Научная статья на тему 'Перспективы развития инновационного развития туризма в Казахстане'

Перспективы развития инновационного развития туризма в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
815
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Омарова Кенжегуль Акмышевна, Подсухина Ольга Владимировна, Акишева Еркеш Касымбековна

Данная статья посвящена развитию туризма в Казахстане, необходимости применения инноваций в различных сферах экономики, в том числе в сфере туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития инновационного развития туризма в Казахстане»

Kovshova Tatyana Petrovna, Master of Science in Economy, МВА, Senior Teacher of Finance and management department, the North Kazakhstan State University named after Manash Kozybayev, Petropavlovsk, Kazakhstan. (tanya_timoshina@mail.ru) THE ISSUE OF CORRELATION AND REGRESSION ANALYSIS OF FINANCIAL INDICATORS OF REPUTATION-IMAGE COMPONENT OF THE BANK'S

BRAND

Correlation and regression analysis of such financial indicators as fixed assets and intangible assets (fixed asset and intangible asset), interest income, commission income, assets revealed a very close direct relationship. Using the method of least squares is constructed of linear trends, reflecting dependence of assets interest and commission income from fixed assets and intangible assets of the bank. Proven in numbers, the importance of the development of the technical component of the quality of banking services, defining the image and reputation of the bank (part of brand) and as a result customer loyalty.

Key words: correlation and regression analysis, fixed assets and intangible assets the bank's brand and organizational change.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ

Омарова Кенжегуль Акмышевна, магистр экономики, преподаватель

ЕНУ им. Л.Н.Гумилева Подсухина Ольга Владимировна, старший преподаватель Акишева Еркеш Касымбековна, магистр, старший преподаватель ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, Казахстан

Данная статья посвящена развитию туризма в Казахстане, необходимости применения инноваций в различных сферах экономики, в том числе в сфере туризма.

Ключевые слова: Инновации, туристская индустрия, международная выставка, ЭКСПО.

Туризм становится неотъемлемым аспектом в жизни граждан, которые совершают деловые поездки, а также путешествуют для отдыха.

Согласно исследованиям ЮНВТО в долгосрочной перспективе с 2010 по 2030 гг. в среднем ожидается ежегодное увеличение числа туристов на 3,3% или на 43 млн. дополнительных туристов каждый год, что к 2030г. составит 1,8 млрд. туристов. Рост туристов в развивающиеся страны с 2010 по 2030 гг. составит 4,4%, тогда как в развитые страны 2,2%.

В последние годы растет интерес туристов к Африке, к Азиатско-Тихоокеанскому региону.

Туризм является для многих стран мира основным источником дохода населения, имея долю в ВВП 50-60 процентов. По данным Всемирной туристской организации туристский бизнес обеспечивает 10% оборота производственно-сервисного рынка, на его долю приходится 7% общего объема мировых инвестиций и 5% всех налоговых поступлений.

Для сравнения можно отметить, что доля Франции в мировом потоке прибытий составляет 10,7%, Испании - 7,2%, США - 6,4%, КНР - 5,5%.

Туризм - одна из важнейших отраслей экономики ряда развитых в экономическом отношении стран. Во многих государствах он входит в число основных источников дохода [1].

Казахстан является одной из наиболее политически стабильных стран с уникальными туристскими возможностями. Этот фактор делает Казахстан привлекательной туристской дестинацией. Этому также способствует гостеприимство и доброжелательность казахстанцев, природные достопримечательности страны, ее история, богатство культурного и этнического разнообразия.

Республика Казахстан, несмотря на имеющийся потенциал, по данным из Отчета за 2016 год Всемирного Экономического Форума, занимает всего лишь 85-е место в рейтинге конкурентоспособности в сфере путешествий и туризма. В целом, доля въездного туризма в Казахстане в минувшем году составила лишь 5%, внутреннего - 32%, выездного - 63%. То есть Казахстан имеет отрицательный туристский баланс и основная масса туристов выезжает за пределы страны для отдыха. По вышеуказанным данным, въездной туризм в Казахстане развит слабо, хотя он является неиссякаемым источником валютных поступлений в экономику страны [2].

