Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА'

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
712
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATIVE MANAGEMENT / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / BUSINESS DEVELOPMENT / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL TRANSFORMATION / DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евлоев Р.Г.

Научная статья посвящена исследовательскому анализу роли инновационного менеджмента при стратегическом развитии бизнеса. Актуальность исследования обусловлена принятием Правительством РФ государственной программы «Цифровая экономика», в рамках которой происходит цифровая трансформация предпринимательства и его ориентация на инновационный характер финансово-производственной деятельности. В рамках статьи рассмотрены практические основы формирования цифровой экономики в России. Проанализированы актуальные проблемы, препятствующие цифровой трансформации и развитию инновационной деятельности российских предприятий. Рассмотрены теоретические аспекты инновационной деятельности организаций. Перечислены этапы формирования и применения инновационных технологий. Описаны основные направления инновационного менеджмента в деятельности и развитии российских предприятий, где выделены главные инновационные тренды трансформации и масштабирования бизнеса. В заключении научного исследования, автором установлено, что благодаря процессу разработок и внедрения инноваций, предприятия формируют базу для дальнейшего своего экономического развития. А именно, создаются условия роста экономической эффективности производства и финансового результата бизнеса, вследствие чего, компания получает новые средства и ресурсы для дальнейшего введения инновационной деятельности, включая проведение фундаментальных и прикладных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE MANAGEMENT AS A FACTOR OF BUSINESS DEVELOPMENT

The scientific article is devoted to the research analysis of the role of innovation management in the strategic development of business. The relevance of the study is due to the adoption by the Government of the Russian Federation of the state program "Digital Economy", within the framework of which the digital transformation of entrepreneurship and its focus on the innovative nature of financial and production activities takes place. The article considers the practical foundations of the formation of the digital economy in Russia. The article analyzes the actual problems that hinder digital transformation and the development of innovative activities of Russian enterprises. The theoretical aspects of innovative activities of organizations are considered. The stages of formation and application of innovative technologies are listed. The main directions of innovation management in the activities and development of Russian enterprises are described, where the main innovative trends in the transformation and scaling of business are highlighted. In the conclusion of the scientific research, the author found that thanks to the process of development and implementation of innovations, enterprises form the basis for their further economic development. Namely, conditions are created for the growth of economic efficiency of production and the financial result of the business, as a result of which, the company receives new funds and resources for the further introduction of innovative activities, including conducting fundamental and applied research.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА»

Инновационный менеджмент как фактор развития бизнеса

Евлоев Руслан Гириханович,

аспирант, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», sflen2007@mail.ru

Научная статья посвящена исследовательскому анализу роли инновационного менеджмента при стратегическом развитии бизнеса. Актуальность исследования обусловлена принятием Правительством РФ государственной программы «Цифровая экономика», в рамках которой происходит цифровая трансформация предпринимательства и его ориентация на инновационный характер финансово-производственной деятельности. В рамках статьи рассмотрены практические основы формирования цифровой экономики в России. Проанализированы актуальные проблемы, препятствующие цифровой трансформации и развитию инновационной деятельности российских предприятий. Рассмотрены теоретические аспекты инновационной деятельности организаций. Перечислены этапы формирования и применения инновационных технологий. Описаны основные направления инновационного менеджмента в деятельности и развитии российских предприятий, где выделены главные инновационные тренды трансформации и масштабирования бизнеса. В заключении научного исследования, автором установлено, что благодаря процессу разработок и внедрения инноваций, предприятия формируют базу для дальнейшего своего экономического развития. А именно, создаются условия роста экономической эффективности производства и финансового результата бизнеса, вследствие чего, компания получает новые средства и ресурсы для дальнейшего введения инновационной деятельности, включая проведение фундаментальных и прикладных исследований.

Ключевые слова: инновационный менеджмент; инновации; инновационная деятельность; развитие бизнеса; инновационные технологии; цифровая экономика; цифровая трансформация; цифровые технологии; инновационная активность.

о см о см

О!

^

I-О ш т х

<

т о х

X

Главная цель функционирования каждого предприятия - это формирование прибыли, как мотивации предпринимателей и менеджеров. Благодаря управлению финансовым результатом производственной деятельности организации зависит то, будет ли компания генерировать чистый денежный поток или нет.

Одним из важнейших условий политики управления прибылью и рентабельностью на предприятиях экономики Российской Федерации является определение путей повышения экономической эффективности их деятельности. В частности, важным выступает ведение инновационной деятельности, задача которой - разработка и практическое применение инноваций и цифровых технологий, что крайне актуально в условиях трансформации цифровой экономики.

Современный этап социально-экономического развития Российской Федерации предполагает формирование условий для основы цифровой трансформации отраслей и рынков. Следование за трендами цифровиза-ции - ключевое требование для каждой страны, которое желает сохранить свои конкурентные позиции в эру «постиндустриальной и цифровой экономики».

