Научная статья на тему 'Инновационные процессы в системе образования Екатеринбурга только разворачиваются'

Инновационные процессы в системе образования Екатеринбурга только разворачиваются Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТИПЫ ИННОВАЦИОННЫХ ШКОЛ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ / МАСТЕР-КЛАССЫ / ГОРОДСКИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ / THE TYPES OF INNOVATIVE SCHOOLS / PROFESSIONALISM / RESOURCE SUPPORT OF INNOVATIONS / PEDAGOGICAL READINGS / MASTER-CLASSES / URBAN INNOVATION PLATFORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умникова Евгения Леонидовна, Кречетова Елена Викторовна

Основные принципы государственной политики в области образования. Инновационная инфраструктура города: организационные процессы. Нормативная база. Отработанный механизм. Стратегический проект «Городская школа-стандарт «Пять звёзд». Опыт Екатеринбурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Умникова Евгения Леонидовна, Кречетова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные процессы в системе образования Екатеринбурга только разворачиваются»

ин

НОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ в системе образования Екатеринбурга только разворачиваются

Евгения Леонидовна Умникова,

начальник Управления образования Администрации города Екатеринбурга, кандидат психологических наук

Елена Викторовна Кречетова,

главный специалист Управления образования

Инновационная инфраструктура Екатеринбурга формируется в соответствии со стратегическим проектом «Городская школа-стандарт «Пять звёзд», долгосрочной целевой программой развития системы общего образования города на 2011-2013 годы, планом работы Управления образования и представлена следующими организационными процессами: поддержка школ, внедряющих инновационные программы, и лучших учителей, победителей конкурса в рамках национального проекта «Образование»; развитие сетевого инновационного взаимодействия школ; проведение общегородских мероприятий и развитие конкурсного движения; организация работы городской Ассоциации руководителей инновационных проектов.

• типы инновационных школ • профессионализм • ресурсное обеспечение инновационных процессов • Педагогические чтения • мастер-классы

• городские инновационные площадки

Инновационное пространство

Отработанный механизм развития инновационных процессов позволяет формировать инновационное пространство на всех уровнях образовательного комплекса Екатеринбурга: на районном уровне (93 проекта), муниципальном (110), областном (51), (федеральном уровне (97) проектов). С каждым годом всё больше школ работают в инновационном режиме.

В рамках долгосрочной целевой программы развития общего обра-

зования Екатеринбурга на 2011—2013 годы, в соответствии с планом работы Управления образования осуществляется финансовая поддержка школ, имеющих статус инновационных площадок городского уровня. Статус присваивается по результатам конкурса проектов «Инновации в образовании» или базовым школам — городским сетевым инновационным площадкам.

В 2011/12 учебном году в образовательном комплексе г. Екатеринбурга работали 170 муниципальных школ, из них 133 имеют статус инновационного учреждения, подтверждённый официальными документами.

Типы инновационной школы

Среди выделенных педагогической наукой типов инновационных школ в городе 17 школ-лабораторий: они наиболее глубоко разрабатывают перспективные, прогностически значимые идеи как своеобразные «инновационные полигоны» для создания и апробации новых моделей образования. Это интеллектуальные и информационные центры системы непрерывного инновационного педагогического образования с научно-ориентированными коллективами; 92 инновационно-проектные школы: они ведут конкретный целевой образовательный проект. В педагогическом коллективе можно выделить инновационное «ядро», но велико ещё число неопределившихся педагогов; 24 локально-инновационные школы пока нельзя считать целостными инновационными организмами: инновационность проявляется в отдельных нововведениях нескольких учителей.

Правда, из 37 школ, не имеющих статус инновационных площадок, организованно ведут инновационную деятельность уже 30 школ: значит, есть у нас инновационный кадровый потенциал, учителя, готовые самостоятельно работать в инновационном режиме.

Школа может быть признана инновационной только при условии участия в развитии инноваций педагогического коллектива. Кроме того, инновационный процесс должен проходить в соответствии с определёнными стадиями и быть управляемым. Примером тут может служить средняя школа № 87 Чкаловского района города (директор Н.В. Смирнова). В инновационной деятельности по теме «Школа — центр воспитания в поликультурном образовании» участвует весь педагогический коллектив. В рамках проекта (руководитель — заместитель директора И.С. Краева, педагоги определили основные направления развития и разработали подпроекты: «Русский язык как неродной» (в школе учатся 36 детей-мигрантов 22 национальностей) и «Межкультурное взаимодействие в образовательном процессе» (развитие коммуникации у детей, психологическая помощь родителям, чьи дети не владеют русским языком, методическая поддержка педагогам при обучении детей-мигрантов).

