Научная статья на тему 'Новые элементы Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования'

Новые элементы Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная система оценки качества образования / рейтинг / региональные диагностические работы / независимая система ОКО / evaluation of the quality of education / an automated information system / ratings / indicators / regional system of education quality assessment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышев Юрий Петрович, Трофимова Светлана Юрьевна, Фрадкин Валерий Евгеньевич

В статье рассматриваются общие подходы к построению СанктПетербургской региональной системы оценки качества образования в части образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования. Описываются элементы системы, внедренные в практику в течение последних лет: рейтинги образовательных организаций, региональные диагностические работы, независимая система оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малышев Юрий Петрович, Трофимова Светлана Юрьевна, Фрадкин Валерий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW ELEMENTS OF REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT IN SAINT PETERSBURG

The report focuses on the creation and development of St. Petersburg «The regional system of education quality assessment» (AIS RSOKO). It describes the elements of RSOKO: system of educational institutions ratings; independent system of quality assurance; regional diagnostic works.

Текст научной работы на тему «Новые элементы Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования»

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВА В ЕВРАЗИИ

НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

МАЛЫШЕВ ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ

Заместитель директора по информатизации ГБУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий» e-mail: yp.malyshev@mail.ru Санкт-Петербург, Россия

ТРОФИМОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА

Заведующий аналитико-прогностическим сектором ГБУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий» e-mail: sy. trofimova@gmail.com Санкт-Петербург, Россия

ФРАДКИН ВАЛЕРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

Заместитель директора по науке ГБУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий» e-mail: valery.fradkin@gmail.com Санкт-Петербург, Россия

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются общие подходы к построению Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования в части образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования. Описываются элементы системы, внедренные в практику в течение последних лет: рейтинги образовательных организаций, региональные диагностические работы, независимая система оценки качества образования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: региональная система оценки качества образования, рейтинг, региональные диагностические работы, независимая система ОКО.

NEW ELEMENTS OF REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT IN SAINT PETERSBURG

YURIY MALYSHEV

Deputy head for informatization, Saint Petersburg center for education quality assessment and information technologies e-mail: yp.malyshev@mail.ru Saint Petersburg, Russia

SVETLANA TROFIMOVA

Head of analytics and prognostic sector, Saint Petersburg center for education quality assessment and information technologies e-mail: sy. trofimova@gmail.com Saint Petersburg, Russia

VALERIY FRADKIN

Deputy head for science, Saint Petersburg center for education quality assessment and information technologies e-mail: valery.fradkin@gmail.com Saint Petersburg, Russia

ABSTRACT. The report focuses on the creation and development of St. Petersburg «The regional system of education quality assessment» (AIS RSOKO). It describes the elements of RSOKO: system of educational institutions ratings; independent system of quality assurance; regional diagnostic works.

KEYWORDS: evaluation of the quality of education, an automated information system, ratings, indicators, regional system of education quality assessment.

Впервые модель Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования (далее - СПб РСОКО) была предложена в 2005 году. В связи с тенденциями развития образования она перестала соответствовать потребностям участников образовательных отношений и нормативным требованиям. Ныне действующая модель СПб РСОКО была принята в 2014 году, вместе с моделью были утверждены Положение о СПб РСОКО и Критерии СПб РСОКО1 [1].

Цель СПб РСОКО - получение и распространение субъектами СПб РСОКО достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего образования, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования2 и причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы принятия управленческих решений.

Функционирование и развитие СПб РСОКО происходит в соответствии с указанной моделью, в которой определены в том числе ее функции в системе общего образования в Санкт-Петербурге:

1. Сбор данных о состоянии системы общего образования СПб.

2. Отбор показателей (критериев) оценки качества общего образования, обработка и анализ получаемых данных.

3. Интерпретация результатов анализа данных для выработки решений, способствующих повышению качества образования и эффективности управления в системе общего образования.

4. Информирование потребителей и групп потребителей о качестве образования.

5. Развитие независимой системы оценки качества образования, педагогической экспертизы и самооценки в системе общего образования СПб.

