Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВА УРОКА / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ / ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камолова Ш.Т.

Инновационное обучение - новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камолова Ш.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES TO TEACHING RUSSIAN

Innovative learning is a new approach to learning that includes a personal approach, fundamental education, creativity, professionalism, and the use of the latest technologies.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА»

UDK 81-13

Камолова Ш. Т.

преподаватель юрист 3-го уровня Юридический техникум Ферганская область

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ РУССКОГО

ЯЗЫКА

Аннотация: Инновационное обучение - новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

Ключевые слова: инновация, русский язык, образования, качества урока, современные методы, знания.

Kamolova Sh. T. teacher

INNOVATIVE APPROACHES TO TEACHING RUSSIAN

Abstract: Innovative learning is a new approach to learning that includes a personal approach, fundamental education, creativity, professionalism, and the use of the latest technologies.

Keywords: innovation, Russian language, education, lesson quality, modern methods, knowledge.

Инновационные подходы к преподаванию русского языка требуют не только четкой организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Одной из форм исследовательской деятельности учащихся на уроке можно считать сопоставительный лингвистический анализ текстового материала на русском и на родном языке. Особенно эффективны такие работы при изучении лексики, фонетики, морфологии, стилистики, при редактировании собственных текстов.

Во время проведения уроков русского языка к числу эффективных технологий можно отнести технологии работы в группах (пары, группы сменного состава и т. д.) Технология обучения в группах позволяет создавать на уроке определенные речевые ситуации, привлекать к организации работы в группе учащихся, для которых русский язык родной, что способствует формированию коммуникативной компетенции учеников.

Одним из важных факторов, создающих предпосылки для успешного обучения одаренных детей с использованием средств информационных компьютерных технологий является то, что таких детей характеризует высокая самостоятельность в процессе познания. Разработка специальных компьютерных обучающих программ, расширяющих возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития, а также компьютеризация контроля знаний будут способствовать реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся. В работе с одаренными учащимися нужно использовать информационные технологии по следующим направлениям:

1. Проведение медиа-уроков. От того, насколько грамотно методически и технологически изготовлен, произведен, сконструирован урок зависит обеспечение развития академических, интеллектуальных, творческих и личностных способностей детей. Современный урок не может обойтись без использования информационных технологий, что в свою очередь привлекает внимание детей, развивает у низ наглядно— образное мышление, формирует стойкий интерес к предмету.

2. Организация дистанционного обучения. Потенциальными пользователями такой системы являются дети, проявляющие повышенные интеллектуальные способности в каком—то из научных направлений, но не имеющие опытного наставника; дети, родителям которых приходится часто менять место жительства; школы, где существует проблема нехватки кадров; дети с ограниченными возможностями. Наконец, дистанционное обучение помогает решить вопросы организации элективного и профильного обучения.

3. Организация и проведение интернет—олимпиад по предметам. Онлайн олимпиады по предметам — это олимпиады, которые проходят в режиме реального времени. Участвовать в такой олимпиаде может любой учащийся, имеющий доступ к сети Интернет. Такого рода соревнование имеет ряд преимуществ. Во-первых, проверка алгоритмов, составленных учениками, возложена на компьютер. Человек к этому процессу отношения не имеет, поэтому субъективизм оценивания полностью исключен. Во-вторых, за ходом олимпиады можно наблюдать во время выполнения заданий, а результаты увидеть сразу после её окончания. В-третьих, можно попробовать свои силы в решении задач высокого уровня сложности, встречающихся на олимпиадах Всероссийского уровня.

4. Проведение интернет-тестирования. Это очень удобный метод оценки знаний, а также самооценки своих способностей.

