Научная статья на тему 'Муниципальная система оценки качества образования как инструмент сравнительной оценки конкурентоспособности образовательных учреждений'

Муниципальная система оценки качества образования как инструмент сравнительной оценки конкурентоспособности образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / MUNICIPAL SYSTEM OF ASSESSMENT OF QUALITY OF EDUCATION / SOCIAL ORDER / COMPETITIVENESS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцев Даниил Иванович, Минюрова Светлана Алигарьевна, Умникова Евгения Леонидовна

Современный этап развития системы образования в Российской Федерации характеризуется значительными изменениями, в частности подходов к оценке качества образования (аудит), которая становится сравнительной оценкой конкурентоспособности образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казанцев Даниил Иванович, Минюрова Светлана Алигарьевна, Умникова Евгения Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the modern stage of development of the education system in the Russian Federation which is characterized by significant changes, in particular, in approaches to quality assessment (audit), which in its turn becomes a comparative assessment of competitiveness of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Муниципальная система оценки качества образования как инструмент сравнительной оценки конкурентоспособности образовательных учреждений»

УДК 37.014

ББК 4404.42 ГСНТИ 14.01.75 Код ВАК 13.00.01

Казанцев Даниил Иванович,

аспирант, кафедра общей психологии, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 366.

Минюрова Светлана Алигарьевна,

доктор психологических наук, профессор, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой общей психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 210; e-mail: [email protected].

Умникова Евгения Леонидовна,

кандидат психологических наук, начальник Управления образования Администрации г. Екатеринбурга; 620014, г- Екатеринбург, пр-т Ленина, 24а; e-mail: [email protected].

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: муниципальная система оценки качества образования; социальный заказ; конкурентоспособность образовательных учреждений.

АННОТАЦИЯ. Современный этап развития системы образования в Российской Федерации характеризуется значительными изменениями, в частности подходов к оценке качества образования (аудит), которая становится сравнительной оценкой конкурентоспособности образовательных учреждений.

Kazantsev Daniil Ivanovich,

Post-graduate Student of the Chair of General Psychology, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Minurova Svetlana Aligarievna,

Doctor of Psychology, Professor, Head of Department of General Psychology, Deputy Rector for Academic Studies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Umnikova Evgenia Leonidovna,

Candidate of Psychology, Head of Education Authority Department of Ekaterinburg Administration, Ekaterinburg, Russia.

MUNICIPAL SYSTEM OF ASSESSMENT OF QUALITY OF EDUCATION AS A TOOL

FOR COMPARATIVE ASSESSMENT OF COMPETITIVENESS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

KEY WORDS: municipal system of assessment of quality of education; social order; competitiveness of educational institutions.

ABSTRACT. The article deals with the modern stage of development of the education system in the Russian Federation which is characterized by significant changes, in particular, in approaches to quality assessment (audit), which in its turn becomes a comparative assessment of competitiveness of educational institutions.

На сегодняшний день одним из ключевых направлений совершенствования российского образования является модернизация контроля и управления качеством образования. В документации, одобренных Правительством РФ о приоритетных направлениях развития образовательной системы в России отмечается, что необходимо «...сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ» [3]. Образовательные учреждения города Екатеринбурга, как и все образовательные учреждения Свердловской области и России участвуют в федеральном проекте государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (КПМО) с 2007 года. КПМО был позиционирован как наиболее значимая программа, направленная на повышение качества и обеспечение

доступности общего образования, как комплекс мероприятий по формированию муниципальной модели мониторинга и оценки качества образования с учетом региональных и федеральных приоритетов.

Управление образования г. Екатеринбурга считает, что важнейшим инструментом из всех видов деятельности на предстоящий период в рамках проекта КПМО принято считать следующую задачу: апробация и внедрение системы комплексной оценки эффективности муниципальной системы образования (МСОКО) по расширенному количеству экономических, политических и социальных показателей.

Актуальность внедрения МСОКО в ОУ города определяется необходимостью повышения квалификации педагогических и руководящих работников в вопросах экспертизы качества и проведения процедуры образовательного аудита как условия постоянного улучшения качества образо-

© Казанцев Д. И., Минюрова С. А., Умникова Е. Л., 2014

вания [5]. Развитие системы оценки качества образования осуществляется с учетом формирования новых организационно-экономических механизмов управления системой образования, позволяющей отделить функции контроля качества образования от непосредственного производителя образовательной услуги, усилить влияние конечных потребителей на оценку деятельности образовательных структур. Что предполагает:

- совершенствование инструментария оценки качества образования и проведения мониторинговых исследований;

- создание школьной и муниципальной системы мониторинга образования в контексте единой системы мониторинга Российского образования;

- модернизацию системы статистики образования, внедрение современных ИКТ для сбора, анализа и обработки данных;

- эффективные механизмы обратной связи системы мониторинга для выявления проблем и их контроля.

