СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ НАОСНОВЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА И МЮЕ-МЕРОПРИЯТИЙ
Г.М. САМОСТРОЕНКО, доктор экономических наук, профессор Орловский государственный технический университет
О.Г. ЧИМИТДОРЖИЕВА, аспирант
Орловский государственный институт экономики и торговли
В условиях глобального финансово-экономического кризиса актуальной проблемой является определение приоритетных направлений, которые могут стать локомотивами социально-экономического развития территорий. В статье показано, что одним из направлений решения данной проблемы может быть разработка и реализация межрегиональных программ развития делового туризма и индустрии MICE.
Ключевые слова: деловой туризм, MICE-индустрия, межрегиональные проекты, развитие экономики территорий.
Одной из насущных задач, стоящих перед органами управления регионов в условиях глобального финансово-экономического кризиса, является определение приоритетных направлений, которые могут стать локомотивами социально-экономического развития территорий. На перспективность туризма как катализатора развития обращают внимание эксперты многих стран мира.
Так, в конце 2008 г. Всемирная туристическая организация ООН (И^^ГО) провела конференцию в Китае, главная цель которой — выяснить, как индустрия путешествий и отдыха может помочь глобальной экономике в тяжелый период рецессии. Члены иМ^ГО пришли к следующему выводу: несмотря на имеющее место снижение темпов роста, туризм все равно остается крупным потенциальным источником финансовых вливаний в экономику [2]. По мнению специалистов, этот сектор может дать гораздо больше, чем многие другие сферы деятельнос-
ти, поскольку тяга к передвижению, к путешествиям заложена в генах человека самой природой.
В этой связи объективно возникает потребность выявления новых форм и методов, способных обеспечить синергетический эффект в использовании немалых возможностей для развития туристской деятельности, которыми обладаеттерритория России.
Не случайно, несмотря на кризисные явления, в настоящее время туризму уделяют повышенное внимание во многих муниципальных образованиях и регионах страны. Общеизвестны проекты социально-экономического развития территорий, успешно реализуемые в Великом Устюге Вологодской, Мышкине Ярославской, Кошки Самарской области и других городах [1]. По их образцу начали разрабатывать проекты развития больших и малых муниципальных образований страны.
Зачастую в проектах в качестве конкурентного преимущества территории используются предлагаемые потенциальным туристам возможности пережить необычные ощущения, приобщиться к уникальности, особости посещаемого объекта. Например, в поселке Большие Уки в Омской области сохранился в первозданном виде отрезок Московско-Сибирского тракта длиной в восемнадцать верст, по которому шли декабристы и их жены. Проведенные поселковой администрацией маркетинговые исследования были положены в основу проекта организации популярного сегодня во всем мире экстремального туризма. Всего за 1 ООО руб. желаю-
щим предлагается повторить путь декабристов. На данный туристский продукт предъявлен высокий спрос. Согласно прогнозам муниципалитета, уже в 2010 г. реализация проекта позволит создать около сотни новых рабочих мест, т. е. обеспечить социально-экономический эффект, который в масштабах небольшого поселка трудно переоценить.
Полученный в муниципальном образовании положительный результат решили преумножить на региональном уровне: с этой целью в следующем проекте предполагается использовать и другие маркетинговые возможности для экстремального отдыха, которых немало в Омской области. А в перспективе на основе комплексного использования для организации туризма всех имеющихся возможностей предусматривается создание регионального проекта под условным названием «Золотое кольцо Прииртышья» [3].
По нашему мнению, приведенный пример говорит об активизации инициативы на местах по созданию и реализации оригинальных и перспективных туристских проектов. Вместе с тем указанной особенностью инициатива снизу не ограничивается, о чем свидетельствует следующий пример.
