Научная статья на тему 'Конгрессные бюро как инновационный метод продвижения российских дестинаций на рынке услуг конгрессно-выставочного туризма'

Конгрессные бюро как инновационный метод продвижения российских дестинаций на рынке услуг конгрессно-выставочного туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
746
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MICE-ТУРИЗМ / ДЕЛОВОЙ И КОНГРЕССНЫЙ ТУРИЗМ / ПРОДВИЖЕНИЕ ДЕСТИНАЦИИ / BUSINESS AND CONGRESS TOURISM / PROMOTION OF AN DESTINATION / MICE-TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хорева Любовь Викторовна, Федорова Екатерина Валерьевна

В статье рассмотрены потенциал и перспективы развития делового туризма, в том числе выставочного, конгреснного, событийного, в России, показано, что инновационным механизмом продвижения российских дестинаций на мировой рынок MICE-туризма является создание конгрессных бюро.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хорева Любовь Викторовна, Федорова Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Congress bureaus as an innovative method of promotion of Russian touristic destinations at congress and exhibition tourism market

In the article there are considered the potential and prospects of the development of the business tourism in Russia, including its eventual, exhibition’s and congress’s components. It is demonstrated that the congress bureaus turn to be innovative way to promote Russian destinations at the worldwide market of business tourism.

Текст научной работы на тему «Конгрессные бюро как инновационный метод продвижения российских дестинаций на рынке услуг конгрессно-выставочного туризма»

Л.В. ХОРЕВА, Е В ФЕДОРОВА

Любовь Викторовна ХОРЕВА — доктор экономических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой экономики и управления социальной сферой Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Окончила ЛФЭИ им. Н.А. Вознесенского. В 2006 г. защитила докторскую диссертацию.

Автор более 110 научных работ.

Сфера научных интересов — экономика и управление в сфере услуг, международная торговля услугами, экономика туризма, культуры и образования.

Екатерина Валерьевна ФЕДОРОВА — аспирантка кафедры экономики и управления социальной сферой Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

В 2009 г. окончила Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов.

Область научной специализации — экономика и управление в сфере туризма, конгрессно-выставочный бизнес.

-Ф- -Ф- -Ф-

КОНГРЕССНЫЕ БЮРО КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ПРОДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ НА РЫНКЕ УСЛУГ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОГО ТУРИЗМА

Выставки и конгрессы во всем мире играют значительную роль в комплексном развитии региона и оказывают существенное влияние на формирование регионального продукта, обеспечивая привлекательность туристских дестинаций. Развитие инфраструкт\ ры конгрессно-выставочной деятельности для Санкт-Петербурга, в условиях достаточно высокой открытости морской границы города для иностранных туристов, наличия богатого культурно-исторического потенциала, имеющейся широкой сети комфортных помещений для проведения мероприятий, является непременным условием эффективного и устойчивого развития ту ризма.

Конгрессная индустрия — высокодоходная сфера деятельности. Индустрия деловых встреч приносит крупным городам в 4 раза больше средств, чем организация других массовых мероприятий. В Германии, например, оборот конгрессной индустрии составляет 50 млрд евро в год, в Канаде — около 32 млрд канадских долл., конгресс-центр в Лейпциге ежегодно приносит в бюджет города более 30 млн евро, Дворец конгрессов в Париже ежегодно имеет суммарный оборот в размере 200 млн долл.

ГРНТИ 06.71.57

© Л.В. Хорева, Е.В. Федорова, 2013

[9], в Стокгольме доход от конгрессной деятельности составляет 20 % от всего дохода въездного туризма [18]. Объем российского рынка выставочной деятельности, согласно различным экспертным подсчетам, сегодня около 1,3-1,5 млрд долл. США, при этом основная часть конгрессно-выставочной индустрии сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге — на долю этих городов приходится примерно 30-40 % этого рынка [3].

