312
ИТО Марий Эл -2010
1) активные методы обучения, так как слушатели уже на втором занятии не боялись совершать ошибки, использовали разные варианты решения заданий, сплоченной командой двигались к своей цели;
2) самостоятельность при выполнении заданий;
3) использование справочного руководства, которое позволило сэкономить слушателям много времени для итоговой работы;
4) четкая структура планирования.
ШаЩ&й? Идгя Дата п.... ... «ч... :».. ...... mm...... a i на а-./п- у-1 ft.i.-jtsuB^1""-
1 Показатели и критерии эффективности открытого мероприятия
ГЕ ест-оценка Оценка деятельности специалиста
0 0
4 'п^^тд^п^ннь^^ ц^'П^'г!"'''^ Ф''РМ И М"ТиДиВ ДПЯ , ,
мероприятие)?' НРрпп™чтиюР"а У иС1учающИ!!1-я * п1х,виДимимУ 2 2
а. Очень понравилось
Ь. ПоНрЭВШЮ СБ 1«™™'"°" "фчрмпвния в.дпитатнпьниги
с. Затрудняюсь ответить на7пядНнп|-та!Гт^Ти"ТИ ц"П"ии1:,|:,азНи,-ти и'-ПиПЬЗиВания
d. Меноприятие было неинтересным щ 1ны. цепей 1 1
3" Дупвнп-нрав.-твенная напмвп»ннг.пъ м'Р-,„щя,М-
2 Является ли тема меоопршггкя актуальной ВзТнеет^еше^
> Да и F щи.ея - - | т2£=г
> Нет S™™ "е™™^™™ "" Ф0Р""Р0Ва""е
3. Оцешшагс мероприятие на баллов.
т ™:"нно™ ,:,оучающи":я в пр:,ведение 2
Я Уровенвтворчее.ойеаиореат я J 1
Уревенв взаимодействия („труд.....еетва) ебуяающ.......
е ................ .-,- —?i- —тг~
<л - л
При проведении опроса «Самые интересные темы курса» слушатели назвали: определение основных умений; мышление низкого и высокого уровней; развитие навыков сотрудничества, планирование, выполнение, проверка и обсуждение; процесс фасилитации в обучении; принятие изменений; развитие ключевых умений; планирование и разработка плана действий; развитие навыков сотрудничества в групповой работе.
Роль социального проектирования с использованием ИКТ в формировании успешной личности современного общества
Канянина Татьяна Ивановна ([email protected])
«Нижегородский институт развития образования» (ГОУДПО НИРО), кафедра информационных технологий
Аннотация
В статье представлен опыт Нижегородской области по внедрению программы Intel «Путь к успеху» и влияние социального проектирования на основе ИКТ на развитие личности школьников.
Проектное обучение в современной образовательной системе занимает все более и более приоритетные позиции. Проектная деятельность формирует у школьников качества и умения, необходимые человеку XXI века: ответственность и адаптивность, коммуникативные умения, креативность и любознательность, критическое и системное мышление, умение работать с информацией и медиаресур-сами, способность организовать межличностное взаимодействие и сотрудничество, умение ставить и решать проблемы, направленность на саморазвитие, социальную ответственность.
Для продуктивной работы над проектами школьникам необходимо:
- видеть проблему, ее актуальность и практическую значимость для местного сообщества;
- находить оптимальные способы ее решения, не противоречащие существующим социальным нормам;
- осваивать позитивные способы общения и взаимопомощи;
- объективно оценивать свой личный вклад в коллективное дело;
- понимать значимость и взаимосвязанность всех участников проекта;
- осознавать социальную значимость реализации проекта.
В процессе деятельности у учащихся формируются система ценностного отношения к миру, гуманизм, толерантность, воспитывается активная гражданская позиция, патриотизм, уважение к людям и ответственность за то место, где он родился и живет.
