Научная статья на тему 'ПРЕДЛОЖЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ПРЕДЛОЖЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
388
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНСТРУМЕНТЫ / МОДЕЛЬ / МЕТОДЫ / ПАТЕНТ / РИСКИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY / TOOLS / MODEL / METHODS / PATENT / RISKS / DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирошниченко М. А., Паненкова С. Н.

В статье рассмотрено практическое значение формирования и развития инновационной деятельности предприятия. Выделены основные виды инновационной деятельности на российских предприятиях. Перечислены основные типы инноваций, предложены методические рекомендации по активизации инновационной деятельности предприятия. Разработана модель формирования инновационной стратегии для повышения эффективности производства предприятия. Формирование инновационной стратегии предприятия имеет первоочередную задачу - повысить уровень эффективности самого производства и операционного цикла предприятия. Обозначены ситуации, при которых возникают инновационные риски. Доказано, что цифровые технологии играют ключевую роль в повышении конкурентоспособности экономики и в стимулировании экономического роста. С помощью внедрения инновационных технологий, методов и инструментов, руководство предприятия способно повысить уровень конкурентоспособности своей продукции и бизнеса, что в конечном итоге, способствует росту финансовых показателей предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мирошниченко М. А., Паненкова С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Suggestions and guidelines for enhancing enterprise innovation

The article considers the practical importance of the formation and development of innovative activity of the enterprise. The main types of innovative activity at the Russian enterprises are allocated. The main types of innovations are listed, methodical recommendations on activization of innovative activity of the enterprise are offered. The model of formation of innovative strategy to improve the efficiency of production of the enterprise. Formation of innovative strategy of the enterprise has a priority task-to increase the level of efficiency of the production and the operating cycle of the enterprise. The situations in which innovative risks arise are outlined. It is proved that digital technologies play a key role in improving the competitiveness of the economy and in stimulating economic growth. With the introduction of innovative technologies, methods and tools, the company's management is able to improve the competitiveness of its products and business, which ultimately contributes to the growth of financial performance of the enterprise.

Текст научной работы на тему «ПРЕДЛОЖЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Источники:

1 Банникова Н.В. Основы организации контроллинга на предприятии: учебное пособие / Н.В. Банникова, О.М. Лисова, Д.О. Грачева. - Ставрополь: Издательство ставропольского государственного аграрного университета, 2013. - 64 с.

2 Калинина Н.М. Понятие и системные свойства интегрированного контроллинга // Управленческий учет. - 2014. - № 11. - С. 27-36.

3 Мирошниченко М.А., Дуплякина О.К. Стратегия роста для кризисных рынков на основе контроллинга инноваций // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. №110. С. 716 -727.

4 Мирошниченко М.А., Мирошниченко А.А. Модель контроллинга персонала в системе управления персоналом компании. В сборнике: Контроллинг на малых и средних предприятиях. Сборник научных трудов. 2014. с. 216-219.

5 Пономарева Е.В. Контроллинг на предприятии: учебное пособие. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012. - 188 с.

6 Попова Л.В. Современный управленческий анализ. Теория и практика контроллинга: учебное пособие / Л.В. Попова, Т.А. Головина, И.А. Маслова. - М.: Дело и сервис, 2016. - 272 с.

7 Фильченков С.В. Контроллинг как эффективный управленческий инструмент развития организации // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 138-143.

Sources:

1 Bannikova N.V. Osnovy organizacii kontrollinga na predpriyatii: uchebnoe posobie / N.V. Bannikova, O.M. Lisova, D.O. Gracheva. - Stavropol': Izdatel'stvo stavropol'skogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2013. - 64 s.

2 Kalinina N.M. Ponyatie i sistemnye svojstva integrirovannogo kontrollinga // Upravlencheskij uchet. -2014. - № 11. - S. 27-36.

3 Miroshnichenko M.A., Duplyakina O.K. Strategiya rosta dlya krizisnyh rynkov na osnove kontrollinga innovacij // Politematicheskij setevoj ehlektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universi-teta. 2015. №110. S. 716 -727.

4 Miroshnichenko M.A., Miroshnichenko A.A. Model' kontrollinga personala v sisteme upravleniya person-alom kompanii. V sbornike: Kontrolling na malyh i srednih predpriyatiyah. Sbornik nauchnyh trudov. 2014. s. 216-219.

