Научная статья на тему 'Стратегические ориентиры кластерного развития экономики региона в условиях перехода к инновационной модели'

Стратегические ориентиры кластерного развития экономики региона в условиях перехода к инновационной модели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОРГАНИЗОВАННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / REGIONAL ECONOMY / MANAGEMENT OF INNOVATION ACTIVITY / GEOGRAPHICALLY ORGANIZED ECONOMIC SYSTEMS / REGIONAL CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лесовский Борис Федотович, Салтыков Максим Александрович, Лесовская Ольга Викторовна

Рассмотрены возможности применения кластерного управления развитием морехозяйственного комплекса Приморского края. Предложен вариант кластерной стратегии и механизм ее реализации через концепцию инновационного агентства регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC GUIDING LINES OF CLUSTER DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY UNDER TRANSITION TO THE INNOVATION MODEL1Far Eastern State Technical Fishery University

The authors examine the possibilities to apply the cluster management for the development of the fishery complex of the Primorye. They propose a variant of the cluster strategy and its implementation mechanism through the concept of Innovation Agency for Regional Development.

Текст научной работы на тему «Стратегические ориентиры кластерного развития экономики региона в условиях перехода к инновационной модели»

Таблица 5

Факторы, способствующие и препятствующие внедрению контроллинга [2]_

Фактор, влияющий на скорость внедрения нововведений Преимущества контроллинга Недостатки контроллинга

Эффект от внедрения: экономический; социальный Повышение прибыльности и гибкости предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах; Новая возможность быстрого продвижения по службе вследствие создания отдела контроллинга (повышение статуса) Несовершенство существующих методов анализа; Угроза статусу групп (бухгалтерии, планового отдела и т.п.) и лиц (начальников соответствующих отделов)

Совместимость: с корпоративной культурой; с методами информационного обеспечения управления Зависит от предприятия В среднем невысокая совместимость с корпоративной культурой; Низкая совместимость с традиционными системами информационного обеспечения

Сложность нововведения Простота моделей Усложнение по сравнению с традиционными методиками; необходимость дополнительного обучения персонала

Делимость нововведения, возможность проведения эксперимента Возможность начать с внедрения в одном подразделении, чтобы затем распространить опыт на все предприятие Полный эффект наблюдается только после внедрения на всем предприятии в целом

Наглядность Первые результаты сразу видны руководителю Полный результат появляется нескоро

Таким образом, результатом внедрения контрол- которая необходима для принятия управленческих линга на предприятии розничной торговли Приморско- решений;

го края становится система, которая способствует • составлять бюджеты прибылей и убытков в

повышению эффективности хозяйственной деятель- разрезе структурных подразделений; ности предприятия и позволяет: • планировать стратегию деятельности с целью

• своевременно получать точную информацию, повышения эффективности использования ресурсов детализированную по структурным подразделениям, предприятия.

Библиографический список

1. Дайле А. Практика контроллинга / пер. с нем. М.Л. Лука- 3. Кошечкин С.А. Контроллинг как управленческая концеп-шевича, Е.Н. Тихоненковой. М.: Финансы и статистика, 2001. ция // http:// koshechkin.narod.ru

336 с. 4.Лемещенко Г.Л., Ломоносова Е.В. Управленческий учет -

2. Контроллинг как инструмент управления предприятием основа контроля в принятии оптимальных решений // Вест/ Е.А. Ананькина [и др.]; под ред. Н.Г. Данилочкиной. М.: ник ИрГТУ, 2010. №3(43). С. 159-163.

ЮНИТИ, 2002. 279 с. 5. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я. М.:

Финансы и статистика, 2003. 288 с.

УДК 338.1. ББК 65.05

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ

Б.Ф.Лесовский1, М.А.Салтыков2, О.В.Лесовская3

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, 690950, Приморский край, г. Владивосток, ул. Луговая, 52б. Тихоокеанский государственный экономический университет, 690091, г. Владивосток, Океанский проспект, 19.

Рассмотрены возможности применения кластерного управления развитием морехозяйственного комплекса Приморского края. Предложен вариант кластерной стратегии и механизм ее реализации через концепцию инновационного агентства регионального развития.

