Научная статья на тему 'Инновационные преобразования в социально ориентированном государстве'

Инновационные преобразования в социально ориентированном государстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрофанова С. В.

В статье рассмотрены необходимость внедрения инноваций социального ориентира, направления инновационных преобразований. Охарактеризованы принципы организации инновационного процесса. Предложена модель адаптивной социально-инновационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные преобразования в социально ориентированном государстве»

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

9 (150) - 2012

УДК 330.341

инновационные преобразования в социально ориентированном государстве

с. В. МИТРОФАНОВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной работы E-mail: fartim@list. ru

ставропольский государственный университет

В статье рассмотрены необходимость внедрения инноваций социального ориентира, направления инновационных преобразований. Охарактеризованы принципы организации инновационного процесса. Предложена модель адаптивной социально-инновационной среды.

Ключевые слова: инновация, принципы инноваций, инновационные преобразования, социально-инновационная среда.

Характерной особенностью социально-экономического развития современной России являются инновационные изменения, затрагивающие все сферы жизнедеятельности общества. Это приводит к стимулированию, организации, управлению и регулированию инновационной деятельности, формированию новой адаптивной среды для внедрения инноваций как в экономической, так и в социальной сфере.

Очевидным является тот факт, что для успешного внедрения инноваций приоритетными являются экономические условия, но здесь нельзя недооценивать и социальные аспекты. Для реализации инноваций велика роль политической ситуации в стране и на международной арене, ориентиров социально-экономической политики. Недооценка социальных последствий, инновационных преобразований впоследствии самым серьезным образом отражается на успехе данных преобразований, так как главным их ресурсом являются человек и его знания. Внедрение инноваций в социальную сферу как процесс является

более инерционным, чем в экономической сфере, но в то же время обладает огромным кумулятивным эффектом. Социальная сфера способна накапливать прямые и косвенные следствия инновационных преобразований, и эти следствия могут бумерангом возвращаться в хозяйственную практику человека через сознание и поведение людей [1, 2].

В связи с этим в современном российском обществе стала формироваться новая социально ориентированная экономика, основанная на инновационном прорыве. Привлечение внимания к инновациям социального ориентира является одним из характерных признаков современной парадигмы инновационного развития развитых стран. Но при этом следует отметить, что именно социальные инновации являются достаточно сложными в реализации, так как должны учитывать принципы [3]:

1) историзма (исторический характер развития страны, традиции, культура, образы поведения и т. д.). Не всякое социальное нововведение может быть полезно или внедряемо для той или иной территории;

2) природосообразности (инновации должны учитывать объективные, имеющиеся, а не виртуальные условия для их развития);

3) конгруэнтности (инновации должны соответствовать требованиям реального времени и соотноситься с тенденциями социально-экономического развития на текущий момент).

В настоящее время инновации приобретают открытый, комплексный, междисциплинарный,

межотраслевой характер, что прежде всего меняет требования к их внедрению в социально-экономическое развитие страны.

Россия переживает становление в новом политическом и социально-экономическом качестве, инновационная направленность приобретает популярное значение в развитии и управлении. Данные аспекты отражаются в трудах ученых и в выступлениях государственных деятелей. В этом направлении показательными могут считаться два наиболее ярких примера. Первое - это фундаментальный труд российских ученых Б. Н. Кузыка и Ю. В. Яковца «Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва». Второй - доклад Президента РФ Д. Медведева 15 февраля 2008 г. на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008-2020. Управление ростом», в котором инновации поставлены в ряд ключевых оснований экономического роста и определяется задача формирования национальной инновационной системы.

Данные работы и множество других публицистических статей рассматривают инновационные преобразования как основу социально-экономического прогресса и необходимого в связи с этим инновационного обновления системы государственного управления. Следует отметить, что акцент в настоящее время делается на экономически ориентированных инновациях, но этот факт неизбежно порождает социальные последствия, которые должны порождать ответные инновации в данной сфере [5].

Новая парадигма инновационных преобразований в государстве социального ориентира предусматривает создание эффективной национальной инновационной системы и взаимодействие в ней всех объективных и субъективных условий социально-экономического развития.

