Научная статья на тему 'Кластерные инициативы Дальрыбвтуза, как стратегия инновационного развития'

Кластерные инициативы Дальрыбвтуза, как стратегия инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лесовский Б. Ф., Лесовская О. В.

На основе обобщения современных подходов излагается позиция авторов к совершенствованию управления образовательным процессом на основе реализации кластерной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластерные инициативы Дальрыбвтуза, как стратегия инновационного развития»

УДК 378 + 338.0

КЛАСТЕРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ДАЛЬРЫБВТУЗА,

КАК СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ Б.Ф. Лесовский, Дальрыбвтуз; О.В. Лесовская, ТГЭУ, Владивосток

На основе обобщения современных подходов излагается позиция авторов к совершенствованию управления образовательным процессом на основе реализации кластерной стратегии.

Современное развитие мировой экономики характеризуются ускорением глобализации и обострением конкурентной борьбы не только между странами, регионами, отраслями, компаниями, но и между образовательными учреждениями. ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз» является отраслевым вузом, и здесь наиболее остро в сравнении с учреждеиями Минобрнауки проявляется влияние отрицательных факторов, в том числе недофинансирование. В условиях мирового финансового и экономического кризиса в РФ ситуация на рынке образовательных услуг все более обостряется, и мы считаем, что в настоящее время актуальной является структурная перестройка рыбохозяйственной отрасли на основе инновационной стратегии. Общеизвестно, что практически вся российская промышленность невосприимчива к инновациям, и существующий разрыв между наукой и промышленностью является результатом недостаточного внимания бизнеса к НИОКР.

При этом очевидно, что никакой инновационный вуз не получит ускоренного развития без поддержки и активного спроса со стороны реальной экономики - отечественной промышленности. В связи с недостаточной гибкостью образовательных учреждений, по-прежнему на низком уровне находится интеграция Дальрыбвтуза с научными организациями и предприятиями реальной экономики, не развито межотраслевое сотрудничество для решения основных проблем рыбохозяйственного комплекса России.

Поэтому при рассмотрении вопроса о подготовке кадров для инновационной деятельности очевиден комплексный характер этой проблемы. Так, одним из центральных пунктов реализации проектной установки управления страной, введенной Президентом в его идее национальных проектов, является построение кластеров промышленного развития. Кластерная организация промышленности направлена на создание новой формы организации труда и обращена к накоплению ресурсов на территории, т.е. кластеры, а не абстрактные полюса роста экономики, должны составить основу программы инновационного регионального развития и войти в масштабные российские проекты. Концепция Министерства

экономического развития РФ определяет кластеры как проекты реальной экономики, которые, соединяясь один с другим, образуют устойчивую и расширяющуюся проектную инфраструктуру реальной экономики.

Основным преимуществом кластеров, обеспечившим доминирование кластерной теории над ее альтернативами, служит присущая ей атмосфера конкуренции и одновременно добровольного сотрудничества, которая становится все более значимой в условиях растущей глобализации рынков.

В развитых странах Европы, Азии и Америки кластерные стратегии получили большое распространение. Наибольшее развитие имеет опыт кластеризации в Германии, Великобритании (биотехнологические кластеры), Норвегии (морское хозяйство), Канаде (развитие региональных кластеров), США и других странах. В США в каждом штате, в каждом мегаполисе есть свои кластеры. Автор исследования российской конкурентоспособности, известный экономист, профессор Гарвардской бизнес-школы Майкл Портер, который эту идею развивает, считает, что «будущее успешной экономики - это модель кластеров, когда множество фирм взаимодействуют и конкурируют друг с другом на внутреннем рынке». Подтверждением этому является нынешняя ситуация: в странах, где внутренние производство и потребление достаточно развиты и сбалансированы, например КНР, влияние глобального финансового кризиса на экономику и общественные отношения в целом минимизировано

Широкому применению кластерного подхода в России препятствуют проблемы, связанные как с неоднозначным пониманием природы кластеров и оценкой их деятельности, так и со спецификой российской экономики и особенно ментальности. Также необходимо отметить терминологическую неопределенность, которая, по нашему мнению, формирует искаженное понимание природы кластера и, как следствие, приводит к применению неэффективных, а иногда - и вредных для развития кластерных инициатив инструментов. Отсутствие знаний о существовании и возможностях такого инструмента, как кластерный подход приводит к недостатку понимания специфики и принципов кластера как такового.

