Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ (по материалам кафедры информационных технологий)

Кафедра информационных технологий была образована в 2006 году на базе Нижегородского центра интернет-образования (далее НЦИО). Перед новым структурным подразделением и его коллективом стояла непростая задача — не только продолжить лучшие традиции НЦИО, но и обогатить содержание деятельности кафедры новыми идеями, проектами.

Первым шагом в этом направлении стало подписание Соглашения о намерениях, заключенного 22 февраля 2007 года между корпорацией Intel, Нижегородским институтом развития образования и министерством образования Нижегородской области. Согласно этому документу, стороны намеревались объединить усилия с целью содействия эффективному использованию современных технологий в системе образования Нижегородской области. В рамках данного соглашения предусматривалась реализация программ «Обучение для будущего» (в очной и дистанционной формах) и «Путь к успеху». Итогом сотрудничества стала подготовка более 3000 учителей, а также формирование корпуса учителей-тьюторов, фаси-литаторов.

В настоящее время кафедра обеспечивает повышение квалификации в сфере информационно-коммуникационных технологий административно-управленческого, инженерно-технического и преподавательского состава образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, а также начального и среднего профессионального образования Нижегородской области; осуществляет инновационную деятельность в области проектирования и развития информационно-образовательной среды (далее ИОС), методическую поддержку и консультирование в области ИКТ.

Верхний ряд (слева направо): Т. И. Канянина, Л. А. Шевцова (зав. кафедрой), Е. П. Круподерова; нижний ряд (слева направо): В. А. Гергель, О. А. Еремина, А. А. Большакова

Ведущие специалисты кафедры

Л. А. Шевцова — заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук, отличник народного просвещения, член Ученого совета ГОУ ДПО НИРО. В 2005 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Формирование готовности учителей к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности средствами системы поддерживающего обучения».

Л. А. Шевцова — участник регионального этапа конкурса «Учитель года», победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 году. За реализацию инновационных проектов дважды была удостоена премии Нижнего Новгорода в области образования (в 2002 и 2006 годах), награждена почетными грамотами и благодарственными письмами администрации Нижнего Новгорода и Ни-

Л. А. ШЕВЦОВА, заведующая кафедрой информационных технологий, кандидат педагогических наук,

доцент

жегородского областного законодательного собрания, дважды лауреат премии Нижнего Новгорода «За педагогическое мастерство».

За большой вклад в пропаганду здорового образа жизни среди подрастающего поколения Л. А. Шевцова награждена почетными грамотами Министерства здравоохранения РФ, а также Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Нижегородской области (2006, 2008 годы). Является постоянным участником научно-практических конференций, семинаров, фестивалей; на конкурсе докладов на Всероссийском интернет-педсовете — 2005 была награждена дипломом за творческий подход и актуальность темы доклада.

Л. А. Шевцова занимается проблемами внедрения новых информационных технологий в учебный процесс, формирования готовности учителей к использованию ИКТ в профессионально-педагогической деятельности. Ее научные интересы направлены на изучение развития информационно-образовательной среды ОУ. В сентябре 2008 года стартовал региональный сетевой проект «Проектирование информационно-образовательной среды современной школы», научным руководителем которого является Л. А. Шевцова.

Результаты ее научной деятельности отражены в 73 печатных работах, из них 46 научного и 27 учебно-методического характера, среди которых—«Методические рекомендации по повышению эффективности использования ИКТ в учебном процессе образовательных учреждений», программы элективных курсов.

Т. И. Канянина — кандидат педагогических наук, доцент. Победитель конкур-

са лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 году, дважды лауреат премии Нижнего Новгорода в области образования.

Является координатором программы Intel «Путь к успеху» в Нижегородском институте развития образования, тьютором программы Intel «Обучение для будущего». Организует и проводит обучающие тренинги, семинары по программам, конкурсы социальных проектов с использованием ИКТ, сетевые мероприятия для педагогов и школьников на страницах сайта letopisi.ru. Координирует работу сетевого сообщества учителей-предметников «Сотрудничество — путь к успеху» на страницах сайта «Открытый класс» проекта «Информика».

