Научная статья на тему 'Реализация национальных интересов России при развитии морехозяйственных комплексов'

Реализация национальных интересов России при развитии морехозяйственных комплексов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / МОРЕХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПРИМОРСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батурова Г.В.

Представлены результаты многофакторного анализа мировых тенденций в области морепользования, развития приморских территорий, а также отечественной морской деятельности. Сделан вывод о целесообразности разработки инновационных стратегий развития морского хозяйства, базовым элементом которых на федеральном уровне становится комплексный подход, а на региональном кластерная политика как организационная форма пространственной интеграции морехозяйственного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Батурова Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация национальных интересов России при развитии морехозяйственных комплексов»

реализация национальных

интересов России при развитии морехозяйственных комплексов

Г.В. БАТУРОВА,

научный сотрудник Центра «Мировой океан» ГНИУ «совет по изучению производительных сил» Минэкономразвития России и РАН Е-mail: bagalina@bk.ru

Представлены результаты многофакторного анализа мировых тенденций в области морепользования, развития приморских территорий, а также отечественной морской деятельности. Сделан вывод о целесообразности разработки инновационных стратегий развития морского хозяйства, базовым элементом которых на федеральном уровне становится комплексный подход, а на региональном - кластерная политика как организационная форма пространственной интеграции морехозяйствен-ного потенциала.

Ключевые слова: экономика, морехозяйственный комплекс, конкурентоспособность, устойчивое развитие, приморская территория, кластерная политика.

В настоящее время значение Мирового океана в жизнедеятельности человечества резко возросло. Морехозяйственный комплекс играет одну из ведущих ролей в формировании общемирового валового продукта. В структуре всемирной торговли лидирующие позиции занимают товаропотоки, проходящие через морские транспортно-комму-никационные магистрали. В ближайшее время, согласно прогнозам Всемирной продовольственной организации ООН, последует резкий скачок спроса на продукцию морского промышленного рыболовства. По оценкам ФАО, наращивается промысел водных биологических ресурсов в конвенционных районах Мирового океана, а особенно за пределами их действия.

Начинается полномасштабное освоение минеральных и энергетических ресурсов континентального шельфа и активизируется работа по обеспечению доступа к ресурсам глубоководного дна, объявленного «общим наследием человечества», которые обусловлены истощением запасов полезных ископаемых континентальной части Земли.

Все шире вовлекаются в промышленный оборот альтернативные энергоисточники с использованием геотермальной, циркуляционной океанической, волновой, планетарной гравитационной (приливы и отливы) энергии [1].

Глобальная климатоформирующая функция Мирового океана и его главенствующее значение в экосистемной динамике, видимо, определяющие переход от меридиональной циркуляции макроси-ноптических процессов к зональной, учащающиеся морские природные катаклизмы и техногенные катастрофы побуждают человечество к интенсификации фундаментальных исследований его природы.

Прибрежными государствами активно развивается высокодоходный (в некоторых странах — бюджетоформирующий) морской туристско-рек-реационный бизнес. Любая военная стратегия приморских стран в обязательном порядке содержит морскую компоненту.

Мировой океан становится стратегическим ресурсом человечества, однако технологически сложные виды морской деятельности доступны лишь отдельным, наиболее развитым приморским странам. В их новой морской политике проводятся меры, способствующие военной, транспортной, энергетической и продовольственной безопасности, эффективному и рациональному управлению океаническими ресурсами, комплексному и гармоничному развитию морского сектора экономики, а также упорядоченному устойчивому социально-экономическому росту приморских регионов, отдельных поселений и территорий.

Глобальные процессы океанопользования происходят на фоне все большего стремления к надгосударственному регулированию всемирной

- 39

морской деятельности, при котором изначально наметился значительный разрыв между ведущими морскими державами и остальными прибрежными государствами по уровню технологической оснащенности, а значит — возможностям комплексного изучения, освоения и использования пространств и ресурсов Мирового океана [2, 4]. Первые уверенно контролируют территорию и акваторию, на которую распространяются их суверенитет и суверенные права, последовательно реализуют собственные национальные интересы в ключевых районах открытого моря, имеющих стратегическое значение в силу географического местоположения и, как правило, находящихся далеко за пределами зон их юрисдикции и традиционной ответственности, активно влияют на регуляционную деятельность международных организаций, предоставляют большой объем политических услуг населению своих стран, главная из которых — безопасность. Они практически повсеместно обладают монополией на принятие решений, а в случаях, не терпящих отлагательства, даже на насилие. Суверенитет, суверенные права и национальные интересы остальных прибрежных государств имеют множество существенных ограничений. Иными словами, переход стран экономического авангарда на инновационную траекторию устойчивого роста дает им неоспоримые конкурентные преимущества, особенно ощутимые в долгосрочной перспективе [3].

