Научная статья на тему 'К вопросу MICE-индустрии в структуре регионального рынка туристических услуг'

К вопросу MICE-индустрии в структуре регионального рынка туристических услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1270
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MICE-ТУРИЗМ / ИНДУСТРИЯ ДЕЛОВЫХ ВСТРЕЧ / ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / БИЗНЕС СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Н.Н.

В статье проведен анализ современного состояния индустрии деловых встреч, степени формирования и особенностей функционирования MICE в России. Сделан вывод о том, что в условиях нарастающей глобализации MICE-туризм стал движущим звеном и катализатором социально-экономического развития региональной экономики в современной инфраструктуре бизнес сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу MICE-индустрии в структуре регионального рынка туристических услуг»

УДК 379.85

к вопросу mice-индустрии в структуре регионального рынка туристических услуг

н. н. Морозова,

аспирант кафедры мировой экономики и международных экономических отношений E-mail: nata. dstu@yandex. ru донской государственный технический университет

В статье проведен анализ современного состояния индустрии деловых встреч, степени формирования и особенностей функционирования MICE в России. Сделан вывод о том, что в условиях нарастающей глобализации MICE-туризм стал движущим звеном и катализатором социально-экономического развития региональной экономики в современной инфраструктуре бизнес-сообщества.

Ключевые слова: MICE-туризм, индустрия деловых встреч, деловой туризм, бизнес-сообщество.

Современные инновационные принципы организации и управления в структуре индустрии туризма привели к необходимости качественной реструктуризации и диверсификации бизнеса: происходит расширение сферы применения туристических услуг, наметилась тенденция синергетики функционала и влияния объектов и субъектов туризма и представителей других бизнес-структур. В этой связи особую актуальность приобретает развитие делового туризма как социально-экономического инструмента инновационного развития национальной и региональной экономики. Влияние делового туризма на экономику городов, регионов, стран проявляется в существенном приросте национального дохода, обеспечиваемого проведением М1СЕ-мероприятий.

Несмотря на актуальность и значимость развития делового туризма, круг научных изысканий по данной тематике достаточно узок и ограничен рассмотрением отдельных задач. Выделение делового туризма в качестве отрасли международного туризма носит в литературе скорее описательный, нежели научно-аналитический характер. В специальной литературе, периодических изданиях и

средствах массовой информации используют тождественные термины-эквиваленты: деловой туризм, business travel (деловое путешествие), MICE-индус-трия (аббревиатура англ. слов: meetings — встречи, incentive — инсентив, conférences — конференции и конгрессы, exhibitions — выставки). Данные категории имеют много общего, но по смысловому содержанию они различаются. Исследователи И. В. Зорин и В. А. Квартальнов в «Энциклопедии туризма» трактуют деловой туризм как временные командировки и поездки со служебными целями, включая участие в конференциях, конгрессах и т. д. без получения доходов в месте командировки [6, с. 272]. И. Т. Балабанов и А. И. Балабанов определяют деловой туризм как поездки бизнесменов с деловыми целями [3, с. 25].

С деловым туризмом также отождествляется термин «MICE». Под MICE подразумевается целая индустрия, обеспечивающая организацию и проведение различных деловых мероприятий. Зарубежная MICE-индустрия имеет следующую структуру: 65 % — поездки на конгрессы; 16 % — встречи, семинары; 15 % — выставки, ярмарки; 3 % — ин-сентив-поездки [10].

Главной составляющей MICE-индустрии, считает В. А. Квартальнов, является организация встреч, выставок и конференций. В индустрии делового туризма встречи представляют собой организованные мероприятия, объединяющие людей для обсуждения различных вопросов и принимающие разнообразные формы: конгресс, конференция, саммит, съезд, симпозиум, семинар [7, с. 35].

Современные тенденции развития индустрии встреч, а именно повышение инвестиционной при-

влекательности региона, развитие делового туризма на принципах государственно-частного партнерства, влияние масштабных международных событий на развитие регионов, продвижение проектов MICE-индустрии при помощи социальных сетей являются сегодня мощным катализатором внутреннего и внешнего делового общения и фактором инновационного регионального развития.

