Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА'

ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
723
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / инновационный менеджмент / экономика / инновационные стратегии / модели управления. / digitalization / innovation management / economics / innovation strategies / management models.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цветков Глеб Игоревич

На данный момент времени применение и разработка инновационных стратегий в условиях цифровой трансформации стала одним из ключевых направлений почти любой крупной компании. Соответственно данное направление развития стало носить очень важный характер. В данной статье автор объясняет необходимость использования цифровых технологий в современной структуре управления бизнесом, также приводятся основные тренды по цифровой экономики. На данный момент времени обосновано что применение информационных технологий является основным требованием для реализации новых бизнес-моделей управления, а более приоритетными стратегиями в ведении бизнеса становятся инновационные стратегии. Также раскрывается значимость и возможности влияние инновационных стратегий на ключевые жизненные процессы компании. Автор приводит классификацию и классификационные признаки инновационных стратегий. Данная статья помогает классифицировать инновационные стратегии по их признакам и указать на наиболее важные моменты их рассмотрения и разработки. Сформулированы основные тренды цифровой экономики, которые позволят компаниям получать конкурентное преимущество в современных условиях ведения бизнеса в 21 веке. Автором установлено, что ключевым требованием к осуществлению новых бизнес-моделей является внедрение и использование IT-технологий. Согласно тенденциям развития информационных технологий нет точного алгоритма использования инновационных стратегий, для каждой компании подход к их разработке и применению индивидуален, но их можно классифицировать и сделать упор на наиболее уступающие позиции, что в целом повлияет на всех этапах положительно как для развития уникальной инновационной стратегии, так и для повышение эффективности всей компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE STRATEGIES IN THE CONTEXT OF DIGITAL BUSINESS TRANSFORMATION

At a point in time, applying and developing innovative strategies in the face of digital transformation is one of the keywords of almost any large company. Accordingly, this direction of development has become very important. This article explains the need to use digital technology in a modern business management structure. At the moment, it has been substantiated that the use of information technology is the main requirement for the implementation of new business management models. Also, the significance and the possibility of the influence of innovative strategies on the key life processes of the company. The author gives the classification and classification features of innovative strategies. This article helps to classify innovative strategies according to their characteristics and identify important points for their consideration and development. The main digital trends are formulated, which allow companies a competitive advantage in the modern business environment in the 21st century. The author found that the key requirement for the implementation of new business models is the introduction and use of IT technologies. According to the trends in the development of information technologies, there is no exact algorithm for the use of innovative strategies, for each company the approach to their development and application is individual, but they can be classified and emphasized on the most inferior positions, which, in general, provides positive at all stages for the development of a unique innovative strategy. and to improve the efficiency of the entire company.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №11/2021

Научная статья Original article УДК 65.011

ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА

INNOVATIVE STRATEGIES IN THE CONTEXT OF DIGITAL BUSINESS TRANSFORMATION

Цветков Глеб Игоревич, магистрант, 2 курс, Институт магистратуры Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет Россия, г. Санкт-Петербург

Tsvetkov Gleb Igorevich, Master's student, 2nd year, Institute of Master's Degree Saint Petersburg State University of Economics Russia, St. Petersburg

Аннотация: На данный момент времени применение и разработка инновационных стратегий в условиях цифровой трансформации стала одним из ключевых направлений почти любой крупной компании. Соответственно данное направление развития стало носить очень важный характер. В данной статье автор объясняет необходимость использования цифровых технологий в современной структуре управления бизнесом, также приводятся основные тренды по цифровой экономики. На данный момент времени обосновано что применение информационных технологий является основным требованием для реализации новых бизнес-моделей управления, а более приоритетными стратегиями в ведении бизнеса становятся инновационные стратегии. Также раскрывается значимость и возможности влияние инновационных стратегий на ключевые жизненные процессы компании. Автор приводит классификацию

