Расчет интегральных показателей пространственного развития производится на каждом уровне, для этого все результаты анализа переводятся в сопоставимый вид математическими способами, нерасчетные оцениваются экспертным путем (присвоение определенных баллов).
Специфика расчета интегральных показателей состоит в поэтапности каждой процедуры, пропустив один уровень, не представляется возможным просчитать последующий.
Результаты мониторинга в разрезе иерархических уровней необходимо заносить в специально разработанные формы отчетности, консолидировать в виде генеральных отчетов.
Рассмотренный подход имеет прикладное значение в виду отсутствия достаточной разработанной методической базы мониторинга пространственного развития. Результаты расчетов применимы в качестве предварительных данных при составлении стратегических планов, проектов и программ развития территориального комплекса на любом рассмотренном уровне.
Источники:
1. Каримова И.И. Информационно-аналитическое обеспечение управления пространственным развитием региона / И.И. Керимова // Проблемы экономики и юридической практики. - 2017. - №1. - С.38-41.
2. Концепция Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 г. Москва: 2016. [Электронный ресурс]: Режим доступа: Ы1р://карьеры-евразии.рф (дата обращения 10.09.2018 г.).
3. Крылов П.М. Пространственное планирование транспортной системы Ставропольского края / П.М. Крылов // Вестник Московского государственного областного университета. - 2018. - №2. - С.71-77. DOI: 10.18384/2310-7189-2018-271-79.
4. Макар С.В. Пространственный анализ: развитие концепции и возможностей применения / С.В. Макар // Вестник финансового университета. - 2012. - №2. - С.61-72.
5. Штеменко К.С. Пространственный подход к формированию стратегий социально-экономического развития малых и средних городов / К.С. Штеменко // Научные ведомости. - 2013. - №22 (165). Выпуск 28/1. - С. 42-47.
6. Яковлева С.И. Пространственные модели в стратегиях социально-экономического развития регионов России / С.И. Яковлева // Псковский регионологический журнал. - 2014 . - №17. - С. 3-16.
Sources:
1. Karimov I.I. Information and analytical support for regional spatial development management / I.I. Kerimov // Problems of Economics and Legal Practice. - 2017. - №1. - C.38-41.
2. Concept of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the period until 2030. Moscow: 2016. [Electronic resource]: Access mode: http: //caryery- eurasia.rf (circulation date 10.09.2018).
3. Krylov PM Spatial planning of the transport system of the Stavropol Territory / P.M. Krylov // Bulletin of the Moscow State Regional University. - 2018. - №2. - P.71-77. DOI: 10.18384 / 2310-7189-2018-2-71-79.
4. Makar S.V. Spatial analysis: development of the concept and application possibilities / S.V. Makar // Bulletin of Financial University. - 2012. - №2. - P.61-72.
5. Shtemenko K.S. Spatial approach to the formation of strategies for socio-economic development of small and medium-sized cities / K.S. Shtemenko // Scientific statements. - 2013. - №22 (165). Release 28/1. - pp. 42-47.
6. Yakovleva S.I. Spatial models in the strategies of socio-economic development of Russian regions / S.I. Yakovlev // Pskov Regional Journal. - 2014. - №17. - p. 3-16.
УДК 338.4 ГРНТИ 06.81.12
М.А. Мирошниченко,
доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, канд.
экон. наук, доцент, Кубанского государственного университета, г. Краснодар,
M. A. Miroshnichenko,
associate Professor of General, strategic, information management and business processes, kand. Econ. Sciences,
associate Professor, Kuban state University, Krasnodar city,
Р.И. Гучетль,
магистрант Кубанского государственного университета, г. Краснодар,
R.I. Guchetl,
master's degree student of the Kuban state University, Krasnodar,
Т.С. Зотова,
студент Кубанского государственного университета, г. Краснодар,
T.S. Zotova,
student of the Kuban state University, Krasnodar,
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЛИНГА
Аннотация. В условиях динамично развивающейся среды и ужесточения конкуренции, традиционные методы управления начинают терять свою эффективность. В этой связи жесткие требования к управлению организациями всех форм собственности актуализируют внедрение в организациях новой системы управления, основанной на контроллинге, который интегрирует в единой системе учет, планирование, контроль и анализ, мониторинг и информационное обеспечение. Однако, реализация описанных в статье функций осложнена тем, что
стремительно развивающийся информационный поток сопровождается сложным процессом обработки необходимой информации, поэтому информационно-аналитическая база контроллинга должна находится в постоянном развитии. В данной статье раскрывается сущность контроллинга как основы информационно-аналитической поддержки процесса разработки управленческих решений в организации. Описываются сущность и функции контроллинга как подсистемы управления, направленной на обеспечение менеджмента организацией информацией, необходимых для принятия продуктивных решений. Были выявлены различные подходы к контроллингу, в том числе их достоинства и недостатки. Рассмотрены задачи информационно-аналитических систем для обеспечения менеджмента необходимой информацией. Также представлена характеристика наиболее распространенных систем, используемых для решения информационно-аналитической функции контроллинга. Выявлены основные результаты, достигаемые посредством контроллинга. В ходе исследования были сделаны выводы, что использование технологий контроллинга при принятии управленческих решений в современных реалиях становится одним из объективных и рациональных способов управления организацией, так как в этом случае каждое решение принимается на основе обоснованной, объективной и содержательной информационно-аналитической поддержке.
