Научная статья на тему 'Воспроизводственная структура инновационного развития'

Воспроизводственная структура инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ВОСПРОИЗВОДСТВО / ФАКТОРНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / INNOVATION / REPRODUCE / RELATIONSHIP FACTOR OF INNOVATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таранухин Д. С.

В статье предлагается воспроизводственный подход к анализу структуры инновационного развития. Рассмотрены теоретические подходы к анализу инноваций. Автор анализирует факторные взаимосвязи инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reproductive structure of innovative development

The paper proposes an approach to the analysis of the reproductive structures of innovation development. The theoretical approaches to the analysis of innovation. The author analyzes the relationship factor of innovation development.

Текст научной работы на тему «Воспроизводственная структура инновационного развития»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

ТАРАНУХИН Д.С.,

аспирант,

Кубанский государственный университет, e-mail: tarandim@bk.ru

В статье предлагается воспроизводственный подход к анализу структуры инновационного развития. Рассмотрены теоретические подходы к анализу инноваций. Автор анализирует факторные взаимосвязи инновационного развития.

Ключевые слова: инновации; воспроизводство; факторные взаимосвязи инновационного развития.

The paper proposes an approach to the analysis of the reproductive structures of innovation development. The theoretical approaches to the analysis of innovation. The author analyzes the relationship factor of innovation development.

Keywords: Innovation, reproduce, relationship factor of innovation development

Коды классификатора JEL: O32, E27

Общепризнанно, что изменения в целях, которые ставит общество, находят свое отражение в типе развития. В основе инновационной модели лежит непрерывный процесс поиска и реализации нововведений, позволяющих увеличить степень удовлетворения потребностей общества. Центральное место в этом типе развития принадлежит инноваторам, а ведущей установкой является сознательная и целенаправленная ориентация на возрастающую роль фактора роста производительности труда во всех без исключения фазах общественного воспроизводства. Мировая практика свидетельствует, что в качестве опорной точки современного развития страны-лидеры используют новую модель инновационного роста производства. Ее основные черты: ориентация на высококвалифицированную и инициативную рабочую силу, интегрированную в систему производства, непрерывность процесса обогащения знаний и квалификации, делегирование ответственности сверху вниз, партнерские отношения между участниками производства. Концентрированным фактором, определяющим успех структурных экономических реформ, выступает интеллектуальный потенциал, выраженный в степени образованности и культуры членов общества. Характерно, что значительные средства в образование направляют не процветающие государства, а те, которые к такому состоянию стремятся.

По мнению Э. Тоффлера, среди проблем, с которыми сталкивается бизнес, нет более важной и сложной, чем проблема нововведений, или инноваций [9]. История теории инновации начинается с Й. Тюнена, Ф. Найта и Ж.Б. Сэя [1]. Термин «инновация» впервые был введен в научный лексикон Й. Шумпетером. Она рассматривалась как новая функция производства, «новая ее комбинация» [10].

В зависимости от цели и предмета исследования инновации рассматриваются: как результат (С. Ильенкова,

В. Медынский, Р. Фатхутдинов), как изменение (Й. Шумпетер) и как процесс (Б. Санто, Л. Чедвик). На наш взгляд, специфическим содержанием инновации являются качественные изменения. Инновации — это новшества в производственной, коммерческой, финансовой, управленческой, научной и других сферах, качественные изменения, которые обеспечивают общественный прогресс, повышение уровня эффективности производства. Различают частноконкурентные инновации (экономически выгодные) и общественно-полезные (которые могут быть экономическими и невыгодными).

В зависимости от целей анализа инновации группируются по области применения, по уровню новизны, по сфере распространения и.т.д. Инновации подразделяются на две группы: технологические (промышленные) и нетехнологические (экологические, экономические, социально-политические, государственно-правовые инновации, инновации в духовной сфере, военные и т.п.) [11]. Согласно традиционному подходу к типологии инноваций, они

© Д.С. Таранухин, 2012

ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

13

подразделяются на продуктовые инновации (позволяющие создавать новые товары) и процессные инновации (позволяющие создавать новые технологии). В зависимости от уровня новизны Й. Шумпетер разделил нововведения на базисные и вторичные. Г. Менш ввел в научный оборот базисные, улучшающие и псевдоинновации [4].

B. Полтерович предложил деление технологических нововведений на имитации, повторяющие сделанные в других государствах нововведения, и собственно инновации, которые осуществляются впервые [6]. По степени материализации научных знаний инновации подразделяются на:

• воплощающие принципиально новые научные идеи и революционизирующие производительные силы;

• основанные на смене поколений техники, появлении новой технологии при сохранении исходного фундаментального научного принципа;

• модифицирующие, связанные с количественным улучшением отдельных параметров данного поколения техники [5].