1Лесовский Борис Федотович, доктор технических наук, профессор, тел.: 89025565070, e-mail: [email protected] Lesovsky Boris Fedotovich, Doctor of technical sciences, professor, tel.: 89025565070, e-mail: [email protected]

2Салтыков Максим Александрович, ассистент, тел.: (4232) 222293

Saltykov Maxim Alexandrovich, assistant, tel.: (4232) 222293.

3Лесовская Ольга Викторовна, кандидат экономических наук, тел.: 89147069601, e-mail: [email protected] Lesovskaya Olga Viktorovna, Candidate of Economics, tel.: 89147069601, e-mail: [email protected]

Ил. 2. Табл. 2. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: региональная экономика; управление инновационной деятельностью; территориально-организованные экономические системы; региональный кластер.

STRATEGIC GUIDING LINES OF CLUSTER DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY UNDER TRANSITION TO

THE INNOVATION MODEL

B.F. Lesovsky, M.A. Saltykov, O.V. Lesovskaya

Far Eastern State Technical Fishery University, 526 Lugovaya St., Vladivostok, the Primorye, 690950. Pacific State Economical University, 19 Okeansky Av., Vladivostok, 690091.

The authors examine the possibilities to apply the cluster management for the development of the fishery complex of the Primorye. They propose a variant of the cluster strategy and its implementation mechanism through the concept of Innovation Agency for Regional Development. 2 figures. 2 tables. 7 sources.

Key words: regional economy; management of innovation activity; geographically organized economic systems; regional cluster.

Современные экономические условия обуславливают необходимость поиска вариантов эффективного механизма развития региона и управления инновационной деятельностью, одним из которых является кластеризация экономики. Тема формирования региональных кластеров как механизма использования потенциала совместного сотрудничества предприятий и организаций, повышения конкурентоспособности производимой ими продукции и услуг, обеспечения инновационного развития и устойчивости производства в долгосрочной перспективе на фоне проблемы перехода экономики России от сырьевой модели к экономике инновационного типа приобретает большую актуальность. Инструменты организации перехода к инновационному типу получили наибольшую востребованность в связи с возникшим глобальным экономическим кризисом, который обострил назревавшие проблемы отечественной экономики, такие как: все еще остающийся низким объем инвестиций в производство и человеческий капитал, высокий объем износа основных производственных фондов, низкий уровень развития малого и среднего предпринимательства, а также ряд других актуальных проблем.

По данным международного рейтинга конкурентоспособности за 2008-2009 гг., рассчитываемого на основе ряда макроэкономических показателей, таких как эффективность рынка труда, макроэкономическая стабильность, высшее образование, инновации, инфраструктура, здравоохранение и начальное образование, общественные институты, уровень развития финансового рынка и бизнеса и др., российская экономика находится на 51 месте из 134 [1]. В десятку лидеров вошли: США, Швейцария, Дания, Швеция, Сингапур, Финляндия, Германия, Нидерланды, Япония и Канада.

Страны, получившие высокую оценку международной конкурентоспособности, преимущественно основывают развитие своей экономики на принципах поддержки отраслевых кластеров. Например, США преимущественно сильны в информационных технологиях и в стране функционирует около 380 ведущих кластеров, в которых производится 61% ВВП и сосредоточено 57% трудового потенциала страны; в Дании развиты пищевая промышленность, медицина, био-

технологии и мебельная промышленность, в аналогичных кластерах участвуют около 40% всех фирм страны и в них сосредоточено 60% экспорта; в Швеции развита целлюлозно-бумажная промышленность, металлургия, где наиболее широко используется кластеризация. В 2002 году правительством Канады была принята Инновационная стратегия развития страны, ключевым элементом которой является развитие 10 международно-признанных инновационных кластеров.

Кластер представляет собой группу географически соседствующих, взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенных сферах, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [2]. В настоящее время основным мотивом изучения кластеров является поиск механизмов, которые могут оказать выраженное влияние на развитие региональных экономик и повысить их эффективность. Сегодня развитие региональных групп бизнеса на основе кластерного подхода все еще представляет новую и альтернативную форму индустриальной политики, которая значительно отличается от проводимой ранее отраслевой. Одной из наиболее ценностных характеристик концепции кластеризации является акцент на стимулировании инновационного развития, под которым в широком смысле принято понимать нововведения в области техники и технологии, менеджмента, маркетинга, организации труда и производства, основанные на использовании достижений науки и практического опыта в бизнесе.