Основные принципы построения СПб РСОКО многократно описаны и широко обсуждались. В данной статье мы обратим внимание на некоторые особенности реализации СПб РСОКО, которые, на наш взгляд, во многом определяют всю работу по развитию системы оценки качества образования в Санкт-Петербурге.

К таким особенностям относятся разграничение предметов оценочной деятельности по уровням управления, требования достоверности и из-меряемости результатов во взаимосвязи с информатизацией системы

1 Изменения в оба документа вносились в 2015 году.

2 Далее будет рассматриваться часть СПб РСОКО, касающаяся общего образования.

оценки качества, постепенное расширение функций оценки и уменьшение контрольных функций и отражение результатов оценочных процедур в повышении квалификации.

Разграничение предметов оценочной деятельности по уровням управления регламентируется пунктом 3.3 Положения об СПб РСОКО и пока отсутствует в положениях других регионов. На взгляд авторов идеи, включение такого механизма должно способствовать полноте оценочной деятельности, взаимодополнению результатов, повышению их достоверности и т. д.

В документе выделяется три уровня управления: образовательная организация, район и регион. Для каждого уровня сформулированы направления оценочной деятельности в соответствии с полномочиями конкретного уровня управления, причем объектом анализа в каждом случае являются как результаты, так и процессы, и условия образовательной деятельности.

Рассмотрим представленные в таблице 1 объекты оценочной деятельности для образовательной организации.

Таким образом, образовательная организация, проводя оценочные процедуры, с одной стороны, максимально соблюдает собственные интересы, а с другой - действуя в рамках своей компетенции, не получает никаких дополнительных функций, навязанных отчетов и т. д.

Так же происходит и на других уровнях. Например, на районном уровне оцениваются результаты деятельности отдельных образовательных организаций и групп образовательных организаций, а также индивидуальные достижения не только учителей, но и руководителей ОО. Причем способы оценивания совершенно не обязательно должны быть формальными. Это могут быть и профессиональные конкурсы, и портфолио, и иные современные личностно ориентированные оценочные инстру-

Таблица 1. Объекты оценочной деятельности для образовательной организации.

Результаты • индивидуальные достижения учащихся; • индивидуальные результаты профессиональной деятельности педагогических работников

Процессы • образовательный процесс в учебном коллективе; • образовательный процесс, организуемый отдельным педагогическим работником

Условия • условия организации образовательного процесса (педагог, учебный кабинет, предмет и др.); • управление образовательной организацией

менты. На этом же уровне оцениваются качество образовательного процесса в образовательных организациях, качество условий организации образовательного процесса в образовательных организациях, качество управления образовательными организациями.

Важно, что на каждом уровне обязательным элементом является самооценка и самоанализ (образовательной организации, района, региона в целом), а также проведение независимой оценки качества образования.

Анализируя это направление работы, можно отметить, что наиболее продуктивно процессы идут на уровне отдельных образовательных организаций и региона в целом. Здесь активно разрабатываются критерии и показатели (как измеряемые, так и качественные), выстраиваются системы оценки, включающие формальные и неформальные процедуры, изучаются возможности привлечения организаций и экспертов для проведения независимой оценки и профессионально-общественной экспертизы.

С некоторыми оговорками сегодня уже можно утверждать, что системы оценки качества сложились на уровне образовательных организаций и на уровне региона. Несколько хуже сейчас обстоит дело на уровне районов. Пока не стоит говорить о существовании районных систем оценки качества образования. Это может быть связано в том числе и с отсутствием соответствующих кадров, и с многочисленностью формальных обязанностей специалистов отделов образования и методистов районных методических служб.

Технической основой работы СПб РСОКО является используемая с 2006 года АИСБД «Параграф» - электронная система сбора, хранения и обработки данных о системе образования Санкт-Петербурга, включающая данные об обучающихся, педагогических и руководящих работниках, зданиях, материально-техническом и информационно-технологическом обеспечении, модуль тестирования «Знак», модуль «Классный журнал», модуль данных о библиотечном фонде «Библиограф» и др. «Параграф» работает на региональном, районном уровнях и уровне образовательной организации. Работают версии для общеобразовательной организации, дошкольной ОО, ОО среднего профессионального образования, в настоящее время внедряется версия для организаций дополнительного образования детей.