Для определения значения конгрессной деятельности в формировании привлекательности дести-нации важно определить, что, собственно, понимается под такой деятельностью в мировой и российской практике. Согласно национальным стандартам РФ конгрессная деятельность — это предпринимательская деятельность, направленная на создание благоприятных условий для персонифицированного обмена информацией, деловых и научных контактов с целью установления и развития отношений между изготовителями товаров, поставщиками услуг и потребителями товаров и услуг, осуществляемая в процессе организации и проведения конгрессных мероприятий. Последние понимаются как организованные встречи представителей стран, отраслей, профессий и учреждений, организаций для обмена знаниями и опытом по поиску необходимых решений, проводимые самостоятельно или сопровождаемые выставочно-ярмарочными мероприятиями [7]. К категории конгрессной в рамках данного стандарта относится весьма разнообразная деятельность, но при ее организации всегда предполагается наличие определенной территории, на которой осуществляются подобные мероприятия. При этом зачастую конгрессная деятельность сочетается с выставочной, что является привлекательным элементом не только для профессионалов в определенной сфере, но и для резидентов и, что особенно важно с точки зрения формирования привлекательного имиджа дестинации, туристов.

К конгрессным мероприятиям, согласно ГОСТу, относятся конгрессы, съезды, форумы, саммиты, ассамблеи, симпозиумы, конференции, совещания, семинары, коллоквиумы, круглые столы, биржи деловых контактов, деловые завтраки. Самыми крупными мероприятиями являются конгрессы, съезды, форумы и саммиты. В рамках мероприятий такого масштаба обычно организуются «круглые столы», конференции и выставки. В рамках крупных выставок, как правило, также организуются конгрессы по тематике выставки.

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение конгрессной деятельности в сфере туризма. Так, международные встречи, съезды, которыми занимаются специалисты индустрии MICE (Meetings. Incentive. Conferences. Events), также отнесены к конгрессным мероприятиям. Эти специалисты используют термины «MICE-туризм» и «индустрия встреч» [6], т. е. в сфере туризма важным является формирование продукта на основе конгрессного мероприятия, который может быть предложен потребителю за пределами его места постоянного проживания.

При этом для компаний «индустрии встреч» очень важным вопросом становится, кто и зачем будет посещать то или иное мероприятие, а также как мотивировать участников на посещение мероприятия и привлечь нужное число участников. Правильно разработанный формат мероприятия может стать весьма хорошим туристским продуктом или дополнить уже разработанный туристский продукт. При этом выбор адекватной дестинации повышает привлекательность продукта, предлагаемого на туристском рынке. Поэтому создать условия в дестинации (инфраструктурные, организационные, культурные, сервисные, экономические и др.) для того, чтобы дестинация стала востребованной потенциальными заказчиками и потребителями соответствующих мероприятий, важно в стратегической перспективе.

Можно выделить следующие особенности и тенденции развития рынка конгрессного туризма в мире:

• рынок становится все более сегментированным по видам организаций, размерам, целям, бюджету и профилю делегатов;

• конгрессные мероприятия становятся все более насыщенными, и делегаты работают более интенсивно, что требует от организаторов достаточного количества хорошо оборудованных и комфортабельных помещений для проведения переговоров;

• возрастает спрос на разные выставки во время проведения конгрессных мероприятий;

• при организации конгрессных мероприятий все больше внимания обращается на вопросы окружающей среды (организаторы мероприятий для их проведения выбирают места в экологически чистых зонах, например, на прибрежных чистых курортах, в гостиницах и конгрессных центрах, строго соблюдающих правила сохранения окружающей среды) [1].

Конгрессно-выставочная деятельность оказывает самое позитивное влияние на территорию. Такое влияние ощущается в нескольких направлениях. Во-первых, градостроительное развитие дестинации с точки зрения реконструкции и повышения комфортности депрессивных и новых городских территорий, конгрессная деятельность стимулирует формирование новых центров территориального развития и строительство либо реконструкцию объектов выставочной инфраструктуры. Здесь следует указать на то, что во всем мире уже давно наблюдается тенденция вытеснения из центральных районов городов промышленных предприятий, а остающиеся помещения используются как раз для развития различных креативных индустрий, в том числе связанных с выставочным бизнесом. Петербург — не исключение, здесь расположены такие открытые пространства, как лофт «Этажи» на Литовском пр., группа лофтов «Фабрика» на Обводном канале, лофт Rizzordi art foundation на Курляндской улице и др. [15], которые также организуют различные форумы и конференции.

Во-вторых, влияние оказывается на экономическое развитие, т. е. развитие делового туризма, рост инвестиций в инфраструктуру, диверсификация отраслей экономики, предоставляющих услуги участникам и посетителям конгрессно-выставочных мероприятий, что в результате создает условия для роста туристского потребления и обеспечивает прирост поступлений в региональные бюджеты, создавая тем самым экономическую устойчивость дестинации.

