Научная статья на тему 'Инновационные стратегии и конкурентоспособность рыбохозяйственного вуза'

Инновационные стратегии и конкурентоспособность рыбохозяйственного вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ИННОВАЦИОННО- ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коршунов Виктор Владимирович, Лесовский Борис Федотович

Исследованы современные вызовы, создающие проблему сохранения контингента сту- дентов Дальрыбвтуза в связи с организацией ДВФУ. Рассмотрены потенциальные возможности и конкурентные преимущества университе- та, а также основные мероприятия, обеспечивающие решение задачи повышения конкуренто- способности вуза на основе концентрированного выражения интересов и ожиданий не только ректората и профессорско-преподавательского состава, но и студентов, а также потреби- телей научно-образовательных и инновационных услуг. Показано, что конкурентоспособность, современные функциональные особенности и со- держательная сущность управления вузами в системе рыночных отношений взаимосвязаны и определяют приоритетность инновационно-ориентированного управления на принципах внут- рифирменного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные стратегии и конкурентоспособность рыбохозяйственного вуза»

УДК 378+33

В.В. Коршунов, Б.Ф. Лесовский

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет,

690087, г. Владивосток, ул. Луговая, 52б

ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВУЗА

Исследованы современные вызовы, создающие проблему сохранения контингента студентов Дальрыбвтуза в связи с организацией ДВФУ.

Рассмотрены потенциальные возможности и конкурентные преимущества университета, а также основные мероприятия, обеспечивающие решение задачи повышения конкурентоспособности вуза на основе концентрированного выражения интересов и ожиданий не только ректората и профессорско-преподавательского состава, но и студентов, а также потребителей научно-образовательных и инновационных услуг.

Показано, что конкурентоспособность, современные функциональные особенности и содержательная сущность управления вузами в системе рыночных отношений взаимосвязаны и определяют приоритетность инновационно-ориентированного управления на принципах внутрифирменного предпринимательства.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, инновационноориентированное управление, внутрифирменное предпринимательство.

V.V. Korshunov, B.F. Lesovskiy INNOVATIVE STRATEGIES AND COMPETITIVENESS OF FISHERIES UNIVERSITY

This article investigates modern challenges that cause a problem of keeping contingent of FESTFU’s students in connection with establishment of Far Eastern Federal University, which merged together Far Eastern National University , Far Eastern National Technical University, Pacific State University of Economics and Ussuriisk State Teaching Institute.

Capabilities and competitive advantages of the University were also examined together with key activities of handling the problem of raising the competitiveness of the university on the base of concentrated indication of interests and expectations of not only the university administration and higher-education teaching personnel of the university, but also students and consumers of scientific, educational and innovative services.

It ’s shown that competitive ability, modern functional features and substantive nature of university management in the system of market relations are interrelated and define the priority of innovation-oriented management based on internal business.

Key words: competitive ability; innovation-oriented management; internal business.

В настоящее время основная задача современных вузов быть не только обучающей системой, а центрами системной интеграции инновационной активности, постоянно ориентированными на разработки сложной научно-технической продукции в соответствии с потребностями рынка.

В рамках Программы модернизации российского высшего образования в г. Владивостоке создан Дальневосточный федеральный университет, объединивший ДВГУ, ДВГТУ (ДВПИ им. В.В. Куйбышева), ТГЭУ и УГПИ. Провозглашая основную цель университета на период до 2020 г. стать ведущим научно-образовательным и инновационным центром России, способствующим решению стратегических задач макрорегиона, ректор В.В. Миклушевский отметил, что к уникальным преимуществам ситуации создания университета можно отнести отсутствие серьезных конкурентов на российском Дальнем Востоке [1].

Вместе с тем исследования ППС кафедры «Предпринимательская деятельность» показывают, что Дальнему Востоку России нужен современный научно-образовательный рыбохозяйственный центр мирового уровня, который будет конкурентоспособным по отношению к ведущим странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Отсутствие передового научно-образовательного центра сегодня является барьером для регионального развития рыбной отрасли как экономики инновационного типа для привлечения и закрепления в рыбном хозяйстве квалифицированных и предприимчивых людей и т.д.

На создание такого центра направлена Программа развития Федерального агентства по рыболовству, а также ранее высказанные предложения Дальрыбвтуза о создании Дальневосточного морехозяйственного кластера. Университет мог бы стать ядром российской науки, образования и инновационной системы в рыбохозяйственной отрасли и содействовать расширению объемов трансграничного трансфера рыбодобывающих и перерабатывающих технологий, развитию российского инновационного предпринимательства в аквакультуре на Дальнем Востоке и в АТР.