До сих пор нет однозначного ответа на вопросы: кто должен быть фасилитатором кластерной политики, а кто - кластерной инициативы, каковы должны быть кластерные технологии, как формировать кластерные организации и др. Также можно отметить отсутствие культуры информационной открытости, недостаток опыта управления на основе аутсорсинга и субконтрактации, а также слабый уровень доверия между основными субъектами экономической деятельности, достигающий своего минимума во взаимоотношениях бизнеса и власти приводит к недостаточной развитости малого и среднего бизнеса, ограниченности его доступа к капиталу. По-прежнему ведутся споры о том, как кластеры будут реальными инструментами

поддержки национального бизнеса в глобальной конкуренции, может ли кластерная политика быть методом повышения конкурентоспособности российских предприятий, как кластеры будут способствовать трансферту технологий, инноваций и так далее.

Актуальность кластерных инициатив в нашем случае определяется необходимостью ускорения инновационного развития экономики рыбохозяйственной отрасли в условиях бескомпромиссной международной конкуренции, в том числе обусловленной вступлением России в ВТО. Мы считаем, что Дальрыбвтуз может стать ядром организационно-управленческой, промышленно-методологической группы, вокруг которого целесообразно построить Тихоокеанский морехозяйственный инновационно-образовательный кластер, создаваемый на основе эпистемических (знаньевых) технологий, позволяющих различать и соорганизовывать разные типы знаний (фундаментальное научное знание, технологическое, маркетинговогуманитарное, финансово-инжиниринговое и обязательно стратегическое и инновационное), обеспечивающих продвижение этого сегмента экономики Дальневосточного региона. При этом в какой-то мере можно использовать опыт Гарвардского университета в США, где зародилась идея кластера.

Однако проблема невозможности абсолютного использования зарубежного опыта в том, что основная особенность, осложняющая реализацию какой-либо кластерной политики - это существенные различия, наблюдающиеся между кластерами в зависимости от их отраслевой принадлежности, местоположения и, главное, внутренней организации. Поэтому кластерная политика в России может реализовываться только с учетом специфики пространственной структуры отраслевой экономики и только во взаимосвязи с другими подходами, разработанными и успешно применяемыми ранее. В этой связи целесообразность самостоятельного проведения теоретических и экспериментальных исследований (в сравнении с возможностью закупки за рубежом прообразов или аналогов, в которых будут реализованы результаты данных исследований) очевидна и не требует дополнительного обоснования.

Главной целью кластерных инициатив Дальрыбвтуза может быть создание сети взаимодействий между учеными, студентами, предпринимателями и другими представителями реальной экономики, а также государственными служащими с целью оперативного внедрения в практику нововведений различной направленности - как управленческих, так и научных, а также развитие образовательной, научной, информационно-телекоммуникационной и инновационной среды для обеспечения конкурентоспособности образовательных услуг, научно-технической и рыбохозяйственной продукции на российском и мировом рынках.

Рассматриваемая концепция построения Тихоокеанского морехозяйственного инновационно-образовательного кластера связана с

необходимостью объединить в рамках Дальневосточной экономической зоны производственные бизнес-проекты, фундаментальные разработки в морехозяйственной области, современные системы проектирования новых продуктов и подготовку производства этих продуктов. Предполагается что Тихоокеанский морехозяйственный инновационно-образовательный кластер (учебно-научно-промышленная группа) - это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга, а именно следующих отраслей и подотраслей: науки, образования, аквакультуры, рыболовства, экологии моря, переработки гидробионтов и производства продуктов питания, дистрибьюторства, в том числе деятельности биржи, логистики и т.д.

В рамках кластерной инициативы под Тихоокеанским морехозяйственным инновационно-образовательным кластером следует понимать группу самостоятельных организаций, учреждений и компаний родственных или взаимосвязанных отраслей морехозяйственного комплекса и сферы услуг, а также поддерживающих их институтов, расположенных в ДФО, производящих схожую или взаимодополняющую продукцию и характеризующихся наличием информационного обмена между фирмами - членами кластера и их сотрудниками, позволяющего повышать конкурентоспособность кластера на российском и мировом рынках.