Создание проектов социальной направленности способствует развитию творческой инициативы школьников, умения работать в команде, организации самостоятельной деятельности учащихся при поддержке сверстников.
Социальный проект учащихся является результатом обучения по программе Intel «Путь к успеху», которая успешно реализуется в Нижегородской области. В нем задействовано 250 педагогов, обучено более 9 тысяч школьников.
В составе фасилитаторов (тьюторов) программы Intel «Путь к успеху» 51 % составляют учителя-предметники, 24 % учителя-информатики, 16 % учителя начальной школы. Около 30 педагогов являются победителями конкурса ПНПО в Нижегородской области.
Информационное и методическое сопровождение тьюторов программы Intel «Путь к успеху» реализуется посредством включения педагогов в сетевые сообщества, участия в виртуальных и очных консультациях, семинарах, мастер-классах. Для дистанционного взаимодействия созданы: сайт «Через проект в будущее», сообщество «Сотрудничество - путь к успеху!», страницы программы в Летописи.
Адрес сайта «Через проект в будущее» - www.syte.google.com/sytes/projectniro. На его страницах размещены новости о мероприятиях программ Intel в Нижегородской области, конкурсные страницы, полезные ссылки, материалы из опыта работы педагогов, электронная форма отчетности. Основными задачами сообщества «Сотрудничество - путь к успеху!» (http://www.openclass.ru/community/40721) являются: рефлексия в процессе обучения и обмен опытом в послекурсовой период, организация виртуальных консультаций, обсуждение проблем, общих для всех педагогов области, интересующихся социальным проектированием и ИКТ.
На страницах Летописи педагоги-фасилитаторы Нижегородской области оформляют «портреты» площадок, размещают материалы, участвуя в региональных и российских конкурсах http://letopisi.ru/ index.php/Программа_Intel_Путь_к_успеху_в_Нижегородской_области.
Региональные сетевые проекты для большинства педагогов и школьников - начало сетевой деятельности, первые шаги по освоению сетевых технологий, накопление и обобщение опыта сетевого взаимодействия.
Проект «Школа - это маленькая жизнь!», реализованный в октябре 2008 года, был посвящен ежегодному празднику - Дню учителя. Цель проекта - погружение участников в реальную сетевую деятельность, организация виртуальных творческих мастерских. Проект собрал более 125 участников. Команды-участники представили свои школы, учителей, создали новые школьные знаки, марки, посвященные школьным предметам и др. Благодаря проекту, учащиеся разных школ области, обучающиеся по программе «Путь к успеху», лучше узнали друг друга и познакомились с интересными вариантами проведения традиционного школьного праздника. Адрес проекта - http://letopisi.ru/index.php/ Сетевой_конкурс_Школа_-это_маленькая_жизнь,_НИРО.
Проект «Intel-лето в Нижегородском регионе» стартовал в июне 2009 года. Творческая часть конкурса включала разнообразные задания для учащихся. Из виртуальных дневников школьных команд, которые были выполнены в блогах, документах Google, видео-, фото-сервисах или вики-страницах, можно было узнать о жизни лагеря, увидеть самые яркие ее моменты. Основная тема - школьный лагерь и варианты включения в его деятельность программ Intel. Учителями были представлены программы работы лагерей интеллектуального, оздоровительного и даже трудового типа. Адрес проекта -http://letopisi.ru/index.php/Сетевой_конкурс_Intel-лето_2009_в_Нижегородском_регионе.
Программа внедрена в образовательные учреждения 33 районов Нижегородской области, и одним из важнейших ее направлений является тьюторское движение. 12 педагогов прошли обучение на курсах 2-го уровня и стали региональными тренерами программы. Региональные тренеры на базе своих школ при участии районного управления образования обучают педагогов школ своего района, осуществляют консультационную и организационную деятельность по программе в районе. Районные конференции учителей, конкурсы проектов, секции социального проектирования в рамках научных обществ учащихся, работа учителей по программе в творческих группах способствуют активизации деятельности педагогов-фасилитаторов района.