и классификационные признаки инновационных стратегий. Данная статья помогает классифицировать инновационные стратегии по их признакам и указать на наиболее важные моменты их рассмотрения и разработки. Сформулированы основные тренды цифровой экономики, которые позволят компаниям получать конкурентное преимущество в современных условиях ведения бизнеса в 21 веке. Автором установлено, что ключевым требованием к осуществлению новых бизнес-моделей является внедрение и использование IT-технологий. Согласно тенденциям развития информационных технологий нет точного алгоритма использования инновационных стратегий, для каждой компании подход к их разработке и применению индивидуален, но их можно классифицировать и сделать упор на наиболее уступающие позиции, что в целом повлияет на всех этапах положительно как для развития уникальной инновационной стратегии, так и для повышение эффективности всей компании.

Annotation: At a point in time, applying and developing innovative strategies in the face of digital transformation is one of the keywords of almost any large company. Accordingly, this direction of development has become very important. This article explains the need to use digital technology in a modern business management structure. At the moment, it has been substantiated that the use of information technology is the main requirement for the implementation of new business management models. Also, the significance and the possibility of the influence of innovative strategies on the key life processes of the company. The author gives the classification and classification features of innovative strategies. This article helps to classify innovative strategies according to their characteristics and identify important points for their consideration and development. The main digital trends are formulated, which allow companies a competitive advantage in the modern business environment in the 21st century. The author found that the key requirement for the implementation of new business models is the introduction and use of IT technologies. According to the trends in the development of information technologies, there is no exact algorithm for the use of innovative strategies, for each company the approach to their development and application is individual, but they

can be classified and emphasized on the most inferior positions, which, in general, provides positive at all stages for the development of a unique innovative strategy. and to improve the efficiency of the entire company.

Ключевые слова: цифровизация, инновационный менеджмент, экономика, инновационные стратегии, модели управления.

Key words: digitalization, innovation management, economics, innovation strategies, management models.

На сегодняшний день очевидна роль воздействия цифровых технологий в социально-экономических явлениях. Проблемы, которые были несколько лет назад на этапе зарождения тенденции использования цифровых технологий, уходят на задний план и превалирующее число крупных компаний давно уже не боится использовать их для повышения качества своего продукта и предоставляемых услуг.

Начало развития масштабной тенденции применения цифровых технологий на территории Российской Федерации началось с программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которая была утверждена Правительством РФ от 28 июля 2017г. Тем самым спровоцировало колоссальный спрос сначала на уровне государственных корпораций а затем и на частный сектор, что в свою очередь поспособствовала развитию инновационных стратегий и повсеместному использованию информационных технологий в бизнес-среде. Соответственно, неуместно будет не отнести это к четвертой промышленной революции, потому это одно их ее основных направлений. Ее можно характеризовать как трансформацию социально-экономических явлений всех областей и аспектов на базе цифровых технологий.

Исходя из вышеописанного можно сделать вывод, что цифровая экономика в России - это экосистема, в которой данные исключительно в цифровой форме и они являются ключевым фактором во всех сферах производства. Основные черты цифровой экономики: вся финансовая деятельность разворачивается только на цифровых платформах; происходит

распространение сервисных моделей управления; минимизация взаимодействия производителей и потребителей; возрастает роль инновационной деятельности в ведении бизнеса; масштабируется использование экономики общего пользования; существенную роль начинают играть вклады индивидуальных участников.

Придерживаясь темы цифровизации можно указать, что информация становиться особой формой капитала. Предприятия, которые обладают необходимой информацией приобретают преимущества на ранке в том числе и финансовые, но важно не только это, но и уметь использовать цифровые технологии в том числе.

Основными задачами управления становится получение сведений о бизнесе в режиме реального времени и проведения корректирующих мероприятий. Для того чтобы преуспеть в цифровизации экономики необходимо использовать новые модели управления, технологиями, бизнес-процессами, информации и на основе этого реализовывать прогнозирование и уместное реагирование для предстоящих вызовов и решения проблем.