Центральным моментом кластерной инициативы формирования Тихоокеанского морехозяйственного инновационно-образовательного кластера при нашем подходе является не просто территориальногеографическое сближение, резиденциальное объединение производств нескольких разных отраслей, между которыми возможна синергия и взаимно функциональные отношения, а намерение довести ряд принципиально новых лабораторных технологий, действие которых основано на новых физических принципах и эффектах до новых систем деятельности и практики.

В своем устройстве кластер должен интегрировать схему

организации полномасштабной производительной системы, объединяющей прикладную и фундаментальную практико-

ориентированную науку, инновационную промышленность, развивающее образование и выполнять три основные функции:

- адаптер между прикладной, фундаментальной наукой и

комплексными разработками, где осуществляется формирование

технологических решений и обеспечивается перевод знаний о новых физических принципах и эффектах, полученных в лабораториях институтов Дальнего Востока, в промышленные технологии производства;

- инкубатор выращивания новых типовых решений

региональнального развития рыбодобывающей, перерабатывающей и других отраслей, где осуществляется управление знаниями как условие

формирования экономики развития Дальнего Востока, т.е. кластер является фабрикой комплексного практико-ориентированного знания, позволяющего определить зоны приоритетных инвестиционных вложений, используя принципы оборота знаний, финансовоинжиниринговые схемы, инновационно-сетевые стратегии и т.д.

- обучающая система, осваивающая новые институциональные схемы деятельности, так как важнейшим условием развития экономики и создания опытных производств нового поколения является постоянный процесс обучения и переподготовки.

Очевидно, что основное преимущество Тихоокеанского морехозяйственного инновационно-образовательного кластера связано с тем, что он формируется вокруг системы гарантированного потребления продукции в двух основных направлениях развития инновационной деятельности:

- наука ^ инновации ^ производство;

- наука ^ инновации ^ образование.

Разработка принципов организации формальной структуры, которая будет объединять входящие в Тихоокеанский морехозяйственный инновационно-образовательный кластер предприятия, организации, научно-исследовательские и проектноконструкторские институты, университет и другие профессиональные учебные заведения, осуществляется в процессе согласования с комплексом других мероприятий. Например, построение Тихоокеанского морехозяйственного инновационно-образовательного кластера может быть в составе следующих центров: маркетингового, технолого-реализационного, организационно-производственного,

инвестиционного, кадрового, институционально-организационного и др.

В технолого-реализационном центре предполагается получение ответа на вопрос, какой тип технологии может быть создан на основе фундаментального знания о новом физическом эффекте или новом физическом принципе. В основе деятельности этого центра лежат необходимые способы взаимодействия представителей прикладной и фундаментальной науки и разработчиков комплексных технологических решений.

Организационно-производственный центр должен обеспечить получение ответа на вопрос, какой тип нового производства может быть создан на основе опытно-экспериментальных образцов пищевой продукции.

Маркетинговый центр определяет потенциальный спрос на инновационное изделие - услугу - технологию - инфраструктуру, осуществляет позиционирование кластерной группы предприятий на российском и мировом рынках, обеспечивает создание условий для работы с дилерами в системе маркетинговых сетей, проектирование позиционирования структур, которые создают и потребляют продукцию нового техно-промышленного уклада, полученную при

переработке гидробионтов, продвигает новый тип продукции на рынок и формирует устойчивый спрос.

Инвестиционный центр производит оценку перспективности проектов по созданию инновационного продукта - услуги - технологии -инфраструктуры, определение группы организационных проектов и альтернативных вариантов проектов - единиц, включенных в мегапроект, оценку рисков каждого из проектов и каждого из этапов реализации отдельного проекта, постоянный анализ устойчивости спроса на результат реализации проекта в зависимости от стоимости продукции. В составе инвестиционного центра необходимо создание специальной инжиниринговой компании современного типа.

В кадровом центре предполагается подготовка креативно настроенных людей, которые способны работать в условиях высокой неопределенности, взаимодействия носителей разнопрофессиональных языков, а также огромной технологической гибкости и перенастройки современного постфордисткого производства, где реализуется постоянный процесс обучения и переподготовки кадров для участников Тихоокеанского морехозяйственного инновационно-образовательного кластера.

В институционально-организационном центре осуществляется совершенствование структуры управления, предполагается получение ответа на вопрос, как должен быть организован кластер, как он должен формироваться и развиваться в постоянно изменяющихся условиях современной реальности.