Качество образования, являясь стержневым понятием системы управления образованием города, более 15 лет традиционно рассматривается как соответствие системы, процесса, результата образования потребностям личности, общества, государства, то есть социального заказа.

Для достижения намеченной цели необходимо формировать механизмы оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей и соотносить эти результаты с общероссийскими и международными сопоставительными исследованиями для развития здоровой конкуренции образовательных учреждений [5].

Традиционный подход к оценке качества образования основан на сборе и обработке большого количества разнообразных статистических данных о деятельности школ. К сожалению, попытки его использования не дают ощутимых результатов, так как не разработаны механизмы анализа и оценки собираемых данных. Это затрудняет принятие эффективных управленческих решений «наверху» и, следовательно, нарушает обратную связь со школами. Школы не получают ответа на вопросы: «Насколько конкурентоспособна данная школа по качеству образования в сравнении с другими школами района, города и РФ»? и «Что необходимо изменить в работе учреждения, чтобы повысить это качество»? Поэтому большие временные затраты по сбору и предоставлению данной информации рассматриваются школами как ничем не оправданные.

Экспериментальная разработка и апробация показателей и критериев муниципальной системы оценки качества образования с 2009 года стала одним из перспек-

тивных направлений повышения эффективности управленческой деятельности в сфере образования города Екатеринбурга. В 2009 году был проведен первый городской конкурс систем оценки качества образования, участниками которого были ОУ города. Конкурсанты-школы разработали структуру и первичный перечень показателей МСОКО, в основу которой первоначально были положены показатели программных документов федерального, регионального и муниципального уровней.

В том же 2009 году по инициативе Управления образования создан отдел мониторинга качества образования на базе МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», который обеспечивает научно-методическое руководство процессом апробации системы показателей МСОКО, начавшимся в 2010/2011 учебном году. В апробации системы показателей МСОКО в соответствии с распоряжением Управления образования приняли участие 26 образовательных учреждений всех видов из семи административных районов Екатеринбурга.

В ходе апробации модели МСОКО был получен большой объем информации, включающий, в том числе, и массив результатов социологических исследований степени удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования. В ходе сетевого анкетирования с помощью современного инструмента медиа-измерений - электронной анкеты школами использовался выборочный метод, так как он оптимально подходит под цели исследования.

В результате такой независимой внешней экспертизы впервые удалось получить статистически достоверные сведения о тенденциях развития качества в целом в районной и муниципальной системе образования за два последних учебных года.

Опираясь на исследования 2014 года, представим наиболее важные результаты анкетирования:

1. Родители и ПиРР города убеждены, что качество образования зависит от учителя на всех уровнях школьного обучения. Причем доля так ответивших значительно выросла за два-три года - примерно от 6о до 75%-

2. По данным социологического исследования, полностью или частично удовлетворены своим профессиональным уровнем почти 90% педагогов. Однако высокая степень удовлетворенности еще не является гарантией высокого качества образования. Уровень владения педагогами компьютерной техникой и 1Т-технологиями вырос во многом благодаря активному повышению квалификации учителей, в том числе на курсах Екатеринбургского дома учителя,

Уральского государственного педагогического университета, ГАОУ ДПО СО «ИРО», выросла на 51% и доля педагогов, использующих информационные технологии в учебном процессе.

Стоит отметить, что международными исследованиями, посвященными анализу лучших систем школьного образования, было убедительно доказано, что «качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей» [1]. Именно поэтому в основу усовершенствования системы повышения квалификации и аттестации ПиРР сегодня должны быть положены результаты оценки качества профессиональной деятельности работников сферы образования. В рамках повышения квалификации и профессиональной переподготовки в 2013-2014 учебном году более 4000 педагогических работников города осуществили обучение по различным направлениям и программам.

В городе сложилась системная эффективная работа совместно с Информационно-Методическим Центром по повышению профессиональной деятельности педагогических работников, реализуется модель непрерывного, персонифицированного и актуального повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих кадров:

- развитие новых форм и технологий (модульный принцип формирования и реализации образовательных программ, дистанционные образовательные технологии, обучение по накопительной системе, стажировка в инновационных образовательных учреждениях и иные формы);

- сетевой принцип обучения (кооперация ресурсов и использование потенциала ведущих консультантов, тьюторов, педагогов-практиков, инновационных и базовых образовательных учреждений, учреждений высшего профессионального образования);

- информатизация системы образования и создание ИКТ-насыщенной среды (использование в образовательном процессе телекоммуникационного и интерактивного оборудования, программно-аппаратных комплексов, внедрение комплексной информационно-аналитической системы).

