Научная статья на тему 'Инновационные процессы в системе библиотечно- информационного обслуживания'

Инновационные процессы в системе библиотечно- информационного обслуживания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1166
137
Поделиться
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ЧТЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / LIBRARY SERVICE / INNOVATION / READING / INTERACTIVITY / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Калегина О.А.

Проанализированы инновационные процессы, характерные для библиотечного обслуживания в различ-ные исторические периоды. Показаны значение и специфика инновационных форм обслуживания, применяемых в современной библиотеке, предпринята попытка их систематизации. Приведены примеры наиболее используемых форм, влияющих на продвижение книги, чтения, читательское поведение.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Калегина О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Innovative processes in the system of library and information services

Innovative processes characteristic of library services in different historical periods are analyzed. The significance and specificity of the innovative forms of service used in the modern library are shown, an attempt is made to systematize them. Examples of the most commonly used forms that influence the advancementof the book, reading, and user behavior are given.

Текст научной работы на тему «Инновационные процессы в системе библиотечно- информационного обслуживания»

О.А.Калегина

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Проанализированы инновационные процессы, характерные для библиотечного обслуживания в различные исторические периоды. Показаны значение и специфика инновационных форм обслуживания, применяемых в современной библиотеке, предпринята попытка их систематизации. Приведены примеры наиболее используемых форм, влияющих на продвижение книги, чтения, читательское поведение.

Ключевые слова: библиотечное обслуживание, инновации, чтение, интерактивность, креативность.

Olga А. Kalegina INNOVATIVE PROCESSES IN THE SYSTEM OF LIBRARY AND INFORMATION SERVICES

Innovative processes characteristic of library services in different historical periods are analyzed. The significance and specificity of the innovative forms of service used in the modern library are shown, an attempt is made to systematize them. Examples of the most commonly used forms that influence the advancementof the book, reading, and user behavior are given.

Keywords: library service, innovation, reading, interactivity, creativity.

Библиотечная деятельность инновационна по своей сути. В разные исторические периоды библии-отекари брали на вооружение нетрадиционные формы работы с целью активизации библиотечного обслуживания, усиления востребованности библиотек в соответствии с теми задачами, которые ставило перед ними общество.

Еще в 20-30 годы двадцатого века библиотеки, обновляя свою деятельность, выполняя просветительскую функцию в условиях новой идеологии, активно использовали нетрадиционные формы - массовые шествия, театрализованные агитационные представления. Приметой времени стали читательские конференции, собиравшие читателей для активного обсуждения актуальных тем и художественных произведений. В 60-е годы, когда библиотеки стали центрами чтения и духовного развития для большого количества читателей нашей страны, широкое распространение получили литературные вечера, встречи с творческой интеллигенцией, диспуты и дискуссии. В 90-е годы активизировалось чтение новых пластов литературы, ранее недоступных для читателей, и вновь библиотеки оказались в авангарде инноваций, внедряя яркие нетрадиционные формы (презентации книг], усиливая игровой интеллектуальный аспект (литературные КВН, брейн-ринги]. Это свидетельствует о том, что библиотеки в сложные исторические моменты всегда находили свою «нишу» в системе общественного развития, активно привлекая читателей актуальностью и новизной в своей деятельности.

Современная деятельность библиотек и в целом ситуация с чтением вызывает озабоченность самых широких слоев общества. Отмечается, что 83% подростков сегодня не читают книги, то есть не имеют потребности в нарративе, они предпочитают получение информации с помощью видеоряда [1]. Современный человек, не только дети, предпочитают сегодня добывать информацию в клиповом режиме через различные информационные ресурсы интернета. По мнению большинства, такая информация доступна, и её достаточно для получения необходимых сведений, а в чтении книг, тем более, библиотечных, нет большой необходимости. В этой ситуации изменилось отношение к библиотекам. Библиотека нередко рассматривается как устаревшая, неэффективная система, не способная в силу разных причин удовлетворить потребности читателей.

Однако психологи отмечают, что человек потребляющий информацию в экранном формате, постепенно утрачивает способность рефлексировать по поводу увиденного, последовательно, логично, самостоятельно мыслить, воспринимать сложные смыслы и действительность адекватно, формулировать и излагать мысли на письме и устно, понимать чужие высказывания. Отдельно следует отметить огромные пробелы в привитии общечеловеческих ценностей, формировании личности, поскольку, только прочитав и осмыслив золотой фонд отечественной и зарубежной литературы, человек начинает осознавать свои ценностные позиции.

Поэтому вполне логично, что 3 июня 2017 года была утверждена «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», которая должна стать основой для разработки соответствующей подпрограммы государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы]» [2]. Это означает, что библиотеки вновь на основе инноваций расширяют спектр своих ресурсов и услуг, меняют свою структуру за счет появления новых отделов и служб, таких как медиатеки, отраслевые информационные центры [3]. Инновация может быть направлена как на получение нового (в нашем случае библиотечно-информационного) продукта, так и на внедрение новых эффективных технологий работы.

