МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№12/2015
ISSN 2410-6070
грамматическими навыками обучаемых способствует эффективности выполнения коммуникативных заданий. Взаимодействие в группе предполагает свободное общение участников, обмен мнениями, дискуссии, ролевые игры, импровизации и др. Важно уделять большое внимание на занятиях работе в парах и мини-группах. Актуальные и интересные темы или вопросы для обсуждения стимулируют студентов к высказыванию собственной точки зрения, и, таким образом, они пробуют свои силы в реальной коммуникации. Студенты должны научиться воспринимать речь собеседника, стараться строить как можно более понятные и грамматически правильно оформленные фразы. Как показывает практика, усвоение грамматического материала желательно проводить в определённой последовательности: предъявление речевого образца, тренировка и применение в речи.
Учебные материалы, используемые при коммуникативном обучении иностранному языку, практически неограниченно разнообразны. Сторонники коммуникативного подхода придают большое значение учебным материалам и считают, что использование грамотно подобранных учебных материалов значительно влияет на качество учебной коммуникации на иностранном языке. Традиционно выделяют три основных вида учебных материалов: основанные на тексте, основанные на коммуникативной задаче и основанные на реалии.
Важную роль здесь играет творческий подход преподавателя к подготовке занятия и самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Необходимо отметить, что какие-бы ни были качественные учебные материалы, именно преподаватель организует четкую и правильную работу в группе в процессе общения. Роль преподавателя при коммуникативном обучении существенно отличается от его роли при традиционном обучении. Преподаватель выполняет две основные роли: первая - способствует процессу коммуникации между всеми студентами в аудитории и непосредственно между студентами при выполнении последними различных грамматических и лексических заданий. Вторая - он вовлечён в общение в качестве независимого и такого же равноправного участника коммуникации.
Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям студентов в учебных условиях.
Список использованной литературы:
1. Пассов Е.И. «Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению». - М., 1989 - с. 35-48.
2. Мильруд Р.П. Комуникативность языка и обучение разговорной грамматике// ИЯШ. - 2001. - №6,с. 51 -52
3. Казарицкая Т.А. Упражнения при функционально-направленном обучении грамматике // ИЯШ . - 1987. -№2, с. 40-49
4. Brown, Douglas H. Teaching by Principles. Upper Saddle River, N.J.: Prentice Hall Regents, c1997.-IX, 277 p.
© Асеева Т.В., Хальзова В.М., 2015
УДК 37
Т.К.Борисевич
Старший преподаватель, факультет дизайна, изящных искусств и медиа-технологий Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, РФ
И.Б.Кострыкина
Студентка Ш-курса, факультет дизайна, изящных искусств и медиа-технологий Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, РФ
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Аннотация
Развитие и внедрение педагогических инноваций в музыкально- просветительскую деятельность
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
учителя музыки дошкольного образования.
Ключевые слова
Инновации, мир музыки, художественная идея, педагог-музыкант.
Музыку любят многие, но по-разному. Одни ждут от неё красивых, ласкающих слух звучаний, видят в ней приятное развлечение; они готовы бессчетное количество раз слушать одни и те же, полюбившиеся им произведения и не смущаются тем, что всё остальное им «не нравится». Другие нуждаются в ней как в хлебе насущном для сердца и ума, ищут сильных, неповторимых переживаний, которые может дать только музыка; для них она живая речь композитора о волнующем и важном, голос современности и прошлых эпох, волшебное окно в мир - реальный и воображаемый, окружающий человека и заключённый в нём. О таком слушателе - пытливом, вдумчивом, чутком - мечтали величайшие музыканты всех времён. Все основы музыкальных переживаний, эмоций, закладываются в раннем детстве ребёнка. И всё уведенное и услышанное усваивается быстро и легко, запоминается на долгие годы. А музыка - «самое эмоциональное искусство» ( Д.Кабалевский ). Её воздействие на формирование личности огромно. « Без музыки трудно
представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна.....любителями и
знатоками музыки не рождаются, а становятся ....». Эти слова крупнейшего композитора современности Д.Д.Шостаковича говорят о необходимости воспитания в человеке любви к музыке, умения воспринимать её.