5 Ponomareva E.V. Kontrolling na predpriyatii: uchebnoe posobie. - SPb.: Izdatel'stvo Sankt-Peterburg-skogo universiteta upravleniya i ehkonomiki, 2012. - 188 s.

6 Popova L.V. Sovremennyj upravlencheskij analiz. Teoriya i praktika kontrollinga: uchebnoe posobie / L.V. Popova, T.A. Golovina, I.A. Maslova. - M.: Delo i servis, 2016. - 272 c.

7 Fil'chenkov S.V. Kontrolling kak ehffektivnyj upravlencheskij instrument razvitiya organizacii // Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 2. - S. 138-143.

УДК 338.4

ГРНТИ 06.81.19

М.А. Мирошниченко,

доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, к.

э. н., доцент, Кубанского государственного университета, г. Краснодар

M. A. Miroshnichenko,

associate Professor of the Department of General, strategic, information management and business processes, Ph. D., associate Professor, Kuban state University, Krasnodar

С.Н. Паненкова,

магистрант Кубанского государственного университета, г. Краснодар

S. N. Panenkova,

master's degree student of the Kuban state University, Krasnodar

ПРЕДЛОЖЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. В статье рассмотрено практическое значение формирования и развития инновационной деятельности предприятия. Выделены основные виды инновационной деятельности на российских предприятиях. Перечислены основные типы инноваций, предложены методические рекомендации по активизации инновационной деятельности предприятия. Разработана модель формирования инновационной стратегии для повышения эффективности производства предприятия. Формирование инновационной стратегии предприятия имеет первоочередную задачу - повысить уровень эффективности самого производства и операционного цикла предприятия. Обозначены ситуации, при которых возникают инновационные риски. Доказано, что цифровые технологии играют ключевую роль в повышении конкурентоспособности экономики и в стимулировании экономического ро-

ста. С помощью внедрения инновационных технологий, методов и инструментов, руководство предприятия способно повысить уровень конкурентоспособности своей продукции и бизнеса, что в конечном итоге, способствует росту финансовых показателей предприятия.

Annotation. The article considers the practical importance of the formation and development of innovative activity of the enterprise. The main types of innovative activity at the Russian enterprises are allocated. The main types of innovations are listed, methodical recommendations on activization of innovative activity of the enterprise are offered. The model of formation of innovative strategy to improve the efficiency of production of the enterprise. Formation of innovative strategy of the enterprise has a priority task-to increase the level of efficiency of the production and the operating cycle of the enterprise. The situations in which innovative risks arise are outlined. It is proved that digital technologies play a key role in improving the competitiveness of the economy and in stimulating economic growth. With the introduction of innovative technologies, methods and tools, the company's management is able to improve the competitiveness of its products and business, which ultimately contributes to the growth of financial performance of the enterprise.

Ключевые слова: инновации; инновационная деятельность, инструменты, модель, методы, патент, риски, цифровые технологии.

Keywords: innovations; innovative activity, tools, model, methods, patent, risks, digital technologies.

В условиях современной рыночной экономики Российской Федерации, предпринимательство сталкивается с двумя насущными проблемами:

- высокий уровень рыночной конкуренции;

- низкий уровень рентабельности производства.

В связи с этим, актуальной задачей для руководства предприятия является повышение уровня эффективности операционного менеджмента и цикла компании, что невозможно без активизации инновационной деятельности. Тем самым, исследования на тематику внедрения инноваций и их практического применения на уровне предприятий имеют высокий уровень актуальности. Целью научной статьи является анализ основных методов и инструментов введения инновационной деятельности на отечественных предприятиях.

Ключевыми предпосылками для внедрения инноваций предприятий различных отраслей выступает желание руководства и акционеров увеличить конкурентоспособность своего производства, продуктов, что напрямую влияет на экономические и финансовые показатели (выручка, прибыль, рентабельность, EBITDA и т.д.).

При этом, инновации требуют значительных капиталовложений, в которых зачастую используется не полученная прибыль (рекапитализация), а внешние источники финансирования - кредиторы, государственные субсидии, акционеры, инвесторы, лизинг, фондовый рынок и другие.