Так, муниципальные власти городов Юрьевца и Южи выявили и умело использовали маркетинговое преимущество, состоящее в том, что князь Дмитрий Пожарский не только родился на территории нынешней Ивановской области (в селе Мугреево-Никольское Южского района), но и принимал здесь послов Козьмы Минина, просивших возглавить ополчение. Кроме того, как утверждают историки, под Южей было решено создать Совет всея земли Русской, от имени которого потом действовал полководец. Идея жителей района о возрождении родовой усадьбы князя в Мугрееве и ежегодном проведении «Пожарских» песенно-краеведческих фестивалей была поддержана москвичами, усилиями которых был создан фонд «Единение» памяти спасителя Отечества князя Дмитрия Пожарского с серьезными финансовыми возможностями. После учреждения государственного праздника4 ноября, приуроченного ко дню освобождения Москвы от поляков в 1612 г., маркетинговые находки южан приобрели не только местный, но и общефедеральный масштаб.
В результате появился межрегиональный инвестиционный проект «Золотой венец России» по развитию туриндустрии в тех местах, по которым в свое время шло на Москву ополчение Минина и Пожарского. Кроме земляков князя интерес к использованию перспективной маркетинговой возможности проявили нижегородцы и костромичи, поскольку ополчение собирало силы, двигаясь вверх по Волге, атакже ярос-лавцы и жители Суздаля, где князь похоронен.
Договор об участии в межрегиональном проекте «Золотой венец России» подписали главы восьми муниципальных образований Ивановской области. В каждом из них провели маркетинговые исследования туристских возможностей, которые были положены в основу конкретных проектов. Сведенные воедино, проекты составили настолько впечатляющую картину, что некоторые столичные туроператоры уже пустили автобусы по маршрутам «Золотого венца», не дожидаясь формирования его юридического статуса.
Таким образом, сегодня усилиями местных органов власти выявлена и реализуется объективная потребность в формировании своеобразных территориальных альянсов для совместного освоения туристского потенциала. По нашему мнению, можно сделать вывод о зарождении тенденции перехода муниципальных и региональных органов власти от применения отдельных инструментов к формированию комплексных программ социально-экономического развития территорий на основе маркетинга. Данная тенденция весьма плодотворна и имеет многообещающие перспективы. В частности, уже появились такие проекты, как «Древние города Московской области», «Губернское кольцо Подмосковья» и ряд других.
Разработка межрегиональных проектов нуждается во всемерной и целенаправленной поддержке. Одно из направлений такой поддержки — соединение туристских возможностей регионов с возможностями индустрии MICE1. В первую очередь это относится к использованию возможностей выставок и семинаров.
Выставки (прежде всего, крупные международные отраслевые смотры) предоставляют участвующим в них экспонентам и посетителям-специалистам реальные возможности для поиска новых партнеров и рынков сбыта своей продукции, налаживания прямых деловых контактов и заключения коммерческих сделок. Они дают толчок к продвижению инновационных технологий, принятию смелых, нестандартных решений по поддержке и развитию бизнеса с учетом сложных экономических условий. Стрессовые ситуации в экономике стимулируют использование резервов, творческий поиск, оптимизацию затрат, совершенствование технологии производств, повышение конкурентоспособности, перестройку целых отраслей. Проведение выставок привлекает большое число участников, обеспечивает доходы компаний-организаторов, гостиниц и т.д., стимулирует создание новых рабочих мест. Между-
1 Термин «MICE» представляет собой аббревиатуру слов meetings (встречи), incentives (поощрительные поездки), conferences/congress (конференции), exhibitions (выставки).
народные выставки и семинары представляют собой форму международного сотрудничества и совместного поиска путей решения существующих проблем. Индустрия выставок и конгрессов в силу самой своей природы призвана помогать отечественным компаниям в кризисных условиях. Она позволяет найти управленческие, технологические и иные решения, которые были бы адекватны ситуации, минимизировать издержки прохождения через экономический шторм и выстроить оптимальную траекторию бизнеса в послекризисный период.
Таким образом, сочетание данных свойств выставок позволяет отнести их к категории сильнодействующих антикризисных средств. Именно поэтому в условиях рецессии в целях ее преодоления и перехода на более высокий уровень развития представители науки и бизнеса не отказываются от проведения выставок и семинаров [5].
Еще в конце 2008 г. совместно с Торгово-промышленной палатой РФ Центральный выставочный комплекс (ЦБК) «Экспоцентр» выступил инициатором разработки антикризисной стратегии и предложил комплекс конкретных мер. Организаторы выставок сегодня осознают возросшую актуальность своей деятельности для российских компаний. Смотры позволяют взять на вооружение лучшие мировые достижения и технологии, найти новых партнеров и эффективные решения по развитию бизнеса [5].
