IMHI^SI
УДК 338.2
https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-2-12-17
АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ
ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА
И.М. Зайченко, А.М. Смирнова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург,
Российская Федерация
Аннотация. В статье обоснована необходимость внедрения цифровых технологий в современную систему управления бизнесом. Описано появления термина «цифровая экономика», представлена трактовка понятия Четвертая промышленная революция, которая заключается в проведение концептуальных изменений всех социально-экономических явлений, происходящих в современном обществе и выражающиеся в формировании новой экосистемы научных, научно-технических, производственных, общественных, экологических отношений, на базе цифровой трансформации бизнеса, применяя нано- , био-, информационные и когнитивные технологии. Сформулированы основные тренды цифровой экономики, соответствие которым может способствовать получению конкурентных преимуществ в современных условиях ведения бизнеса. Установлено, что основным требованием к реализации новых бизнес-моделей управления предприятием является применение ^-технологий, а приоритетной стратегией становится инновационная стратегия. На основе анализа литературы составлена классификация инновационных стратегий по таким классификационным признакам как: реакция на внешнюю и внутреннюю среду; модель поведения предприятия в новых рыночных условиях; стадия жизненного цикла, на которой находится предприятие; характер маркетинговой деятельности и характер реализации инновационной стратегии в условиях цифровой трансформации бизнеса. Все представленные виды инновационных стратегий в той или иной степени отражают степень инновационности бизнеса и могут являться основой для формирование новых бизнес-моделей предприятия в условиях цифровой экономики.
Ключевые слова: цифровая экономика, тренды цифровой экономики, Четвертая промышленная революция, инновационная стратегия, классификация инновационных стратегий
Для цитирования: И.М. Зайченко, А.М. Смирнова. Анализ инновационных стратегий в условиях цифровой трансформации бизнеса // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. №2. С. 12-17. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-2-12-17 Конфликт интересов отсутствует
INNOVATIVE STRATEGIES ANALYSIS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL
TRANSFORMATION OF BUSINESS
Irina M. Zaychenko, Anna M. Smirnova
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation
Abstract. The article substantiates the necessity of introducing digital technologies into a modern business management system. The emergence of the term «digital economy», representing interpretative concepts, is described. The fourth industrial revolution, which consists in carrying out conceptual changes of all socio-economic phenomena occurring in the modern world and in forming a new ecosystem of scientific, scientific, technical, industrial, social, public relations, information and cognitive technologies.
The basic trends of the digital economy are formulated, compliance with which can contribute to obtaining competitive advantages in the modern business environment. It has been established that the main requirement for the implementation of new business models of enterprise management is the use of IT technologies, and the innovation strategy becomes the priority strategy. Based on the analysis of the literature, a classification of innovative strategies has been compiled for such classification features as: reaction to the external and internal environment;
model of enterprise behavior in the new market conditions; stage of the life cycle at which the enterprise is located; core of marketing activities and implementation of the innovation strategy in the conditions of digital business transformation. All presented types of innovation strategies to some extend reflect the degree of business innovation and can be the basis for the formation of new business models of enterprises in the digital economy.
Keywords: digital economy, digital economy trends, Fourth industrial revolution, innovation strategy, classification of innovation strategies
For citation: Zaychenko I.M., Smirnova A.M. Innovative strategies analysis in the conditions of digital transformation of business. Scientific Bulletin of the Southern Management Institute. 2019; (2): 12-17. (In Russ.) https:// doi.org/10.31775/2305-3100-2019-2-12-17 There is no conflict of interests
Несмотря на то, что роль воздействия цифровых технологий на трансформацию социально-экономических явлений в достаточной мере очевидна, многочисленные проблемы, связанные с внедрением цифровых технологий в систему управления предприятиями, остаются слабоизученными. В частности, недостаточно внимания уделяется институциональным аспектом создания цифрового пространства, роли цифровой экономики в единой концепции современных хозяйственных взаимоотношений, проблемам формирования цифрового потенциала реального производства с целью увеличения инновационного роста предприятия, выбору и реализации инновационной стратегий в условиях цифровой трансформации, разработке показателей оценки инновационной деятельности в современных условиях.