В-третьих, важным аспектом подобной деятельности выступает стабилизация социального развития отдельных территорий, что обеспечивается посредством создания новых рабочих мест, уменьшения уровня безработицы, увеличения доходов населения, развития социальных связей, расширения возможностей для самореализации и социализации жителей и т. п.).

В-четвертых, конгрессно-выставочные мероприятия стимулируют внешнеэкономическую деятельность бизнеса региона. Так, по оценкам Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, город является самым привлекательным центром России как для туризма, так и для бизнеса. В 2011 г. внешнеторговый оборот города увеличился на 45 % по сравнению с 2010 г. и составил свыше 50 млрд долл. США. Петербург торгует с 187 странами мира, лидеры — Китай, Германия и Нидерланды (это примерно 1/3 торгового оборота города). В 2011 г. зарубежные инвестиции в экономику города составили почти 6 млрд долл. США, в основном это инвестиции бизнеса из таких стран, как Великобритания, Южная Корея, Кипр, Германия и Китай [16]. Однако с сожалением следует указать, что в части экспорта это в основном ресурсы, в части импорта — 2/3 занимает продукция машиностроения. Импорт же услуг, в том числе услуг выставочного бизнеса, пока не является вообще значимой статьей, хотя и потенциал и инфраструктура конгрессно-выставочной активности как экспортного продукта в городе имеется.

В общем случае развитие выставочного бизнеса оказывает на экономику города как участника мирового экономического пространства влияние, по крайней мере, в двух аспектах: во-первых, привлекая бизнес из других стран в рамках отраслевого направления выставок (например, в 2012 г. в Санкт-Петербурге прошел ряд международных специализированных промышленных выставок, в том числе таких, как: Международный форум по фармацевтике и биотехнологиям; Рос-Газ-Экспо; Энергосбережение и энергоэффективность: инновационные технологии и оборудование; Международный форум «Мир мостов 2012» и др., в том числе крупнейшая туристская выставка на Северо-Западе России — INWETEX-CIS Travel Market, которая объединила в себе XII Петербургский туристский Форум, XVIII специализированную выставку «Курорты», VI специализированную выставку «М1СЕ-индустрия», III специализированную выставку «Медицинский туризм», X выставку-фестиваль зимнего отдыха «Отдых без границ. Зима» [11]. Все эти выставки и форумы привлекли представителей профильного бизнеса из многих зарубежных стран. И второй аспект влияния — это развитие выставочного бизнеса как фактора формирования привлекательности города как туристской дестинации для широкого круга участников. Таким образом, расширение выставочной инфраструктуры обеспечивает дополнительные условия устойчивого выхода российских производителей на международные рынки как в промышленных отраслях, так и в сфере услуг.

В целом Россия сегодня не входит в число ведущих стран в области событийного и конгрессного туризма. Согласно данным Международной ассоциации конгрессов и конференций (ICCA) доля России на мировом рынке международных конгрессных мероприятий составляет менее 1 %, по всей России в год проходит примерно столько же крупных международных конгрессов, например, в таких городах, как Кейптаун или Мюнхен, и в 3 раза меньше, чем в Париже [2]. Согласно статистике ICCA

Россия занимала в 2010 г. 41-е место в рейтинге стран по числу проведенных международных конгрессов, общее количество которых по классификации этой организации составляло 48.

Бесспорными лидерами, по оценкам ICCA, считаются США, на территории которых в 2010 г. было организовано 623 встречи, Германия — 542 встречи, Испания — 451 встреча, Великобритания — 399 встреч, Франция — 371 встреча [21, с. 18-19]. При этом следует отметить, что в 2010 г. все страны показали общее падение числа прошедших международных форумов по сравнению с предыдущими 2007-2009 гг., которые характеризовались кризисными явлениями в экономике. Это выглядит достаточно неожиданно, но, скорее всего, может быть объяснено тем, что крупные мероприятия планируются заблаговременно, за несколько лет до начала и на 2010 г. пришлось падение именно «кон-грессного планирования», что и было обусловлено кризисом 2007-2008 гг. (см. табл. 1).

Таблица 1

Страны-лидеры по количеству международных мероприятий, 2001-2010 гг.