По мнению М.Портера, инновационная экономика является наиболее конкурентоспособной среди других типов экономики. Согласно М.Портеру, страны проходят четыре стадии развития конкурентоспособности: 1) конкуренция на основе факторов производства (страны с низким доходом на душу населения); 2) конкуренция на основе инвестиций (страны со средним доходом на душу населения); 3) конкуренция на основе инноваций (страны с высоким уровнем жизни); 4) конкуренция на основе богатства [3]. Экономика, основанная на кластерах, - это инновационная экономика, повышающая конкурентоспособность регионов, реализующих кластерную политику.

В России развитие региональных и отраслевых типов кластеров также рассматривается как одно из условий повышения конкурентоспособности экономики и стимулирования инновационных процессов. Новая программа реформ, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [4], поставила задачу модернизации всех сторон жизни России и перехода от сырьевой модели к экономике интеллектуальной. Таким образом, в настоящее время формируется реальная основа, которая может стать концепцией региональной стратегии экономического развития, а также стимулом построения в субъектах Федерации инновационной экономики, основанной на кластерах, уже в ближайшей перспективе.

Ряд официально утвержденных в последнее время документов и принятых решений открыл более широкие возможности для внедрения кластерной концепции в практику российского регионального управления инновационным развитием. Среди таких документов, с нашей точки зрения, наиболее значимы: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации 2020 года (определяющая в качестве основного приоритета развитие инновационной экономики) и Федеральный закон «Об особых экономических зонах», который создает благоприятные возможности для развития кластерных проектов и использования потенциала территории особых экономических зон. Также можно отметить, что в результате образования и деятельности ряда институтов развития, таких как: Инвестиционный фонд Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности

видно, что на территории Приморского края можно выделить две системообразующие группы потенциальных кластеров, которые в перспективе могут стать объектом для реализации федеральной и региональной кластерной политики. К первой группе, согласно современным положениям теории о кластерах, относятся «зарождающиеся кластеры» (от англ. «emerging cluster») [4]. Зарождающиеся кластеры - это вторая стадия кластерного развития, которая предполагает, что в регионе появляется группа или несколько компаний, объединяющихся вокруг «ключевой» сферы деятельности кластера, и расширяются общие перспективы сотрудничества.

К этой группе могут быть отнесены отрасли, связанные с морской сферой, такие как рыбное хозяйство, морской транспорт и логистика. В этих видах экономической деятельности, основой которых являются региональные порты и организации морского транспорта, задействовано множество малых и средних предприятий. Прибрежное географическое положение, наличие транспортных путей, выход в океан, близость азиатских товарных рынков обеспечивают стабильный грузовой поток через порты и транспортные коммуникации Приморского края. В период до 2009 г. объем переработки грузов через порты Приморского края возрастал, суммарный грузооборот дальневосточного региона составил 80 млн, что соответствует 18% всего грузооборота портов России, доля данного сектора экономики Приморского края составляет около 56% от дальневосточного и 10% от грузооборота портов России. Этот уровень стабильно удерживается на протяжении длительного периода, только в 2003 году происходило незначительное снижение (рис. 1).

60 50 40 30 20 10 0

56

56

56

49

52

^4Г

47

11 11 8 10 10 10 10

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2008

□ Доля Приморского края в ДВ, % □ Доля Приморского края в РФ, % Рис. 1. Динамика грузооборота крупнейших портов Приморского края за 2001 - 2008 гг., млн тонн

(Внешэкономбанк)», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др., заложены основы развития механизмов финансирования кластерных мероприятий.

С нашей точки зрения, Приморский край обладает рядом благоприятных условий для перспективного развития кластеров на территории. В «Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года» определяется развитие транспортно-логистического и рыбохозяйственного кластера в качестве одного из приоритетных направлений [5]. Оче-

Расположение портов Приморского края на основных транзитных путях Европа - Азия позволяет сделать предположение о возможности увеличения данных показателей.

