Научная статья на тему 'Исследование социальных факторов инновационной деятельности промышленных предприятий'

Исследование социальных факторов инновационной деятельности промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
646
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATION / SOCIAL INNOVATION / SOCIAL IMPACT OF INNOVATION / INNOVATIVE SOCIAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калюгина С. Н., Макарьева В. Ю.

В статье рассмотрены особенности инновационной деятельности промышленных предприятий, виды реализуемых ими инноваций; проведено сравнение основных характеристик технологических и социальных инноваций; исследованы виды социальных последствий реализации инновационных преобразований; предложены направления регулирования социально ориентированного управления инновационной деятельностью промышленных компаний, а также специфика инновационных социальных технологий менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of social factors of industrial enterprises innovative activity

The article describes the features of innovation industries, types of innovations implemented by them; comparison of the main characteristics of technological and social innovation; investigated types of social impacts of innovative transformations; proposed control direction socially oriented innovation management of industrial companies, as well as the specifics of innovative social management technologies.

Текст научной работы на тему «Исследование социальных факторов инновационной деятельности промышленных предприятий»

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

КАЛЮГИНА С.Н.,

доктор экономических наук, профессор кафедры теории менеджмента, государственного и муниципального управления, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь,

e-mail: [email protected];

МАКАРЬЕВА В.Ю.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и аудита, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены особенности инновационной деятельности промышленных предприятий, виды реализуемых ими инноваций; проведено сравнение основных характеристик технологических и социальных инноваций; исследованы виды социальных последствий реализации инновационных преобразований; предложены направления регулирования социально ориентированного управления инновационной деятельностью промышленных компаний, а также специфика инновационных социальных технологий менеджмента.

Ключевые слова: инновации; социальные инновации; социальный эффект инноваций; инновационные социальные технологии.

RESEARCH OF SOCIAL FACTORS OF INDUSTRIAL ENTERPRISES INNOVATIVE ACTIVITY

KALYUGINA S.N.,

Doctor of Science, professor of the Department of Management Theory, state and municipal government,

North Caucasus Federal University, Stavropol, e-mail: s.kalyugina @ gmail.com;

MAKARIEVA V.Y.,

PhD, Associate Professor, Department of Economic analysis and audit, North Caucasus Federal University, Stavropol, e-mail: [email protected]

The article describes the features of innovation industries, types of innovations implemented by them; comparison of the main characteristics of technological and social innovation; investigated types of social impacts of innovative transformations; proposed control direction socially oriented innovation management of industrial companies, as well as the specifics of innovative social management technologies.

Keywords: innovation; social innovation; social impact of innovation; innovative social technologies.

JEL classification: O31, O32.

© С.Н. Калюгина, В.Ю. Макарьева, 2013

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

В современных условиях инновационная деятельность промышленных предприятий, как в теоретических, так и в практических аспектах рассматривается с точки зрения изменений в производственной сфере, при игнорировании значимости социальной составляющей в инновационных процессах, в то время как она во многом определяет эффективность функционирования предприятий и часто является основой научно-технических нововведений, что и определяет необходимость ее активизации в российском бизнесе.

Практика свидетельствует, что в основном на отечественных предприятиях реализуются технологические инновации, на долю которых приходится 97% в структуре затрат на инновации, наименьшая доля характерна для маркетинговых (1%) и организационных нововведений (2%). При этом в процессе разработки и внедрения технологических инноваций больше всего затрат использовалось на приобретение машин и оборудования - 51,2% и лишь 27% - на исследования и разработки.

В качестве основных видов организационных инноваций промышленные предприятия используют: реализацию новой или изменённой корпоративной стратегии, внедрение новых или значительное изменение организационных структур, применение современных систем контроля качества, информационных технологий.

В связи с этим особое внимание необходимо уделять изучению вопроса о том, что собой представляют организационные формы управления современным производством. При этом наиболее актуальной является проблема исследования управленческих технологий и организационных принципов внедрения инноваций, построенных на новом типе социального взаимодействия.

В соответствии с мнением А.И. Пригожина: «Новшества уже ищутся не только в технологии или продукте, как было раньше. Инновационная гонка вовлекла в себя способы организации труда, получения новых идей, мотивации сотрудников и т. п. Интеллектуальные и организационные ресурсы ценятся не ниже финансовых и технологических. Эта мысль была известна и в стратегическом планировании, но лишь здесь инноватика превратилась в управленческий стержень бизнеса. Управлять - значит обновлять!» (Пригожин, 2003).