В целях развития кадрового потенциала системы образования, Управлением образования Администрации города Екатеринбурга продолжена работа по подготовке педагогических работников-тьюторов, в частности, по апробации моделей муниципальной системы оценки качества образования.

В рамках второго этапа городских Педагогических чтений с участием тьюторов был проведен семинар-практикум «Первые результаты апробации модели МСОКО», на

котором присутствовали представители учреждений ОУ, ДОУ и ДОД, на данном мероприятии были рассмотрены вопросы методики системного анализа и надпредметной оценки качества учебного занятия и КПД педагога, особенности менеджмента внут-ришкольного аудита, педагогические измерения результатов обучения при помощи индивидуализированных по трудности содержания и форме заданий на основе таксономии учебных задач по Д. Толлингеровой.

Стоит отметить, что в городе разработан перспективный план внедрения муниципальной системы оценки качества образования на 2014/2015 учебный год, целью которого является осуществление необходимой теоретической и практической подготовки к внедрению в 2015/2016 учебном году апробированной системы критериев и показателей (индикаторов) МСОКО в образовательную деятельность ДОУ и ДОД города [2].

Проводят мероприятия по теоретической и практической подготовке педагогов - аудиторы пилотных ОУ города. Категории слушателей: заместители директора ОУ, ответственные за внедрение показателей МСОКО в образовательную практику.

Содержание учебных модулей ориентировано на активную работу каждого слушателя в деятельностном режиме. Для этого планируются разные формы сотрудничества между слушателями и преподавателями (аудиторами): семинары, мастер-классы, практические занятия, индивидуальные и групповые консультации, собеседования по наиболее трудным для освоения темам, стажировки на рабочем месте.

Форма обучения: очная и заочная (стажировки на рабочем месте).

Планируемый результат:

слушатели познакомятся:

- с концептуальными основами разработки системы критериев и показателей (индикаторов) муниципальной системы оценки качества образования в условиях реализации ФГОС;

- со структурой и особенностями системы критериев и показателей МСОКО;

- с основами мониторинга и экспертной оценки человеческих, базовых материальных, научно-методических, информационных, финансовых и нормативно-правовых и технологических ресурсов ОУ и динамики их развития;

- с основами технологии социологического исследования, оценкой степени удовлетворенности субъектов результатами совместной образовательной деятельности;

- с основами работы с базой данных автоматизированной системы управления МСОКО (АСУ МСОКО);

- с основными тенденциями в развитии анализа урока, теоретическими основами надпредметного (управленческого) подхода к построению эффективного урока (учебного и воспитательного занятия);

- с видами, типами, принципами, целями и задачами образовательного аудита.

Слушатели научатся:

- осуществлять экспертную оценку и сверку информационных ресурсов ОУ в начале и конце учебного года (по материалам собственного ОУ);

- осуществлять оценку динамики условий и результата образования;

- применять рекомендации по созданию и оформлению списка литературы в соответствии с требованиями системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу;

- работать с электронной формой анкеты социологического исследования;

- осуществлять оперативный ввод информации в базу данных автоматизированной системы управления МСОКО (АСУ МСОКО) [4].

На сайте Управления (отделов) образования, МБУ ИМЦ обеспечена возможность получения информации по вопросам апробации МСОКО.

Для руководителя образовательным учреждением, идущим в ногу со временем, основными источниками информации о качестве образования в городе будут являться:

• Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ), (ОГЭ) - юо-бальные результаты по всем предметам.

• Медали за «Особые успехи в учении», количество золотых и серебряных медалистов.

• Результаты фестивального движения «Юные интеллектуалы Среднего Урала» (число победителей и призеров районного, муниципального, регионального уровней).

• Муниципальный и региональный туры защиты исследовательских проектов (ЗИП).

• Участие в интернет-олимпиадах, тестированиях, марафонах и иных конкурсах (муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней).

• Системное внедрение инновационных программ (проектов), мероприятий, акций на всех уровнях системы образования: индивидуальном, образовательного учреждения, органа управления образования, областном.

• Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в пилотном режиме.

• Заявки на участие в конкурсах на статус федеральной экспериментальной площадки Министерства образования и науки РФ.

• Распространение лучших педагогических практик за счет организации и проведения профессиональных конкурсов педагогических и руководящих работников на базе ОУ.

Приветствуется направление работы с одаренными детьми, которое поощряется премиями Губернатора Свердловской области. Стипендиаты премии Губернатора -это кадровый ресурс области, человеческий капитал, который может быть основой для продвижения инноваций, модернизации экономики региона, оценки усилий и труда обучающихся.