C. Кузнец выделил категорию «эпохальные инновации» — «основные прорывы в развитии человеческого знания, которые явились главным источником экономического роста и широко распространились в мире».

Ю. Яковцом введена в научный оборот категория «антиинновации», под которой автор понимает нововведения, направленные на возврат к прошлому [11, с. 15-19]. «Многоликий массив инноваций, измеряемый по области и полю действия, глубине преобразований, новизне и длительности, представляет собой пульсирующую силу прогресса общества, обеспечивает его жизненность и развитие, разрешение постоянно возникающих противоречий как внутри общества, так и в его взаимоотношениях с окружающей средой» [11, с. 17-18].

Различные виды инноваций находятся в тесной зависимости, поэтому вычленение базового фактора инновационного развития представляется автору актуальным.

Мы исходим из предположения, что простое арифметическое сложение факторов инновационного развития неспособно привести к качественному экономическому росту на основе инноваций.

Следовательно, поиск характеристик базовых констант, при которых катализируются инновации, как условия экономического роста, — становится важной научной проблемой.

Сравнительный анализ инновационных процессов на примере разных стран выявил наиболее общие различия в моделях НИС. В частности, для новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии, продемонстрировавших в 19801990 гг. динамичный рост, были характерны благоприятный инвестиционный климат, высокие темпы развития науки и инноваций, обеспечивающих потребности экспортно-ориентированных отраслей, производящих технически сложные товары. В то же время в странах Латинской Америки, где был инфляционный рост, благоприятный инновационный и инвестиционный климат так и не был создан, произошла деградация науки и образования. Приоритет государственной политики в отношении развития национальной инновационной системы вывел страны-аутсайдеры на лидирующие позиции по ряду ключевых направлений научно-технологического развития [3].

Как уже отмечалось, инновации оказывают всеобъемлющее воздействие на экономический рост, изменяя его качественные и количественные параметры. По мнению Б. Санто, экономический рост является производным от инноваций. Инновация является фактором, определяющим темпы развития экономики. Она оказывает непосредственное воздействие на динамику ВВП.

Таким образом, к факторам роста инноваций можно отнести:

• финансовые факторы (достаточный поток инвестиций, рост доли финансирования новаций) — за счет чего?

• институциональные факторы (субъекты, генерирующие инновации, институты прав собственности на инновации, субъекты, реализующие инновации, механизмы их взаимодействия) — кем? с кем?

• организационные факторы (инновационная культура, технология, формы организации) — как? каким образом?

• рыночные факторы (спрос, предложение, цена, динамика рыночных показателей) — какова емкость рынка? для кого? за чей счет?

• научно-технический прогресс (НИОКР, фундаментальные изобретение, прорывные технологии) — что обеспечит рост инноваций в будущем?

В процессе воспроизводства материальные блага совершают движение по определенной экономической цепочке. Сначала они создаются, потом распределяются, обмениваются и потребляются. Инновационная система находится в прямой зависимости от производственных отношений, т.е. отношений людей, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Это обусловливает необходимость построения матрицы воспроизводства инноваций, объединяющей все факторы развития инноваций, сгруппированных в соответствии со стадиями воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен и потребление), что позволит идентифицировать характерные черты для каждой стадии цикла и определить базовый фактор инновационного развития.

Таким образом, автор придерживается воспроизводственного подхода при анализе факторных взаимосвязей инновационного развития (табл. 1).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

14

Д.С. ТАРАНУХИН

Таблица 1

Воспроизводственная матрица факторных взаимосвязей инновационного развития (разработана автором)

F FP FD F m FC

I IP ID IE IC

O OP OD E O OC

M GM MD ME MC

S SP SD S m SC

P D E C

По вертикали представлены факторы инновационного развития: F — финансовые факторы, I — институциональные факторы, O — организационные факторы, M — рыночные факторы, S — научно-технический прогресс.

По горизонтали представлены стадии воспроизводства: P — производство (production), D — распределение (distribution), E — обмен (exchange), C — потребление (consumption).

Таким образом, фактическое наполнение данной матрицы позволит выявить противоречия и диспропорции в структуре факторных взаимосвязей инновационного развития по стадиям воспроизводства.

