УДК 593.1
М. К. Шарошкина
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. По итогам теоретического анализа научно-методической литературы и формирующегося опыта оценки качества образования различного уровня рассмотрен вопрос о необходимости соблюдения общих принципов и требований к построению муниципальной системы оценки качества образования. Сделан вывод что, несмотря на наличие систем оценки качества образования от институционального до федерального уровня, проектирование систем оценки и управления качеством образования на муниципальном уровне должно основываться на качестве как основном системообразующем факторе. Ключевые слова: качество образования, общероссийская система оценки качества образования, муниципальная система оценки качества образования.
Abstract. According to theoretical analysis results of methodological literature and experience on educational quality evaluation of different levels, the article considers a question concerning the necessity of following general principals and demands of municipal system of educational quality evaluation. It is stated, that in spite of evaluation system existence from institutional to federal levels, the development of evaluation system and educational quality management on municipal level should be based on quality as a fundamental element.
Key words: quality of education, Russian system of education quality evaluation, municipal system of education quality evaluation.
Изменения в управлении муниципальными образовательными системами обусловлены прежде всего тем, что в обществе повышаются требования к качеству и разнообразию образовательных услуг, растет осознание значимости образования как института воспроизводства интеллектуальных ресурсов и повышения социального статуса личности. В связи с этим наряду с реализацией стратегии сохранения сложившихся форм и способов организации управленческой деятельности объективно назрела необходимость в разработке и реализации стратегии их развития, предполагающей инновационные подходы к содержанию, формам и методам деятельности органов управления образованием на муниципальном уровне.
Проектирование систем оценки и управления качеством образования на муниципальном уровне и уровне образовательных учреждений должно основываться на постулате о том, что качество является системообразующим фактором. Сама же система формируется с учетом триады качества, в соответствии с которой проектируются организационная, функциональная и оценочно-критериальная системы. Системы оценки качества образования иституци-онального и муниципального уровней должны проектироваться и внедряться, с одной стороны, с учетом принципа преемственности, предполагать согласование целевых установок, общность ряда элементов и процедур, а с другой стороны, рассматриваться как составляющие региональных и федеральных систем оценки качества образования.
В Концепции общероссийской системы оценки качества образования (далее - Концепция) [1] предлагается одним из направлений модернизации
школьного образования создание общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО). Под общероссийской системой оценки качества образования, предложенной в Концепции, понимается совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.
Согласно структуре Концепции (рис. 1) объекты оценки в системе образования представлены тремя основными элементами: образовательными программами, образовательными организациями (учреждениями), индивидуальными образовательными достижениями обучающихся; основными подсистемами Концепции [1] являются информационно-диагностическая, экспертно-аналитическая, нормативно-правовая.
ОСОКО подразумевает оценку качества не только результатов, но и условий, и процесса предоставления образовательных услуг. На основе полученной информации и проведенного ее анализа принимаются соответствующие управленческие решения, процесс принятия которых представлен на рис. 2.
Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования. При этом следует отметить, что качеству образования приписываются разнообразные, часто противоречивые значения:
- родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей;
- для учителей качество образования может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами;
- для учащихся качество образования, несомненно, связывается с внут-ришкольным климатом;
- для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников;
- для общества качество образования связано с теми ценностными ориентациями и более широко - ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности.
В имеющейся по исследуемой проблеме научной литературе существуют различные подходы в определении самого понятия «качество образования».
М. М. Поташник [2] качество образования понимает как соотношение цели и результата, как меру достижения целей с учетом того, что цели (результаты) заданы операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника.
В. П. Панасюк [3] качество школьного образования определяет как совокупность свойств, которая обусловливает его способность удовлетворять социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств. В своей работе по моделированию муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО) мы придерживались трактовки качества образования, данной В. П. Панасюком.
Оощая структура Концепции общероссийской системы оценки качества образования
ю
Рис. 1
ГЬ
О/
£
<\>
s;
£>
№ 3 (19), 2011 Гуманитарные науки.
Процесс принятия управленческих решений
Рис. 2
Анализ различных подходов к определению понятия «качество образования» позволяет сделать вывод о том, что под качеством образования можно понимать интегральную характеристику системы образования, которая отражает степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов государственным нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
По итогам теоретического анализа научно-методической литературы и формирующегося опыта по проблеме исследования нами была разработана модель МСОКО, основанная на общих принципах и требованиях к построению систем качества различного уровня и назначения в сфере образования (рис. 3).