Среди острых вопросов развития инновационной деятельности - это процесс управления инновациями, который состоит из отдельных этапов. Управление инновациями - это процесс постоянного совершенствования самых различных сторон деятельности предприятия [4].

В сумме процессы управления инновациями формируют общую систему под названием формирование инновационной стратегии предприятий, целью которой и является повышение конкурентоспособности компании с помощью увеличения эффективности самого производства. Последнее напрямую зависит от самих технологий производства и оборудования, которое используется для создания готовой продукции, реализация которой приносит предприятию финансовые результаты [1].

Инновационные программы российских предприятий в настоящее время включают следующие виды деятельности:

а) процесс внедрения новой продукции;

б) создание новых сегментов рынка и захват в них ключевой доли;

в) процесс повышения экономической эффективности деятельности предприятия и ее подразделений;

г) оптимизация использования различных видов ресурсов в процессе производства компании.

Различают следующие виды инноваций в российских предприятиях (рисунок 1).

«А рхитекту рная » Радикальная

(arhitecturaJ} (radical or brekthrough)

инновация инновация

П остепенная П одры вная!

(rncrerrt&itaf) {■disruptive}

инновация инновация

с ущ ига у пир я

ТЕХНОЛОГИЯ

Рисунок 1 - Типы инноваций российских предприятий [4] Кроме того, стоит перечислить три основные стратегии по внедрению инноваций:

- искатели потребностей (предприятие последовательно стремится стать пионером на рынке инноваций);

- наблюдатели за рынком (предприятие копирует инновационные технологии других конкурентов);

- технологические лидеры (предприятие занимается инновациями благодаря технологическим преимуществам).

Управление развитием инновационной деятельностью включает в себя реализацию следующих задач, целью которых является высокий уровень адаптации инновации в бизнес-процессы предприятия, внедрение ее на уровне производства и продукции. Стоит заметить, что управление инновациями имеет одну кардинальную особенность, которая заключается в мотивации инновационного менеджмента.

Мотивация в инновационном менеджменте является сложным управленческим процессом, по сколько требует от менеджера проявления лидерских качеств. Как известно, инновации и процессы по внедрению инноваций в производстве - это что-то новое и не проверенное, что несет за собою изменения психологического климата внутри рабочего коллектива предприятия. Кроме того, инновации и внедрение их в процесс производства -это риск для потери сотрудниками своих рабочих мест, или наоборот, является стимулирующим фактором, который дает надежды на то, что помимо новых продуктов, предприятие выйдет на новый для себя уровень, что повысит стоимость оплаты труда сотрудников этого предприятия.

Известно то, что в случае отсутствия позитивного отношения рабочего персонала к процессу своей деятельности, предприятие может потерпеть убытки из-за ухудшения эффективности своей деятельности. Кадровый потенциал предприятия - это один из ключевых элементов формирования уровня конкурентоспособности компании и ее инвестиционной привлекательности. Отсутствие стимулов является однозначно негативным фактором для деятельности любого предприятия, а нарушение мотивации может вызвать осложнения в контроле за производственными процессами и другими бизнес-операциями компании [3].

При помощи создания адекватной мотивационной системы и уровня вовлеченности персонала на предприятии, можно стимулировать развитие и активизацию инновационной деятельности, внедрения новых технологий и методов производства, поскольку в таких условиях рабочий персонал имеет высокий уровень лояльности и относиться к стратегическим решениям руководства с доверительностью.

Учитывая текущие тенденции, среди которых глобализация мировой экономики, интеграционные процесса производства и сбыта готовой продукции, рост уровня рыночной конкуренции, инновации являются одним из ключевых инструментов, которые применяются для модернизации производства и стимулирования экономического развития предприятия.

Инновационные технологии, применяемые во всех бизнес-процессах коммерческой деятельности. Начиная от процесса производства, где новое оборудование приводит к росту производительности труда и снижению себестоимости продукции, до маркетинговой стратегии, где такие инструменты, как digital-маркетинг, big data и SMO являются основой эффективного продвижения бренда и продукции фармацевтической компании.

Примером использования инноваций является и система управления персоналом. Например, чтобы стимулировать первоначальное обучение, руководство компании Bayer свернуло традиционную глобальную систему управления обучением и заменила ее новой цифровой образовательной платформой. Новая система позволяет сотрудникам публиковать любой контент, который они считают полезным и нужным, рекомендовать обучающие программы и собирать на платформе обучающие фишки из сети Интернет [5].

