Научная статья на тему 'Кластерная стратегия развития экономики Кольской опорной зоны в пилотном регионе'

Кластерная стратегия развития экономики Кольской опорной зоны в пилотном регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
197
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / CLUSTER / ОПОРНАЯ ЗОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНВЕРГЕНЦИЯ / REGIONAL CONVERGENCE / ДИФФУЗИЯ / DIFFUSION / МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / MURMANSK OBLAST / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ECONOMIC POTENTIAL / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / SPATIAL DEVELOPMENT / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / INSTITUTIONAL RESTRICTIONS / КОЛЬСКАЯ ОПОРНАЯ ЗОНА / KOLA REFERENCE ZONE / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / CLUSTERING / REFERENCE ZONE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Щебарова Наталья Николаевна, Говор Марта Андреевна

Раскрыты положительные эффекты от реализации кластерных стратегий в регионе, влекущие за собой активную реализацию кластерной стратегии на территории Мурманской области, в рамках проводимой государством политики по внедрению на территории регионов опорных зон экономического развития. Показано, на каких промышленных отраслях необходимо в первую очередь сделать акцент в кластерных проектах и какие структурные изменения в макроэкономике региона это за собой повлечет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Щебарова Наталья Николаевна, Говор Марта Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cluster Strategy of Kola Reference Zone Economic Development in the Pilot Region

The authors did expose the positive effects of cluster strategies in the region that lead to the active implementation of cluster strategy on the territory of Murmansk oblast, in the framework of the state policy on the reference zones implementation in the regions. They have shown which industrial sectors should be emphasized above all in the cluster projects and what structural changes in the region’s macro economy this will entail.

Текст научной работы на тему «Кластерная стратегия развития экономики Кольской опорной зоны в пилотном регионе»

УДК 333.122

DOI: 10.24151/2409-1073-2018-2-80-84

Кластерная стратегия развития экономики Кольской опорной зоны

в пилотном регионе

Н. Н. Щебарова, М. А. Говор

Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск, Россия martagowor@gmail.com

Раскрыты положительные эффекты от реализации кластерных стратегий в регионе, влекущие за собой активную реализацию кластерной стратегии на территории Мурманской области, в рамках проводимой государством политики по внедрению на территории регионов опорных зон экономического развития. Показано, на каких промышленных отраслях необходимо в первую очередь сделать акцент в кластерных проектах и какие структурные изменения в макроэкономике региона это за собой повлечет.

Ключевые слова: кластер; опорная зона; региональная конвергенция; диффузия; Мурманская область; экономический потенциал; пространственное развитие; институциональные ограничения; Кольская опорная зона; кластеризация.

Cluster Strategy of Kola Reference Zone Economic Development

in the Pilot Region

N. N. Shchebarova, M. A. Gowor

Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia martagowor@gmail.com

The authors did expose the positive effects of cluster strategies in the region that lead to the active implementation of cluster strategy on the territory of Murmansk oblast, in the framework of the state policy on the reference zones implementation in the regions. They have shown which industrial sectors should be emphasized above all in the cluster projects and what structural changes in the region's macro economy this will entail.

Keywords: cluster; reference zone; regional convergence; diffusion; Murmansk oblast; economic potential; spatial development; institutional restrictions; Kola reference zone; clustering.

Развитие Арктики путем создания опорных зон предложено Правительством РФ в проекте федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» (подготовлен Минэкономразвития России 08.11.2017) [1]. Это новый подход к управлению, пришедший на смену повсеместно

© Щебарова Н. Н., Говор М. А.

практикующемуся отраслевому принципу, который предусматривал объединение проектов по отраслям экономики на федеральном уровне.

Региональный подход, по мнению ряда экспертов, считается эффективным, так как предусматривает комплексные

проекты формирования опорных зон. В комплексном проекте все направления социально-экономического развития Арктической зоны взаимоувязаны друг с другом на всех этапах реализации проекта.