Достаточно привести слова министра культуры, произнесенные в ноябре 2016 года на заседании Правительства Российской Федерации: «Безусловно, как книгохранилища и пункты выдачи на время книг в пользование библиотеки будущего не имеют, это надо понимать, за исключением центральных хранилищ знаний, крупных федеральных и вузовских библиотек. Будущее - в преобразовании библиотек в общедоступные культурно-просветительские центры, места, где можно встретиться с поэтами, писателями, педагогами, деятелями культуры, послушать лекции, взрослым людям поучиться работать в интернете, обучиться компьютерной грамотности, где есть игровые комнаты для детей, где есть кафе, где зачастую находится ещё и небольшой книжный магазин" [4].

Сегодня наступил новый период использования нетрадиционных форм библиотечного обслужива-

ния. По сравнению с предыдущими, данный период отличается разнообразием, яркостью, использованием информационно-коммуникационных технологий и скоростью распространения по стране с помощью сети интернет. Анализ библиотечных мероприятий свидетельствует о новом подходе к инновациям в библиотеках, строящемся на основе принципов:

• интеграции - активная совместная деятельность с клубами, школами другими заинтересованными организациями;

• открытости - использование технологий паблисити, широкое освещение и обсуждение работы в СМИ, социальных сетях;

• креативности - творческий, новаторский подход в библиотечном обслуживании, усиление игрового, театрализованного компонентов;

• модульности - возможность создать большое разнообразие форм из одного набора основных компонентов;

• интерактивности - активное взаимодействие, организация диалога, совместное действие библиотекаря и читателя в процессе удовлетворения читательских потребностей.

Таким образом, инновации определяются как создание принципиально новых образцов профессиональной деятельности, достигающей принципиально нового качественного уровня. Прежде, чем попытаться привести в систему упоминаемые в специальной печати и сети интернет инновационные формы библиотечной работы, необходимо сделать еще несколько важных замечаний:

1. Не следует забывать, что новое - это зачастую хорошо забытое старое. Среди форм, позиционируемых библиотечными работниками в качестве новых, обозначены бенефисы читателей, презентации книг, дискуссии, которые используются в библиотеках в последние 30 лет.

2. Иногда меняется только название формы, но содержание и исполнение - прежнее. Например, громкие чтения 30-х годов переименованы в информационно-познавательные часы, по сути, без изменения методики подготовки и проведения.

3. Большое распространение получили формы с иностранными названиями. В основном они взяты из зарубежного опыта, без попытки перевода термина на русский язык.

4. Библиотекари сами создают оригинальные названия, придумывают свои формы, полагаясь на собственный опыт и фантазию, что соответствует принципу креативности, но инновационность таких форм может вызывать сомнения.

Несмотря на некоторый негатив описанных явлений, следует отметить их положительную составляющую: качественно организованные формы обслуживания, несмотря на некоторое несоответствие подлинным инновациям, дает возможность привлечения читателей и усиления востребованности самой библиотеки. Методика их проведения и многочисленные примеры открыто размещены на библиотечных сайтах.

Наиболее активно используются интерактивные игровые формы, которые можно разделить на «ролевые» (перевоплощение в литературного героя и здесь усиливается элемент театрализации] и «интеллектуальные» (в их основе лежит процесс «разгадывания»]. Перечислим некоторые из упоминаемых форм: бук-форум, арт-подиум, ночной фэн-бум, библиотечный нон-стоп, квест, шок-урок, литературный каламбур, интеллектуальный тир, библио-глобус, фото-кросс, литературное караоке и другие.

Не менее популярны диалоговые формы: дискуссии, обзоры-диалоги, вечера-диалоги, дебаты. У читателей появляется возможность, развиваются критико-аналитические умения, способности донести своё видение проблемы через какой-либо сюжет, действие, используя определённые механизмы, последовательность действий. Примером может служить форма, которая называется «печа-куча» (реЛа Hucha). Она была придуман в Токио (в переводе с японского «печа-куча» - болтовня] и подразумевает рассказ-презентацию по актуальной проблеме, где читатели (спикеры] готовят доклады, дополняя их красочными презентациями. Еще одна форма, используемая в библиотеке - «тич-ин» (теа^-т] - публичная дискуссия, собрание читателей для обсуждения злободневных вопросов.