С помощью таких решений, увеличиваются профессиональные компетенции сотрудников фармацевтической компании, вслед за этим идет рост производительности труда, объема производства, продаж, выручки и прибыли. В конечном итоге, создаются все условия, при которых можно проводить финансовое планирование с целью создания стратегии развития организации через выход на новые рынки, отрасли или для дальнейшего совершенствования уже операционного цикла.

Модель формирования инновационной стратегии предприятия для повышения эффективности производства и развития состоит из следующих этапов [3]:

- анализ внутренней и внешней среды предприятия, включая инновационный потенциал;

- маркетинговое исследование выбранных инноваций;

- формирование портфеля инноваций;

- разработка и выбор инновационной стратегии;

- стратегия НИОКР и стратегия внедрения /адаптации;

- реализация выбранной инновационной стратегии предприятия;

- анализ и контроль реализации выбранной инновационной стратегии;

- оценка эффективности инновационной стратегии через призму системы сбалансированных показателей эффективности производства на предприятии;

- продолжение реализации выбранной инновационной стратегии или ее оптимизация после найденных недостатков.

Применение всех инновационных технологий в системе управления бизнес-процессами предприятия является повышение уровня конкурентоспособности бизнеса. Провести оценку такого результата можно через различные целевые индикаторы, среди которых:

- производительность труда рабочего персонала;

- размер себестоимости продукции;

- динамика объема продаж;

- динамика объема прибыли;

- рентабельность производства;

- соотношение кредиторской и дебиторской задолженности.

Созданные на крупных инновационных предприятиях производственные мощности, основные фонды, инновационные технологии часто уже не рассматриваются как основной инновационный потенциал предприятий [5].

В условиях высокой неопределенности на инновационную деятельность воздействуют более высокие риски в сравнении с обычными процессами производственно-хозяйственной деятельности компании.

В общем виде, риск в инновационной деятельности можно обозначить как вероятность потерь, возникающих при вложении организацией средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта [7].

Результаты инновационной деятельности линейно зависят от точности произведенной оценки и экспертизы риска, а также от того, насколько правильно обозначены методы управления им.

Оценка новаторов, инвесторов и других участников инновационных процессов значима для промежуточных и окончательных результатов инновационной деятельности.

Инновационные риски возникает в следующих ситуациях:

- при внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с уже применяющимися. Подобные инвестиции будут приносить предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока она является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации предприятие сталкивается лишь с одним видом риска - возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;

- при создании нового товара или услуги на старом оборудовании. В этом случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара или услуги в связи с использованием старого оборудования;

- при производстве нового товара или услуги при помощи новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя: риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя; риск несоответствия нового оборудования и технологии необходимым требованиям для производства нового товара или услуги; риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции, в случае неудачи.

Единой системы оценки рисков инновационной деятельности предприятия нет, каждому риску требуется свой подход, но каждому подходу свойственна экспертная составляющая.

При обеспечении прав собственности на инновационный проект риски возникают по различным причинам. Так риск, который не обеспечивает условий патентования возникает в результате недостаточно надежной патентной защиты изобретения или технологии. Потери при проведении патентной политики предприятия могут свести на нет все рыночные преимущества нововведений при сбыте новых и усовершенствованных продуктов и услуг, а также в результате неполучения или долгого оформления патента, несвоевременного получения лицензии, при неуплате в установленный срок пошлин за поддержание патента в силе. Этот же риск возникает в случае отказа патентного ведомства в выдаче патента или при получении его с опозданием.

Риск, связанный с опротестованием патентов, защищающих принципиальные технические, дизайнерские и маркетинговые решения, возникает в случае объявления недействительными патентные права, на основе которых предприятие уже осуществляет инновационный проект и рассчитывает на получение дополнительной прибыли.

Другая группа рисков, возникающих в процессе инновационной деятельности - маркетинговые риски, связанные со снабжением и сбытом. Данные риски в первую очередь обусловлены техническими особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях при реализации проекта требуются уникальное оборудование или высококачественные комплектующие, материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому в этих случаях перед предприятием возникает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. И когда таких поставщиков нет на отечественном рынке предприятию приходится выходить с вопросами на международный рынок, что влечет за собой дополнительные затраты, а также появление рисков, связанных с внешнеэкономической деятельностью. [2].