Благодаря экономико-географическим особенностям, запасам полезных ископаемых, наличию относительно развитой транспортной, энергетической, промышленной, научной и образовательной инфраструктуры Мурманская область стала пилотным регионом. Здесь решено создать Кольскую опорную зону, которая будет базироваться на семи отраслевых и межотраслевых кластерах.

Особые экономические зоны как инструмент макроэкономической политики не оправдали себя, поскольку оказались экономически невыгодными.

Кластерная модель организации экономики не имеет аналогов. Среди форм диверсификации экономики, бизнес-структур, институтов государственного регулирования экономики, в том числе институтов образования, она образует своего рода «золотое сечение», в котором сосредоточены наиболее эффективные и взаимосвязанные виды экономической деятельности, конвергенция которых приводит к взаимообусловленному эффекту синергии.

Преимущество и новизна кластерного подхода заключаются в том, что он придает высокую значимость именно микроэкономической составляющей, территориальному и социальному аспектам развития экономики [2].

В качестве координатора работы данной опорной зоны был создан межведомственный проектный офис, в его состав вошли представители федеральных, региональных ведомств, областных предприятий и научно-экспертных организаций.

Основные ресурсные и экономико-географические факторы формируют конкурентные преимущества региона, обусловливающие его кластерную дивергенцию и, как следствие, — границы и направленность опорной зоны. Так, например, добыча и переработка не только водных биологических

ресурсов — нефтегазовых морских месторождений, — но и других различных видов стратегического минерального сырья в российском секторе Арктики — фактор, способствующий росту спроса на экспорт транспортных услуг по трассам Северного морского пути и определяющий сервисное обеспечение реализации перспективных проектов освоения территории — флагманских инвестиционных проектов Кольской опорной зоны.

Кластерная политика Кольской опорной зоны предусматривает, как говорилось выше, создание семи кластеров: транспортно-логистического, морехозяйственного сервисного, нефтега-зохимического, горно-химического и металлургического, рыбохозяйственного, туристско-рекреационного, научно - образовательного, — и предполагает реализацию более 30 масштабных инвестиционных проектов, направленность которых охватывает практически все предприятия в регионе. Транспортно-логистический и морехозяйственный сервисный кластеры объединяют проекты непосредственного освоения Арктики.

Флагманом транспортно-логистическо-го кластера Кольской опорной зоны, безусловно, является Мурманский транспортный узел. Проект транспортного узла возглавляет 17 наиболее перспективных арктических проектов. В основе его — создание глубоководного центра по переработке наливных и навалочных грузов на базе Мурманского морского порта. Круглогодичная работа этого центра позволит усовершенствовать систему снабжения арктических промышленных центров по всему периметру Северного морского пути.

Среди проектов транспортно-логисти-ческого кластера — программа обновления атомного ледокольного флота России. Выполнение программы позволит интегрировать порт Мурманска в международные транспортные коридоры, совершенствовать инфраструктуру и производственные мощности для сервисного обслуживания мореплавания.

Кроме того, в рамках модернизации Мурманского морского вокзала проведена реконструкция пирса дальних линий, увеличена пропускная способность, соответствующая возможности принимать крупные океанские лайнеры.

В перспективе развития пилотного региона — реализация следующих кластерных проектов:

— прокладка железнодорожной ветки длиной 46 км к угольному терминалу на западном берегу Кольского залива;

— строительство в Кольском заливе нефтеперегрузочного комплекса общего пользования;

— возведение контейнерного терминала на восточном берегу Кольского залива (в целях увеличения транзитного грузопотока).

Нефтеперегрузочный комплекс позволит решить проблему, связанную с высокой ценой доставки нефтепродуктов в регион. Вывоз сырой нефти за рубеж будет замещен вывозом нефтепродуктов более высокой добавленной стоимости. Это значимый проект транспортно-логистического кластера. Строительство грузоперевалочных терминалов совмещено с проведением модернизации сопутствующей перерабатывающей инфраструктуры. Поскольку грейферная технология, используемая в Мурманском порту, технически устарела, крупные нефтедобывающие компании вынуждены использовать рейдовые перегрузочные комплексы для перевалки собственных грузов.