Муниципальная система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, субъектов и объектов контроля, процедур, критериев и показателей, взаимодействующих между собой и отражающих степень соответствия образовательной деятельности и оказываемых услуг потребностям личности, общества, рынка труда и государства.
Анализируя теоретическую модель МСОКО, следует отметить основные характеристики системы оценки качества образования на муниципальном уровне, к которым относятся:
Модель муниципальной системы оценки качества образования г. Пензы
ПРОЦЕДУРЫ
Статистическое, социологическое наблюдения.
Лицензирование и государственная аккредитация общеобразовательных учреждений.
Надзор и контроль. Аттесталия педагогических и руководящих кадров.
Государственная аттестация выпускников.
Независимая опенка качества образования.
Мониторинг в сфере образования.
Конкурсы, рейтинговые процедуры.
Самообследование по качеству обеспечиваемого образования.
Экспертиза инновапий. проектов. образовательных и учебных программ, инновационного опыта педагогов и его распространение.
Экспертиза деятельности общеобразовательных учреждений и педагогических работников
в рамках ПНПО
Министерство образования Пензенской области
Высшие учебные заведения (Ш НУ
им. В.Г. Белинского. 111 У и тл.)
Отдел организ ации контроля и инспектирования в сфере образования
Отдел липензиров ания и государственной аккредитации образ ов ательных учреждений
ГОУ УДО ПИТО
а
й
С
Отдел
инф ормапионных
РЦОИ технологии
и компьютеризации
Управления
образования
Управление образования (УО) Муниципальный центр опенки качества образования (ОКО)
Отдел дополнительного образования и воспитания УО
Отдел общего образования У О с функциями контроля и
инспекпфов энкя в с ф ере об;
МНМЦО г. Пензы
Государственные органы;
осуществляющие контроль Б сфере
(СЭС,КРУ,КСП, Г оспожкалзор
и т.д.)
Методические объединения города Пензы. Методический совет. Аттестационная комиссия
С
О
Образовательные учреждения
РаботаОУ по мониторингу и оценке качества образования
Государств енно- обществддмй орган управления (Управляюпши совет. Попечительский совет. Совет учреждения)
Рис. 3
Система моделей ОКО: кон-пепгуально-теоретнческая. технологическая, методическая
УСЛОВИЯ
Создание единого информационно-образовательного пространств а.
Создание мунипипальной единой информационной системы опенки качества образования.
Согласование оценочных критериев, показателей процедур.
Создание системы информирования органов законодательной и исполнительной власти г. Пензы, общественности, СМИ о качестве образования в г. Пензе.
Документирование процедур осуществления ОКО, управление документацией и данными.
Установление форм ведомственной отчетности и статистики, макетов ежегодных аналитических докладов о состояние тенденциях. проблемах и перспективах качества образования в г. Пензе.
Создание автоматизированной системы мониторинга в сфере образования, реестра данных результатов мониторинга.
Формирование системы индикаторов и
измерителей для различных пользователей на всех уровнях (муниципальном, школьном).
Подготовка квалифицированных кадров для экспертизы и оценки качества образования на всех уровнях.
сь
О/
<\>
К
Я
Б
№ 3 (19), 2011 Гуманитарные науки.
- многоуровневость - оценка качества образования осуществляется на всех этапах образования: дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем (полном) общем;
- полисубъектность - в систему оценки качества образования включено множество субъектов: педагогические работники, учащиеся, их родители (законные представители), руководители образовательных учреждений, муниципальный орган управления образованием, государственные органы, местное сообщество;
- поликритериальность - качество образования оценивается набором разноаспектных критериев и показателей;
- вариативность - качество образования отличает множество характеристик, которые варьируются в зависимости от типа и вида образовательного учреждения, специфики реализуемых им образовательных программ и услуг.
Система оценки качества образования на муниципальном уровне строилась с учетом следующих основных составляющих образовательного процесса:
- обучающихся (учащихся);
- обучающих (учителей);
- содержания образования (программ, учебной и методической литературы);
- ресурсного обеспечения (организационное, материально-техническое, информационное, финансовое).
Таким образом, объектами оценки качества образования на муниципальном уровне являются условия, реализация образовательного процесса, образовательные результаты.
