Научная статья на тему 'Новое поколение - новые технологии в привлечении к чтению классики'

Новое поколение - новые технологии в привлечении к чтению классики Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
1464
270
Поделиться
Ключевые слова
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-СРЕДА / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / БИБЛИОТЕЧНЫЕ БЛОГИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С КЛАССИКОЙ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Крылова Наташа Борисовна, Руссак Зоя Витальевна

Рассматриваются формы и методы работы с художественной классической литературой в интернет-среде как одно из направлений в привлечении учащейся молодежи к чтению. Выделены специфические черты, присущие юному поколению. Предложены пути по продвижению классической литературы в условиях общедоступной библиотеки.

New youth - new technology in this article different approaches the reading of art classier literature

The contemplate virtual method work of classier literature of internet environment as one resources reading of art classier literature of new youth. Notes the specific features and of new youth. Measures for promotion of classier literature in conditions of public library are suggested.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Новое поколение - новые технологии в привлечении к чтению классики»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 02

Н. Б. Крылова, З. В. Руссак НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ - НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРИВЛЕЧЕНИИ К ЧТЕНИЮ КЛАССИКИ

Рассматриваются формы и методы работы с художественной классической литературой в интернет-среде как одно из направлений в привлечении учащейся молодежи к чтению. Выделены специфические черты, присущие юному поколению. Предложены пути по продвижению классической литературы в условиях общедоступной библиотеки.

Ключевые слова: новое поколение, интернет-среда, литературные интернет-ресурсы, библиотечные блоги, интерактивные формы работы с классикой

Для значительной части учащейся молодежи информационные технологии стали источником, дающим знания, а электронные гаджеты - собеседником. Сегодня школьников нередко называют digital native - (от англ. -‘рожденные цифровыми’. Напрашивается вопрос: можно ли через информационные технологии мотивировать учащихся к чтению и изучению литературы? Художественная литература существует для того, чтобы помочь разобраться в сложной жизни, и обращена не только к интеллекту, но и к сердцу человека. При всей непреходящей роли классики важно понимать, что воспитание компетентного читателя питается доступом к современной, актуальной литературе. Библиотекари в работе должны иметь возможность опираться и на классическую литературу с ее вечными ценностями, и на литературу, затрагивающую те проблемы, в кругу которых растет и формируется новое поколение.

Литературные ресурсы Интернета предоставляют широкие возможности для чтения художественной литературы и активного ее использования читателями. Обратимся к предложенной кандидатом педагогических наук Н. Е. Беляевой классификации литературных ресурсов Интернета, представленной «двумя типами ресурсов: 1) ресурсами, прошедшими редакционно-издательскую обработку (электронные библиотеки, электронные журналы, сайты писателей); 2) “самиздатом” - блогами, сайтами свободной пуб-

ликации» [2, с. 65]. В проведенном ею исследовании подтверждается тот факт, что чтение художественной литературы остается востребованным в обществе (55 % всего населения и 60 % молодежи читает художественную литературу) [Там же, с. 66]. Однако нисходящие тенденции качественного и количественного характера определяют необходимость поддержки, культивирования, продвижения чтения. Возможность выбора канала получения информации привела к тому, что библиотека, традиционно являвшаяся главным источником получения художественной литературы, столкнулась с конкуренцией других каналов чтения. Это определяет необходимость анализа существующей ситуации и внедрения новых форм работы.

Важно объяснить, что Интернет и книга -не противники, а союзники. Проблема взаимоотношения двух «ветвей культуры» - книги и видеокультуры - сложна и многоаспектна. Чем больше развивается видеокультура или экранная, а ныне электронная культура, тем «значительнее меняются не только коммуникативные привычки пользователей библиотек, но и подходы педагогов, воспитателей, библиотекарей к представлению таких материалов» [5, с. 143]. Выход библиотек в виртуальную среду повлек за собой модернизацию уже существующих, освоение ряда новых форм и методов обслуживания читателей художественной литературы.