Можно предположить, что при наличии конкретного фактора в соответствующую ячейку можно подставить единицу, а при отсутствии ноль. Следовательно, потенциально возможным будет значение матрицы единица. Однако на практике достижение данного уровня невозможно, при условии неполного использования ресурсов и формирования элементов нового способа производства. В свою очередь, и нулевое значение матрицы не имеет практического смысла, т.к. тогда пришлось бы говорить о полном отсутствии деятельности человека. Поэтому значение матрицы не может быть как больше единицы, так и иметь отрицательное значение, ее фактическое наполнение даст дробное значение.

Данный подход позволит не только более дифференцированно оценивать степень факторных взаимосвязей инновационного развития, но и повысит точность прогнозных оценок, что благоприятно скажется на политике повышения инновационной компоненты экономического роста.

Также можно говорить о неоднородности факторов на всех стадиях воспроизводства, что качественно отличает данную методическую разработку от существовавших ранее.

Автор противопоставляет позиции, при которой считается, «что на стадии потребления формируются новые потребности и только затем на этапе производства начинается поиск возможностей удовлетворения этих потребностей» — точку зрения, что первично производство, в котором как в целом и неделимом содержатся отраженно и отношения распределения, и отношения обмена, и отношения потребления, через систему факторов.

Так, например, финансовые факторы обслуживают кооперацию и разделение труда, формы обмена и потребления соответствующими инструментами; институциональные факторы отражают кооперацию и разделение труда, формы обмена и потребления, закрепленные в нормах; организационные факторы отражают кооперацию и разделение труда, формы обмена и потребления в конкретных формах; рыночные факторы отражают кооперацию и разделение труда, формы обмена и потребления в рыночных координатах; научно-технический прогресс отражает кооперацию и разделение труда, формы обмена и потребления в потенциально возможных формах.

Основные проблемы, сложившиеся в настоящее время в инновационной сфере России, характеризуются следующим:

• Россия обладает значительным потенциалом в ряде областей науки и высокотехнологичного производства,

однако, для его использования существуют барьеры финансового и организационного характера;

• имеются разрывы в инновационном цикле на этапе перехода от НИОКР к коммерческой реализации технологий, что обусловлено низким уровнем развития сектора прикладных разработок и инновационной инфраструктуры;

• ресурсы предпринимательского сектора ориентированы в большей степени на закупку импортных технологий, продуктов и услуг, что объясняется, на наш взгляд, во-первых, отсутствием тесной связи со сферой науки и, во-вторых, значительными издержками освоения нового продукта (необходимы не только новое оборудование, сырье, но и качественно более высокий уровень квалификации работников).

На страницах научных журналов было много публикаций, посвященных проблеме улучшения инвестиционного климата, решение которой, казалось уже должно было привести к бурному развитию венчурного бизнеса, но сегодня стало очевидным, что улучшение предпринимательского и инвестиционного климата — необходимое, но не достаточное условие для обеспечения желаемых темпов и направлений роста экономики страны. Это подтверждается мерами, которые предпринимают Президент РФ и Правительство по концентрации ресурсов в инновационном секторе экономики.

В широком понимании, инновационное развитие состоит в поиске эффективного сочетания усилий по развитию и укреплению ресурсной базы технологических и продуктовых инноваций с осуществлением разнообразных

ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

15

институциональных и организационно-хозяйственных инноваций. Основной задачей последних является формирование социально-экономических условий, стимулирующих прогрессивные структурно-технологические изменения общественного производства. С точки зрения подобной трактовки инновационных процессов становится очевидно, что структурно-технологическая модернизация российской экономики сдерживается социально-экономическими факторами, формирующими параметры спроса на инновации.

Прогрессивная структура производства положительно воздействует на эффективность трудовых затрат, практически обеспечивает дополнительный прирост продукции. В простейшем виде, экономическая структура выражает определенное соотношение между хозяйственными элементами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникин А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1975. С. 384.

2. Большой толковый словарь бизнеса / К. Пасс, Б. Лоус, Э. Пендлтон, Л. Чедвик. М.: Вече, АСТ, 1998.

3. Дынкин А.А. Инновационные приоритеты государства. М., Наука, 2005.

4. Инновационный менеджмент: Под ред. проф. С.Д. Ильенковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

5. Инновационный менеджмент. В.Г. Медынский. М.: Инфра-М, 2008.

6. Инновационный менеджмент. Р. Фатхутдинов. СПБ.: Питер, 2008.

7. Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. М.: Аланс, 2008.

8. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990.

9. Тоффлер Э., ТоффлерХ. Революционное богатство — Revolutionary Wealth, 2006. М.: АСТ, 2007.

10. Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): пер. с англ. М.: Прогресс, 1982.

11. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.