Одним из главных механизмов обеспечения реализации такой стратегии является формирование инструментов и условий по развитию инновационной экономики на территории государства.

К основам инновационной экономики стоит относить отрасли и предприятия, производственная деятельность которых заострена на разработку и производство инновационной продукции, где в рамках самого производства используются инновационные технологии, а капитальные инвестиции финансовых ресурсов направленны, в основном, на научно-исследовательские и конструкторские работы [4].

Актуальность научного исследования на тематику «инновационный менеджмент как фактор развития бизнеса» обусловлена принятием Правительством РФ государственной программы «Цифровая экономика», в рамках которой происходит цифровая трансформация предпринимательства и его ориентация на инновационный характер финансово-производственной деятельности.

По этой причине, целью научной статьи выступает исследовательский анализ роли инновационного менеджмента при стратегическом развитии бизнеса.

Для этого, в рамках научного исследования, необходимо решение следующих актуальных задач, среди которых:

- рассмотреть практические основы формирования цифровой экономики в России;

- проанализировать актуальные проблемы, препятствующие цифровой трансформации и развитию инновационной деятельности российских предприятий;

- рассмотреть теоретические аспекты инновационной деятельности организаций;

- перечислить этапы формирования и применения инновационных технологий;

- описать основные направления инновационного менеджмента в деятельности и развитии российских предприятий, где выделены главные инновационные тренды трансформации и масштабирования бизнеса.

Как нами было уже замечено, актуальность развитие инновационного менеджмента, как фактора масштабирования бизнеса является формирование новых цифровых технологий в российских компаниях, что поддерживает государство, разработавшее программу «Цифровая экономика».

Среди основных задач государственной программы Российской Федерации «Цифровой экономики», реализация национальных проектов, основные из которых «Кадры для цифровой экономики», «Цифровые технологии» и «Информационная инфраструктура».

Общая структура национальных проектов и бюджета их государственного финансирования при реализации программы «Цифровая экономика» изображены на рисунке 1.

Одними из основных проблем развития цифровой экономики в России выступают следующие факторы [2; 11]:

- дефицит бюджетных средств и недостаточный уровень финансирования национальных и региональных проектов, обеспечивающих формирование инновационной активности в экономике страны (см. рисунок 2);

- отсутствие обеспечения необходимого уровня нормативно-правового поля;

- низкий уровень инновационной активности предприятий, что отражает по показателю числа действующих патентов, выданных патентов на изобретения и поданных в целом патентных заявок на изобретения (см. рисунок 3);

Рисунок 1 - Федеральные проекты, входящие в реализацию государственной программы «Цифровая экономика» и размер их финансового бюджета [1].

В первую очередь, необходимо отметить, что на реализацию государственной программы «Цифровая экономика» будут затрачены 1,634 трлн рублей средств, из которых 1,099 трлн рублей бюджетных средств и 0,535 трлн рублей внебюджетные источники [1].

Реализация государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» играет важнейшую стратегическую роль в дальнейшем социально-экономическом развитии нашей страны. С учетом современных тенденций, цифровая трансформация попросту необходима, а отказавшись от нее могут последовать негативные последствия.

Рисунок 3 - Патентная активность в Российской Федерации [3].

- отсутствие необходимых инструментов, позволяющих обеспечивать защиту интеллектуальной собственности;

- отсутствие эффективного механизма поддержки развития малого и среднего бизнеса, как мейкера инновационной активности внутри экономики;

- низкая степень доступа инновационных предприятий к базе финансовых ресурсов и высокая стоимость заемных средств;

- отток интеллектуальных и человеческих ресурсов высокой профессиональной квалификации, что создает дефицит кадров для инновационно-ориентированных предприятий.

Однако, несмотря на данные проблемы, главной особенностью цифровизации национальной экономики Российской Федерации является применение информационных и цифровых технологий, которые совершенствуют управлением бизнес-процессами предприятий.

Также, характерной чертой цифровизации является формирование новой продукции и форм бизнес-деятельности. Многие отрасли, в том числе, информационных технологий, увеличиваются в стоимости рыночной капитализации, что не скажешь про традиционную промышленность, как энергетическую, машиностроительную и металлургию.

Флешлер А.А. отмечает, что ключевым элементом организации инновационной деятельности компании является само производство инновации. При этом, в современных условиях многие организации совершают ошибку, когда продукт своей инновационной деятельности считают настоящей «инновацией».

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

Рисунок 2 - Финансирование науки, в % от величины ВВП [3].

о

CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

По этой причине, ученный отметил в ходе своей научной работы то, что важными характеристиками инноваций является наличие следующих свойств, а именно [5]:

- новизны;

- реализуемости на практическом уровне;

- способности обеспечить удовлетворение определенных потребностей.

