Научная статья на тему 'Инновационные подходы к развитию'

Инновационные подходы к развитию Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
329
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ТУРИЗМ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ / ИРАК

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кассим Аль-Халлиди Акил

Рассматриваются актуальные направления развития туризма в Ираке путем применения инновационных подходов к диверсификации услуг в этой сфере. Анализируется роль туризма в восстановлении экономики Ирака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation approaches to the development of tourism in Iraq

The current trends in the development of tourism in Iraq are considered in the article through the use of innovative approaches to the services diversification. The role of tourism in the economic reconstruction of Iraq has also been analysed.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к развитию»

Инновации и инвестиции

Минарет аль-Малвия в Самарре, 848-852 гг.

Инновационные попходь

I

УДК 338.482.22

В основе современных мировых интеграционных процессов лежит международное взаимодействие всех стран. Туризм в XXI веке стал одним из ведущих направлений социально-экономической и культурной жизни многих государств и регионов. Средние темпы роста его объемов составляют 7% в год, что намного выше аналогичных экономических показателей. На туризм приходится около 10% мировых инвестиций, каждое 11-е рабочее место в общей глобальной занятости, 3,8% мирового ВВП (с учетом влияния на смежные с ним отрасли национальной экономики - 10,6%), а также 8% совокупного объема экспорта и 30-35% мировой торговли услугами [1].

Аль-Халлиди Акил Кассим,

аспирант экономического факультета БГУ

Резюме. Рассматриваются актуальные направления развития туризма в Ираке путем применения инновационных подходов к диверсификации услуг в этой сфере. Анализируется роль туризма в восстановлении экономики Ирака. Ключевые слова: инновации, туризм, восстановление экономики, Ирак.

По подсчетам специалистов, совокупная стоимость продуктов и услуг, созданная в структуре, связанной с туристическим обслуживанием, почти в 2,5 раза превышает стоимость самих услуг туризма. По некоторым оценкам, каждый турист обеспечивает рабочими местами от 10 до 20 человек в сферах гостиничного бизнеса, общественного питания, производства сувениров, индустрии развлечений.

В современных условиях туристиче-ско-рекреационный потенциал представляется не менее важным, чем сырьевой, так как специализация на производстве услуг туризма обеспечивает приток валютных средств, расширяет сферу приложения труда, стимулирует многие ключевые отрасли экономики: строительство, торговлю, транспорт, связь, сельское хозяйство. В целом развитие этого сегмента ведет к улучшению инфраструктуры (дорог, гостиниц, центров оказания различных услуг), восстановлению памятников истории и архитектуры, способствует охране окружающей среды и т.д. Поэтому его необходимо рассматривать как важный фактор социально-экономического развития стран, регионов и отдельных, прежде всего сельских, территорий [3].

В докладе президента Всемирного совета по туризму и путешествиям Дэвида Скоузилла на международной конференции «Использование возможностей туристического рынка во времена глобальных перемен», состоявшейся в 2012 г. в Иордании, отмечено, что данная индустрия сыграет ключевую роль в восстановлении мировой экономики после кризиса. Для Ирака эта отрасль может рассматриваться как одна из приоритетных. Важно отметить, что следствием текущего глобального кризиса явились следующие общемировые тенденции: снижение инвестиций в промышленность, высокая безработица, уменьшение доходов населения, падение

темпов потребления. Все это особенно сказывается на тех государствах, экономика которых строится на экспортных потоках, что характерно для Ирака как нефте- и газодобывающей страны. Кроме того, вследствие внутренней и внешней нестабильности туристическая отрасль в Ираке, как и в ряде других арабских стран, нуждается в скорейшем возрождении и модернизации.

Инновационный процесс в этой сфере достаточно специфичен. Он получает, как правило, свое признание, с одной стороны, через рынок и степень удовлетворенности клиента, а с другой - благодаря принятию совместных решений туристическими компаниями, организациями, органами управления отраслью в регионе, местным самоуправлением и общественными организациями и оценке отрасли местным населением. Только взаимодействие всех элементов (субъектов и объектов) инновационного процесса может привести к появлению существенного синергетиче-ского эффекта, выраженного в развитии сферы туризма [4].