При создании данной системы целесообразно предусмотреть организацию главной ее подсистемы - государственного управления и регулирования инновационными преобразованиями. Для успешного внедрения инновационных преобразований большую роль играет социальный потенциал государства - это прежде всего наука, образование, которые формируют главный элемент инноваций -знания.

Образование и отношение к нему общественности и государства - важнейшая составляющая процесса продвижения нововведений. На современной стадии инновационного развития России проблема образования выходит на первые роли, и ее можно

поставить в один ряд с финансированием научных исследований. Й. Шумпетер включил в концепцию новаторства творческую личность, ее интеллектуальный потенциал, способность «синтезировать» новые идеи и их реализовывать. Эти качества формируются в ходе обучения на протяжении не менее 15 лет. Именно в сфере образования формируется интеллект будущих участников рынка труда.

При этом следует отметить, что существует сложность в управлении инновационными преобразованиями, так как в современном мире человек сталкивается с ускоряющимся потоком инновационных предложений. Данные обстоятельства определяются триадой «новизна - неопределенность - риски». Риск становится всеохватывающим явлением в современном обществе, которое в соответствии с производящим это явление фактором - инновацион-ностью - может определяться как инновационное общество, и развитием этого общества необходимо управлять и регулировать его.

Таким образом, регулирование инновационных преобразований в социально ориентированном государстве базируется на определении приоритетов, стратегических направлений и ориентиров социально-экономического развития на основе инновационной активности всех субъектов данного процесса [4].

Одними из основных задач регулирования являются проведение комплекса мер по диагностике социальной и экономической эффективности инновационных преобразований, создание государственной организационно-нормативной и финансово-ресурсной поддержки инновационной активности, внедрение адаптивной социально-инновационной среды.

Основной целью инновационных преобразований социального ориентира являются создание и потребление инноваций, удовлетворяющих личные и общественные потребности.

Преобразовательная деятельность, направленная на решение задач эффективного социально-экономического развития на основе инноваций, может осуществляться в рамках:

• создания адаптивной социально-инновационной среды для инновационной деятельности;

• разработки стратегии инновационного развития, основанной на приоритетах инновационного развития государства;

• совершенствования организационно-нормативной базы инновационной деятельности;

• формирования финансового и инвестиционного обеспечения инновационной деятельности.

Для эффективных инновационных преобразований необходимо создание адаптивной социально-инновационной среды. Базисными компонентами управления и регулирования социально-инновационной среды являются:

^ государство как субъект стимулируемых и организуемых социальных инноваций; ^ социальные институты и структуры как объекты организуемого нововведения и субъекты самоорганизующихся социальных инноваций; ^ население как конечные потребители результатов инновационных изменений. В процессе разработки и внедрения социально-инновационной среды как основы инновационных преобразований создается сложная динамическая конфигурация, параметры которой определяются типом полей инновационно-коммуникативных единиц взаимодействия организуемых и самоорганизующихся инноваций.

В создании социально-инновационной среды включены также изменения структур и функций государства, которое стимулирует нововведения и адаптирует их в обществе. Результаты инновационных преобразований отражаются на жизнеобеспечении и самочувствии населения. Исследование этой области может проявить уровень доверия населения к государству и, соответственно, состояние социального напряжения.

Характеризуя формирование социально-инновационный среды, следует подчеркнуть ее критерии: системность, масштабность, целенаправленность, а также сбалансированность интересов, что прежде всего снижает проявление таких общепризнанных негативных черт инновационного процесса, как неопределенность результата, несовпадение общественных и личных ожиданий, асимметричность информации [3, 4].