Профессиональные интересы Т. И. Ка-няниной связаны с повышением качества подготовки педагогов-предметников в области ИКТ. Она активно участвует в разработке и апробации новых программ повышения квалификации специалистов системы образования; проводит лекционные и практические занятия по курсам «Интернет-технологии для учителя-предметника», «Сетевые сервисы WEB 2.0», дистанционному курсу «Обучение для будущего». Является лауреатом всероссийских конкурсов по программе «Обучение для будущего», участником августовских интернет-педсоветов, педагогических интернет-фестивалей.

Научные интересы Т. И. Каняниной связаны с развитием информационно-образовательной среды ОУ, формированием ИКТ-компетентности педагога, созданием условий для формирования интеллектуально развитого ученика, обладающего высоким уровнем информационной культуры.

Т. И. Канянина — научный консультант, руководитель экспериментальных площадок кафедры. Автор 45 публикаций, из которых 35 научного и 10 учебно-методического характера. Работает над созданием методических рекомендаций по сетевой педагогике, педагогике социаль-

ного проектирования, использованию ИКТ в профессионально-педагогической практике учителя-предметника.

Е. П. Круподерова — кандидат педагогических наук, доцент. Организатор и ведущий тренер программы Intel «Обучение для будущего» в ГОУ ДПО НИРО, координатор сетевого сообщества тьюторов программы. Имеет благодарности от руководства программы Intel «Обучение для будущего» в России за активное содействие организации работы со слушателями. Победитель Всероссийского конкурса тренингов по программе Intel «Обучение для будущего».

Е. П. Круподерова ведет лекционные и практические занятия на курсах повышения квалификации «Интернет-технологии для учителей-предметников», «Сетевые сервисы WEB 2.0», «Проектный метод с использованием ИКТ», дистанционный курс по программе Intel «Обучение для будущего». Ее научные интересы лежат в сфере формирования ИКТ-компе-тентности педагогов, проектной методики, сетевых технологий. Она является автором 86 публикаций, из которых 63 научного и 23 учебно-методического характера.

В. А. Гергель — старший преподаватель кафедры. К числу разрабатываемых ею дисциплин относятся «Интернет-технологии для учителя-предметника», «Сетевые сервисы WEB 2.0» (сертифицированный тьютор), «Базовый курс. Основы работы с компьютером».

Научно-исследовательская деятельность В. А. Гергель связана с проектом «Проектирование информационно-образовательной среды современной школы», в рамках которого она курирует направления «Виртуальный методический кабинет», «Школьная пресса», «Школьный ме-диацентр».

В своих исследованиях особое внимание она уделяет вопросам развития сетевых сообществ учителей-предметников. В рамках проекта «Открытый класс» создала и курирует сообщество «Виртуальный методический кабинет». Данное сообщество создано с целью формирова-

ния ИКТ-компетентности педагогов, развития системы виртуальной методической службы, повышения общей педагогической и информационной культуры в условиях информационно-образовательной среды современной школы.

А. А. Большакова — старший преподаватель кафедры. Окончила математический факультет Лукояновского педагогического колледжа, в 2005 году — физико-математический факультет АГПИ им. А. П. Гайдара.

А. А. Большакова занимается изучением эффективности применения ИКТ в современ-

Научные интересы преподавателей кафедры лежат в сферах формирования ИКТ-компетентности педагога, развития информационно-образовательной среды ОУ, проектной методики, сетевых технологий. ном школьном образовании, вопросами развития единой информационно-образовательной среды современной школы, в том числе процессом автоматизации управления средствами пакета 1С: Школа 2.5 Проф.

Проводит исследования в области внедрения инновационной образовательной модели «1 ученик :1 компьютер» в начальной и средней школе, формирования готовности педагога к новому уровню обучения школьников в условиях ИКТ насыщенной среды.

