УДК 372.8
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Галимова Алсу Маулитовна, Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны
E-mail: [email protected]
Аннотация. Проблема исследования состоит в том, что в последние годы наблюдается тенденция роста речевых нарушений у детей. Речь остается одной из уязвимых сторон развития. Одна из речевых деятельностей, которая страдает - это связная речь, в том числе пересказ. Поиск путей формирования навыка пересказа является актуальным вопросом. Цель исследования - обучение детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (далее ОНР) различным видам пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий. В ходе исследования были применены такие методы, как наблюдение, эксперимент, анкетирование, сравнение. Разработав свою рабочую программу, мы выявили, что применение инновационных технологий в работе учителя начальных классов способствует успешному обучению пересказу детей с ОНР.
Abstract. The problem of the study is that in recent years there has been a tendency of growth of speech disorders in children. Speech remains one of the vulnerabilities of development. One of the speech activities that suffers is coherent speech, including retelling. The search for ways to form the skill of retelling is an urgent issue. The aim of the study is to teach primary school children with General speech underdevelopment different types of retelling: detailed, concise, selective, creative. In the course of the study, such methods as observation, experiment, questionnaire, comparison were applied. Having developed the working program, we have revealed that application of innovative technologies in work of the teacher of primary classes promotes successful training in retelling of children with problems of speech development.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, пересказ, инновации, организация учебной деятельности.
Key words: general underdevelopment of speech, retelling, innovation, organization of educational activities.
Пересказ не должен сводиться к заучиванию предложений или абзацев текста ребенком. Важно понимать, что нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию содержания текста. Механическое запоминание написанного в учебнике ведет к пропуску знаний и образованию пробелов в учебе.
При разработке рабочей программы по обучению разным видам пересказа мы полагались на изученные литературные данные, и включили инновационные технологии, которые основываются на наглядное моделирование, межполушарное взаимодействие, современную электронно-образовательную среду. Согласно учебному плану предмет литературное чтение у второго класса 4 раза в неделю. Из расчета в 34 учебные недели в году всего получается 136 часов литературного чтения. Наша программа рассчитана на 34 часа, то есть мы брали один академический час в неделю учебного предмета. Такой урок мы назвали уроком-подарком.
Первый раздел содержания нашей программы был посвящен вводным занятиям. Здесь мы работали над первоначальными навыками, которые служат базой для связного высказывания, в частности для пересказа. В данный раздел мы включили работу над:
- артикуляционным аппаратом;
- речевым выдохом;
- громкостью;
- слитностью высказывания.
При работе над отработкой данных сторон речи мы применили логопедический тренажер «ДЭЛЬФА-142.1» на базе научно-исследовательской лаборатории ФГБОУ ВО «Набережночелинского государственного педагогического университета». В комплекте с программой идет блок обработки сигнала биологической обратной связи (далее БОС) и микрофон для записи голоса ребенка. В тренажере представлены упражнения в виде артикуляционной гимнастики, что направлено на правильное и четкое звукопроизношение.
Следующая группа упражнений предназначена на постановку правильного речевого дыхания и закрепления длительного выдоха воздуха во время речи. Цель каждого упражнения - выработать интенсивность и плавность выдоха, увеличить его длительность и силу. Здесь включены такие упражнения, как:
- чашка чая - ребенок дует на микрофон, если выдох правильный на мониторе будет анимирован движущийся пар;
- праздничный пирог - при сильном выдохе свечки на торте будут гаснуть;
- костер - при сильном, либо слабом, но длительном выдохе костер разгорается, при прерывистом - тлеет;
- репка - в момент выдоха персонажи русской народной сказки (Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка и Мышка) вытягивают репку. Детям данное упражнения особенно интересно. Они с занимательным интересом стараются добраться до цели.
Далее в работу были введены упражнения, предназначенные научить детей произносить звуки с разной громкостью. Все задания выполняются с микрофоном. Это такие упражнения, как:
- Колобок - чем сильнее звук, тем шире Колобок открывает рот;
- бегемотик - аналогично вышеописанному;
- вулкан - чем громче и продолжительней голос, тем дольше извергается вулкан и стекает лава.
Так же в программе представлены несколько упражнений, направленные на обучение слитного высказывания слов во фразе. Цель упражнений -
выработка равномерного выдоха, устойчивой голосоподачи. Перечислим упражнения, включенные в эту группу:
- бабочка - при слитном произнесении текста бабочка порхает и продолжает полет, при длительных паузах она садится на цветок;
- сказочный замок - при слитном высказывании замок окрашивается в разные цвета, при длительных паузах смена цветов прекращается;
- мельница - при слитном чтении текста крылья мельницы крутятся, при остановках - останавливаются.