[там же, с. 19; 22, с. 49]

Ранг страны Количество мероприятий по годам

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

1 — США 478 584 594 650 680 684 704 714 727 623 759

2 — Германия 301 322 347 423 430 473 549 495 524 542 577

3 — Испания 223 299 305 396 360 334 386 424 385 451 463

4 —Великобритания 237 316 324 322 406 417 386 424 378 399 434

5 —Франция 279 291 290 385 360 393 376 450 384 371 428

41—Россия 29 43 43 43 52 57 60 58 58 48 69

Относительно динамики конгрессной деятельности по городам за период 2001-2011 гг. лидерами являются европейские города — Вена, Барселона, Париж, число международных конгрессов в которых в год превышает 150, хотя на рынок со своими продуктами выходят такие крупные неевропейские центры, как Сингапур, Стамбул, Сидней. Лидерами в России по количеству проведенных международных событий являются Москва и Санкт-Петербург, Москва в рейтинге ICCA в 2010 г. занимала 96-е место, Петербург — 112-е.

Стоит отметить стабильный прирост количества встреч в Санкт-Петербурге начиная с 2001 г., когда было организовано только 10 мероприятий, а к 2009 г. их число возросло до 27. Однако в 2010 г. произошел спад до 16 встреч и далее, в 2011 г., возврат на уровень 2009 г. Это позволило в 2011 г. Санкт-Петербургу занять 41-е место в рейтинге конгрессных городов региона Европа [22, с. 59]. При этом всплеск активности на этом рынке и в мире в целом, и в российских городах пришелся на годы кризиса — 2007-2008 гг. и на 2011 г. (см. табл. 2).

В России отсутствует официальная статистика деловых мероприятий. Согласно разным источникам таких мероприятий в среднем заявляется от 1,5 до 3,5 тыс. ежегодно. Информацию о том, что в итоге состоялось, практически невозможно получить, тем более в систематизированном виде. По данным Российского турбарометра Северо-Запада, Санкт-Петербург находится на 11-м месте среди наиболее посещаемых иностранными туристами городов Европы [20].

По сведениям Администрации Санкт-Петербурга, все деловые мероприятия в городе делятся примерно так: 20 % приходится на встречи только с российскими участниками, 52 % — на события с международным участием, остальные 28 % — на события исключительно международного характера, при этом большая часть мероприятий (64 %) привлекает до 150 участников, 27 % — от 150 до 500 участников, 9 % — мероприятия с числом участников более 500 человек [12]. Нужно понимать, что в различных статистических источниках отдельные мероприятия могут трактоваться по-разному, в результате чего следует критически относиться к подобным данным. В то же время, учитывая всю условность оценок, общий тренд развития все же можно определить, и он имеет положительную динамику. По данным ICCA, делегат международного конгресса тратит за время пребывания на мероприятии около 2145 долл. США (около 527 долл. в день) [13]. Таким образом, один конгресс с числом делегатов 1000 человек приносит экономике дестинации более 2 млн долл. США.

Таблица 2

Города-лидеры по количеству международных мероприятий, 2001-2010 гг.

[21, с. 21-22; 22, с. 25-30]