Происходящее формирование нового технико-экономического уклада в развитых странах (применительно к морехозяйственному комплексу — ведущих морских державах, чьи экономические и политические интенции простираются на весь Мировой океан, на пространства и ресурсы открытого моря) резко актуализировало и вывело на качественно иной уровень многие вопросы, связанные как с концептуальным обоснованием, так и с практикой пространственного развития морехозяйственного комплекса России. Объективные закономерности перехода к инновационной траектории устойчивого роста морепользования, внедрения в морехо-зяйственный комплекс элементов постиндустриальной экономики, основанной на знаниях, и ее формализованного воплощения — национальных инновационных систем — требуют использования принципиально новых подходов к регулированию пространственного развития морского хозяйства, прежде всего в направлении усиления его интегрального характера [5].

При этом наибольших эффектов и результатов можно добиться за счет именно комплексного развития. Такой подход предполагает объявление

40 -

единой, целостной, скоординированной и последовательной государственной морской политики, нацеленной на повышение результативности всех видов океанопользования, их сбалансированное пространственное развитие, комплексное совершенствование и управление ими в целом. Кроме того, она должна содействовать переходу самого морепользования на траекторию устойчивого роста в интересах не только нынешнего, но и будущих поколений, что предусматривает обеспечение конкурентоспособности отечественного морехо-зяйственного комплекса, товаров и услуг морского происхождения и назначения с опорой на инновационное развитие.

Во многих странах мира приморские регионы издавна служили для расширения экспорта, привлечения иностранных инвестиций, повышения занятости и увеличения валютных доходов. Феноменальный подъем экономики Китая начался с того момента, как в мае 1984 г. было принято решение об открытии четырнадцати городов-портов: Тяньцзи-ня, Шанхая, Даляня, Циньхуандао, Яньтая, Циндао, Ляньюньгана, Наньтуна, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуанчжоу, Чжаньцзяна и Бэйхая. В каждом из них учреждалась зона технико-экономического развития (ЗТЭР). А уже «в августе 1986 г. главный архитектор китайских реформ товарищ Дэн Сяопин в ключевой момент строительства зон с энтузиазмом выполнил каллиграфическую надпись: «У зон развития великие перспективы» [6]. Китайские зоны технико-экономического развития в приморских регионах обладают масштабностью и выполняют много функций. Они являются и окнами во внешний мир, и полигонами экономических реформ, при этом в соответствии с концепцией «четырех окон» (окно для технологий, окно для менеджмента, окно для знаний, окно для внешней политики) и пришедшего ей на смену курса «трех приоритетов и одного направления» («считая приоритетными промышленные объекты, привлечение иностранных инвестиций и экспорт, направлять усилия на развитие новых высоких технологий») им практически не присущ изоляционизм.

В ходе проведения китайских реформ зоны технико-экономического развития выполняли разнообразные функции:

• во-первых, они содействовали формированию открытости во всей стране, распространяя ее из приморских районов во внутренние регионы Китая;

• во-вторых, они первыми осуществили комплекс преобразований в формах инвестиций и найма рабочей силы, в производственной сис-

теме, в рыночном строительстве, в структуре государственного управления, что сделало их образцом и стимулом строительства социалистической рыночной экономики;

• в-третьих, зоны мощно способствовали развитию в Китае экономики открытого типа и создали все более и более соответствующую международным стандартам платформу для привлечения и резкого увеличения иностранных инвестиций;

• в-четвертых, они заимствовали передовые технологии и управленческий опыт, подготовили значительное число высокопрофессиональных руководящих и технических кадров, ускорили качественный рост отраслей морехозяйствен-ного комплекса, заметно повысили конкурентоспособность китайского экспорта, заложили основу для вхождения страны в число великих держав по объему торговли и привлеченных инвестиций [6].

