СТАРЦЕВА Элеонора Алексеевна,
старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков Российского Университета Кооперации;
e-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ У ЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. В статье перечислены этапы инновационного образовательного процесса в условиях реализации ФГОС, рассматривается применение нововведений в образовательном процессе с использованием педагогических технологий на уроках английского языка. В статье отмечена важность инновационных подходов к организации учебного процесса, взаимосвязь педагогических инноваций в реформировании образования, а также отражены факторы, способствующие и препятствующие развитию нововведений. Использование развивающих технологий с применением сознательно-коммуникативного метода в обучении английскому языку отражает основные закономерности речевого общения.
Ключевые слова: нововведения, реформирование образования, тзнательно-комму-никативный метод, ФГОС, учебный процесс, развивающие технологии.
STARTSEVA Eleonora Alekseevna,
Senior lecturer, Department of Humanities and foreign languages,
Russian University of Cooperation
INNOVATIVE APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL EDUCATIONAL STANDARDS
IN TEACHING ENGLISH
Annotation. The article lists the stages of innovative educational process in the conditions of implementation of the National Educational Standards, considers the application of innovations in the educational process with the use of pedagogical technologies in English lessons. The article notes the importance of innovative approaches to the organization of the educational process, the relationship of pedagogical innovations in the reform of education, and also reflects the factors that promote and hinder the development of innovations. The use of developing technologies with the use of conscious communicative method in teaching English reflects the basic laws of speech communication.
Key words: innovations, education reform, conscious-communicative method, National Educational Standards, educational process, developing technologies
Введение. Существенным шагом вперед в развитии языкового образования в России стало требование Государственного образовательного стандарта (ГОС 2004 г) начать обучение иностранным языкам в начальной школе. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС 2009 г.) и новые примерные программы направлены на раннее обучение [1,4], которое расширяет лингвистический кругозор учащихся, формирует культуру общения и содействует их речевому развитию, проявляясь во взаимодействии языковых учебных предметов, закладывает основу филологического образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - это требования, которые обязательны при внедрении основных образовательных программ начального, основ-
ного, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования теми учреждениями, которые имеют государственную аккредитацию. [2, с.12-15]. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают: единое образовательное пространство Российской Федерации; преемственность образовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Государственные стандарты содержат требования к условиям реализации программ, к их структуре и результатам освоения, а с вводом инноваций возрастают требования к преподавателю, что ведёт к изменению самого образовательного процесса.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Основная часть. Существенную роль в управляемости учебным процессом играют педагогические технологии, охватывающие сферу практического взаимодействия учителя и учащегося. Это происходит во всех видах деятельности, в основе которых лежит чёткое целеполагание, систематизация с чёткими приемами обучения. Педагогические технологии осуществляют управление педагогическим процессом и гарантируют достижение поставленных целей, используя передовой опыт на базе теории управления, психодидактики, менеджмента и кибернетики.
Развитие и формирование коммуникативной культуры учащегося является главной целью практического овладения, свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных бытовых ситуациях («Сфера обслуживания»). Коммуникативный подход к обучению используется, например, в учебном пособии Spotlight (авт. Эванс, Дули). С учетом требований ФГОС и примерной программы по английскому языку создан курс «Happy English.ru», ориентированный на российского ученика на особенности его менталитета, основанных на социокультурных знаниях и умений восприятия британской культуры. [3,10]. Учащиеся знакомятся с современной жизнью и историей страны изучаемого языка, с историей Великобритании. Развитие патриотизма в понимании того, что в нашей стране есть много интересного, о чем можно рассказать зарубежным сверстникам и что нашей Родиной можно и нужно гордиться. Цель курса - это достижение личностных, предметных и метапредмет-ных результатов ФГОС [3,15].
Интернет-технологии активно применяются на уроках английского языка (диалоги, песни, фильмы на иностранном языке, интернет-олимпиады Oxford, Macmillan). Виртуальная среда интернета даёт возможность выйти за рамки времени и пространства, осуществляет возможность естественного общения друг с другом. Проектная форма работы даёт возможность естественного развития кругозора учащихся, расширения границы владения языком с применением накопленных знаний по предмету. Учащиеся учатся слушать и слышать англоязычную речь и понимать друг друга в ходе прямого контакта со сверстниками - участниками творческого процесса.
Интерактивность моделирует реальные ситуации из жизни заставляя учащихся адекватно реагировать на них с применением английских фраз и выражений по пройденным темам. Работа проводится в парах, группах, используя интервью и опросники, в которых можно дать чтение, грамматику, аудирование с выполнением разных заданий.