Работу с данным логопедическим тренажером мы продолжили в разделе «Текст». Особенностью такой работы служило то, что дети подключались к блоку обработки сигнала БОС. Применение такого аппарата дает возможность видеть определенные физиологические показатели: пульс, дыхание, температуру тела, активность мозговой деятельности. Это означает, что мы могли наблюдать над внутренним состоянием ребенка, как воспринимает такую работу ребенок: переживает ли, волнуется ли или же равнодушен. Почти у всех детей волны в графиках сильно колебались, это значит, что дети с волнением отнеслись к такой работе. Это объяснимо, во-первых, перед ними стояла непростая задача -изучить текст и пересказать, во-вторых, новая обстановка, незнакомый аппарат тоже повлияли на внутреннее состояние детей.
В тренажере «ДЭЛЬФА-142.1» представлен разнообразный материал для формирования навыка пересказа. Речевой материал поделен на уровни по принципу от простого к сложному [1]. Работа над обучением пересказу придерживается общих принципов: чтение текста, ответы на вопросы, поиск ключевых слов, пересказ по опорным словам.
Работа велась с каждым учеником отдельно. Учебный процесс начался с первичного ознакомления с текстом. Следует отметить, что важным моментом является обсуждение названия текста. Здесь мы провели пропедевтическую работу над дальнейшим восприятием текста, спрогнозировали, о чем может идти речь, почему текст может так называться, то есть мы определяли тему и главную мысль содержания. Затем ученик (хорошо читающий, если нет, то чтение осуществлялось учителем) прочитал рассказ, после чего перешли к работе по вопросам, с целью выявить уровень понимания содержания текста. На экране появились вопросы с четырьмя вариантами ответов [5].
Далее ребенку предлагалось вернуться к самому тексту и подумать, какие слова в нем являются главными. Эта работа нацелена на нахождение ребенком ключевых моментов, что поможет для дальнейшего пересказа. Следующее упражнение направлено на совершенствования оперативной памяти и внимания детей. Задача ученика - в группе слов определить те, которые встречались в прочитанном тексте.
После проделанной работы мы составили план рассказа и зарисовали его на большом настольном планшете, что детям тоже было интересно. Заранее обговаривалось, какой это будет пересказ: подробный, краткий, выборочный, творческий. Качество пересказа оценивалось по критериям: степень самостоятельности, полнота, связность и последовательность изложения. Оценивая работу детей, мы пришли к выводу, что работа с применением современного программного обеспечения дает хорошие результаты при
обучении разным видам пересказа [4]. Особенно хорошо дался краткий пересказ, чему помогло умение вычленять ключевые моменты в тексте, над чем мы немало работали. Похуже получился творческий пересказ. Творческие задания в виде дополнения предшествующих или последующих событий, изменение персонажа рассказа, рассказывания от первого лица вызывали немало затруднений.
Мы отметили, что исправление речевых дефектов и стимуляция речевой деятельности, в том числе связной, будет эффективнее при ведении работы над налаживанием межполушарного взаимодействия. Особенно сильно с этой проблемой страдают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как страдает координация движений, контроль положения тела в пространстве и тем более сочетание этих видов деятельности с речью. В нашей программе мы предусмотрели это и включили работу на развивающе-корекционном комплекс с видеобиоуправлением «Тимокко». Данный уникальный комплекс, разработанный совместно с НПФ Амалтея и с израильскими специалистами, направлена на совершенствование моторных и когнитивных навыков [3].
У детей с речевыми, а так же двигательными нарушениями опаздывает развитие сенсорной интеграции, а ведь именно она организует поток информации, которую мы получаем с помощью органов чувств: глаза, уши, кожа, язык, нос [5]. За счет правильной сенсорной интеграции осуществляется упорядочивание сигналов в головном мозге. То есть, полученная извне информация обрабатывается и воспроизводится должным образом, что и страдает у детей с ОНР при пересказе. Поэтому занятия на данном тренажере обоснованы и помогают достичь наилучших результатов в обучении пересказу.
Программное обеспечение комплекса включает интерактивные игры, повышающие физическую и познавательную мотивацию детей. В игре дети, сами того не замечая, в не принужденной форме:
- учатся координировать движения глаз и рук, рук и речи;
- тренируют внимание, реакцию;
- улучшают память;
- учатся контролировать точность движений;
- тренируют увеличение диапазона движений.