Так, в 2008 г. только в смотрах в ЦБК «Экспоцентр» приняли участие более 30тыс. экспонентов из 105 стран. Их стенды посетили свыше 1 млн чел. Не менее динамично развивалась и конгрессная деятельность. За год в ЦБК состоялось 540 конгрессов и конференций, связанных с выставочной программой, и еще 76 самостоятельных вневыста-вочных форумов. Важно отметить, что количество посетителей на выставках не сокращается, а на популярных брендовых — даже растет. При этом усиливается конгрессная составляющая, что придает дополнительную устойчивость выставочно-конгрессной деятельности в целом [6].
Выставки и конгрессы предоставляют большие возможности для развития делового туризма. Этому способствуют также многочисленные маркетинговые мероприятия, предлагаемые выставочной индустрией и направленные на привлечение и поддержку участников.
Так, «Экспоцентр» формирует для своих экспонентов пакетные льготные предложения, предусматривающие скидки на проживание в гостиницах, на транспортные и таможенные расходы, бесплатные обучающие семинары. Приехавшим на смотр производителям продовольственных товаров
фирмой «Империя» при содействии «Экспоцентра» была предоставлена уникальная возможность установить прямые контакты с ведущими торговыми сетевыми компаниями в специальном Центре закупок. На «Продэкспо-2009» была организована работа Консалтингового центра, где экспоненты и посетители смогли получить консультации по интересующим их отраслевым, правовым и финансовым вопросам у юристов, адвокатов и аудиторов.
В «Экспоцентре» работает электронная система предварительного назначения деловых встреч — MatchMaking, позволяющая заранее спланировать встречи участникам и посетителям выставок, а также on-line регистрация участников через Интернет, позволяющая гостям выставки заблаговременно получить пригласительный билет с индивидуальным штрих-кодом.
Большое внимание развитию MICE-индустрии уделяется в городской программе развития Санкт-Петербурга как туристского центра. В ней поставлена цель к 2010 г. превратить город в один из пяти мировых центров туризма с ежегодным его посещением туристами в количестве не менее 5 млн чел. Ежегодно в Петербурге проводится около 250 выставочных и 600 конгрессных мероприятий различной направленности. Все чаще Петербург становится площадкой для встреч на высшем уровне. В городе ежегодно проводятся топливный, банковский, медицинский, строительный и другие конгрессы, ведущее место среди деловых мероприятий занимает Петербургский международный экономический форум.
Для развития делового туризма неоспоримы преимущества Петербурга и как культурной столицы с неповторимым архитектурным обликом, богатым историческим наследием. Поэтому у города существуют огромные возможности развития программ ин-сентива — корпоративных путешествий или корпоративных выездов для отдыха и проведения деловых мероприятий. К слову, по расчетам экспертов, сейчас около 40 % гостей Петербурга приезжают в город с рабочими визитами [4]. Не случайно, что около десяти лет тому назад Финляндия предлагала создать совместные с Петербургом туристские маршруты, в которых максимально будут использованы преимущества и туристский потенциал обеих сторон2.
Важно подчеркнуть, что субъекты MICE приходят к пониманию необходимости координации
2 О реализации подобной возможности всерьез задумываются в Белоруссии, у границ которой ежегодно бывает около 2 млн туристов. Поэтому здесь рассматривается вариант сотрудничества с российскими и прибалтийскими туроператорами о продлении на Беларусь туристических маршрутов Пскова, Новгорода, Смоленска, Риги, Вильнюса [9].
выставочной деятельности. Конкретные шаги по консолидации выставочного сообщества предпринимают РСВЯ и Комитет ТПП РФ по выста-вочно-ярмарочной деятельности. В ЦБК «Экспоцентр», а также Мордовии и Костромской области практикуют организацию объединенных стендов регионов под эгидой территориальных торгово-промышленных палат и местных органов власти, что способствует снижению затрат на участие в выставках российских экспонентов.