При этом необходимо отметить, что подведомственные Росрыболовству ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз» и ФГУП «ТИНРО-Центр», имея сильные традиции, научные школы, хорошую материальную базу, не используют все преимущества максимально возможной кооперации. Как следствие Дальрыбвтуз отстает от лидеров российского высшего образования по качеству студентов, по результативности НИОКР и неконкурентоспособен на международном рынке кадров, знаний и технологий [2].

По оценке отдельных экспертов, ФГУП «ТИНРО-Центр» в большей мере сотрудничает преимущественно с ДВГУ, что подтверждается включением его в число ключевых партнеров Дальневосточного федерального университета при решении о создании кластера «Ресурсы Мирового океана», связанного с изучением, освоением, использованием и мониторингом минеральных и биологических ресурсов Мирового океана, созданием технических средств их освоения (вместе с ОАО «Преображенская база тралового флота», ЗАО «Преображенский рыбокомбинат» и др.).

Таким образом, ситуация на рынке образовательных услуг Приморского края с созданием Дальневосточного федерального университета изменяется, создавая существенные проблемы сохранения контингента студентов в Дальрыбвтузе.

Для преодоления этих вызовов университету целесообразно скорректировать стратегию на принципах интеграции двух моделей: современного исследовательского университета, участвующего в международном обмене современными знаниями и специалистами, и предпринимательского вуза, обеспечивающего толерантными кадрами конкурентоспособное развитие рыбохозяйственной отрасли экономики Дальнего Востока России.

Конкурентными преимуществами Дальрыбвтуза в этом случае станут:

- широкая вовлеченность вуза в исследовательские, образовательные и инновационные сети Дальнего Востока России и АТР;

- активная интеграция университета и ФГУП «ТИНРО-Центр» с предприятиями реальной экономики Дальнего Востока;

- преимущественно инновационный характер образовательного и исследовательского процессов;

- более гибкая организация учебного процесса, организационными единицами которого являются основные образовательные программы ГОС 3-го поколения, соответствующие международным подходам в рамках Болонского процесса.

Для реализации современной парадигмы Дальрыбвтузу потребуются оригинальные подходы при корректировке стратегии развития вуза, которые должны отвечать особенностям текущей ситуации и опираться на уникальные преимущества рыбохозяйственного образования в Приморском крае. Исследования мировой практики

образовательных услуг показывают, что к ключевым стратегическим подходам, применительно к нашим условиям, сегодня можно отнести:

- приоритетность инвестиций не только в материальную базу, но и в человеческий капитал, динамичное совершенствование существующих систем мотивации профессорско-преподавательского состава и научно-образовательных подразделений вуза, ориентированных на достижения высокой учебно-научной и инновационной продуктивности;

- опора на развитие не только отдельных научных школ, а на формирование инновационных малых кластеров с участием рыбохозяйственных предприятий Дальнего Востока;

- ориентация на широкомасштабное развитие экспорта образовательных услуг в страны АТР;

- опора на современные лаборатории ФГУП «ТИНРО-Центр» для усиления исследовательской составляющей университета, в интеграции образования, исследований и разработок с отраслевой практикой;

- широкое использование внешней экспертизы со стороны бизнеса - ведущих дальневосточных рыбохозяйственных предприятий и организаций как на уровне отдельных направлений подготовки, так и на уровне университета в целом, в том числе для мониторинга и корректировки при реализации стратегии университета;

- концентрация средств и их вложение в будущие центры прибыли, привлечение новых ресурсов в рамках 217 ФЗ «О создании хозяйственных обществ при вузах»;

- увеличение расходов на стимулирование качества труда преподавателей и учебновспомогательного персонала вуза;

- развитие действенных механизмов тесной связи Дальрыбвтуза с ФГУП «ТИНРО-Центр» и реальным сектором экономики Дальнего Востока, включающих использование инфраструктуры университета для общественных мероприятий, а также научноаналитического и культурного потенциала университета в решении существующих проблем рыбохозяйственной отрасли;

- динамичное совершенствование организационной структуры, опирающейся на сокращение бюрократизации в условиях использования современных информационных технологий, на укрупнение структурных подразделений университета, определяющих свое место в реализации общей стратегии, на концентрацию функций управления обеспечивающими процессами в руках компетентных менеджеров.

Повышение конкурентоспособности ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз» за счет качественного роста уровня и разнообразия компетенций профессиональных кадров, совершенствования инфраструктуры интеллектуальных услуг и институциональной среды, развития экономического и технологического сотрудничества с реальной экономикой Дальнего Востока и со странами АТР в ближайшей перспективе может быть достигнуто при оперативном создании системы действенных механизмов и инструментов.