В данном случае затраты предприятия при разработке инновационного проекта могут значительно увеличиться, а ожидаемый экономический эффект может снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству предоставляемых услуг и т. п.

В мировой практике финансового менеджмента используются различные методы анализа рисков инновационной деятельности предприятия. Наибольшее распространение в практике нашли следующие методы: корректировки нормы дисконта, проверки устойчивости, сценариев (метод формализованного описания неопределенностей), дерево решений и др.

Радикальные инновации и их результаты способны привлечь потребителей существующего рынка, чьи потребности не находили удовлетворения через выпускаемые ранее варианты товара. Еще более интересна для предприятия ситуация, когда товар является настолько новым и уникальным, что он одновременно создает и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

абсолютно новый рынок. При радикальных инновациях предприятие может стать монополистом и получать огромные прибыли [6].

Многое предстоит сделать России для активизации инновационной деятельности своих предприятий на пути к цифровой экономике. Несмотря на ряд высоких показателей цифровизации (проникновение интернета, развитие государственных онлайн сервисов, реализация масштабных цифровых проектов), Россия значительно отстает в развитости цифровой экономики от стран, сопоставимых по уровню образования и качества человеческого капитала. Вклад цифрового сектора в экономику России существенно уступает развитым странам, и его величина составляет 3% ВВП, тогда как у большинства развитых стран он равен 6-7% ВВП.

На рисунке 2 представлены показатели цифровой экономики в странах мира в ВВП, сгруппированные по результатам исследования института экономики роста на 2017 г.

15,0 12,0 10,0

« с °т 50

ю д 5,0 & « 0,0 '"^ф К .о

* I ^

8 § «V

8-6 7,4 7,3 7,1 6,9 6,9 6,6 6,3 5,7 5,3 5,1 4,8 4,6 4,5 3,0

яг

Страны

Рисунок 2 - Доля цифровой экономики в странах мира в ВВП (2017 г.)

Малое число предприятий в секторе ИКТ является серьезным сдерживающим фактором развития российского цифрового сектора, т.к. именно этот элемент в экономическом секторе позволяет развивать информационные технологии и внедрять их в повседневную жизнь. Проникновение цифровых технологий в ключевые аспекты жизни россиян и интеграция цифровых технологий российского бизнеса уступает странам ЕС, которые имеют значительный потенциал роста.

На рисунке 3 представлены статистика занятого населения в секторе ИКТ в развитых странах, построенная по результатам исследования института экономики роста на 2017 г.

и

о

и

м « ¡3 К

л п н

щ К й о

Й Щ к Й

<п а щ Д ООН«

ч Ь 2

о « ^ ю

к ^ и К

23,821,319,118,6176

17,616,615,815,214,614,514,414,3 мд

10,7 9,9 9,1 8,4

«¿г ХО ^ Л* об'' ^ <<? ЛУ Л^г ^ ХО фТ хо л*

б!

Страны

Рисунок 3 - Число занятого населения в секторе ИКТ (2017 г.)

Цифровые технологии играют ключевую роль в повышении конкурентоспособности экономики и в стимулировании экономического роста, т.к. они запускают модернизацию традиционных отраслей экономики и создают новые отрасли, что положительно влияет на экономику страны. Также повышается производительность труда, уменьшаются издержки бизнеса, повышается доступность информации и снижаются барьеры входа на новые рынки, что оказывает мультипликативный эффект на развитие экономики в целом и способствует укреплению позиций страны на мировой арене.

На любом предприятии основным аспектом является персонал, который должен соответствовать современным требованиям, в частности выдвигаемым переходом к цифровой экономике. На настоящий момент, персонал, как правило, не готов к переходу к новым требованиям, что означает несоответствие основной идеологии современной экономической структуры. Для активизации инновационной деятельности предприятию необходимо обеспечить его квалифицированными кадрами в сфере цифровой экономики, в частности, информационными технологиями, которые необходимы для обеспечения конкурентоспособности организации.

