Научная статья на тему 'Городская контрольная работа в компьютерном варианте современная форма независимой оценки качества образования'

Городская контрольная работа в компьютерном варианте современная форма независимой оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2011
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА В КОМПЬЮТЕРНОМ ВАРИАНТЕ / ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / THE MUNICIPAL ON-LINE TESTING / THE SOFTWARE / THE SYSTEM OF ESTIMATION OF QUALITY OF EDUCATION / THE STANDARDIZED GOVERNMENTAL TEST / THE REQUIREMENTS OF THE STATE EDUCATIONAL STANDARD OF GENERAL EDUCATION / THE MUNICIPAL MODEL OF THE MONITORING OF THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умникова Евгения Леонидовна

В условиях перехода российского образования на международные стандарты формирование независимой системы оценки качества образования становится особенно актуальным. В общеобразовательных учреждениях г. Екатеринбурга с 2006 г. ежегодно проводятся городские контрольные работы в компьютерном варианте по обязательным предметам. Данная форма независимого контроля знаний позволяет объективно судить о качестве результата образования в школах г. Екатеринбурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The municipal on-line testing as a modern form of the independent estimation of the quality of education

In conditions of the transition of the Russian education to the international standards the forming of the independent system of estimation of quality of education becomes very urgent. Since 2006 the municipal on-line testing in obligatory subjects has been held in the secondary educational establishments of Yekaterinburg. This form of the independent control of knowledge of students enables to make objective judgments about the quality of the result of education in the schools of Yekaterinburg.

Текст научной работы на тему «Городская контрольная работа в компьютерном варианте современная форма независимой оценки качества образования»

ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

УДК 37.013.2

Е. Л. Умникова начальник Управления образования Администрации города Екатеринбурга

ГОРОДСКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА В КОМПЬЮТЕРНОМ ВАРИАНТЕ -СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: городская контрольная работа в компьютерном варианте; программный продукт; система оценки качества образования; единый государственный экзамен; требования Государственного образовательного стандарта общего образования; муниципальная модель мониторинга качества образования.

АННОТАЦИЯ. В условиях перехода российского образования на международные стандарты формирование независимой системы оценки качества образования становится особенно актуальным. В общеобразовательных учреждениях г. Екатеринбурга с 2006 г. ежегодно проводятся городские контрольные работы в компьютерном варианте по обязательным предметам. Данная форма независимого контроля знаний позволяет объективно судить о качестве результата образования в школах г. Екатеринбурга.

E. L. Umnikova the Head of the Department of Education of Administration of Yekaterinburg

THE MUNICIPAL ON-LINE TESTING AS A MODERN FORM OF THE INDEPENDENT ESTIMATION OF THE QUALITY OF EDUCATION

KEY WORDS: The municipal on-line testing; the software; the system of estimation of quality of education; the Standardized Governmental Test; the requirements of the State educational standard of general education; the municipal model of the monitoring of the quality of education.

ABSTRACT. In conditions of the transition of the Russian education to the international standards the forming of the independent system of estimation of quality of education becomes very urgent. Since 2006 the municipal on-line testing in obligatory subjects has been held in the secondary educational establishments of Yekaterinburg. This form of the independent control of knowledge of students enables to make objective judgments about the quality of the result of education in the schools of Yekaterinburg.

В рамках исполнения плана Управления образования по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в части развития единого информационного образовательного пространства в общеобразовательных учреждениях города Екатеринбурга формируется муниципальная система оценки качества образования.

Проведение городских контрольных работ (далее ГКР) в общеобразовательных учреждениях города Управлением образования осуществляется с 2006 г. Компьютерный вариант ГКР и тестовая форма контроля знаний имеют ряд преимуществ, а именно:

1) осуществляется объективность оценки уровня учебных достижений обучающихся за счет стандартизации процедуры контроля, опроса по всему учебному материалу;

2) применяются статистические методы обработки результатов;

3) достигается массовость контроля при оперативной обработке результатов.

С целью определения уровня сформи-

рованности предметно-информационной составляющей качества подготовленности учащихся, развития информационной компетентности школьников, подготовки их к прохождению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ в 2010 г. в общеобразовательных учреждениях г. Екатеринбурга ГКР проводилась по русскому языку — в 4-х, 9-х, 11-х классах и по математике — в 11-х классах.

В 2010 г. отрабатывалась новая версия программного продукта «АИС — школа». Подготовка к ГКР Управлением образования осуществлялась по совместно разработанному плану мероприятий с ООО «Априкод», которое кроме предоставления программного продукта явилось техническим оператором для общеобразовательных учреждений, специалистов районных отделов образования и Управления образования в период подготовки и проведения ГКР.

Оперативное информирование всех субъектов образовательного процесса осуществлялось через сайт Управления образования и через сайт ООО «Апри-код», где своевременно размещались нормативные документы, информационные письма о регламенте проведения ГКР.