22

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Н. Б. Крылова, З. В. Руссак Новое поколение - новые технологии в привлечении к чтению классики

Чтение для себя, становление личности, образованность, самообразование, воспитание - понятия, связанные с миссией чтения, сохраняются и сегодня. В Национальной программе поддержки и развития чтения (2007-2020 гг.) воспитание компетентного читателя поставлено в качестве ведущей педагогической цели, а библиотеки названы первыми в сфере обеспечения доступности информации и развития путем приобщения к чтению [12]. Библиотеки, используя новые информационные технологии, ориентируют читателя как в собственных, так и в интернет-ресурсах, рекомендуют наиболее ценные источники по интересующей его теме, способствуют продвижению значимых имен и произведений сетевой литературы. Такой способ библиотечной деятельности в интернет-среде «способствует максимальному

удовлетворению и развитию читательских интересов», - считает Н. Е. Беляева [2, с. 88]. Более разнообразны, новы и вариативны формы поддержки этой деятельности, представленные на сайтах библиотек. Новые технологии открыли возможности осуществлять эту деятельность, позволяя охватить неограниченное число реальных и потенциальных пользователей.

Большой объем информации по различным темам существует в мультимедийном варианте и в сети Интернет. Совмещение в единой точке доступа к традиционным и электронным источникам - залог успеха интернет-залов в библиотеке. В компьютерном зале читатели пользуются доступом в сеть Интернет, в том числе точками беспроводного доступа Wi-Fi, предоставлена возможность работы в различных редакторах, распечатка документов на принтере, просмотр мультимедийных дисков [7]. Услуга абонирования компьютера позволяет создавать курсовую, реферат, диплом, имея под рукой все многообразие источников на печатных носителях, хранящихся в фондах библиотеки, а также используя информацию, получаемую через Интернет. Интернет-зал используют и как выставочно-презентационную площадку, на

которой выступают не только авторы книг, музыканты, но и сами студенты, старшеклассники ведут творческие встречи. В стенах городской библиотеки проходит «Квар-тирник» в форме дискуссий, обсуждений, встреч с яркими представителями литературы и искусства, презентаций новых печатных изданий и музыкальных альбомов. В свободном общении молодежь декламирует свои стихи, обсуждает новинки современной художественной литературы, демонстрирует документальные фильмы на актуальные темы, созданные студентами (Челябинск).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным для юношества представляется то, что информация как продукт повышается в цене, а библиотека предоставляет ее бесплатно. Необходимо подчеркнуть еще один аспект проблемы усиления информационного обеспечения юношества, которое «нуждается не только в собственно информации, но и в знании, т. е. информации определенным образом организованной, в том числе и библиотечно-библиографическими средствами» [11, с. 90]. Формы поддержки чтения в библиотеке представлены разными вариантами. Деятельностные формы: проекты, акции, литературные конкурсы и клубы. Информационные формы: встречи, обзоры, тематические подборки, репортажи.

Представим наиболее популярные в молодежной среде интерактивные формы: интернет-опросы [8]; онлайн-викторины по творчеству авторов [13]; мультимедийные презентации [3]; рейтинги книг и писателей, голосования «Самые читаемые авторы» [14]; виртуальные экскурсии «Классика на все времена»; видеолаунж-конференция TEDx с просмотром роликов на тему театра, литературы и искусства [6]. Медиа-путешествия позволяют узнать о памятных местах города, связанных с литературными героями, а медиа-экскурс знакомит со страницами творчества писателя [9]. Электронный проект на сайте библиотеки «КНИГА, или Совет звездного читателя» раскрывает роль книги и чтения в жизни известных людей из самых различных сфер: литературы, политики, ис-