Время неуклонно движется вперёд, требуя от педагогов- музыкантов нового содержания умений, знаний, профессиональных навыков. В наше время как никогда актуальны идеи американского педагога Д.Дьюи, который полагал, что студента нужно обучать не некоторой совокупности знаний, а способам мышления, умению применять полученные знания в различных ситуациях, ставить и решать различные задачи, развивать творческие способности студента, т.е. сегодня, в процессе получения образования, в первую очередь воздействию подвергаются не знания, умения и навыки студента, а сам студент, который должен иметь стойкую мотивацию к получению знаний и навыков не только в процессе обучения в высшей школе, но и на протяжении всей жизни.[4, с.71]
Недавно специалистом считался человек, владеющий некоторым объёмом знаний, набором навыков и умений. Сегодня специалист - это человек, способный постоянно развивать свои знания, умения и навыки, обновляя их, в силу этого он должен иметь определённые интеллектуальные и личностные качества, а также уровень общей культуры. Вместо воспроизводства знаний в центре внимания оказывается развитие способностей. Поскольку владение некоторым объёмом знаний выпускника вуза заменяется способностью овладеть новой информацией, то и информационные ресурсы высшего учебного заведения расширяют свои границы и получают тенденцию к неограниченному росту, преобразуясь в информационном поле, которое далеко выходит за рамки учебного заведения, вливаясь в общую информационную среду сообщества.
История музыки не раз переживала периоды когда исканий бывало больше, чем бесспорных находок, когда казалось, что нормы, сложившиеся в предшествующие эпохи, опрокинуты, а новые или не найдены, или менее совершенны. Но с течением времени на смену разрушенным принципам приходили новые : «деструктивность превращалась в новую конструктивность», - писал в связи с вопросами о « разрушительности» современной гармонии В.Цуккерман. [ 7, с.38 ] .
Художественная идея - это смысловая основа художественно-образного содержания, квинтэссенция того мироотношения, которое было сформировано композитором и которым он стремился «заразить» слушателей. Она постигается в единстве с соответствующим ей интонационным ядром формы. Интонационное ядро - комплекс интонаций, выражающей художественную идею произведения.
«Только музыка, - писал К.Маркс, - пробуждает музыкальное чувство человека; для немузыкального уха самая прекрасная музыка лишена смысла» Воспринимая художественные ценности, человек совершенствует эстетические чувства. Особенно очевиден этот процесс в детском возрасте, когда организм человека, его органы чувств особенно пластичны, восприимчивы.
Порой первое знакомство с истинной музыкой у детей , её миром и звучанием происходит на уроках музыки в детском саду. И от того, как педагог музыки поведёт за собой, заинтересует детей - очень многое зависит в дальнейшем.
« Начиная музыкальное воспитание ребёнка, мы должны помнить, что мир музыкальных звуков - это
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
та особая стихия, в которую погружать ребёнка надо незаметно и радостно, а не вталкивать его насильно, называя это « учить музыке». И далее : « Постарайтесь околдовать ребёнка музыкой, как интересной сказкой, не имеющей конца» ( Артоболевская А.Д. ) [ 2, c.44 ].
Большое внимание Анна Даниловна уделяла беседе с детьми, правильной интонации, фантазированию. А Сухомлинский В.А. говорит : « Слово учителя - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу».
В работе со студентами - будущими педагогами - музыкантами в области дошкольного образования -необходимы новые инновационные подходы к занятиям. Очень важно вводить занятия музыкой в жизнь ребёнка естественным путём, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни. Очень понятно и доходчиво проводя концерты-беседы, выбирая доступную тематику, которая будет близка и понятна каждому ребёнку. Педагог, ведущий занятия с дошкольниками, должен создавать непринуждённую, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать их воображение. При этом он обязан не только учить музыке, но что не менее важно, и воспитывать музыкой. Стараться не отпугнуть их
чем-то слишком серьёзным, что может показаться им утомительным или скучным. Неоценимую помощь в этом окажут специально написанные для детей « Детский альбом» П.И.Чайковского, где вместе с детьми можно поиграть в лошадки - безудержно скакать на палочке - воображаемом коне. А вот и мама, она очень добрая, но бывает и строга, если нашалишь.
Можно заставить маршировать деревянных солдатиков, губами подражая звукам военной трубы или поиграть с любимой куклой. Тут и танцы : камаринская, вальс, полька. Но что лучше может быть чем песни - весёлые и грустные, медленные и задорные. Итальянская и немецкая, неаполитанская, русская и, даже, старинная французская. Здесь и звуки хора, и голос жаворонка, и сказка няни про бабу-ягу. Огромный мир фантазий и ярких впечатлений. Ярки и самобытны пьесы из « Танцев кукол» Д.Шостаковича и « Детская музыка» С.Прокофьева, да и многое другое, написанное для детей.
В своё время вопросом новых форм организации учебно-воспитательного процесса занимались Я.А.Коменский, Р.Штейнер ( система Вальдорфской педагогики ), огромный вклад в педагогику сделал Л.С.Выгодский, который открыл множество направлений , и многие другие. Много говорится об общем кризисе образовательной системы, устаревших подходах в обучении. Сама сущность инноваций в образовании заключается в поиске и удачном применении новых подходов к обучению подрастающего поколения. Нововведения обязательно должны соответствовать требованиям современного общества и информационных технологий.