Общеизвестны и другие многочисленные модели ориентированного на интенсификацию мо-рехозяйственного комплекса социально-экономического развития развитых морских держав и активно развивающихся прибрежных государств. В этой связи следует отметить, что с середины XX в. многие страны мира — Япония, Южная Корея, Сингапур и другие «азиатские тигры», а также Норвегия, Дания, Бразилия, Аргентина, Чили и т.д. — получили значительный импульс ускоренного социально-экономического роста благодаря опережающему развитию своих приморских регионов и, прежде всего, интенсификации морепользования. Ориентированная на море модель экономики стала основным гарантом и практическим механизмом устойчивого развития для большинства прибрежных государств. При таком подходе с особыми акцентами на укрепление своего морехозяйственного комплекса они легче справлялись с глобальными кризисами и обеспечивали более высокие темпы своего роста. Иными словами, зарубежный опыт свидетельствует и о том, что приморские территории могут стать для России особым стратегическим плацдармом в состязательном противостоянии с развитыми державами за пространства и ресурсы Мирового океана [8, 11].

Кроме того, в развитых морских державах и в активно развивающихся прибрежных государствах в настоящее время происходит стремительное формирование воспроизводственного ядра море-хозяйственного сектора экономики, основанного на новейшей технологической базе. Стратегическая значимость этого тренда объясняется тем фактом,

что страны, претендующие на заметную роль в глобальных процессах технологического развития и при этом не успевшие сформировать воспроизводственную систему, базирующуюся на технологиях нового уклада, в достаточно короткие сроки столкнутся с реальной опасностью превратиться в аутсайдеров, обреченных идти по догоняющему пути технологических заимствований. В этой связи в мире повсеместно интенсифицируются форсайт-исследования, призванные определить приоритетные направления морской политики и выявить перспективные межведомственные море-хозяйственные проекты инновационной направленности [7].

Практически все выполненные форсайт-проекты (как на Западе, так и в России) сходятся в том, что ключевыми пакетами становления новейшего технологического уклада, технологическими картами будущего станут био- и нанотехнологии, системы искусственного интеллекта и глобальные информационные сети. Однако в основе формирования ядра лежит симбиотическое развитие междисциплинарных и конвергентных технологий на базе перекрестного использования в различных сочетаниях достижений в области новейших технологий, а также достижений в отдельных других областях науки и техники, не относящихся сейчас к числу системообразующих. Они станут движущей силой инновационного технологического рывка, переводя социально-экономическое развитие при-арктических геоторий на принципиально новый виток устойчивого роста.

Практические достижения в перечисленных конвергентных направлениях ознаменуют появление принципиально новых товаров и услуг, а также создание под них соответствующих общественных потребностей. Все созданное ранее сразу станет навсегда морально устаревшим, а для продукции, услуг, сфер их производства и потребностей, порожденных предыдущими укладами, останутся только нише-вые рынки. Страны, которые успеют своевременно завершить процесс перехода своих экономик к воспроизводственной системе, основанной на технологиях нового уклада и, соответственно, будут обладать всеми правами на ключевые технологии и брэнды, а следовательно, осуществлять контроль над глобальными товаропроводящими сетями, приобретут возможность извлекать со всего мира своеобразную технологическую ренту [9, 10].

В нашей стране во всех без исключения общегосударственных стратегических решениях последнего времени, в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию Российской Феде- 41

рации последовательно проводится курс на инновационное развитие российской экономики, а значит — и ее морехозяйственого сегмента. Среди приоритетных векторов модернизации особое место занимает проблема внедрения современных форм пространственной организации экономики, среди которых примат отдается кластерам. Другими словами, кластеризация морехозяйственного пространства в приморских субъектах России полностью лежит в русле общегосударственного стратегического подхода к социально-экономическому развитию страны. В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. «в целях содействия развитию региональных инновационных кластеров в субъектах Российской Федерации предусматривается поддержка мероприятий, связанных с устранением «узких мест» в развитии кластеров, поддержка кооперационных программ предприятий, входящих в состав кластеров». А в план мероприятий по стимулированию инновационной активности предприятий, осуществляемых в рамках реализации в 2009—2010 гг. Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г., входит такая позиция, как «выделение субсидий субъектам Российской Федерации на цели развития инновационных территориальных кластеров».

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, предусматривается «создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России». Минэкономразвития России разработаны и активно внедряются Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Множество проектов создания специализированных кластерных структур реализуется в инициативном порядке.