В настоящее время проблема исследования положений, отражающих особенности формирования и использования экономического потенциала региональной экономики, актуализируется по ряду обстоятельств, а именно:

• необходимость выравнивания существующих, исторически сложившихся и вызванных неэффективным использованием диспропорций потенциала системы регионального государственного менеджмента;

• потребность в идентификации и своевременном использовании конкурентных преимуществ территории в условиях межрегиональной конкуренции и борьбы за потребителей региональной продукции в едином экономическом пространстве страны;

• значимость постоянного поиска новых форм и эффективных методов формирования и использования потенциала взаимодействия субъектов региональной экономики в целях достижения мультипликативного эффекта в условиях влияния современных тенденций сетевого многополярного развития.

Следует отметить, что в определенной степени полярность и асимметричность как две взаимодополняющие категории являются присущими любым территориальным системам в силу различного природно-ресурсного потенциала, неравномерности использования факторов производства, влияния геополитических тенденций в макроэкономике, неэффективности деятельности властных институтов. В свою очередь необходимо отметить цель делового туризма в России, заключающуюся в продвижении достопримечательностей региона, привлечении туристов, ознакомлении и создании заинтересованности приехавших с деловыми визитами гостей в посещении не только объектов бизнес- и деловой инфраструктуры, но и культурной сферы региона.

По данным Ростуризма, в структуре внутреннего туризма России в 2011 г. доля деловых туристов составила 18 % [10]. В то же время формирование российской модели индустрии деловых встреч и

самого рынка делового туризма нельзя считать завершенной. Несмотря на то, что число бизнес-контактов и поездок за рубеж и по России, выставок и других мероприятий растет с каждым годом, потенциал компаний и многих городов по приему бизнесменов далеко не исчерпан. Для реализации новых проектов в этом направлении есть значительные ресурсы и возможности. В этой связи предметом обсуждения становятся вопросы взаимодействия структур профессионального рынка MICE и повышения уровня конференц-культуры регионального характера.

Начальный этап формирования индустрии деловых встреч, ознаменовавший образование институциональной структуры, выбор специализации компаний и выделение лидеров отрасли, послужил катализатором бурного развития современной деловой инфраструктуры, в том числе высококачественных объектов для проведения бизнес-мероприятий и обслуживания потребностей российских и зарубежных бизнесменов на территории страны. Сегодня MICE-индустрия стала важной сферой деятельности для российских и международных поставщиков услуг путешествий.

Современный рынок MICE и обязательных сопутствующих услуг (переводческие, кейтеринговые и транспортные услуги, обеспечение безопасности и другие виды бизнес-сервиса) является одним из наиболее быстроразвивающихся секторов экономики как внутри страны, так и за рубежом. Кроме того, MICE-мероприятия часто становятся поводами для совершения деловых поездок и путешествий, связанных с корпоративными мероприятиями, как в России, так за ее пределами.

В результате модернизации экономического пространства и построения новой архитектуры мировой экономики, связанной с глобальным экономическим кризисом, MICE-индустрия продемонстрировала свою конкурентоспособность среди всех секторов туристского бизнеса, закрепив за собой нововведения докризисного периода на этапе расцвета культурной экономики. В рамках этого этапа мирового хозяйства экономика понимается как явление культуры, ключевыми элементами которой являются эстетизация товаров и услуг, использование передового опыта, культура корпораций, защита окружающей среды, повышение значимости творческих индустрий [1].

Современные исследователи делового туризма и его влияния на развитие социально-экономического развития по-разному объясняют инновационный характер MICE-индустрии. Так, например, в работе

Е. В. Васильевой отмечается, что М1СЕ-индустрия носит инновационный характер, способствуя не только развитию отдельных организаций, но и начинает определять рост и процветание целых городов, регионов и стран [4].