Annotation. In a dynamic environment and increased competition, traditional management methods are beginning to lose their effectiveness. In this regard, strict requirements for the management of organizations of all forms of ownership actualize the introduction of a new management system based on controlling, which integrates accounting, planning, control and analysis, monitoring and information support in a single system. However, the implementation of the functions described in the article is complicated by the fact that the rapidly developing information flow is accompanied by a complex process of processing the necessary information, so the information and analytical base of controlling should be in constant development. This article reveals the essence of controlling as the basis of information and analytical support of the process of development of management decisions in the organization. The essence and functions of controlling as a subsystem of management aimed at providing the organization management with information necessary for making productive decisions are described. Various approaches to controlling were identified, including their advantages and disadvantages. The tasks of information-analytical systems for providing management with necessary information are considered. The characteristic of the most common systems used to solve the information-analytical function of controlling is also presented. The main results achieved by controlling are revealed. The study concluded that the use of controlling technologies in making management decisions in modern realities becomes one of the objective and rational ways to manage the organization, as in this case, each decision is made on the basis of reasonable, objective and meaningful information and analytical support.
Ключевые слова: информационно-аналитическая поддержка, информационные системы, контроллинг, функции контроллинга, управленческие решения
Keywords: information and analytical support, information systems, controlling, controlling functions, management decisions
В условиях динамично развивающейся среды и ужесточения конкуренции, традиционные методы управления начинают терять свою эффективность. В этой связи жесткие требования к управлению организациями всех форм собственности актуализируют внедрение в организациях новой системы управления, основанной на контроллинге.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день, ни российские, ни зарубежные авторы не определились с единым определением понятия контроллинга, что обусловлено наличием разнообразных подходов к его целям и задачам. В теории рассматриваются такие концепции контроллинга, как учетная, информационная, координирующая, системообразующая, ориентированная на процесс принятия решений и т.п.
В российской действительности наибольшее распространение получил подход к контроллингу, как системе управленческого учета. В соответствии с этим подходом контроллинг является одним из элементов системы управления, представляющий собой систему учета, в рамках которой аккумулируется финансово-экономическая информация, помогающая менеджменту организации принимать управленческие решения.
Недостатком данной концепции является узость ее применения, так как здесь целью выступает наращивание прибыли, что в современных условиях не является единственным показателем, определяющие эффективность функционирования организации на рынке.
Менее распространен в российских организациях подход к системе контроллинга, как к информационной поддержке планирования, контроля и регулирования, что на наш взгляд, является более актуальным направлением в рамках развития управления. Данный подход характеризуется более широкой функциональной составляющей, и подразумевает под собой контроллинг не как один из элементов управления, а как подсистему управления [2, c. 27-28].
С этой точки зрения, как пишет С.В. Фильченкова: «Контроллинг обеспечивает интеграцию, организацию и координацию всех возможных этапов процесса управления и его функциональных областей, организационных единиц и проектов организации, создаваемая для реализации стратегических и задач» [7, c. 140].
Контроллинг как система может быть отражен как структура знаний, предоставляющий систему коммуникаций, обеспечение разработки и реализации управленческих решений, а также информационное обеспечение менеджмента [3].
Методическая (концептуальная)
Координирующая (коммуникационная)
Аккумулирующая
Регулирующая (навигационная)
Консультационная
Методологическая
Аналитическая
Информационная
Инструментальная
поиск, мониторинг, анализ и выбор наилучших методов управленческого учета, планирования и управленческого анализа
сопровождение процесса целеполагания; согласование планов и бюджетов предприятия в разрезе видов планирования, взаимосвязанное согласование стратегического и оперативного планирования и т.п.