Ранг города Количество мероприятий по годам

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

1 — Вена 64 76 101 113 144 163 179 150 159 154 181

2 — Барселона 70 102 89 135 135 104 122 151 144 148 150

3 — Париж 94 93 96 138 132 173 153 167 141 147 174

4 — Берлин 63 74 98 119 106 124 145 116 135 138 147

5 — Сингапур 49 66 76 99 114 130 135 131 123 136 142

7 — Стамбул 35 36 47 52 60 80 80 92 93 109 113

8 — Лиссабон 47 62 76 81 86 81 108 97 106 106 107

10 — Сидней 57 59 51 44 57 58 71 72 62 102 57

96 — Москва 16 22 18 19 22 23 23 25 22 19 27

112 — Санкт-Петербург 10 15 20 18 16 24 19 24 27 16 26

По оценкам экспертов, Санкт-Петербург является одним из наиболее привлекательных городов России с точки зрения проведения разнообразных деловых, культурных, социальных встреч, т. е. развития таких видов туризма, как событийный, фестивальный, когрессный, выставочный и др., так или иначе связанные с приобщением больших групп людей к проведению тематических мероприятий. Город обладает значительным научным потенциалом и культурным наследием, имеет развернутую инфраструктуру для организации крупных международных мероприятий. На сегодняшний день в городе есть разные категории мест для проведения конгрессов: Дворец конгрессов в Стрельне (крытые помещения вместимостью до 500 человек), выставочный комплекс Ленэкспо (самый вместительный — до 2500 человек), конференц-залы крупных гостиниц, специфичные для города исторические дворцы, несколько бизнес-центров. Ярким примером активного развития и инициативы участников рынка конгрессно-выставочных услуг является проект группы предприятий РЕСТЭК, одного из лидеров данного рынка в России, который сегодня имеет собственный конгрессный центр «ПетроКонгресс», представляющий собой инновационный проект, уникальность которого состоит в том, что это единственная в Петербурге специализированная технически оборудованная площадка для проведения мероприятий, имеющая мобильные акустические перегородки, позволяющие выстраивать пространство различной конфигурации [10; 17].

За последние годы в нашей стране сформировалось довольно много экономических форумов, проводимых в разных регионах на регулярной основе (так, в Санкт-Петербурге ежегодно проводится как минимум 5 значимых форумов, среди них: Петербургский международный экономический форум, Международный банковский конгресс, Международный юридический форум, Международный инвестиционный форум «Инвестиционный Петербург», Петербургский международный инновационный форум и др.). Традиционная экономическая оценка форумов в России предполагает учет результатов всех подписанных на них деловых контрактов. Эффективность форумов осознается представителями региональных администраций, что подтверждается исследованием, проведенным федеральным Ин-тернет-изданием «Капитал страны» на основе опроса представителей региональных отделений Министерства экономического развития и региональных администраций. По результатам этих оценок рассчитывался рейтинг региональных форумов (см. табл. 3).

Согласно этому рейтингу лидерами являются: Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), а также Сочинский и Красноярский форумы. По оценкам экспертов, «тройка лидеров» сохранится в нынешнем виде в течение нескольких ближайших лет, а конкуренция будет обостряться в основном среди остальных участников рынка.

Форумом России, имеющим наиболее продолжительную историю, можно считать Петербургский международный экономический форум, который впервые был проведен в 1997 г. В состав координационного совета ПМЭФ входят представители федеральной, региональной власти (на уровне председателей комитетов) и руководство ведущих компаний Санкт-Петербурга. Традиционно сложился формат проведения ПМЭФ с участием первых лиц стран-участниц и Президента РФ. Интересно отме-

тить, что партнерами ПМЭФ выступают самые крупные компании РФ, в числе которых Роснефть, Внешэкономбанк, Газпром, Сбербанк, ФСК ЕЭС (Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы), Mercedes-Benz, Билайн (ОАО «ВымпелКом»), ОАО «Газпромбанк», Консалтинговая группа «НЕО Центр» [19], Интеллектуальным партнером ПМЭФ в 2012 г. выступила консалтинговая компания PwC (входит в глобальную сеть фирм Price water house Coopers International). Такой широкий круг представителей подчеркивает важность этого события для мировой бизнес-элиты [4].

Таблица 3

Рейтинг экономических форумов России [8]

Место Форум Рейтинг

1 Петербургский международный экономический форум 63,83

2 X Международный инвестиционный форум «Сочи 2011» 63,57

3 Красноярский экономический форум 53,69

4 Международный форум «Россия единая» в Нижнем Новгороде 46,84

5 Тульский экономический форум 42,84

6 VII Байкальский международный экономический форум 41,12

7 VII Пермский экономический форум 40,94

8 Форум «Россия» 38,93

9 Мировой политический форум в Ярославле 37,31

10 Гайдаровский форум 30,07

Можно говорить, что сегодня в России уже сформировался рынок деловых и экономических форумов, основными игроками на этом рынке являются крупные мегаполисы, к числу которых относится и Санкт-Петербург, один из лидеров конгрессно-выставочного туризма. Однако единого центра, занятого системным аккумулированием информации о подобных мероприятиях, в городе пока не создано, до сих под нет единого центра, работающего по принципам зарубежных конвенциональных (конгрессных) бюро. Для России использование потенциала конгрессных бюро является инновационным механизмом продвижения города как дестинации на мировые рынки делового туризма. Кон-грессные бюро во всем мире обеспечивают содействие в проведении выставок, конференций, съездов и других подобных мероприятий, систематизируют информацию обо всех проводимых мероприятиях в регионе, делают информацию доступной для всех заинтересованных сторон. Несмотря на то, что подобные задачи кажутся вполне очевидными, в России данный опыт пока используется очень усеченно. Например, в Санкт-Петербурге было предпринято много попыток по возложению функций развития конгрессной деятельности на Комитет по внешнеэкономическим связям [5]. Так, в 2009 г. по инициативе Администрации города на портале Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли начал работать Интернет-ресурс «Выставочный Петербург» [14], однако в 2012 г. он по каким-то причинам приостановил размещение информации о мероприятиях текущего года.

