Научная статья на тему 'Общие принципы и требования к построению муниципальной системы оценки качества образования'

Общие принципы и требования к построению муниципальной системы оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕРОССИЙСКАЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ALL-RUSSIAN SYSTEM OF THE ESTIMATION OF EDUCATION QUALITY / MUNICIPAL SYSTEM OF THE ESTIMATION OF EDUCATION QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарошкина Марина Константиновна

По итогам теоретического анализа научно-методической литературы и формирующегося опыта о системах оценки качества образования различного уровня рассмотрен вопрос о необходимости соблюдения общих принципов и требований к построению муниципальной системы оценки качества образования. Сделан вывод, что несмотря на наличие систем оценки качества образования от институционального до федерального уровня, проектирование систем оценки и управления качеством образования на муниципальном уровне должно основываться на качестве как основном системообразующем факторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General principals and demands concerning municipal system of quality evaluation of education

According to the results of theoretical analysis of science procedural literature and experience of educational quality evaluation of different grades, the question concerning the necessity of following general principals and demands of municipal system of educational quality evaluation was considered. It was stated, that in spite of existence of evaluation system from institutional to federal grades, the development of evaluation system and educational quality management of municipal grade should be based on quality as the fundamental element.

Текст научной работы на тему «Общие принципы и требования к построению муниципальной системы оценки качества образования»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 373.1

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

© М. К. ШАРОШКИНА Управление образования города Пензы e-mail: [email protected]

Шарошкина М. К. - Общие принципы и требования к построению муниципальной системы оценки качества образования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 862-868. - По итогам теоретического анализа научно-методической литературы и формирующегося опыта о системах оценки качества образования различного уровня рассмотрен вопрос о необходимости соблюдения общих принципов и требований к построению муниципальной системы оценки качества образования. Сделан вывод, что несмотря на наличие систем оценки качества образования от институционального до федерального уровня, проектирование систем оценки и управления качеством образования на муниципальном уровне должно основываться на качестве как основном системообразующем факторе.

Ключевыеслова: качество образования, общероссийская системы оценки качества образования, муниципальная система оценки качества образования.

Sharoshkina M. K.- General principals and demands concerning municipal system of quality evaluation of education // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 862-868. - According to the results of theoretical analysis of science procedural literature and experience of educational quality evaluation of different grades, the question concerning the necessity of following general principals and demands of municipal system of educational quality evaluation was considered. It was stated, that in spite of existence of evaluation system from institutional to federal grades, the development of evaluation system and educational quality management of municipal grade should be based on quality as the fundamental element.

Keywords: quality of education, all-Russian system of the estimation of education quality, municipal system of the estimation of education quality.

Изменения в управлении муниципальными образовательными системами обусловлены, прежде всего, тем, что в обществе повышаются требования к качеству и разнообразию образовательных услуг, растёт осознание значимости образования как института воспроизводства интеллектуальных ресурсов и повышения социального статуса личности. В связи с этим наряду с реализацией стратегии сохранения сложившихся форм и способов организации управленческой деятельности объективно назрела необходимость в разработке и реализации стратегии их развития, предполагающей инновационные подходы к содержанию, формам и методам деятельности органов управления образованием на муниципальном уровне.

Проектирование систем оценки и управления качеством образования на муниципальном уровне и уровне образовательных учреждений должно основываться на постулате о том, что качество является системообразующимфактором.Самажесистемафор-мируется с учётом триады качества, в соответствии с

которой проектируются организационная, функциональная и оценочно-критериальная системы. Системы оценки качества образования иституционального и муниципального уровней должны проектироваться и внедряться, с одной стороны, с учётом принципа преемственности, предполагать согласование целевых установок, общность ряда элементов и процедур, а с другой стороны, рассматриваться как составляющие региональных и федеральных систем оценки качества образования.

В концепции общероссийской системы оценки качества образования [1] предлагается одним из направлений модернизации школьного образования создание общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО). Под общероссийской системой оценки качества образования, предложенной в Концепции, понимается совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуальнометодологической базе оценку образовательных до-

стиженийобучающихся,эффективностидеятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учётом запросов основных потребителей образовательных услуг.

Согласно структуры Концепции (схема 1) объекты оценки в системе образования представлены тремя основными элементами: образовательными программами, образовательными организациями (учреждениями), индивидуальными образовательными достижениями обучающихся; основными подсистемами Концепции [1] являются информационно-диагностическая, экспертно-аналитическая, нормативноправовая.