Первичную систему качества (систему качества образовательного учреждения) с системами качества муниципальной, региональной, федеральной образовательных систем объединяют общие цели (раздельные по уровням), ряд инвариантных (общих) элементов в виде единых программ качества, норм и каналов материально-технического снабжения, нормативных документов, процедур контроля и проверки качества, подготовки и переподготовки кадров и т. п.
Несмотря на наличие общих элементов в составе систем качества разного уровня, их композиционное построение может существенно отличаться. Это обусловлено различием основных и вспомогательных процессов, спецификой целей и задач.
Если сравнивать в этой связи систему качества образовательного учреждения и МСОКО, то для первой основным процессом выступает образовательный процесс, для второй - управленческий процесс. Сообразно этому формируется определенный состав рабочих элементов, направленных на обеспечение качества основных и вспомогательных процессов, соответствующих результатов.
При построении теоретической модели МСОКО необходимо учитывать целый массив факторов и условий эффективности образовательной деятельности. При этом следует отметить, что под факторами понимается все то, что непосредственно влияет на эффективность; условия же воздействуют на эффективность опосредованно, неявно.
В ходе моделирования и определения концептуальных основ МСОКО, ориентированной на обеспечение эффективности образовательной деятельности, соблюдаются следующие принципы ее организации:
- общественно-государственный характер деятельности субъектов оценки качества образования;
- наличие системообразующего фактора в виде государственного образовательного стандарта, критериев аттестации и государственной аккредитации;
- многоуровневое построение МСОКО;
- многовариативность организационных и технологических решений на разных уровнях МСОКО;
- доминирование рефлексивных методов оценки качества образования, оптимальное соотношение в МСОКО внешней и внутренней оценок качества образования.
Анализ существующей практики в образовательной системе города Пензы, а также различных регионов России показывает, что в процессе создания модели МСОКО должны быть сформированы следующие подсистемы:
1) правовая подсистема - обеспечивает выработку и нормативноправовое оформление правил деятельности всех субъектов и объектов системы, определяет их статус, права, обязанности и ответственность;
2) информационная подсистема - консолидирует организационнометодический инструментарий сбора и первичной обработки результатов оценок качества образования. Основная задача данной подсистемы - получение объективной информации о качестве образования;
3) экспертная подсистема обеспечивает подготовку специалистов в области оценки и управления качеством образования.
Оценка качества образования должна осуществляться посредством:
- участия в ней организационных структур управления образованием на школьном и муниципальном уровнях через такие формы, как самоанализ деятельности педагогов образовательных учреждений, инспектирование (комплексные, тематические, аудиторские проверки и др.);
- профессиональной экспертизы качества образования, организуемой профессиональным образовательным сообществом города;
- общественной экспертизы качества образования, которая осуществляется путем привлечения к оценочным процедурам представителей общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов.
Подводя итог изложенному, следует отметить, что центральное место в системе оценки качества образования на любом уровне должна занимать функция координации, призванная обеспечить согласованность действий всех управленческих подразделений, работников управления, специалистов, а также между системой в целом и внешней средой путем установления рациональных связей (коммуникаций) и обмена информацией между ними. В рамках МСОКО данная функция преобразуется в управление информационными потоками. Эффективность ее реализации обеспечивается:
- разработкой системы образовательного мониторинга, включающей: четкие параметры, по которым проводится сбор информации; установленные сроки предоставления необходимой информации в орган управления образованием; критерии и показатели оценки деятельности педагогических работников, образовательных учреждений разных типов и видов на основе собираемой информации;
- созданием и постоянным обновлением электронных банков данных по различным направлениям деятельности системы образования;
- созданием системы электронного документооборота и оперативного обмена информацией между образовательными учреждениями и органом управления образованием;
- своевременным принятием управленческих решений на основе анализа имеющейся информации.
Налаживание коммуникаций через создание целостной системы информации на внутришкольном и муниципальном уровнях управления позволит улучшить качество управленческого, педагогического анализа, аналитическую основу прогнозирования и планирования деятельности образовательной системы.
Единая информационная система МСОКО является центральной составляющей системы оценки качества образования любого уровня. В ее основу положен перечень показателей и критериев качества образования, включающий информацию из всех информационных баз данных, в соответствии с которыми возможно провести оценку качества образовательных результатов и образовательного процесса.
В. П. Панасюк и др. обращают внимание на необходимость создания целостной системы информации с использованием нового направления - ква-лиметрии, которая позволит оценить соответствия параметров качества образования стандартам 180 [4, 5].
