Научная статья на тему 'Художественная классическая литература как библиотечный ресурс личностного роста старшеклассников'

Художественная классическая литература как библиотечный ресурс личностного роста старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1540
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ЧТЕНИЯ / ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЛАССИКИ / БИБЛИОТЕЧНЫЙ РЕСУРС / PROBLEMS OF READING / INFLUENCE OF ART CLASSICS / LIBRARY RESOURCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Наташа Борисовна, Руссак Зоя Витальевна

Рассматривается чтение художественной классической литературы как одного из ресурсов личностного роста старшеклассников. Затронуты проблемы чтения классической литературы среди юношества. Предложены пути ее продвижения в условиях общедоступной библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classical fiction as a high-grade schoolchildren personality growth resource

Reading of art classier literature as one of resources of seiner pupil personality growth is examined. Problems of reading of classier literature among youth are touched upon. Measures for promotion of classier literature in conditions of public library are suggested.

Текст научной работы на тему «Художественная классическая литература как библиотечный ресурс личностного роста старшеклассников»

УДК 02

Н. Б. Крылова, З. В. Руссак

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК БИБЛИОТЕЧНЫЙ РЕСУРС ЛИЧНОСТНОГО РОСТА СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Рассматривается чтение художественной классической литературы как одного из ресурсов личностного роста старшеклассников. Затронуты проблемы чтения классической литературы среди юношества. Предложены пути ее продвижения в условиях общедоступной библиотеки.

Ключевые слова: проблемы чтения, влияние художественной классики, библиотечный ресурс

Reading of art classier literature as one of resources of seiner pupil personality growth is examined. Problems of reading of classier literature among youth are touched upon. Measures for promotion of classier literature in conditions of public library are suggested.

Keywords: problems of reading, influence of art classics, library resource

Базовым для образования умением, важнейшим элементом культуры, существенным фактором воспитания и личностного роста является чтение. Однако в последнее время его роль в обществе становится менее значимой. Компьютерные игры, Интернет, сотовые телефоны формируют новый стиль молодежи XXI в. Мы теряем читательскую культуру, в связи с чем «страдают мышление, эмоциональная и интеллектуальная сферы, возникает проблема сохранения языка» [3]. Сегодня классическое наследие по-разному встраивается в новую сеть отношений. Дефицит читательской компетенции, масштабное отторжение современным читателем классики связано с определенной культурной аллергией на школьный курс литературы. Однако классика, являясь «центральным компонентом культуры, задает общую систему координат; оказывается всеобщим коммуникационным кодом» в литературе [9, с. 7]. Для современной литературы она становится своеобразным резервуаром, откуда черпаются мотивы, сюжеты, темы, постоянным источником национальной мифологии.

Актуальность проблем чтения в школьном образовании обусловлена рядом противоречий: значительно сокращена или полностью исключена доля чтения в структуре свободного времени учащихся; чтение становится прагматическим средством достижения учебных целей, а не способом воспитания души и проведения

досуга; учащиеся предпочитают читательской культуре экранную, что негативно влияет на развитие личности.

Поэтому важнейшими задачами библиотеки становятся: развитие устойчивого и осознанного интереса к чтению, расширение читательского и культурного кругозора, всемерная поддержка престижа чтения как важнейшего элемента культуры через обновление традиционных методов работы в соответствии с новыми потребностями молодого поколения.

Новый взгляд на библиотечное обслуживание молодежи представляет профессор Ю. П. Мелентьева, выделяя основные ступени социализирующей деятельности библиотеки: «формирование мировоззрения; самосознания, самооценки - это осознание себя, своих способностей, возможностей, шкалы жизненных ценностей; выбор профессии; создание семьи» [5]. Социализирующие возможности библиотеки связываются прежде всего с влиянием печатных изданий. Если научная информация способствует социализации интеллектуальной сферы личности, то художественная несет еще и нравственный, ценностно ориентирующий, этический, эстетический заряд. Чтение, по мнению социолога С. Н. Плотникова, «один из надежных механизмов социализации человека, его приобщения к идеям, ценностям и нормам», в которых нуждается общество [6]. Литература играет важную роль в сохранении целостности

39

личности своими средствами, стремится воссоздать гармонию мира, участвует в формировании идеалов человека лучших нравственно-этических качеств, становится пространством для личностного роста. Входя во внутренний мир героя, читатель проникает в мир новых мыслей, чувств, поступков, ощущений, обогащая духовный мир.

Целостную систему воспитания чтением, вытекающую из самой природы художественной литературы и ее восприятия, способную исцелить человека, очертил ученый В. А. Леви-дов. Особенность разработанного им способа заключается в том, что он изначально нацелен на воспитание, развитие в читателе человечности. В поле зрения ученого не текст литературного произведения сам по себе, а жизнь, люди, изображенные в книге [4]. Универсальность литературы как способа познания признается многими мыслителями и художниками. Р. Барт, утверждает, что нет ни одной научной материи, которой не касалась когда-то мировая литература: «мир литературного произведения всеобъемлющ и охватывает все виды знания» [1]. Литература оказывает мощное эмоциональное воздействие, доставляет интеллектуальное, а иногда и чувственное наслаждение.