Наличие морской портово-транспортной инфраструктуры, включающей портовое хозяйство, морской транспорт, судоремонт, морское машиностроение, обеспечивает более благоприятные условия для развития предпринимательства в данной области экономики и является основой для развития малых и средних предприятий в данном секторе экономики. Анализ показывает, что на протяжении ряда лет темп разви-

тия предприятий транспортного комплекса превышал тельный и некоторые другие отраслевые сегменты общий темп прироста по Приморскому краю (рис. 2). экономики, такие как обрабатывающее производство.

1,50

1,40

1,30

1,20

1,10

1,00

2003 2004 2005 2006

♦ темп прироста предприятий, всего

2007 2008 2009

темп прироста предприятий транспорта

Рис. 2. Динамика темпов прироста численности предприятий транспорта Приморского края за 2003-2009 гг., %

Несмотря на то что имеется тенденция к замедлению, общий уровень на транспорте остается выше межотраслевого среднего значения. В настоящее время показатели транспорта определяют его ведущие позиции в экономике Приморского края (табл. 1).

При реализации соответствующих мероприятий и создании благоприятных условий, все они могут сформировать полноценную и конкурентоспособную региональную кластерную экономику.

Стоит также отметить, что с позиций управления

Таблица 1

Показатели транспортной отрасли Приморского края, 2008 г.

№ Показатели Значение Позиция среди отраслей Доля среди других отраслей

1 Счет ВРП производства, млн руб. 63 3 -

2 Количество предприятий, ед. 6 340 3 10%

3 Среднегодовая численность занятых, тыс. чел. 63 7 6%

4 Основные фонды, млн руб. 82 648,1 2 13%

5 Инвестиции в основной капитал, млн руб. 29 541,1 1 45,5%

6 Иностранные инвестиции, млн долл. 616,0 1 -

7 Экспорт (транспортные услуги), млн долл. (экспорт услуг) 511,4 1 94%

В свою очередь, показатели рыбного хозяйства Приморского края также значительны. Ежегодно в другие регионы России и на экспорт поставляется более 90 % вырабатываемой рыбной продукции, география вывоза представлена 32 краями и областями России. Рыба и морепродукты экспортируются более чем в 10 стран дальнего зарубежья. Доля Приморского края в рыбной отрасли России в разные периоды составляет в общих объемах товарной продукции более 20 %, а в инвестиции в основной капитал среди рыбохозяйст-венных предприятий около 19 %.

Вторая группа кластеров может быть охарактеризована как перспективные кластеры, или «пре-кластеры». Пре-кластер, или агломерат (от англ. «agglomeration»), - характеризуется тем, что в регионе существует ряд компаний малого и среднего бизнеса, объединяемых одной сферой работы. К этой группе кластеров могут относиться туристический, образова-

инновационной деятельностью интересны любые кластеры, а не только наиболее развитые, поскольку с изменением рыночной конъюнктуры степень влияния того или иного кластера может возрастать или, наоборот, снижаться. Вышеприведенное разделение на стадии и классификация кластеров, а также изучение их структуры и признаков являются необходимым условием при разработке стратегических мероприятий по стимулированию процесса кластеризации и перехода их к более высокому уровню кластерной организации.

Анализ управленческого опыта стран, применяющих кластерное управление, показал, что политика правительств в этой области преимущественно сосредотачивается на организации мероприятий, способствующих объединению власти и бизнеса для координации усилий по кластеризации территории. Основные мероприятия включают в себя создание или

развитие учреждений, которые будут стимулировать: а) приобретение новых знаний и внедрение инноваций, б) деловую активность, в) поддержку предпринимательства, г) снижение барьеров на пути создания новых фирм и упрощение доступа к капиталу. Комплекс таких мероприятий также создает условия для возникновения новых фирм и видов деятельности. Впоследствии некоторые из них могут трансформироваться в отдельные кластеры.

Практика мирового опыта показывает, что первый этап в реализации стратегии по развитию кластеров должен быть направлен на организацию коммуникационных площадок для заинтересованных сторон кластера, на которых могут быть определены групповые интересы и выработаны стратегические мероприятия по его развитию. Первым шагом перехода к инновационному способу развития морехозяйственного комплекса может быть реализация стратегии «брокера», которая призвана создать реальные предпосылки для диалога и сотрудничества между потенциальными участниками кластера, создать условия для коллективного обсуждения проблем развития и выработки планов кластеризации на принципах трипартизма (бизнес - наука, образование - государство). Решающая роль здесь отводится Администрации региона как органу государственной власти и управления развитием экономики.

