очного) контакта с преподавателями. Однако этот фактор среди слушателей, изучающих полностью теоретический материал в формате off-line, признают как существенный недостаток только 13,6%.

Поскольку Минздрав России признает вопросы повышения квалификации специалистов и руководителей медицинских организаций одними из приоритетных, а внедрение и применение новых дистанционных

Удовлетворенность слушателей дистанционным обучением в формате off-line

Удовлетворенность слушателей

Половой состав полностью удовлетворены скорее удовлетворены скорее неудов-летворе-ны неудов-летворе-ны всего

Мужчины 252 (98,1) 4 (1,6) 1 (0,4) — 257

Женщины 384 (99,7) 1 (0,3) — — 385

Всего ... 636 (99,1) 5 (0,8) 1 (0,1) — 642

Примечание. В скобках указан процент.

технологий последипломного образования перспективным направлением, авторы, отнюдь не рассматривая используемую и описанную выше модель как лучшую и приемлемую универсально и продолжая работу над ее совершенствованием, с благодарностью примут коллегиальную критику и предложения по совместной работе.

В настоящее время кафедра инновационного медицинского менеджмента Института повышения квалификации ФМБА России завершает 2-летнюю работу по созданию новой 144-часовой программы общего (сертификационного) дистанционного усовершенствования для руководителей медицинских организаций, их заместителей и специалистов из резерва управленческих кадров — «Организация здравоохранения и общественное

ОБЗОРЫ

здоровье: smart-менеджмент в здравоохранении» с планируемым запуском в марте—апреле 2014 г.

В перспективе мы считаем целесообразным, экономически обоснованным, вполне реальным и важным для здравоохранения страны создание мощного и хорошо оснащенного Центрального института дистанционного повышения квалификации врачей, где будет возможность с большей отдачей использовать интеллектуальный и творческий педагогический потенциал на мировом уровне технологий дистанционного образования, существенно сократив при этом затраты на техническое оснащение и IT-ресурсы, но еще в большей степени расходы медицинских организаций на повышение квалификации и усовершенствование руководителей и врачей.

Поступила 12.12.13 Received 12.12.13

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014

УДК 614.2:616-002.5-053.8-036.22-058]:312.6

ПАРОЛИНА Л.Е., ДОКТОРОВА Н.П., ДАНИЛОВ А.Н., РАЗИНА А.Ю.

Социально-эпидемиологические проблемы и тенденции развития туберкулеза у лиц молодого возраста

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, 410012, г. Саратов

В статье рассмотрены предпосылки для распространения туберкулезной инфекции среди лиц молодого возраста как наиболее значимой для развития эпидемического процесса части населения. Показано, что такие социальные факторы риска, как отсутствие постоянной работы, низкий уровень дохода, пребывание в студенческой среде, раннее предпринимательство, трудовая миграция, тюремное заключение, ранние браки, оказывают значительное влияние на развитие эпидемического процесса среди молодежи. Наблюдаются полное совпадение эпидемиологических факторов заболеваемости туберкулезом и ВИЧ-инфекцией, нарастание лекарственной устойчивости, рост удельного веса распространенных, деструктивных форм туберкулеза легких, а также сопутствующих заболеваний среди молодых пациентов с туберкулезом. Результаты проведенного анализа указывают на сохранение условий для распространения болезни в стране в ближайшей перспективе, если не будет поддерживаться необходимый уровень противотуберкулезных мероприятий.

Ключевые слова: туберкулез; эпидемиология; молодой возраст; социальные проблемы; заболеваемость; факторы риска.

THE SOCIAL EPIDEMIOLOGICAL ISSUES AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF TUBERCULOSIS IN PERSONS OF YOUNG AGE

Parolina L.E., Doctorova N.P., DanilovA.N., Razina A.Yu.

The V.I. Razumovskiy Saratov state medical university, 410012, Saratov, Russia

The article considers preconditions ofpropagation of tuberculosis infection among persons of young age as the most significant for development of epidemic process in population. It is demonstrated that such social risk factors as absence of permanent work, low level of income, residence in student environment, early entrepreneurship, labor migration, imprisonment, early marriages significantly impact the development of epidemic process among young people. The study established total concordance of epidemiological factors of morbidity of tuberculosis and HIV-infection, increase of pharmaceutical resistance, increase of percentage of prevalent destructive forms of tuberculosis and associated diseases in young patients with tuberculosis. The analysis established conservation of conditions for propagation of disease in the nearest perspective if the needed level of anti-tuberculosis activities will not be supported.

Key words: tuberculosis; epidemiology; young age; social issue; morbidity; risk factor.

Для прогноза развития эпидемической ситуации по туберкулезу используют оценку уровня заболеваемости различных половозрастных групп. В соответствии с закономерностями развития эпидемии туберкулеза на стадии подъема эпидемии забо-

левание поражает главным образом лиц молодого возраста, в то время как при убывании наибольшее число впервые выявленных больных наблюдается среди старших возрастных групп [1]. Кроме того, считается, что существенное превышение уровня

Для корреспонденции: Паролина Любовь Евгеньевна, liubov@parolina.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.