О. А. Еремина — специалист по учебно-методической работе. Окончила математический факультет Горьковского государственного педагогического института им. М. Горького.

Ведет практические занятия на курсах «Интернет-технологии для учителя-предметника», «Сетевые сервисы WEB 2.0», «Базовый курс. Основы работы с компьютером»; создает методические рекомендации по основам работы на компьютере, сетевым сервисам, разрабатывает дидактические материалы, проводит индивидуальные консультации.

Основные направления деятельности кафедры

На кафедре реализуются следующие образовательные программы и проекты:

1. Программа Intel «Обучение для будущего» направлена на расширение области применения передовых технологий в учебном процессе. Основной курс программы призван помочь учителям реализовать один из возможных путей лич-ностно ориентированного обучения учащихся, основанный на интеграции информационно-коммуникационных технологий с образовательной технологией — методом проектов.

Нижегородская область в числе первых приступила к реализации дистанционного курса Intel «Обучение для будущего». К началу 2009 года было обучено 2000 учителей. Во многих районах Нижегородской области созданы обучающие площадки по этой программе на базе образовательных учреждений. Активная пос-лекурсовая поддержка выпускников программы осуществляется посредством организации различных тренингов, семинаров, конкурсов, конференций, в том числе в дистанционной форме.

2. Программа Intel «Путь к успеху» стартовала в Нижегородском регионе в 2006 году под названием «Учимся с Intel», а в 2007 году получила новое название — «Путь к успеху».

Программа призвана привлечь детей к решению проблем школы, района, города или села; использует современные образовательные технологии критического мышления, обучения в сотрудничестве, проектной деятельности на основе ИКТ. Перечисленные технологии лежат в основе личностно ориентированного, развивающего обучения и широко используются в мировой практике. Конечным продуктом обучения является проект, имеющий социальную направленность. В рамках программы проводятся тренинги, мастер-классы, конкурсы. К концу 2008 года в ней приняло участие более 1300 нижегородских школьников, обучено более 500 учителей.

Активная послекурсовая поддержка выпускников программы осуществляется посредством организации различных тренингов, семинаров, конкурсов, конференций, в том числе в дистанционной форме.

3. Проект «Компьютер для школьника» был инициирован некоммерческим фондом «Вольное дело» в мае 2008 года. Его участниками стали 36 школ Автозаводского района Нижнего Новгорода.

Цели проекта — содействовать решению проблемы «цифрового неравенства» в образовательной среде посредством создания для учителей и учеников условий овладения современными информационными технологиями и использования их в учебном процессе. Всем школам Автозаводского района были безвозмездно переданы 3000 ученических ноутбуков Еее PC, 100 ноутбуков для учителя, 100 устройств беспроводной передачи данных в комплекте с программным обеспечением.

В проекте приняли участие более 350 учителей начальной школы. Результаты были обобщены на Всероссийской научно-практической конференции «Модель 1:1 в эпоху 2.0 (Мобильные технологии в образовании)» в октябре 2008 года (НГПУ, Нижний Новгород).

4. Проект Intel «Мобильные технологии — школам» — еще одна часть международной образовательной инициативы Intel «Мир будущего начинается здесь», предусматривающая безвозмездную передачу школам современных персональных мобильных компьютеров ученика — Classmate PC (далее СМРС).

Цели проекта: разработать модель среды электронного обучения учащегося, класса, школы; содействовать эффективному использованию современных информационных технологий в ОУ; ускорить доступ к информационным ресурсам; достичь качественно нового уровня обучения детей на основе образовательной концепции «1 компьютер: 1 ученик».

В рамках этого проекта в декабре 2007 года в Нижегородской области был проведен конкурс среди общеобразовательных учреждений, активно внедряющих информационные технологии в учебный процесс, реализующих инновационные программы повышения квалификации учителей «Обучение для будущего»,

«Путь к успеху» с использованием образовательных технологий развития критического мышления, обучения в сотрудничестве, проектной деятельности. В конкурсе приняли участие 75 образовательных учреждений города и области. Победителями первого этапа конкурса стали 11 муниципальных образовательных учреждений Нижегородской области, представивших наиболее интересные планы использования инновационной компьютерной техники. По итогам конкурса в эти образовательные учреждения были переданы 550 СМРС.