Учитывая текущие тенденции, среди которых глобализация мировой экономики, интеграционные процесса производства и сбыта продукции, рост уровня рыночной конкуренции, инновации являются одним из ключевых инструментов, который применяется для модернизации производства и стимулирования экономического развития предприятия, а также для обеспечения конкурентоспособности в условиях современной модели рыночной экономики.

По мнению Мерзляков В.Ф., как правило, инновации формируются в рамках создания и освоения новой технологии. Данный процесс (как прототип организации инновационной деятельности компании) состоит из нескольких этапов, каждый из которых включает в себя собственную характеристику [6]:

- первая стадия - это фундаментальные исследования, в рамках которых идет попытка получение новых знаний и поиска закономерностей;

- вторая стадия - это прикладные исследования, в рамках которых идет попытка найти практическое применение полученных знаний и закономерностей, например, для решения отдельных технологических или производственных проблем;

- третья стадия - это освоение производства новых технологий, изделий, продуктов, которые были получены путем прикладных исследований;

- четвертая стадия - это производственный процесс, в рамках которого, разработанные инновации уже внедрены и принимают полноценное участие в рамках операционного цикла предприятия.

Таким образом, организация инновационного процесса предприятия состоит из четырех этапов, первый из которых начинается с поиска новых знаний, а последний - внедрение инноваций в полноценный производственный цикл. При этом, стоит отметить следующее, что инновационный процесс организации при управлении инновациями на этом не заканчивается.

Инновационная деятельность предприятия - это постоянный процесс, в рамках которого, внедрение первой инновации приводит к получению экономического эффекта.

Вследствие этого, финансовый результат компании улучшается, а значит, освобождаются оборотные средства, которые могут быть переведены на внеоборотные активы, путем увеличения капитальных инвестиций при разработке и внедрение новых/следующих инноваций.

Именно по этой причине, можно объяснить логику того, почему инновационно-ориентированные компании в мировой и российской экономики демонстрируют устойчивую тенденцию капитализации и масштабирования своего бизнеса в сравнении с теми организациями, которые не придерживаются высокого уровня инновационной активности.

Анализируя основные направления инновационного менеджмента в деятельности и развитии российских предприятий, можно выделить следующие главные направления формирования инновационных трендов трансформации и масштабирования бизнеса, как:

1. Создание сектора электронной коммерции. Ее суть заключается в реализации товаров и услуг через онлайн-площадки торговли, различные маркетплейсы. Каналами продаж могут выступать сайты, интернет-магазины и даже социальные сети.

2. Трансформация финансовой системы, происходящей по следующим направлениям, как [7]:

- использование электронных расчетов и платежей;

- увеличение числа финансовых операций с банковскими карточками;

- появление интернет-банкинга и новых услуг;

- использование криптовалют при проведении международных финансовых и платежных операций;

- интернет-страхование, в рамках которого появляется возможность онлайн-продаж всех страховых услуг, как медицинское страхование, страхование КАСКО и т.д.;

- появление интернет-площадок биржевой торговли, автоматизированных торговых платформ для трейдинга.

3. Развитие автоматизации производства и все более широкое практическое применение технологий искусственного интеллекта. В частности, актуальным выступает процесс внедрения искусственного интеллекта предприятиями, поскольку он позволяет увеличить уровень оперативности бизнес-процессов, ускорить процесс принятия решения и передачи интеллектуальной информации [8].

4. Появление облачных технологий, выступающих новым сервисом, который подразумевает удаленное использование средств обработки и хранения данных. С помощью «облачных» сервисов можно получить доступ к информационным ресурсам любого уровня и любой мощности, используя только подключение к Интернету и веб-браузер [9].

5. Применение цифровых технологий маркетинговой деятельности, которые совершенствуют маркетинг и решают его проблему низкой экономической эффективности.

К ним относятся такие инструменты, как [10]:

- SEO, благодаря которому проводится повышение трафика и увеличивается конверсия рекламных предложений;

- медийная реклама, которая позволяет сделать максимальный охват аудитории и повышает узнаваемость бренда и торговой марки;

- SMM, который способен для предприятий иметь минимальные затраты денежных средств на продвижение и приводит живую аудиторию;

- контент-маркетинг, который позволяет завоевать доверие потребителей, увеличить узнаваемость бренда и торговой марки, и имеет высокий уровень взаимодействия с SEO.

Таким образом, подводя итоги научного исследования, можно заключить следующее: что благодаря процессу разработок и внедрения инноваций, предприятия формируют базу для дальнейшего своего экономического развития. А именно, создаются условия роста экономической эффективности производства и финансового результата бизнеса, вследствие чего, компания получает новые средства и ресурсы для дальнейшего введения инновационной деятельности, включая проведение фундаментальных и прикладных исследований.