В период существующего глобального кризиса, который затронул экономику всех стран, и из которого пока нет путей выхода, т.к. причин его возникновения множество, остро становится вопрос об инновационном подходе в туристской деятельности. Говоря о понятии «Инновация», сегодня мы остановимся именно на значении применения существующих в мире нововведений для Казахстана в сфере туризма. По подсчетам экспертов, для развития туризма в Казахстане на должном уровне, необходимы инвестиции в размере 1 млрд. долларов США. По нашему мнению, большую часть этих инвестиций нужно использовать для внедрения существующих и уже оправдавших себя на деле инноваций. Инновации в туризме можно разделить по следующим направлениям:

1. Инновации по видам туризма: зеленый, экологический, конгрессный, подводный, орнитологический, «тюремный» туризма (по аналогии с Не АггевШшБ - тюремного отеля класса люкс, Джохор Бару, Малайзия; Хельсинки, 3Б-планетарий в чешском городе Пльзень). Казахстан может предложить миру свой особенный вид туризма: жайлау туризм со своей экзотичной, нетронутой природой; паломнический вид туризма - особенно на юге Казахстана; есть все предпосылки для развития космического туризма (Байконур), экстремальный туризм (экскурсии на Аральское море, как единственное высыхающее море), экскурсии в Карлаг и Алжир.

2. Технологические инновации: внедрение информационных технологий в систему бронирования и резервирования гостиниц, авиабилетов, внедрение в будущем в работу служб приема гостей в отелях киберконсьержей. Казахстан продвигает виртуальные туры по всей территории страны, по самым привлекательным туристическим объектам, в 3Б формате. Например, интернет сайты как 3ё1;ош'.кг,у1г1;иа11;ош'.кг.

Туристские организации в условиях рыночной экономики все более осознают необходимость разработки новых продуктов и услуг и связанную с этим экономическую выгоду. Ярким примером этого можно назвать проект БРТ (Быстро Рельсовый Транспорт) и ЛРТ (Легко Рельсовый Транспорт), реализуемые в столице Казахстана в рамках организации EXPO 2017. В Казахстане прогнозируют, что выставку ЕХРО-2017 посетят 5 млн. раз 2 млн. туристов. И что немаленький процент посетителей будут из Китая. Это очень перспективный рынок не только для международного туризма, но и для Казахстана в частности [3].

Всемирный совет по туризму и путешествиям (World Travel & Tourism Council) подсчитал, что в 2015 году 215 млн. китайских туристов потратили за пределами страны 215 млрд. долларов. Намерение принять участие в выставке EXPO-2017 подтвердили уже более 105 стран и 113 международных организаций. Как показывает мировой опыт, каждая делигция состоит в среднем от 10 до 50 человек. Другим перспективным рынком для нас будут - российские туристы. Согласно данным Росстата, в первом полугодии 2016 года Казахстан оказался на третьем месте среди зарубежных стран по популярности у российских туристов после Абхазии и Финляндии. Республику за этот отрезок времени посетили 1,255 млн. россиян.

На сегодняшний день ведется огромная работа по подготовке к проведению выставки. Это не только инфраструктурные и технологические работы, но и работа в области гостеприимтсва. Организаторы EXP0-2017 утвердили 73 маршрута, которые охватят все регионы страны. Работа по улучшению ситуации со степенью открытости страны для туристов - если в 2015 году список стран безвизового режима было 35, то в 2017 году их будет уже - 54. Также планируется большой поток туристов во время проведения зимней Универсиады в Алматы, которая состоится в начале 2017 года [3].

Согласно глобальному рейтингу стран по уровню расходов на НИОКР «Research and Development Expenditure» (ЮНЕСКО), РК заняла скромное 69 место из 91 государств.

