Научная статья на тему 'МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Узаков Орозали Жаанбаевич, Алексеев Владимир Петрович, Комаров Георгий Алексеевич

В статье рассматриваются вопросы медицинского образования с использованием дистанционных технологий на примере института повышения квалификации ФМБА. Отмечается перспективность дистанционного образования, его преимущества и необходимость его широкого внедрения. Особо отмечается необходимость восстановления и расширения межгосударственных связей в сфере медицинского последипломного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Узаков Орозали Жаанбаевич, Алексеев Владимир Петрович, Комаров Георгий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ГОПРОФИЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 614.23

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

О.Ж. Узаков, В.П. Алексеев, Г.А. Комаров

международная высшая школа медицины, Кр, Бишкек, институт повышения квалификации

ФмБА, рФ, москва

Резюме: В статье рассматриваются вопросы медицинского образования с использованием дистанционных технологий на примере института повышения квалификации ФМБА. Отмечается перспективность дистанционного образования, его преимущества и необходимость его широкого внедрения. Особо отмечается необходимость восстановления и расширения межгосударственных связей в сфере медицинского последипломного образования

Ключевые слова: медицинское образование, дистанционные технологии, межгосударственное взаимодействие, формат обучения

Медициналык билим берууде дистанттык технологиялык ыкмаларды колдонуу

О.Ж. Узаков, В.П. Алексеев, Г.А. Комаров, Корутунду: Бул макалада россиядагы врачтардын квалификациясын жогорулатуу институту тарабынан дистанттык ыкмалардын колдунуунун негизинде YзгYлтYксYз медициналык билим берYYHYн маселеси карал-ган жана анын ынгайлуу жактары талкууланган. езгече врачтарга билим берYY тарабында кез карандык влквлврдYH арасында эски байланыштарды жана мамилелерди кабылына келтирYY маселеси каралган.

Негизги сездер: медицинадагы билим берYY, жаны дистанттык технологиялар, мамлекет арасындагы мамилелер жана байланыштар, окутуунун тYрлерY жана форматтары.

MEDICAL EDUCATION WITHUSING DISTANT TECHNOLOGY

O.J. Uzakov, V.P. Alekseev, G.A. Komarov Abstract: This article discusses the issues of continuing medical education with using distance technologies on example of Institute of upgrading qualification of FMBA. It point out the availability of distant education, its benefits and the necessity for its widespread introduction. Observed that the necessity for rehabilitation and expansion of interstate relations in the sphere of medical postgraduate education is important.

Keywords: continuing medical education, distant technology, interstate relations, learning format

В условиях становления и развития социально-экономического статуса республики, бюджетные затраты на очную подготовку и переподготовку специалистов здравоохранения становятся неподъемной ношей для страны, а индивидуальные потребности в повышении своей компетентности сталкиваются с порой непреодолимыми материальными проблемами, сопряженными со значительными финансовыми издержками.

Кроме того, проведение обучения в близлежащих региональных образовательных учреждениях или даже в больницах, в которых уровень педагогической квалификации и обеспеченности учебно-методическими материалами существенно ниже, чем в специализированных центрах, ведет к профанации самого процесса и не достигает поставленных целей.

Особой темой стоит вопрос непрерывного образования организаторов и управленцев здравоохранения в области общественного здравоохранения и менеджмента системы и отдельных лечебных учреждений, что связано со спецификой их работы и недостатка квалифицированных педагогов в этой области.

Вышесказанное существенно повышает перспективность, и необходимость повсеместного внедрения, инновационных методов дистанционного непрерывного медицинского образования, с развитием межгосударственных образовательных ассоциаций с приемлемыми технологиями обучения, аттестации и взаимопризнания.

Как в процессе очного медицинского последипломного образования в дистанционном обучении используются такие же технологии: лекции, индивидуальные занятия, контроль знаний, а в настоящее время продвинутыми образовательными учреждениями проводится обучение и практическим навыкам с использованием технологий телемедицины и виртуальных иммитационных методов.