Литература

1. Национальный проект «Цифровая экономика». URL:

http://static.govemment.ru/media/files/3b1AsVA1v3VziZip5 VzAY8RTcLEbdCct.pdf (дата обращения: 15.11.2020).

2. Кешелава А.В. Цифровая трансформация предприятия. URL: http://spkurdyumov.ru/digital_economy/cifrovaya-transformaciya-predpriyatiya/ (дата обращения: 15.11.2020).

3. Россия в цифрах 2019 // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/doc_2019/rusfig/rus19.pdf (дата обращения: 15.11.2020).

4. Сосновская М.С. Проблемы развития инновационной инфраструктуры в России // Инновационная наука. 2018. №5.

5. Флешлер А.А. О понятии и сущности инноваций: исторический ракурс // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2014. №1.

6. Мерзляков В.Ф. Инновации как элемент экономического развития // Вестник ННГУ. 2012. №2-2.

7. Стародубцева Е.Б., Маркова О.М. Цифровая трансформация мировой экономики // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2018. №2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Дадашев З.Ф., Устинова Н.Г. Влияние искусственного интеллекта на экономику // Эпоха науки. 2019. №18.

9. Романова И. Облачные технологии и их применение // Молодой ученый. - 2016. - №17.1. - С. 109-112.

10. Лучшие инструменты интернет-маркетинга: обзор платных и бесплатных. URL: https://sales-generator.ru/blog/instrumenty-internet-marketinga/^ ата обращения: 15.11.2020).

11. Gorodnova N.V. The information technology industry in Russia: Current position and future prospects. In: 32nd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2018. International Business Information Management Association, IBIMA, 2018. p. 1221-1234.

Innovative management as a factor of business development Evloev R.G.

Moscow university of finance and industry «Synergy» The scientific article is devoted to the research analysis of the role of innovation management in the strategic development of business. The relevance of the study is due to the adoption by the Government of the Russian Federation of the state program "Digital Economy", within the framework of which the digital transformation of entrepreneurship and its focus on the innovative nature of financial and production activities takes place. The article considers the practical foundations of the formation of the digital economy in Russia. The article analyzes the actual problems that hinder digital transformation and the development of innovative activities of Russian enterprises. The

theoretical aspects of innovative activities of organizations are considered. The stages of formation and application of innovative technologies are listed. The main directions of innovation management in the activities and development of Russian enterprises are described, where the main innovative trends in the transformation and scaling of business are highlighted. In the conclusion of the scientific research, the author found that thanks to the process of development and implementation of innovations, enterprises form the basis for their further economic development. Namely, conditions are created for the growth of economic efficiency of production and the financial result of the business, as a result of which, the company receives new funds and resources for the further introduction of innovative activities, including conducting fundamental and applied research.

Key words: innovative management; innovation; innovative activity; business development; innovative technologies; digital economy; digital transformation; digital technologies; innovative activity.

References

1. National project "Digital Economy". URL: http://static.government.ru/media/files/3b1AsVA1v3VziZip5Vz AY8RTcLEbdCct.pdf (date accessed: 15.11.2020).

2. Keshelava A.V. Enterprise digital transformation. URL: http://spkurdyumov.ru/digital_economy/cifrovaya-transformaciya-predpriyatiya/ (date of access: 15.11.2020).

3. Russia in Figures 2019 // Rosstat. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/doc_2019/rusfig/rus19.pdf (date accessed: 11/15/2020).

4. Sosnovskaya M.S. Problems of the development of innovative

infrastructure in Russia // Innovative Science. 2018. No. 5.

5. Fleshler A.A. On the concept and essence of innovation: a historical perspective // Bulletin of BSU. Economics and Management. 2014. No. 1.

6. Merzlyakov V.F. Innovations as an element of economic development // Vestnik NNSU. 2012. No. 2-2.

7. Starodubtseva EB, Markova OM Digital transformation of the

world economy // Vestnik AGTU. Series: Economics. 2018. No. 2.

8. Dadashev ZF, Ustinova N.G. The influence of artificial intelligence on the economy // Epoch of Science. 2019. No. 18.

9. Romanova I. Cloud technologies and their application // Young

scientist. - 2016. - No. 17.1. - S. 109-112.

10. Best Internet Marketing Tools: An Overview Of Paid And Free. URL: https://sales-generator.ru/blog/instrumenty-internet-marketinga/ (date of access: 11/15/2020).

11. Gorodnova N.V. The information technology industry in Russia: Current position and future prospects. In: 32nd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2018. International Business Information Management Association, IBIMA, 2018. p. 1221-1234.

X X О го А С.

X

го m

о

to о м о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.