Определенный шаг сделан с созданием Городского туристско-информационного бюро Санкт-Петербурга (ГТИБ), в функции которого входит, в том числе, распространение информации о проводимых в городе мероприятиях. Однако для повышения эффективности продвижения города как центра конгрессного туризма сил одного отдела явно недостаточно, поэтому использование опыта зарубежных партнеров, в частности международной ассоциации ЮСА, членом которой является ГТИБ, может способствовать развитию и продвижению города на мировой рынок конгрессных услуг.

Инновационное развитие туристической инфраструктуры в городе нам видится в создании единого Конгрессного бюро, которое может действовать на базе ГТИБ, но с более широкими полномочиями, функциями и ресурсами. Миссией подобного бюро должна стать координация и развитие конгрессной индустрии и делового туризма в городе, задачами — продвижение города как туристской дестинации на международный рынок, привлечение участников и содействие в развитии конгрессного туризма с учетом имеющихся культурно-исторических и инфраструктурных ресурсов города; проведение собственных конгрессных мероприятий в профессиональной области; представительство в профессиональных зарубежных организациях; обмен опытом между профессиональными участниками рынка туристских и конгрессно-выставочных услуг и ряд других задач. Создание специализиро-

ванного конгрессного бюро позволит максимально эффективно использовать все имеющиеся ресурсы обеспечения устойчивого развития дестинации как конгрессно-выставочного центра международного уровня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипоеа О.В. Конгрессно-выставочная деятельность. СПб., 2010.

2. Выставки в Москве. Выставки в России. URL: http://www.informexpo.ra/?id=l 139

3. Выставочная деятельность: лицом к инвесторам // Промышленник России. 2012. Май. URL: http://promros.ru/ magazine/2012/may/vystavochnaya-deyatelnost-licom-k-investoram.phtml

4. Деловой Петербург. 2012. 21 июня. URL: http://www.dp.ni/a/2012/06/21

5. Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга. URL: http://www.kvs.spb.ra

6. Конгресс-бюро Екатеринбурга. URL: http://www.ekaterinburg-convention.com/mice-conf

7. Конгрессная деятельность. Термины и определения. ГОСТ 53524-2009. М.: Стандартинформ, 2010.

8. Пахомов В. Форумы оценили по всем статьям. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1857646

9. Педыч ПЛ. Управление конгрессной деятельностью как фактором инновационного развития региона. URL: http://doc2all.ru/article/18102012_95895_pedych

10. Портал выставочного объединения «РЕСТЭК». URL: http://www.restec.ru

11. Портал «Международные туристские выставки». URL: http://travelexhibition.ru/index/

12. Портал «Турбизнес Петербурга и Северо-Запада». URL: http://www.pr-quick.com/index.php/home/685-mice

13. Портал ICCA. URL: http://www.iccaworld.com

14. Портал «Выставочный Петербург». URL: http://www.petersburgexpo.ru

15. Промышленные здания Петербурга превращаются в лофт-пространства. URL: http://spb.rbc.ru/daily/18/06/ 2012/655492.html

16. Прохоренко А. Петербург представят как умный город. URL: http://www.spp.spb.ru/ru/node/4544

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Региональные инвестиционные форумы в российской экономике. URL: http://www.kapital-ras.ru/articles /article/190927

18. Роль конгрессного бюро в развитии конгрессной деятельности города/региона, принципы организации и функционирования: международный опыт и его значение для Санкт-Петербурга. СПб.: МОНОМАКС конгресс-сервис, 2004. Апрель.

19. Сайт компании «НЕО Центр». URL: http://www.neoconsult.ru

20. Турбарометр Северо-Запада за 2009-2010 годы. URL: http://www.rstnw.ru/turbo_metr-2010-r.html

21. The International Association Meetings Market 2001-2010. Abstract for non-members. ICCA Statistics Report. P. 18-19. URL: http://www.iccaworld.com

22. The International Association Meetings Market 2002-2011. Abstract for international associations, press, universities, students and consultants. URL: http://www.iccaworld.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.