Между тем в настоящее время, несмотря на принимаемые управленческие решения, место российского морехозяйственного комплекса в системе международного разделения труда все еще определяется преимущественно экспортом сырья, полученного в первую очередь из биологических

42 -

и энергетических ресурсов морского происхождения. Другими словами, структура и состав экспорта свидетельствуют об ограниченной конкурентоспособности морского сектора экономики, поддерживаемой в первую очередь сугубо природными богатствами (главным образом исключительной экономической зоны и континентального шельфа) и их разнообразием. Ресурсная зависимость подталкивает к узкой специализации морепользования, его монопрофильной ориентации (преобладанию первичного сектора экономики), а наращивание сырьевого экспорта значительно снижает качество роста, который носит сугубо экстенсивный характер и происходит за счет традиционной неконкурентоспособной продукции. Сужающийся коридор возможностей обуславливает появление конкуренции между различными видами водных биоресурсов, а также источниками энергии (нефть, газ, возобновляемые и альтернативные источники), равно как и конфликт этих двух видов мореполь-зования за одни и те же акватории.

В ряд конкурентных статей российского экспорта можно включить лишь некоторые виды рыбных и нефтехимпродуктов, впрочем, неглубокой первичной переработки. Именно подобные полуфабрикаты образуют вторую по значимости группу товаров российского экспорта, причем их конкурентоспособность напрямую зависит от наличия дешевого сырья и энергии. Среди негативных последствий такой экстенсивной экономической политики освоения и эксплуатации ресурсов Мирового океана особо выделяются низкие темпы их воспроизводства, грозящие исчерпанием, а также наращивание и без того рекордной в сравнении с другими странами энергоемкости морехозяйствен-ного комплекса, что ведет к общей его стагнации.

Отечественный морехозяйственный комплекс почти не производит современных, высокотехнологичных, наукоемких товаров и услуг массового спроса и гражданского назначения. Более того, в отличие от интенсивно развивающихся прибрежных государств, таких как Бразилия, Индия и тем более Китай, Россия пока не сумела пробиться на мировой рынок с широким ассортиментом готовой, несырьевой продукции. Для того чтобы нормально заработали инновационные механизмы, нужна не виртуально-имиджевая транзитологическая операция, а продуманная реиндустриализация морехо-зяйственного комплекса. Наиболее результативный способ в реализации такого подхода — мощная инвестиционная, налоговая и протекционистская (в отношении иностранной конкуренции) государственная поддержка, а следом за ней — эффективное

государственное регулирование морепользования, форсирование модернизации морехозяйственного комплекса Российской Федерации на основе внедрения перспективных достижений научно-технического прогресса, технологических, организационных и институциональных инноваций, активизации внешнеполитических и внешнеэкономических усилий в деле отстаивания интересов всех субъектов морской политики России в мире.

Необходимо отметить, что тяготение к инерционности есть оборотная сторона еще недавних высоких темпов экономического роста, практически полностью экстенсивного, базирующегося на активном использовании богатого ресурсного потенциала нашей страны. Однако период выгодной конъюнктуры на мировых рынках и связанного с ней относительного преуспевания — это, вопреки логике, не самое подходящее время для каких-либо нововведений. В такой ситуации погоня за краткосрочными преимуществами перевешивает необходимость качественных, структурных преобразований, а общество не готово противостоять соблазну пожертвовать стратегической, долгосрочной эффективностью ради тактических, сиюминутных выгод. Полученные от эксплуатации природных ресурсов средства оно предпочитает направлять куда угодно, только не в инвестирование, скажем, морского образования (т.е. в будущие поколения) или в развитие новых технологий освоения пространств и ресурсов Мирового океана. Остается только надеяться, что ожидаемый умеренный рост мировой экономики (при оптимистическом варианте), замедление его темпов (при промежуточном) либо общий понижательный тренд (при пессимистическом), которыми, возможно, сменится посткризисная фаза глобального развития, не вызовут заметного падения цен на традиционные товары российского морехозяйственного экспорта. Очевидно, это стабилизирует или несколько затормозит производство указанных товаров, что, впрочем, станет неплохим условием для предусмотренного Президентом России и Правительством РФ инвестиционного маневра. Последний призван обеспечить структурную диверсификацию экономики (в том числе и ее морского сектора) за счет полномасштабного развития высокотехнологичных промышленных производств и современной сферы услуг.