Данные АИСБД «Параграф» являются основой для создания статистических отчетов, сравнения состояния образовательных организаций и принятия управленческих решений.

Для обеспечения выполнения функции, связанной с информированием потребителей о качестве образования, с 2015 года полноправным элементом СПб РСОКО стала система рейтингов образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования (далее - система рейтингов).

В систему рейтингов по состоянию на 2015 год входят четыре итоговых рейтинга по следующим направлениям: результаты массового образования; высокие образовательные результаты и достижения; условия ведения образовательной деятельности; кадровое обеспечение.

Система рейтингов построена по уровневому принципу и включает три уровня:

• I уровень:первичные рейтинги;

• II уровень: промежуточные рейтинги;

• III уровень: итоговые рейтинги.

Структура системы рейтингов представлена на рисунке 1 и в таблице 1.

Первичные рейтинги строятся на основе объективных данных, содержащихся в информационных системах Санкт-Петербурга:

• АИСУ «Параграф-Движение»;

Рис. 1. Структура системы рейтингов.

Таблица 2. Система рейтингов образовательных организаций Санкт-Петербурга.

Итоговый рейтинг Промежуточный рейтинг Первичный рейтинг

1. Рейтинг образовательных организаций по результатам массового образования 1.1. Рейтинг ОО* по результатам государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов 1.1.1. Результаты ЕГЭ по русскому языку

1.1.2. Результаты ЕГЭ по математике

1.1.3. Результаты ЕГЭ по математике

1.2. Рейтинг ОО по результатам государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов 1.2.1. Результаты ОГЭ по русскому языку

1.2.2. Результаты ОГЭ по математике

1.3. Рейтинг ОО по однородности результатов государственной итоговой аттестации выпускников 1.3.1. Однородность результатов ЕГЭ по русскому языку, математике и предметам по выбору

1.3.2. Однородность результатов ОГЭ по русскому языку и математике

1.4. Рейтинг ОО по отсутствию неудовлетворительных результатов обучения 1.4.1. Отсутствие неудовлетворительных результатов обучения (повторное обучение, неудовлетворительная сдача ГИА)

2. Рейтинг образовательных организаций по высоким образовательным результатам и достижениям обучающихся 2.1. Рейтинг ОО по результатам олимпиад 2.1.1. Результаты участия в региональных олимпиадах

2.1.2. Результаты участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников

2.1.3. Результаты участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников

2.2. Рейтинг ОО по высоким результатам государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов 2.2.1. Высокие результаты** ЕГЭ по русскому языку

2.2.2. Высокие результаты ЕГЭ по математике

2.2.3. Высокие результаты ЕГЭ по предметам по выбору

2.3. Рейтинг ОО по высоким результатам государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов 2.3.1. Высокие результаты ОГЭ по русскому языку

2.3.2. Высокие результаты ОГЭ по математике

Итоговый рейтинг Промежуточный рейтинг Первичный рейтинг

3. Рейтинг образовательных организаций по условиям ведения образовательной деятельности 3.1. Рейтинг обеспеченности ОО средствами информатизации 3.1.1. Обеспеченность учащихся компьютерами

3.1.2. Обеспеченность учителей компьютерами

3.1.3. Обеспеченность ОО мультимедийными проекторами

3.1.4. Обеспеченность ОО интерактивными досками и приставками

3.2. Рейтинг обеспеченности ОО инфраструктурой 3.2.1. Обеспеченность площадями различного назначения

3.2.2. Обеспеченность объектами спортивной инфраструктуры

3.2.3. Обеспеченность социальной инфраструктурой

4. Рейтинг образовательных организаций по кадровому обеспечению 4.1. Рейтинг обеспеченно-с ти ОО кадрами 4.1.1. Обеспеченность ОО учительскими кадрами

4.1.2. Обеспеченность учителей методической поддержкой

4.1.3. Обеспеченность учащихся службой сопровождения

4.2. Рейтинг ОО по квалификации учителей 4.2.1. Квалификационная категория

4.2.2. Награды

4.2.3. Повышение квалификации

* Здесь и далее ОО - образовательная организация.

** Высокими считаются результаты 10% лучших выпускников ОО СПб.

• региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;

• база данных олимпиад3.