Стоит отметить, что термин «цифровая экономика» появился более двадцати лет назад. Считается, что канадский предприниматель, консультант и исполнительный директор компании Tapscott Group - Дон Тэпскотт является «отцом» цифровой экономики. Вышедшая в 1994 году его работа [17] стала первой книгой, описывающей систему виртуальной хозяйственной системы. Годом позднее американский ученый Николас Негропонте из Массачусетского университета сформулировал концепцию электронной экономики [19]. Он представил ее в форме перехода от движения атомов к движениям битов, характеризуя понятия веса, сырья и транспорта - недостатками прошлого, и ставя им в противовес понятия отсутствие веса товаров, виртуальность, мгновенное глобальное перемещение - как преимущества будущего. Анализ термина «цифровая экономика», предложенного с момента публикации первого цитируемого труда по этой теме, представлен в [4]. За последние пару лет данный термин прочно укрепился в новостных публикациях, в выступлениях политиков, однако содержание этого термина до сих пор остается размытым. Поэтому целесообразно использовать понятие «цифровая экономика», представленное в Программа «Цифровая экономика Российской Фе-
дерации» утверждении распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. [14].
Таким образом, цифровая экономика - экосистема цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан.
Изученные понятия позволяют также заключить, что Четвертую промышленную революцию возможно трактовать, как глубокую трансформацию социально-экономических явлений, высококачественный скачок в формировании системы экономических, научных, научно-технических, производственных, общественных, экологических отношений, на базе цифровой трансформации, применения NBIS (N - нано, В - био, I - информационных, C - когнитивных) технологий, интенсивного формирования горизонтальных взаимосвязей, smart-технологий, Интернет-вещей, Big Date, облачных технологий. Данные перемены приводят к интеллектуализации труда и новейшим формам формирования экономики [1].
Таким образом, основными чертами цифровой экономики можно считать следующие [6-8, 10]:
- финансовая деятельность сосредотачивается на платформах «цифровой» экономики;
- распространение сервисных моделей управления бизнесом;
- сокращение непосредственного взаимодействия производителей и потребителей;
- возрастающая роль инновационной деятельности при управлении бизнесом;
- распространение экономики совместного пользования;
- существенная роль вклада индивидуальных участников.
В условиях цифровой экономики информация становятся формой капитала, и финансовые преимущества приобретают те предприятия, которые обладают необходимой информацией, но
и эффективно применяют технологии. Главными задачами управления бизнесом становится приобретение сведений о его состоянии в режиме реального времени и получение возможности внесения необходимых корректирующих действий. Непосредственно это и гарантирует грамотная построенная и реализованная система информационного менеджмента на предприятии. Важными условием преуспевания в цифровой экономике становятся новые модели управления бизнесом [2, 20], в том числе технологиями, бизнес-процессами и информацией, позволяющие реализовывать оперативное реагирование и прогнозирование предстоящих вызовов и проблем.
Возрастающая сложность производственных процессов, увеличение мощности выпускаемой продукции, изменение факторов внешней среды изменяют требования к разработке и реализации стратегии развития бизнеса. В этой ситуации уровень его фактической и потенциальной иннова-ционности становится важнейшей предпосылкой эффективности любого бизнес-подразделения. Поэтому вполне логично определить инновационную стратегию в качестве ключевого вида функциональных стратегий предприятия.
Инновационная стратегия является неотъемлемой частью общей стратегии компании, которая направлена на выявление и достижение приоритетов будущего развития бизнеса, что приводит к новому качественному скачку производства и управления.
В настоящее время единая классификация инновационных стратегий в научно-методической литературе отсутствует. Альтернативы классификаций инновационных стратегий можно найти в литературе как по стратегическому [5, 18], так и по инновационному развитию предприятий [11, 15]. На практике, решая проблемы разработки инновационного продукта, процесс выбора конкретной инновационной стратегии обычно возможен и, как правило, включает определение приоритетной области, которая будет играть ведущую роль в будущем развитии компании.
На основе анализа литературы [3, 12, 13, 16] для составления классификации инновационных стратегий (табл. 1) были выбраны следующие классификационные признаки: стадия жизненного цикла, на которой находится предприятие; модель поведения предприятия в новых рыночных условиях; реакция на внешнюю и внутреннюю среду; характер маркетинговой деятельности и характер реализации инновационной стратегии в условиях цифровой трансформации бизнеса и предложены конкретные виды инновационных стратегий. Последний классификационный признак и виды инновационных
стратегий предложены авторами с учетом тенденций цифровой трансформации бизнеса в эпоху развития цифровой экономики.