При этом дистанционные технологии последипломного образования в значительной мере компенсируют сопряженные с обучением материальные затраты, человеческие ресурсы, транспортные расходы, затраты на проживание, питание и т.п., и обладают рядом других преимуществ. К ним можно отнести:

• проведение обучения без прерывания основной деятельности специалиста.

14

№ 3, август-сентябрь 2017

медицинское образование с использованием дистанционных технологий

• выбор последовательности и приоритетности освоения модулей образовательной программы.

• возможность селективного сохранения образовательного контента для использования в практической деятельности.

• осуществимость личностного дистанционного контакта с преподавателями в процессе обучения.

• доступность обучения в наиболее удобное время и в наиболее подходящем режиме с использованием любого электронного устройства-PC, ноутбук, планшет, смартфон, внезависимости от места нахождения.

• расширение собственной электронной базы научных и методических материалов, получение информационных, нормативных и статистических документов.

• получение сертификата лицензированного образовательного учреждения о прохождении определенного формата последипломного обучения.

Основываясь на растущей потребности специалистов разных уровней оказания медицинской помощи в дистанционном образовании, в Институте повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства(ФМБА) Российской Федерации(РФ), начиная с 2010 г., осуществлялась разработка и продолжается модернизация технологий и программ дистанционного последипломного образования, разработаны электронные учебные продукты, апробированы варианты и форматы дистанционного образования. С момента внедрения данной программы проведено обучение более 3000 врачей и организаторов здравоохранения.

Необходимо отметить, что выполненные и внедренные разработки в апреле 2015 года были удостоены Первой премии Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения Российской Федерации "За лучшую учебно-методическую разработку среди медицинских и фармацевтических вузов России" - "Docerndodiscimus". Они явились базовой основой для создания инновационной технологии электронного и дистанционного обучения - "Инновационнной блок-модульно-сотовой технологии дистанционного непрерывного медицинского образования с индивидуальными программированием и образовательными траекториями", которая прошла экспертизу во Всероссийской Организации Качества, в Национальной медицинской палате России, в Российской медицинской ассоциации, в Российской медицинской академии последипломного образования, а также получила высокие отзывы зарубежных образовательных организаций (США, Канады, Германии, Израиля, Казахстана, Кыргызстана, Республики Беларусь) и более 20 учебных центров регионов России.

Более того, для внедрения этой технологии в Институте повышения квалификации ФМБА России завершено создание уникального современного, очень высоко технически оснащенного, центра дистанционного обучения с большими ресурсными возможностями, что позволит, с совместно созданным три года тому назад, при участии специалистов из Кыргызстана, Евразийским Медицинским Союзом, начать процесс восстановления единого медицинского образовательного пространства. На базе ИПК ФМБА организована кафедра международного инновационного медицинского менеджмента, где более половины кафедральных сотрудников составляют специалисты из Кыргызской Республики. В настоящее время с использованием дистанционных образовательных технологий проведен тематический цикл повышения квалификации на тему: «Инновационные лапараскопические технологии в акушерстве и гинекологии» для врачей акушер-гинекологов и на сентябрь -октябрь запланированы курсы повышения квалификации для организаторов здравоохранения Кыргызской Республики.

Для того, чтобы обучаться индивидуально в институте, слушателю необходимо определенное оборудование: электронный гаджет (ПК/ноутбук или смартфон), бесперебойный выход в интернет, желательно веб-камера и Skype. При групповых занятиях это может быть организовано специалистом-организатором с надлежащими условиями проведения цикла обучения.

Для начала обучения слушателю необходимо пройти процедуру регистрации с соответствующим заявлением и подтверждением личных данных, своего уровня образования, IP-адреса.

После зачисления на курс, слушатель получает индивидуальную интернет-страницу, на которой представлены учебный план, программа того или иного формата обучения, расписание, персональная зачетная книжка, персональный доступ к учебным материалам: книгам, лекциям, видеофильмам, слайд-презентациям и иным учебным материалам.