Инновации характерны и для выставочной деятельности библиотек - самой распространенной формы визуального представления библиотечных фондов. Нетрадиционные выставки представлены выстав-ками-инсталля-циями (англ. «installation» - установка, размещение, монтаж], которые занимают нетрадиционные выставочные площади (коридоры, фойе библиотеки, дворовые, парковые зоны] и характеризуются использованием разнообразной атрибутики и оригинальными дизайнерскими решениями. Широко используются инновации интерактивного характера, в этом случае участие в подготовке и функционировании вы ставки активно принимают читатели. Названия говорят сами за себя: игровая выставка, диалоговая выставка, выставка-исследование, выставка-размышление, выставка-предостережение, выставка «вопрос-ответ», выставка-отзыв, выставка-обсуждение, выставка-диспут, выставка-дискуссия, выставка-полемика

Отдельно можно рассмотреть форму под названием «библиотечный квилт», представляющую собой информационный стенд, состоящий из отдельных частей - стикеров, которые добавляют сами читатели на стенд в зависимости от заявленной актуальной проблемы. Тематика библиотечных квилтов разнообразна: правовое информирование населения, профилактика ВИЧ-инфекции, борьба с наркоманией, рукоделие, исторические события и другие.

Возрождается искусство библиотечного плаката, с использованием информационных технологий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

они могут быть сделаны весьма профессионально. Активно используются информационные плакаты (правила пользования библиотекой, поиска литературы], а также плакаты, продвигающие чтение, позиционирующие библиотеку как центр чтения и организации досуга.

Сегодня библиотеки не ограничиваются одной или несколькими инновационными формами библиотечного обслуживания, проводятся кампании, планируются долговременные мероприятия - декады, недели, месячники продвижения книги и чтения, включающие комплекс инновационных форм. Популярны различные пиар-акции, дающие возможность донести своё видение проблемы через какой-либо сюжет, действие, используя определённые формы, механизмы, последовательность действий. Например,

• библиотечные акции в помощь продвижению чтения, книги и библиотеки (флешмобы];

• протестные акции, призывающие к борьбе против терроризма, наркомании, алкоголизма;

• благотворительные акции по сбору книг, посещению читателей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблематика акций разнообразна, яркие нетрадиционные названия и лозунги (слоганы] привлекают читателей:

• «прочите это немедленно» (к международному дню детской книги];

• «чтение - путь к успеху» (любимые книги детства известных людей региона];

• «человек читающий прекрасен» (фотоконкурс «селфи с книгой»];

• «книга под солнцем» (чтение на летних каникулах];

• «2017 секунд чтения» (региональная акция громкого чтения];

• «книга года 2017» (онлайн-голосование за самую популярную книгу].

Инновационные процессы в библиотечном обслуживании продолжаются. Они, несомненно, укрепят положение библиотеки как социального института, позволят им сохраниться в сложный период реформ и модернизации. Однако тенденция по усилению развлекательной составляющей приводит к упрощенному пониманию социального назначения библиотек. Эту тенденцию обычно обозначают как «диснейлендиза-ция» [51. На этом фоне публичные библиотеки меньше стали уделять внимания созданию единой библио-течно-информационной среды, обеспечивающей реализацию главной нематериальной потребности в развитии личности.

Литература

1. Власенко И. Нечитающее поколение цифровых детей.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: / /www.flylog.com.ua/nechitayushhee-pokolenie-tsiiTovyh-detej/ (дата обращения: 26.11.2017]

2. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/Qx1KuzCtzwmqEuy7OA5XldAz9LMukDyQ.pdf (дата обращения: 26.11.2017]

3.Аврамова Е.В. Публичная библиотека в системе непрерывного библиотечно-информационного образования»: Автореферат дисс....канд. пед. наук по специальности 05.25.03 - библиотековедение, библиографоведение и книговедение.- Санкт-Петербург, 2017. - 24 с.

4. Мединский В. Выступление на заседании Правительства Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //https://bibliomaniya.blogspot.ru/2016/11/blog-post 9.html (дата обращения: 26.11.2017]

5.Равинский Д. К. Воздвигать или рушить барьеры / / Библиотечное дело. - 2009. - № 12. - C. 10-15.

Reference

1. Vlasenko I. Necitausee pokolenie cifrovyh detej.- [Elektronnyj resurs]. - Rezim dostupa: http: //www. lylog. com.ua/nechitayushhee-pokolenie-tsifrovyh-detej/ (data obrasenia: 26.11.2017]

2. Koncepcia programmy podderzki detskogo i unoseskogo ctenia v Rossijskoj Federacii.- [Elek-tronnyj resurs]. - Rezim dostupa: http://govemment.ru/media/iiles/Qx1KuzCtzwmqEuy7OA5XldAz9LMukDyQ.pdf (data obrasenia: 26.11.2017]

3. Avramova E.V. Publicnaa biblioteka v sisteme nepreryvnogo bibliotecno-informacionnogo obrazo-vania»: Avtore-ferat diss....kand ped nauk po special'nosti 05.25.03 - bibliotekovedenie, bibliografovedenie i knigovedenie.- Sankt-Peter-burg, 2017. - 24 s.