314
ИТО Марий Эл -2010
Интересен опыт учителя начальных классов, регионального тренера программы Intel «Путь к успеху» О.А. Кораблевой. В течение двух лет на базе МОУ «Лицей № 7» г. Кстово под ее руководством действует районная проблемная группа учителей, работающих по программе Intel «Путь к успеху». Тематика занятий: «Организация кружковой, факультативной, урочной деятельности в ОУ», «Организация учебного сотрудничества - необходимое условие успешной совместной деятельности обучающихся по программе Intel «Путь к успеху», «Навыки фасилитатора, создающие благоприятные условия для самостоятельной работы обучающихся», «Основные характеристики конструктивной критики», «Организация проектной деятельности». На занятиях группы О.А. Кораблева проводит практикумы «Пути решения конфликтных ситуаций», «Умение наблюдать, инструктировать, вмешиваться в происходящее». Учителя группы пополняют методическую копилку материалами по темам: «Ролевые игры на знакомства, сотрудничество, критическое мышление», «1000 способов поддержки учащихся», «Развивающая дидактика», - обмениваются опытом работы по курсу «Технологии и местное сообщество», осваивают курс «Технологии и профессия». На заключительном занятии осуществляются анализ и оценивание социальных проектов школьников района, выполненных в рамках работы по программе.
В образовательных учреждениях Нижегородской области реализуются следующие варианты программы «Путь к успеху»:
— в системе дополнительного образования учащихся (кружковые занятия) в качестве факультативных курсов в классах I—II ступени обучения за счет вариативной части учебного плана;
— «Технологии и профессия» как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки;
— в рамках каникулярных детских лагерей, организованных на базе общеобразовательных школ.
Проектам, выполняемым школьниками в рамках программы, свойственна социальная направленность. Социальное проектирование является одним из перспективных направлений обучения, выступая и как условие формирования личности, и как способ реализации ее возможностей.
Реализованный проект представляется на конкурс учебных и социальных проектов, проводимый ежегодно. За два года в конкурсах по программе Intel «Путь к успеху» приняло участие 160 педагогов и 650 учащихся. Каким же темам чаще всего посвящены проекты?
Большинство из них направлено на решение школьных проблем, например:
— «Наше школьное радио», «Школьный телецентр», посвящены вопросам технического усовершенствования школ;
— «Озеленение школы», «Декоративное оформление школы», «Скучные стены», содержат описа-ние практических действий по изменению внутреннего или внешнего облика школ;
— «Книжкина больница», дает рекомендации по восстановлению внешнего вида книг, имеющихся в школьной библиотеке, проект «Подари книгу школе!» завершился акцией и оформлением выставки подаренных школе книг;
— «Школьный городок», «Детская пришкольная площадка», доказывают необходимость пришкольных площадок, представляют планы этих площадок и этапы реализации проектов.
Также созданы проекты в помощь учителю, администрации образовательного учреждения, среди которых «Школа — дом для малышей?» рассматривает важный вопрос о том, комфортно ли учиться младшим школьникам; «Приходите к нам учиться!» включает экскурсию по школе, убеждает ребят-будущих первоклассников и их родителей начать обучение именно в ней; «Уроки с удовольствием» направлен на изготовление наглядных материалов для уроков ОБЖ, а «Страны Европы» — для уроков по предмету «Окружающий мир. 3-й класс».
Ряд проектов ставил своей целью оказание помощи детским домам и детским садам. Например, проект «Куклы и мы» позволил ребятам не только сделать куклу-петрушку для утренника в детском саду, но и создать школьный кукольный театр; «Поможем Деду Морозу» объединил старшеклассни -ков творческой работой по созданию елочных украшений, дал возможность организовать и провести новогодний праздник. Проект «Помощь садику» был посвящен вопросам благоустройства терри -тории садика, а проект «Детский сад — необходима помощь?!» призывал не только оказать помощь в уборке территории, сборе игрушек и книг, но и стремился привлечь внимание местной администрации к нуждам детского сада.