23

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Н. Б. Крылова, З. В. Руссак

Новое поколение - новые технологии в привлечении к чтению классики

кусства, спорта, музыки, радио, кино и телевидения [13]. Библиотечные специалисты составляют литературные программы с использованием экранизаций, материалов литературных передач, телепрограмм, музыкальных иллюстраций. Многообразие мультимедийных форм помогает привлечь внимание к шедеврам русской и зарубежной литературы. Так, экранизации произведений М. Булгакова, О. Уайльда, Г. де Мопассана, вызывали у зрителей желание прочитать книгу (Орел) [9]. Экранизации сближают кино с образным языком литературы. Молодым интереснее воспринимать информацию именно в такой форме: яркой, образной, динамичной. Молодежный проект «Библио-NIGHT» - это организация интеллектуального досуга молодежи в вечернее и ночное время (Заречный Пензенской обл.) [10]. Каждую неделю с восьми вечера и до двух часов ночи библиотека отдает в безвозмездное пользование молодежи свои помещения и оборудование: Wi-Fi, компьютеры, игровую приставку, звуковую и видеоаппаратуру, настольные игры, а также предлагает книги. Приглашаются молодежные музыкальные группы. Библиотека рекламирует новинки литературы, популяризирует лучшие образцы художественного творчества средствами IT-технологий: буккроссинг, буктрейлеры; организует игровые и тематические программы. В рамках акции прошла игра по мотивам романа братьев Стругацких «Пикник на обочине» [Там же]. Информационную поддержку проекта обеспечили городские СМИ.

Наряду с сайтами популярность приобрели блоги. Блог (англ. blog, web log - ‘сетевой журнал или дневник событий’) - это вебсайт, основное содержание которого - регулярно добавляемые записи, изображения, графики и т. д. Блоги интересны общением, комментариями, которые оставляют их посетители. Значительное развитие получили библиотечные блоги, где можно найти интересную и полезную информацию о книгах, событиях библиотечной жизни, виртуально

пообщаться с собеседником. Самый полный список библиотечных блогов представляет портал Library.ru. В ходе исследования, проведенного в 2011-2012 гг. по методу контентанализа, изучено 50 профессиональных библиотечных блогов, ведущихся сотрудниками российских библиотек [8]. Согласно исследованию, в блогах организуются опросы и обсуждения различных литературных проблем: выбор лучших/худших книг, любимые авторы, экранизации литературных произведений, роль книги в жизни, будущее литературы. Стоит подчеркнуть, что среди тем, названных подростками, присутствуют сообщества литературной и творческой направленности: о книгах и литературе, текстовые и ролевые игры, сообщества художников и начинающих поэтов. Это говорит о том, что у учащихся существует стремление к чтению и саморазвитию, интерес к литературной культуре в целом и отдельным ее направлениям. Такое общение дает хорошие результаты по взаимовлиянию и взаимодействию библиотекарей и подростков.

Интернет открывает широкие возможности для общения, и важную роль в этом играют интернет-сообщества - группы людей со сходными интересами, общающихся друг с другом в Сети. Обратимся к сетевым сообществам любителей чтения. Виртуальное читательское сообщество стало тем ресурсом, участник которого из получателя информации (читателя) становится отправителем (источником) информации, делая цикл читательской коммуникации завершенным [14]. Читательские интернет-сообщества служат местом общения единомышленников, пример - социальная сеть любителей книг LiveLib - комплексный ресурс, предоставляющий разнообразные возможности его участникам. Существуют рейтинги: самые читаемые книги «Топ-100», среди авторов М. Булгаков, Д. Сэлинджер, Р. Брэдбери, Э. Ремарк, Ф. Достоевский; «Лучшие книги - 2012»; «Флешмоб-2012» и рейтинг активных читателей [Там же]. LiveLib является площадкой для общения с хорошо структурированным

24

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Н. Б. Крылова, З. В. Руссак Новое поколение - новые технологии в привлечении к чтению классики

по темам форумом LiveLib. В онлайн-клубе обсуждаются книги, фильмы, авторские работы читателей, предложены игры. Наиболее популярными являются разделы, посвященные «околокнижным» мероприятиям - «Кни-гочейские мероприятия», «Книжный сюрприз», «Книжный флейм». В 2013 г. на LiveLib появился новый раздел «Библиотеки», в котором библиотекам предоставляется возможность рассказать о себе и своих интересных мероприятиях.