В нашей стране специально для инноваций расширены финансовые инструменты поддержки, введены новые налоговые льготы и преференции для развития малого и среднего бизнеса в сфере высоких технологий. Кроме того, создается «Парк инновационных технологий» - «умный» город высокотехнологичных производств.

Рисунок 2 - Затраты на продуктовые и процессные инновации по формам собственности, млн. тг., источник: www.stat.kz_[4].

Из рисунка видно, что основная доля затрат на инновации приходится на частную собственность. В развитии туризма должны быть заинтересованы многие государственные ведомства и областные исполнительные органы, так как туризм охватывает огромный спектр сферы услуг и производства в различных отраслях.

Сегодня нужно построить всю необходимую инфраструктуру для современной туристской индустрии, необходимо пересмотреть многие подходы в этом направлении: от стоимости и сроков оформления виз до строительства крупных туристских центров отдыха и развлечений, наличия собственных тур операторов, развития инфраструктуры.

Для качественного развития туризма в Казахстане, необходимы конкуренция, туроператорские услуги, авиаперевозки, внедрение новейших информационных систем. У многих жители урбанизированных районов появляются предпочтения в направлении сельского туризма, в отдаленные, менее известные и малодоступные места [5].

Прогноз ЮВНТО показывает, что в 2020 г. число международных туристских прибытий составит 1,56 млрд. человек, из которых 1,18 млрд. человек будут путешествовать в пределах своих регионов, 377 млн. человек будут совершать дальние путешествия в другие регионы мира. Соотношение между внутрирегиональными и межрегиональными путешествиями изменятся от 82:18 в 1995г. до 76:24 в 2020г. При этом ожидается следующее распределение туристов по регионам: за Европой - 717 млн. туристов, Восточная Азия/Тихоокеанский регион - 397 млн. туристов, Америка - 282 млн. туристов, затем в порядке убывания Африка, Ближний Восток и Южная Азия.

Для увеличения международных туристских прибытий ЮНВТО сформулировала следующие задачи, стоящие перед странами на ближайшее время:

1. повышение общей ответственности и роли координации со стороны правительств стран, делающих ставку на развитие туризма;

2. обеспечение мер безопасности и современного обеспечения туристов необходимой информацией;

3. повышение роли государственной политики в сфере туризма;

4. Усиление роли государственно-частных партнерств;

5. Необходимость государственных вложений в развитие туризма, для продвижения туристского продукта и развития туристской инфраструктуры [5].

Для формирования конкурентоспособного рынка туристических услуг в рамках Государственной программы развития туризма необходимо создание отечественных туров, сосредоточенных на ключевых направлениях туристических рынков.

В современных условиях только инновационная экономика, основанная на заимствовании, адаптации к местным условиям и разработке новейших технологий, способна поднять конкурентоспособность страны, а значит, и уровень жизни населения этой страны на достаточно высокий уровень. страны в целом, что приведет к улучшению уровня жизни казахстанцев. Инновации в туристической отрасли, как, впрочем, и в других, имеют в своей основе реализацию достижений научно-технического прогресса.

Список литературы

1. www.e-unwto.org

2. Концепция развития туризма в Республике Казахстан.-Алматы, Раритет 2010.- С.51

3. . expo2017astana.com.

4. www.stat.kz

5. Официальный сайт комитета по туризму Министерства Индустрии и Новых технологии РК.

Omarova Kenzhegul, masters of economics (e-mail omarova820204@mail.ru) Podsukhina Olga, Senior Lecturer Akisheva Yerkesh, masters L.N.Gumiliov Eurasian National University, Astana, Kazakhstan PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN

KAZAKHSTAN

Abstract. This article dedicated to the development of tourism in Kazakhstan, to the need of innovation in the various sectors of the economy, including tourism.

Keywords innovation, tour industry, international exhibition, EXPO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.