На данный момент времени ключевым видом функциональных стратегий является инновационные стратегии. Сложность производственных процессов, мощность выпускаемой продукции возрастает вместе с изменениями влияют на реализации стратегии развитии бизнеса. Именно в таких случаях уровень фактической и потенциальной инновационности становится важнейшей предпосылкой любого бизнес-подразделения.

Инновационная стратегия играет ключевую роль в общей стратегии компании, которая очевидно направлена на нахождение и достижения приоритетов развития бизнеса, что конечно же приведет к качественному и управленческому скачку в положительном ключе.

Проанализировав литератур написанную нашими современниками по составлении классификации инновационных стратегий были выбраны следующие классификационные признаки: 1. Стадия жизненного цикла предприятия;

2. Модель или модели поведения предприятия при новых рыночных условиях;

3. Характер реализации инновационной стратегии;

4. Реакции на внутреннюю и внешнюю среду;

5. Характер маркетинговой деятельности.

Что касается классификационного признака «Характер реализации инновационной стратегии» предложен исследователями с учетом развития тенденций.

Предприятия, которые участвуют в разработке и внедрении инноваций играют важную роль в научно-технологическом процессе, их и следует определить, как инновационные.

Для того чтобы объективно оценивать ключевые особенности классификации инноваций для предприятия необходимо учитывать характер реализации инноваций при этом учитывать воздействия таких факторов как внешней и внутренней среды. Соответственно из внедрения и использования инноваций в экономике влечет к необходимости проведения оценки эффективности исследования и реализации инноваций индивидуально в рамках отдельного предприятия.

Основным требованиям для эффективной реализации инноваций является соответствие инновационной стратегии общей системе управления бизнесом в условиях цифровой экономики.

Первым этапом при создании нового продукта является НИОКР в инновационном проекте. На данном проекта должно оцениваться достижения научно-технических показателей, которые должны быть достигнуты в рамках инновационного проекта.

Рассмотрим виды инновационных стратегий приведенных (см. Таблицу

Классификационный признак Вид инновационной стратегии Ü писание с тратегичес ких дейстои й

Стадия жизненного цикла предприятия, на которой применяются инновации Стратегия НИ ОКР Связана с проведением предприятием научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок

Стратегия внедрения и адаптации инноваций Формируется на основе использования кон куре] [ТЕ1ЫХ преимуществ, получе]и шх за счет технологического лидерства

Модель поведения предприятия а новых рыночных условиях Стратегия технологического лидерства Представляет собой разработку мероприятий по достижению технологического лидерства в отрасли.

Стратегия инновационного маркетинга Представляет собой проведение постоянных маркетинговых мероприятий, в том числе включающих и инновационные действия

Реакция на внешнюю или внутреЕшшю среду пред приятия Стратегия лидерства Характеризуется разработкой и внедрением инноваций во все бизнес-процессы предприятия

Стратегия следования за лидером Инновационное развитие возможно как аащитЕ!ая реакция па влияние факторов внешней среды

Характер маркетинговой деятель: [ости Активная маркетинговая стратегия 11редсгавляет собой активЕзые, а иногда и агрессивные маркетинговые действия в рамках реализации инновационЕюй стратегии

Шсснвнаа маркетинговая стратегия Реализуется чаще всего в случае, когда предприятие имеет достаточно стабильЕ!ую конкурентную позицию на рынке и представляет собой программу защитных мероприятий по сохранению конкурентных позиций

Характер реализации инновационной стратегии в условиях цифровой трансформации бизнеса Информационно' ориентированная ишювациоппая стратегия Иш[овационЕ!ая стратегия предприятия, концепция построения которой заключается в использовавши совремеЕ1пых IT-инструментов для построения, реализации и управлеЕшя всеми бизнес-процессами на предприятии

ТехЕюлогически-ориептированная инновационная, стратегия Инновационная стратегия предприятия, концепция поетроеЕ1ия которой заключается в достижении технологического лидерства Есак при разработке, так и при ВЕ1едреЕ1ии, а также управлении всеми бизнес-процессами на предприятии

Стратегия опережающего внедрения инноваций Инновационная стратегия, концепция построения которой заключается в разработке и внедрении Еювовведений в современный 6u3Eiec, эффективность реализации которых носит вероятностный характер и зависит от благоприятного сочетания факторов как внешней, так и внутренней среды

Новые инновационные продукты целесообразно оценивать не только с

точки зрения нового продукта, но и со стороны перспектив его развития и использования. Из этого следует что при оценке перспективности инновационного проекта по достижению научно-технических критериев, как и вероятность коммерческого успеха, так и результативность в общей совокупности можно получить реальную оценку эффективности инновации.