Общение с молодежью в социальных сетях позволяет воплощать библиотечные идеи в новом формате. Одной из популярных является социальная сеть «ВКонтакте». Библиотеки «ВКонтакте» представлены сообществом «Про чтение» [4]. В микроблоге публикуются остроумные цитаты о книгах, информация о способах продвижения чтения, мероприятиях и акциях библиотек. Стартовала серия онлайн-игр: «Литературные ассоциации», «Угадай мелодию». Участники игры «Экранизация» угадывали кадры из фильмов, основанных на литературных произведениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В обслуживании пользователей в интернет-среде библиотеки применяют авторские, рекомендательные библиографические и вебсписки, интерактивные конкурсы, викторины, читательские клубы, ведение блогов, форумов, чатов. Перспективным направлением является освоение сервисов социальных закладок, социальных сетей, вики-технологий, что позволяет стать ближе к пользователям, осуществлять диалог с ними, выходя за пределы библиотечных стен, определив свое место в интернет-пространстве. Анализ работы общедоступных библиотек по поддержке и

продвижению чтения позволил выделить основную направленность мероприятий: сопровождающие учебный процесс, направленные на воспитание различных качеств личности, читательских навыков, творческих способностей, литературной эрудиции, эстетического и художественного вкуса [2-4; 6-10; 13-14].

В XXI в. вступило новое поколение, отличающееся от своих сверстников, приходивших в наши библиотеки несколько десятилетий назад. Новый читатель формируется как результат совокупных влияний множества явлений социальной жизни. Изменилось восприятие мира, жизненные цели, манера говорить и одеваться. Средства информационно-коммуникационных технологий, содержащие изобразительные, аудио- и видеообразы (фотография, кино, радио, телевидение, Интернет), не направляют хода мыслей слушателя или зрителя от одного объекта к другому с промежуточными выводами, как при восприятии линейной информации, а создают модели узнавания, обращенные к эмоциональной стороне субъекта, и изменяют мышление, которое становится нелинейным (оперирующим комплексом «параллельных» текстов, изображений, видео и дополняемых звуком, цветом, анимацией, гипертекстом с взаимными ссылками на различные части материала для интерактивного выбора нужной информации) [1]. Цифровые технологии заставили молодежь иначе воспринимать и обрабатывать информацию. Игнорируя эти обстоятельства, мы рискуем потерять взаимопонимание с читателями. В работе с художественной классической литературой важно учитывать интересы и потребности юного поколения.

1. Беляева, Н. В. Содержание и структура школьного курса литературы в контексте современной информационно-образовательной среды / Н. В. Беляева // Литература в школе. - 2013. - № 3. - С. 22-25.

2. Беляева, Н. Е. Работа библиотеки с интернет-ресурсами: практ. пособие / Н. Е. Беляева. - Москва: Литера, 2012. - 144 с.

3. Головко, С. Книги - бестселлеры своего времени: средства продвижения к современному читателю / С. Головко // Библиотечное дело. - 2013. - № 4. - С. 27-31.

4. Долгополова, Н. Библиотека, идущая к людям. «Третье место» в большом городе / Н. Долгополова // Библиотечное дело. - 2013. - № 14. - С. 10-11.

25

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Н. Б. Крылова, З. В. Руссак

Новое поколение - новые технологии в привлечении к чтению классики

5. Иванова, Г. А. Библиотечно-информационное обслуживание детей и юношества за рубежом: учеб. пособие / Г. А. Иванова, В. П. Чудинова. - Москва: РШБА, 2012. - 376 с.

6. Казаченкова, Л. А. Журналистский рейд в московскую «библионочь» / Л. А. Казаченкова // Современная библиотека. - 2013. - № 3. - С. 45-52.

7. Кашкаров, А. П. Приобщение к чтению: инновации для родителей, инструментарий библиотекаря / А. П. Кашкаров. - Москва: Либерея-Бибинформ, 2012. - 96 с.

8. Колосова, Е. А. Библиотекари и подростки в блогосфере / Е. А. Колосова // Современная библиотека. -2013. - № 3. - С. 80-85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Конышева, О. История еще до конца не написана. О поиске пути к «нечитающему» читателю / О. Конышева // Библиотечное дело. - 2013. - № 12. - С. 22-24.

10. Корочкина, Н. Каждый вечер в восемь / Н. Корочкина, К. Словеснова // Библиотека. - 2013. - № 4. -С. 41-43.

11. Мелентьева, Ю. П. Библиотека и юношество: поиски взаимопонимания. Библиотечное обслуживание как процесс социализации личности / Ю. П. Мелентьева. - Москва: Институт психологии РАН, 1999. - 160 с.

12. Национальная программа поддержки и развития чтения // Библиотека. - 2007. - № 1. - С. 10-28.