4. Medinskij V. Vystuplenie na zasedanii Pravitel'stva Rossijskoj Federacii. - [Elektronnyj resurs]. - Rezim dostupa: //https://bibliomaniya.blogspot.ru/2016/11/blog-post_9.html (data obrasenia: 26.11.2017]

5. Ravinskij D. K Vozdvigat' ili rusit' bar'ery // Bibliotecnoe delo. - 2009. - № 12. - C. 10-15.

Искусствоведен ие

УДК 316.7(075.8)

Р.К.Бажанова ИСКУССТВО НАШЕГО ВРЕМЕНИ: ПРОБЛЕМА ГРАНИЦ

В статье обсуждается проблема определений искусства в контексте современного поворота артпрактик к сфере повседневности, погруженной в мир тиражированных вещей, очевидных смыслов и понятных символов. Автор анализирует дефиниции искусства, которые учитывают опыт общества модерна и одновременно сохраняют классические представления о сущности искусства как особого вида творчества.

Ключевые слова: искусство, сущность искусства, культура, ремесло, современное искусство, мимесис, превращение, остранение, эстетическое чувство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rimma K.Bazhanova THE ART OF OUR TIME: THE PROBLEM OF BORDERS

The article discusses the problem of definitions of art in the context of the modern turn of art practice to the everyday life, immersed in the world of replicated things, obvious meanings and understandable symbols. The author analyzes the definitions of art that take into account the experience of the modern society and at the same time preserve the classical notions about the essence of art as a special kind of creativity.

Keywords: art, the essence of art, culture, craft, contemporary art, mimesis, transformation, estrangement, aesthetic

Культура в настоящее время переживает подлинный ренессанс, поскольку общественному сознанию как никогда раньше открылась её большая роль в качестве агента сложных модернизационных процессов в глобальном мире. Концепции «культура имеет значение» подтверждают данную истину, интуицией которой были пронизаны изыскания выдающихся культурологов второй половины двадцатого века. Сегодня речь идет о множественности модернизаций, и данный концепт актуален для всего мирового сообщества. Культура создает условия для перехода к собственному, «ландшафтному» варианту постиндустриального развития и его дальнейшей трансформации. В.Г.Федотова отмечает среди первостепенных культурных условий, в которых возможна дальнейшая динамика, воспринимаемую связь между индивидуальным и коллективным благосостоянием, склад ума, ориентированный на рациональное улучшение жизни, представление о богатстве как продуктивном капитале [6, с.182]. В немалой степени этому способствуют художественная культура и искусство. Историки культуры отметили тот удивительный парадокс, что «чистое искусство», эмоциональнее дискуссии по поводу определения его философии, эстетических оснований, приводили к активному включению эстетов, как профессионалов, так и дилетантов, самих творцов искусства в процессы производства, но более всего, в процесс жизнестроения [4].

Сложность изучения искусства в плане его действенности связана с проблемой границ. Она включает, в частности, вопросы о сущности искусства и его дистанции по отношению к повседневному бытию. Здесь выделяются два подхода: эссенциализм и теория «искусства без берегов». Альтернативы таковы: искусство как множественность и открытость или искусство как элитарная замкнутость в строгих и постоянных границах. Традиционные представления в эстетике, которые свидетельствуют о множественной, всеохватной природе искусства, сформулированы следующим образом. Искусство трудно изучать, во-первых, в связи с присущей ему неоднородностью и наличием системы различных видов и продуктов художественной деятельности. Оно обладает содержательной, смысловой универсальностью. Искусство есть модель, двойник человеческой духовности. Оно универсально в аспекте запечатления всего многообразия человеческого бытия. Оно меняется, примеряя на себя в истории разные стили, соприкасается с религией, наукой и остается тем же, сохраняя особую квалификацию. Словом, искусство подобно Протею, и в этой ситуации трудно определить, в чем заключается его сущность.

Проблема усугубляется новым витком в развитии искусства, бегством от мимесиса (жизнеподобия) и других классических художественных принципов, и сегодня общественное мнение нередко отказывает артефактам современного художественного творчества в статусе произведения искусства, «пеняя» на засилье дилетантов. Все это привело вновь к обсуждению вопроса о сущности, и, соответственно, границах искусства.

Первой трактовкой, возникшей в Древней Греции, является концепция искусства как мимесиса, где искусство - это подражание действительности. Теория подражания прочно утвердилась в европейской культуре, включая Новое время. Спектр подражания при этом оставался достаточно широким. В.Бычков отмечает, что многообразие трактовок мимесиса располагается от иллюзорно-фотографического подражания видимым