5. Проект Microsoft «Исследование влияния электронной среды обучения на качество образования младших школьников» (декабрь 2008 — май 2009 года).

Для анализа эффективного использования компьютера в учебном процессе начальной школы в рамках проекта «Компьютер для школьника» совместно с корпорацией Microsoft было проведено исследование влияния создаваемой электронной среды на качество обучения и развитие детей. В ходе исследования были сформированы экспериментальная (три школы, в которых реализовывалась данная модель) и контрольная (три школы, в которых данная модель не использовалась) группы.

Проведенное исследование, в котором приняли участие 495 учащихся и родителей, а также 54 учителя начальных классов, позволило сделать следующие выводы:

3 применение информационных технологий в учебном процессе начальной школы, реализация новой образовательной модели «1 ученик : 1 компьютер» значительно изменяют качество образовательного процесса, оказывают положительное влияние на формирование универсальных учебных действий младших школьников;

3 электронная среда обучения дает возможность рационально использовать учебное время, помогает снять перегрузку с учащихся начальных классов, освобо-

див тем самым время для других творческих, исследовательских видов работ, направленных на развитие личности ребенка.

Результаты исследования были обобщены весной 2009 года на Международной конференции ITF в Вене, региональной конференции в Анапе и конференции РЕЛАРН-2009.

В 2009 году три образовательных учреждения Автозаводского района включились в экспериментальную деятельность по разработке и апробации модели обучения «1 ученик : 1 компьютер» в среднем звене.

6. Проект Intel «Создание ИКТ насыщенной среды в начальной школе. Формирование у младших школьников навыков и умений XXI века» был запущен в марте 2009 года в результате нового трехстороннего соглашения между корпорацией Intel, ГОУ ДПО НИРО и министерством образования Нижегородской области.

Цель проекта — сформировать информационно-коммуникационные компетенции младших школьников с использованием ИКТ на уроках и во внеклассной деятельности. Задачи проекта:

3 организовать исследовательскую, учебно-познавательную деятельность учащихся с применением ноутбука на уроке и внеурочных занятиях;

3 сформировать у младших школьников навыки и умения, необходимые в XXI веке, в условиях электронно-образовательной среды класса (школы);

3 вовлечь родителей в учебно-познавательную деятельность младших школьников, получить опыт совместной проектной деятельности;

3 обобщить и внедрить в практику обучения опыт работы с ИКТ учителей и достижения младших школьников.

На основе полученных результатов предполагается:

Исследование в рамках проекта Microsoft позволило сделать вывод о повышении качества образовательного процесса в начальной школе в результате применения информационных технологий в учебном процессе.

3 разработать и апробировать в ОУ, внедряющих инновационные учебные программы в области ИКТ, минимальный перечень универсальных учебных действий младших школьников, соответствующих навыкам XXI века;

3 разработать электронный вариант методических рекомендаций «Учителю начальных классов, использующему информационные и интернет-технологии в учебной практике начальной школы»;

3 определить необходимые условия и перечень образовательных инновационных программ и технологий для применения в учебной деятельности младших школьников ОУ Нижегородской области.

Ведущим направлением научно-исследовательской деятельности кафедры является обновление содержания, методов и форм использования ИКТ в учебном процессе посредством развития информационно-образовательной среды ОУ, внедрения проектной методики, в том числе с применением форм дистанционного обучения.

Внедрение в практику образовательных учреждений Нижегородской области программ, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, а также реализация Комплексной областной целевой программы развития Нижегородской области на 2006—2010 годы предопределяют необходимость комплексного решения проблемы внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс и обосновывают важность разработки единой стратегии развития информационно-образовательной среды современной школы. В связи с этим кафедра информационных технологий в сентябре 2008 года инициировала региональный эксперимент — сетевой проект «Проектирование информационно-образовательной среды в школе», научным руководителем которого является Л. А. Шевцова.