Таким образом, разработка и формирование инновационной стратегии предприятия имеет первоочередную задачу - повысить уровень эффективности самого производства и операционного цикла предприятия. С по-

мощью внедрения инновационных технологий, методов и инструментов, руководство предприятия способно повысить уровень конкурентоспособности своей продукции и бизнеса, что в конечном итоге, способствует росту финансовых показателей предприятия.

Исходя из этого, инновации - это ключевой инструмент развития предприятия и его бизнеса. Однако, проблемой является дефицит ресурсов, ведь для разработки и внедрения инновационных решений необходимы не только финансовые, но и трудовые, интеллектуальные и информационные ресурсы. По этой причине, внедрение инновационных программ на российских предприятиях имеет ограничительный характер.

Источники:

1. Бирман ЛА., Кочурова Т.Б. Стратегия управления инновационными процессами. - М.: Дело AKX, 2Q1Q. 144 с.

2. Бролио Е. Система оценки рисков инновационной деятельности организации I Е. Бролио. Проблемы теории и практики управления, 2QQS. SS с.

3. Друкер П.Ф. Инновации и предпринимательство I Пер. с англ. М.: Экономика, 1992.

4. Егоров С.С. Сущность управления инновациями II Российское предпринимательство. 2Q17. M 1 (SS). С. 41-44. - URL: http:IIbgscience.ru/libI1963I (дата обращения: 19.11.2Q1S).

5. Мирошниченко A.A. Инвестиции в человеческий капитал и проблемы его измерения в условиях глобализации и государственного регулирования II Журнал Контроллинг. N»31. Москва. 2QQ9. C. 7Q - 77.

6. Мирошниченко МА., Дуплякина О.К. Стратегия роста для кризисных рынков на основе контроллинга инноваций II Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2Q1S. M 11Q. С. 716-727.

7.Мирошниченко МА., Максимова О.В. Интеллектуальная собственность в инновационной деятельности корпораций II Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2Q16. M 119. С. 1237-1247.

Sources:

1. Birman L.A., Kochurova T.B. Strategiya upravleniya innovacionnymi processami. - M.: Delo ANH, 2Q1Q. 144 s.

2. Brolio E. Sistema ocenki riskov innovacionnoj deyatel'nosti organizacii I E. Brolio. Problemy teorii i praktiki upravleniya, 2QQS. SS s.

3. Druker P.F. Innovacii i predprinimatel'stvo I Per. s angl. M.: Ekonomika, 1992.

4. Egorov S.S. Sushchnost' upravleniya innovaciyami II Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2Q17. M 1 (SS). S. 41-44. - URL: http:IIbgscience.ru/libI1963I (data obrashcheniya: 19.11.2Q1S).

5. Miroshnichenko A.A. Investicii v chelovecheskij kapital i problemy ego izmereniya v usloviyah globalizacii i gosu-darstvennogo regulirovaniya II Zhurnal Kontrolling. N°31. Moskva. 2QQ9. C. 7Q - 77.

6. Miroshnichenko M.A., Duplyakina O.K. Strategiya rosta dlya krizisnyh rynkov na osnove kontrollinga innovacij II Politematicheskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2Q1S. M 11Q. S. 716727.

7. Miroshnichenko M.A., Maksimova O.V. Intellektual'naya sobstvennost' v innovacionnoj deyatel'nosti korporacij II Politematicheskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2Q16. M 119. S. 12371247.

М.А. Олейник,

старший преподаватель кафедры аудита, Кубанский государственный аграрный университет

имени И. Т. Трубилина M.A. Oleynik,

senior lecturer of the audit department, Kuban State Agrarian University

name of IT. Trubilina ([email protected]) В.А. Ляшенко,

студентка Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина

V.A. Lyashenko,

student of the Kuban State University Agrarian University named after I. T. Trubilina

([email protected]) В.И. Ли,

студентка Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина

V.I. Li,

Student of the Kuban State University Agrarian University named after I. T. Trubilina

([email protected])

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Аннотация. В статье представлен реестр крупных аудиторских фирм Краснодарского края, в частности, выделены их основные отраслевые клиенты. Обосновано, что отраслевая специфика коммерческих организаций не предполагает использования типовой методики аудита хозяйствующих субъектов. Методология аудита должна основываться на знании отраслевых приемов той или иной отрасли: особенностей объектов аудита, спе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.