13. Чаусова, А. Звездный мастрид от известных персон / А. Чаусова, А. Шайдуров // Библиотека. - 2012. -№ 1. - С. 20-22.

14. Шабанова, М. Что общего между интернет-сообществом, читательским клубом и читательским дневником? / М. Шабанова // Библиотечное дело. - 2013. - № 14. - С. 29-34.

Сдано 02.06.2014 N. B. Krylova, Z. V. Russak

NEW YOUTH - NEW TECHNOLOGY IN THIS ARTICLE DIFFERENT APPROACHES THE READING OF ART CLASSIER LITERATURE

Abstract. The contemplate virtual method work of classier literature of internet environment as one resources reading of art classier literature of new youth. Notes the specific features and of new youth. Measures for promotion of classier literature in conditions ofpublic library are suggested.

Keywords: new youth, internet environment, literature internet resource, library blog, virtual method work of classier literature

References

1. Belyaeva, N. V. Content and Structure of School Literature Course within the context of Modern Information and Education Environment / N. V. Belyaeva // Literatura v shkole [Literature In School]. - 2013. -№ 3. - P. 22-25.

2. Belyaeva, N. E. Rabota biblioteki s internet-resursami [Library Working With Internet-Resources]: practical guide / N. E. Belyaeva. - Moscow: Litera, 2012. - 144 p.

3. Golovko, S. Books - Modern Bestsellers: Means of Promotion to the Modern Reader / S. Golovko // Biblio-technoe delo [Library Science]. - 2013. - № 4. - P. 27-31.

4. Dolgopolova, N. Library, Coming to People. “The Third Place” in the Big City / N. Dolgopolova // Bibliotech-noe delo [Library Science]. - 2013. - № 14. - P. 10-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ivanova, G. A. Bibliotechno-informatsionnoe obsluzhivanie detey i yunoshestva za rubezhom [Library and Information Service for Children and Youth Abroad]: textbook / G. A. Ivanova, V. P. Chudinova. - Moscow: Russian School Library Association, 2012. - 376 p.

6. Kazachenkova, L. A. Journalism Raid to the Moscow “BiblioNight” / L. A. Kazachenkova // Sovremennaya biblioteka [Modern Library]. - 2013. - № 3. - P. 45-52.

26

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Н. Б. Крылова, З. В. Руссак Новое поколение - новые технологии в привлечении к чтению классики

7. Kashkarov, A. P. Priobshchenie k chteniyu: innovatsii dlya roditeley, instrumentariy bibliotekarya [Communion to Reading: Innovation for Parents, Tools of an Librarian] / A. P. Kashkarov. - Moscow: Libereya-Bibinform, 2012. - 96 p.

8. Kolosova, E. A. Librarians and Teenagers in Blogsphere / E. A. Kolosova // Sovremennaya biblioteka [Modern Library]. - 2013. - № 3. - P. 80-85.

9. Konysheva, O. The Story is not yet over. Looking For the Way to “Non-reading” Reader / O. Konysheva // Bib-liotechnoe delo [Library Science]. - 2013. - № 12. - P. 22-24.

10. Korochkina, N. Every Night at Eight / N. Korochkina, K. Slovesnova // Biblioteka [Library]. - 2013. -№ 4. - P. 41-43.

11. Melentyeva, Y. P. Biblioteka i yunoshestvo: poiski vzaimoponimaniya. Bibliotechnoe obsluzhivanie kak prot-sess sotsializatsii lichnosti [Library and Youth: Searching for Mutual Understanding. Library Service as The Process of Person Socialization] / Y. P. Melentyeva. - Moscow: Psychology Institute Russian Science Academy, 1999. - 160 p.

12. National Program of Reading Support and Development // Biblioteka [Library]. - 2007. - № 1. - Р. 10-28.

13. Chausova, A. Star Mastered from Famous Persons / A. Chausova, A. Shaydurov // Biblioteka [Library]. - 2012. -№ 1. - P. 20-22.

14. Shabanova, M. What’s Common Between Internet Society, Reader’s Club and Reader’s Diary? / M. Shabanova // Bibliotechnoe delo [Library Science]. - 2013. - № 14. - P. 29-34.

Received 02.06.2014

27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)