Формирование социально-инновационной среды может осуществляться через схему «знание -потенциал - мотивация - мероприятия - результат» и учитывать следующие основные принципы инновационного развития социально-экономической системы:

> стратегическое целеполагание - определяется необходимостью видения долгосрочной перспективы развития на основе активизации и развития имеющегося потенциала с опорой

на разработку стратегии социально-экономического развития;

> обеспеченность ресурсами - предполагает наличие у системы необходимого потенциала для реализации социально-инновационной среды;

> соответствие интересов и социальной ответственности является важнейшей мотивацией и устанавливает правила функционирования и взаимодействия соответствующих институтов;

> интеграция деловой и социальной активности, способствующей росту общей инноваци-онности и конкурентоспособности системы;

> результативность - предполагает получение экономического, социального, экологического, научно-технического и др. результатов от внедрения инноваций, а также непосредственное формирование системы оценивания осуществляемых мероприятий.

Социально-инновационная среда и адаптация ее к соответствующему социально-экономическому развитию, могут осуществляться через выбор соответствующих механизмов адаптации (см. рисунок).

На создание адаптационной социально-инновационной среды влияют объективные и субъективные составляющие социально-экономического развития. Объективные составляющие: геополитический, ресурсно-сырьевой, производственный, экологический, инфраструктурный, научно-образовательный, управленческий, политический и культурный факторы. Субъективные составляющие: теневой, предпринимательский, инновационный, инвестиционный, финансовый, внешнеэкономический, социальный, демографический и др. факторы.

Следует отметить, что адаптационная социально-инновационная среда может пониматься как совокупность мобилизационных возможностей среды с существующими и формируемыми условиями для инновационных преобразований, а также механизмами их вовлечения в процессы, обеспечивающими не только необходимое приспособление к средовым взаимодействиям, но и закладывающими определенную основу для дальнейшего социально-экономического развития.

Регулирование инновационных преобразований через создание социально-инновационной среды может осуществляться через реализацию следующих направлений [6]:

Модель адаптации социально-инновационной среды

стимулирование создания венчурных фирм и исследовательских центров, в том числе определяющихся системой науки и образования (университеты, государственные исследовательские центры, специальные научные лаборатории и др.) посредством целевого бесплатного субсидирования этих субъектов инновационной деятельности;

«коммерциализация знаний», бесплатная выдача лицензий на коммерческое использование изобретений, новаторских идей; льготное кредитование и грантовая поддержка инновационных проектов;

формирование государственной инновационной инфраструктуры и способствование функционированию рынка инноваций, на котором государство будет выступать как агент отношений купли-продажи инноваций; мониторинг и прогнозирование инновационных процессов, создание независимого органа экспертизы инновационных предложений, разрабатываемых различными субъектами инновационной деятельности; предоставление субъекту инновационной деятельности льгот по оплате государственных услуг (связь, электроэнергия и др.);

• осуществление морального поощрения активных субъектов инновационной деятельности (пропаганда достижений и потребление инновационных продуктов и услуг);

• льготное налогообложение инновационной деятельности и др.

Таким образом, инновационные преобразования в становлении социально ориентированного развития могут быть эффективны при внедрении адаптационной социально-инновационной среды с ее возможностями и условиями, в определении механизмов социально-инновационного развития и определяться совокупностью последовательно реализуемых состояний и действий, имеющих стратегическую направленность и предусматривающих управленческое и регулирующее воздействие с учетом обеспеченности ресурсами, а также баланса экономических и социальных интересов в инновациях и социальной ответственности за последствия внедрения инноваций.

Список литературы

1. Глобальная трансформация инновационных систем / отв. ред. Н. И. Иванова. М.: ИМЭМО РАН, 2010. С. 121-124.

2. Дорошенко С. В. Стратегическая адаптация как императив инновационного развития региональной социально-экономической системы // Экономика региона: ИЭ УрО РАН. Екатеринбург. 2010. № 3 (23). С. 59-66.

3. Инновационная сага. М.: Издательский дом «Ви-льямс», 2005. С. 15, 111-114.

4. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001. С. 392-393.

5. Романов В. Л. Социально-инновационный контекст эволюции парадигмы государственного управления / Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации // Материалы 5-й международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова (31 мая - 2 июня 2007 г.). Ч. 1. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. С. 36-41.

6. Solvell O., Lindqvist G., Ketels C. The Cluster Initiative Green Book. 2003. URL: www. Cluster-research. org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.