Задачи, поставленные современной моделью развития образования, нашли своё выражение в тематике различных инновационных проектов. В настоящий момент деятельность площадок различного уровня ведётся по широкому спектру направлений развития образования, содержательно продолжает логику, заданную документами, определяющими государственную политику в сфере образования и влияет на общую стратегию развития образовательного пространства города. Пути решения обозначенных проблем отрабатываются на 18 городских экспериментальных площадках. Общеобразовательным учреждениям, реализующим инновационные программы, оказывается существенная поддержка: из средств сметы Управления образования на развитие инновационных процессов перечисляются денежные средства для улучшения материально-технической базы, повышения курсов квалификации педагогических работников, приобретение современных электронных учебных пособий - девайсов и др. Все проекты ОУ города реализуются в соответствии с планом, по результатам внешней экспертизы отмечается высокий практический и теоретический результат, прослеживается положительное влияние инновационной деятельности на социум. Опыт работы площадок обобщается и предъявляется в научно-методических сборниках.

Задача таких инновационно активных учреждений в том, чтобы привлечь новых воспитанников, оказать влияние на идеи и развитие других образовательных учреждений, стать источником для обмена инновационным опытом с другими ОУ, своеобразной базовой (сетевой, опорной, ресурсной) площадкой, следовательно, повысить свою конкурентоспособность.

Эффективной трибуной для выявления, обсуждения и распространения лучшего педагогического опыта являются конференции любого уровня. В городе традиционно проводятся педагогические чтения, посвященные актуальным темам российского образования. В 2014 году тематика

научно-практической конференции обозначена «Организация коллективной урочной и внеурочной деятельности как способ создания условий для успешного формирования УУД и самовоспитания учащихся». Идеи индивидуального и коллективного опыта по решению актуальных проблем представили 55 педагогических и руководящих работников из 20 общеобразовательных учреждений, 25 дошкольных образовательных учреждений и одного учреждения дополнительного образования детей.

Таким образом, в нормативно-правовом и организационно-содержательном аспектах МСОКО ориентирована на понимание качества образования как интегральной характеристики системы, отражающей степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям:

- развитие материально-технических ресурсов как важного условия формирования современной школьной инфраструктуры и условий здоровьесберегающей среды образовательного процесса;

- совершенствование кадровых условий как основной движущей силы изменений в системе образования;

- анализ состояния ресурсов и условий в каждом ОУ с точки зрения включения в систему оценки качества образования, ориентированной на новый результат образования;

- совершенствование комплекса социальных, психолого-педагогических условий для интеллектуальной и творческой самореализации талантливых детей [4].

Система оценки качества образования в России только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования.

Решение этих проблем требует целенаправленных усилий по формированию общего системного подхода к оценке качества образования на всех уровнях и, прежде всего, на уровне образовательного учреждения. Осуществлению этой важной задачи призван способствовать проект реализации МСОКО, который рассматривает модель оценки качества образования как систему, включающую организацию образовательного процесса, материально-техническое и научно-методическое обеспечение, управленческие аспекты и систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

Несмотря ни на какие веяния времени, в том числе и на мировой экономический кризис, в образовании идут позитивные изменения.

Не можем не согласиться со словами профессора экономики Калифорнийского университета Флеминга «Что невозможно измерить, то невозможно улучшить»: система оценки качества образования проявляется в образовательных учреждениях города как совокупность взаимосвязанных общественных и экспертных измеряемых оценок условий и результатов образования в ОУ, имиджа и повышения конкурентоспособности учреждений в целом. Оптимизация соотношения доли внешней и внутренней составляющей в оценивании условий, процесса и результатов образования достигается за счет развития практики учета собственной оценки своих достижений субъектом (обучающимся, педагогом, коллективом образовательного учреждения) в формировании целостной оценки качества.

В этом случае муниципальная система оценки качества образования может стать не только эффективным инструментом сравнительной оценки конкурентоспособности образовательных учреждений города Екатеринбурга, Свердловской области, но и навигатором путей дальнейшего повышения качества образования в каждом из них.

Именно этот путь мы выбираем на ближайшую и долгосрочную перспективу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барбер, М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах: уроки анализа лучших систем школьного образования мира/ М. Барбер, М. Муршед // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7-60.

2. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, приказ №>7б7-и от 29.11.2013 «Об утверждении Плана мероприятий на 2014 год по формированию и внедрению на территории Свердловской области независимой системы оценки качества работы образовательных организаций».

3. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Сборник нормативно-правовых актов, примерных критериев и показателей по системе оценки качества общего образования в Забайкальском крае / под ред. Л. А. Скидановой. - Чита : ЧИПКРО, 2008.

5. Современные средства региональной системы оценивания качества образования : учебное пособие / В. П. Максимов, А. Ф. Булевская, О. А. Бутцина, Н. А. Самсикова [и др.] ; под общ. ред. В. П. Максимова. - Южно-Сахалинск : изд-во СахБУ, 2011. - 328 с.

Статью рекомендует д-р пед. наук, профессор Ю. Н. Галагузова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.