Таким образом, инновации являются не только техническими или технологическими, но и стратегическими, а также организационными. Предприятия, непосредственно участвующие в разработке и внедрении инноваций, играют особую роль в научно-технологическом процессе. Такие предприятия и следует определить как инновационные.
Ключевые особенности классификации инноваций предприятия - характер реализации инноваций с учетом воздействия факторов внутренней и внешней среды, а в настоящее время и с учетом цифровой трансформации систем производства и управления предприятиями.
Все представленные виды инновационных стратегий предприятий в той или иной степени отражают степень его инновационной активности, и могут стать ключевым конкурентным преимуществом, грамотное использование которого сможет своевременно защитить бизнес от назревающих угроз со стороны внешней среды.
Однако, определяющая роль инноваций в экономике влечет за собой необходимость оценки эффективности проведения инновационных исследований, а также реализации инновационного проекта для конкретного предприятия [9].
Для эффективной реализации инновационного проекта предприятия в рамках инновационной стратегии принимается решение об утверждении инновационной программы. Необходимым требованием, для утверждения которой должно стать соответствие инновационной стратегии общей концепции управления бизнесом в условиях цифровой экономики.
При создании нового продукта этап НИОКР является первым этапом инновационного проекта, на котором должна оцениваться необходимость достижения требуемых научно-технических показателей и их влияние на результаты деятельности предприятия. Коммерческий успех заключается в этом случае в достижении желаемых техническо-экономических показателей, которые должны быть достигнуты в рамках выделяемых на проект финансовых ресурсов и необходимого времени. Поэтому проект не должен оцениваться только с точки зрения нового продукта, целесообразно оценивать и учитывать и потенциальные перспективы развития бизнеса и отрасли, а также использовать соответствующие гибкие технологии, которые в случае изменения рыночной конъюнктуры могут быть адаптированы соответствующим образом. Реализация инновационного проекта, результаты которого можно будет использовать и в долгосрочной
Таблица 1
Виды инновационных стратегий
Классификационный признак Вид инновационной стратегии Описание стратегических действий
Стадия жизненного цикла предприятия, на которой применяются инновации Стратегия НИОКР Связана с проведением предприятием научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок
Стратегия внедрения и адаптации инноваций Формируется на основе использования конкурентных преимуществ, полученных за счет технологического лидерства
Модель поведения предприятия в новых рыночных условиях Стратегия технологического лидерства Представляет собой разработку мероприятий по достижению технологического лидерства в отрасли.
Стратегия инновационного маркетинга Представляет собой проведение постоянных маркетинговых мероприятий, в том числе включающих и инновационные действия
Реакция на внешнюю или внутреннюю среду предприятия Стратегия лидерства Характеризуется разработкой и внедрением инноваций во все бизнес-процессы предприятия
Стратегия следования за лидером Инновационное развитие возможно как защитная реакция на влияние факторов внешней среды
Характер маркетинговой деятельности Активная маркетинговая стратегия Представляет собой активные, а иногда и агрессивные маркетинговые действия в рамках реализации инновационной стратегии
Пассивная маркетинговая стратегия Реализуется чаще всего в случае, когда предприятие имеет достаточно стабильную конкурентную позицию на рынке и представляет собой программу защитных мероприятий по сохранению конкурентных позиций
Характер реализации инновационной стратегии в условиях цифровой трансформации бизнеса Информационно-ориентированная инновационная стратегия Инновационная стратегия предприятия, концепция построения которой заключается в использовании современных 1Т-инструментов для построения, реализации и управления всеми бизнес-процессами на предприятии
Технологически-ориентированная инновационная стратегия Инновационная стратегия предприятия, концепция построения которой заключается в достижении технологического лидерства как при разработке, так и при внедрении, а также управлении всеми бизнес-процессами на предприятии
Стратегия опережающего внедрения инноваций Инновационная стратегия, концепция построения которой заключается в разработке и внедрении нововведений в современный бизнес, эффективность реализации которых носит вероятностный характер и зависит от благоприятного сочетания факторов как внешней, так и внутренней среды
перспективе является наиболее привлекательным. Таким образом, при оценке перспективности инновационного проекта по достижению научно-технических критериев необходимо учитывать не только вероятность коммерческого успеха, но и результативность данного проекта, бюджет НИОКР компании и операционных подразделений, осуществляющих НИОКР.