Содержание заданий ГКР каждый год редактируется и делается приближенным к заданиям ЕГЭ будущего года. Для этого специалистами Управления образования, авторами-разработчиками учитываются рекомендации Федерального института педагогических измерений, которые позволяют сориентировать выпускников 11-х классов на предстоящий формат заданий ЕГЭ и тем самым предоставить учащимся возможность пройти тестовый контроль знаний в режиме ГКР перед итоговой аттестацией.

Разработку тестовых заданий по русскому языку и математике по заказу Управления образования осуществляют учителя высшей квалификационной категории, руководители Городских предметных Ассоциаций, члены предметных подкомиссий государственной экзаменационной комиссии Свердловской области, победители приоритетного национального проекта «Образование».

Задания контрольной работы составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта общего образования по русскому языку и математике. Время, отведенное на проведение ГКР, составляет: в 4-х классах — 20 минут (в соответствии с требованиями СанПиН), в 9-х, 11-х классах — 60 минут.

ГКР содержит задания базового и повышенного уровней. Оценивание производится по стобалльной шкале.

На протяжении нескольких лет при подведении результатов ГКР Управлением образования используется шкала перевода сырого балла ученика в пятибалльную, предложенная рядом авторов-тестологов:

В. С. Аванесовым, Е. И. Волеговой, Г. Е. Гет-маненко, М. Ю. Мамонтовой. Отметим некоторые особенности и результаты проведения ГКР в 2010 году:

ГКР по русскому языку в 4-х классах проводилась первый раз с письменного согласия родителей (законных представителей) учащихся 4-х классов. В ГКР приняли участие 638 учащихся из 14 общеобразовательных учреждений г. Екатеринбурга. Наивысший балл (100 баллов) набрали 110 учащихся — 17,1% от общего числа принимавших участие в ГКР.

ГКР по русскому языку в 9-х классах проводилась второй раз. Приняли участие 10 213 учащихся из 162 общеобразовательных учреждений г. Екатеринбурга. Наивысший балл набрали 16 учащихся — 0,2% от общего числа принимавших участие в ГКР.

ГКР по русскому языку в 11-х классах проводилась третий раз. В ней приняли участие 6 123 учащихся из 116 общеобразовательных учреждений г. Екатеринбурга. Средний балл по городу составил 57,2. В то время как средний балл ЕГЭ по русскому языку в 2010 г. по городу Екатеринбургу составил 61,2 балла. Данный факт свидетельствует о том, что тестовые задания ГКР составлены на высоком качественном уровне. Таким образом, формат ГКР предоставляет возможность учащимся 11-х классов проверить свои знания задолго до итоговой аттестации. Максимальный балл набрали 14 учащихся из ОУ № 2, 12, 50, 130, 176 (2), 3, 140 (3), 13 (2), 40, 99.

Необходимо отметить, что среди 14 «стобалльников» 4 учащихся подтвердили результат в 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку, 7 — по результатам учебы получили золотые и серебряные медали «За особые успехи в учении».

ГКР по математике в 11-х классах проводилась четвертый раз. В ней приняли участие 6 072 учащихся из 162 общеобразовательных учреждений г. Ека-

теринбурга. Средний балл по городу составил 42,3. В то время как средний балл ЕГЭ по математике в 2010 г. по г. Екатеринбургу составил 42,8. Наивысший балл в ГКР набрали 25 учащихся из ОУ № ОУ № 9 (2), 12 (3), 116, 202 (2), 35 (6), 108 (2), 130, 109 (2), 40, 110, 138, 135 (2), 180. Среди 25 «стобалльников» 12 учащихся по результатам учебы получили золотые и серебряные медали «За особые успехи в учении».

Независимая оценка качества знаний учащихся в форме ГКР позволяет оперативно получать результаты работы всем участникам образовательной деятельности: учителю и учащемуся — в день проведения работы, педагогу-предмет-нику — сформировать по результатам отчет по классу, параллели. Специалисты Управления образования имеют возможность проанализировать качество освоения обязательного минимума содержания образования по предметам, выносимым на государственную (итоговую) аттестацию, а также проанализировать результаты работы по городу: по каждому образовательному учреждению, по районам, выделить минимальный порог освоения предметного материала. Авторы-разработчики имеют возможность проанализировать предметную составляющую работы, выявить часто встречающиеся ошибки, заблаговременно дать рекомендации учителям-пред-метникам по их устранению.

К началу 2011 г. по заказу Управления образования будет сформирован банк тестовых заданий по математике для проведения ГКР по данному предмету в 4х и 9-х классах. Таким образом, с 2011 г. в образовательном пространстве г. Екатеринбурга будет закончена работа по созданию системы независимого контроля уровня подготовленности обучающихся по обязательным предметам. Это позволит ежегодно получать оперативную информацию об освоении стандарта образования у учащихся 4-х, 9-х, 11-х клас-

сов, т. е. по окончании каждой ступени обучения в школе.

С 1 сентября 2009 г. на базе МОУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» открыт отдел мониторинга качества образования. Цель деятельности отдела — разработка, апробация и внедрение в

образовательную практику Екатеринбурга муниципальной модели мониторинга качества образования, составной частью которой станут результаты ГКР по обязательным предметам в компьютерном варианте.

Получено 0 3.09.10 © Умникова Е. Л., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.