Разработчики продумали обучающий комплекс так, что бы он завлекал детей максимально, это и персонаж игры - веселая обезьянка и два разноцветных мячика, которые управляют руками обезьянки.
Применение компьютерных технологий обеспечивает формирование:
- мотивации к занятиям за счет использования игровых моментов и наглядности;
- умения добиваться результатов за счет многократного повторения необходимых заданий;
- устойчивого интереса к работе, за счет использования различного стимульного материала;
- самоконтроля и самооценки [2].
В рабочую программу были включены артпедагогические технологии в ключе обучения пересказу. Особенно данный вид технологий результативен при обучению творческого пересказа. Так, при чтении русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» дети придумали и зарисовали последующие
события сказки в альбоме, который мы завели по предмету литературное чтение.
При чтении русской народной сказки «Теремок» применили такую форму артпедагогических технологий, как имаготерапия, тем самым выполняя задачи обучения выборочному пересказу. Дети выбрали, кого они хотят инсценировать. Пересказывая таким образом, дети старались вжиться в роль своего героя, мимикой и жестами передавали переживания персонажей.
Так же нами был применена песочная терапия при чтении сказки «Гуси-лебеди», который мы учились подробно пересказывать. Работа с песком интенсивно развивает все познавательные функции, включая речь и мелкую моторику, а, как известно, тонкая моторика отвечает за качество речи. Как говорил великий педагог В.А. Сухомлинский «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев» [14]. Приятные тактильные ощущения снимают напряжение и переживания ребенка. Ведь пересказ для детей с ОНР непростая речевая задача. Дети с удовольствием работали с песком, зарисовывали на нем каждого героя. По всем критериям подробный пересказ с применением песочной терапии показал высокие баллы.
В работу над обучением краткому пересказу была включена лепка. Так, при чтении рассказа М.М. Пришвина «Ребята и утята» дети лепили ключевые моменты сказки: утенок у озера, шапка, дед. Опираясь на опорные пластилиновые фигурки, учащиеся кратко пересказали рассказ. Дети вычленили из всего рассказа основное содержание, откидывая второстепенные моменты. Ученики либо, исключали конкретизацию пересказа, пропуская детали, либо обобщали конкретные явления в рассказе.
По нашим наблюдениями, занятия с применением артпедагогических технологий улучшают память, внимание, общий эмоциональный фон, а также координацию артикуляционного аппарата и общей моторики. Все это способствует более успешному обучению в школе. Творческая деятельность помогает формировать такие навыки, как правильное преобразование информации, ее интерпретация, нахождение новых путей решения проблем. Именно в творческой деятельности ребенок имеет возможность самовыражения, что, к сожалению, часто подавляется в современных школах.
В нашу программу включено решение кейс-технологий, что позволяет реализовывать проблемное обучение. Решение кейс-заданий заключается в анализе практической ситуации. При изучении рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок» мы применили именно этот метод. В кейс-задании давалось практическое задание, в котором был представлен сам текст. Итоговое задание, которое учащиеся должны были выполнить - это пересказ от первого лица, то есть творческий пересказ с изменением повествующего лица. Для достижения цели детям давался вспомогательный материал в виде алгоритма пересказа и вопросы по содержанию рассказа.
Такой вид деятельности мы применили ближе к концу учебного года, так как решение кейс-заданий для детей с ОНР дается сравнительно труднее, чем детям с нормативным развитием. Для этого у детей уже должны быть сформированы базовые умения, которые необходимы для осуществления пересказа.
Нами было отмечено, что один из современных метод при обучении пересказов - это наглядное моделирование, что так же было включено в нашу программу. Таймлайн (timeline) - это временная шкала, простая, понятная при подаче информации. Для построения таймлайна отлично подходят долгие истории, которые имеют четкую хронологическую линию. По временной линии хорошо видна последовательность событий в развитии. Каждый отрезок таймлайна ребенок обозначает знаком, опорным сигналом, либо изображением, являющимся ключевым, это позволяет ему хорошо ориентироваться во временной линии и пересказывать текст.
При изучении русской народной сказки «У страха глаза велики», мы применили этот метод. Дети в специально заведенном альбоме по предмету литературное чтение нарисовали временную линию по этой сказке. Мы поделили рассказ на части, то есть на отрезки, которые изобразили в таймлайне. Дети придумывали и изображали образ, с которым ассоциируется каждый временной отрезок. Опираясь на рисунок, дети хорошо пересказали сказку.