Культурное наследие России и сюжетные истории из жизни российских и английских школьников включены в разделы УМК [4,5]. Умение воспринимать и понимать речь на слух при устном опережении обеспечивает развитие языковых знаний и коммуникативных умений. В процессе обучения и развития учащихся, расширяется их лексико-грамматический запас. Аудирование становится первостепенной целью обучения. Обычно используются упражнения на повторение, подстановку, трансформацию и на соединение речевых клише, с включением различных тематических игр на отгадывание, с элементами информационного пробела [5,16]. Чтение, как вид речевой деятельности, направлен на получение информации, представленной в графической форме. В младших классах основной целью обучения является тренировка техники чтения по специально подобранным упражнениям: повторение слов и словосочетаний, хоровое чтение за учителем, чтение по цепочке, соблюдая очерёдность, темп и ритм, как в прямом порядке, так и с конца предложения [5,17]. Следующим шагом в обучении начинается постепенное овладение основами письменной речи это могут быть: письма, поздравительные открытки, анкеты, которые следует заполнить по образцу [5,18].
Взаимосвязь педагогических инноваций в реформировании образования ни что иное, как педагогические нововведения, которые направлены на изменение в образовательной среде, введённых для улучшения её показателей в области педагогики. Основные направления педагогических инноваций - это разработка стратегий и концепций развития с обновлением его содержания, разработка новых технологий в обучении и воспитании, с подготовкой педагогов и оптимизация управления образовательными учреждениями и другие.
Таблица 1.
способствующие удерживающие
полное использование знаний и повышение престижа неполное использование знаний и снижение престижа
повышение заработной платы снижение заработной платы
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019
Силы, способствующие и удерживающие нововведения
увеличение прав уменьшение прав
повышение авторитета руководителя и инноватора снижение авторитета руководителя и инноватора
улучшение рабочей атмосферы в коллективе между коллегами и с руководством ухудшение рабочей атмосферы в коллективе между коллегами и с руководством
повышение возможностей для самоутверждения снижение возможностей для самоутверждения
работа в лучших условиях с возможностью повышения квалификации работа в худших условиях и снижение возможности для повышения квалификации
По характеру инновационной деятельности инноваторы различаются на создателей и реализаторов, как профессиональные, так и самодеятельные по отношению к основной специальности.
Освоение авторских методических технологий может служить переходом на новые УМК (учебно-методический комплекс). К примеру, совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствуют эффективному освоению учащимися учебного материала, который входит в учебную программу. Методические комплексы, для изучения английского языка, состоят из двух частей: аудио курсов, интернет-поддержки («Электронная оболочка») и наглядный дидактический материал, книга для учителя, учебник, книга для чтения и рабочая тетрадь («Бумажное ядро»).
Заключение. Анализируя педагогические нововведения выясняем, что педагогические нововведения не исчезают, а переходят с актуальных, в разряд потенциально возможных. Их существование соответствует скорее логике культуры, чем логике познания, что позволяет сформулировать закономерность, выраженную в специфике педагогического нововведения, т.к. реальность развивается в логике культуры, а педагогические нововведения являются множественными направлениями развития педагогической реальности, одновременно по объективным и субъективным причинам, меняя лишь свои роли в жизненном цикле нововведений, приводящих к повышению эффективности и качества образования.
Список литературы:
[1] Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. // М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. // М.: Просвещение, 2010. С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.
[3] Кауфман К. И. Счастливый английский. ру. Рабочая программа курса английского языка для 2-4 классов общеобразовательных школ // Обнинск: Титул, 2013.
[4] Вербицкая М.В. Английский язык: программа: 2-4 классы // М.: Вентана-Граф, 2012. (Forward)
[5] М.В. Вербицкая и др. Английский язык: 3 класс: пособие для учителя // М.: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2012.
Spisok literatury:
[1] Primernye programmy po uchebnym pred-metam. Nachal'naya shkola. V 2 ch. CH. 2. // M.: Prosveshchenie, 2011. (Standarty vtorogo poko-leniya)
[2] Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya / Min-isterstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. // M.: Prosveshchenie, 2010. S izmeneniyami i dopol-neniyami ot: 29 dekabrya 2014 g., 31 dekabrya 2015 g.
[3] Kaufman K. I. Schastlivyj anglijskij. ru. Rab-ochaya programma kursa anglijskogo yazyka dlya 2-4 klassov obshcheobrazovatel'nyh shkol // Obninsk: Htul, 2013.
[4] Verbickaya M.V. Anglijskij yazyk: programma: 2-4 klassy // M.: Ventana-Graf, 2012. (Forward)
[5] M.V. Verbickaya i dr. Anglijskij yazyk: 3 klass: posobie dlya uchitelya // M.: Ventana-Graf: Pearson Education Limited, 2012.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019