Соответственно, под инновациями в этой отрасли понимаются разносторонние организационно-управляющие нововведения, состоящие в целенаправленных изменениях, производимых на разных уровнях: правовое и информационно-рекламное обеспечение, способность налаживания новых видов туристической деятельности, создание кардинально новых продуктов и товаров для путешествий, современные технологии, маркетинг и моделирование.

Изучение тенденций и закономерностей комплексного освоения инноваций, планирование положительных результатов и управление ими - сложная методологическая проблема в сфере туризма, связанная прежде всего с классификацией нововведений. Наиболее значимыми для определения сути инноваций в этой отрасли могут быть следующие признаки:

■ источник идеи (потребности туристов, открытия, изобретения);

■ вид инновации (инфраструктура туризма, турпро-дукт, способы и средства распределения турпродукта/ услуги, управление, факторы производства);

■ степень новизны (улучшающие, прорывные);

■ широта воздействия, масштабность (локальные, глобальные, системные);

■ инвестиционное наполнение (предполагаемые объемы инвестиций и сроки их возврата).

Наиболее перспективным направлением представляется создание центра культурной, научной, просветительской, туристической деятельности на базе археологических, этнографических, архитектурных, природно-ландшафтных (в оптимальном варианте комплексных) музеев под открытым небом. Такие центры, по сути, представляют собой новую модель функционирования культурных институтов регионов с практически неограниченными ресурсами и возможностями. На их основе может быть создана принципиально новая для многих районов сфера отдыха и развлечений. Это перспективно как для Беларуси, имеющей природно-культурный потенциал для туризма, так и для Ирака - страны памятников древней культуры.

Научная публикация

Новым подходом в развитии туризма является дополнение мероприятий охраны культурного наследия поддержкой креативными продуктами и механизмами устойчивого развития, что обеспечивает успешность включения отрасли в рамки современного рыночного хозяйства. В связи с чем подразумевается оказание адресной помощи регионам, признанным проблемными с данной точки зрения. С этой целью проводится организация и направление в регион потока культурного туризма в его многообразных, выработанных к настоящему времени разновидностях: экотуризм, этнический туризм (этно-туризм), «туризм устойчивого развития» (Sustainable tourism), экскурсии по историко-культурным маршрутам.

Кроме того, по согласованию и в сотрудничестве с местными лидерами производится отбор ключевых технологий и отраслей ведения традиционного хозяйства, с упором на природосберегающие стратегии, и их поддержка путем обращения в соответствующие фонды. Данный вид деятельности позволяет достигнуть уровня самообеспечения базовыми продуктами с минимальными затратами государства на их производство. И наконец, организуется серия кампаний по продвижению на региональном и мировом рынках продукции местных ремесел, а также элементов традиционного мировоззрения (в таких общеизвестных формах, как боевые искусства или целительство). Посредством этих мероприятий традиционное общество включается в деятельность международного рынка товаров и услуг, не утрачивая своей идентичности.

В настоящее время появляется огромное количество совершенно новых туристических направлений: этнографическое, археологическое, флористическое. На рынок поступают предложения фото-, милитари-, винных, религиозных и свадебных туров. Развиваются лечебный, образовательный, экологический туризм и другие виды культурно-познавательных поездок и экскурсий, открываются новые музеи, в том числе и частные. На этом фоне внедрение нововведений помогает не только развитию рассматриваемых сфер, но и гармонизации отношений современного человека с обществом и природой.

Среди основных направлений инновационной деятельности в сфере туризма можно выделить следующие:

■ выпуск новых видов продуктов и услуг;

■ привлечение современной техники и технологий в производстве традиционных продуктов;

■ использование новых туристских ресурсов, ранее не задействованных (например, путешествия туристов на космических кораблях);

■ изменения в организации туристического маркетинга и менеджмента;

■ выявление новых рынков сбыта продукции (гостиничные и ресторанные цепи) и выход на них.

Важно отметить, что динамичным направлением стал аграрный (или сельский) туризм. Он успешно развивается в ряде европейских стран: Италии, Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Испании [6].