Для этого в соответствии со стратегическими целями университету необходимо выделить приоритетные направления развития, на которых сконцентрировать управленческие усилия, финансовые и человеческие ресурсы. Мы считаем, что работа по всем приоритетным направлениям должна быть нацелена на формирование инновационного регионального морехозяйственного кластера и предусматривать формирование следующих опорных элементов с участием университета:

- исследовательские центры мирового уровня в области аквакультуры, добычи и переработки гидробионтов;

- целевая инфраструктура коммерциализации исследований и разработок;

- современные образовательные программы подготовки специалистов рыбохозяйственной отрасли;

- совместные программы переподготовки специалистов с ведущими компаниями отрасли;

-сети коммуникации между фирмами отраслевого сектора экономики в регионе и др. Для разворачивания этого кластера в партнерстве с ФГУП «ТИНРО-Центр» Дальрыбвтуз имеет некоторый научно-методический задел, включая диссертационные исследования по этой теме. Можно также отметить, что Правительство Российской Федерации инновационные кластеры рассматривает в долгосрочной перспективе в качестве основных «коридоров развития» Дальнего Востока, обеспечивающих раскрытие ключевых конкурентных преимуществ региона в национальном и глобальном масштабе.

Практика показывает, что достижение цели развития вузов обеспечивается путем скоординированного решения ключевых задач и реализации, взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения, мероприятий в рамках определенных приоритетных стратегических направлений.

Мы знаем, что в качестве основной задачи необходимо выделить кадровое развитие, направленное на переподготовку действующего персонала для реализации новых моделей образовательного процесса и проведения исследований требуемого качества, и его обновление, на создание условий для эффективной образовательной, научной и инновационной деятельности. Решение этой задачи может быть обеспечено при осуществлении следующих основных мероприятий:

- создать более эффективную систему мотивации профессионального развития и достижения высоких результатов научнопедагогических работников, включая прогрессивные надбавки за высокую научную и образовательную продуктивность, внедрение новых технологий и системных механизмов инновационного развития, стимулирование руководства образовательными программами и т.д.;

- ликвидировать «многостаночную» занятость штатных ППС, используя более эффективную модель «преподаватель полного дня», включающую обеспечение ведущих преподавателей рабочим местом, оборудованным ПК, создание среды для профессионального общения и эффективной занятости в стенах университета в течение рабочего дня.

Реализацию новых моделей образовательного процесса, нацеленных на достижение современного качества образования, высокую мотивацию студентов можно осуществить следующими мероприятиями:

- разработка и реализация совместных основных образовательных, в том числе магистерских программ с ФГУП «ТИНРО-Центр» и ведущими предприятиями отрасли, перенос отдельных специализированных курсов и практикумов во ФГУП «ТИНРО-Центр» и рыбохозяйственные компании для применения полученных знаний и приобретения профессиональных компетенций непосредственно в исследовательской и производственной среде;

- расширение использования современных технологических систем поддержки учебной деятельности студентов и преподавателей, включая самостоятельную работу под руководством тьютеров, тренажеры, автоматизированные системы оценки знаний, автоматизированную систему управления содержанием обучения, интегрированные информационные ресурсы отдельных учебных курсов, ресурсы электронной библиотеки, доступ к российским и международным базам данных, расширение и трансформацию дистанционных технологий во все формы обучения и т.д.;

- развитие системы непрерывного отраслевого профессионального образования не только во Владивостоке, но и в Восточной Сибири и на всем Дальнем Востоке, в том числе путем создания интерната при колледже и организации на базе Дальрыбвтуза корпоративных учебных центров крупных рыбохозяйственных компаний, объединяющих различные формы и уровни подготовки;

- обеспечение открытости и прозрачности образовательного процесса, включая контроль качества обучения и учебного процесса, широкое использование внешних квалификационных экзаменов и объективных форм оценки учебных результатов;

- расширение интернационализации

образовательного процесса, создание образовательных программ, привлекательных для иностранных студентов из АТР, в том числе программ на английском языке, реализуемых как совместно с зарубежными университетами, так и самостоятельно, для чего провести международную аккредитацию отдельных основных образовательных программ [3, 4].