идентификация информационных потребностей в иерархии предприятия, селекция, обработка, поставка релевантной информации из информационных сфер
проведение сопоставительного анализа по ключевым показателям деятельности предприятия, передача сигналов руководству при выявлении отклонений, выявление причин отклонений, интерпретация результатов
реализация методов управленческого анализа на практике при подготовке и обосновании управленческих решений
разработка методов измерения в социально - экономических системах, планирования, управленческого учета, регулирования и координации, единого информационно - аналитического пространства и системы ключевых показателей эффективности деятельности
системный анализ состояния организации, выявление отклонений и причин, разработка проектных предложений менеджменту для принятия решений
создание единого информационного пространства, сбор данных и обеспечение их достоверности, организация потоков и обработки данных, представление це-леориентированной информации менеджменту
разработка и адаптация инструментов оперативного, функционального и стратегического контроллинга к особенностям организации и бизнеса
Рисунок 1 - Структуризация функций контроллинга как информационно-аналитической поддержки
менеджмента организации
Исходя из вышеперечисленных функций, основная цель контроллинга определяется как информационно-аналитическая поддержка менеджмента предприятия, позволяющая объективно и продуктивно принимать управленческие решения. Достоинством контроллинга выступает его возможность обеспечивать менеджмент информацией, как для текущего, так и долгосрочного планирования, то есть координировать управленческие решения, необходимые для достижения и оперативных и стратегических целей организации.
Несмотря на значительную разницу между сферами деятельности организаций, их организационных структур и прочих особенностей, задачи контроллинга в целях информационно-аналитической поддержки менеджмента можно структурировать следующим образом (рисунок 1).
Таким образом, контроллинг интегрирует в единой системе учет, планирование, контроль и анализ, мониторинг и информационное обеспечение [6]. Однако реализация вышеуказанных функций осложнена тем, что стремительно развивающийся информационный поток сопровождается сложным процессом обработки необходимой информации, поэтому информационно-аналитическая база контроллинга должна находится в постоянном развитии [4].
Для обеспечения менеджмента информационно-аналитической информацией система контроллинга должна иметь большое единое хранилище баз данных и баз знаний для чего создаются информационно-аналитические системы, в задачи которых входит:
- обеспечение оперативного доступа к данным, включающим в себя финансово-экономическую, производственную и прочую информацию;
- предоставление данных в удобной визуализированной форме, понятной пользователям.
Современные информационные системы, должны давать возможность управленцам работать и с количественной, и с качественной информацией, а также явными и неявными знаниями. Контроллинг менеджмента знаний будет способствовать разработке умения строить новое управленческое знание, если существующее оказывается нерезультативным. И в этом смысле объединение контроллинга и менеджмента знаний в совокупности с интеллектуальными информационными системами было бы полезно в рамках предлагаемой концепции контроллинга как информационно-аналитической поддержки процесса разработки управленческих решений.
Так как эффективность менеджмента организации определяться гибкостью «интеллекта», то контроллинг будет способствовать к приведению организации к саморазвитию и гибкости к изменениям внешней среды.
Корпоративные информационные системы управления постепенно становятся индустрией производства знаний и обмена знаниями об управлении производством. Характеристика наиболее распространенных систем, используемым для решения информационно-аналитической функции контроллинга представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Характеристика применяемых в контроллинге информационных систем [5]
Информационная система Функции контроллинга Задачи, решаемые в процессе контроллинга
1С Мониторинг и анализ показателей деятельности предприятия Оперативная оценка текущих показателей и выявление отклонений от плана
Управление производством Минимизация зависимости качества планирования от точности нормативных данных
Управление предприятием Информационная поддержка анализа финансово-хозяйственной деятельности Анализ финансовых результатов в разрезе направлении деятельности
Oracle Финансовое планирование Создание единой базы различных вариантов бюджетов и прогнозов и фактов в единой базе. Анализ плановых и фактических показателей, планирование
Контроль платежей Составление платежного календаря. Регистрация и контроль платежных документов
Консолидация информации и отчетности Создание единой базы информации с разных источников и обеспечение контроля качества данных
SAP SAP ERP - Управление ресурсами предприятия Создание единой базы данных и базы знаний по всем бизнес-процессам: учет финансов, управление персоналом, логистикой, сбытом и т.д. Аналитика и стратегическое управление
SAP BI - Стратегический анализ данных Многомерный анализ результатов деятельности и прогнозирование. Интерактивная отчетность
Qlik QlikView, Qlik Sense - обработка информационных данных из различных источников Консолидация информации из разных источников. Анализ плановых и фактических показателей, стратегическое планирование. Доступ с мобильных устройств
Qlik NPrinting - визуализация информации Формирование отчетов на основе аналитики QlikView и Qlik Sense
Как видно из представленных данных, возможности, предоставляемые информационными системами достаточно разнообразны. С помощью рассмотренных информационных систем менеджмент организации получает информацию о деятельности предприятия со всех возможных источников, что позволяет оперативно реагировать на изменения и принимать эффективные управленческие решения. Посредством применения информационных систем, возможности контроллинга повышаются как в оперативном, так и стратегическом управлении организацией. Выбор информационной системы зависит от заявленных организацией целей в контроллинге и функциональных возможностей системы. Результаты, достигаемые посредством контроллинга наглядно приведены на рисунке 2.