Согласно исследованиям Ю. К. Бронской, выездной бизнес-туризм представляется важнейшим источником инноваций, производящим благоприятное воздействие на развитие отечественного бизнеса в России [3]. По мнению Ю. К. Бронской, одним из направлений повышения эффективности выездного бизнес-туризма как источника инноваций для российского бизнеса являются тщательное планирование поездок и совмещение нескольких целей деловых поездок.

Инновационный характер делового туризма объясняется рядом факторов. В первую очередь, являясь продуктом культурной экономики, М1СЕ-индустрия внесла существенные изменения в институциональную структуру социально-экономической системы международного туризма, способствуя появлению новых региональных организаций. Наряду с этим отрицательное сальдо баланса выездного бизнес-туризма как источника формирования нововведений и модернизированных продуктов может быть компенсировано существенным положительным эффектом от внедрения зарубежных инноваций в российскую экономику. Именно при таком подходе выездной туризм с целью развития национального бизнеса будет приносить выгоды на макро- и микроуровне.

Все это, безусловно, является объектом пристального внимания властей различных уровней и представителей бизнес-структур как наиболее заинтересованных участников поэтапного реформирования социально-экономической сферы жизни общества. Проведение крупнейших международных мероприятий, таких как саммит БРИК в Екатеринбурге в 2009 г., саммит «ЕС — Россия» в Ростове-на-Дону в 2010 г., международный экономический форум в г. Сочи наряду с другими региональными и зарубежными бизнес-мероприятиями за пределами Москвы и Санкт-Петербурга является неоспоримым фактом растущей роли ключевых административных центров на российском рынке М1СЕ-индустрии и сопутствующих услуг.

Основой развития индустрии встреч территорий и отдельных регионов является подготовленная инфраструктура, важным элементом которой является конгресс-бюро — некоммерческая организация, ведущая продвижение города на рынке

встреч и оказывающая информационную поддержку организаторам новых встреч. Эксперты отмечают, что именно такие города, как Владивосток, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Самара, Сочи, Хабаровск уже стали признанными ведущими центрами MICE в России. Так, благодаря активному маркетингу Венгрия смогла войти в число наиболее развитых центров делового туризма, хотя ранее страна была больше известна как центр познавательного и оздоровительного туризма. В Екатеринбурге конгресс-бюро создано в 2007 г. администрацией города и участниками рынка встреч города. Планируется, что деятельность конгресс-бюро приведет к существенному росту количества деловых гостей и деловых мероприятий в городе. Основная задача — рост средних деловых встреч (до 500 чел.), так как именно этот сектор наиболее активен и для него в наибольшей мере подготовлена инфраструктура города [5].

В активе развитых стран, регионов и городов функционируют специализированные офисы — конгрессные бюро (Convention and Visitor Bureau — CVB) [9]. CVB — самое распространенное и узнаваемое название зарубежных структур, занимающихся маркетингом дестинации на рынках делового туризма и управлением качества обслуживания, предоставляемого отдельными предприятиями-партнерами. Всемирная туристская организация ЮНВТО (англ. — UNWTO) выделяет туристские дестинации как центральный элемент в процессе формирования и доставки турпродуктов [11]. Основным элементом туристской системы является территория, которая привлекает туриста, куда он совершает свою поездку и где проводит какое-то время — туристская дестинация (согласно определению ЮНВТО). Здесь маркетинг дестинации выступает как современный подход к управлению туристским регионом. Маркетинг туристских де-стинаций можно определить как управленческий процесс, в рамках которого органы управления де-стинацией и бизнес определяют целевые группы туристов (текущих и потенциальных), устанавливают с ними коммуникацию с целью выяснить и повлиять на их желания, нужды, мотивацию, предпочтения, отношения, связанные с принятием многочисленных решений о путешествии, а также формируют и адаптируют туристский продукт в соответствии с потребностями туристов и для достижения их максимального удовлетворения.