Совершенствуя управление качеством образования, мы упорядочиваем информационные потоки о состоянии качества образования каждого школьника; распределяем полномочия организационных структур в оценке качества образования; в ходе стабильного мониторинга реализуем единые подходы к разработке диагностического инструментария оценки образовательных результатов учащихся в комплексной оценке деятельности школ, осуществляем общественную экспертизу на всех этапах обучения. Для этого создаем условия функционирования экспертной подсистемы в МСОКО, проводим системную профессиональную переподготовку управленческих и педагогических кадров, широко используя накопленный опыт.
При всем многообразии показателей (индикаторов) эффективности, используемых в различных оценочных процедурах, важно обеспечить их взаимосвязь с тем, чтобы эффективность деятельности образовательных систем оценивалась в соответствии с интегративными критериями и при этом обеспечивалось выполнение принципа дуальности: с одной стороны, диагностировалась бы эффективность функционирования образовательной системы, а с другой - эффективность процессов ее развития.
Эффективность образовательной деятельности в рамках МСОКО рассматривается с разных сторон: как педагогическая, социальная, экономическая, организационно-управленческая.
Критерии социальной эффективности образовательной деятельности призваны отражать достигнутый баланс образовательных запросов и интересов личности, общества (территориального сообщества), государства (наличие образовательных возможностей для выбора индивидом путей и способов индивидуального развития, удовлетворение динамичных образовательных потребностей определенных социальных групп и институтов). Среди факторов социальной эффективности выделяют наличие в системе управления специальных процедур по изучению образовательных потребностей, «имидж» образовательного учреждения и муниципальной системы в целом.
Педагогическая эффективность отражает меру достижения целей в области образования, воспитания и развития личности: освоение базовых знаний, ценностей, формирование предметных и познавательных умений и навыков, социализация личности, развитие ее физических, интеллектуальных, нравственных и других качеств.
К числу важнейших факторов, определяющих педагогическую эффективность, относятся качество состава и стабильность педагогических кадров; совершенство методов, средств и технологий обучения и воспитания; фактор содержания образования.
Факторы управленческо-организационной эффективности представлены факторами нормативного регулирования образовательной деятельности, рефлексивной культурой участников образовательного процесса, наличием статистики и банков данных, гармоничностью распределения прав, полномочий, ответственности среди субъектов и уровней управления.
Экономическая эффективность образовательной деятельности связана с такими факторами, как совершенство управления ресурсами, наличие планов экономии, лимитов (нормативов) на расходование финансовых и материальных средств.
В целом можно констатировать, что эффективность образовательной деятельности во многом зависит от совершенства тех процедур и механизмов, которые являются атрибутами любой системы оценки качества образования: информационно-методическое обеспечение образовательной деятельности, ее нормативное регулирование; рефлексивные методы контроля качества; изучение образовательных потребностей, маркетинговые исследования; управление ресурсами.
Показателями результативности муниципальной СОКО будут выступать:
1) соответствие результативности МСОКО требованиям государственных образовательных стандартов и социального заказа;
2) индивидуальные достижения обучающихся;
3) развитие гражданской, познавательной и прочих видов компетентностей;
4) уровень социализации обучающихся.
Главное предназначение муниципальной системы оценки качества образования заключается в формировании независимой, объективной, достоверной информации о качестве образования на разных его уровнях с учетом потребительских требований и приоритетов, в продуктивном диалоге образовательного сообщества, общественных и гражданских институтов, работодателей.
Список литературы
1. Концепция общероссийской системы оценки качества образования. - 2-е изд. -М., 2008.
2. Поташник, М. М. Управление качеством образования / М. М. Поташник. -М., 2006.
3. Панасюк, В. П. Школа и качество: выбор будущего / В. П. Панасюк. - СПб., 2003.
4. Панасюк, В. П. Информационно-методическое обеспечение управления качеством образования на муниципальном уровне / В. П. Панасюк, Г. В. Головичер. -СПб., 2007.
5. Фомина, Н. А. Новая параметрическая модель оценки качества образования / Н. А. Фомина // Качество образования в школе. - 2009. - № 3. - С. 49; № 4. -
С. 70.
Шарошкина Марина Константиновна Sharoshkina Marina Konstantinovna
заместитель начальника Управления Deputy head of Administration
образования г. Пензы of Education of Penza
E-mail: [email protected]
УДК 593.1 Шарошкина, М. К.
Формирование модели муниципальной системы оценки качества образования / М. К. Шарошкина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 3 (19). - С. 121-130.