Таким образом, на основании изложенного выше можно сделать вывод о том, что субъекты рынка туристских услуг и MICE-индустрии:
• во-первых, играют важную роль в преодолении кризисных явлений в экономике страны и име-ютдля этого немалые возможности;
• во-вторых, действуют, преимущественно, каждый на «своем поле», однако осознают потребность в совместном использовании имеющихся у них ресурсов и координации предпринимае-мыхусилий.
По нашему мнению, сегодня речь идет о нахождении новых форм и методов совместного развития индустрии MICE и делового туризма. Определяющими факторами осуществления делового туризма и индустрии MICE является наличие инфраструктуры в виде транспорта, конференц-залов, предприятий массового питания, гостиниц, подготовленные кадры, информационное обеспечение и, конечно, привлекательные для туристов объекты. Условия в регионах страны существенно различаются, что и предопределяет их возможности использования по-тенциаладелового туризмаииндустрии MICE [7].
Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что в регионах страны уже предпринимаются определенные усилия, направленные на установление межрегиональных связей для совместного использования имеющихся преимуществ. Проведенный нами анализ потенциала делового туризма и индустрии MICE в регионах страны показывает, что у регионов существует немало возможностей для его комплексного и всестороннего использования [7]. Использованию этих возможностей в целях социального, экономического и экологического развития регионов, по нашему мнению, будет способствовать разработка и реализация межрегиональных программ развития делового туризма и индустрии MICE. Объединение возможностей индустрии MICE с потенциалом рынка делового туризма может стать сильнодействующим катализатором антикризисного развития регионов.
Преимущества такого подхода заключаются в следующем:
• во-первых, индустрия MICE — постоянно функционирующая и хорошо отлаженная система, возможности которой используются для привлечения туристов. Любое из организуемых MICE мероприятий представляет туристскому бизнесу уже сформированные потенциальные группы клиентов, которые заранее можно ориентировать на посещение конкретных туристских объектов. Причем могут быть разные варианты организации в виде подгрупп, поскольку туристские интересы участников MICE мероприятий — имеющих общие профессиональные интересы — могут существенно различаться;
• во-вторых, формирование групп и время посещения конкретных туристских объектов легко прогнозировать. Конференции, выставки и прочие MICE-мероприятия планируются и готовятся заранее. Поэтомуу организаторов делового туризма есть время и возможности провести соответствующую работу по выяснению предпочтений потен-циальныхучастников MICE-мероприятия;
• в-третьих, MICE-индустрия постоянно работает над совершенствованием своей деятельности. Тем самым уже сейчас готовится основа, на которой можно создавать межрегиональные проекты. Так, система MatchMaking — прямой шаг к формированию туристской программы — можно заранее сделать заявку на участие в соответствии с интересами. Регистрация посетителей выставок и конгрессов через Интернет позволяет турфирмам заранее предоставить на сайте варианты программ. Деловой человек заранее знает весь туристский маршрут, может планировать свое время. Здесь же в непринужденной обстановке можно продолжить обсуждение вопросов сотрудничества.
В регионах, имеющих значительно меньшие возможности по сравнению с Москвой, Санкт-Петербургом, другими крупными центрами, конечно, тоже проводят различные MICE-мероприятия, которые используются и для организации делового туризма. Однако масштабы этого сотрудничества, по определению, небольшие. Кроме того, вряд ли количество выставок, международных конференций и других мероприятий, проводимых в каждом из регионов в отдельности, будет обеспечивать высокую эффективность делового туризма. С другой стороны, реализация запросов участников MICE-мероприя-тий, проводимых в крупных центрах, требует сегодня выхода за их территориальные границы.
Таким образом, напрашивается логический вывод о том, что здесь необходимы межрегиональные проекты. Нужно говорить о необходимости и возможности создания межрегиональных проектов
на основе объединения потенциала туризма и MICE мероприятий.
Иными словами, нужно брать регионы, на территории которых есть преимущества — инфраструктура и т. д., — и присоединять их к регионам, у которых есть туристские объекты, совместно осваивая имеющиеся возможности, компенсируя слабые стороны и укрепляя сильные стороны друг друга.
Целью подобных проектов является совместное использование имеющегося в различных регионах страны потенциала делового туризма и мероприятий MICE.
