Научная статья на тему 'Аудио-визуальные компьютерные презентации как форма интенсивной медицинской андрогогики'

Аудио-визуальные компьютерные презентации как форма интенсивной медицинской андрогогики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
74
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аудио-визуальные компьютерные презентации как форма интенсивной медицинской андрогогики»

АУДИО-ВИЗУАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК ФОРМА ИНТЕНСИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АНДРОГОГИКИ

Комаров Г.А.

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Московского государственного медико-стоматологического университета г. Москва

Вопросы обучения взрослых (андрогогики) в высшей медицинской школе стали приобретать актуальность в последние годы в связи с осуществляемой структурно - технологической реформой здравоохранения, предусматривающей повышение качества медицинской помощи населению не только путем улучшения оснащенности учреждений, но и профессиональной компетентности специалистов, освоения ими новых эффективных технологий диагностики и лечения заболеваний. Выяснилось, что более половины врачей общей практики и более трети специалистов не имеют сертификатов, а почти три четверти не проходили специализации и усовершенствования более пяти лет. В условиях, когда в медицинской науке за последние годы лавинообразно накапливаются новые данные о человеке и его заболеваниях, когда достижения фундаментальных, смежных и, казалось бы, весьма далеких от медицины наук становятся необходимыми и внедряются в лечебно-диагностический процесс, такое явление становится большой проблемой, требующей скорейшего разрешения. Более того, система здравоохранения в переходном периоде к рыночной системе координат государственного развития функционировала по десятилетиям складывавшимся принципам, образно говоря, была «органом с нормальной температурой в лихорадящем организме». Этот феномен имел свое обоснование, поскольку за любые крупные реформации надо платить. И, если платой за реформы в сырьевых и производственных отраслях был временный и довольно выраженный спад производства, который нейтрализовался закупками за рубежом товаров и продовольствия, то в здравоохранении он мог иметь слишком высокую для государства, общества и людей цену - повышение показателей заболеваемости и смертности, которые и без того на начало реформенного периода в России были довольно высокими. Однако, при наступлении относительной экономической и общественно-политической стабилизации вполне естественно встал вопрос об интеграции системы здравоохранения в координаты общегосударственного развития, синхронизации с развитием других отраслей и сфер.

Создалась сложнейшая ситуация, в которой естественный, обоснованный и полезный для людей и общества консерватизм медицинской профессии и необходимость форсированной переподготовки и переучивания врачей для повышения их профессионализма - это только одна конфликтная сторона проблемы, но вторая еще сложнее и противоречивее, поскольку состоит в том, что за короткое время невозможно увеличить число высококвалифицированных «учителей», и тем самым увеличить «пропускную способность» ВУЗов, факультетов последипломного образования и усовершенствования, даже, если гипотетически представить, что произойдет существенное увеличение государственных ассигнований и заработной платы педагогов высшей школы. В этих условиях единственным звеном, которое может хотя бы частично улучшить ситуацию, является интенсификация педагогического процесса, создание новых технологий обучения и переучивания специалистов с уже сложившимися представления, убеждениями, стереотипами, и, ко всему прочему, в силу известных причин более трудно обучаемых.

Медицинская андрогогика - это «terra incognita» для нашей высшей медицинской школы, а андрогогика в области управления, медицинского менеджмента - это вообще неизвестная нам галактика. Тем не менее, на кафедре общественного здоровья и здравоохранения МГМСУ в последнее десятилетие ведутся целенаправленные научные исследования по разработке интенсивных технологий обучения руководителей органов управления и учреждений здравоохранения России. Впервые в стране выполнено две диссертационные работы, посвященные этой проблеме, создается эффективная технология, основанная на применении современной компьютерной техники, многоканального воздействия на органы восприятия и все виды памяти (слуховой, зрительной, образно-ассоциативной, кинестетической), а также электронный учебный продукт для непосредственного и дистанционного обучения - аудио-визуальные компьютерные презентации. Но, как выяснилось в процессе анонимного анкетирования 2 137 обучающихся (студентов, курсантов циклов последипломного образования) примитивное иллюстрирование лекций и практических занятий слайдами с текстом и графикой дает очень небольшой эффект, и не позволяет интенсифицировать учебный процесс, увеличивать объем информации и сохранение ее в долговременной памяти у обучающихся.