Рейтинговые баллы для первичного рейтинга начисляются следующим образом:

• диапазон вычисленных для образовательных организаций значений показателя делится на 10 равных частей;

3 База данных олимпиад - набор данных, включающий информацию о результатах Всероссийской олимпиады школьников и региональных олимпиад.

• организациям, значения показателя для которых попадают в первую часть4, присваивается рейтинговый балл «10», во вторую группу - «9» и т. д.;

• организациям, в которых показатель равен нулю или данные отсутствуют в информационных системах Санкт-Петербурга, присваивается рейтинговый балл «0»;

• организации, имеющие значение показателей, попадающих в каждую из групп.

Результаты рейтингования по каждому из итоговых рейтингов для 100 лучших образовательных организаций размещаются на портале «Петербургское образование» (http://petersburgedu.ru/content/view/ category/576/).

Одним из элементов СПб РСОКО, обеспечивающих сбор информации о системе образования в Санкт-Петербурге, ее анализ и интерпретацию результатов, стали региональные исследования качества образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пилотный проект по внедрению системы региональных исследований качества образования, включающей региональные диагностические работы по оценке результатов освоения обучающимися основных общеобразовательных программ (далее - региональные диагностические работы), реализован в 2014-2015 учебном году.

В рамках пилотного проекта разработаны и проведены региональные диагностические работы по математике и русскому языку в 9-х классах, по математике - в 5-7-х классах, по геометрии - в 8-х классах, по окружающему миру - в 4-х классах. Были апробированы различные варианты участия образовательных организаций - полное, частичное, выборочное; отработаны способы организации работы, основная документация, включая формат итогового отчета, создан сайт поддержки процедуры monitoring.rcokoit.ru.

С 2015-2016 учебного года региональные диагностические работы проводятся в штатном режиме. С целью формирования единой системы региональных диагностических работ и мониторинговых исследований по различным направлениям деятельности системы образования Санкт-Петербурга утверждается циклограмма исследований качества образования [2].

Комплекты диагностических измерительных материалов, включающие спецификацию и систему оценивания, готовятся рабочими группами под руководством председателей региональных предметных комиссий

4 Часть с наибольшими значениями показателя.

ОГЭ или ЕГЭ. Эти материалы проходят процедуру апробации и рецензирования в специально назначенных для этой цели ОО, подведомственных непосредственно Комитету по образованию. По результатам апробации и экспертизы материалы дорабатываются.

Проверка работ осуществляется самими педагогами, поскольку основная цель работ - именно диагностика, поиск затруднений. Предполагается, что по результатам работ на всех уровнях управления образованием (регион, район, ОО) проводится аналитическая работа, результаты которой способствуют адресной помощи учащимся, учителям, школе в решении возникающих проблем.

Вместе с тем в обязательном порядке создается контрольная группа ОО, работы учащихся в которой проверяются внешними экспертами, что позволяет обеспечивать более высокую достоверность результатов.

Для формирования целостной картины подходов к оценке качества образования полученные результаты сравниваются с результатами учащихся этих же ОО во внешних процедурах, таких как ОГЭ или ЕГЭ, а также с четвертными и полугодовыми оценками этих же учащихся.

В настоящее время проводится апробация новых технологий организации и проведения диагностических работ с применением широко используемого в Санкт-Петербурге модуля «Знак». Модуль «Знак» входит в состав АИСБД «Параграф», имеющейся во всех общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга и учреждениях СПО. Если раньше в работах, проводимых в модуле «Знак», можно было использовать только задания с выбором ответа, с кратким ответом и на соответствие, то в настоящее время можно использовать и практически любые другие типы заданий: с развернутым ответом, устные (говорение) и т. д. Возможно использование в заданиях как аудио-, так и видеофайлов.

Планируется, что с применением «Знака» будут проводиться не только диагностические работы для учащихся, но и исследования среди педагогов.

Постепенно система диагностических работ окажет свое влияние на процедуру организации государственного контроля качества образования: ОО, активно участвующие в проведении диагностических исследований и стабильно показывающие высокое качество результатов, могут быть освобождены от проведения предметных тестирований при проведении процедур госконтроля или проходить эту процедуру на льготных условиях.

В последние два года активно развивается Независимая система оценки качества образования (далее - НСОКО).