В течение всего курса слушатель изучает(прослушивает) лекции, получает консультации преподавателей, выполняет предусмотренные задания, тесты и т.п. Итоговый контроль знаний может проводиться как в виде компьтерного(электронного) тестирования, так и в комбинированном виде, с выездом экзаменатора на место при групповых курсах.

Дистанционное обучение может организационно-технологически осуществляться в on-line и в off-line режиме. Онлайн формат наиболее применим тогда, когда имеется возможность отвлечения специалистов от работы в заранее определенное и назначенное образовательной организацией время. При этом преподаватели в это же время должны быть в студии или выйти через свое устройство (компьютер, ноутбук, планшет) в образовательное «облако» в Интернете самостоятельно.

Групповое обучение обладает рядом преимуществ. Виртуальный «класс» приближает дистанционное

№ 3, август-сентябрь 2017

15

Ailjiyif^MBIM ГОПРОФИЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ

обучение к очному возможностью коммуникаций путем обсуждения в малых группах, в проведении групп-тренингов, в совместном обсуждении проблем, участия в форуме, во взаимной информации о новациях коллег и др.

Офлайн формат в последипломном дополнительном профессиональном образовании и профессиональной переподготовке руководителей оказался предпочтительнее, поскольку позволяет наиболее полно использовать все преимущества дистанционного образования, в том числе и главным образом:

• Обучение в удобное и наиболее подходящее для получения новых знаний время.

• Без отрыва от основной работы и без больших экономических затрат.

• Свобода выбора образовательного контента, последовательности и приоритетности изучаемых разделов программы.

• Возможность сохранения образовательного контента для отсроченного и повторного изучения, а также для практического использования новых знаний в работе.

И для образовательной организации off-line(офлайн) формат также имеет определенные преимущества, поскольку позволяет создавать учебные группы («виртуальные классы») практически неограниченные по численности специалистов из разных по удаленности регионов. При этом участие преподавателей в педагогическом процессе в основном состоит в консультировании, дистанционных ответах на возникающие вопросы, а главное - в методической работе, в совершенствовании, перманентном обновлении образовательного контента, в разработке нового электронного образовательного продукта.

В задачу разработчиков модулей и преподавателей входит постоянное обновление их, актуализация, устранение замеченных обучающимися трудно воспринимаемых положений, т.е. перманентное совершенствование образовательного контента.

По завершению дистанционного обучения проводится заключительное (экзаменационное) тестовое испытание по всему курсу (по всей программе). Весьмаважным является доступность результатов тестирования для самого обучающегося, тьютора и ассистента-провайдера, но недоступность для других обучающихся в «виртуальном классе».

Вся документация и результаты обучения каждого слушателя сохраняются в защищенном электронном архиве образовательной организации на протяжении 5 (пяти) лет.

При успешном завершении цикла дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки обучавшимся выдаются документы установленного образца (Удостоверение о повышении квалификации или Диплом о профессиональной переподготовке), которые заказными письмами «Почтой России» направляется по указанным в документах адресам.

Важнейшим критерием эффективности последипломного дополнительного профессионального образования является оценка степени удовлетворенности обучающихся полученными знаниями и условиями обучения.

Ввиду перспективности технологий дистанционного непрерывного медицинского образования имеется все возрастающая необходимость интеграции образовательных организаций и медицинских сообществ дружественных стран, с целью повышения качества оказания медицинской помощи населению, уровня знаний и росту профессионального мастерства врачей и работников здравоохранения.

Сведения об авторах:

Узаков Орозали Жаанбаевич - д.м.н., проф., Международная высшая школа медицины, Кыргызская Республика, Бишкек, тел.: 0555484950; e-mail: oroz7@mail.ru

Алексеев Владимир Петрович - д.м.н., проф., Международная высшая школа медицины, Кыргызская Республика, Бишкек, тел.: 0701 350501; e-mail: alekseev5507@mail.ru

Комаров Георгий Алексеевич - д.м.н., проф., Кафедра инновационного медицинского менеджмента ИПК ФМБА, Российская Федерация, г. Москва, тел. +7(917) 5074940;e-mail: komarovga@yandex.ru

16

№ 3, август-сентябрь 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.