5. Проведение интерактивных недель. С использованием цифровых образовательных ресурсов происходит погружение в какую-то одну тему или раздел курса. Особенно актуально проведение таких недель для старшеклассников, позволяющее проводить тренинги по подготовке. При использовании информационных технологий с одаренными учащимися

следует ориентироваться на следующие приоритетные направления, которые легко просматриваются при анализе существующих на данный момент в сети Интернет ресурсов для одаренных детей, родителей и педагогов, работающих с ними:

- использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения одаренных детей, методике, психологии и т. д.;

- выход на различные целевые группы заинтересованных читателей; создание сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся одаренностью;

- поиск и выявление одаренных детей, онлайновое тестирование;

- психологическая и методическая консультационная помощь семьям, в которых одаренные дети получают домашнее воспитание;

- дистанционное обучение одаренных детей, проведение различных курсов, отдельных занятий, факультативов, исследовательских проектов и программ;

- дистанционная индивидуальная поддержка одаренных учащихся и т. д. Важным направлением работы с одаренными учащимися средствами информационных технологий является создание сети специализированных сайтов и порталов, рассказывающих о научных исследованиях, методологии организации и проведения самостоятельного и группового научного исследования. Таким образом, использование инновационных технологий с одаренными учащимися позволяет не только осуществлять эффективное их обучение, но и поддерживать деятельность учителей образовательных учреждений в рамках учебного процесса. Это имеет достаточно большое значение, так как позволяет повысить комфортность и эффективность обучения с одной стороны, а также естественным способом ввести инновационные компоненты в культуру преподавания предметов, мотивировав преподавателя на новые формы и технологии учебного процесса.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок ив радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Что же такое «инновационное обучение» ив чём его особенности? Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);

- мозговая атака;

- групповая дискуссия;

- чтение с остановками и Вопросы Блума;

- кластеры;

- синквейн;

- эссе;

- ключевые термины;

- перепутанные логические цепочки;

- медиапроектроекты;

- дидактическая игра;

- лингвистические карты;

- лингвистическая аллюзия (намек);

- работа с тестами;

- нетрадиционные формы домашнего задания.

Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим я использую в своей работе такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок - исследование» просматривается основная задача - исследование языкового материала на основе текстов.

Использованные источники:

1) Shahodzhaev M. A. et al. Metody jeffektivnogo ispol'zovanija mformacionno-kommumkacionnyh tehnologij v obrazovatel'nom processe //Problemy sovremennoj nauki i obrazovanija. - 2019. - Т. 10. - С. 143.

2) Шаходжаев М. А. и др. Методы эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе //Проблемы современной науки и образования. - 2019. - №. 10 (143).

3) Зулайпоева Г. O'zbek badiiy matnida "bog'lovchisizlik" poetik figurasining qo'llanilishi //Общество и инновации. - 2021. - Т. 2. - №. 5/S. - С. 234-238.

4) Ugli N. S. D. Types of transformer overload protection //ASIAN JOURNAL OF MULTIDIMENSIONAL RESEARCH. - 2021. - Т. 10. - №. 4. - С. 552556.

5) Башарова Г. Г., Абдуллаева М. Х. Влияние демократичного стиля на повышение качества образования //Science and Education. - 2021. - Т. 2. -№. 6. - С. 560-563.

6) Абдуллаева М. Х., Башарова Г. Г., Рахматова О. К. Преимущества индивидуального подхода в образовательном процессе //Проблемы современной науки и образования. - 2019. - №. 12-1 (145).

7) Oynisa M. Mirzo Bedils views about human and its essence //European science review. - 2019. - T. 1. - №. 1-2. - C. 173-174.

8) Farxodjonova N. F. Modernization and integration: social-philosophical analysis. Rol'nauki v formirovanii sovremennoj virtual'noj real'nosti. - 2019.

9) Zairov A., Muhammadieva O. YANGILANAYOTGAN O 'ZBEKISTONDA JAMIYAT ISLOHOTLAR TASHABBUSKORI //Scientific progress. - 2021. -T. 2. - №. 7. - C. 209-215.

10) Farxodjonova N. F. Problemi primeneniya innovatsionnix texnologiy v obrazovatel'nom protsesse na mejdunarodnom urovne. Mejdunarodnaya konferentsiya. Innovatsionnie tendentsii, sotsial'no-ekonomicheskie i pravovie problemi vzaimodeystviya v mejdunarodnom prostranstve. - 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.