Стоит отметить, что переход от традиционной экономики к цифровой в таком скоростном формате требует незамедлительных исследований и разработок новых управленческих решений. На сегодняшний только в таком формате можно преодолеть новые вызовы и опасности в инновационном менеджменте цифровой экономики.

Литература

1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. No 1632-р.) // Система ГАРАНТ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http : //base.garant.ru/71734878/38127a69cf2aace7e6 dc686e8a4b9579/#ixzz5soYa8rfM (дата обращения: 10.05.2019).

2. Талаев Д. В. Интеллектуализация информационных ресурсов России // В сборнике: Проблемы и тенденции развития информационных и производственных систем. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 502-506

3. Сайфутдинов Б. Н., Азат уулу А. Разработка и реализация стратиегии инновационного развития предприятия и оценка ее эффективности // Ежеквартальный научно-информационный журнал «Экономический вестник». - 2019. №3,4. - С. 38-41

4. Тюкавкин Н. М. Подходы к формированию инновационных стратегий промышленных предприятий // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. - 2019 Т.10. №2. - С. 53-58

5. Нежникова Е. В., Султанов С. Р. Перспективы повышения инвестиционной активности в основной капитал в условиях глобализации экономики // Экономика и предпринимательство. 2017. №2 5-1(82). С. 193197

6. Талаев Д.В., Шепелёва О.Ю., Шепелёв П.Ю., Жарков Е.М., Калубкин К.К. Классификация информационных интеллектуальных технологий в цифровой экономике // В сборнике: Цифровая экономика и электронное образование: европейский опыт. Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. Под редакцией Л.И. Ушвицкого, И.В. Пеньковой. 2020. С. 361-364.

Literature

1. The program "Digital Economy of the Russian Federation" (approved by the Order of the Government of the Russian Federation dated July 28, 2017 No. 1632-r.) // System GARANT. [Electronic resource]. Access mode:

http://base.garant.ru/71734878/38127a69cf2aace7e6 dc686e8a4b9579 / # ixzz5soYa8rfM (date of access: 05/10/2019).

2. Talaev DV Intellectualization of information resources of Russia // In the collection: Problems and trends in the development of information and production systems. Collection of scientific articles based on the materials of the International Scientific and Practical Conference. - 2019. - S. 502-506

3. Sayfutdinov BN, Azat uulu A. Development and implementation of the strategy of innovative development of the enterprise and assessment of its effectiveness // Quarterly scientific and information journal "Economic Bulletin". - 2019. No. 3.4. - S. 38-41

4. Tyukavkin NM Approaches to the formation of innovative strategies of industrial enterprises // Bulletin of the Samara University. Economics and Management. - 2019 T.10. No. 2. - S. 53-58

5. Nezhnikova EV, Sultanov SR Prospects for increasing investment activity in fixed assets in the context of economic globalization // Economy and Entrepreneurship. 2017. No. 5-1 (82). S. 193-197

6. Talaev D.V., Shepeleva O.Yu., Shepelev P.Yu., Zharkov E.M., Kalubkin K.K. Classification of information intelligent technologies in the digital economy // In the collection: Digital economy and electronic education: European experience. Collection of scientific papers of the I International Scientific and Practical Conference. Edited by L.I. Ushvitsky, I.V. Penkova. 2020.S. 361-364.

© Цветков Г.И., 2021 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №11/2021.

Для цитирования: Цветков Г.И., ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «БШёКеЪ» №11/2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.