Майндкарта - еще один вид наглядного моделирования, который мы применили при обучении пересказу. Применение майндкарт делает учебный процесс увлекательным, эффективным, а главное дети лучше запоминают информацию. При работе с данным видом наглядного моделирования тренируется лево- и правополушарное, ассоциативное и логическое мышление. Применение майндкарты способствует достижению регулятивных и познавательных метапредметных результатов. В процессе построения такой схемы дети анализируют, сравнивают, классифицируют, обобщают и моделируют полученную информацию [3]. Полезно перед чтением самого рассказа прочитать сначала вопросы к тексту, ведь в них основной смысл написанного, иначе ребенок может обратить фокус своего внимания на те моменты, которые не несут основную смысловую нагрузку.
При чтении рассказа Е.Н. Чарушина «Страшная история» мы применили этот вид наглядного моделирования. Составляя майндкарту, дети выделили «ветви», то есть определили основные направления содержания рассказа. Каждую «ветвь» дети озаглавили и изобразили подпункты. Важно использовать разноцветные карандаши или фломастеры. В силу ограниченных моторных навыков не все работы выглядели эстетично, но художественные навыки при составлении майндкарты далеко не главное. Применение данного способа понравилось учащимся и они достигли поставленной цели.
Проанализировав все этапы контрольного исследования, мы выявили следующие уровни сформированности навыков пересказа:
- в экспериментальной группе высокий уровень сформированности навыков пересказа имеют девять детей (45%), средний - так же девять детей (45%), низкий уровень у двоих обучающихся (10%).
- в контрольной группе высокий уровень сформированности навыков пересказа у двоих детей (10%), средний уровень - у 13 обучающихся (65%), низкий уровень - у пятерых детей (25%). Результаты, полученные при контрольном исследовании, отражены на рис. 1 в диаграмме.
Рис. 1 Процентное соотношение результатов контрольного обследования экспериментальной (1), контрольной групп (2)
По диаграммам мы видим, что в результате нашей коррекционно-обучающей работе по специально разработанной учебной программе учащихся с высоким уровнем формирования навыков пересказа больше по сравнению с контрольной группой, а детей с низким уровнем меньше.
При сравнительном анализе констатирующего и контрольного экспериментов, мы получили такие результаты:
- к высокому уровню сформированности навыков пересказа в начале исследования в экспериментальной группе относились два учащихся, а в конце исследования - девять, в контрольной группе в начале исследования к высокому уровню относился один ребенок, в конце - два;
- к среднему уровню сформированности навыков пересказа в начале исследования в экспериментальной группе относились семь учащихся, а в конце - девять, в контрольной группе при констатирующем исследовании в среднему уровню относились девять детей, а в контрольном - 13;
- к низкому уровню сформированности навыков пересказа в начале исследования в экспериментальной группе относились 11 учащихся, в конце исследования их число сократилось до двух, в контрольной группе в начале исследования к низкому уровню относились десять учащихся, к концу исследования - пять. Сравнительный анализ результатов, полученных при констатирующем и контрольном исследованиях представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты сравнительного анализа между констатирующим и контрольным исследованиями
Группа Уровень
Высокий Средний Низкий
Начало Конец Начало Конец Начало Конец
ЭГ 2 9 7 9 11 2
КГ 1 2 9 13 10 5
Таким образом, мы видим, что разработанная нами учебная программа для второго класса эффективна при обучении разным видам пересказа в работе с учащимися с ОНР. Примененные нами инновационные технологии хорошо разбавили учебный процесс и заинтересовали самих учащихся.
Таким образом, наша программа, направленная на обучение разным видам пересказа, включает многообразные виды деятельности. В работе мы применили инновационные технологии с использованием наглядного моделирования, компьютерных технологий и артпедагогики.
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 33 с. - (Стандарты второго поколения).
2. Выготский Л.С. Мышление и речь / Под редакцией В. Колбановского. -М: Полиграфкника, 1934. - 320 с.
3. Галимова А.М., Грахова С.И. Традиционные и инновационные подходы обучения пересказу школьников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. -Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 64. - Ч. 3. - С. 72-75.
4. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии / И.М. Дичковская. - М.: Просвещение, 2004. - 156 с.
5. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе / И.В. Никшина. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2008. - 170 с.