Теоретический анализ показывает, что в основу Концепции [1] при её разработке были положены следующие основные принципы:

• развитие ОСОКО преимущественно как си-стемывнешнейгосударственно-общественнойоценки;

• приоритет внешней оценки качества образования над внутренней;

• открытость информации о механизмах, процедурах и результатах оценки в рамках действующего законодательства;

• прозрачность процедур и результатов, нормативный характер формирования и развития ОСОКО;

• функциональное единство ОСОКО на различных уровнях при возможном разнообразии организационно-технических решений;

• применение научно обоснованного, стандарти-зированногоитехнологичногоинструментарияоценки;

• разделение информационно-диагностической и экспертно-аналитической функций (соответственно сбора и интерпретации информации о качестве образования) в рамках ОСОКО;

• профилактика монополизации оценки качества образования;

• системно-целевая направленность формирования информационных ресурсов ОСОКО на всех уровнях.

В процессе реализации ОСОКО, а также системы оценки качества образования на муниципальном уровне обеспечиваются:

• оценка готовности учащихся к обучению в начальной и основной школе для учета их индивидуальных особенностей;

• оценка уровня образовательных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений для их итоговой аттестации по завершению основной и старшей школы и для их отбора с целью поступления на следующую ступень обучения;

• формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные функции оценки качества образования, в том числе оценки качества образовательного учреждения (с использованием процедур государственной (итоговой) аттестации школьников и государственной аккредитации образовательных учреждений), оценки качества образования, предоставляемого в муниципальной системе, в том числе с

использованием российских и зарубежных мониторинговых исследований.

ОСОКОподразумеваетоценкукачестванетоль-ко результатов, но и условий, и процесса предоставления образовательных услуг. На основе полученной информации и проведённого её анализа принимаются соответствующие управленческие решения, процесс принятия которых представлен на схеме 2.

Каждыйсубъектобразовательногопроцесса(пе-дагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования. При этом следует отметить, что качеству образования приписываются разнообразные, часто противоречивые значения:

• родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей;

• для учителей качество образования может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами;

• дляучащихсякачествообразования, несомненно, связывается с внутришкольным климатом;

• для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников;

• для общества качество образования связано с теми ценностными ориентациями и более широко -ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности.

В имеющейся по исследуемой проблеме научной литературе существуют различные подходы в определении самого понятия «качество образования».

М.М. Поташник [4] качество образования понимает как соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника.

В.П. Панасюк [2] качество школьного образования определяет как совокупность свойств, которая обусловливает его способность удовлетворять социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах её обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств. В своей работе по моделированию муниципальной системы оценки качества образования (мСОКО) мы придерживались трактовки качества образования, данной В.П. Панасюком.

Анализ различных подходов в определении понятия «качества образования» позволяет сделать вывод о том, что под качеством образования можно пони-матьинтегральнуюхарактеристикусистемыобразова-ния, которая отражает степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов государственным нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Первичную систему качества (систему качества образовательного учреждения) с системами качества

864

Схема 1

Общая структура Концепции системы оценки качества образования

Пряный

пйдСиСЮий (регул кфуюшш

нор У ЭТНЭНО - ттр тош ые

і] КГГЬІI

Информационная

поде истсма (ійСтаиШИки ннчі» о пенни!

Образовательные

Оргдтп-пащш

и их системы

(объект ОТІЕТОШІ

Ннливщуап ьные образовательные Д5С11МЄННЧ (об 1ЄТЇТ ОТЕКИ Ті)

Экспертная подс-тстсма (поставщики неперш и проектов решений)

Образовательные протраммы (ибъелт ицекни)

Государство (как социальный институт

І(ШН0СТЬ> семъ.ч, стру юлр Ь1 і раж ла і [С ий і о общества

ПОТРЕБИТЕЛИ

24 2011

Схема 2

Процесс принятия управленческих решений

муниципальной, региональной, федеральной образовательных систем объединяют общие цели (раздельные по уровням), ряд инвариантных (общих) элементов в виде единых программ качества, норм и каналов материально-технического снабжения, нормативных документов, процедур контроля и проверки качества, подготовки и переподготовки кадров и т. п.

Несмотря на наличие общих элементов в составе систем качества разного уровня, их композиционное построение может существенно отличаться. Это обусловлено различием основных и вспомогательных процессов, спецификой целей и задач.

Если сравнивать в этой связи систему качества образовательного учреждения и МСОКО, то для первой основным процессом выступает образовательный процесс, для второй - управленческий процесс. Сообразно этому формируется определённый состав рабо-чихэлементов,направленныхнаобеспечениекачества основных и вспомогательных процессов, соответствующих результатов.