Реконструкция действующих и создание принципиально новых объектов портовой инфраструктуры приведет к увеличению пропускной способности порта и обеспечит рост грузооборота к 2025 г. до 70 млн тонн в год1.

Основными инвесторами морехо-зяйственного сервисного кластера и, как следствие, инициаторами проектов являются компании ПАО «НК «Роснефть»

1 Кольская опорная зона будет развиваться за счет семи кластеров Мурманской области // ТАСС: информационное агентство России: [Электронный ресурс] / ФГУП «ИТАР-ТАСС». 10.03.2017. URL: http://tass.ru/ekonomika/4084568 (дата обращения: 24.04.2018).

и ОАО «Новатэк». Именно их заинтересованностью в освоении углеводородных запасов континентального шельфа России в Арктике объясняется то, что одним из ведущих кластерных проектов выбрана модернизация инфраструктуры сервисного обеспечения освоения нефтегазовых морских месторождений в Кольской опорной зоне.

По словам губернатора Мурманской области М. В. Ковтун, ОАО «Новатэк» в рамках проекта по освоению месторождений Гыдана «Арктик СПГ-2» приступил к созданию центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в районе села Белокаменка Мурманской области. Это строительство получило статус стратегического инвестпроекта Мурманской области. В проект инвестируется 25 млрд руб. Крупнотоннажная верфь «позволит создать тысячи рабочих мест, привлечь в регион высококвалифицированный персонал и повысить объемы работы местных предприятий» [3].

ПАО «НК «Роснефть» в Мурманской области проводит подготовку к строительству опорной базы берегового обеспечения шельфовых проектов в Арктической зоне. Планируется создание нефтесервисных производств и инфраструктуры сервисного обслуживания судов для перевозки грузов в акватории Северного морского пути.

Для комплексного развития территории путем повсеместного распространения опорных зон — в интересах федеральных властей создать условия, которые мотивировали бы добывающие компании к замене временных экологически небезопасных рейдовых перевалок современными береговыми комплексами с применением новейших технологических достижений, что позволит устранить инфраструктурные ограничения и даст основания региональному правительству предоставить особые преференции инвесторам.

К таким преференциям можно отнести особый порядок ценообразования в электроэнергетике. Мурманская область — энергоизбыточный регион, поэтому установление льготных тарифов на электроэнергию

будет способствовать развитию многих промышленных предприятий региона, а также обеспечит эффективную реализацию ряда новых проектов.

Также преференции могут быть предоставлены ледокольной проводке судов, что позволит максимально использовать Северный морской путь и послужит условием воссоздания системы портов, портового хозяйства, перевалочных пунктов не только для сквозных перевозок, но и для локального северного завоза. А режим свободного порта сделает возможным интегрирование Мурманского транспортного узла в международные транспортные коридоры для развития транснациональных маршрутов.

Все эти меры в рамках кластерной политики в совокупности с льготами по налогообложению при создании условий успешного функционирования не только нефтегазового комплекса, но и других смежных отраслей российской экономики позволят оперативно и достаточно малозатратно осваивать циркумполярные регионы. В свою очередь, это послужит толчком к бифуркации траектории развития экономики в Арктической зоне, иными словами, создаст поливариантную ситуацию возможных путей развития.

Важным условием создания опорных зон в рамках комплексного социально-экономического развития регионов является устранение не только инфраструктурных, как отмечалось ранее, но и институциональных ограничений, а поскольку опорные зоны являются, безусловно, новым инструментом управления территориями, то региональному и федеральному Правительству РФ еще предстоит разработать проекты их функционирования и определить степень полномочий властей и локализации преференций для инвесторов.

Принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод, что именно кластерный подход к развитию экономики опорных зон является оптимальным инструментом реализации целей новой государственной экономической политики и вывода отраслевых региональных проектов на новый, конкурентоспособный

международный уровень. Именно кластеризация как фактор влияния на макроэкономическую составляющую станет залогом экономической стабильности Арктической зоны и обеспечит наиболее оптимальную и выгодную систему пространственной организации экономики циркумполярного региона.