Инновации и инвестиции

Инновационное развитие сельских территории должно содействовать реализации их важнейших функций, в частности:

■ жилищной - гарантия высокого качества жизни населения, соответственно потребностям различных возрастных групп;

■ экономической - создание в достаточном объеме рабочих мест, конкурентоспособных условий производства и диверсификация сельской экономики;

■ производственной - появление качественных продуктов питания, возобновляемых видов сырья;

■ рекреационной - использование культурного ландшафта, привлекательных пейзажей и туристической инфраструктуры для проведения свободного времени

и организации досуга;

■ размещения - прохождение транспортной инфраструктуры;

■ экологической - поддержание экологического равновесия в агробиоценозах и на всей территории, содержание заповедников, заказников, национальных парков, хранение отходов и т.д.;

■ ресурсной - обеспечение невозобновляемыми и возобновляемыми природными ресурсами.

Большинство государств мира, осознавая важность туризма для своих экономик, вкладывают значительные средства в продвижение национального продукта с учетом специфики основных направляющих и принимающих рынков. Данные Всемирной туристской организации (ЮНВТО) показывают, что для дополнительного привлечения одного иностранного туриста, обеспечивающего поступление в экономику страны в среднем 1000 евро, государства затрачивают от 3 до 10 евро на некоммерческую рекламу. Средний объем бюджетных средств, выделяемый в европейских странах на эти цели, составляет 31,7 млн евро.

Для формирования конкурентоспособного туристского рынка недостаточно усилий только по развитию инфраструктуры. Необходима эффективная стратегия по продвижению отечественного туристского продукта, которая позволит сделать эту отрасль доходной составляющей всей экономики страны. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию,

^ 1800 - 1600

1 1600 I 1400 1 1200 ^ 1000 | 800 ! 600 I 400

Л 200

I 0

^ <^<^<^<^<^000000000000000000000 —О- Имеющиеся показатели —О— Прогноз 2020

Рис. 1. Туризм: панорама 2020 г.

Источник: статистические данные Всемирной туристской организации, ЮНВТО

1000

935

так как продвигает и продает только свой собственный продукт, поэтому создание образа страны, благоприятной для туризма - исключительно государственная задача. Это подтверждает мировая практика.

Значимость туристической отрасли для экономики Ирака. Благодаря своему богатому природному и культурному наследию Ирак традиционно являлся одним из самых популярных туристских направлений. Ранее сюда приезжали путешественники из Японии, Франции, Германии и Великобритании. 1970-е гг. были «золотым веком» для туризма в Ираке [2]. Однако за время войны страна потеряла крупный источник иностранной валюты. В настоящее время формирование современной туристической индустрии является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Иракской Республики, поскольку мировые прогнозы в отношении этой сферы свидетельствуют о ее значительном потенциале (рис. 1).

Поэтому изучение инновационных процессов, разработка новшеств и методов их внедрения представляет значительный практический и научный интерес. Также важна и актуальна роль государства в развитии инноваций в туризме. Исходя из значимости туризма для экономики, главные цели и приоритеты этой отрасли состоят в том,чтобы:

■ повысить занятость трудоспособного населения;

■ увеличить доходы, получаемые от этой индустрии;

■ усилить мультипликативный эффект, оказываемый развитием туризма на другие отрасли национальной экономики [5].

У Ирака есть большие возможности для того, чтобы достигнуть перечисленных целей подобно пострадавшим от военных действий Вьетнаму, Камбодже и Хорватии, восстановившим впоследствии свой туристический потенциал. В 2010 г. страну посетило около 1,3 млн человек, большинство из них - религиозные туристы, в основном из Ирана. В Ираке разработана и реализуется государственная программа, предусматривающая увеличение потока туристов уже к 2016 г. до 5 млн человек ежегодно, а в последующие годы - до 10 млн въездных туристов.

Интерес к Ираку огромен, ведь именно здесь зародилась цивилизация. С помощью туризма страна напоминает миру о своем уникальном археологическом и культурном наследии и мусульманских святынях: о Вавилоне, где были созданы два из семи чудес света - Вавилонская башня и Висячие сады Семирамиды; о Самарре, знаменитой своими златоглавыми мечетями. Широко известны города древних шумеров - Ур, Ниппур, Ларса и ассирийские города Ассур, Ниневия, Нимруд. Поэтому налаживание механизмов эффективного функционирования туризма в стране - одна из важнейших задач, стоящих перед руководством Ирака.