Для педагогов организовали курсы повышения квалификации, ведётся методическая под-

держка учителей, приобрели учебно-наглядные пособия и оборудование, совместно определили содержание деятельности, разработали программу управленческой деятельности, систему стимулирования и поощрения. В результате, безусловно, повысилась профессиональная компетентность педагогов, появилась необходимость преобразовать имеющийся опыт.

Можно сделать вывод: инновационный характер образования на практике обеспечивается, прежде всего, профессионализмом педагогов, их готовностью работать в инновационном режиме.

Профессионализм складывается с 20 до 45—50 лет, в различном темпе и с различной скоростью. Особенно быстро осуществляется профессиональный рост в первые 5—8 лет работы, когда происходит профессиональное становление. Учитель, готовый к внедрению инноваций, может состояться тогда, когда он осознаёт себя как профессионал, умеет творчески воспринимать и преобразовывать опыт. На готовность педагогов к инновационной деятельности влияют внутренние (индивидуальный стиль работы, уровень сформированности организационных, коммуникативных, креативных и рефлексивных качеств, мотивация) и внешние (основания и условия для введения инноваций) условия.

Долгосрочная целевая программа развития системы общего образования в городе

Ежегодно в Екатеринбурге проводится около 50 общегородских мероприятий для всех категорий дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей. Выбор определяется актуальностью направлений, изложенных в стратегических и программных документах последних лет, опытом школ в инновационной деятельности.

Рассматриваются вопросы информатизации образовательной среды: дистанционная поддержка обучения, использование свободного программного обеспечения, применение ^-технологий; в связи с введением стандартов нового поколения востребованы темы развития исследовательской деятельности школьников, индивидуализации обучения.

Мероприятия в соответствии с графиком, составленным на основании заявок районных отделов образования и утверждённых распоряжением Управления образования, проходят в форме семинаров, семинаров-практикумов и мастер-классов. Участвуя в городских мероприятиях, ежегодно повышают профессиональную компетентность около 2,5 тысяч педагогических и руководящих работников г. Екатеринбурга.

Курсы повышения квалификации

Управление образования Администрации города на базе Уральского государственного университета им. М. Горького, Уральского государственного педагогического университета, Института развития образования Свердловской области, Уральского отделения РАО организует курсы повышения квалификации для педагогических и руководящих работников школ по образовательным программам: «Инновационная деятельность в школе», «Технология социального проектирования», «Теория и практика управленческого подхода к построению, системному анализу», «Прогрессивные образовательные технологии и их применение в школе», «Обновление содержания начального образования», «Мониторинг и управление качеством образования», «^-технологии в образовании», «Здоровьесберегающие технологии в школе» и т.п.

Городские мероприятия

Форум педагогических и руководящих работников

Задача форума — представить результаты инновационной деятельности школ, внедряю-

щих инновационные образовательные программы, обсудить проблемы, связанные с проектированием и ресурсным обеспечением инновационных процессов.

Началом работы каждой секции становится выставка-презентация работы школ по инновационным проектам: стендовые доклады, электронные презентации инновационных проектов, сборники методических материалов с анализом трудностей и достижений педагогов. На форуме коллегиально принимаются решения о дальнейшем развитии инновационных процессов.

Городские открытые Педагогические чтения

Чтения с 1995 года Управление образования проводит совместно с Уральским государственным педагогическим университетом: руководители органов управления образования и школ, представители высшего профессионального образования и других социальных сфер города получают возможность для профессионального общения и обмена опытом.

Научное сопровождение Чтений все эти годы ведёт Уральский государственный педагогический университет.

Чтения проходят в два этапа: первый этап — конференция, второй этап — презентация практической деятельности педагогов города в формах мастер-классов, педагогических мастерских, панорам инноваций. Обсуждаются самые важные и востребованные вопросы преподавания, что позволяет педагогам по-новому осмыслить аспекты своей профессиональной деятельности.

Тематика городских Педагогических чтений разрабатывается с опорой на проектные и программные документы, определяющие стратегические ориентиры развития системы общего образования в городе.