Большинство офисов CVB являются отделениями туристических организаций, в свою очередь город относит участников М1СЕ-мероприятий к бизнес-туристам, так как они приносят прибыль именно местному туризму. Многие из CVB являются государственными организациями, некоторые — некоммерческими или общественными, в которых предусмотрено членство. Согласно опубликованным данным 70 % всех CVB являются городскими организациями, 17 % — региональными, и только 13 % — национальными [11]. Ввиду интенсивной производственной нагрузки персонала деловой туризм считается одной из наиболее трудоемких профессиональных сфер. Однако эта трудоемкость не снижается за счет привлечения дополнительных работников.

Основываясь на успешном практическом опыте организации делового туризма зарубежных стран и определенных российских регионов, необходимо отметить, что уровень высокой мобильности и экономической активности населения, бизнес-структур и инвестиций стал своеобразным социально-экономическим катализатором и движущим звеном для городов, регионов и стран с точки зрения позиционирования себя в условиях конкурентной борьбы.

В этой связи, основываясь на зарубежном опыте функционирования таких организаций, как конгресс-бюро, целесообразно провести анализ деятельности подобных организаций на территории российских регионов. В настоящее время примерами фактически созданных конгрессных бюро в России можно назвать Конгресс Визит Бюро в г. Сочи и конгресс-бюро в г. Екатеринбурге. Конгресс Визит Бюро в Сочи было зарегистрировано в 2002 г. как некоммерческое партнерство при содействии администрации Краснодарского края и г. Сочи, Сочинской ассоциации туристических и экскурсионных фирм, Торгово-промышленной палаты г. Сочи, а также предприятий сочинского санаторно-курортного комплекса. В перечень задач Конгресс Визит Бюро входит проведение семинаров, форумов, конференций и создание единой информационной базы по деловому туризму. В число задач также входят инициирование, подготовка и обслуживание мероприятий, что в соответствии с мировой практикой не должно являться функцией конгресс-бюро, а поручается соответствующим профессиональным компаниям. Некоммерческое партнерство — маркетинговый центр «Конгресс-бюро г. Екатеринбурга» — создано при поддержке администрации Екатеринбурга в целях содействия организаторам конференций и других деловых

встреч в организации и проведении их мероприятий в Екатеринбурге. Екатеринбург предлагает организаторам деловых встреч все необходимые возможности: профессиональные площадки вместимостью до 2 000 чел., разнообразные гостиницы (в том числе известные международные бренды), услуги профессиональных организаторов конференций, праздников, событийных мероприятий и другие [11].

Эффективная и целенаправленная работа в данном инновационном направлении развития и модернизации системы региональной экономики будет способствовать формированию качественно нового бизнес-сообщества в целях минимизации государственных расходов при получении наивысшего мультипликативного эффекта. Все это следует учитывать при формировании политики стимулирования развития туризма в целом и MICE-индустрии в частности в России на перспективу.

Список литературы

1. Аллен Дж. Скотт. Культурная экономика в городах // Логос. 2002. № 3. URL: http://www. ruthenia. ru/logos/number/34/20.pdf.

2. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: учебник. М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Бронская Ю. К. Бизнес-туризм как фактор развития туристического рынка России. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. М., 2007.

4. Васильева. Е. В. Индустрия деловых встреч на перепутье: российская модель // M. I. C. E. Время встречи. 2010. № 1. С. 4—11.

5. Деловой туризм и индустрия встреч в регионах России—профессионально о новом. URL: http://www. tehsovet. ru/404/1127,1.html.

6. Зорин И. В. Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма: справочник. М.: Финансы и статистика, 2004.

7. Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика: учеб. пособие. В 5 т. Т. 4. М.: Финансы и статистика, 2003.

8. Кораблев В. Профессионалы индустрии MICE заглянули в будущее. URL: http://www. tourprom. ru/ news/14171.

9. Самостроенко Г.М., Чимитдоржиева О. Г. Зарубежный опыт организации делового туризма // Управление общественными и экономическими системами. 2008. № 2.

10. Скопинцева Е. Медведев поручил удвоить турпоток // Экономика и жизнь. 2012. № 1 0. URL: http://www. eg-online. ru/article/162697.

11. Сайт информационного агентства Horwat-Consulting. URL: http://www. horvatconsulting.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.