Вклад индустрии туризма в социальное и экономическое развитие большинства стран намного превышает долю материального производства. Этот сегмент стал не только неотъемлемой частью формирования нормаль-

Наше открытие

ных условии жизнедеятельности человека, но и одним из самых необходимых элементов инфраструктуры бизнеса. По этим причинам туристическую индустрию относят к разряду отраслей, которые будут определять мировое экономическое развитие в этом столетии. По мнению известного американского футуролога Джона Нейсбитта, по своим масштабам она будет уступать лишь телекоммуникациям и информационным технологиям. Никакая отрасль мировой экономики не работает так стабильно. Среднегодовые темпы роста турпоездок составляют 7,2%, а рост доходов от них -12,2% ежегодно. По прогнозам, к 2020 г. туристические поездки будут совершать более 1,8 млрд человек. Это означает, что миллионы людей могут получить работу в этом сегменте, который на данный момент является единственной отраслью экономики, продолжающей расти в условиях кризиса.

Статья поступила в редакцию 23.01.2014 г.

Summary

Discusses the current trends in the development oftourism in Iraq, through the use of innovative approaches to diversify the services in this area of the economy and role of tourism in the economic reconstruction of Iraq.

See: http://innosfera.org/2014/07/tourism_iraq

Литература

1. Официальный сайт Всемирной туристской организации (ЮНВТО). Электронный ресурс: www.2.unwto.org.

2. World Urbanization Prospects, the 2011 Revision / Ed. J. L. Reveal.— College Park M. D. Электронный ресурс: http:// esa.un.org/unup/.

3. Митрофанова А. В. Региональный туристский кластер как форма пространственной организации туризма (на примере Калининградской области): автореф. дисс. ... канд. геогр. наук: 25.00.24 / А. В. Митрофанова.- Калининград, 2010.

4. Малахова Н. Н., Ушаков Д. С. Инновации в туризме и сервисе.- М.,2008.

5. Новиков В. С.Инновации в туризме: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В. С. Новиков.- М., 2007.

6. Севастьянова С. А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учеб. пособие / С. А. Севастьянова.- М., 2007.

Успех - ™

ш я я я я я

движение

Метод полимеразой цепной реакции (ПЦР), разработанный в 1983 г. Кэри Муллисом и основанный на использовании синтетических фрагментов ДНК - олигонуклеотидов, произвел революцию в молекулярной биологии и медицине. Спустя десятилетие после этого события выпускники химического факультета БГУ Владимир Коршун и Сергей Гонтарев стали первыми белорусскими учеными, освоившими твердофазный синтез олигонуклеотидов. Еще через 10 лет благодаря усилиям их коллеги и друга Вадима Шманая был налажен выпуск этого вида биотехнологических продуктов.

О том, что такое ПЦР, а также какие направления деятельности существуют в этой сфере, журналу «Наука и инновации» рассказали Сергей Гонтарев, Вадим Шма-най и Максим Квач - учредители инновационного белорусского предприятия «Праймтех», деятельность которого напрямую связана с открытием американского ученого.

- В чем заключается метод ПЦР, разработанный Кэри Муллисом?

Максим Квач: Полимеразная цепная реакция - это способ генетического анализа, который раньше представлял большую проблему. Муллис придумал, как его делать более-менее легко и массово. Этот метод позволяет добиваться значительного увеличения в биологическом материале малых концентраций определенных фрагментов ДНК. Суть состоит в многократном избирательном копировании конкретного участка при помощи ферментов в лабораторных условиях. Благодаря ПЦР можно производить множество манипуляций: вводить мутации, сращивать фрагменты ДНК. Эта реакция используется, например, для диагностики заболеваний, установления отцовства, для клонирования существующих генов или поиска новых.

- И в связи с этим какие основные направления деятельности у компании «Праймтех»?

Кто ее клиенты?

Сергей Гонтарев: Мы изготавливаем и поставляем реагенты, материалы и оборудование для научных и производственных лабораторий, специализирующихся в области молекулярной биологии, биотехнологии и медицины. «Прайм-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.