При формировании межрегиональных проектов необходимо учитывать следующие факторы:
• географическая близость регионов и туристских объектов;
• наличие условий для организации мероприятий MICE;
• наличие уникальных объектов туризма;
• наличие развитой инфраструктуры туристского бизнеса;
• профессиональные кадры;
• имидж территорий;
• уровень поддержки со стороны органов власти;
• уровень активности местного населения.
В процессе формирования межрегиональных проектов целесообразно использовать такие методы, как SWOT-анализ, кластерный анализ, а также метод экспертных оценок.
На первом этапе формируется выборка регионов, которые могут быть субъектами межрегиональных проектов.
На втором этапе используется SWOT-анализ. В ходе анализа исследуется каждый включенный в выборку регион. При этом выясняются его возможности и проблемы с точки зрения организации делового туризма и мероприятий MICE.
Третий этап, экспертная оценка представляющих интерес выявленных в ходе SWOT-анализа характеристик регионов. Эксперты оценивают каждую характеристику в баллах. При этом возможности и сильные стороны оцениваются со знаком плюс (чем больше модуль, тем выше степень положительного влияния), а угрозы и слабые стороны — со знаком минус (чем больше модуль, тем выше степень отрицательно воздействия).
Четвертый этап: эксперты определяют коэффициент значимости по каждой характеристике, учитывающий ее роль в создаваемом проекте.
Пятый этап: формируются различные варианты создания межрегиональных проектов, в которых могут быть представлены различные регионы.
На шестом этапе производится отбор вариантов создания межрегиональных проектов.
Критерий отбора — максимальная сумма баллов, полученная по избранному кластеру. Экономический смысл такого суммирования заключается в том, что оно показывает возможности взаимодополнения, т. е. взаимного компенсирования достоинств и недостатков регионов в ходе реализации проекта. При соблюдении условий взаимодополнения варианты могут быть рассмотрены на предмет подготовки межрегионального проекта.
Седьмой этап — оценка ожидаемой эффективности отобранных межрегиональных проектов. На этом этапе можно использовать различные методы, например, основанный на экспертной оценке [9].
Восьмой этап — определение круга субъектов управления, заинтересованных в реализации эффективных межрегиональных проектов.
Девятый этап — разработка комплекса мероприятий по реализации отобранных межрегиональных проектов, включая определение источников финансирования.
По нашему мнению, этот подход позволяет использовать эффект синергии, развивая экономику регионов, которые не имеют существенныхресур-сов материальных, но могут предложить ресурсы исторические, культурные, человеческие ресурсы.
Координацию деятельности по формированию межрегиональных проектов могли бы осуществлять такие институциональные структуры, как, к примеру, региональные Торгово-промышленные палаты, Кон-вешн-бюро или саморегулирующие организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архангельская ДМышка-норушка как субъект «экономики переживаний». //Эксперт. 2008. № 3. С. 61—65.
2. Выбраться из кризиса миру поможет туризм. URL: http://t2t.ru/week/vybratsya-iz-krizisa-miru-pomozhet-turindustria (дата обращения — 12 января 2009г.).
3. Граф Н. Вся надежда — на кандалы. // Российская газета. 2009. 8 апреля. — С. 10.
4. Давыдов Р. В ближайшие годы Петербург рассчитывает войти в пятерку главных туристических столиц мира. // Российская газета. 2009. 7 апреля. С.11.
5. Малькевич В. Выставочный ресурс российского бизнеса. // Российская газета. 2009. 21 апреля. С. 4.
6. Рогалев В. Выставки: антикризисная перезагрузка. // Российская газета. 2009. 14 апреля. С. 4.
7. СамостроенкоГ. М. Деловойтуризм в России: состояние, проблемы, перспективы / Г.М. Самостроенко, О. Г. Чи-митдоржиева. — Орел: Изд-во ОРАГС. 2009. — 180 с.
8. Самостроенко Г.М. Оценка эффективности целевых программ развития делового туризма в регионах. / Г. М. Самостроенко, О. Г. Чимитдоржиева. — Известия ОрелГТУ. Серия «Социально-экономические и гуманитарные науки». 2009. № 2/208. С. 58-62.
9. Хлыстун Л. Друзья, готовьте рюкзаки! // Российская газета. 2009. 10 июля. С. 12.