Таким образом, первоначальные взгляды на инновационные процессы на предприятиях были сконцентрированы лишь только на технологических нововведениях, а современные исследования в области инноваций уделяют важное значение нововведениям и в экономической, организационной, социальной сферах функционирования промышленной компании.

Однако исследование опыта инновационной деятельности промышленных предприятий свидетельствует об отсутствии в большинстве российских фирм интереса к социальным инновациям и социальным проектам, реализуемых как во внутренней, так и во внешней среде. Причиной такого положения дел, как нам представляется, является недальновидность, в первую очередь, их менеджеров. Кроме того, существующая статистическая отчётность и используемая в ней классификация инноваций не позволяют в полной мере оценить степень активности по разработке и внедрению социальных нововведений в организациях.

Социальные инновации представляют собой сознательно организуемые нововведения или процессы, реализуемые хозяйствующими субъектами в соответствии с изменяющимися условиями их функционирования, имеющие целью эффективное использование социального потенциала и решение острых социальных проблем

В соответствие с нашим мнением, социальные инновации могут быть весьма разнообразными, что связано с вариативностью факторов их определяющих и спецификой социальных объектов.

Сравнение основных характеристик технологических и социальных инноваций представлено в табл. 1.

Таблица 1

Сравнение основных характеристик технологических и социальных инноваций

Основные характеристики Технологические инновации Социальные инновации

Содержание Связанны с разработкой и внедрением технологически новых продуктов и процессов, и значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах Основаны на реализации новых или значительно улучшенных изменений в социальной сфере, использовании новых методов и технологий социального управления

Характер эффекта Полезный эффект достаточно очевиден Полезный эффект в большей степени противоречив

Способ разработки Являются результатом индивидуального творчества Являются результатом коллективного творчества

Степень определенности последствий Имеют небольшую неопределенность последствий Имеют большую неопределенность последствий

Сложность оценки эффективности Относительно легко оценить их эффективность Сложность оценки их эффективности

Сроки проявления эффекта Эффект проявляется фактически сразу по результатам внедрения Имеют «временной лаг» между внедрением инновации и проявлением её эффекта

Сфера применения Характеризуются узкой сферой применения Характеризуются широкой сферой применения

Техническое оснащение Обязательно сопровождаются требованием нового технического оснащения Необязательно требуется новое техническое оснащение

Стадии разработки и внедрения Разделение стадии изготовления и проектирования замедляет инновационный процесс Совмещение стадии изготовления и проектирования ускоряет инновационный процесс

Важным фактором инновационной деятельности промышленных предприятий является социальный эффект и социальные последствия реализации нововведений, которые состоят в том, что они способствуют повышению качества жизни и условий труда на предприятиях, увеличению производительности, изменению содержания труда, проявляющиеся в следующих характеристиках:

• изменение интенсивности труда;

• рост гибкости рабочего времени;

• оптимизация структуры функций трудового процесса;

• появление новых профессиональных функций;

• увеличение степени сложности труда;

• снижение степени автономности рабочего места;

• информатизация трудовых процессов.

Социальная значимость нововведения, отражающая его вклад в улучшение социальной сферы, определяется с помощью оценок:

1) уровня жизни (доходы населения);

2) образа жизни (занятость населения, количество новых рабочих мест, подготовка кадров, социальная безопасность);

3) здоровья и продолжительности жизни (улучшение условий труда, развитие сферы здравоохранения).

Социальные последствия реализации инноваций на промышленных предприятиях могут проявляться по

следующим направлениям: повышение требований к квалификации и состоянию здоровья работников; возможность переучивания работников на новые специальности, повышение социальной ответственности бизнеса и др.

При этом целесообразно прогнозировать как позитивные, так и негативные социальные последствия инноваций. В первую очередь крайне важно обратить внимание на восприятие коллективом предприятия новшества, на то, как оно отразится на самочувствии сотрудников. Возможно, что отдельные нововведения, не воспримутся персоналом вообще и тем самым вызовут сопротивление со стороны коллектива, что необходимо учитывать в процессе проектирования и реализации инноваций.