При всём многообразии показателей (индикаторов) эффективности, используемых в различных оце-

ночныхпроцедурах,важнообеспечитьихвзаимосвязь с тем, чтобы эффективность деятельности образовательных систем оценивалась в соответствии с интегративными критериями и при этом обеспечивалось выполнение принципа дуальности: с одной стороны, диагностировалась бы эффективность функционирования образовательной системы, а с другой - эффективность процессов её развития.

Эффективность образовательной деятельности в рамках мсоКо рассматривается с разных сторон: как педагогическая, социальная, экономическая, организационно-управленческая.

Критерии социальной эффективности образовательной деятельности призваны отражать достигнутый баланс образовательных запросов и интересов личности, общества (территориального сообщества), государства(наличиеобразовательныхвозможностей для выбора индивидом путей и способов индивидуального развития, удовлетворение динамичных обра-зовательныхпотребностейопределённыхсоциальных групп и институтов). среди факторов социальной эффективности выделяют наличие в системе управления

специальных процедур по изучению образовательных потребностей,«имидж»образовательногоучреждения и муниципальной системы в целом.

Педагогическая эффективность отражает меру достижения целей в области образования, воспитания и развития личности: освоение базовых знаний, ценностей, формирование предметных и познавательных умений и навыков, социализация личности, развитие её физических, интеллектуальных, нравственных и других качеств.

К числу важнейших факторов, определяющих педагогическую эффективность, относятся качество состава и стабильность педагогических кадров; совершенство методов, средств и технологий обучения и воспитания; фактор содержания образования.

Факторы управленческо-организацинной эффективности представлены факторами нормативного регулирования образовательной деятельности, рефлексивной культурой участников образовательного процесса, наличием статистики и банков данных, гар-моничностьюраспределенияправ,полномочий,ответ-ственности среди субъектов и уровней управления.

Экономическая эффективность образовательной деятельности связана с такими факторами, как совершенство управления ресурсами, наличие планов экономии,лимитов (нормативов)нарасходование финансовых и материальных средств.

В целом можно констатировать, что эффективность образовательной деятельности во многом зависит от совершенства тех процедур и механизмов, которые являются атрибутами любой системы оценки качестваобразования:информационно-методическое обеспечениеобразовательнойдеятельности,еёнорма-тивное регулирование; рефлексивные методы контро-лякачества;изучениеобразовательныхпотребностей, маркетинговые исследования; управление ресурсами.

При построении теоретической модели МСОКО необходимо учитывать целый массив факторов и условий эффективности образовательной деятельности. При этом следует отметить, что под факторами понимается всё то, что непосредственно влияет на эффективность; условия же воздействуют на эффективность опосредованно, не явно.

в ходе моделирования и определения концептуальных основ мсоКо, ориентированной на обеспечение эффективности образовательной деятельности, соблюдаются следующие принципы её организации:

- общественно-государственный характер деятельности субъектов оценки качества образования;

- наличие системообразующего фактора в виде государственногообразовательногостандарта,крите-риев аттестации и государственной аккредитации;

- многоуровневое построение мсоКо;

- многовариативность организационных и технологических решений на разных уровнях мсоКо;

- доминирование рефлексивных методов оценки качества образования, оптимальное соотношение в МСОКО внешней и внутренней оценок качества образования.

Анализ существующей практики в образовательной системе различных регионов России показывает, что в процессе создания модели МСОКО должны быть сформированы следующие подсистемы:

Правовая подсистема - обеспечивает выработку и нормативно-правовое оформление правил деятельности всех субъектов и объектов системы, определяет их статус, права, обязанности и ответственность.

Информационная подсистема - консолидирует организационно-методическийинструментарийсбораи первичнойобработкирезультатовоценоккачестваобра-зования. Основная задачаданной подсистемы - получение объективной информации о качестве образования.

Экспертная подсистема обеспечивает подготовку специалистов в области оценки и управления качеством образования.

Оценка качества образования должна осуществляться посредством:

• участия в ней организационных структур управления образованием на школьном и муниципальном уровнях через такие формы, как самоанализ деятельности педагогов и образовательных учреждений, инспектирование (комплексные, тематические, аудиторские проверки и др.);

• профессиональной экспертизы качества образования, организуемой профессиональным образовательным сообществом города;

• общественной экспертизы качества образования, которая осуществляется путём привлечения к оценочным процедурам представителей общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов.