Литература

1. О развитии Арктической зоны Российской Федерации: проект федерального закона: подготовлен Минэкономразвития России [не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 03.08.2016] // КраудСпейс: краудсорсинговая платформа [Электронный ресурс] / КраудСпейс. Cop. 2018. URL: https://crowdspace.ru/ files/solution/252/a8c/b65/edda589360892eba4356a95.pdf (дата обращения: 24.04.2018).

2. Томкина-Орбидан М. А. Экономический потенциал реализации кластерных стратегий в Западной Арктике // Современные организационно-экономические тенденции и проблемы развития Европейского Севера: мат-лы науч.-пракч. конф. (Мурманск, 2324 апреля 2015 г.): в 2 ч. Мурманск: МГТУ, 2015. Ч. 2. С. 86—91.

3. Ковтун М. В. Кольская арктическая опорная зона будет развиваться в нескольких направлениях // Официальный сайт Государственной комиссии по вопросам развития Арктики: [Электронный ресурс] / Госкомиссия по развитию Арктики. 20.06.2016. URL: https://arctic.gov.ru/News/6aea2afb-ac37-e611-80cc-e672fe4e8e4e?nodeId=89bd2a3e-dc56-e511-825f-10604b797c23&page=1&pageSize=10 (дата обращения: 10.05.2018).

Поступила 04.04.2018

Щебарова Наталья Николаевна — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления Мурманского арктического государственного университета (Россия, 183038, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, д. 15), censey@mail.ru

Говор Марта Андреевна — аспирант Мурманского арктического государственного университета (Россия, 183038, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, д. 15), martagowor@gmail.com

References

1. "O razvitii Arkticheskoi zony Rossiiskoi Fede-ratsii, proekt federal'nogo zakona, podgotovlen Mineko-nomrazvitiya Rossii, ne vnesen v GD FS RF, tekst po sostoyaniyu na 03.08.2016" (On Development of Arctic Zone of the Russian Federation, Federal Draft Law, Prepared by MEDT of Russia, not brought in State Duma of Federal Assembly of the RF, text as of 3 Aug. 2016).

KraudSpeis: crowdsourcing platform. KraudSpeis, cop. 2018. Web. 24 Apr. 2018. <https://crowdspace.ru/files/solu-tion/252/a8c/b65/edda589360892eba4356a95.pdf>.

2. Tomkina-Orbidan M. A. Ekonomicheskii po-tentsial realizatsii klasternykh strategii v Zapadnoi Arktike (Economic Potential of Cluster Strategies Implementation in Western Arctic), Sovremennye organizatsionno-ekonomich-eskie tendentsii iproblemy razvitiya Evropeiskogo Severa, mat-ly nauch.-prakch. konf. (Murmansk, 23-24 aprelya 2015 g.), v 2 ch., Murmansk, MGTU, 2015, Ch. 2, pp. 86—91.

3. Kovtun M. V. "Kol'skaya arkticheskaya opor-naya zona budet razvivat'sya v neskol'kikh naprav-leniyakh" (Kola Arctic Reference Zone Will Develop in Several Directions). Ofitsial'nyi sait Gosudarstven-noi komissii po voprosam razvitiya Arktiki. Goskomis-siya po razvitiyu Arktiki, 20 June 2016. Web. 10 May

2018. <https://arctic.gov.ru/News/6aea2afb-ac37-e611-80cc-e672fe4e8e4e?nodeId=89bd2a3e-dc56-e511-825f-10604b797c23&page=1&pageSize=10>.

Submitted 04.04.2018

Shchebarova Natalya N., Doctor of Economics, Professor, professor of the Economics and Management Department, Murmansk Arctic State University (15, Yegorov street, Murmansk, 183038, Russia), censey@mail.ru

Gowor Marta A., post-graduate student, Murmansk Arctic State University (15, Yegorov street, Murmansk, 183038, Russia), martagowor@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.