В заключении можно отметить, что переход традиционной экономики к цифровой, вызванный
быстрыми темпами происходящих перемен, возникновение новых вызовов и опасностей, как и новых возможностей для ведения бизнеса требуют исследования новых концептуальных подходов к реализации управленческих решений. Только подобным способом возможно противодействовать новейшим вызовам, адекватно учитывать новые опасности и применять новые возможности в инновационной сфере.
Таким образом, проистекающие перемены в экономике, связанные с распространением и внедрением цифровых технологий требуют их глубокого исследования с целью разработки кардинально новых подходов к обоснованию принимаемых управленческих решений, а также формированию пространства для инновационных бизнес-моделей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андиева Е.Ю., Фильчакова В.Д. Цифровая экономика будущего, индустрия 4.0 // Прикладная математика и фундаментальная информатика. 2016. № 3. С. 214-218.
2. Ажаханова Д.С. Современные подходы к стратегическому управлению // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2018. № 19. С. 16-18.
3. Аньшин В.М., Колоколов В.А., Дагаев А.А., Куди-нов Л.Г. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития. М.: Дело, 2007. 584 с.
4. Бухт Р., Хикс Р. Определения, концепция и измерение цифровой экономики // Вестник международных организаций. 2018. Т. 13. №2. С. 143-172.
5. Гэмбл Дж., Стрикленд III А.Д., Питереф М., Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Создание конкурентного преимущества. Киев: Изд-во: Диалектика. 2018. 800 с.
6. Добрынин А.П., Черных К.Ю., Куприяновский П.В., Синягов С.А. Цифровая экономика - различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA и другие) // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Vol. 4. № 1.С. 4-11.
7. Дятлов С.А. Цифровая экономика: новые методологические проблемы исследования// Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сб. ст. IX Международной научно-практической конференции (Пенза, 27 сентября 2017 г.). Пенза, 2017. С. 84-88.
8. Ковальчук Ю.А., Степнов И.М. Цифровая экономика: трансформация промышленных предприятий // Инновации в менеджменте. 2017. № 1 (11). С. 32-43.
9. Козлов А.В., Тесля А.Б., Чжан С. Принципы оценки и методика управления инновационным потенциалом предприятий угольной промышленности // Записки Горного института. 2017. Т. 223. С. 131-138.
10. Куприяновский В.П., Конев А.В., Синягов С.А., Намиот Д.Е., Куприяновский П.В., Замолодчи-ков Д.Г. Оптимизация использования ресурсов в цифровой экономике // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Vol. 4, № 12. С. 86-96.
11. Мартиросян А.С., Баранников М.М. Проблемы развития инновационного менеджмента на предприятиях // Молодой ученый. 2016. №20. С. 358361.
12. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. М.: Инфра - М, 2006. 274 с.
13. Порецкова К.В. Классификация инновационных стратегий промышленных предприятий // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=9031 (дата обращения: 15.05.2019).
14. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р.) // Система ГАРАНТ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/71734878/38127a69cf2aace7e6 dc686e8a4b9579/#ixzz5soYa8rfM (дата обращения: 10.05.2019).
15. Ростова О.В., Ильин И.В. Методы информационного обеспечения инновационной деятельности // Наука и бизнес: пути развития. 2017. № 2 (68). С. 30-35.
16. Твисс Б. Управление нововведениями. М.: Экономика, 2009. 272 с.
17. Don Tapscott. The Digital Economy: Promise and Peril In The Age of Networked Intelligence. New York: McGraw-Hill, 1995. 368 p.
18. Kotler Ph., Trias de Bes F. Lateral marketing. Search technology revolutionary ideas. Moscow: Alpina Publisher, 2010. 208 p.
19. Negroponte N. Being Digital. New York: Alfred A. Knopf, 1995. 245 р.
20. Denning St. The Age of Agile. How Smart Companies Are Transforming the Way Work Gets Done. New York: AMACOM, 2018. 338 р.
REFERENCES
1. Andieva E.Yu., Filchakova V.D. Digital economy of the future, industry 4.0. Applied Mathematics and Fundamental Informatics. 2016; (3): 214-218. (In Russ.)