По итогам Педагогических чтений организуются новые городские сетевые инновационные площадки на базе школ-победителей

конкурса систем оценки качества образования. Презентации практической деятельности педагогов по инновационным проектам проходят в течение года по отдельному графику районов в рамках общей темы очередных Педагогических чтений.

Целевая аудитория — молодые педагоги, учителя-предметники, педагоги-победители профессиональных конкурсов, руководители школ, инновационных программ и проектов.

Мастер-классы, которые мы проводим в рамках Педагогических чтений, — одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. Сегодня педагог-мастер должен обладать исследовательскими навыками и умениями, знать особенности инновационной работы, уметь анализировать педагогические технологии, прогнозировать итоги своей деятельности и разрабатывать методические рекомендации.

Педагоги, участвующие в городских мастер-классах, признанные по результатам конкурсов лучшими учителями школ, обучают коллег, знакомят их со своим инновационным опытом. Ежегодно около 700 педагогов на мастер-классах получают новые знания и опыт, повышают свой профессиональный уровень.

Мастер-классы становятся одним из механизмов, обеспечивающих развитие образовательной среды в инновационном режиме; презентация опыта работы педагогов в форме мастер-классов позволила тиражировать инновационный опыт педагогов в педагогическом сообществе города. Ставка, сделанная на лидеров, работающих в инновационном режиме, позволила выявить и эффективно использовать точки роста в системе общего образования.

Семнадцатилетний опыт проведения городских Педагогических чтений позволяет с уверенностью говорить о том, что эта форма работы создаёт условия для продуктивного диалога между всеми участниками этого проекта: органы управления образованием определяют вектор развития педагогической практики, анализируют тенденции развития образовательной системы города, района и получают возможность своевременно принимать управленческие решения для более эффективного её функционирования.

Представители научного сообщества обогащают систему новыми научными подходами к организации образовательного процесса, определяют направления подготовки будущих педагогов в соответствии с изменениями в системе образования. Педагоги предъявляют и обобщают результаты своей деятельности, пополняют портфолио к очередной аттестации и, главное, осваивают новые для них формы инновационной деятельности.

Городская отчётная конференция

На городской отчётной конференции регулярно подводятся итоги работы базовых школ городских сетевых инновационных площадок (ГСИП) по темам «Управление качеством образования», «Разработка и апробация управленческих программ по использованию технологий обучения русскому языку и литературе как иностранному детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком», «Формирование на базе школы культурно-образовательного центра микрорайона», «Разработка и апробация актуальных содержательных моделей организации воспитательного процесса», «Управление развитием системы оценки качества образования», «Управление развитием организационной образовательной системы школы».

Базовые учреждения ГСИП разработали и апробировали системный механизм управленческой деятельности, который рекомендован независимыми экспертами к внедрению в практику екатеринбургских школ.

В рамках городской и долгосрочной целевых программ развития системы общего образования за два года работы разработаны и апробирована модели «портфолио-процесса», компетентностной оценки достижений учащихся; экспертная система управления качеством образования на основе «мониторингового сопровождения» траекторий учащихся; индивидуальные и групповые формы работы, содержание

и технологии организации образовательного процесса при работе с детьми-мигрантами; система психолого-педагогического сопровождения языковой и культурной адаптации детей-мигрантов; критерии результативности воспитательной системы для всех участников образовательного процесса; системы социального партнёрства и сотрудничества школ с национальными диаспорами; разработаны модели системы оценки качества общего образования; листы самопроектирования педагогической деятельности; показатели и критерии педагогического контроля результативности и качества образовательной деятельности в школе; мотивации участников образовательной деятельности в новых условиях современного финансирования; модели профессиональной компетентности педагогического состава.

Уже 20 екатеринбургских школ получили статус городского опорного центра: они распространяют инновационный опыт, оказывают школам научно-методическую, информационную помощь. Информация о планах работы городских опорных центров размещается на сайте Управления образования — http://eduekb.ru/, а материалы городских конференций публикуются в сборнике Управления образования.

Учебный курс «Живая инновация.

Мышление XXI века»

В здании Правительства Свердловской области состоялась презентация проекта «Школа инноваций». Старшеклассники успешно освоили предложенный курс, который включает описания реальных ситуаций, цель которых — сформировать инновационное мышление. Апробируется курс в 10 школах Свердловской области, пять из которых — екатеринбургские.