С апреля 2015 года при Комитете по образованию работает Совет по независимой оценке качества образования, в который входят пред-

110--

Качество образования в Евразии

ставители ряда общественных организаций, изъявивших желание вести данную деятельность.

В 2014-2015 учебном году Совет принял решение провести апробацию процедур НОКО в ОО, подведомственных Комитету по образованию. Была разработана и утверждена методика проведения НСОКО, разработана балльная система оценки. Следует отметить, что процедуры НСОКО предусматривают работу исключительно с открытыми данными, то есть в первую очередь с данными, опубликованными на сайте ОО.

В течение ноября 2015 года экспертами из числа сотрудников СПб РЦОКОиИТ и СПб АППО были проведены соответствующие процедуры.

На сайте nsoko.rcokoit.ru была размещена анкета для экспертов, разработанная на основе показателей НСОКО. Эксперты работали с сайтом образовательной организации и публичным докладом и/или отчетом о самообследовании, выставляя в поля электронной анкеты соответствующие баллы.

Подготовленный экспертами отчет по группам ОО (с учетом их специфики) был обсужден и утвержден на заседании Совета. Кроме того, Совет направил в Комитет по образованию некоторые рекомендации по работе с сайтами ОО, созданию публичных отчетов и проведению самообследований в ОО.

Необходимость аккумулирования результатов различных процедур СПб РСОКО привела к созданию в 2014 году автоматизированной информационной системы СПб РСОКО (далее - АИС РСОКО). В АИС РСОКО были разработаны критерии, позволявшие формировать определенную систему индикаторов в соответствии с критериями РСОКО.

АИС РСОКО представляет собой информационную систему с веб-интерфейсом и администрированием прав доступа. Основная особенность АИС РСОКО Санкт-Петербурга - минимизация заполнения специальных форм (анкет) для системы оценки качества. Данные в АИС РСОКО загружаются из образовательных организаций региона, в которых установлена используемая в Санкт-Петербурге автоматизированная информационная система «Параграф». Эта система имеет модуль выгрузки, позволяющий направлять в АИС РСОКО агрегированные данные в автоматическом режиме. Помимо этого, данные загружаются также из региональных информационных систем (с помощью обмена XML-файлами), в том числе из РИС ГИА.

Основная особенность АИС РСОКО Санкт-Петербурга - минимизация заполнения специальных форм (анкет) для системы оценки качества, что позволяет обеспечить достоверность информации, а также умень-

шить трудозатраты образовательных организаций по заполнению многочисленных анкетных форм. АИС позволяет не только получить таблицы с данными и сравнить их между собой для всех или для выбранных организаций, но и, благодаря встроенной системе индикаторов, выстроить пользовательские рейтинги образовательных организаций по любым выбранным основаниям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Об утверждении модели Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования (далее - СПб РСОКО), Положения о СПб РСОКО и критериев СПб РСОКО : распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 20.01.2014 № 37-р // Сайт Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://k-obr.spb.ru/downloads/714/14.rtf.

2) О региональных исследованиях качества образования : распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 31.07.2015 № 3694-р // Сайт Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://k-obr.spb.ru/page/620/.

3) Малышев, Ю. П. Автоматизированная информационная система «РСОКО» / Ю. П. Малышев, В. Е. Фрадкин // Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний. - 2014. - Вып. № 1(12). - Казань, 2014.

4) Малышев, Ю. П. Особенности Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования и перспективы ее развития / Ю. П. Малышев, З. Ю. Смирнова, В. Е. Фрадкин // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. - 2015. - Вып. 2. - С. 5-10.

5) Зимина, О. А. Пробные процедуры государственного контроля качества образования в Санкт-Петербурге / О. А. Зимина, Ю. П. Малышев, С. Ю. Трофимова, В. Е. Фрадкин // Педагогическая нива. - 2011. - № 1. - С. 37-40.

6) Трофимова, С. Ю. Анализ результатов единого государственного экзамена (уровень административного района) : методич. рекомендации / С. Ю. Трофимова - СПб., 2012.

7) Трофимова, С. Ю. Анализ результатов единого государственного экзамена в образовательном учреждении / С. Ю. Трофимова. - СПб., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.