Известно, что зрительные образы-отпечатки сохраняются в долговременной памяти значительно дольше, чем слуховая информация, подчас всю жизнь. На основе этого, имеющего научное подтверждение факта, нами было осуществлено построение учебных электронных модулей с полной синхронизацией аудио- и видео- информации, т.е. весь учебный материал предлагался обучающимся в виде традиционно читаемого лектором (преподавателем) и одновременно в виде сокращенных текстовых слайдов или в преобразованном графическом виде (схемы, графики, диаграммы). Это значительно увеличило запоминание, но одновременно привело к более высокой утомляемости. Для устранения этого нежелательного эффекта двухканального восприятия информации в визуальную составляющую был введен цвет, который, как известно, стимулирует зрительную память и при соответствующей смене гаммы способен снимать утомление зрительного анализатора.

Следующим этапом явилось введение в видеоряд связанных с текстовой информацией графических иллюстраций в виде фона или рядом с ним расположенных «картинок». Для этого была создана банк-коллекция оцифрованных иллюстраций (репродукции известных художественных произведений, фотографии, рисунки, пиктограммы),

которая к настоящему времени содержит более 10 миллионов файлов. Соединение слова с написанным словом и с графическим высокохудожественным изображением стало создавать еще более устойчивые образы-отпечатки и обеспечивать еще более высокое запоминание материала, что позволило увеличивать его объем в единицу времени обучения.

Из психологии восприятия и памяти известно, что кроме слуховой и зрительной, существует еще и кинестетическая память, но, поскольку в модельном предмете (общественное здоровье и здравоохранение) физических фантомов не существует, т.е. упрощенно «нечего пощупать руками», движение было введено в видеоряд в виде анимированных изображений или дополнительных анимированных компонентов к статическим изображениям. Это привело к увеличению запоминания и, соответственно, к увеличению сохранности информации в долговременной памяти.

На следующем этапе нами в компьютерные презентации был введен звук в виде аудио-клипов. Этим приемом достигалось «пробуждение» утомляющегося в процессе интенсивного обучения внимания, а также акцентуация на принципиально важных моментах. Введение звуковых клипов также повысило и восприятие, и сохранение информации в памяти. Но, как и следовало ожидать, существует определенный предел восприятия в концентрированном виде большой по объему информации, после которого запоминание его прогрессивно падает в связи с быстро наступающим утомлением обучающихся. Возникла необходимость снятия этого нежелательного явления. С этой целью в аудио-визуальные презентации был введен музыкальный фон (на низком уровне звучания классические музыкальные произведения, в отдельных случаях смикшированные с природными звуками и шумами - «океанский прибой», «журчащий ручей», «тропический лес», «фэн-шуй» и др.), который по рабочей гипотезе должен был снимать компонент утомления слухового анализатора и являться своеобразным проводником информации в глубинную память. Первые опыты подтвердили рабочую гипотезу. В настоящее время созданная трехчасовая лекция, в которую в уплотненном виде включен материал 4 двухчасовых традиционных лекций, читаемых курсантам факультета последипломного образования, успешно апробируется, прошла психолого - педагогическую экспертизу и включена в учебный модуль по управлению здравоохранением (для руководителей учреждений и органов управления здравоохранением). Ведется работа по созданию на ее базе электронного учебного продукта для студентов.

Специально проведенное исследование подтвердило с очень высокой степенью достоверности эффективность компьютерных аудио-визуальных презентаций, улучшающих восприятие, позволяющих интенсифицировать обучение, повышающих удовлетворенность обучающихся и способствующих почти двукратному увеличению сохранения информации в долговременной памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.