Ведущим направлением научно-исследовательской деятельности кафедры является обновление содержания, методов и форм использования ИКТ в учебном процессе посредством развития информационно-образовательной среды ОУ.

Проект посвящен исследованию проблемы информатизации современной школы, поиску путей и методов развития информационно-образовательной среды, эффективного использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе. При этом информационно-образовательная среда рассматривается как важный фактор, обеспечивающий необходимое качество образования и предоставляющий условия для развития всех субъектов образовательного процесса.

Актуальность данного проекта связана с тем, что в школах не полностью отработана методика развития информационно-образовательной среды и использования ее ресурсов в учебно-воспитательной деятельности; вопросы повышения качества образования, обновления способов педагогической деятельности во многом определяются качеством и уровнем развития информационно-образовательной среды.

Цели проекта: выявить и теоретически обосновать условия, способствующие эффективному развитию информационно-образовательной среды учебного учреждения; разработать и апробировать модель развития информационно-образовательной среды учебного учреждения в условиях информатизации школы.

Объект исследования — процесс информатизации учебного учреждения. Предмет исследования — модель информационно-образовательной среды учебного учреждения в условиях его информатизации. Гипотеза исследования заключается в том, что процесс развития информационно-образовательной среды учебного учреждения станет более эффективным, управляемым и технологичным, если:

3 будут определены и теоретически обоснованы специальные условия для развития информационно-образовательной среды;

3 на основе теоретического анализа и опыта работы инновационных школ по данной проблеме будет разработана и апробирована модель развития информа-

ционно-образовательной среды учебного учреждения;

3 будет определена нормативная база выявления эффективности проекта;

3 будут разработаны методические рекомендации по построению информационно-образовательной среды для школ различных видов и типов, методика использования ИКТ для обучения различным предметам общеобразовательного цикла.

Участники проекта — 22 образовательных учреждения Нижегородской области (региональный уровень) и 3 образовательных учреждения (областной уровень), имеющих опыт развития информационно-образовательной среды и возможность внести вклад в создание учебно-методического комплекса «Проектирование информационно-образовательной среды в школе».

Предпосылками создания сетевого проекта послужили итоги экспериментальной деятельности ряда образовательных учреждений Нижегородской области — экспериментальных площадок ГОУ ДПО НИРО — в рамках проблемы развития информационно-образовательной среды. В центре исследования — педагогические подходы к проблеме развития школьной информационно-образовательной среды и создание практических рекомендаций по ее эффективному развитию.

Реализация проекта предусматривает четыре этапа:

3 подготовительный — формирование рабочей команды, распределение ролей, анализ существующей среды ОУ, определение целей, стратегии, сдерживающих факторов, решение технических вопросов, обучение педагогических кадров;

3 пилотный — создание модели информационно-образовательной среды, формирование электронной среды обучения, разработка медиаресурсов, реализация модулей — направлений исследования, отбор эффективных приемов и методов;

3 корректировочный — анализ и изменения модели в соответствии с результатами пилотного проекта, рекомен-

дации по корректировке на основе анализа, система оценивания хода реализации проекта;

3 тиражирование, обобщение — презентация программы, обеспечение долгосрочной перспективы, выпуск УМК «Практические и методические рекомендации развития ИОС».

Инновационным направлением проекта развития информационно-образовательной среды является идея использования ИКТ для создания электронной среды обучения на основе образовательной модели «1 ученик : 1 компьютер». Технология создания данной среды рассматривается относительно учащегося, класса и школы в целом. При таком подходе к использованию ИКТ информатизация школы становится системным процессом, комплексным по своей сути, в котором задействованы все стороны и участники образовательного процесса.

Важной составляющей процесса развития информационно-образовательной среды региона является профессиональное развитие педагогов. Грамотного и всесторонне развитого ученика может подготовить только учитель, владеющий современными педагогическими и информационными технологиями.