Результаты исследования, проведенного сотрудниками Института социологии образования Российской академии образования, показали, что осведомленные в области литературы учащиеся ориентированы при выборе понравившихся произведений на получаемые эстетические переживания. Это базовая характеристика, определяющая их позитивную оценку художественного произведения. При завершении школы для учащихся оказывается важна «личностная идентификация с героем и познание психологии человеческих отношений» [8, с. 71]. Полученные данные позволили охарактеризовать особенности отношения школьников к художественной литературе. По мнению подростков-читателей, чтение необходимо для «саморазвития», «развития фантазии, воображения, расширения кругозора, пополнения словарного запаса» [2, с. 35]. Говоря о своем чтении, респонденты указывали авторов и названия, среди которых произведения

отечественной и зарубежной классики. Классическую литературу читали, чтобы «лучше понимать друг друга», «научиться общаться», «найти смысл жизни», - таковы ответы респондентов исследования «Молодежь выбирает» [10].

Ситуация приобщения юношества к книжной культуре меняется. В процессе социализации личности старшеклассника усиливается роль СМИ, развивается культура, которую называют по-разному: «визуальная», «видеокультура», «электронная культура». Изменилась домашняя среда, в которой растет подрастающее поколение, и к домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека. Новые информационные технологии стали важной составляющей в жизни значительной части старшеклассников. Помимо электронных библиотек, важным ресурсом, обеспечивающим чтение классики, явились блоги. В приобщении старшеклассников к чтению классической литературы важен правильный подбор форм, методов работы с использованием передовых технологий. В библиотечной практике происходит поиск и внедрение инноваций для привлечения к чтению.

Обратившись к технологии личностно ориентированного коллективного творческого дела (КТД), успешно применяемой в общеобразовательных учреждениях, мы апробировали ее в условиях общедоступной библиотеки. Технология КТД направлена на развитие коммуникативных и лидерских качеств, раскрытие творческого потенциала и предложена профессором С. Д. Поляковым [7]. Использование технологии КТД в общеобразовательных учреждениях подтверждает позитивные результаты ее применения, помогает развить три стороны личности: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую.

Технология КТД легла в основу разработанной программы чтения «Нестареющая классика» и выступила средством самореализации, развития творческих способностей читателей-старшеклассников, а также способом организации деятельности, наполненной трудом, игрой и творчеством. В процессе творческой деятельности использовались формы, в основе которых -

40

соревнование и дискуссионные мероприятия: защита письменных работ, конкурсы, литературные чтения, диспуты, обсуждения, где каждый участник программы имел возможность проявить свои способности, раскрыть потенциал.

Программа чтения «Нестареющая классика» направлена на содействие личностному росту старшеклассников средствами классической литературы. В основе программы - организация совместного КТД библиотеки и школы как комплекса массовых мероприятий при участии старшеклассников в библиотечных тематических программах образовательной и просветительской направленности. Тематические программы выполняли следующие функции: развлекательную; коммуникативную; самореализации в игре, терапевтическую, диагностическую; коррекции; социализации.

Классическая литература является библиотечным ресурсом в условиях общедоступной библиотеки, содействует личностному росту старшеклассников, раскрывает творческие возможности, личностный потенциал, учит навыкам в овладении приемами исследовательской работы. Библиотека располагает фондом печатных и электронных изданий мировой и отечественной классической литературы, имеет опыт проведения массовых мероприятий. На ее базе действу-

ют литературные клубы и объединения по интересам, центры книги и чтения, вовлекающие в процесс чтения через обращение к различным видам искусства, приобщающие к занятиям творчеством: литературным, декоративно-прикладным, художественным. Современные формы подачи материала с использованием аудио, видео, фильмов, музыки, театрализованных приемов воздействуют зрительно и эмоционально на молодого читателя, а сотрудничество библиотеки с учреждениями культуры и системы образования расширяет ее возможности.

Библиотечное содействие личностному росту старшеклассника направлено на формирование активной жизненной позиции, развитие навыков культуры общения, овладение приемами грамотной речи и письма, формирование художественного вкуса через обращение к чтению художественной классической литературы. Речь должна идти о создании единого информационно-образовательного культурного пространства с целью привлечения юношества к культурным ценностям, мировому и отечественному классическому наследию в условиях общедоступной библиотеки. Важным становится развитие интересов и потребностей старшеклассников, создание морально-психологических, организационных и технологических условий.

1. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - М., 1994. - С. 375.

2. Илюхина, С. Современный подросток - читатель Российской государственной детской библиотеки / С. Илюхина, Е. Колосова // Библ. дело. - 2012. - № 1. - С. 35-37.

3. Конышева, О. «Встречное движение», или Как достичь взаимопонимания с молодыми / О. Конышева // Б-ка. - 2012. - № 11. - С. 42-45.

4. Левидов, В. А. Художественная классика как средство духовного возрождения / В. А. Левидов. - СПб.: Петрополис, 1996. - 430 с.

5. Мелентьева, Ю. П. Библиотека как институт социализации юношества / Ю. П. Мелентьева. - М.: АСОПиР, 2001. - 76 с.

6. Плотников, С. Н. Читательская культура в России / С. Н. Плотников // Homo legens: памяти С. Н. Плотникова: сб. науч. тр. - М., 1999. - С. 46-58.

7. Поляков, С. Д. Цели современного воспитания: личностно ориентированное коллективное творческое дело / С. Д. Поляков, В. Р. Ясницкая, Э. С. Зимин. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1996. - 90 с.

8. Собкин, В. С. Отношение учащихся основной школы к художественной литературе / В. С. Собкин // Педагогика. - 2012. - № 7. - С. 61-71.

9. Черняк, М. Вызовы современности, или Поиски читателя новейшей литературы / М. Черняк // Библ. дело. -2012. - № 23. - С. 6-9.

10. Явон, С. В. О жизненных ориентациях молодежи / С. В. Явон // Социс. - 2010. - № 6. - С. 101-106.

Сдано 11.11.2013

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.