Особо значимыми являются проекты, направленные на благоустройство местного сообщества — городского микрорайона, деревни, поселка или села, например: «Проблемы нашего села» решает во-
просы благоустройства многих конкретных сел, проект «Есть ли у поселка будущее?» и другие с аналогичными названиями заставляют ребят задуматься о перспективах развития малой родины; «Эко-турбаза "Крутой угор"» представляет перспективы развития экотуризма в районе, строительства турбазы в местах с относительно нетронутой природой и хорошо сохранившимся культурно-историческим наследием; «Берегите Землю, берегите!» рассказывает о благоустройстве известного села Дивеево (Серафимо-Дивеевский монастырь) в летнее время бригадами школьников; «Проблема чистоты Рогожского парка» посвящен благоустройству великолепного парка с особой системой прудов (основан А.Н. Карамзиным, сыном великого писателя и историографа Н.М. Карамзина).
Отметим проекты экологической направленности: «Как сохранить птиц зимой?», предлагающий школьникам изготавливать и размещать кормушки для птиц в окрестностях школ; «Загрязнение реки», организующий учащихся школ для работы по очистке берега рек от мусора.
Часть проектов посвящена улучшению здоровья учащихся, предупреждению появления вредных привычек: «Мы против курения!», «Курить или не курить?!», «Проблемы учеников в школе и дома» — демонстрируют агитационную работу по данной теме в образовательном учреждении. «Наш спортивный клуб» посвящен организации спортивных секций для жителей села силами школьников в летний период, а проект «На зарядку становись!» решил проблему вялости, рассеянности, невнимательности учеников начальной школы на первых уроках.
Особое место занимают проекты, направленные на формирование активной жизненной позиции юных нижегородцев: «Мой славный город!», «Озеро Свято», «Чье имя носит город?», экскурсии «Центральная улица села: прошлое и настоящее», «Путешествие по моему городу», включают в себя рассказ об истории того или иного объекта, организацию конкурса на лучший экскурсионный маршрут, предусматривают создание разнообразных буклетов. Данные проекты разрабатываются с целью изучения истории родного города, поселка или села и привлечения внимания общественности к сохранению и преумножению их традиций.
В рамках проектов «Если не мы, то кто?», «Войны далекой той печальный глас нашел свой отклик в сердце каждого из нас», «Гражданином не быть, а слыть» реализуются программы оказания помощи семьям ветеранов, разрабатываются праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы, пополняются коллекции школьных музеев, организуются виртуальные музеи на страницах Летописи.
=10- Литература
Чему и как учиться и учить в XXI век: из опыта реализации программ Intel и Нижегородской области. Н. Новгород: НРЛ, 2009. 118 с.
Внедрение ИКТ в деятельность учителя-предметника
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Корнякова Галина Николаевна
МОУ «Белослудская общеобразовательная школа», МО «Красноборский район», Архангельской области
Современное развитие образования связано с широким использованием информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. Компьютер используется в сфере образования не только как предмет изучения, но и как мощное средство повышения эффективности обучения. Очевидно, что человек, плохо владеющий информационными технологиями, не может обеспечить качественного развития информационной культуры подрастающего поколения в том объеме, который востребован сегодня в современном обществе. Информационная компетентность педагога — это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства. Информационная компетентность педагога — это умение ориентироваться в информационном поле, находить необходимую информацию и внедрять ее в педагогическую деятельность для решения практических задач. Поэтому перед администрацией школы встают задачи по формированию информационной компетентности педагога, повышению его квалификации, включению педагога в совместную с коллегами информационно-образовательную деятельность.
Приоритетным направлением работы стало создание информационного пространства школы, как один из путей повышения доступности качественного образования в условия сельской малокомплектной основной школы. В настоящее время в школе есть компьютерный класс, локальная сеть,