Особого внимания заслуживает рассмотрение экологической проблематики инноваций, которая определяет способность инновации при производстве, эксплуатации и утилизации не оказывать негативного воздействия на окружающую среду. Экологический эффект может быть выражен следующими показателями: ресурсоемкостью, энергоемкостью, выбросами и сбросами в окружающую среду, сроками полезного использования, возможностью повторного использования после истечения срока годности. При экологической оценке любого нововведения целесообразно учитывать степень влияния новшества на окружающую среду; возможность защиты от вредного воздействия данного продукта; величину затрат, необходимых для максимального предотвращения вредного воздействия и др.

Однако, следует отметить, что на отечественных предприятиях фактически отсутствуют разработки в сфере экологических нововведений, несмотря на то, что экологическая ситуация в регионах постоянно ухудшается. По данным государственной статистики, только на территории Ставропольского края количество промышленных организаций, имеющих выбросы, постоянно увеличивается и на данный момент составляет более 410, что на 10,5 % больше по сравнению с предыдущими годами.

Кроме того, увеличивается и количество источников выбросов в атмосферу загрязняющих (оказывающих неблагоприятное действие на здоровье или деятельность населения, на окружающую природную среду) веществ, которое выросло в последние три года на 20%, что, безусловно, ухудшает экологическую обстановку и вызывает необходимость формирования нового подхода руководителей промышленных предприятий к вопросам сохранения окружающей среды, основанного на понимании того, что в условиях современной экономики реальными стали возможности повышения капитализации тех компаний, которые проводят эффективную социальную и экологическую политику.

Одним из ключевых факторов социальной направленности инновационной деятельности промышленных предприятий является совершенствование системы управления инновационной деятельностью.

При этом особое место в этом процессе должно отводиться развитию социально ориентированного управления инновационной деятельностью, которое представляет собой процесс разработки, внедрения и тиражирования социальных инноваций.

В соответствии с этим, совершенствование процесса регулирования социально ориентированной инновационной деятельности, как нам представляется, должно включать следующие аспекты: статистический; инструментальный; правовой; организационный; финансовый (рис. 1).

Реализация предлагаемых направлений позволит решить целый ряд проблем, касающихся организации статистического наблюдения в сфере науки и инноваций, разработки социальных инновационных технологий, позволяющих организовать и упорядочить практическую деятельность на основе использования совокупности алгоритмизированных приёмов, реализации принципов государственного регулирования некоммерческой инновационной деятельностью, создание специальных структур по вопросами развития и финансирования социальных инновационных проектов хозяйствующих субъектов, формирование стимулов роста социальных инвестиций российских промышленных предприятий и др.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

Основные

направления

регулирования

социально

ориентированного

управления

инновационной

деятельностью

■^ч

■Ч

і/

Совершенствование статистического наблюдения и отчётности

Разработка социальных инновационных технологий

Принятие нормативных актов, закрепляющих понятие и виды социальных инноваций

> Организация деятельности структурных подразделений и НКО

Создание материальных стимулов

Рис. 1. Предлагаемые направления регулирования социально ориентированного управления инновационной деятельностью компаний

Развитие приоритетных направлений социальной сферы промышленных предприятий, освоение социальных технологий и новых форм социального взаимодействия целесообразно осуществлять на основе софинансирования органами власти социально ориентированной деятельности компаний, одним из инструментом которого, может являться, по нашему мнению, Фонд поддержки социально ориентированных проектов (ФПСОП), основные задачи которого:

1) содействие в формировании социально ориентированной рыночной экономики на основе поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям развития социальной сферы;

2) повышение качества жизни населения путем реализации целевых программ, социальных проектов и мероприятий в области социального взаимодействия;

3) участие в разработке, проведении экспертизы, конкурсного отбора и реализации социально ориентированных инновационных проектов.

Для достижения своей основной цели ФПСОП должен осуществлять следующие виды деятельности:

• участие в финансировании социальных программ, проектов в области развития социальной сферы;

• взаимодействие с коммерческими, государственными и муниципальными фондами на основе принципов равенства, взаимной экономической заинтересованности и ответственности;

• долевое участие в создании и деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, специализированных подразделений, обеспечивающих развитие социальной инфраструктуры.

Достижение цели и реализация задач будет осуществляться структурными подразделениями фонда, выполняющими специфические функции, включающие проведение научных исследований, социальное прогнозирование и мониторинг, а также экспертизу социальных проектов (рис. 2).