Таким образом, обобщая результаты исследования, можно сделать вывод, что использование технологий контроллинга при принятии управленческих решений в современных реалиях становится одним из объективных и рациональных способов управления организацией, так как в этом случае каждое решение принимается на основе объективной и содержательной информационно-аналитической поддержке. Контроллинг способен обеспечить результативное, эффективное, качественное и конкурентоспособное управление бизнесом. В свою очередь, эффективность принятия решений значительно повысится при реализации функций контроллинга посредством специализированных информационных систем, так как в этом случае доступ к консолидированной информации значительно ускорится, качество обработки информации улучшится, что благоприятно отразится на результатах работы.
Рисунок 2 - Основные результаты контроллинга как инструмента информационно-аналитической поддержки
менеджмента организации [1, с. 88]
Источники:
1 Банникова Н.В. Основы организации контроллинга на предприятии: учебное пособие / Н.В. Банникова, О.М. Лисова, Д.О. Грачева. - Ставрополь: Издательство ставропольского государственного аграрного университета, 2013. - 64 с.
2 Калинина Н.М. Понятие и системные свойства интегрированного контроллинга // Управленческий учет. - 2014. - № 11. - С. 27-36.
3 Мирошниченко М.А., Дуплякина О.К. Стратегия роста для кризисных рынков на основе контроллинга инноваций // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. №110. С. 716 -727.
4 Мирошниченко М.А., Мирошниченко А.А. Модель контроллинга персонала в системе управления персоналом компании. В сборнике: Контроллинг на малых и средних предприятиях. Сборник научных трудов. 2014. с. 216-219.
5 Пономарева Е.В. Контроллинг на предприятии: учебное пособие. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012. - 188 с.
6 Попова Л.В. Современный управленческий анализ. Теория и практика контроллинга: учебное пособие / Л.В. Попова, Т.А. Головина, И.А. Маслова. - М.: Дело и сервис, 2016. - 272 с.
7 Фильченков С.В. Контроллинг как эффективный управленческий инструмент развития организации // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 138-143.
Sources:
1 Bannikova N.V. Osnovy organizacii kontrollinga na predpriyatii: uchebnoe posobie / N.V. Bannikova, O.M. Lisova, D.O. Gracheva. - Stavropol': Izdatel'stvo stavropol'skogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2013. - 64 s.
2 Kalinina N.M. Ponyatie i sistemnye svojstva integrirovannogo kontrollinga // Upravlencheskij uchet. -2014. - № 11. - S. 27-36.
3 Miroshnichenko M.A., Duplyakina O.K. Strategiya rosta dlya krizisnyh rynkov na osnove kontrollinga innovacij // Politematicheskij setevoj ehlektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universi-teta. 2015. №110. S. 716 -727.
4 Miroshnichenko M.A., Miroshnichenko A.A. Model' kontrollinga personala v sisteme upravleniya person-alom kompanii. V sbornike: Kontrolling na malyh i srednih predpriyatiyah. Sbornik nauchnyh trudov. 2014. s. 216-219.
5 Ponomareva E.V. Kontrolling na predpriyatii: uchebnoe posobie. - SPb.: Izdatel'stvo Sankt-Peterburg-skogo universiteta upravleniya i ehkonomiki, 2012. - 188 s.
6 Popova L.V. Sovremennyj upravlencheskij analiz. Teoriya i praktika kontrollinga: uchebnoe posobie / L.V. Popova, T.A. Golovina, I.A. Maslova. - M.: Delo i servis, 2016. - 272 c.
7 Fil'chenkov S.V. Kontrolling kak ehffektivnyj upravlencheskij instrument razvitiya organizacii // Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 2. - S. 138-143.
УДК 338.4
ГРНТИ 06.81.19
М.А. Мирошниченко,
доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, к.
э. н., доцент, Кубанского государственного университета, г. Краснодар
M. A. Miroshnichenko,
associate Professor of the Department of General, strategic, information management and business processes, Ph. D., associate Professor, Kuban state University, Krasnodar
С.Н. Паненкова,
магистрант Кубанского государственного университета, г. Краснодар
S. N. Panenkova,
master's degree student of the Kuban state University, Krasnodar
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация. В статье рассмотрено практическое значение формирования и развития инновационной деятельности предприятия. Выделены основные виды инновационной деятельности на российских предприятиях. Перечислены основные типы инноваций, предложены методические рекомендации по активизации инновационной деятельности предприятия. Разработана модель формирования инновационной стратегии для повышения эффективности производства предприятия. Формирование инновационной стратегии предприятия имеет первоочередную задачу - повысить уровень эффективности самого производства и операционного цикла предприятия. Обозначены ситуации, при которых возникают инновационные риски. Доказано, что цифровые технологии играют ключевую роль в повышении конкурентоспособности экономики и в стимулировании экономического ро-