Подводя итог изложенному, следует отметить, что центральное место в системе оценки качества образования на любом уровне должна занимать функция координации, призванная обеспечить согласованность действий всех управленческих подразделений, работников управления, специалистов, а также между системой в целом и внешней средой путём установления рациональных связей (коммуникаций) и обмена информацией между ними. В рамках МСОКО данная функция преобразуется в управление информационными потоками. Эффективность её реализации обеспечивается:

• разработкой системы образовательного мониторинга, включающей: чёткие параметры, по которым проводится сбор информации; установленные сроки предоставления необходимой информации в орган управления образованием; критерии и показатели оценки деятельности педагогических работников, образовательных учреждений разных типов и видов на основе собираемой информации;

• созданием и постоянным обновлением электронных банков данных по различным направлениям деятельности системы образования;

• созданием системы электронного документооборота и оперативного обмена информацией между образовательными учреждениями и органом управления образованием;

• своевременным принятием управленческих решений на основе анализа имеющейся информации.

налаживание коммуникаций через создание целостной системы информации на внутришкольном и муниципальном уровнях управления позволит улучшить качество управленческого, педагогического анализа, аналитическую основу прогнозирования и планирования деятельности образовательной системы.

Единая информационная система МСОКО является центральной составляющей системы оценки качества образования любого уровня. В её основу положен перечень показателей и критериев качества образования, включающий информацию из всех информационных баз данных, в соответствии с которыми возможно провести оценку качества образовательных результатов и образовательного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.П. Панасюк и другие обращают внимание на необходимость создания целостной системы информации с использованием нового направления - квали-метрии, которая позволит оценить соответствия параметров качества образования стандартам ^О [3, 5].

Совершенствуя управление качеством образования, мы упорядочиваем информационные потоки о состоянии качества образования каждого школьника; распределяем полномочия организационных структур в оценке качества образования; в ходе стабильного мониторинга реализуем единые подходы к разработке диагностического инструментария оценки образовательных результатов учащихся в комплексной оценке деятельностишкол,осуществляемобщественнуюэкс-пертизу на всех этапах обучения. Для этого создаём условия функционирования экспертной подсистемы в МСОКО, проводим системную профессиональную переподготовку управленческих и педагогических кадров, широко используя накопленный опыт.

По итогам теоретического анализа научнометодической литературы и формирующегося опыта по проблеме исследования нами была разработана модель МСОКО, основанная на общих принципах и требованиях к построению систем качества различного уровня и назначения в сфере образования (схема 3).

Муниципальная система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, субъектов и объектов контроля, процедур, критериев и показателей, взаимодействующих между собой и отражающих степень соответствия образовательной деятельности и оказываемых услуг потребностям личности, общества, рынка труда и государства.

Анализируя теоретическую модель МСОКО, следует отметить основные характеристики системы оценкикачестваобразованиянамуниципальном уровне, к которым относятся:

• многоуровневость - оценка качества образования осуществляется на всех этапах образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование;

• полисубъектность - в систему оценки качества образования включено множество субъектов: педагогические работники, учащиеся, их родители (законные представители),руководителиобразовательныхучреж-дений, муниципальный орган управления образованием, государственные органы, местное сообщество;

• поликритериальность - качество образования оценивается набором разноаспектных критериев и показателей;

• вариативность - качество образования отличает множество характеристик, которые варьируются в зависимости от типа и вида - образовательного учреждения, специфики реализуемых им образовательных программ и услуг.

Система оценки качества образования на муниципальном уровне строилась с учётом следующих основных составляющих образовательного процесса:

• обучающиеся (учащиеся);

• обучающие (учителя);

• содержаниеобразования(программа, учебная и методическая литература);

• ресурсноеобеспечение(организационное, ма-териально-техническое,информационное,финансовое ).

Таким образом, объектами оценки качества образования на муниципальном уровне являются условия, реализацияобразовательногопроцесса, образовательные результаты.

Показателями результативности муниципальной СОКО будут выступать:

1) соответствие результативности МСОКО требованиям социального заказа;

2) индивидуальные достижения обучающихся;

3) развитие гражданской, познавательной и прочих видов компетентностей;

4) уровень социализации обучающихся.

Главное предназначение муниципальной системы оценки качества образования заключается в формировании независимой, объективной, достоверной информации о качестве образования на разных его уровнях с учётом потребительских требований и приоритетов, в продуктивном диалоге образовательного сообщества,общественныхигражданскихинститутов, работодателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепцияобщероссийскойсистемыоценкикачества образования. М., 2008.

2. Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. СПб., 2003.

3. ПанасюкВ.П.,ГоловичерГ.В.Информационно-мето-дическое обеспечение управления качеством образования на муниципальном уровне. СПб., 2007.

4. Поташник М.М. Управление качеством образования. М., 2006.

5. Фомина Н.А. Новая параметрическая модель оценки качества образования//Качество образованияв школе. 2009. № 3. С. 49; № 4. С. 70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.