Задача для будущих педагогов-музыкантов с дошкольниками - это выявление взаимосвязи «формы» и «содержания» музыкального произведения через проведение концертов-бесед с показом слайдов ( картин природы, бытовых сценок ) близких и понятных каждому ребёнку, подбор стихов и сказок. Как пример можно использовать пьесы из « Детского альбома» В.Агафонникова : «Драчун»( №16), « Обидели»( №17 ), « Танечка, баю-бай-бай» ( №18 ), «Табакерка» ( №19 ), «Зимним вечером» ( №21 ) и другие.
В самих названиях выявляется определённый характер, который понятен и близок ребёнку, музыкальная интонация его лишь подчёркивает, эмоционально дополняя смысл произведения.
Очень важно проявлять творческую активность, вдумчивость и аккуратность в процессе обучения и реализации новых форм, разработок творческо-методических программ. Смело искать новейшие подходы к развитию музыкально-эстетического восприятия у детей старших групп д/сада. Объединив три ипостаси искусства - как-то : музыка, поэзия, живопись,- умело организовать концерт-беседу со слушателями. Тема музыки народов мира, как источник души каждого народа, очень ярко раскрывается.
Тут и русская песня, показ слайдов картины природы России, стихотворение «Родные края» - Е.Серова, своеобразие туманного Альбиона - « Полли чаем угощает» и виды Англии; специфика Японии слышна в ходах пентатоники «Сакуры» ; мелодика лирикоромантической Италии - виды Неаполя, красочная мелодия «Санта Лючии», стихи Родари и т.д. создают красочный своеобразной колорит каждой страны, подчёркивая тонкую индивидуальность народа, его своеобразия.
Создаётся развёрнутая картина мира как бы через призму музыкально-поэтического восприятия -
МЕЖДУНАРОД НЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№12/2015
2410-6070
очень понятно и доступно для детей старших групп д/сада, расширяя их рамки познания. Слайды дополняют картину восприятия зрительно и так же мягко звучащая канва поэтического слова.
Структура данной программы вполне соответствует культурно - просветительной деятельности для развития детей.
Новые возможности даёт ознакомление с разными музыкальными культурами, интонациями, гармониями и формами. Следует проявлять высокую познавательную активность, чёткую личностную ориентацию на процесс профессиональной подготовки, творческий поиск новых решений задач в музыкальном развитии детей дошкольного возраста, создавая на занятиях с детьми непринуждённую обстановку, поддерживая в них игровое настроение, радостную атмосферу, пробуждать их воображение.
Проект - « Поход в Диснейленд» намного расширяет рамки музыкальных возможностей через показ-рассказ воображаемой прогулки с музыкальным оформлением. Умело используя приём психоэмоционального воздействия на детей, надо ввести их в « воображаемую» игру. Верный подбор пьес точно соответствует этому замыслу. Тут и пьесы - « Маленький поезд» - Э.Градески, « Смелее малыш» -
H.Мордасова, « Мороженое» - Э.Градески, « Буги-вуги» - Н.Мордасова и « Микки-Маус» - М.Шмитца. Грамотно выстраивая музыкальный показ-исполнение и рассказ педагог вводит в мир радостной игры -праздника маленького человека.
Дополняют эмоциональный подъём некоторые небольшие элементы джазовых музыкальных вкраплений, что соответствует той обстановке прогулок в «Диснейленд». К достоинствам данного проекта следует отнести наличие не только нового уровня подхода к музыкально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, но и соотнести приятные события, которые их окружают, с музыкой и фантазией -этим развивая индивидуальные душевные возможности детей в раннем возрасте, стимулируя их интерес и понимание прекрасного, дальнейшее развитие ребёнка и его активной самореализации в будущем.
Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней - обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль. Эти слова должны стать девизом каждого педагога, работающего с детьми. Список использованной литературы :
I. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта.- М.,2002
2. Артоболевская А.Д. «Малыши и музы». М., 1972.
3. Джон Дьюи « Школа будущего» Народное образование. № 8. 2000.
4. Зильберквит М.А. «Рождение фортепиано. Под редакцией Е.С.Черной».- М. «Советский композитор», 1973.
5. Ермолаев Ю.В. Социальные и педагогические инновации в высшей школе//Современные наукоёмкие технологии. - 2010. № 9.
6. Кабалевский Д.Б. Про трёх китов и про многое другое. - М. «Детская литература», 1972.
7. Незайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятия музыки. - М., 1980.
8. Цуккерман В. Не упрощать проблему. «Советская музыка».1963. №3.
© Борисевич Т.К., Кострыкина И.Б., 2015
УДК 378.14
Е. В. Борисова, д.п.н., доцент Тверской государственный технический университет г.Тверь, Российская Федерация
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ГРУПП КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
АКТИВНЫМИ МЕТОДАМИ
Аннотация
Рассмотрен аспект построения целостной системы применения активных методов обучения к