При этом за основу может быть взят опыт инновационного агентства Kansas Technology Enterprise Corporation (KTEC), деятельность которого посвящена стимулированию и развитию инновационных отраслей экономики и взаимодействию с научными и учебными учреждениями, коммерциализации технологий и инноваций, созданию рабочих мест.

Другой пример, который может быть полезен с практической точки зрения, - это опыт Канады. Национальный Исследовательский Совет Канады - ведущее федеральное агентство по научно-исследовательскому развитию, включает более 20 институтов и национальных программ, охватывающих широкий спектр дисциплин и предлагающих ряд услуг по всей территории Канады для помощи в стимулировании инновационной деятельности на местном и региональном уровнях [4]. По географическим характеристикам и природным ресурсам Канада имеет близкое сходство с Дальним Востоком России. Кроме того, наличие развитой инфраструктуры промышленности, ее высокая инновационная составляющая, а также успешные примеры создания высокотехнологичных кластеров делают канадский опыт кластерного развития показательным примером эффективной кластеризации.

В качестве структуры со сходными функциями может быть организован коллегиальный ассоциативный управляющий орган кластеризации морехозяйст-венного комплекса при Администрации Приморского края. Его примерные функции:

•проработка вопросов, связанных со стратегическим планированием, региональным законодательством, программами развития, а также мониторинг их реализации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•координация вопросов научно-технической политики морехозяйственного комплекса и внедрения разработок НИОКР в практику;

•консалтинг, разработка инвестиционных и инновационных проектов, маркетинговые исследования, организация коммуникационных мероприятий между участниками кластера;

•разработка мероприятий повышения уровня жизни в регионе, социокультурное развитие территории, миграционная политика, политика управления человеческим капиталом и т.д.

В составе данной организации может быть сформирован управляющий Совет из представителей региональной и муниципальных администраций, науки, образования, а также ведущих бизнесменов. В Совет могут входить руководители комитетов по экономике краевой и городских администраций, ведущие ученые и специалисты организаций кластерной инфраструктуры (промышленные ассоциации, торгово-промышленная палата, финансовые структуры, технопарки и т.д.). На рис 3. показан механизм взаимодействия такой управляющей структуры и участников кластера по специализированным вопросам и проблемам экономического и инновационного развития.

С нашей точки зрения, данная организация может иметь проектную структуру управления, основным принципом построения которой является концепция, ориентированная на конечный результат. Можно предположить, что на первом этапе кластеризации именно проектный тип управления позволит достичь положительных результатов в сокращенные сроки. На рис. 4 предложена проектная структура матричного типа (программно-целевая), которая может быть положена в основу организационного устройства инновационного агентства регионального развития.

Такая структура обладает всеми преимуществами проектной структуры управления (матричного типа), которая имеет и свои особенности, так как вместо производства продукта определено стратегическое направление. Таким образом достигается реализация стратегии кластеризации территории. При этом в каждом направлении работает проектный менеджер, который курирует программы и мероприятия в рамках конкретного стратегического направления. Техническое содействие ему оказывают группы, сформированные по компетенциям.

Основу матричной образует линейно-функциональная структура, которая дополняется структурами программного управления. Можно отметить следующие достоинства данной структуры инновационного агентства регионального развития:

- эффективное использование дефицитного, высококвалифицированного в сфере управления человеческого потенциала;

- высокий уровень оптимизации групп и команд, работающих над программами кластеризации и их реализацией;

- широкие возможности динамичного изменения структуры под новые задачи и колебания макроэкономических условий.