Превалирующая сырьевая моноспециализация отечественного морехозяйственного комплекса тормозит развитие несырьевых видов морской деятельности и более наукоемких обрабатывающих производств, а низкотехнологичный экспорт гаран-

тированно обеспечивает (хотя и кратковременно) приток «дешевой» иностранной валюты. В свою очередь эти процессы подрывают конкурентоспособность российских производителей товаров и услуг морского происхождения и назначения, ориентированных на внутренний рынок, а также приводят к снижению инвестиционной активности. При таких условиях импортозамещение становится практически невозможным, вся экономика попадает в непреодолимую зависимость от мировых конъюнктурных колебаний цен на экспортные товары, что убедительно показывает разразившийся в настоящее время финансовый кризис.

Что касается диверсификации внешнеторговых партнеров и географической сбалансированности разного рода трансграничных потоков, изначально нацеленных на Европу и республики бывшего СССР, то в этом плане больше вопросов, чем ответов, — даже в отношении традиционно экспортируемых сырьевых товаров морского происхождения. На западном направлении экспорта, чрезвычайно чувствительном к оптимизации транспортных схем, недостаточная согласованность развития сети баренцевоморских и балтийских портов, а также слабая координация их работы спровоцировали ненужную, нежелательную и неоправданную внутрироссийскую конкуренцию между портами с соответствующими экономическими потерями. Отсутствие альтернативных экспортных товаров и услуг морехозяйственного комплекса заметно не только в торговле России со странами Западной Европы, но и с бывшими государствами социалистического лагеря. Более широкий ассортимент продукции мог бы приходиться на традиционный российский морской сегмент товарообмена в рамках пространства СНГ, но даже там основная статья доходов — опять то же самое сырье! Внятная стратегия облагораживания структуры экспорта морского сектора экономики и усиления его роли в международном разделении труда на сегодня у Российской Федерации просто отсутствует, а призывы к инновационному прорыву наталкиваются на плачевное финансовое и кадровое состояние российской мореведческой науки, которое, безусловно, не выдерживает никакой критики.

Тем не менее у морехозяйственного комплекса России помимо военно-промышленного сегмента есть свои ярко выраженные конкурентные преимущества и в сугубо гражданских сферах, в том числе привнесенные сюда из оборонно-промышленного комплекса в рамках его реконверсии и диверсификации. Мало того, самые интересные и перспективные технологические инновации находятся на стыке не- 43

скольких отраслей морехозяйственного комплекса, что требует мультидисциплинарных НИОКР. Некоторые из них страна все еще не утратила со времен Советского Союза, а другие обрела уже в постперестроечное время. Большинство из них вполне наукоемки и высокотехнологичны, а значит — конкурентоспособны на мировых рынках гражданской продукции морского назначения и применения.

У отечественных промышленных предприятий имеется ряд оригинальных научно-технических заделов, в настоящее время не имеющих столь же качественных аналогов в мире, которые также целесообразно рассматривать в качестве возможных технических средств для освоения и обустройства шельфовых месторождений. Среди них, например, экранопланы и другие высокоскоростные амфибийные транспортные средства на динамической и статической воздушной подушке (включая суда на воздушной подушке, плавающие амфибии с колесным или гусеничным шасси, платформы на воздушной подушке: самоходные, буксируемые, ледокольные, технологические; гидросамолеты-амфибии, экра-нопланы-амфибии, самолеты с шасси на воздушной подушке). Разработки в этой области, в первую очередь ЗАО «Арктическая торгово-транспортная компания» при участии ГНИУ «Совет по изучению производительных сил» Минэкономразвития России и РАН (СОПС), позволяют создавать также экологически совместимые транспортные схемы с применением высокоскоростных судов многоцелевого назначения, использующих экранный эффект, либо скегового типа. Спектр их применения весьма широк и включает в себя, как минимум, несколько направлений обеспечения потребностей разведки и разработки углеводородных месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации: грузопассажирские перевозки между населенными пунктами, не связанными наземной инфраструктурой; обеспечение круглогодичной навигации в суровых климатических условиях, каботажное плавание; обслуживание буровых платформ (транспортировка необходимых грузов и персонала), сбор и доставка буровых кернов в места лабораторных исследований; осуществление спасательных операций, оказание помощи терпящим бедствие (вследствие природных и антропогенных катастроф) судам, кораблям, летательным аппаратам; предотвращение и быстрое реагирование на угрозы различного характера с морских направлений, предупреждение террористических актов на море и прочих угроз безопасности в Мировом океане [1, 4]. Не менее перспективными представляются и проекты российского атомного машиностроения,

в числе которых особо следует выделить плавучие атомные теплоэлектростанции — мобильные, надежные, безопасные, экономически эффективные энергосистемы для удаленных и изолированных приморских районов, а также отечественные разработки подводного бурового комплекса с ядерной энергетической установкой.