Следующую задачу повышения конкурентоспособности университета на основе интеграции образовательного процесса с проведением исследований и разработок, ориентированных на лучшие мировые стандарты, можно реализовать, выполнив следующие мероприятия:

- фо рмирование общей исследовательской и инновационной инфраструктуры с ФГУП «ТИНРО-Центр», включая расширение сети центров коллективного пользования и научно-образовательных центров, создание филиалов базовых кафедр на рыбохозяйственных предприятиях Приморского края;

- вн едрение актуальных программ аспирантуры, обеспечивающих полную занятость аспирантов научной работой, в том числе в малых инновационных хозяйственных обществах при университете, привлечение к руководству аспирантами ученых ФГУП «ТИНРО-Центр» и ведущих специалистов отрасли;

- фо рмирование исследовательских центров в интересах крупных рыбохозяйственных компаний для выполнения фундаментальных и прикладных исследований, актуальных для рыбной отрасли;

- вк лючение ученых Дальрыбвтуза в международные профильные исследовательские программы и проекты в АТР, а также, совместно с учеными ФГУП «ТИНРО-Центр», внедрение новых российских проектов, привлекательных для участия в них международных партнеров;

- гл обальное развитие исследовательского центра марикультуры, обеспечивающее уникальность бренда Дальрыбвтуза по основным тематикам; расширение внутренних грантовых механизмов университета, предназначенных для предоставления индивидуальных и коллективных грантов на проведение научных исследований не только в сфере рыбохозяйственного образования, но и для проведения и участия в научных мероприятиях, связанных с отраслью;

- ра звитие системы летних школ и конференций в Научно-образовательном центре на базе в пос. Славянка, в том числе для молодых ученых и студентов, укрепление сетевых связей ученых Дальрыбвтуза и ФГУП «ТИНРО-Центр»;

- со здание совместно с партнерами из КНР и Республики Корея выпуска международного научного журнала с участием Дальрыбвтуза.

В условиях демографического спада сохранение контингента студентов возможно решением задачи повышения качества студенческого контингента, привлечения абитуриентов для обучения в Дальрыбвтузе из других регионов России, из стран АТР. В рамках выполнения этой задачи достаточно продуктивны следующие мероприятия:

- создание действенной системы стимулов для привлечения талантливой молодежи в Дальрыбвтуз, в том числе выплата стипендий не только студентам с высоким баллом при поступлении, но и обучающимся на коммерческой основе;

- создание эффективной системы мотивации учебной и научной деятельности студентов и аспирантов, включая гранты лучшим студентам и аспирантам, другие программы поддержки студенческих и аспирантских исследований и предпринимательских инициатив с использованием ресурсов выпускников и партнеров университета, других работодателей;

- развитие работы со школьниками из Дальнего Востока и Восточной Сибири путем использования современных информационных механизмов профессиональной ориентации, участия в формировании специализированных классов, социальных сетей и т.д.

Дальрыбвтуз не сможет конкурировать на рынке образовательных услуг с ДВФУ и ВГУЭС, не реализовав задачу создания современной университетской инфраструктуры, интегрирующей здания, сооружения, оборудование и технологии, соответствующие требованиям сегодняшнего дня. В рамках решения этой задачи представляется целесообразным реализовать следующие мероприятия:

- скорректировать размещение и оборудование подразделений (кафедр, институтов) в кампусе на ул. Верхнепортовая, Светланская, Баляева, Башидзе с использованием эффективного варианта расположения структурных единиц для создания современной учебной и научной среды, проведения имиджевых мероприятий и т.д.;

- закрепить земельные участки на ул. Овчинникова и о-ве Русский для проектирования и строительства на этой территории исследовательских и учебных специализированных структур, других совместных с ФГУП «ТИНРО-Центр» подразделений;

- формирование имиджа университета как привлекательной учебной и досуговой зоны с максимальным использованием возможностей СК «Паллада», дальнейшее развитие спорта и культуры как важных стратегических элементов привлечения студентов;

- максимально прибыльное вовлечение в хозяйственный оборот зданий на ул. Башидзе и Верхнепортовая.

Мы уже отмечали, что конкурентоспособность вуза непосредственным образом зависит от развития инновационной составляющей деятельности университета, направленной на усиление влияния Дальрыбвтуза на модернизационные процессы в экономике рыбной отрасли Дальнего Востока, а также на обеспечение его финансовой устойчивости. В рамках решения этой задачи можно рассмотреть следующие основные мероприятия:

- создание современной инфраструктуры коммерциализации исследований и разработок, а также поддержки малых инновационных предприятий в рамках 217-ФЗ, включая организацию бизнес-инкубатора;

- создание инновационного морехозяйственного кластера, управляемого профессиональной организацией и на этой основе формирование в Дальрыбвтузе центра коммуникации и партнерства с субъектами рыбохозяйственной экономики, всеми компаниями и организациями, связанными с отраслью, для чего создать Попечительский совет;

- развитие институциональных партнерств с

ведущими предприятиями отрасли, включая создание совместных программ и

научных проектов, совместных исследовательских лабораторий и испытательных полигонов для орудий лова технологий переработки гидробионтов и т.д.;

- создание представительств Дальрыбвтуза в субъектах Федерации Дальнего Востока, включая Иркутскую область и

Забайкальский край с общеобразовательными и профориентационными программами

для молодежи, желающей обучаться в вузе.