Высокая эффективность будет обеспечиваться за счет того, что Тихоокеанский морехозяйственный инновационно-образовательный кластер должен быть открытой для развития системой и на начальном этапе предполагает соорганизацию, как минимум, пяти вышеобозначенных крупных техноцентров, которые образуют технологическую основу кластера.

Практика показывает, то внутрикластерное взаимодействие позволяет обеспечить формирование крупных инновационных проектов и реализацию их на принципах государственно-частного партнерства. Уровень производительности труда в кластере растет за счет специализации и аутсорсинга непрофильных видов деятельности, уровень занятости - за счет привлечения и формирования новых субъектов экономической деятельности в родственных и поддерживающих отраслях. Динамичное развитие кластера стимулируется с помощью различных механизмов, в том числе предоставления компаниям информационных услуг, выработки стратегии общего развития, позиционирования кластера на отечественном и мировом рынке как ведущего производителя определенной продукции и т.п.

Прогнозируемые социально-экономические эффекты от создания Тихоокеанского морехозяйственного инновационно-образовательного кластера будут получены в том числе от решения следующих задач:

- приближение высшего образования к потребностям рынка труда за счет расширения участия работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования;

- интеграция вузов и научных учреждений с реальной экономикой, межотраслевое сотрудничество для решения основных проблем рыбохозяйственного комплекса России в том числе при освоении водных биоресурсов конвенционных и открытых районов Мирового океана, развитии морской аквакультуры и переработки гидробионтов и т.д.

Выбор подхода к прогнозу социально-экономических эффектов и показателей зависит от типа кластера и от того, измеряется ли эффективность кластерной политики на уровне отдельного кластера или региональной кластерной политики в целом и будет определен при строительстве кластера. В качестве примеров универсальных или наиболее часто используемых показателей эффективности кластерной политики можно привести производительность труда, экспорт продукции и услуг, занятость, заработную плату, объем прямых иностранных инвестиций и другие индикаторы.

Для успешного выполнения своих функций в составе Тихоокеанского морехозяйственного инновационно-образовательного кластера Дальрыбвтузу необходимо проделать определенную работу:

- повысить академическую мобильность и качество профессорско-преподавательского состава путем перехода на основные принципы Болонского процесса и интеграции в мировое образовательное сообщество;

- системно командировать в ведущие научно-образовательные центры мира сотрудников и студентов, обучающихся в Дальрыбвтузе;

- решить социальные вопросы профессорско-преподавательского состава и контингента обучающихся, в том числе путем строительства жилого фонда по федеральным программам, за счет ипотечного кредитования и использования других современных форм, а также обеспечения достойного уровня зарплаты;

- создать прорывные научные лаборатории и опытные производства, на которых формируются основы новых технологий, макеты и образцы инновационных технологий для опробования на экспериментальных производствах и т.д., в том числе плавательную лабораторию из 1-3 судов;

- ввести практику приглашения ведущих профессоров, в том числе зарубежных, для решения прорывных задач в области образования;

- обеспечить создание, развитие и введение в образовательную практику новых и качественно усовершенствованных инновационных образовательных программ, которые должны предусматривать применение современных, в том числе информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и интерактивных методов

обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих мировому уровню;

- завершить развитие социально ориентированного, экономически эффективного и адаптивного к вызовам времени кампуса Дальрыбвтуза.

Это позволит Дальрыбвтузу быть привлекательным фасилитатором кластерной инициативы, реально стать ядром организационно-управленческой, промышленно-методологической группы, вокруг которого сформируется Тихоокеанский морехозяйственный инновационно-образовательный кластер на основе знаньевых технологий, обеспечивающих динамичное продвижение этого сегмента экономики Дальневосточного региона.

Библиографический список

1. Ким Г.Н., Лесовский Б.Ф., Ким И.Н. Роль высших учебных заведений в инновационном развитии экономики региона на основе применения теории кластерного управления // Вестник ДВ РУМЦ. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2009.

2. Gert-Jan Hospers (2005). «Best practices» and the dilemma of regional cluster policy in Europe. Tijdschrift voor Economische en Sociale Geografie - 2005, Vol. 96, No. 4.

3. C. Ketels, G. Lindqvist, O. Sôlvell. Cluster Initiatives in Developing and Transition Economies. Center for Strategy and Competitiveness, Stockholm. First edition, May 2006.

4. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров. Интернет-ресурс http://www. krsu.edu. kg/vestn i k/v3/a 15.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.