2. Azhakhanova D.S. Modern approaches to strategic management. Modern trends in economics and management: a new look. 2018; (19): 16-18. (In Russ.)
3. Anshin V.M., Kolokolov V.A., Dagayev A.A., Kudi-nov L.G. Innovation management: Concepts, multilevel strategies and mechanisms of innovative development. Moskow, Delo, 2007. 584 p. (In Russ.)
4. Bukht R., Hicks R. Definitions, concept and measurement of the digital economy. Bulletin of international organizations. 2018. (2): 143-172. (In Russ.)
5. Gamble J., Strickland III A.D. , Peterref M., Thompson A.A. Strategic management. Creating a competitive advantage. Kiev, Dialectics, 2018. 800 p. (In Russ.)
6. Dobrynin A.P., Chernykh K.Yu., Kupriyanovsky P.V., Sinyagov S.A. Digital economy - various ways to efficiently apply technologies (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA and others). International Journal of Open Information Technologies 2016; (41): 4-11. (In Russ.)
7. Dyatlov S.A. Digital economy: new methodological problems of research. In: Modern technologies: current issues, achievements and innovations. Sat Art. IX International Scientific and Practical Conference (Penza, September 27, 2017). Penza, 2017. pp. 84-88. (In Russ.)
8. Kovalchuk Yu.A., Stepnov I.M. Digital Economy: Transformation of Industrial Enterprises. Innovations in Management. 2017; (11): 32-43. (In Russ.).
9. Kozlov A.V., Teslya A.B., Zhang S. Principles of assessment and methods for managing the innovative potential of coal industry enterprises. Notes of the Mining Institute. 2017; (223): 131-138. (In Russ.)
10. Kupriyanovskiy V.P., Konev A.V., Sinyagov S.A., Namiot D.E., Kupriyanovskiy P.V., Zamolodchikov D.G. Optimizing Resource Utilization in the Digital Economy. International Journal of Open Information Technologies 2016; (4-12): 86-96. (In Russ.)
11. Martirosyan A.S., Barannikov M.M. Problems of the development of innovation management in enterprises. Young Scientist. 2016; (20): 358-361. (In Russ.)
12. Management of the organization. Ed. by Z.P. Rumy-antseva and N.A. Solomatina. Moskow, Infra - M, 2006. 274 p. (In Russ.)
13. Poretskova K.V. Classification of innovative strategies of industrial enterprises. Modern problems of science and education. 2013. (2). [Internet]. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=9031. Accessed: May 13, 2019. (In Russ.)
14. The program «Digital Economy of the Russian Federation» (approved by the Order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 No. 1632-p.). [Internet]. Available at: http://base.garant.ru/717 34878/38127a69cf2aace7e6dc686e8a4b9579/#ixzz5so Ya8rfM. Accessed May 5, 2019. (In Russ.)
15. Rostova O.V., Ilin I.V. Methods of information support of innovation. Science and business: ways of development. 2017; (2): 30-35. (In Russ.)
16. Twiss B. Managing Innovations. Moskow, Economy, 2009. 272 p. (In Russ.)
17. Don Tapscott. The Digital Economy: Promise and Peril In The Age of Networked Intelligence. New York, McGraw-Hill, 1995. 368 p.
18. Kotler Ph., Trias de Bes F. Lateral marketing. Search technology revolutionary ideas. Moscow, Alpina Publisher, 2010. 208 p.
19. Negroponte N. Being Digital. New York, Alfred A. Knopf, 1995. 245 p.
20. Denning St. The Age of Agile. How Smart Companies Are Transforming the Way Work Gets Done. New York, AMACOM, 2018. 338 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Зайченко Ирина Михайловна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент Высшей школы управления и бизнеса Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия. Тел.: (812) 550 36 52, e-mail: [email protected] Смирнова Анна Михайловна, магистрант Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия. Тел.: (921) 312 32 62, e-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Zaychenko Irina Mikhailovna,
Candidate of Economic Sciences, associate Professor at Higher School of Management and Business of the Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia. Ph.: (921) 948 94 17, e-mail: [email protected] Smirnova Anna Mikhailovna, Graduate student at Higher School of Management and Business of the Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia. Ph.: (921) 312 32 62, e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.04.2019