Педагоги этих школ составили план интеграции учебных тем по дисциплинам федерального компонента Базисного учебного алана с темами курса «Живая инновация».

Материалы курса учителя-предметники используют при изучении физики, истории, обществознания, биологии, химии, математики, географии, экономики, права, а педагоги средней школы № 17 апробировали материалы курса во внеклассной работе в параллелях 5—9-х классов.

По общему мнению участников апробации, курс «Живая инновация», безусловно, формирует у школьников инновационное мышление.

Апробация курса стала для школ подготовкой к работе по новым образовательным стандартам: поскольку курс разрабатывался в рамках перехода к ФГОС, инновационная деятельность школ в рамках проекта способствовала освоению педагогами новых форм и методов обучения, деятельностного подхода, его применению в преподавании учебных дисциплин.

Как известно, процесс внедрения сопровождается не только эффектами, но и рисками, проблемами. Школы, начиная апробацию курса, обозначили проблемы, сопоставимые с теми, которые могут возникнуть в рамках реализации стандартов: недостаточной готовностью к использованию деятельностных форм освоения материала, недостаточной обеспеченностью информационно-образовательной среды школ. Их руководители учли и, насколько возможно, справились с этими проблемами.

Итоги апробации курса были представлены педагогическому сообществу Екатеринбурга на городских мероприятиях, где в форме презентаций и мастер-классов участники знакомились с механизмами и результатами инновационной деятельности этих школ. В перспективе участвующие в проекте школы планируют расширить поле инновационной деятельности, включив в учебный план курса фрагменты элективного курса «Технические инновации», разработанного представителями Уральского государственного педагогического университета.

Конкурс проектов «Инновации в образовании»

Для создания социальных и научно-методических условий поддержки инновационной деятельности в рамках мероприятий стратегического проекта «Городская школа-стандарт «Пять звёзд» Управление образования совместно с Уральским отделением РАО в период с апреля по июнь каждого года проводит конкурс проектов «Инновации в образовании». Его цель — стимулировать инновационную деятельность, поддержать творческие инициативы, проанализировать инновационные идеи, изложенные соискателями, на присвоение статуса инновационной площадки.

На конкурс направляются проекты, характер вносимых изменений в которых модифицирующий (совершенствуют и дополняют соответствующие формы и образцы) и комбинаторный (новое сочетание известных элементов).

Результаты конкурса позволяют рекомендовать школам и новые пути решения старых проблем, и новые технологии, ориентировать на новые результаты.

К сожалению, есть немало трудностей, которые сдерживают включение учителей в инновационную деятельность: психологические барьеры, заниженная самооценка учителя; педагоги нуждаются в новой теории обучения, которая будет соответствовать новым подходам к обучению мыслить и действовать в новых условиях; педагоги сталкиваются с проблемой рефлексии, а затем и выбора путей своего развития; не сформировано умение описать технологию своей инновационной деятельности для распространения опыта; учитель не хочет отказываться от классической педагогики с уже сложившимися закономерностями; среди управленческих проблем назовём отсутствие механизма подготовки учителей к инновационной деятельности.

Административной команде школы, приступающей к внедрению инноваций, следует разработать концепцию организации научно-методичес-

кого сопровождения инновационной деятельности педагогов, этапами которой, как показывает опыт наших школ, могут быть:

• развитие творческой индивидуальности учителя, способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие педагогические задачи. Параллельно в школе должен создаваться банк инноваций; целесообразно изучить отношение коллектива к инновациям;

• овладение основами педагогического исследования, знакомство с различными типами инноваций;

• освоение технологии инновационной деятельности, методики составления авторской программы, этапов инновационной работы;

• практическое внедрение новшества

в педагогический процесс, коррекция, отслеживание результатов, самоанализ профессиональной деятельности.

Понятно, что определять направления инновационной деятельности школы нужно в соответствии с направлениями, намеченными образовательной системой города.

Точки роста

• Созданы механизмы, обеспечивающие инновационный характер развития образовательной среды;

• очевиден рост мотивации педагогов к инновационной деятельности;

• организована и действует система поддержки учителей, способствующая развитию их профессиональной компетентности;

• сформирована сеть инновационных школ — они станут базой для внедрения современных образовательных стандартов;

• возросла конкурентоспособность школ;

• на базе Екатеринбургского Дома учителя сформирован банк инновационного педагогического опыта. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.