Пока еще отечественный морехозяйственный комплекс располагает более чем солидным потенциалом, причем не только топливно-сырьевым, но и научно-техническим, что, кстати, позволяет наладить и диверсифицировать взаимовыгодное двустороннее и международное сотрудничество в самых различных сферах.

Основное конкурентное преимущество российского морепользования заключается в богатстве и разнообразии морских природных ресурсов, однако оно же при определенных обстоятельствах, как уже упоминалось выше, легко может превратиться в недостаток, снижая мотивацию субъектов национальной морской политики (государства, общества и бизнеса) в диверсификации морепро-мышленного производства, развитии сферы услуг, внедрении технологических, организационных и институциональных инноваций, стимулировании мер, направленных на повышение эффективности и расширение спектра торговых партнеров, и т.д. К тому же порой экономическая значимость акваториальных био- и энергоресурсов несколько обесценивается вследствие сурового климата, дороговизны транспортировки и исторически сложившейся системы общественных отношений, не рассчитанной на потребности активно и эффективно торгующей страны. А кроме того возникает опасность самоизоляции морехозяйственного комплекса России от позитивных глобализационных импульсов в долгосрочной перспективе, сосредоточения исключительно на внутренних ресурсах и тактических задачах развития.

Принципиально важным для дальнейшего устойчивого развития морского хозяйства Российской Федерации становится географическое положение нашей страны. Генерируемый пространственными факторами и недоиспользуемый сегодня потенциал заключается в уникальных транспортно-транзитных возможностях России, которая способна осуществить стратегический маневр и стать конкурентоспособным транзитным государством с развитой сферой услуг и сервисной экономикой. У отечественного морехозяйственного комплекса появляется шанс изменить свою внешнеторговую специализацию в течение ближайших 10—12 лет, отойти от монопрофильности и монопродукто-

I: приоритеты и безопасность

вости с опорой на добычу углеводородов, снизить сырьевую ориентацию и снять многие диспропорции в развитии. Одним из перспективных направлений может стать полномасштабная реализация транспортно-транзитного потенциала за счет становления системы международных транспортных коридоров, проходящих по российской территории и акватории, а также капиллярной транспортной инфраструктуры, связывающей труднодоступные приморские населенные пункты [4, 5].

Детерминанты конкурентоспособности вызывают необходимость корректировки государственной (в том числе национальной морской) политики в различных направлениях: науки и технологии, промышленной (структурной) политики, внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности, региональной политики. Решение проблемы видится в реализации государством инновационных стратегий развития морского хозяйства, базовым элементом которых на федеральном уровне становится комплексный подход, а на региональном — кластерная политика как организационная форма пространственной интеграции морехозяйс-твенного потенциала.

Список литературы

1. Войтоловский Г.К Динамика развития / Серия публикаций под редакцией проф. Г.К. Войто-ловского «Теория и практика морской деятельности». Вып. 5. М.: СОПС, 2005.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.

3. ИвченкоВ.В. Очерки инновационной экономики приморских регионов России. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2006.

4. КоноваловА.М. Инновационные технологии управления / Серия публикаций под редакцией проф. Г.К. Войтоловского «Теория и практика морской деятельности». Вып. 17. М.: СОПС. 2009.

5. Коновалов А.М. Подходы к определению путей устойчивого развития приморских регионов // Местное самоуправление в Российской Федерации. 2008. Март-июнь. С. 16-25.

6. Пи Цяньшэн, Ван Кай. Опыт китайских зон технико-экономического развития: монография. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.

7. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность. М.: Экономика, 2005.

8. Andersson T., Hansson E, Serger S.S., Sorvik J. The Cluster Policies Whitebook. Malmo: IKED, 2004.

9. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations: With a New Introduction. N.Y.: The Free Press, 1990, Palgrave Tenth Edition, 1998.

10. Porter M.E. Clusters and the New Economics of Competition // Harvard Business Review, November-December, 1998.

11. Solvell O., Lindqvist G, Ketels Ch. The Cluster Initiative Greenbook. The Competitiveness Institute/ VINNOVA, Gothenburg, 2003.

издательские услуги

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 Dost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.