В проекте большое внимание уделяется вопросам повышения ИКТ-компетент-ности педагогического коллектива школ: программам, формам и методам непрерывного повышения квалификации в условиях образовательного учреждения, в том числе с использованием технологии критического мышления и проектной методики (на основе программ Intel «Обучение для будущего», «Путь к успеху»), — а также системе определения эффективности их реализации и отслеживания результатов.

Интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс в условиях развития информационно-образовательной среды школы

Важной составляющей процесса развития информационно-образовательной среды региона является профессиональное развитие педагогов.

Формой и средством активного взаимодействия участников сетевого проекта стал Интернет и сетевые сервисы WEB 2.0, причем координация совместных усилий осуществляется сотрудниками кафедры информационных технологий ГОУ ДПО НИРО, а наполнение и развитие сайтов — представителями школ — участников эксперимента.

представлена в проекте разнообразными элективными курсами и факультативами с применением мультимедийных технологий. Большое внимание в проекте уделяется развитию издательской деятельности, формированию детских школьных творческих объединений, развитию исследовательских и творческих способностей школьников.

В результате усилия участников эксперимента были сконцентрированы на следующих направлениях:

3 «Виртуальный методический кабинет» — формирование ИКТ-компетентно-сти педагогов, развитие сетевых сообществ учителей, создание системы виртуальной методической службы, повышение общей педагогической и информационной культуры в условиях информационно-образовательной среды современной школы;

3 «Школьная пресса» — объединение школьных издательских центров, выявление и распространение передового опыта, оказание разноплановой помощи в создании и развитии школьных издательских центров (рекомендации, мастер-классы);

3 «Проектная деятельность» — оказание помощи учителям в реализации проектной деятельности в школе, создание банка проектов различной направленности (учебных, социальных, творческих и др.);

3 «Мобильные технологии в школе» — разработка модели эффективного использования мобильных технологий в условиях электронной среды обучения школы;

3 Дистанционное обучение «Интернет-лицей» — разработка и апробация модели дистанционного обучения школьников в условиях электронной среды обучения;

3 «Школьный медиацентр» — разработка и апробация модели школьного медиа-центра как основы, связующего звена

отдельных направлении в процессе информатизации образовательного учреждения, новоИ модели организации совместной творческоИ деятельности учителя-предметника и учащихся средствами ИКТ, определения механизмов ее функционирования в образовательном учреждении;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 УМК «ИКТ- азбука» — обучение педагогов основам использования компьютера в профессионально-педагогическоИ деятельности без отрыва от учебного процесса, разработка программы курса, создание методических рекомендациИ для тьютора и дидактических материалов для слушателей, разработка контрольно-измерительные материалов.

ФормоИ и средством активного взаи-модеИствия участников сетевого проекта стал Интернет и сетевые сервисы WEB 2.0. В процессе деятельности в рамках первых пяти направлениИ исследования участниками проекта разрабатываются образовательные ресурсы — одноименные саИ-ты в сети Интернет. Координация совместных усилиИ осуществляется сотрудниками кафедры информационных технологиИ ГОУ ДПО НИРО, а наполнение и развитие саИтов — ответственными за данное направление представителями школ — участников эксперимента.

Огромное значение для формирования сетевого сообщества педагогов Ни-жегородскоИ области имеет их активное участие во ВсероссиИском проекте «Летописи. ру», проектах «300 Интеллектуальных школ», «3000 статеИ для Википедии», «Мы помним», «Лицо школы», «Мы — студенты», «Моя классная семья» и других.

Можно привести еще немало примеров сетевоИ активности нижегородских школьников и педагогов на страницах letopisi.ru. Все участники различных сетевых мероприятиИ получают своевременную консультационную помощь от нашеИ кафедры как в очноИ, так и в дистан-ционноИ формах. В регионе образовалось новое сообщество инициативных творческих коллег, связанных общеИ идееИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.