Фонд поддержки социально ориентированных проектов

Центр социального прогнозирования

I

Центр экспертизы социальных проектов

Лаборатория научных исследований

Центр социального мониторинга

Информационно-консультационный

центр

Рис. 2. Предлагаемая структура регионального Фонда поддержки социально ориентированных проектов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что в условиях кризиса, достаточна высока актуальность и управленческих инноваций в деятельности промышленных предприятий. Существует общая закономерность, которая заключается в том, что кризис общественной системы требует изменений не только системы управления развитием экономики и производства, но и социальными процессами. Это осознанная реакция менеджмента, которая требует изменения стратегии развития организации в целях выживания и обеспечения конкурентоспособности в рыночной среде.

Именно поэтому в условиях кризисных процессов возрастает роль инновационных социальных технологий при разработке антикризисных стратегий управления, основанных на мотивации производительности за счёт активизации нематериальных активов организации.

Инновации в области менеджмента можно определить как отказ от традиционных принципов, процедур и методов руководства или устоявшихся организационных форм, в результате чего изменяется вся система управления компанией. При этом управленческие нововведения намного выгоднее и дешевле, чем, технические, потому что не требуют больших финансовых вложений.

Однако они более рискованны и непредсказуемы, а их реализация намного труднее, ибо управленческие нововведения связаны с изменением установок и поведения, деловой культуры.

С целью формирования долговременных преимуществ компании, управленческие инновации должны, по мнению Г. Хеймела, удовлетворять хотя бы одному из трех условий:

• основываться на новаторском принципе, заставляющем пересмотреть каноны менеджмента;

• быть системным, т. е. охватывать целый ряд процедур и методов;

• быть не «одноразовым» изобретением, а этапом непрерывного процесса поиска новых решений, за счет которого и происходит развитие компании (Хеймел, 2006).

Следует отметить, что, технологии, представляющие собой совокупность последовательных процедур, направленных на преобразование или изменение социальных объектов или процессов, применяемые для их реализации, будут отличаться определённой спецификой, которая зависит от особенностей этих объектов.

Можно выделить несколько видов технологий, применяемых в социальном менеджменте:

• однозвенные и многозвенные, представляющие соответственно разовые действия или серию взаимосвязанных задач, выполняемых последовательно (наем персонала, подготовка, адаптация, непосредственная трудовая деятельность и т. д);

• прямые и посреднические, которые представляют соответственно оказание услуг внутри группы или одними группами людей другим в решении конкретных задач (взаимодействия кадровой службы с руководителями структурных подразделений предприятия по вопросам реализации кадровой политики, подбора кадров, их оценки и т. д.);

• коллективные и индивидуальные, характеризующиеся конкретизацией приемов, навыков и услуг применительно к группе сотрудников или отдельному работнику (использование методов мотивации труда, социальной психологии и т. д).

При этом каждому виду технологий присуща определенная специфика и соответствующие ей задачи и методы управленческого воздействия, которые определяются тем, какие цели могут быть достигнуты с помощью тех или иных средств воздействия, как и через что его целесообразно осуществлять.

Согласно многочисленным исследованиям технологии управления на отечественных промышленных предприятиях изменяются достаточно редко и только в связи с изменением целей предприятий. Для многих из них, находящихся на стадии «выживания», реализация социальных инноваций не рассматривается менеджментом в качестве приоритетного направления целенаправленных долгосрочных инноваций. При этом стихийное воспроизводство прежних практик управления персоналом, с минимумом вынужденных откликов на изменения внешнего и внутреннего контекстов предприятия, является тормозом для интеграции и регуляции процесса производства и не способствует росту жизнеспособности организации.

Таким образом, учет и развитие рассмотренных социальных факторов инновационной деятельности промышленных предприятий позволит повысить уровень её социальной ориентированности и эффективность внедряемых но вовведений.

ЛИТЕРАТУРА

Ларионов И. К. (2007). Стратегия социального управления. М.: «Дашков и К», С. 496.

Пригожин А.И. (2003). Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, С. 864.

Хеймел Г. (2006). Что есть, что в управленческих инновациях. Harvard Business Review (русское издание), март, С. 60-73.

REFERENCES

Hamel G. (2006). What is that managerial innovations. Harvard Business Review (Russian edition). March, pp. 60-73. (In Russian.)

Larionov I.K. (2007). Strategy of social management. Moscow. Publishing House «Darya and K», p. 496. (In Russian.) PrigogineA.I. (2003). Methods development organizations. Moscow. Publishing house: MCFER, p. 864. (In Russian.)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.