В заключение следует отметить, что положительный опыт других государств целесообразно использовать как основу для разработки и реализации практи-

ческих мероприятий по инновационному развитию субъектов Федерации на основе формирования кластеров. В мировой практике существуют различные

-

Результат совместных решений и действий

Стратегические планы, мониторинг регионального развития, договоры, регламенты, трансферт технологий, девелоперские проекты, приоритетные направления инвестирования

Рис. 3. Схема взаимодействия инновационного агентства регионального развития с участниками кластер_ной среды_

Наблюдательный совет

Рис. 4. Организационная структура управления инновационным агентством регионального развития

Таблица 2

Перспективы и риски кластеризации морского транспортного комплекса Приморского края

Перспективы Риски и негативные стороны

Повышение конкурентоспособности предприятий морехозяйственного комплекса. Высокая вероятность возникновения положительных синергетических эффектов для связанных отраслей экономики и социальной сферы. Рост инвестиционной привлекательности. Прирост дополнительных рабочих мест в морехозяйственном комплексе и смежных отраслях. Повышение социально-экономического уровня территории. Снижение темпов оттока населения и повышение качества человеческого капитала региона. Повышение уровня внедрения научных разработок в производство. Развитие региональной инновационной системы и венчурных фондов. Подмена понятий, содержательной части подхода и его принципиальной составляющей, что может привести к неэффективности кластеризации. Неприменение необходимых управленческих мероприятий и бюрократизация процесса может привести к потере финансовых ресурсов, выделенных на реализацию проекта. Подмена инструментария отраслевого и кластерного развития, а также неготовность власти и бизнеса к конструктивному сотрудничеству не будет способствовать формированию региональных кластеров. Неправильный выбор стратегических направлений инвестирования мероприятий кластеризации снизит эффективность кластерных инициатив. Низкий уровень доверия общества к деятельности органов власти не вызовет широкую поддержку кластерных инициатив. Недостаточный престиж региона для длительного проживания наиболее активного населения и для долгосрочного инвестирования повышает стоимость факторов производства для долгосрочных проектов развития.

механизмы активизации и совершенствования инновационной среды. Кластерный подход в реализации инновационной политики предусматривает формирование развитой соответствующей инфраструктуры: венчурные фонды, технопарки, бизнес - инкубаторы и др., а также прямую и косвенную финансовую поддержку инновационных проектов. С нашей точки зрения, реализация комплекса соответствующих меро-

Библиографический список

приятий и механизмов на территории Приморского края является перспективным направлением развития региональной экономики и повышения уровня инновационной составляющей в ВРП, в первую очередь в морехозяйственном комплексе. В табл. 2 представлены основные перспективы и риски кластеризации экономики Приморского края.

1. Michael E. Porter, Klaus Schwab The Global Competitiveness Report 2008-2009 // Geneva Switzerland 2008.

2. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations: With a New Introduction. N.Y.: The Free Press, 1990, Palgrave Tenth Edition, 1998 - P. 131.

3. Porter M.E. Clusters and the New Economics of Competi-hion // Harward Business Revies, November-Deembe, 1988. p.77- 90.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р Минэкономразвития. Москва, 2008.

5. Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года - [электронный ресурс] -http://www.primorsky.ru

6. Andersson T. Schwaag S, The Cluster Policies Whitebook, 2008, р. 29-30

7. Третьяк В.П. Кластеры предприятий - экономический инструмент интенсивного развития инновационного малого бизнеса - [Электронный ресурс]

http://www.subcontract.ru/Docum/DocumUplShow.asp7DocumU plID=977 [Дата обращения 15.12.09 г.]

УДК 339.13.012

УЧЕТ ФАКТОРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗАТРАТ НА РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

А.В.Меркулов1

ОАО «Иркутскэнерго»,

664000, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 3.

Рассматриваются генезис и современные подходы к определению естественной монополии. Обосновывается необходимость идентификации естественно-монопольных образований на уровне отдельных, локальных предприятий и производств, а не отрасли в целом. Предложено при определении естественно-монопольных произ-

1

Меркулов Андрей Васильевич, дежурный инженер управления оптовой торговли электроэнергией, аспирант кафедры экономики предприятия и предпринимательской деятельности БГУЭП, тел.: (3952) 388744, e-mail: [email protected] Merkulov Andrey, Engineer on Duty of the Department of Electrical Energy Wholesale, Postgraduate student of the chair of Business Economics and Entrepreneurship of Baikal State University of Economics and Law, tel.: (3952) 388744, e-mail: andrew.mv @ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.