Все наши планы и мероприятия по инновационному развитию и повышению конкурентоспособности не дадут ожидаемый результат без совершенствования организационной структуры и системы эффективного управления университетом. В рамках решения этой задачи представляется актуальным разработка и реализация новой модели управления университетом, предусматривающей:

- выделение в миссии и стратегических целях вуза инновационной деятельности (наряду с научной и образовательной), формирование инновационной культуры в образовательной среде университета;

- обеспечение прозрачности всех функций и обратной связи, внедрения антикоррупционных технологий на всех уровнях управления;

- восстановление сертификации системы менеджмента качества, охватывающей систему управления, научную, образовательную и инновационную деятельность;

- целенаправленная деятельность, организационные усилия по созданию на базе вуза и с его участием сети малых предприятий наукоемкого бизнеса, основной задачей которых являются эффективные коммерциализация и использование инновационного потенциала университета в соответствии с 217-ФЗ;

- формирование динамичной системы передачи результатов инновационной деятельности университета в учебный и научный процессы с целью их расширенного воспроизводства, создание совместных с крупными предприятиями исследовательских, образовательных центров университета, встроенных в инновационные процессы компаний реального сектора экономики, связанных с рыбохозяйственной отраслью.

Успех в конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг все более становится функцией управления и полностью зависит от качества, эффективности менеджмента и организации (высокая оперативность в принятии решения, лучшая мотивация работников и т.д.).

При формировании целей и методов проведения организационных изменений, адекватных изменениям внешней среды, большинство вузов стало осознавать необходимость использования принципов стратегического управления, неотъемлемыми элементами которого являются разработка стратегии развития вуза на основе инновационной деятельности. Так как высшая школа как один из стратегических ресурсов страны в соответствии с современными требованиями и подходами предполагает обязательную интеграцию научной, образовательной и инновационной деятельности, формирование университета предпринимательского типа является важнейшей задачей построения основ инновационной системы.

Сегодня малое инновационное предпринимательство в соответствии с 217-ФЗ дополняет сложившиеся формы научной деятельности в вузах и играет все более значительную роль в сокращении цикла внедрения в производство научно-технических разработок.

Проведенные исследования показывают, что развитие инновационной активности, определение приоритетов научно-инновационной деятельности вуза как части социальноэкономической среды невозможно без решения двух первоочередных задач:

- совершенствование системы управления вуза;

- разработка инновационных стратегий вуза.

Совершенствование системы управления вуза в соответствии с современными подходами в образовательном менеджменте основано на использовании экономических, инновационных, управленческих методов и направлено на перераспределение функций существующих структур, предназначенных для решения задач функционирования на решение вопросов стратегического управления и проблем развития университета. В современных социально-экономических условиях выбор стратегии определяет структуру и содержание стратегического плана действий, приоритеты развития образовательного

учреждения, концентрацию ресурсов на ключевых направлениях деятельности университета с целью закрепления преимуществ организации, преодоления ее недостатков, использования возможностей и сведения до минимума угроз.

Технология определения стратегии представляет собой концентрированное выражение интересов и ожиданий не только ректората университета и его профессорско-преподавательского состава, но и студентов, а также потребителей научно-образовательных и инновационных услуг.

Очевидно, что современные функциональные особенности и содержательная сущность менеджмента вуза в системе рыночных отношений определяют приоритетность инновационной составляющей как ведущего фактора в управлении техническим университетом при выборе и обосновании стратегии его развития на основе инновационно-ориентированного управления.

Список литературы

1. Боровская М.А. Стратегия инновационно-ориентированного управления развитием технического университета [Текст] / М.А. Боровская, М.А. Масыч. - Таганрог: 2006. - 157 с.

2. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока до 2020 года. Программа на 2010-2012 годы: материалы межрегион. конф. - Хабаровск, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Clark B.R. Creating entrepreneurial universities: organizational pathways of

transformation. Issues in Higher Education. Paris: IAU Press; Pergamon; Elsevier Science.

4. Ghoshal S., Bartlett C.A. The Individualized Corporation: A Fundamentally New approach to Management. Random House Business Book.

Сведения об авторах: Коршунов Виктор Владимирович, доктор экономических наук;

Лесовский Борис Федотович, доктор технических наук, доцент,

e-mail: bfl1@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.